Дипломная работа. ОБРАЗ АННЫ КАРЕНИНОЙ В КИНЕМАТОГРАФЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИС. Образ Анны Карениной в кинематографе методические возможности использования экранизаций романа Л. Н. Толстого Анна Каренина на уроках литературы
Скачать 130.28 Kb.
|
2.3. Анализ фильма «Анна Каренина» Сергея Соловьева 2009 годаСледующая киноверсия романа Льва Толстого «Анна Каренина» была снята российским режиссером Сергеем Соловьевым в 2009 году. Впервые этот фильм был показан в этом же году, на фестивале «Дух огня», в городе Ханты-Мансийск. Также вместе с этим фильмом вышла «2 Асса 2», кино, которое задумывалось как сиквел к оригинальной «Ассе» 1987 года. Фильм «Анна Каренина» выдался довольно многострадальным. Мы же думаем, что следует обратить внимание на эту экранизацию именно потому, что это был первый российский фильм после длительного перерыва в тридцать пять лет. Последний же наш фильм-балет, был снят в СССР в 1974 году. Фильм «Анна Каренина» можно было посмотреться всего в нескольких кинотеатрах, так как планировался показ сразу на телевидении. На поиски средств и для реализации данного проекта ушло пятнадцать лет. В это время Сергеем Соловьевым разрабатывался сценарий к фильму «2 Асса 2». Но экранизация «Анны Карениной» не задумывалась изначально как самостоятельный проект, наоборот, она задумывалась как часть трилогии, которая включает в себя картины «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», и также «Дом под звездным небом». Соловьев задумывал «Анну Каренину» как часть этой серии. К сожалению, на протяжении всего времени работы финансирование то прекращали, то возобновляли, и данные сложности отразились, несомненно, на качестве обеих картин. Так как работа над картинами «Анна Каренина» и «2 Асса 2» шла одновременно, оба фильма после выхода подразумевались как дилогия. Сергей Соловьев определил свою работу над «Анной Карениной» как нечто, что находится на грани любви и сумасшествия, а работу над «2 Асса 2» как соединение некоторых видов искусства или как соединение научной фантастки, живописи и музыки. Считаю важным отметить, что у фильма «2 Асса 2» имеется подзаголовок, который называется «Вторая смерть Анны Карениной». Этим режиссер Сергей Соловьев подчеркивает неразрывность двух своих работ. Сюжет фильма «2 Асса 2» разворачивается на фоне съемок экранизации романа Льва Николаевича Толстого. А о том, что сюжетная линия одного фильма вплетена в сюжетную линию другого готовит, например, то, что обеих героинь сыграла одна и та же актриса – Татьяна Друбич. Если говорить о том, какая из работ несет большую художественную ценность, то стоит отметить, что, например, в фильме «Анна Каренина» съемка, монтаж, построение кадра разработаны и выполнены сложнее, чем в фильме «2 Асса 2», и это несмотря на то, что во втором фильме изображен некий фантастический мир. Сергей Соловьев весьма ответственно подошел к съемкам экранизации романа «Анна Каренина». Режиссер стремился полностью воссоздать атмосферу эпохи конца XIX века. Существенная часть съемок проводилась в Ясной Поляне, в дворцах Санкт-Петербурга, а также последняя сцена была сняла в доме Льва Толстого в московском районе Хамовники. Также для того, чтобы обстановка в кадре была максимально приближена к этой эпохе, на съемках использовались личные антикварные вещи самого режиссера. Для того, чтобы почерки главных героев выглядели так, как почерки людей конца XIX века, был приглашен талантливый каллиграф. Также был приглашен художник-постановщик Александр Борисов, человек, который работал вместе с Александром Зархи над экранизацией романа «Анна Каренина» 1967 года. За создание костюмов, максимально приближенных к той эпохе, художника по костюмам Наталью Дзюбенко наградили кинематографической премией «Ника». Что касается внутреннего наполнения фильма, визуализации главных сцен романа, то Сергей Соловьев говорил о том, что не стремился соавторствовать Льву Толстому, ни добавлять ничего собственного в его текст. Режиссеру было достаточно того, что уже написано. Главным мотивом всего фильма стали сложные перипетии русской души, а центральной идеей экранизации является мысль об высокой любви, которая терпит лишения и не остается нетронутой обществом, о безысходности, об утрате идеалов. Все это передается некоторыми выразительными средствами кинематографа. И с помощью монтажа, композиции фильма, ритма и темпа, актерской игры, цитирования, аллюзий, и также с помощью специально написанной музыки. В фильме главное место занимает суд совести главной героини. С самого первого кадра экранизации можно понять психологический