Главная страница

Общие сведения о языке и речи лекция


Скачать 1.58 Mb.
НазваниеОбщие сведения о языке и речи лекция
Дата28.09.2022
Размер1.58 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла1747_Konspekt_lekcii.pdf
ТипЛекция
#701660
страница18 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
- выявление области общих интересов
- установление деловых отношений с партнером
- решение организационных (технических) вопросов
- определение собственной позиции в ее принципиальной (отчего нельзя отказаться ни при каких условиях) и желательной частях (то, чем можно пожертвовать ради выгодного решения
- выработка вариантов решения и предложений по обсуждаемым вопросам. Ведение переговоров.

156 В современных пособиях по переговорам упоминаются два метода ведения переговоров — метод позиционного торга и метод принципиальных переговоров. На практике встретить эти варианты в чистом виде можно очень редко. Скорее, можно говорить лишь об ориентации участников переговоров на один из подходов. При реализации метода позиционного торга стороны сначала занимают определенные позиции, а затем постепенно частично уступают их, добиваясь от партнера выгодных для себя уступок. Достигнутые на основе торга договоренности являются результатом компромисса, а не соглашением, учитывающим интересы сторон. Кроме этого, позиционные переговоры часто напоминают борьбу, в которой каждая из сторон стремиться вынудить другую сторону изменить свою позицию. Если же стремиться сохранить отношения сторон, то придется проявить мягкость, что будет означать проявление слабости и сделает позицию уязвимой. Принципиальные переговоры, или переговоры по существу подразумевают объективность при принятии решения, поскольку акцент сделан на проблеме и поиске выгодного для всех участников переговоров решения. Основа ведения принципиальных переговоров – установление партнерских отношений и движение к разумному компромиссу. К правилам ведения принципиальных переговоров можно отнести следующие 1) необходимо проявлять мягкость по отношению к собеседниками сохранять твердость при принятии решения 2) сосредоточьтесь на взаимных интересах, а не на позициях 3) продолжайте переговоры независимо от степени доверия к вам 4) анализируйте и обсуждайте все предложения, всевозможные варианты решения проблемы 5) предлагайте взаимовыгодные варианты 6) настаивайте на том, чтобы при принятии решения и оценке фактов применялись объективные критерии. Чтобы ориентироваться в переговорном процессе, необходимо знать его структуру и элементы. По большому счету, любые переговоры строятся последующей схеме. Сначала стороны уточняют свои точки зрения, позиции, интересы. Таким образом, в самом начале переговоров становятся ясными цели, которые преследуются участниками переговоров. После этого можно переходить к обсуждению проблемы, выдвигать предложения, аргументировать свою позицию, обосновывать верность предлагаемых вариантов решения, взвешивать за и против того или иного варианта решения. После обсуждения необходимо приступить к согласованию позиций и выработке договоренностей. После завершения переговоров необходимо проанализировать их ход, чтобы уточнить для себя сильные и слабые моменты. Деструктивная переговорная тактика и способы ее преодоления К сожалению, переговорная практика не представляет собой идеальное сточки зрения этики, психологии и логики поведение партнеров. Часто в переговорах используются всевозможные грязные приемы, обманы, провокации и т.п. явления, которым нужно уметь противостоять. Можно выделить

157 несколько типов уловок (некорректных приемов воздействия преднамеренный обман, психологическая война, позиционное давление. Преднамеренный обман может заключаться в ложных утверждениях или в том, что другая сторона не собирается выполнять достигнутые договоренности. Противодействовать преднамеренному обману можно так требуйте документального подтверждения фактов настаивайте на проверке сведений, сообщенных другой стороной требуйте гарантий выполнения договоренностей при каждом удобном случае сообщайте о том, что вы доверяете партнеру обратите внимание собеседника на то, что в случае невыполнения договоренностей у вас могут возникнуть осложнения. Психологической война может проявиться следующим образом. Одна из сторон может попытаться создать дискомфортные условия для другой стороны стем, чтобы у нее появилось желание побыстрее завершить переговоры. В этом случае необходимо понять причину дискомфорта (это может быть шум, духота или холод в помещении, неудобные кресла и т.д.) и прямо заявить, что условия, в которых проводятся переговоры, вас не устраивают. Можно поменяться местами или объявить перерыва также перенести переговоры на другое время ив другое место. Психологическая война может проявиться в открытых выпадах против вас замечания по поводу внешнего вида, сомнения в вашем статусе, компетентности, возможностях и т.д. В этом случае необходимо сохранять спокойствие, не поддаваться на провокации, но открыто заявить о правомерности такой постановки вопроса. Еще одним проявлением психологической войны могут стать угрозы. Угрозы связаны с давлением на участников переговоров с целью вынудить их принять невыгодные условия. Противодействовать угрозам сложно. Однако необходимо сохранять спокойствие, заявить, например, что ведется запись переговоров или сказать, что обычно выведете переговоры в других условиях Мы привыкли вести переговоры, сосредотачивая внимание на сути проблемы и на поиске взаимовыгодного решения. Мы не желаем иметь дело с угрозами. Если же противодействие угрозам не прекратилось, то стоит прервать переговоры, перенеся их на другое время или вовсе от них отказаться. Чаще всего в переговорной практике используется позиционное давление, которое может сводиться, например, к завышению требований. Суть этой уловки состоит в том, чтобы запросить как можно больше или отдать как можно меньше. В такой ситуации можно попросить партнера по переговорам подтвердить запросы цифрами и фактами или призовите его к разумности, доказав, что требования чрезмерны и даже абсурдны. Нередко случается так, что входе переговоров одна из сторон выдвигает новые требования, настаивает на том, чтобы вернуться к уже обсужденному вопросу и пересмотреть решение. В этом случае можно обратиться к партнеру с призывом обдумать, на какой основе дальше продолжать переговоры и взять тайм-аут.

