Николай Линде Психологическое консультирование. Теория и практика Издательские решения
Скачать 1.27 Mb.
|
Глава 10. Горе, утрата В песне поется Не прожить нам в мире этом без потерь, без потерь Близкие и дорогие нам люди умирают, любимые или друзья уходят, мечты не сбываются, теряется престижная работа, приходится уезжать из родного дома, расставаться с родиной, можно разориться, остаться одному и т. п. Почти каждый сталкивается с подобными переживаниями и учится жить заново, уже без того, что было так дорого его сердцу. Постепенно боль от утраты становится меньше, человек справляется со своими горестями и начинает жить сегодняшним днем, снова получая радость и счастье оттого, что у него есть, или просто от факта своего бытия в этом мире. Однако для многих людей психологическое расставание затягивается на годы, они все еще живут там, в прошлом, которого уже нет, отрицая настоящее и отказываясь от будущего, впадая в депрессию или просто не допуская радость в свою жизнь. Например, их больше ничего не интересует, им кажется, что мир для них опустел, энергия куда-то утекает, они грустны и унылы, не замечают никого вокруг себя, у них развиваются те или иные психосоматические симптомы и т. д. Незавершенные отношения из прошлого не позволяют им строить новые, утраченные надежды на будущее – осуществлять новые планы… Для того чтобы прошлое не влияло отрицательно на настоящее и будущее, необходимо проститься с ним, сохранив воспоминания, опыт и все хорошее, что оно дало человеку. Можно страдать, притягивая к себе то, чего уже нет, а можно жить сейчас, радуясь тому, что это у меня было, позволяя ему освещать свой дальнейший путь. В случае смерти кого-то очень значимого считается, что в первое время терапия неуместна и неэффективна. Можно оказывать поддержку и смягчать горе, ноне следует вмешиваться в естественный процесс переживания горя, прерывать его. Не существует общепринятых стандартов для оказания помощи в таких случаях, но все-таки терапию следует применять не раньше чем через полгода после смерти значимого для клиента человека. Однако если горе настолько сильно, что индивид теряет контроль над собой, совершает суицидальные попытки, впадает в ступор, испытывает невыносимую душевную боль, то помощь необходимо оказывать и раньше. Чаще всего это просто помощь присутствия и выслушивания, переключения, утешения и увещевания. Иногда допустимы и резкие воздействия. Например, одна женщина безудержно и очень громко рыдала в храме по умершему мужу. Проходивший мимо священник осуждающе сказал Выдумаете, что вы его жалеете. Нет, вы себя жалеете После этих слов она как бы опомнилась и перестала так рыдать. Считается, что срок нормального процесса переживания подобной потери составляет примерно год. Если и после этого срока человек не справился с горем, например, находится в депрессии, все время плачет, неспособен нормально работать, испытывать радость, погружен в прошлое, имеет неприятные психосоматические симптомы, то ему следует обратиться за психологической помощью. Фриц Перлз разработал для решения таких задач следующую пятиступенчатую схему прощания [1]. 1. Факты. Незаконченные дела. Прощальная церемония. Оплакивание. Приветствие сегодняшнему дню. На первом этапе терапевт добивается того, чтобы клиент признал факты фактами. Иными словами, согласился, что данный человек действительно умер, что он действительно Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 172 переехал жить в другую страну, что развод действительно произошел и т. п. Многие клиенты, будучи совершенно здоровыми и трезвыми людьми, несогласны признать, что то, что случилось, случилось на самом деле. Например, клиент может открыто отрицать факт смерти «Нет, я не могу признать, что он умер, для меня он все равно живой. Если терапевт согласится с этим утверждением, то дальнейшая терапия будет бессмысленна. Поэтому ему следует мягко, но настойчиво сказать Вы обманываете себя и знаете это. Он умер, и если вы этого не признаете, то и дальше будете психологически прикованы к его могилке. Хотите ли вы этого?» Клиент может отрицать факт смерти незаметным для себя образом Клиент. Мне кажется, я вижу его все время перед собой. Как он сидит в кресле, ходит по квартире, разговаривает со мной. Терапевт. Он не может сидеть, ходить и разговаривать. Он умер, вы представляете это, чтобы удержать его, хотя его уже нет. Или: Высчитаете, что он действительно это делает (Обычно сразу «Нет, нет». ) Тогда, кто его заставляет все это делать Как выдумаете (Пауза.) Клиент . Да, я понимаю, это я его, конечно, держу… Такие фразы терапевта могут показаться жестокими, вызвать поток слезу клиента, но они создают основу для перехода к искреннему прощанию и поэтому необходимы. В