Николай Линде Психологическое консультирование. Теория и практика Издательские решения
Скачать 1.27 Mb.
|
Глава 8. Зависть Зависть – мучительное чувство, но редко клиенты признаются в нем, потому что это чувство еще и стыдное. Тем более редко ставится вопрос об избавлении от зависти. Тем не менее в структуре человеческих проблем чувство зависти зачастую играет важную, а иногда и основную роль. Поэтому психолог может обнаружить чувство зависти внутри заявленной темы как основу проблемы, без разрешения которой успех не будет достигнут Зависть – это сильное желание иметь нечто, что имеет другой человек, при ощущении несбыточности своих претензий и ощущении личной несостоятельности в связи с этим. Объектом зависти могут служить не только материальные блага, любовь коготок другому человеку, его слава и т.д., но и какие-то качества его личности, например красота или талант. Но объект зависти является символом престижа и успеха, обладание им «поднимает» человека в глазах общества на определенную высоту. Отсутствие же этого объекта унижает человека, его не имеющего, способствует развитию в нем чувства неполноценности. Зависть может привести как к депрессивным состояниям, таки к развитию агрессивности, коварству, ревности, обидам, самоуничижению, ощущению несостоявшейся жизни и другим негативным последствиям. Эмоция зависти и различные точки зрения на ее происхождение хорошо изложены в книге Е. П. Ильина Основа зависти – сравнение себя с кем-то другим. Индийская притча рассказывает, как один раджа нарисовал прямую линию на песке и обещал всякому, кто сделает ее короче, не прикасаясь к ней, полцарства. Многие пытались, но ничего у них не вышло, они поплатились головой за свою самоуверенность. Наконец, все отчаялись и прекратили попытки решить эту нерешаемую задачу. Но однажды пришел какой-то веселый парень из далекой деревни, чем-то напоминающий русского Иванушку-дурачка. и нарисовал рядом с первой линией вторую, более длинную… В сознании людей зависть бывает черная и белая. Черной называют зависть, смешанную с неприязнью, даже с ненавистью к обладателю желанных предметов или качеств. Такая зависть толкает завистника к тому, чтобы отнять желаемый объекту другого, присвоить его себе или хотя бы лишить обладания им того, кому он принадлежит. Может быть, как-то подло навредить собственнику объекта, даже убить его. Как это произошло в известной всем пьесе Пушкина Моцарт и Сальери». Белая зависть предполагает доброжелательное отношение к человеку, обладающему желанным объектом или качеством, даже восхищение им, связанное с намерением достичь тех же высот или приобщиться к ним через дружбу с этим человеком. Например, почитатель знаменитого писателя может завидовать его славе, ноне злится на него, а восхищается ими просит у последнего автограф, чтобы таким образом присоединиться в какой-то мере к желанной славе. Потом он будет показывать автограф своим друзьям, вызывая зависть уже у них. Зависть осуждается и скрывается, из-за этого мало изучается, но именно она является мощнейшим двигателем человеческого поведения и даже кошмарных социальных потрясений. Зависть заставляет людей стремиться превосходить других хоть в чем-то, но признать чужое превосходство хоть в чем-то для многих людей совершенно невыносимо. Чтобы никто не страдал от зависти, люди попытались создать общество абсолютного равенства. К чему это привело, мы знаем. Зависть может стимулировать людей к поиску самосовершенствования, но порой и к жестокой и нечестной конкуренции Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 154 Зависть часто заставляет человека добиваться того, что ему совершенно не нужно, лишь бы превзойти того, у кого это есть. Этим пользуются коммерческие структуры, формируя потребность обладания некоторыми престижными вещами. Одна из самых распространенных мотиваций к покупке некоторых вещей, чтобы быть не хуже других». Завидуют обычно тому, кто находится вблизи или имел те же стартовые условия, но добился большего. Поэтому часто братья и сестры завидуют друг другу, также коллеги, занимающиеся одной работой, одноклассники и однокурсники завидуют тому, кто больше преуспел, жители одной деревни завидуют богатеям, спортсмены одной команды могут завидовать победителю в соревновании и т. д. Дейл Карнеги описывал случай, когда он вместе с одним из отпрысков семьи Рокфеллеров шел по аэродрому к самолету Боинг, принадлежавшему этому отпрыску. Тот показал ему на другой Боинг, огромных размеров, и сказал «Это Боинг моего дяди Когда я разбогатею, я куплю себе такой же Его Боинг был значительно меньше… Люди мало завидуют тем, кто не рос вместе сними, не был однокашником, не занимался одним делом У них меньше оснований сравнивать себя с этим человеком и ощущать собственную неудачу на фоне его успеха. Обычный человек не сравнивает себя с каким- нибудь миллиардером или известной кинозвездой, ведь он не росс этим человеком водной семье или на одной улице, не занимался тем же бизнесом и не пробовал себя в роли киноактера. Дальняя дистанция не позволяет сравнивать себя с этим суперуспешным человеком и смиряться с уничижительным выводом о себе самом. Зависть касается обычно того параметра, в отношении которого происходит конкуренция в некотором сообществе. Например, девочки конкурируют друг с другом по красоте и могут невыносимо завидовать однокласснице, что у нее такие стройные и длинные ноги или такие густые и красивые волосы Мальчики же конкурируют по силе, ловкости, уму или богатству. Они могут завидовать какой крутой мобильный телефону одноклассника или какой он сильный в драке и т. д. Умники тоже могут вызывать зависть, именно поэтому их порой преследуют другие мальчики, стараясь доминировать над ними с помощью силы. Огромное значение для формирования зависти имеет родительское воспитание. Когда ребенку все время ставят в пример кого-то, принижают его способности, постоянно указывают, что кто-то лучше, большего добился, то завистливый характер формируется автоматически. Если сами родители показывают пример завистливого поведения, то дети также легко усваивают этот урок. Существует и стремление вызывать зависть у других Это удовольствие, к которому стремятся многие. Представление о том, как у кого-то вытянется или побледнеет физиономия от зависти, является мощным двигателем для стремления к успеху. Исключительность, уникальность чего-то, чем человек обладает, заставляет всех соперников завидовать, особенно приятно, если они никак не могут добиться того же самого. Управление чужой завистью избавляет от своей собственной и подтверждает чувство превосходства. Стремление к превосходству с целью компенсации чувства неполноценности наиболее подробно и содержательно используется в концепции А. Адлера [1]. Другой стороной этого явления служит страх чужой зависти (сглазят или отнимут, перещеголяют и т.