158 Если позиция партнера не изменится, можно вообще отказаться от переговоров. Позиционное давление может проявиться ив преднамеренном затягивании переговоров, чтобы заставить вас нервничать, дождаться изменения ситуации, проработать другой вариант. Противодействовать этому можно путем поиска объективных условий, которые бы заставляли всех участников переговоров заключить соглашение в установленные сроки. Спори его разновидности Решение многих проблем современности возможно только на путях открытого и гласного обмена мнениями. Умение компетентно и плодотворно обсуждать важные проблемы, доказывать, убеждать, опровергать мнение оппонента, отстаивать свою точку зрения — обязательные качества современного человека. Все эти действия так или иначе связаны с ситуациями спора. Спор — это словесное состязание, обсуждение между двумя или несколькими людьми вопроса или проблемы, при этом каждый отстаивает свое мнение. Споры могут быть разными по тематике, по количеству обсуждаемых вопросов, по форме (непосредственные и опосредованные) и т.д. Существует несколько разновидностей спора. Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — наиболее сложная и богатая разновидность спора спорна определенную тему и по определенным правилам, нацеленный на проверку определенной мысли сточки зрения ее истинности, достоверности, правомерности или решение сложной проблемы, сопоставление разных точек зрения по выдвинутой проблеме с целью выяснения ее сути и решения. Дискуссия – это спор-исследование, способ познания. Участники дискуссии обязаны придерживаться избранной темы и основного вопроса обсуждения, который формулируется вначале. На протяжении всей дискуссии этот вопрос должен находиться в поле зрения участников и оставаться неизменным. Кроме того, в дискуссии существует регламент каждый участник высказывается в очередь с другими, имеет равные сними права по объему высказывания (в официальных дискуссиях, например, научных или деловых, объем выступлений планируется заранее и доводится до сведения всех участников встречи. Противоречия и связанное сними интеллектуальное единоборство характерны для всякого спора. Дискуссия – такое единоборство, в котором люди должны убеждать друг друга, приводя аргументы в защиту своей точки зрения и против чужой точки зрения. Дискуссия требует также быстрой реакции на выступление партнера, умения соотнести его точку зрения с собственной, заметить его логические ошибки и противодействовать уловкам, если они встречаются в речи оппонента. Средства, которые используются в дискуссии, должны быть корректными (в идеале) или, по крайней мере, должны признаваться всеми участниками. В современной речевой практике дискуссия вытеснила другую, некогда распространенную, форму спора — диспут и заняла доминирующее положение среди других разновидностей спора. Дискуссия может происходить при непосредственном устном общении (на собрании, заседании, в дружеской компании, в личной беседе, а также в печати или в литературе. Известна дискуссия Бора и Энштейна по вопросам квантовой механики, которая длилась почти тридцать лети проходила в разных формах при непосредственных встречах двух ученых, в переписке, в журнальных статьях. Непосредственные участники дискуссии делятся на пропонентов и оппонентов. Речь пропонента представляет собой доказательство истинности тезиса, аргументацию отстаиваемой им точки зрения. Речь оппонента, напротив, имеет целью опровержение тезиса, а также защиту противоположного взгляда на проблему. Однако довольно часто в дискуссии принимают участие не две, а большее количество сторон. В таком случае демонстрируются разные точки зрения на одну проблему (вопрос. В этой ситуации важно сохранить конструктивный характер дискуссии и, по возможности, согласовать позиции сторон. Полемика — спор, в котором имеется конфронтация, противостояние сторон, идей, мнений. Это борьба принципиально противоположных мнений. Поэтому целью полемики обычно является стремление одержать победу, отстоять во чтобы тони стало собственную позицию. Термин полемика предпочитается, когда спор ведётся в печати или в устной публичной речи, носит продолжающийся характер и отличается остротой (литературная полемика, научная полемика. Деловые споры полемикой обычно не называют, вероятно, в силу принятой в данной сфере настроенности сторон на поиск компромисса. В бытовых ситуациях используется слово спор. Диспут