противном случае терапевт вступит с клиентом в незаметный сговор, помогающий тому отрицать истину и не решать свою проблему. Чтобы действительно сказать прощай, клиент должен смириться с фактом, что любимый человек мертв и не может ходить, говорить, знать – по крайней мере, здесь, на земле. На втором этапе следует спросить клиента о том, какие незаконченные дела не позволяют проститься с умершим. Эти дела клиент завершает в своем воображении. Иногда необходимо о чем-то поговорить с умершим, выразить ему какие-то чувства или, к примеру, сходить с ним на рыбалку. Нередко клиент может очень злиться на умершего зато, что тот так рано ушел и оставил его одного Может быть, читатель смотрел известный сериал про трех сестер- ведьм. Когда одна из сестер умерла, то другая превратилась в некоторое злобное существо и смогла «расколдоваться» только после того, как третья сестра спровоцировала ее на выражение подавленного гнева по поводу смерти любимой сестры. В этом эпизоде содержится существенная правда о психологических законах прощания. Когда все незаконченные дела завершены, клиенту следует представить прощальную церемонию , предпочтительно в виде похорони погребения. Главное, в конце церемонии представить умершего человека мертвыми сказать ему Ты умер. Прощай Если клиент был на похоронах, воспоминание об этом может быть излишним, но прощание так или иначе необходимо сделать несомненными окончательным. Религиозные убеждения о потусторонней жизни могут препятствовать окончательному прощанию, поскольку дают лазейку для постоянного воображаемого общения с умершим, т.е. сохранения его как бы живым. Однако эти же убеждения могут предоставить шанс спокойно и по-доброму попрощаться с умершими отпустить его, позволив тому найти успокоение и счастье виной жизни. В качестве иллюстрации приведем притчу В Индии умер знаменитый гуру, при жизни бывший добрыми веселым человеком. Вокруг погребального костра собрались его многочисленные ученики и почитатели. Большинство горько плакали, другие с печалью предавались медитации, шептали молитвы. Только один ученик смотрел на погребальный костери весело смеялся. Наконец, другие ученики Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 173 не выдержали Как ты можешь смеяться в такой момент, когда наш великий гуру покинул нас, не оставив после себя того, кто бы мог нас наставить?!» «Когда зажгли погребальный костер, – ответил ученик, – я увидел, что гуру сидит на пылающих дровах, такой радостный, а все боги и богини собрались вокруг него и льют ему наголову ароматное масло и осыпают его прекрасными цветами. Как мог я не смеяться и не радоваться вместе сними Тут все поняли, что именно он был истинным учеником этого мудреца и может продолжить его учение. Жесткость требований терапевта может создать у клиента иллюзию, что он теперь лишен возможности даже представить любимого человека, что его принуждают действовать по принципу сглаз долой – из сердца вон. Это не так, клиент может вспоминать и фантазировать, доставляя себе радость тем, что это у него было и добрые чувства остались с ним навсегда, но он признает, что это воспоминания и фантазии, он не пытается сделать их действительностью и не страдает оттого, что они не являются действительностью. После того как совершена прощальная церемония и сказано последнее прощай, естественным образом наступает фаза оплакивания. Терапевт способствует тому, чтобы слезы были выплаканы, чтобы они не застряли где-то между горлом и глазами. Для этого он одобряет слезы, говорит клиенту, когда тот начинает плакать, но стыдится слез и сдерживается, что «это хорошо. Иногда помогает парадоксальный совет Скажите вашим слезам Яне позволю вам вытечь В результате слезы текут ручьем Могут помочь дружеские объятия кого-то из группы. Хорошее средство, когда клиент просто представляет, как идет дождь до тех пор, пока сам собой не кончится и не выглянет голубое небо и солнышко. Дождь является полным аналогом слез. Реальные слезы могут сопровождать воображаемую картину дождя, но могут и не пролиться. С окончанием представляемого дождя подавленных слез не останется. Оплакивание нужно для того, чтобы сделать прощание весомыми освободить энергию для новой жизни. В некоторых случаях в оплакивании нет необходимости и не следует его искусственно стимулировать. После оплакивания следует помочь клиенту перейти к новой жизни и сегодняшним делам. Тут могут помочь друзья и члены терапевтической группы. Клиенту нужны отвлекающие занятия и разговоры, отдых, забота о нем, что важно, забота о других людях. Входе терапии также полезно провести воображаемую церемонию приветствия настоящего дня. Клиенту предлагается представить новый день, солнечный и умытый дождем, и приветствовать