д.). Это порождает стремление прибедняться, скрывать свои достоинства и успехи, богатство и т. д. Зависть, испытанная в детстве, порою может породить проблемы, которые клиент потом несет с собою всю жизнь Молодая женщина, страдающая от астмы, обратилась по поводу неудовлетворенности своими семейными отношениями, но походу проработки ее проблем выяснились многие дополнительные обстоятельства. Она вспомнила, что, когда ей было три года, она безумно завидовала другой девочке, что мама (той девочки) любит эту девочку гораздо больше, чем Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 155 мама клиентки, как ей казалось, любила ее. Поэтому она запланировала сильно укусить в следующий раз эту девочку, которая часто к ним приходила в гости, и даже потренировалась на кукле. Действительно, когда знакомая девочка опять пришла, то она очень сильно ее укусила Девочка стала плакать, прибежала мама клиентки и стала ее сильно ругать и наказала. В результате клиентка не получила столь желанной ей любви от своей мамы, а, наоборот, убедилась, что ее точно не любят Тогда она приняла решение, что надо жить в изоляции от всех, никому не доверять и никому не позволять прикасаться к своему телу! Это решение весьма пагубно сказалось на ее жизни, и когда я объяснил ей, что человек не может быть счастлив, как говорил А. Адлер, без удовлетворения своих кооперативных чувств, связывающих его с другими людьми, она была потрясена Сейчас в моей голове как будто черное становится белым, а белое черным Через некоторое время ее астма перестала ее беспокоить, а ее мама сама пришла ко мне на консультацию. Она сказала: «Вы сделали чудо Раньше она меня просто ненавидела, а теперь у нас добрые отношения!» Еще З. Фрейд [5] описывал явление, которое он называл зависть к пенису, за что его просто ненавидят феминистки. Он считал, что девочки в фаллический период развития (с х до 6- ти лет) чувствуют себя кастрированными и завидуют мальчикам, что у них есть такая замечательная штука. Может быть это объясняется не завистью к анатомической детали мальчиков, но теми преимуществами, которыми сточки зрения девочек обладают мальчики активностью, силой, самостоятельностью, инициативой, смелостью и т. д. Некоторые девочки стремятся развить в себе мальчишеские черты и способы поведения, чтобы компенсировать свое чувство неполноценности Встревоженная клиентка рассказала про свою пятилетнюю дочь, которая всегда проявляла упрямство и самостоятельность. Ей никому не нравится подчиняться и поэтому она не любит ходить в детский сад. В свои пять лет она очень развита и умеет читать. Однажды после возвращения из детского сада она подошла к маме и доверительно сказала Мама, я расскажу тебе очень большой секрет Какой У меня здесь (показывает на центр груди) живет пират У него есть сабля Ноты не бойся, он добрый и защищает всех хороших, кого обижают. Девочка забросила свою коляску и кукол и завела себе картонную саблю. Клиентка очень встревожилась, ей не хотелось, чтобы девочка отождествляла себя с мужским полом, и попросила у меня совета. Я предложил ей при удобном случае сказать девочке А я знаю один еще больший секрет!.. Этот пират, который живет в твоей душе, на самом деле – переодетая принцесса!» Через некоторое время, найдя удобный момент, она именно таки сказала своей дочери. Та застыла в каком-то недоумении и не знала, что маме ответить. Она о чем-то глубоко задумалась и через пару дней спрашивает Мама, а почему я у вас с папой родилась Кто это решил Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика А ты как думаешь Наверное, я сама А тебе это нравится Ну да А почему я родилась девочкой Кто это решил А ты как думаешь (С некоторым удивлением) Получается, что я сама решила… Еще через несколько дней она вдруг заявляет Я думаю, что мне надо выбросить мою саблю Ну (После паузы) Пожалуй, я ее выброшу Ну?.. Через некоторое время решительно встает, берет свою саблю и, скомкав, выбрасывает в мусорное ведро. После этого достает свою игрушечную коляску, кукол и занимается сними Но Наследующий день мама выходит с дочкой гулять, и на сиденье детского велосипедика, который стоял в общей прихожей, они находят красивую, роскошно иллюстрированную, детскую книгу шведского издательства Так поступают настоящие принцессы. Недоумевая, откуда могла взяться такая книга, рядом нет соседей с маленькими детьми, они раскрыли книгу и прочитали примерно следующее Маленькая принцесса просыпается рано утром в своей розовой постельке, одевает свое розовое платье, кушает свою кашку и розовое пирожное А потом берет свой большой меч, одевает рыцарские доспехи, берет щит и идет сражаться с драконом. Она побеждает дракона, освобождает деревню от злых разбойников, а потом защищает всю страну от напавших на нее врагов. Потом, устав от тяжелых трудов, она возвращается домой, ужинает и ложится спать…» Девочка говорит Ну вот Мама в шоке, папа растерян Тогда мама нашла выход Очень аккуратно она нарисовала фломастером знак вопроса рядом с названием книжки. Получилось Так поступают настоящие принцессы Она показала это название дочери. Та сказала А Все понятно и потеряла всякий интерес к книге, после чего ее потихоньку спрятали. Но понятно, что выбор половой идентичности определяется не книжками, а какими-то более существенными факторами семейного воспитания. Обычно когда дочери сообщается, что все ждали мальчика, или когда отец в семье отсутствует, то девочка развивает в себе мужские черты. Единственный в семье мальчик обычно соревнуется с отцом, если отец недостижим для него, то он может пойти каким-либо отклоняющимся путем развития Знакомые и родственники этой семьи всегда удивлялись Такая замечательная, порядочная семья, детям так много внимания уделяется. Папа такой выдающийся, мама такая добрая, а сын – наркоман, ничего не хочет делать, не хочет учиться Что делать Никто не знает Папа там действительно просто из бронзы выкован, собственным трудом и талантом заработал свои миллионы. Сын тоже хотел бы также, завидует, ноне видит возможности, он чувствует, что никак не может догнать отца. Поэтому Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 157 единственное, что