— (от лат disputare — рассуждать) разновидность спора. Как правило, диспуты бывают на научную или общественно значимую тему. Изначально же слово диспут имело значение публичной защиты научного произведения, представленного для получения ученой степени. Дебаты — разновидность спора по какому-либо серьезному вопросу. Термин дебаты обычно используется для обозначения споров, возникающих при обсуждении развернутого проблемного выступления (доклада, отчета, сообщения на деловом совещании или на конференции, выступления на собрании. Культура спора Понятие культуры спора подразумевает соблюдения его участниками целого ряда правили рекомендаций. В споре люди ведут себя по-разному: кто-то держится уверенно и анализирует доводы оппонента, а кто-то проявляет агрессивность и ведет себя как на войне. Поведение спорщиков, манера спорить имеет большое значение для его результативности. Это необходимо учитывать и вовремя подготовки к спору, и вовремя самого спора. Поведение участников спора во многом зависит от преследуемых целей, интересов, ситуации, в которой происходит спор, психологических факторов (черты характера людей, настроения, манеры общения. Французский философ Гельвеций восклицал Чего только мы неспособны сделать под влиянием интереса. Он утверждал, что все с легкостью признают истинность геометрических аксиом только потому, что это не касается их интересов. Поведение в споре зачастую зависит оттого, с каким противником приходится иметь дело. Если противник силен, компетентен, уверен, уважаем, логичен, то мы ведем себя осторожнее, вдумываемся в сказанное им, не пропускаем детали и т.д. Со слабым противником мы ведем себя совершенно иначе. Интереснее спорить с сильным противником при условии соблюдения норм культуры общения и культуры спора. Поведение спорщиков во многом зависит оттого, является ли спор публичным (у него есть свидетели) или он носит закрытый характер. Водном случае мы сохраняем сдержанность, в другом — ведем себя свободно и раскованно. Поведение в споре зависит еще и от национальных особенностей и традиций. К примеру, в нашей стране споры обычно носят жаркий характер, спорщики проявляют эмоции и очень часто переносят отношение к противнику в споре на общение с ним в жизни. В восточных странах споры носят сдержанный, спокойный характер. Основным наиважнейшим требованием культуры спора является уважительное отношение друг к другу. Без соблюдения этого правила ни один спор не будет завершен результативно. Другим требованием культуры спора является необходимость сохранения выдержки и самообладания оппонентов. У хладнокровного человека есть иное преимущество. В возбужденном состоянии трудно оценить позицию собеседника, проанализировать его аргументы, подобрать свои доводы, не нарушать законов логики. Спор не должен превращаться в перепалку. Еще одно непременное требование культуры спора не стоит начинать спор, если вы к нему неготовы или не определили предмет спора. Плохая готовность к спору сделает вашу позицию слабой и уязвимой. Заранее подобранные аргументы, выстроенные в нужной последовательности, наоборот, помогут вам в споре. Определив предмет спора, сформулировав спорные тезисы, нельзя от них отступать, переходить на другие. Нужно постараться, чтобы ваш оппонент не увел вас в сторону. Культура спора включает в себя и такое понятие, как искусство задавать вопросы и отвечать на них. Хороший вопрос призван не поставить оппонента в тупика прояснить его позицию. Вопрос в ситуации спора должен быть кратким, ясным. Любой спор может быть эффективным, если в нем соблюдаются некоторые условия. Для того, чтобы достичь поставленных перед спором задач необходимо наличие некоторой общности в позициях спорящих. В противном случае спорщики просто не смогут понять друг друга, убедить в чем-то. Также важную роль играет компетентность участников спора чем лучше спорщики разбираются в обсуждаемой проблеме, тем продуктивнее будет

