баряева. Никитина канд пед наук, доц. О. П. Гаврилушкина Баряева Людмила Борисовна
Скачать 0.75 Mb.
|
Пространственные представления, осуществляя пространственную ориентировку в воде: на ее поверхности, на дне емкости для воды в ходе игр с различными игрушками и натуральными предметами (ракушками, камешками, листьями, веточками, плодами растений и т. п.), которые тонут и не тонут в воде. Ребенок, подражая действиям взрослого, а также следуя образцу или словесной инструкции педагога, погружает предметы и игрушки в воду. При этом он называет и показывает пространственные направления (на дне, на поверхности йоды, по всей поверхности воды, у одного края таза или панночки и т. п.). Количественные представления, погружая в воду заданное количество объектов, соотнося одно количество с другим и т. п. Например, педагог предлагает детям бросить в воду определенное количество камешков, потом разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п., мосле этого опустить в воду заданное количество натуральных листьев. Листья собирают летом или осенью, засушивают и используют в разные сезоны. Далее взрослый просит детей назвать количество листьев и камешков в воде, сосчитать их и сказать, чего больше, а чего меньше. Сравнение в трехмерном пространстве емкости, наполненной водой, не дает возможности ребенку пользоваться приемами проверки — приложением или наложением. Это усложняет игровую задачу, способствует развитию наглядно-действенного мышления ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. Педагог помогает детям решить эту игровую задачу, показав, как можно поместить листик под камешек (камешек удерживает листик на дне), таким образом, дети сравнивают две группы множеств, определяют равенство или неравенство. Играя с цифрами-рыбками, дети действуют по словесной инструкции взрослого. Они бросают в воду те или иные пластиковые цифры, а затем достают из воды те, которые просит взрослый. Вместо словесной инструкции можно использовать звуковые сигналы, например удары по музыкальному треугольнику или в барабан. Задание можно усложнить, предложив детям выполнить его с закрытыми глазами: найти на поверхности стола, на краю ванночки названные цифры или заданное количество одноименных игрушек, опустить их в воду, выловить нужное количество объектов или соответствующую цифру и т. п. В этом случае развиваются тактильные ощущения детей. Цифры можно прикреплять к кафельной или зеркальной поверхности в соответствии с игровой ситуацией. Например, педагог просит ребенка «поймать» сачком цифру 2 и прикрепить ее к кафельной стене, а затем поймать цифру 3 и прикрепить ее, потом цифру 1 и найти ей место в ряду. Игровое упражнение усложняется, если некоторые цифры располагаются в воде в перевернутом виде. В этом случае ребенку предлагается достать из воды сначала те цифры, которые перевернулись, и прикрепить их к кафелю, а затем все остальные и найти им место в ряду на кафельной стене. Представления о величине.В воду опускается различный природный материал, ткань, бумага, предметы, игрушки. Дети, играя, например в кораблики, определяют их отличия друг от друга по величине, называют их. Они опускают на воду сначала большой кораблик, потом поменьше и т. д. Сравнивая натуральные предметы (листья и камешки) по весу, дети приходят к выводу, что тяжелый камешек тонет, а легкий листик не тонет, он плавает на поверхности воды. Детям предлагается выловить с помощью сачка или удочки с магнитом различных по размеру рыбок. При этом и сачки выбираются разные по величине. Игры, формирующие величинные представления, проводятся и на основе тактильного восприятия. Например, дети с закрытыми (завязанными) глазами должны сначала найти соответствующие пластиковые геометрические фигуры, бросить их в воду, а затем выловить из воды, осуществляя поиск на основе тактильного восприятия и др. Представления о геометрических фигурах. Использование в играх с водой различных пластиковых геометрических фигур способствует закреплению представлений детей о форме. Дети по словесной инструкции взрослого бросают в воду те или иные фигуры в потом также по инструкции педагога достают их из воды и прикрепляют к кафельной стене, составляя картинки, орнаменты и т. п. Для развития тактильных ощущений детей игровые задания выполняются с забытыми (завязанными глазами). Дети находят на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие геометрические фигуры и опускают их в воду, а затем им на вливают их из воды. После этого проверяется правильность выбора на основе зрительного восприятия и т.