его, раскрыть передним объятия Если клиент неспособен этого сделать, то следует вернуться к недоработанным темам На консультацию ко мне пришла женщина 63 лет, чей муж умер год назад. Мужа она очень любила, они жили душа в душу, тридцать лет вместе, детей не было. Она страдала от бессонницы, постоянного давления в области груди, мешавшего ей дышать, депрессивного настроения, частых слез и т. д. Полгода она лечилась у врачей, от принимаемых лекарств ей становилось только хуже. Врачи не нашли никаких физиологических нарушений в работе ее организма. На первом сеансе я выяснил, что она признает факт смерти мужа и не имеет чувства вины передним или незаконченных делу нее не возникает суицидальных желаний. При этом я заметил, что область глаз и лоб напряжены и как будто наполнены темнотой. Оказалось, вовремя похорон друзья все Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 174 время сдерживали ее, призывая не плакать, потому что это будет тревожить покойного. Я понял, что у нее скопилось много подавленных слез и именно поэтому они время от времени проливаются по любому поводу. По ее сдержанности я почувствовал, что плакать передо мной она не станет, и предложил ей просто представить перед собой идущий дождь и смотреть на него, пока он сам не закончится. Она согласилась и увидела, что мелкий моросящий дождь идет над могилой мужа. Некоторое время она наблюдала эту картину, пока дождь не закончился. Этого было достаточно для первого сеанса. Когда она пришла во второй раз, то сказала, что на работе все удивляются, где это она была, что больше не плачет. А то, – говорит, что ни спросят, ау меня слезы таки текут…» Однако у нее остался более острый симптом – давление и боль в области груди, которые мешали ей постоянно. Я предложил ей представить образ этой боли. Она сказала, что это темный комок. Понятно, что комок является образом спазма, с помощью которого она пыталась удержать уже умершего мужа или важные для нее воспоминания о нем. Я спросил, что находится внутри комка. Клубок мягкой, очень теплой и приятной сиреневой шерсти, – был ответ. Я понял, что этот клубок символизировал те теплые чувства, которые за много лет она накопила к своему мужу. Чтобы вы хотели с ним сделать спросил я. Размотать, – ответила она. Я согласился с ее предложением. Нитка клубка постепенно стала уходить куда-то в пространство. Через некоторое время она поняла, куда нитка уходит. Она сказала, что у могилы мужа открылся уголок и нитка уходит туда. Постепенно клубок размотался, и вся нитка ушла в могилу. Тогда уголок сам собой закрылся. В тот же моменту клиентки произошли очень сильные психосоматические изменения: «комок» полностью исчез, вместе с ним исчезло давление в груди и, как она сказала, даже в глазах у нее посветлело. После этого она смогла легко дышать и почувствовала, что все, что давило ее долгое время, полностью исчезло. Она несколько раз поблагодарила за результат, хотя все время спрашивала, не я ли все это сделал. Видимо, она решила, что это гипноз или магия. На этом наша работа была закончена. Анализируя данный случай, следует указать, что этапы признания фактов, завершения незаконченных дел, прощальной церемонии клиенткой были уже пройдены. Оставалось только совершить оплакивание и окончательно отпустить то, что воспринималось как самое ценное в этих отношениях, что и было сделано. Многие родители не могут окончательно отпустить умершего ребенка и для сохранения своей иллюзии, что он жив, организуют как бы домашний музей из вещей и фотографий ребенка, создавая атмосферу чего-то священного и неприкосновенного. Это не только способствует вечному сохранению их чувства горя и потери, стагнации их дальнейшей жизни, но и сказывается на психологическом здоровье других детей, если они есть. Живые дети могут начать завидовать мертвому ребенку, что его так любят, и лелеять мечты о собственной смерти. Они учатся быть печальными и проникаются ощущением безнадежности жизни. Например, мать, у которой умер старший сын, постоянно водила младшего к нему на могилу, где рассказывала, каким хорошим был его старший брат и как надо его сильно любить. В результате младший постоянно находился в состоянии депрессии и открыто говорил Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 175 одноклассникам и учителям, как ему все это надоело и как он мечтает поскорее умереть. Тем более что ему, живому, мать не уделяла той любви и внимания, которых удостаивался умерший брат, она постоянно была занята на работе. Бездетные семьи, которые хотели бы взять себе приемных детей, прежде должны проститься со своими нерожденными детьми и со своими амбициями поэтому поводу. В противном случае они никогда не смогут по-настоящему принять и полюбить