он может сделать, чтобы сравниться с ним, то это украсть у отца ключи от мерседеса и, конечно же, разбить его на первом же перекрестке Папа все равно спасает своего сына из неприятной истории, но отчаяние заставляет сына пробовать другие выкрутасы, в том числе наркотики. Эту историю в качестве метафоры я рассказываю другому молодому, сыну мультимиллионера, который отличался хулиганством, алкоголизмом, неуправляемостью, нежеланием учиться и работать, пробовал наркотики и т. д. А этот молодой человек с гордостью заявляет мне Ау меня на счету три папиных машины В другой раз он также гордо заявляет Я испытал в жизни такое, что вами не снилось Это он намекал на свои полукриминальные приключения, наркотики, женщин и еще на что-то. Но все, что было рассказано до сих пор, это зависть к другим людям. Но бывает, и не так уж редко, когда человек завидует себе самому. Эта проблема препятствует развитию и достижению успеха. Никто не достигал успеха сразу, многие люди прошли через этапы непонимания, отвержения и неудач. Но тот, кто стремится к успеху, естественно отвергает в себе неудачника. Он не может смириться со своим неуспехом и изо всех сил рвется к достижениям. Но, когда он близок к успеху или даже достиг его, почему-то он не чувствует радости, а порой даже испытывает депрессию. Даже порой почему-то теряет все свои достижения и скатывается в алкоголизм или апатию. Внутри него живет такая часть личности, которая ощущает себя неудачником (человек может этого не осознавать) и недовольна успехами основной личности, хочет, чтобы таверну- лась в состояние неудачности и ставит ей подножки». Методы работы с проблемой зависти. Открытие терапевтом того, что проблемы, заявляемые клиентом, в качестве первоисточника имеют чувство зависти к тому или иному лицу. Помощь клиенту в осознании своей зависти и взаимосвязи между этим чувством и обсуждаемыми негативными психологическими и психосоматическими явлениями. Помощь клиенту в осознании того, что зависть является оборотной стороной неуважения к самому себе, непринятия самого себя таким, какой ты есть. Помощь клиенту в признании самого себя, принятии отвергнутых им частей собственной личности, становлении интегрированной личностью, развитии самоуважения. Помощь клиенту в осознании собственного пути в жизни, собственных достижений, прекращении сравнения и соревнования с другими. Быть самим собой и одобрять самого себя. Помощь клиенту в интеграции с другими людьми, развитии его кооперативных чувств (любви, дружбы, чувства нужности и т.д.). Развитие в нем стремления к взаимопомощи и близости по отношению к другим людям. Контрольные вопросы. Почему зависть всегда основана на чувстве неполноценности. Какую роль в формировании зависти играет чувство недостижимости желаемого. Можно ли жить, не сравнивая себя с другими Что для этого необходимо. Что такое зависть к пенису у женщин Действительно ли это чувство им свойственно. Что такое кооперативные чувства и их роль в человеческой жизни? Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. МН. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика. Джеймс Д, Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М, 1995. 3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. 4. Котляров А. В. Освобождение от зависимостей. М, 2005. 5. Осборн Р. Фрейд для начинающих. Минск, 1998. 6. Рудестам К. Групповая психотерапия. М, 1990. (Гл. «Гештальттерапия». ) Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 159 Глава 9. Стыди вина Стыд проявляется в тех ситуациях, когда человека оценивают или он ожидает чьей- то оценки. Например, на экзамене студентка почему-то вся заливается краской и от страха и смущения не может нормально отвечать, хотя прекрасно знает билет, причем это происходит на каждом экзамене. Некоторым людям мучительно трудно проходить отбор при приеме на работу, даже послать свое резюме в ту или иную фирму. Часто человек испытывает стыд при знакомстве с новой компанией ив других ситуациях, когда оказывается на виду. Стыд является формой гнева по отношению к самому себе, он заставляет бить самого себя кулаком по голове, говоря Какой же я дурак, или краснеть как рак при воспоминании о своем позоре, или ходить с поникшей головой, считая, что теперь его все точно отвергнут. Стыдящийся человек в глубине души уверен Если бы они меня лучше знали, они бы поняли, какой я плохой». Психологические модели стыда Стыд как результат психологической травмы Соответствующее убеждение зарождается в человеке в результате тех ситуаций, когда его публично стыдили или он сам чувствовал себя опозоренным. Причины, по которым это произошло, могли быть совершенно незначительными. Например, маленький ребенок мог намочить штанишки, за что его ругали родители или над ним насмехались сверстники. Его могли застать за сексуальными играми или стыдить за слезы, забывчивость или трусость. Энурез и энкопрез, ожирение, позорные ошибки, какие-то другие особенности, за которые ребенка стыдили, могут послужить поводом для образования стойкого состояния стыда. Обидные прозвища, остракизм со стороны одноклассников, провал перед девочками, неудача при публичном выступлении и т. п. – все это может послужить источником данного комплекса. Многие дети, которых в детстве били, могут стыдиться этого. Человек, которого в детском саду воспитательница заставила в качестве наказания снять перед всеми штаны, став взрослым, опасается публичного позора. Девочки, подвергавшиеся сексуальным домогательствам, грязным приставаниям, обычно испытывают подобные чувства. У стыдящегося человека поражено чувство идентичности, он ожидает оставления со стороны общества [6], он верит, что не имеет права ему принадлежать. В критических случаях он может переполняться и парализоваться стыдом. Стыдящийся человек чувствует себя подвергнутым опасности, выставленным на всеобщее обозрение, неадекватными отвратительным. Он часто реагирует ненавистью к себе, осуждением себя вслед за воображаемым осуждением со стороны других. Он не столько наказывает себя за конкретное деяние или не деяние, как при чувстве вины (см. ниже, но осуждает себя самого в целом, считая себя каким-то «недоче- ловеком». Для преодоления стыда индивид может начать пить, а алкоголизм будет порождать новые волны стыда. Как в истории про пьяницу из сказки Маленький принц Аде Сент-Экзюпери: – Я пью, потому что мне стыдно Стыдно чего Стыдно пить Здоровой альтернативой чувству стыда является чувство собственного достоинства. Одна из основных трудностей