п. В играх с геометрическими фигурами, цифрами, предметами различной тяжести и величины ведется работа над развитием речи (слова-антонимы: тяжелый/легкий, тонет/не тонет, плавает/тонет), в процессе которой дети учатся описывать свои действия, рассказывать о них, обращаться друг к другу со словесными просьбами по поводу игровой ситуации и т. п. Театрализованные игры Театрализованные игры способствуют раскрепощению детей, снимают физическое и психическое напряжение, поддерживают ровное положительно эмоционально окрашенное настроение и хороший уровень работоспособности, что особенно важно для формирования математических представлений — наиболее сложных для детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Именно поэтому занятия по элементарному математическому развитию детей на всем протяжении их пребывания в детском саду проводятся в форме игры — деятельности, наиболее понятной и привлекательной детям. Даже для старших дошкольников с задержкой психического развития игровая мотивация решения познавательных задач (например, обобщение, вычисление, решение арифметических задач и т. п.) является наиболее доступной. В таком аспекте мы и предлагаем использовать театрализованные игры-занятия с математическим содержанием в коррекционной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Занятия по формированию элементарных математических представлений, построенные на театрализованной игре, тесно связаны с занятиями по другим разделам программы, таким как развитие речи, формирование представлений о себе и окружающем мире, изобразительная деятельность, ручной труд. Тематическое планирование занятий по формированию элементарных математических представлений, а также различных видов совместной деятельности с математическим содержанием находит свое выражение и в выборе театрализованных игр: режиссерских или игр-драматизаций. Чаще всего театрализованная игра разворачивается на материале тех математических представлений, которые формируются у детей в настоящее время: количественных, временных, пространственных. В содержание этой работы могут быть включены литературные произведения, с которыми дети знакомятся на занятиях по развитию речи, а также литературный материал, специально подобранный для занятий по математическому развитию детей. Такой материал представлен в третьем разделе пособия. В качестве содержания режиссерских игр и игр-драматизаций могут выступать арифметические задачи, ситуации на пространственную ориентировку и т. п. Умелое использование театрализованных игр в процессе формирования элементарных математических представлений способствует также воспитанию собственно игровых умений и навыков. Таким образом, театрализованные игры помогают решать разнообразные коррекционно-развивающие задачи. Особая эмоциональная атмосфера театрализованных игр создается педагогом с помощью всех доступных средств: мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа и ритма речи и т. п. Используя ярко выраженные положительные эмоциональные проявления, педагог привлекает внимание детей к театральным куклам и действиям с ними. Все действия сопровождаются словесными пояснениями, которые помогают детям не только увидеть рисунок этих действий, но и понять их ми тематический смысл. Форма проведения театрализованных игр с математическим содержанием может меняться в зависимости oт задач. Поэтому такие игры целесообразно проводить с небольшими группами детей, а в некоторых случаях и индивидуально. Поскольку большинство детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью страдают и нарушениями двигательных функций (не только при детском церебральном параличе), место для театральных игр должно находиться вблизи от них (декорации, специально оформленные помещения и т. д.). В театрализованных играх с математическим содержанием следует активно пользоваться приемом совместных действий, например количественных или пространственных. Его применение дает возможность ребенку почувствовать темп, траекторию, характер движения, ощутить его, создать кинестетический образ, сосредоточить на нем внимание. Это, в свою очередь, кидает условия для постепенного усвоения ребенком