настрой Анны Карениной. В ней присутствует некая тревога, взгляд насторожен и осмотрителен. Даже при первой встрече Анны Карениной и Вронского, взгляд ее на своего будущего возлюбленного кажется больше испуганным, чем заинтересованным. У Льва Николаевича же в романе не так. Вот какой Анна предстает перед Алексеем при первой встрече: «В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы». Здесь Анна оживленная и восторженная, она таит в себе невероятную энергию и страстность, что нельзя сказать об Карениной Соловьева. В этой же сцена она холодна и степенна. Как и любой другой фильм Сергея Соловьева, экранизация «Анны Карениной» разделена на пять частей. И каждая из этих частей передает основные сюжетные линии и имеют законченную мысль. Первая часть называется «Метель» и раскрывает историю чувств Анны и Вронского. Вторая часть «Ты сломал ей спину» показывает переломные моменты в жизни героев, их ссоры. Третья часть называется «Ужасная женщина», она раскрывает конфликт Анны Карениной с обществом. Четвертая глава, под названием «Не та я» повествует о новых препятствиях между Анной и Алексеем. И последняя «Азъ воздам», отсылает нас своим названием к эпиграфу романа и несет в себе историю разочарования Анны Карениной в своем возлюбленном, раскрывает тему ее отчаяния. Первая часть, под названием «Метель» начинается с того, что Константин Левин приезжает в Санкт-Петербург. Далее разворачивается сцена на катке с его возлюбленной Кити. Тут же показана сцена первой встречи Вронского и Анны. И также очень важная для развития их отношений сцена на балу, и на безымянной станции по пути Анны обратно в Москву. Стоит сказать о том, что Анна Каренина в фильме Сергея Соловьева достаточно противоречива. Она говорит с Долли о своем брате, держа в голове мысли о семье, долге и детях, когда показывает домашним Долли фотоальбом с фотографиями своего сына, режиссер с помощью демонстрации черно-белого фрагмента первой встречи Вронского и Анны показывает, что мысли ее все же обращены к другому человеку, и это знакомство интригует ее. В фильме на балу Анна Каренина была столь же сдержана, что и все свое экранное время. Только можно отметить, что в этой важной сцене Каренина несколько надменна, нельзя сказать, что она испытывает симпатию к Вронскому, скорее здесь она отвечает на его порыв, но не участвует в нем. В романе Толстого эта сцена имеет несколько другой окрас. Анна Каренина упивается внимаем Вронского «… Анна была пьяна вином возбуждаемого ею восхищения. «…» видела дрожащий вспыхивающий блеск в глазах и улыбку счастья и возбуждения, невольно изгибающую губы, и отчётливую грацию, верность и легкость движений», там она понимает, что он нравится ей, это страшит ее и при этом притягивает: «Анна улыбалась, и улыбка передавалась ему. Она задумывалась, и он становился серьезен». Несмотря на то, что Анна Каренина противилась несколько этого чувства, она в тоже время все же понимала, что свершилось нечто судьбоносное: «Она видела, что они чувствовали себя наедине в этой полной зале» [41, с. 86]. В следующей части под названием «Ты сломал ей спину» мы видим стремительное развитие отношений Анны и Вронского. Вся эта эволюция представлена несколькими связанными друг с другом эпизодами. Например, режиссер демонстрирует нам влюбленных на приеме у Бетси Тверской, где Анна вступает в спор о браке по рассудку и браке по страсти, тем самым демонстрируя свое непрочное положение в обществе. Далее нам представляют сцену, где Алексей Александрович Каренин пытается предостеречь жену, намекая на то, что в свете уже ползут слухи и он хочет уберечь ее от ошибки. Далее следует пронзительный эпизод, где Анна признается в своей отчаянной провинности, говорит о любви к Вронскому, о том, что без него ей не представляется возможным жить. А фразой «у меня никого, кроме тебя, нет» можно сказать, что она выносит себе приговор. Далее мы узнаем о том, что Каренина ждет ребенка от Вронского, тем самым еще сильнее Анна связывает свою судьбу с ним, и из светлой влюбленности это начитает перерастать в роковую страсть между героями. Самым важным моментом всей главы является сцена скачек. Здесь Вронский отказывается застрелить свою лошадь, после того, как она сломала спину. Ведь эта лошадь ассоциируется у него с Анной, и убив ее, он тем самым убьет и Каренину. В романе Льва Толстого же Вронский сам убивает свою лошадь, и, возможно, в этом можно рассмотреть предзнаменование того, что случится с его возлюбленной далее, ведь можно сказать, что он сам стал причиной самоубийства главной героини. Третья часть, под названием «Ужасная женщина» интересна