при терапии стыда заключается в том, что стыдящийся человек будет скрывать позорные страницы своей истории, он должен обрести большое доверие к терапевту, чтобы рассказать ему эту тайну, и будет ждать осуждения и знаков отвержения сего стороны. Необходимо проявить понимание и уважение к его чувствами пока Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 160 зать, что вы не осуждаете его, а сочувствуете ему. В тоже время нельзя проявлять жалость, поскольку она фиксирует в клиенте ощущение позора и позицию жертвы. Главная задача терапевта состоит именно в том, чтобы вытащить клиента из позиции жертвы, помочь ему дать отпор преследователями победить их в своем воображении. Также необходимо, чтобы клиент перестал злиться на самого себя и считать себя плохим. Для этого нужно найти исходную ситуацию, в которой клиент был опозорен. Терапевт должен встать на сторону клиента и помочь ему признать свое достоинство и отвергнуть чувство стыда. Родительские предписания как источник стыда Как известно, родительские предписания (или послания) обычно воспринимаются ребенком как непререкаемые истины. Послания, создающие чувство стыда, говорят ребенку о том, какой он. Р. Поттер-Эфран [6] перечисляет следующие послания, которые порождают чувство стыда Послания о неполноценности Ты нехороший Ты недостаточно хорош Тыне наш Тебя невозможно любить Предпочтение имиджа семьи в ущерб реальности Скрытность и конспирация Родительское пренебрежение или отсутствие интереса Преобладание тем оставления и предательства Физическое или сексуальное насилие, нарушение автономии Побуждение быть совершенным Контроль посредством стыда Глубокий стыд родителей. Все эти воздействия можно объединить под общим наименованием Ты – плохой. Для преодоления подобных посланий клиенту необходимо вспомнить соответствующие ситуации, поведение или слова родителей. После чего следует в воображении послать родителям контр- предписание, те. слова, отменяющие их послание, прямо противоположные ему по смыслу. Эти слова следует повторять до тех пор, пока клиент не почувствует, что отмена родительского предписания действительно произошла ион может признать достоинство того ребенка, которым сам был в то время. Это всегда сопровождается изменением его самочувствия прямо здесь и теперь. Вина касается неидентичности, а того, что человек сделал или не сделал. Чувство вины порождается рассогласованием между тем, каким человек должен, по его представлениям, быть и какой он на самом деле. Представления о долге исходят из родительского Эго-состоя- ния клиента, представления о самом себе – во многом оттуда же. И то и другое представления могут быть совершенно неадекватными, но даже в том случае, когда они достаточно справедливы, чувство вины не приводит к позитивным изменениям в клиенте. То, что человек называет долгом, он вовсе не хочет выполнять, в противном случае это было бы просто его собственным желанием, исходящим из детского Эго-состояния. Если бы это было его желанием, то он давно бы это выполнила если бы он не мог этого сделать по независимым от него обстоятельствам, тоне испытывал бы чувства вины. Если же он не хочет этого выполнять, но заставляет себя с помощью слова долг, то он сам же будет сопротивляться внутреннему родителю, не делая того, что не хочет. Чем сильнее он будет себя заставлять, тем меньше будет делать. Расплатой зато, что дело стоит на месте Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 161 будет разрастающееся чувство вины. Клиент может считать, что чувство вины является хорошим стимулом для того, чтобы добиться желаемых изменений в самом себе, однако оно служит только уловкой для того, чтобы расплатиться зато, что никаких изменений не происходит. Чувство вины является той или иной формой самонаказания, от которого человек страдает, при этом он остается в прежнем положении и продолжает себя наказывать. Когда человек пытается изменить себя, исходя из чувства долга, он как бы раздваивается и действует, опираясь на внешнюю по отношению к самому себе позицию долга. Он перестает быть самим собой и понимать то, чего он на самом деле хочет. Однако изменения могут происходить только из той позиции, в которой он находится на самом деле. Тогда они будут естественными, органичными и прочными. Если же он действует на основе позиции, которую внутренне не разделяет, то роста не будет происходить, будет мучительное притягивание самого себя за уши. Чем больше он будет себя тянуть и на себя давить, тем больше будет его внутреннее сопротивление этому насилию над собой. Единственной позитивной альтернативой чувству вины является искреннее раскаяние. Раскаяние включает в себя ясное и честное намерение измениться, человек действительно этого хочет, он признает свои ошибки и говорит сам себе Нет, больше никогда Отныне я другой человек Он готов расплатиться за нанесенный вреди делает те или иные шаги для компенсации ущерба, если это возможно. Он возвращает себе утерянное чувство самоуважения, и теперь наказание совершенно излишне, более того, оно бессмысленно. Нет никакого противоречия между чувством долга и актуальным состоянием, нет необходимости расплачиваться за саботаж реальных изменений. Однако в ряде случаев нет необходимости ив раскаянии, поскольку сама вина воображаемая. В подобных случаях от вины следует просто избавиться и вернуть себе самоуважение, раскаявшись в том, что так долго мучил себя напрасным чувством вины. Психологические модели чувства вины Воображаемая вина родительские предписания Большинство виноватых людей на самом деле нив чем существенном не виновны, ничего плохого не совершали, но испытывают чувство вины и мучают самих себя без всяких на то оснований. Единственная вина их состоит в том, что они используют вину как средство воспитания своих детей и заражают их чувством вины. Так проблема передается из поколения в поколение, потому что чувство вины у этих людей вызвано родительским посланием ты плохой, которое может вызывать, как говорилось выше, и стыд. Например, мужчина постоянно мучился чувством вины, поскольку отец всегда критиковал его, всегда был им недоволен. Даже когда я занял второе место на престижных спортивных соревнованиях, он вместо похвалы ругал Почему не первое Мужчина признавался, что точно также ведет себя по отношению к собственному сыну-подростку, осознает это, ноне может остановиться Мой кружок посещала молодая женщина, проливавшая слезы практически при каждом психологическом упражнении. На одном из занятий мы разбирали