161 спор. Как уже было сказано выше, перед началом спора необходимо четко сформулировать спорный тезис. От четкого определения предмета спора также зависит эффективность и результативность спора. Также вовремя спора необходимо соблюдать правила бесконфликтного общения. Контролируя свое поведение и следя за своей речью (ее правильностью, логичностью и т.п.) мы также поспособствуем эффективности спора. Уловки, типичные для речевой ситуации спора Вовремя дискуссии, полемики спорщики нередко попадают в затруднительное положение. К примеру, на замечание оппонента не сразу находится нужный ответ. В таком случае нужно незаметно для оппонента оттянуть время, собраться с мыслями и ответить. Может случиться итак, что один из спорщиков совершает ошибку. Отрыто ее признать он не может. Тогда можно, используя формулировку типа Позвольте мне уточнить сказанное ранее, исправить положение. Подобные уловки относятся к числу позволительных, так как они не нарушают требований культуры спора. Однако есть и такие уловки, которые используются с целью ввести оппонента в заблуждение, поставить его в затруднительное положение, а затем воспользоваться этими одержать победу в споре. Такие уловки называются непозволительными, некорректными. Ставка на ложный стыд. Известно, что люди часто стремятся казаться лучше, чем они есть на самом деле. На этом желании могут сыграть полемисты. Высказав сомнительный, недоказанный тезис, они сопровождают его комментарием Вам, конечно, известно, что это было установлено еще 20 лет назад или Специалисты в этой области утверждают, что и т.п. Подмазывание аргумента. Эта уловка используется в общении с самолюбивыми оппонентами. Слабый аргумент сопровождается каким-нибудь комплиментом в адрес соперника Всем известно ваше доброе отношение к, Человек недостаточно знающий вряд ли разберется в этих сложностях, новы сделаете это без особого труда. Ссылка на возраст, образование, положение. Нередко в спорах в качестве аргументов приводятся ссылки на возраст, образование, положение Ты бы сначала диплом получила потом спорил бы, Вот будете намоем месте работать, тогда и поговорим, Доживете до моих лет, тогда и посмотрим. Подобные реплики по сути аргументами не являются и приводятся тогда, когда больше нечего сказать. Подмена тезиса. Нередко случается так участники спора используют все аргументы и, чтобы избежать поражения, пытаются увести разговор в сторону, подменить тезис, заставить обсуждать то, что не было предметом спора изначально. В таком случае нужно обратить внимание оппонента на это и вернуться к спорному тезису. Перевод спора на противоречия между словом и делом. Продемонстрировав несоответствие между позицией оппонента в споре и его реальными

162 поступками, действиями, можно поставить его в неловкое положение. Часто эта уловка применяется в ситуациях, когда у спора есть свидетели. По сути дела, данная уловка свидетельствует об отступлении от спорного тезиса и переход наличность спорщика. Перевод вопроса на точку зрения пользы или вреда. Эта уловка заключается в том, что вместо доказательства истинности того или иного положения начинается выяснение выгодности этого положения для нас. Самоуверенный тон. В публичном споре большое влияние на оппонентов оказывает внушение. Поэтому нельзя поддаваться и такой уловке, как самоуверенный, решительный тон. Человек, говорящий безапелляционно, психологически давит на оппонентов. Когда противник ведет себя уверенно, то можно засомневаться в правильности своей позиции, даже если она действительно сильная и подтверждается серьезными доводами. Чтение в сердцах, оскорбления. Суть этой уловки заключается в том, что обращается внимание не на слова, а на мотивы, которые заставили их сказать Вы так говорите, потому что сними работает ваша жена, Вы преследуете корыстные цели и т.п. Нередко в пылу полемики оппоненты переходят на прямые оскорбления, что, естественно, совершенно недопустимо. Перечень уловок, используемых недобросовестными спорщиками, не исчерпывается указанными выше. Лекция № 7 (15). Основы оратории (2 часа) Оратория – раздел риторики, изучающий условия успешного публичного выступления. Этот раздел включает в себя учение о родах и видах публичной речи, а также правила подготовки и произнесения речи. В современной практике публичного общения принято выделять пять родов красноречия
- социально-политическое красноречие (публичные речи на политические, экономические и общественно значимые темы
- академическое красноречие (род речи, помогающий формированию мировоззрения
- судебное красноречие (род речи, призванный оказывать целенаправленное воздействие на суд
- социально-бытовое красноречие (панегирические речи бытового свойства – приветственные, застольные, юбилейный и т.д.);
- духовное красноречие (речи духовно-нравственного и религиозного содержания. По преследуемой оратором цели в риторике выделяются следующие виды речей информирующие (цель – сообщение информации, убеждающие цель – аргументированное убеждение, агитирующие (цель - побуждение к каким-либо действиям, воодушевляющие (цель – передача эмоционального состояния, воодушевление, эмоциональное внушение, развлекающие (цель – развлечение.