способа выполнения действия и целенаправленного его применения в структуре более сложных произвольных движений, необходимых для освоения количественных, пространственных, величинных и других математических представлений. Жизненный опыт дошкольников с интеллектуальной недостаточностью очень ограничен. Долгое время они самостоятельно не могут заметить и понять отношения между объектами и явлениями окружающей действительности, овладеть словами, их обозначающими. Понимание этих отношений становится доступным им только в процессе длительного, целенаправленного обучения. Поэтому необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта становится соблюдение в игре определенной последовательности, приводящей к решению математической задачи: арифметической, связанной с пространственной ориентировкой, с определением относительности и транзитивности величины, с последовательностью временных представлений и т. п. Наш опыт показал, что наиболее эффективной при организации театрализованных игр с математическим содержанием является следующая последовательность: - проигрывание действий педагогом на глазах у детей; совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком; выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога; выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым; выполнение действий ребенком по словесной инструкции педагога; речевое комментирование ребенком выполняемых им действий. Проигрывание разнообразных ситуаций с одинаковым, в затем и с противоположным значением — основа понимания многих арифметических действий. Это необходимо прежде всего для решения арифметических задач, понимания пространственных отношений. Например, педагог предлагает детям выполнить игровые действия с противоположным значением: «Положи гриб в корзину» — «Возьми гриб из корзины»; «Белка спрятались в дупло» — «Белка выпрыгнула из дупла» и т. п. В них элементарных отобразительных играх используются объемные игрушки, стендовый театр, театр на ковролинографе, а также различный иллюстративный материал: картинки с движущимися моделями (картинка выполнена на листе бумаги форматом А4, A3, А2; к ней свободно прикреплена, например на ниточке, объемная или плоскостная фигурка, манипулируя которой ребенок выполняет действия и называет их). Для таких игр используются следующие тематические картинки «Грибы и белка» (белка и один гриб прикреплены на ниточке), «Лебеди плавают в озере» (один лебедь прикреплен на ниточке), «Рыбки плавают в аквариуме» (одна рыбка прикреплена на ниточке), «Белка и елка с шишками» ((белка и одна шишка прикреплены на ниточках) и т. п. Особенно привлекательны для детей приемы драматизации ситуации, ее импровизации и театрализации, которые способствуют пониманию детьми различных свойств и отношений математического характера. С помощью этих приемов дети погружаются в игровую синю, в естественной игровой обстановке усваивают различные математические отношения — сложения и вычитания. Например, в игре «На лесной полянке» педагог предлагает детям надеть маски зайчиков (белок, It и г. п.) и поселиться на «лесной полянке». Участие взрослого в таких играх обязательно. Он берет на себя ведущего, организатора игры. По просьбе «мамы-зайчихи» или «мамы-ежихи» (чью роль выполняет педагог) дети могут прискакать или подойти, поиграть с ней и т. п., а затем ускакать или отойти от нее, поиграть на полянке и пр. При этом дети с помощью педагога поясняют свои действия, пересчитывают количество «зайчиков» или «ежей», по словесной инструкции педагога (записанной на аудиокассету), они выполняют соответствующее количество движений. Примеры подобных игр-занятий даны в третьем разделе пособия. Такого типа игры могут проводиться с применением настольного театра, кукол-бибабо, пальчикового театра и т. п. Например, традиционно используется в процессе игр с детьми раннего возраста потешка «Пальчики»: «Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик— бабушка, Этот пальчик — папа, Этот пальчик — мама, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья». В процессе движений пальчиками у ребенка развивается мелкая моторика. В то же время эти упражнения с успехом используются и для развития математических представлений. Например, взрослый рассказывает потешку и просит ребенка, показав нужное количество пальчиков, сосчитать их, сказать, сколько всего человек