проблему, которая особенно ее мучила. Она создала образ этой проблемы на стуле перед собой и заявила, что не хочет быть такой, как это. Меня удивило, что образ был окрашен в явно позитивные (серо- голубые) тона, хотя внешне напоминал что-то вроде переплетения мозговых извилин. Поэтому я спросил, на что похожа та часть личности, которая не приемлет первую часть. Та часть тут же нашлась и напоминала черную железную кочергу, которая с такой яростью набросилась на первый образ, что Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 162 клиентка не могла ее сдерживать, была просто в ужасе. Пришлось предложить ей представить, что я изолировал эту кочергу с помощью прозрачной стенки. Затем я предложил клиентке осознать, что же она сама чувствует по отношению к кочерге. Оказалось, она люто ненавидит эту «кочергу». Тогда я предложил ей высказать кочерге все, что о ней думает и что к ней испытывает. Несмотря на то что кочерга металась, не желая воспринимать передаваемые ей чувства, все-таки клиентка высказала ей все, в результате чего кочерга исчезла, как будто растворилась. В итоге первая выделенная часть увеличилась в размерах, расцвела, если можно так выразиться, и клиентка тут же осознала, насколько она любит эту часть личности. Теперь женщина согласна была принять ее как часть себя и не чувствовала протеста против того, чтобы быть этим. Соединившись с этой частью личности, она ощутила огромный прилив энергии, ее глаза сияли. Почему я вас не встретила, когда мне было 11 лет – сказала она. Вся эта сумасшедшая игра образов в свете последнего высказывания была легко расшифрована. С раннего возраста мама (очень жесткий человек) твердила дочери, что она не такая, что она не должна быть такой, какая есть. При этом не сообщалось, а какой же надо быть. Девочка интроецировала это утверждение (те. приняла в себя как свое собственное) и всю дальнейшую жизнь прожила в раздоре с самой собой. Ее собственная личность представлялась ей в виде серо-голубых извилин именно потому, что мама все время пыталась вправить ей мозги. Кочерга была образом ее мамы. Познакомившись в дальнейшем с мамой, я убедился, что этот образ достаточно точно отражал склад ее характера. Так что молодая женщина наказывала саму себя (испытывала вину) за то, что она являлась самой собой, и старалась не быть самой собой, что, конечно, было невозможно. Она находилась в тупике и испытывала сильные невротические состояния. Когда она отвергла материнские предписания в форме кочерги и позволила себе быть самой собой, то, конечно, ощутила необыкновенное счастье, вина была с нее снята. Воображаемая вина миф о рождении Детям так или иначе рассказывают об обстоятельствах их появления на свет. Только родители часто снабжают данный рассказ подробностями, которые показывают их эмоциональное отношение к появлению в семье этого ребенка. Порой это отношение таково, что ребенок понимает он зря родился, и принимает вину за это событие на себя. Можно указать три вида вины за свое рождение за сам факт рождения за несвоевременное рождение за неправильное рождение. В первом случае родители сообщают ребенку, что его рождение принесло им много огорчений и трудностей, что они не рады этому событию. Например С тех пор как ты родилась, наша жизнь превратилась в сплошной кошмар Или Твое рождение – это главная ошибка в моей жизни. Или Я хотела сделать аборт, но вот отец зачем-то меня отговорила потом сам же меня и бросил Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 163 Во втором варианте Ты родился в очень трудное время, мы были очень бедны, а тут все пошло совсем плохо. Или Ты родилась слишком рано, всего лишь через год после рождения брата Или Ты родилась в самое неподходящее время – шла война…» Третий случай Как жаль, что ты родилась девочкой, а не мальчиком. Или Я хотела, чтобы ты родился беленьким, как я, а тыс пренебрежением) весь пошел в отца – такой же черный. Или К несчастью, ты родился с врожденным недостатком». Подобные семейные предания можно рассматривать как разновидность предписания «не живи, но их особенность состоит в том, что ответственность зарождение возлагается на ребенка и ребенок ее принимает. Если клиента, обремененного чувством вины вследствие такого мифа, попросить сказать Мое рождение – целиком моя вина, – то он повторит это с совершенно серьезными печальным выражением лица. Если же переиначить это утверждение и предложить сказать Мое зачатие – целиком моя вина, – то он рассмеется и ответит: «Нет, так я не могу сказать В этом случае терапевт может лукаво спросить Так, может быть, все-таки спрос с тех, кто неосторожно занимался сексом Можно подарить клиенту рисунок, подобный изображенному, с соответствующей надписью (рис. 4) Рис. 4. Наглядное опровержение мифа о рождении Пожилая женщина, посещавшая мой психологический кружок, призналась, что испытывает вину по всем трем поводам. Во-первых, она была виновата в том, что вообще родилась, поскольку родителями так было трудно. Ее рождение еще больше ухудшило их отношения. Во-вторых, она родилась в 1937 году, а это был очень тяжелый год, неподходящий для рождения детей. В-третьих, она была виновата в том, что родилась девочкой, а не мальчиком. Все очень ждали мальчика. Родители никогда не справили ей ни одного дня рождения, она с детства выполняла много работы по дому и заботилась о последующих детях. Мать ее часто била и унижала, требовала абсолютного подчинения. Женщина с полной убежденностью и с поникшей головой повторила за мной Да, мое рождение – целиком моя вина Однако сказать, что ее зачатие тоже ее вина, конечно, не смогла. Дальнейшая работа была направлена на то, чтобы она приняла себя новорожденную и одобрила факт своего рождения. По ряду причин эта работа не была закончена, хотя мы добились обнадеживающих результатов. Воображаемая вина вина перед всеми несчастными Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 164 Некоторые люди испытывают вину зато, что они живут хорошо, а другие плохо. Например Как я могу радоваться жизни, жить в таком комфорте и сытости, когда в Африке дети голодают Они ничего не делают для помощи страждущим, продолжают пользоваться всеми благами своей богатой жизни, но расплачиваются за это скорее показными, чем реальными муками совести. Эта позиция дает им ощущение морального превосходства над бессовестными эгоистами, они думают о том, как бы сделать этот мир более справедливыми менее контрастным, но это не идет далее благих пожеланий. Они носят свою вину как орден за