163 Оратория может быть рассмотрена сквозь призму риторического канона, точнее – через два последних его этапа – запоминание и произнесение речи. Память – сокровищница красноречия, - писал Квинтилиан в двенадцати книгах своего труда «Institutio oratoria» (Формирование красноречия, обобщая то, что сделано античной риторикой. От преодоления этого этапа риторического канона зависит убедительность публичного выступления. При этом речь вовсе не идет о заучивании наизусть всего текста необходимо лишь заучить основные положения, ключевые фразы, определения, смысловые связки. Память – один из видов человеческого мышления. Современный оратор должен обладать, прежде всего, направленной памятью. Цитаты, интересные примеры и т.п. можно завиксировать письменно. Умение правильно направлять и распределять потоки информации в современной жизни, выделять нужную актуальную информацию – важные качества для любого человека. Укрепление памяти достигается комплексным воздействием трех составляющих концентрации внимания, ассоциаций, повторения. Также при тренировке памяти необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия визуальные, аудиальные, тактильные и т.д. Также для оартора важна кратковременная оперативная память, чтобы, пробежав глазами перед выступлением текст, уверенно выступать. Последний этап риторического канона – произнесение речи – непосредственное выступление. От условий, в которых будут проходить выступление, от поведения оратора, от его личных качеств зависит, будет ли речь яркой, убедительной, эффективной. Необходимо отметить несколько ключевых моментов, существенных для успеха ораторского выступления. Контакт со слушателями. Высшее проявление мастесртва публичного выступления – это контакт со слушателями. Речь произносится для того, чтобы ее слушали, правильно восприняли, запомнили. Если вовремя выступления аудитория занимается своими делами, то все усилия выступающего могут пропасть даром. Контакт между оратором и слушателями возникает на основе совместной мыслительной деятельности, те. оратор излагает основные положения, а публика внимательно следит за развитием мысли. Если же оратор говорит об одном, а слушатели думают о другом, то контакта нет. Для установления и поддержания контакта важным является и эмоциональное переживание. Отношение говорящего к предмету речи, заинтересованность, убежденность передаются и слушателям. Контакт может быть установлен не со всей аудиторией, а только с ее частью. Контакт может быть полными неполным, устойчивыми неустойчивыми т.д.

164 На установление контакта влияет актуальность обсуждаемого вопроса, новизна в освещении проблемы, интересное содержание, а также личность самого оратора, его репутация и имидж. Для установления контакта с аудиторией важно учитывать ее особенности. Аудитория может быть однородной по возрасту, полу, национальности, профессиональным интересами т.п. Это означает, что и реакция такой аудитории будет приблизительно одинаковой, похожей. Если же аудитория разнородна, то и реакция отдельных слушателей может быть различной. Количество слушателей также влияет на оценку выступления. Чувство общности аудитории проявляется в эмоциональном настрое (влияние друг на друга при одобрении или неодобрении. Особенности звучащей речи. От голоса во многом зависит успешность выступления, ведь голосом можно передать настроение, отношение к предмету речи или аудитории и т.д. Сила голоса зависит от правильного дыхания, которое необходимо тренировать. Важна для ораторского выступления и дикция – четкое произношение отдельных звуков и их сочентаний. Также необходимо учитывать интонационный рисунок речи (интонация не должна быть монотонной, плавность речи, ее темп (немедленный, но и не быстрый. Помещение для выступления. В идеале оратор должен познакомиться с помещением, в котром ему предстоит выступать, и проверить, насколько оно освещено, проветрено, какова его акустика, как расставлена мебель. Помещение должно быть средним по размеру. Если слушателей мало, то их, по возможности, нужно сгруппировать. Оратор должен быть хорошо виден аудитории, кафедра или трибуна не должны становиться барьером. Если предполагается, что в процессе выступления будут задействованы технические средства, то их заранее нужно подготовить и апробировать. Внешний облик оратора. Слушатели вольно или невольно впервые минуты выступления оценивают внешний облик оратора во что одет, как он стоит, какое выражение лица и т.п. Внешний вид должент отвечать запросам аудитории и соотвествовать обстановке, в которой выступление происходит. Одежда должна быть выглаженной, чистой, обувь начищенной. Не следует допускать эксцентричности в одежде, чтобы не отвлекать внимание от содержания речи. Лицо оратора должно выражать отшение к тому, о чем он говорит, а жесты не должны быть излишне активными (равно не следует полностью от них отказываться. Лекция № 8 (16). Отечественный риторический идеал (2 часа) Понятие риторического идеала по книге А.К. Михальской Основы риторики мысль и слово) В каждой культуре складываются особые и вполне определенные представления о том, как должно происходить речевое общение. Люди, приобщаясь к культуре, входя в нее, получают как одну из ее составных частей некий общий образец – идеал речевого поведения, которому нужно следовать, и представления о том, как должно выглядеть хорошее речевое произведение устная речь или письменный текст. Этот идеальный образец речевого поведения и речевого произведения соответствует в своих основных чертах общим представлениям о прекрасном – общеэстетическому и этическому нравственному) идеалам, сложившимся исторически в данной культуре. Итак, риторический идеал – это система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившаяся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей – эстетических и этических. Значит, в сознании каждого человека — носителя определенной культуры существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации, что такое хорошо и что такое плохо в речи и речевом поведении. Система этане случайна, а закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть рассказана (и изучена) именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов. Риторический идеал античности Риторический идеал античной классики, основные черты которого мы определили, теснейшим образом связан с общим идеалом прекрасного, сложившимся в этой культуре. А.Ф. Лосев выделяет главные особенности общего идеала прекрасного в античной классике (Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика. МС. Сравним их с требованиями к прекрасной речи, обобщенными в Риторике Аристотеля и представленными до этого в диалогах Платона.