живет в семье. Можно предложить ребенку поиграть в пальчиковый театр (разноцветные пальчики, пальчики с мордочками). В этом случае количество персонажей увеличивается по сравнению с приведенной потешкой (по две-три одинаковых игрушки-пальчика). Педагог просит сначала сосчитать, сколько надо выбрать игрушек, для того чтобы показать и рассказать эту потешку. Затем предлагает ребенку надеть, а при необходимости помогает ему это сделать, пальчиковые игрушки на пальчики последовательно, начиная с большого пальца, затем сжать пальчики в кулачок и показывать, когда он услышит название того героя, о котором говорится в потешке. После игры педагог спрашивает, сколько всего персонажей участвует в потешке, и просит назвать общее количество. Во всех случаях действия детей, или игровых персонажей, сопровождаются речью. Со своей стороны педагог постоянно предлагает образцы речевых конструкций, выбирая для этого увлекательную форму подачи материала. После выполнения каждого игрового действия ребенок называет его. Таким образом, постепенно, благодаря многочисленным игровым упражнениям, с помощью взрослого он учится рассказывать о том, как разыгрывалась ситуация. Аналогично проводится работа с различными глаголами-антонимами, понимание смысла которых необходимо для решения арифметических задач (ушла/пришла, прилетели/улетели и т. п.). Театрализованные игры-занятия непременно следует сопровождать музыкой. Музыка оказывает общеразвивающее влияние на детей и создает благоприятный положительный эмоциональный фон для их деятельности, придает образность выполняемым действиям. Например, педагог предлагает детям превратиться в лесных зверей. Дети надевают элементы костюмов, взрослый включает аудиозапись звучит инструкция: «На полянку выскочил зайчик. Попрыгаем вместе с ним (отстукивается один-два такта). А теперь на полянку выходит лисичка. Пойдем вместе с ней (один-три такта). Вот на полянку выходит медведь (один-четыре такта). Сосчитайте, сколько раз прыгнул зайчик, и покажите столько же пальчиков (один, два). Сосчитайте, сколько шагов сделала лисичка (один, два, три). Сосчитайте, сколько шагов сделал медведь (один, два, три, четыре). (Каждое задание повторяется несколько раз). Догадайтесь, кто это и сколько движений он сделает: зайчик (два), лисичка (три) и т. д.». Количество движений зависит от сформированности количественных представлений у детей. Наиболее значимыми для формирования элементарных математических представлений являются, на наш взгляд, игры-драматизации. Они позволяют ребенку понять и проиграть ситуации, связанные с временными, пространственными и количественными представлениями. Например, игры-драматизации могут использоваться в процессе обучения решению арифметических задач. Приведем пример игровой ситуации. ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РЕШЕНИЮ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Педагог оформляет декорации: расставляет макеты деревьев (лес) и расставляет под ними грибы. Одному из детей он предлагает стать ежом, который будет собирать в лесу грибы. Педагог. «Ты, Сережа, будешь у нас ежиком. Я сейчас буду рассказывать задачу, а ты выполняй всей действия, о которых в ней говорится. (Имитируя движения ежа, ребенок выходит на «полянку» и в соответствии с содержанием задачи «собирает» грибы). На полянке выросло три гриба (педагог обводящим движением руки показывает детям на деревья, грибы). Пришел на полянку еж, сорвал один гриб (ребенок берет гриб, отходит в сторону и садится в своем «домике») и съел гриб (имитационные движения). Сколько грибов осталось расти на поляне?» (Обводящим движением руки педагог фиксирует внимание детей на оставшихся на поляне грибах). Такие задачи-драматизации очень привлекательны пни детей и по форме, и по содержанию. Они удовлетворяют появившуюся у многих старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью потребность в перевоплощении, стимулируют ролевое поведение детей вызывают яркий эмоциональный отклик. Они позволяют также развивать внимание, память, так как ребенку нужно не только сконцентрироваться на исполняемом действии (еж гуляет по лесу), но и слушать содержание задачи, чтобы включиться в нее в определенном месте. Такого типа задачи-драматизации хорошо сочетаются с решением задач-драматизаций, it удержание которых отражает реальные действия из жизни детей. |