благородство и чувствительность [2], но могут в значительной степени отравить свою жизнь и жизнь окружающих людей моральными упреками и ограничениями, накладываемыми на собственную способность к счастливой жизни. Такая позиция чаще встречается в богатых странах или у людей, принадлежащих к богатым социальным классам. Это было характерно для высших слоев русского общества начала прошлого века, сострадавших своему народу. Они поддерживали террористов, социалистов и большевиков, за что и поплатились в дальнейшем. Народ же поступил сними совсем не так гуманно и не испытывает за это никакого чувства вины до сих пор. Подобным виновным следует порекомендовать улучшать этот мир реально, если они этого хотят. А если они не настолько этого хотят, чтобы что-то делать, то, по крайней мере, перестать мучить самих себя и других своей показной депрессией Например, клиентка уверяет, что не может чувствовать себя хорошо, поскольку ее отец-алкоголик постоянно страдает из-за нехватки любви и шантажирует семью угрозами выброситься в окно. Его вопли не очень-то влияют на ее жизнь, иона ничем не может, да и не хочет ему помочь, но несет чувство вины за его мучения и не может жить счастливо, когда ему так плохо. Таким клиентам я иронически рекомендую вырвать себе все волосы из-за сочувствия к лысым или сойти сума из-за сострадания ко всем сумасшедшим. Воображаемая вина вина экзистенциальная Экзистенциальные терапевты, такие, например, как Ролло Мэй [5], выделяли так называемую экзистенциальную вину. Эта вина может быть трех видов перед самим собой за недостаточное проявление своего потенциала (а сделал ли я все, что мог перед другими за недостаточное служение им (а сделал ли я все для людей, что мог перед Богом (достаточно ли я служил Высшему?»). Считается, что все люди обречены на подобные чувства вины, потому что никогда нельзя достаточно проявить свой потенциал, достаточно служить другим людям или Богу. При всем благородстве подобных вопросов необходимо сказать, что они, как ив других формах вины, также порождены различием между идеальным представлением о себе и представлением о себе реальном. Экзистенциальная вина также является формой самонаказания и не побуждает человека к самосовершенствованию, поскольку человек исполняет свой долг, только если хочет его исполнять. В противном случае это следование долгу не является искренним, оно превращается в формальное исполнение требований, которому сопротивляется природная часть личности (человек такой, какой он есть. Если человек действительно считает что-то хорошими желательным для себя, то он выполняет это без всякого давления и очень легко и просто. Поэтому желательно помогать клиентам в избавлении и от такой вины, если она у них есть. Альтернативой экзистенциальной вине является чувство самоуважения зато, что человек сделали еще сделает. Такого клиента можно спросить умеет ли он быть самим собой действительно ли он хочет выполнять эти требования Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика не отвлекают ли его идеалы от более конкретных и простых дел, которые действительно кому-то нужны не защищается ли он от каких-то важных проблем с помощью этой вины не является ли чувство вины приемлемой оплатой того факта, что он ничего не делает для выполнения своего долга если он не собирается выполнять этот долг, то почему бы ему не научиться получать радость от жизни? Воображаемая вина депрессия с бредом вины Это достаточно тяжелый для коррекции вариант, относящийся к области клинической психотерапии. Однако психолог-консультант вполне может столкнуться с подобным случаем в своей практике. Он может консультировать таких клиентов, что порой способствует их выздоровлению, либо перенаправить их в медицинские учреждения. Этих клиентов нельзя считать психически больными, они вполне адекватны. Обычно в подобных случаях действительно имело место событие, из-за которого они чувствуют себя виновными. Их вина называется бредовой потому, что повод, по которому они ее испытывают, может быть совершенно незначительным по привычным меркам, или потому, что они не несут реальной ответственности за произошедшее, но все равно доводят себя чувством вины до глубокой депрессии Тридцатилетняя женщина довела себя до состояния тяжелой депрессии. Она обвиняла себя в том, что однажды в пылу конфликта обозвала мать неприличным словом. Это произошло пять лет назад, первые два года она не чувствовала себя виноватой. Потом почувствовала вину и просила у матери прощения, получила его, нос тех пор продолжала буквально уничтожать саму себя изнутри. Пока не почувствовала необходимости обратиться к психологу, очень опасаясь, что сошла сума На самом деле вся причина ее самоуничтожения крылась в другом: она действительно очень злилась на мать, потому что та не занималась ею в детстве, фактически сдала бабушке на воспитание, отца не было Она в той или иной форме получила от матери предписание не живи и приняла скрытое суицидальное решение. Однажды прорвавшийся гнев породил в ней страх окончательно потерять мать, она встала на ее сторону и свои скрытые суицидальные желания стала осуществлять в форме вины и депрессии Похожую историю рассказывал известный отечественный психотерапевт. Женщина средних лет, имевшая мужа и двух детей, после смерти матери впала в глубокую депрессию. Она обвинила себя в том, что уехала в командировку на две недели, а в это время мать умерла. Она не могла ожидать смерти материи объективно не несла ответственности за это несчастье. Тем не менее она дошла до такого состояния, что ее пришлось положить в клинику. Лечение и никакие убеждения не помогали. Ее уже готовили к процедуре электрошока, когда по просьбе родственников к ней приехал психотерапевт. Он не стал разубеждать ее, как другие, что она нив чем не виновата, а сказал, что она имеет право чувствовать вину. После этого он объяснил ей, что она может искупить свою вину, больше заботясь о своем муже Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 166 и детях. Пациентка зарыдала и бросилась к нему на шею, как к спасителю. Депрессия прошла, хотя, как я полагаю, электрошок ей все-таки сделали. Метод искупления вины предназначается обычно для случаев реальной вины, о чем будет сказано ниже, но, как видим, может быть успешно применен и при вине воображаемой. Существуют и другие формы подобной безосновательной вины, не приводящие к серьезному заболеванию, но все равно проявляющиеся в негативных эмоциональных состояниях. Солдат может чувствовать себя