1. Насыщенность. Классическая красота и искусство содержательны, глубоки, мудры <...> Тут все нужно и все уходит в жизненные глубины. Сравним аналогичный принцип аристотелевской риторики говори то, что важно и насыщенность речи смыслом в риторическом идеале Сократа.
2. Краткость, ясность и простота. Эти неотъемлемые свойства античного эстетического идеала являются одновременно и признаками совершенного речевого произведения. У Аристотеля они воплотились в принципе прозрачности выражения, максимальной ясности и краткости речи Достоинство стиля заключается в ясности доказательством этого служит то, что, раз речь неясна, она не достигнет своей цели.
3. Бодрость и жизнеутверждение — применительно к речевой культуре
— радость от общения — психологический результат . воцаряющейся гармонии, преобладания известного структурного построения над противоположным ему хаосом. В парадигме общеэстетического идеала античной классики категория гармонии (и категории симметрии, меры, ритма как более частные по отношению к ней) имеют особенно высокий статус. Телесность, пластичность, скульптурность, характерные для классического эстетического идеала, присущи и риторическому идеалу античности. Вспомним, что говорит Сократ о структуре речи Всякая речь должна быть составлена словно живое существо, а туловище и конечности должны подходить друг к другу и соответствовать целому <...> По-моему, сперва, в самом начале речи, должно быть вступление <...> А на втором месте — изложение и за ним свидетельства, на третьем же месте — доказательства, на четвертом — выводы. Речь понимается как живое тело, и совершенство (гармония) речи описывается так, как описывается прекрасное, гармоничное тело. Ясно, что риторический (речевой) идеал Эллады соответствует в своих основных чертах общему идеалу прекрасного. Эпоха эллинизма (начавшаяся в IV в. дон. э) связана спадением полиса, утратой Грецией самостоятельности. Интенсивность общественной жизни падает, личность уходит в себя и начинает заниматься собой. Теряется гражданский пафос ораторской речи, зато пышно расцветают цветы красноречия. Восточные влияния способствуют цветистости и напыщенности способов выражения. О наступившем упадке риторики говорят именно в том смысле, что украшенность речи, внимание к ее форме преобладает над достижением смысловых задач. На первый план выходит проблема нормативности речи, ее правильности. Искусство слова в этот период занимает ведущие позиции в школе. Разрабатывается школьная система практических упражнений для овладения красноречием. Теория занята изучением законов сочетания слов (Дионисий
Галикарнасский, I в. до н.э.) и исследованием стилей (Деметрий, I в. н.э.,
Гермоген, II в. н.э.). Политическое красноречие республиканского Рима вновь оживляет классические принципы риторики. Известный практицизм римлян, направленность речи на решение конкретной практической задачи способствуют этому. Обращаясь к юному оратору, Марк Порций Катон советует Придерживайся сути дела, слова найдутся (Rem tene, verba sequentur). Однако появляются и иные тенденции развивается так называемый «азианский стиль, пышный, украшенный, отразивший восточные традиции (ритор Гортензий. В римском судебном красноречии все средства хороши для достижения цели
— эмоциональное давление речи на слушателя усиливается мимикой, жестом, тоном. О деятельности ораторов этого периода мы узнаём только от Цицерона, поскольку тексты их речей не сохранились. Ораторский гений Цицерона придал этому имени нарицательный смысл. Труднее сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон,
— говорили римляне. До нашего времени дошли письма Цицерона, его политические, философские и риторические трактаты — около шести десятков полных текстов его речей (см Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве. М, 1972). Речи Цицерона сочетают смысловую насыщенность и логичность доказательства с изысканными и многочисленными цветами красноречия (риторическими тропами и фигурами. Римский ритор Квинтилиан, для которого