приемных детей, всегда будут чувствовать, что это не их дети, могут даже возненавидеть их за это. Очень опасно давать ребенку имя ранее умершего ребенка. Он может понять это так, что он сам по себе неважен, важен тот, другой, что он должен жить взамен того, а не сам по себе. Это приводит к потере смысла жизни и неосознанной тяге к смерти. Некоторые клиенты не могут проститься, потому что над ними довлеет семейная или национальная традиция, предписывающая вечно оплакивать умерших. Этим людям стоит объяснить, что проститься и отпустить не означает забытьи не уважать. Есть хорошая поговорка: «Живые заботятся о живых. Жизнь не должна состоять из одних стенаний и сожалений. Хрестоматийными стали примеры судеб молодой жены Грибоедова, которая больше не вышла замуж, или возлюбленной графа Резанова из рок-оперы Юнона и „Авось“». Вряд ли эти примеры учат чему-то хорошему. Скорее, они учат неуважению к собственной жизни, к своему предназначению, учат вечной печали, вечной фиксации на своей потере. На наш взгляд, вечное страдание по умершему является и неуважением к нему самому. Нам думается, что и Христос не хотел, чтобы люди вечно страдали по его смерти, а скорее – чтобы нашли радость в его учении. Однако пусть каждый сам решит этот вопрос для себя. Разводы также желательно сопровождать церемонией прощания, когда бывшие супруги отпускают друг друга и обещают больше не вмешиваться в жизнь своей бывшей половинки, а детям объясняют, что те не несут ответственности зато, что папа имама больше не будут жить вместе. Такого же внимания заслуживают проблемы прощания с любимым домом, родиной, с амбициями, с работой (когда она была больше, чем работой, скорее – образом жизни. Может понадобиться процедура прощания при потере ноги или руки, другой части тела. Например, у женщины была удалена одна грудь, ее сексуальные отношения с мужем совершенно расстроились [1]. Терапевт провел работу по прощанию с грудью с обоими, после чего их совместная жизнь снова обрела полноценность и счастье. Итак, проблема утраты может иметь различные формы, но основная задача терапевта во всех случаях – помочь клиенту проститься со своей потерей, только тогда от переживания горя он сможет перейти к полноценной здоровой жизни. Эта проблема имеет много общего с проблемой эмоциональной зависимости, рассматриваемой в следующей главе, поэтому и применяемые методы могут быть одинаковы или похожи. Методы психологической помощи при утрате Метод прощания (в соответствии с пятиступенчатой моделью Ф. Перлза). • Присутствие. В ряде случаев терапевту необходимо и достаточно просто присутствовать. Особенно на начальных стадиях горя человеку крайне важно ощущать присутствие кого- то рядом. Доброе физическое прикосновение, если оно допустимо, не имеющий глубокого значения разговор о чем-то постороннем, просто молчание могут оказать существенную поддержку, о которой индивид вспоминает потом с благодарностью Слушание. Внимательно выслушать человека, пережившего горе, потерю, – значит оказать ему в высшей степени важную поддержку. От терапевта не требуется никаких комментариев и советов своими краткими вопросами, внимательными сочувствующим взглядом Н. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 176 кивками, просто междометиями (типа угу, «да-да») он поощряет продолжение «исповеди» со стороны клиента, которому необходимо выговориться Релаксация и отвлечение. Терапевт способствует психологическому и физическому расслаблению клиента. Простые фразы типа Сядьте поудобнее, Подышите поглубже, пожалуйста, Мягко положите ладони налицо и т. д. могут способствовать существенному расслаблению страдающего индивида. Также рекомендуется отвлекать клиента от тягостных мыслей, переключая его внимание на других людей, на радостные и оптимистические стороны действительности, на простые дела, которые необходимо сделать, и т. д. Другие методы работы с проблемой утраты можно найти, например, в книге И. Г. Мал- киной-Пых Контрольные вопросы. Перечислите ситуации, в которых необходимо помогать попрощаться с потерей. Назовите этапы метода прощания, предложенного Ф. Перлзом. 3. В чем могут состоять трудности этапа признания фактов. Почему необходимо помочь клиенту завершить незавершенные дела. В чем смысл прощальной церемонии и оплакивания. Как перейти в новую жизнь? Рекомендуемая литература. Гулдинг М, Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. М, 1997. 2. Изард К. Психология эмоций. СПб., 1999. 3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002. 4. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М, 2005. 5. Перри Г. Как справиться с кризисом // Фонтана Д. Как справиться со стрессом. МН. Линде. Психологическое консультирование. Теория и практика» 177 |