одним своим приемом. Сцена разговора Анны и Вронского снята с помощью зеркала, что дает нам ощущение того, будто за происходящим кто-то следит. В этой главе мы наблюдаем как и за сложными отношениями Вронского и Карениной, так и за только начинающими свой путь в семейной жизни Левиным и Кити. Конец же главы – это тяжелые роды Анны Карениной. Следующая глава «Та не я» является во многих смыслах кульминационной. Ведь именно в этой главе мы видим, как Вронский совершает попытку самоубийства, в этой части мы видим новый этап в отношениях главных героев, нам демонстрируют их поездку в Италию. Но когда они возвращаются домой, отношения их опять портятся. Анна прибегает к употреблению морфия, тем самым все чувства ее обостряются, и она требует от Вронского чтобы он любил ее еще более отчаянно, ей будто не хватает того чувства, которое в нем уже есть. В данной работе уже было описано, как в романе Льва Толстого «Анна Каренина» главная героиня разрывается между двумя своими страстями: любовью к сыну и любовью к Алексею Вронскому. Но в своей экранизации Сергей Соловьев не отразил всей глубины чувств Анны Карениной к своему сыну. В сцене, где они встречаются после возвращения Анны, нельзя сказать, что главная героиня испытывает какую-то нежность и любовь к Сереже. Вся сцена выглядит довольно размытой. Сергей Соловьёв также на контрасте показывает отношение в семье Левиных, которые ожидают первенца. Их тихая семейная жизнь в деревне противопоставлена бурной жизни Карениной и Вронского в городе. Также режиссер в сцене, где главная героиня посещает оперу, делает акцент на том, что общество ограждается от Анны и не желает ее более воспринимать. Сергей Соловьев включает в общий хронометраж сцену раскаяния Анны Карениной. Всеми своими терзаньями и сомнениями она делится с Долли, ведь это тот человек, из немногих, кто до сих пор поддерживает с ней связь. Эта сцена считается одной из важнейших в данной экранизации, так как автор картины зафиксировал весь спектр эмоций главной героини, мы видим ее психологический слом на фоне разбившихся надежд, употребления морфия, ее сила, как личности, постепенно угасает, и в монологе Анны, где лицо ее снято крупным планом, мы можем наблюдать все разнообразие эмоций Анны Карениной. Заключительная глава фильма носит название «Азъ воздам», которая, как мы говорили выше, отсылает к эпиграфу романа Льва Толстого. В этой части Анна Каренина чувствует, как Алексей отдаляется от нее, в тоже время она кричит ему, что «я хочу любви, которой нет». Следом у влюбленных происходит тяжелый разговор, после которого Анна начинает возвращаться мыслями к прошлому. Эти терзания Сергей Соловьев демонстрирует черно-белыми кадрами-флешбэками, в которых Каренина вспоминает себя прошлую. В ключевой сцене всей экранизации, а также самого романа, изображена Анна, стоящая на перроне, готовая броситься под поезд. В это время ей начинает мерещиться ее возлюбленный, и она, будто обращаясь к нему, говорит: «Туда, туда на самую середину. Я накажу его. Господи, прости мне все». Следом Анна Каренина крестится и падает на рельсы. Как и в предыдущей экранизации, которую мы анализировали, смерть главной героини снята довольно натурально, без излишней театральности и идеализации происходящего. Потухшая свеча символизирует ее уход на экране. Финал же картины показывает нам умиротворенного Каренина, которому в картине уделялось мало внимания, он с детьми, с Сережей и Аней, в деревне начинают новую жизнь. Стоит отметить, что актеры, Татьяна Друбич и Ярослав Бойко, игравшие главные роли, в действительности старше, чем персонажи романа, которых они изображали на экране. Режиссер свой такой выбор аргументировал тем, что лишь опытные актеры могут сыграть те эмоции и переживания, которые важны для понимания образов персонажей. Татьяна Друбич раскрыла образ страстной русской женщины, которая способна на все ради того огромного чувства, что есть в ней. Бойко отразил образ блестящего молодого человека, который, в свою очередь, разрывается между влиянием общества, карьерой и любовью. Также нужно уделить должное внимание Каренину, которого сыграл Олег Янковский, ведь он отразил человека, вокруг которого все рушится, но при этом он не теряет честь и самообладание. Также стоит отметить операторскую работу. Эту экранизацию отличает острый психологизм сцен, крупные планы, выразительные детали, динамичная и панорамная съемка. «Раздвоение между миром реальным и внутренним миром главных героев передано в фильме посредством ассоциативно-повествовательного монтажа с четырехчастным нестрогим дроблением сюжета» [25, с. 23]. |