167 Цицерон был высочайшим идеалом, замечает Красота речи содействует успеху те, кто охотно слушают, лучше понимают и легче верят. Недаром Цицерон писал Бруту, что нет красноречия, если нет восхищения слушателей, и Аристотель недаром учил их восхищать. Именно Цицерон — объект восхищения и подражания для европейской риторики, особенно для национальной риторики во Франции. Существует мнение, что римская риторическая традиция вообще оказалась по отношению к европейскому красноречию более влиятельной, чем греческая. Известнейший риторический трактат Цицерона — Об ораторе — написан в виде диалога между риторами. Беседа эта имела место в 91 г. до н.э. и была посвящена воспитанию оратора, целями основным категориям риторики. История римской риторики представлена в трактате Брут, рассуждения о стиле и ритме в трактате Оратор. Цицерон и теоретики практик. Знаменитый римский лирики поэт Ка-тулл, современник Цицерона, назвал его «optimus omnius patronus» — «отменнейший всеобщий адвокат. В эпоху Возрождения возник настоящий культ Цицерона «Петрарка, аза ним гуманисты избрали Цицерона своим вождем, патроном и кумиром. Статус Цицерона столь высок, что блаженный Иероним во сне слышит упрек Христа Ты цицеронианин, а не христианин (Ciceronianus es, non Christia- nus) (Аверинцев С.С. Античный риторический идеал и культура Возрождения Античное наследие в культуре Возрождения. МС. Для Цицерона риторика далее выше философии (Самый заурядный оратор, даже и не очень образованный, но обладающий опытом в речах, побьет философов этим своим нехитрым опытом и не даст себя обижать и презирать, и даже выше поэзии поэзия в сравнении с риторикой, как говорит Цицерон, более легковесный вид словесного искусства. Риторический идеал Цицерона — идеал философа-стоика: все страсти подавить, безобразное в мире игнорировать, наслаждаться красотой не только и не столько истины, сколько формы (речи. Размеренное, плавное течение в меру украшенного слова. Именно поэтому период — ритмизированная, гармонизированная фраза — стал предметом пристального внимания Цицерона как теоретика риторики и излюбленной риторической фигурой Цицеро- на-практика, Цицерона-оратора. Для Цицерона гармония в речи, в слове — это результат подавления аффектов, торжество ритма, принципиального игнорирования всяких крайностей и темных сторон жизни. Падение республики в Риме вновь вызывает упадок риторической мысли и расцвет ее формы. Естественно, повышается интерес к пышным похвальным речам. Рождается новый стиль — внешне эффектный, даже аффектированный. Тут известное имя — Сенека Старший (Сенека-ритор) со своими «Контроверсиями» и «Свазориями» — риторическими упражнениями на юридические, психологические, философские темы (в нашей книге анализировались и цитировались произведения его сына, Сенеки Младшего.

168 Новый стиль сменяется классицизмом, и появляется вторая повели- чине после Цицерона звезда древнеримской риторики — Марк Фабий Квин- тилиан, риторический идеал которого — красноречие Цицерона. У Квинти- лиана риторические идеи имеют педагогическую направленность, которую выражает и главное его сочинение — Образование оратора, в основных положениях идущее вслед за трактатами Цицерона. Тот, кто хочет стать хорошим оратором, — утверждает Квинтилиан, — должен стать сначала хорошим человеком. Сравнение наследия этих двух известнейших риторов показывает, что образ оратора и образ слушателя они представляли по-разному: для Цицерона оратор — гражданин, для Квинтилиана он в первую очередь стилист адресат цицероновских речей — народна форуме, слушатель речей Квинти- лиана — узкий круг просвещенных. Эти различия риторических идеалов отражают существенные черты меняющегося времени. Заключая краткий обзор истории античной риторики, отметим в ней еще одно интересное явление — так называемый период второй софистики
— направление греко-римской культуры II—III вв. н. э, отмеченное вниманием к классическому эллинскому наследию и существующее как бы в постоянном соревновании с высокими образцами прошлого. Подготовили вторую софистику Плутарх, приводящий в Параллельных жизнеописаниях вымышленные речи греков и римлян, и Дион Хризостом, философ- киник, автор восьмидесяти дошедших до нас речей. Но вторая софистика несет и явные следы восточных влияний. Так, например, Эпия Аристида, мастера панегирика, отличает приверженность «азианскому» стилю. Вначале учебного пособия мы уже цитировали отрывок характерного текста Апулея, по которому можно судить о системе образования античного ритора (из сборника под названием «Florida» — Цветник. Итак, движение риторических идей и, соответственно, изменение риторического идеала направлено от древнегреческой риторики (софисты, Платон, Аристотель) — к римской риторике — искусству хорошо говорить