виновным, если его взвод погиб, когда он случайно попал в госпиталь. Девушка может испытывать вину зато, что, когда ей было пять лет, она вытащила из реки свою маленькую сестру, которая начала тонуть, но колебалась несколько мгновений, прежде чем броситься ей на помощь. Такие случаи полностью соответствуют компетенции психолога-консультанта. Вина реальная вина за постоянно совершаемый вред Некоторые люди вредят кому-то другому или совершают аморальные поступки, чувствуют вину за это и продолжают вредить. Парадокс состоит в том, что чем больше они испытывают вину, тем сильнее их влечение к совершению того же самого. Они могут постоянно ругать себя, каяться, даже проклинать, но делают тоже самое вновь и вновь. Многие родители испытывают вину зато, что бьют своих детей, но продолжают их бить; полные люди – зато, что не могут похудеть, но продолжают постоянно есть патологические лгуны – зато, что лгут, но продолжают лгать, патологические игроки – зато, что играют и проигрывают, но продолжают играть и т. д На одном из тренингов молодая женщина поставила такую задачу: она не могла найти общий язык с дочерью при подготовке уроков. Она давила на девочку, кричала на нее, от этого чувствовала себя ужасно, винила саму себя, ноне могла остановиться или найти другой способ обучения. Сначала я предложил ей посоветоваться с окружающими женщинами. Как и ожидалось, советы, которых было дано немало, не привели ник какому решению. Психологический тупик стал очевиднее, заодно окружающие смогли убедиться в непродуктивности бытовой терапии. Тогда я предложил воспроизвести сцену обучения дочери, как это делается в гештальттерапии. Женщина стояла над стулом, где в ее воображении сидела дочь. Та явно не понимала домашнего задания. Я посоветовал говорить фразы то от своего имени, то от имени «дочери», соответственно стоя или садясь на стул. Конфликт разыгрывался на наших глазах чем больше давила мама, тем меньше понимала дочь, ее сознание буквально отключалось, мама все больше раздражалась, ей тоже становилось плохо. Выхода, казалось, не было. Некоторое время женщина пыталась найти другой способ поведения, но все было напрасно. Тогда я порекомендовал маме просто спросить дочь, чего та не понимает, и предложить Давай вместе разберемся Оказалось, что удочери сразу прояснилось в голове, у мамы тоже, и они быстро нашли общий язык, поскольку исчезла их первичная конфронтация, а вместо нее возникло сотрудничество. Многие мамы из присутствующих плакали, поскольку у них были сходные проблемы Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 167 Однако главное произошло далее. Мама, довольная, села в общий круг, но через минуту ей стало вдруг настолько физически плохо, что пришлось снова вызывать ее на горячий стул. Она сказала, что, как только вернулась на свое место, вдруг увидела перед собой собственную мать, стоящую над ней с ремнем. Она испытала ужасное унижение, как в детстве. Я предложил представить это чувство перед собой на стуле. Им оказался образ маленькой, как Дюймовочка, девочки. Я спросил, может ли она вырастить эту девочку, давая ей энергию, силы. Ответив утвердительно, она стала это делать. Девочка постепенно росла и скоро сравнялась ростом с клиенткой, принявшей эту девочку в себя как часть своей личности. После этого я попросил ее снова взглянуть на свою мать. Реакция была удивительной Мне все равно. Пусть стоит. Я чувствую, что она ничего не может мне сделать». На следующий день, придя на тренинг, она благодарила меня заполученный результат. Она проснулась в прекрасном настроении, у нее было много энергии, на семинар летела как на крыльях, отношения с дочерью наладились. Как следует из этого примера, чувство вины не устраняло, а усугубляло ситуацию, решение было найдено в эксперименте, моделирующем ситуацию, а нес помощью советов и моральных сентенций. Пример показывает, что стереотипное вредное поведение может происходить из родительского образца или из конфликтов прошлого. В случаях такого рода психотерапевты могут заключить с клиентом контракт о том, что он прекратит вредить себе или другим, как бы его ни подмывало продолжать прежние действия. После чего проводят работу по избавлению от чувства вины и замене ее на чувство самоуважения. Например, мужчина всегда бьет своих детей перед сном, потому что убежден, что иначе они низа что не лягут спать, но страдает от чувства вины поэтому поводу. Терапевт заключает с ним договор, что тот не будет бить детей нив коем случае, поскольку, даже если они не выспятся, вреда для них будет меньше. После этого ему помогают избавиться от вины, что ведет к полному прекращению подобных действий и восстановлению самоуважения. Если для стыда здоровой альтернативой является чувство достоинства, то для вины чувство самоуважения. Если с этой точки зрения проанализировать приводимый выше пример, то женщине сначала была оказана помощь в отказе от навязчивого наказания дочери и замене его на дружественное содействие, затем было восстановлено ее самоуважение (выращивание униженной части личности, попутно вскрыта и устранена истинная причина такого стиля воспитания (материнский образец). Как видно из примера, в основе такого поведения лежит внутренний конфликт между родительской и детской частями личности клиента. Многие студенты жалуются на то, что не могут заставить себя учиться, например, готовиться к экзаменам или писать курсовую работу, чувствуют вину, тащат себя за волосы за стол, но чем сильнее тащат, тем дальше они от стола. Помочь многим из них избавиться от этого противоречия зачастую удается совершенно парадоксальным методом, который был описан в главе, где речь шла о так называемом родительском контракте. Реальная вина в прошлом Когда-то человек мог совершить что-то действительно плохое, даже ужасное. В настоящее время его мучает чувство вины, он доводит себя до депрессии и даже совершает суи- Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 168 цидальные попытки. Прежде всего с ним следует обсудить, насколько его вина реальна, а насколько воображаема. Если она реальна, то необходимо оценить все обстоятельства дела и мотивацию, побудившую клиента поступить именно таким образом. После этого помочь ему прийти к искреннему раскаянию. Раскаяние, как уже говорилось, ведет к реальному самоизменению, после чего клиенту рекомендуется совершить возмещение причиненного вреда. Если это невозможно, то возмещение выражается в бескорыстной заботе о каких-то других людях. Если и это невозможно, то