Тема 2.2 Основные методические приемы и средства обучения грамот. Некоммерческая профессиональная
Скачать 175.2 Kb.
|
Этапы формировании графического навыка:Заштриховка фигур, обводка трафаретов и другие упражнения, направленные на выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, вести прямую линию и закруглять ее, соизмерять длину линий и т. п. Письмо элементов букв.Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов для выработки навыка соединения букв. Конечная цель формирования двигательной стороны графического навыка состоит в выработке плавных и быстрых ритмических колебательных движений кисти руки, на которые нaIcлaдывaютcя дополнительные микродвижения, связанные со спецификой написания каждой отдельной буквы. Очень важно для овладения навыком письма развитие движения пальцев и кисти руки, которое к моменту поступления в школу еще не совершенно, так как не закончено окостенение пальцев кисти. В связи с этим в изображении 27 прямых линий, овалов заметно дрожание, прямые черты получаются изогнутыми, овалы не всегда замкнуты Методы и приемы o6y чения письмуВ системе обучения письму получили распространение следующие методы: копировальный, линейный, генетический, ритмический, метод Карстера. Копировальный иетод заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях точками, бледными чернилами или написанных учителем карандашом. Обведение готовых образцов не ведет к сознательному овладению графическим навыком, оно построено на механическом, притупляющем ум упражнении. Однако умелое применение этого метода может дать определенный эффект как при обучении письму отдельных букв, так и при исправлении почерка во 11—IV классах. В основе линейного метода лежит шрифтовой подход к обучению — точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Это давало возможность писать буквы и слова, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма, наклон, расстояние между элементами. Графическая сетка применялась еще в XIX в., но от ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Стали издаваться пособия без косой сетки: только с линиями, определяющими направление строки и высоту букв. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. Генетический иетод заключается в том, что сначала изучаются более простые с точки зрения графики буквы, а затем более сложные. По составу сходных элементов буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. В обучении письму этот метод применялся Песталоцци. Перенесенный в русскую школу генетический метод пришел на смену механическим упражнениям. При обучении письму букв в порядке, данном в букваре, этот принцип нарушался. Однако методисты понимали, что нельзя писать буквы без их осмысления, в отрыве от чтения. Поэтому генетический метод в школах применялся уже после того, как дети научатся писать некоторые или все буквы, т.е. для 29 усовершенствования навыка письма, отработки формы буквы в послебукварный период. Ритмический (тактический) иетод это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. При ограниченном применении ритмический метод повышает интерес к занятиям, развивает уверенность и плавность движений руки, способствует установлению необходимой скорости письма. Он удобен для работы со всем классом, но при длительном и постоянном применении такого метода дети быстро утомляются. Метод Карстера заключается в прописывании специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Упражнения-«росчерки» необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. Этот метод предусматривает письмо 19 элементов в крупном плане, затем письмо букв, связанных особыми штрихами, а затем уже слов без всяких вспомогательных линий. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерка, так как многие «росчерки» сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения успешно используются и для обучения детей. В практике обучения ни один из рассмотренных методов в качестве единственного себя не оправдал. Наилучшие результаты всегда достигались путем разумного сочетания этих методов на определенных этапах обучения письму. Приемы обучения письиу и чистописанию: —показ написания учителем; списывание с roтoвoro образца; копирование; воображаемое письмо ; анализ формы букв; усвоение правил письма; письмо под счет (тактирование); анализ ошибочного написания. 31 Показ написания учителем. Основным приемом обучения письму является показ учителем процесса письма, сопровождаемый объяснением способа написания. Показ осуществляется на доске для всего класса или индивидуально в тетради ученика. Написанное на доске можно еще раз обвести указкой. Такой показ обязателен, если учащиеся впервые знакомятся с буквой или соединением. Усвоение правил письиа. Это способствует сознательному овладению навыком письма. Правила формулируются кратко, их должно быть немного. Правила складываются из тех задач, которые учитель ставит перед учащимися на данном этапе обучения. Например: класс: буквы надо писать с одинаковым наклоном; буквы в словах надо писать на одинаковом расстоянии; писать надо красиво. класс: буквы в словах надо писать одинаковой высоты; cлor пишется безотрывно; писать надо быстро и красиво. 32 Чтобы учащиеся могли выполнить каждое из этих правил, учитель должен им объяснить, от чего зависит ero выполнение. Не следует обращаться к правилам ежедневно, но и забывать о них нельзя. Письмо под счет (тактирование). Письмо в такт счету способствует выработке плавного, ритмичного письма определенного темпа. Это вспомогательный прием, который не следует применять слишком длительно. Счет зависит от того, какой элемент пишется. Движение основное («на себя») сопровождается счетом «раз, два, три». Соединительное движение («от себя») производится на счет «и». При этом продолжительность произнесения звука [и] зависит от длительности движения. Поначалу учитель пишет на доске и тактирует, затем считает, сопровождая письмо учащихся. Тактирование используется и при письме соединений, СЛОГОВ И І£О]ЭОТКИХ СЛОВ. Анализ ошибочного написания. При таком анализе в 1 классе ошибочное написание не выносится на доску. Учащиеся рассматривают письмо в своих тетрадях и отвечают на вопросы: Кто не довел палочку до верхней (до нижней) ЛИНИИ Все ли элементы имеют одинаковый наклон? У кого элементы вышли за строку? При этом учитель или учащиеся объясняют, что надо де- лать, чтобы ошибки не повторялись. Уроки обучения письму, приемы, используемые на этих уроках, будут эффективными лишь в тех случаях, когда вся деятельность учителя будет направлена на преодоление трудностей, испытываемых отдельными учениками. В связи с этим большое значение приобретает индивидуальная работа с детьми. Не следует торопиться при обучении начертанию первых букв. На нескольких первых уроках следует выявить уровень подготовки каждого ученика к письму и оказывать индивидуальную помощь тем, кто испытывает наибольшие TJ3 ДНОСТИ 34 |