оно совершается в духе, те. как воображаемые извинения, пожелания добра и счастья, мысленная энергетическая поддержка тех, кому было причинено зло. Если индивид отказывается совершить компенсацию, то это означает, что он не раскаивается, что он снова сделал бы тоже самое в настоящее время. Иногда он готов принести компенсацию, не изменяясь. Проверить это просто, терапевт предлагает клиенту снова представить ту ситуацию и спрашивает, как поступил бы он теперь. Психотерапевты не считают, что человек обязательно должен понести наказание, пострадать за свои грехи. Наказание еще никого не изменило к лучшему, никому не принесло компенсации, оно является продолжением чувства вины и мести, а не раскаяния. В этом смысле мы солидарны с религиозной традицией исповеди и отпущения грехов. Если задуматься, то психологический смысл исповеди состоит прежде всего в том, что раскаявшийся «грешник» получает прощение и может дальше жить как бы с чистого листа, не повторяя грехов прошлого и не угнетая себя прошлым. Психолог, как и священник, не должен доносить на раскаявшегося, даже если он совершил преступление. Однако могут быть морально сложные случаи, которые требуют особого обсуждения в среде профессионалов Ко мне обратилась студентка по поводу проблемы своего друга. По ее словам, несколько лет назад он убил человека, дело было в Сибири, поэтому все решили, что того задрал медведь, и никого не заподозрили. Я предположил, что этот человек издевался над ее другом, мучил его. Студентка подтвердила мою догадку. Тем не менее ее друг постоянно страдал от угрызений совести, отмаливал грехи в церкви, но все равно дошел до глубокой депрессии и думало самоубийстве. Яне очень хотел работать с подобным случаем, но согласился принять ее друга, если тот захочет. Однако он не пришел и продолжения этой истории я не знаю. Если бы он пришел, я, скорее всего, работал бы с ним в соответствии с приведенными выше принципами, но полной уверенности у меня нет. Опять же, нужна комплексная оценка данной личности и обстоятельств дела, уверенность в искреннем раскаянии. В некоторых случаях психологу трудно оставаться морально нейтральным. Немалую сложность могут представлять и те случаи, когда другие люди пострадали просто в результате ошибки данного клиента. Например, водитель мог сбить пешехода, а капитан разбить свой корабль с пассажирами, солдат случайно выстрелить в друга и т. д. И здесь психолог должен работать на уменьшение психологического и другого вреда, на раскаяние и позитивное изменение личности. Вопросы же юридической ответственности находятся в компетенции суда. Методы работы с проблемой стыда Помочь клиенту в осознании чувства стыда, причин, способствующих его возникновению и многочисленных последствий для жизнедеятельности и самочувствия клиента Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика Клиент, входя в воображении в те ситуации, где его стыдили, дразнили, унижали и т.д., дает отпор преследователям, желательно в той же форме, но несколько юмористически. Отпор дается до тех пор, пока клиент не почувствует, что больше не боится преследователей и может их простить Входя в воображаемое общение со своими родителями, клиент отказывается от подчинения предписанию, создающему чувство стыда. Сообщает им, что он хороший и достойный ребенок, ему нечего стыдиться Клиент создает образ своего Внутреннего родителя, который критикует и стыдит его, и парадоксально сообщает ему, что больше не будет критиковать и стыдить его. Это делается до тех пор, пока Внутренний родитель не изменится и не станет добрыми заботливым Человеку, который стыдится танцевать, петь, читать стихии т.д., может быть оказана групповая поддержка. Помощь группы состоит в том, что вся группа вместе с клиентом танцует, поет, декламирует стихии т.д., делая это намеренно нелепо, ошибаясь, запинаясь, падая и веселясь и проявляя добрые чувства друг к другу. Методы работы с чувством вины Помочь клиенту в осознании им подлинных причин, вызывающих его чувство вины, бесперспективность и вредность этого состояния. Если необходимо, привести клиента к искреннему раскаянию Разоблачить миф о рождении, снять с клиента ответственность за собственное рождение. Клиент должен принять родившегося себя как достойного и любимого существа, имеющего право на жизнь и право быть самим собой В случае вины, произошедшей по причине родительских предписаний, необходимо создать адекватные контрпредписания, помочь клиенту стать родителем самому себе В случае вины, носимой как орден, следует переориентировать индивида на радостное служение нуждающимся в этом людям В случае бреда вины и при вине реальной одинаково хорошим приемом может быть переключение клиента на задачу компенсации причиненного (воображаемого или реального) вреда тому, кто от этого пострадал, или другим людям В случае реальной вины нужно сначала помочь клиенту прийти к искреннему раскаянию и измениться в том психологическом качестве, в котором это необходимо. Далее использовать метод, описанный в предыдущем пункте В случае, когда индивид вредит, чувствует вину и продолжает вредить, следует заключить с ним контракт о том, что он прекращает вредить, как бы обстоятельства ни подталкивали его к этому. Затем необходимо помочь ему выбросить вину и заменить ее самоуважением Во всех случаях воображаемой вины следует вести работу так, чтобы клиент выбросил вину, отказался от самонаказания и заменил это чувство самоуважением В работе с чувством вины показали свою эффективность методы когнитивной терапии Контрольные вопросы. Охарактеризуйте чувство стыда. По каким причинам оно возникает. Чем чувство вины отличается от чувства стыда. Какие методы работы с проблемой стыда вам известны. Какие модели возникновения вины вы можете назвать. Каковы разновидности мифа о рождении, формирующего чувство вины. Как следует работать с мифом о рождении. Охарактеризуйте другие известные вам методы работы с чувством вины. Почему раскаяние является позитивной альтернативой чувства вины Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 170 Рекомендуемая литература. Бернс Д. Хорошее самочувствие. М, 1995. 2. Гулдинг М, Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М, 1997. 3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. 4. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. СПб., 2001. 5. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб., 2000. 6. Поттер-Эфран Р. Стыд, вина и алкоголизм. МН. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 171 |