(ars bene dicendi — Цицерон и Квинтилиан) и к риторике средневековья — начала Возрождения — искусству украшения речи (ars ornandi), когда основным требованием к речи стали не только ее внешняя, формальная красота и изящество, но и к тому же правильность, безошибочность, ибо душа наша тем лучше будет понимать, что нужно делать, чем правильнее будет язык хвалить Господа, не оскорбляя его ошибками (так говорится в Указах Карла Великого. Особенности древнерусского риторического идеала В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, и произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде всего на чтение и обдумывание, на копирование и распространение, хотя известно, что мастера слова - и Иларион в Киевской Софии, и

169 Кирилл Туровской, и Серапион Владимирский - обращали свое слово к слушателям. Характеризуя литературу эпохи Слова о полку Игореве», Д.С. Лиха- чев отмечает как важнейшую ее особенность то, что литература мыслится прежде всего как общение людей между собой, как укрепление единомыслия, как проповедь идей единства. Одной из форм этого общения становится переписка, другой - устное, прочитанное слово, обращенное к многочисленным слушателям, третьей - обращение к потомкам <...> Во всех случаях это общение коллективное (Лихачев Д.С. Литература эпохи Слова о полку Игореве» // Памятники литературы Древней Руси XII век. МС. Важнейшая и ответственнейшая цель слова в Древней Руси — объединение разрозненных мести людей в целостный русский мир. Это задача гармонизации, задача единения. Она и определяет пафос слова и формирует образ его автора — «печальника Русской земли, взволнованного «нестрое- ниями века своего, положившего своей жизненной обязанностью способствовать их исправлению. Это задача нравственная. Таково, например, золотое слово Святослава в Слове о полку Игореве»: Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное (Памятники литературы Древней Руси XII век. МС. Мысль о совершенстве икра- соте родной земли рождает у автора и боль, и восхищение. Потому речь о ней выражает то хвалу, то горе. Церемониальные формы народного творчества, слово и плач, взаимодействуют с традиционными византийскими риторическими жанрами, одним из которых, и весьма развитым, был панегирик, торжественное хвалебное слово. Величайший панегирик древнерусской культуры — Слово о полку
Игореве» — представляет собой речь, произведение ораторского искусства, как бы плачи славу всей Русской земле в ее огромных пределах ив ее глубокой исторической перспективе, как говорит Д. С. Лихачев в том же сочинении (с. 19). Формы славы и плача переплетаются ив Слове о погибели Русской земли, ив Повести об убиении Андрея Боголюбского». Плачи, жалости, слова печальные отмечают период татаро- монгольского нашествия и сменяются похвальными словами, возрождением формы торжественного панегирика (хвалы) впервой половине XV в. Русская литература уже в XII и начале XIII в. постоянно пыталась создать и развивать свои собственные жанры, способные наилучшим образом отвечать потребностям русской действительности. Даже традиционные жанры претерпевали значительные изменения - как, например, жития святых, проповеди, поучения, в которых все сильнее и сильнее вторгались политические мотивы (Лихачев Д.С. Литература эпохи Слова о полку Игореве». СВ древнерусском красноречии преобладают два основных жанра дидактическое, учительное слово — Поучение и торжественное панегирическое хвалебное Слово. Поучение имеет целью формирование идеалов,

170 воспитание человеческой души и тела, оно проще, доступней, адресовано не слишком просвещенному, часто молодому читателю. Слово трактует высокие и общие темы — духовные, политические, государственные. Хвала князю или святому, проповедь сложнее по форме, обильнее украшены, обращены к более образованному кругу. Жанр торжественной проповеди сохраняет византийские традиции Слова Кирилла Туровского, посвященные тем или иным церковным праздникам, составлены по самым высоким канонам византийского ораторства, отличаются удивительным изяществом языка, расчетливо учитывающего устное произнесение в церкви при большом скоплении молящихся (Лихачев Д.С. Литература эпохи Слова о полку Игоре- ве». С. 16). Первым древнерусским дидактическим сочинением, первым памятником русской педагогической риторики было Поучение к братии новгородского епископа Луки Жидяты (XI в. С него начинается история ораторской прозы Древней Руси. XI вдали знаменитое Слово о Законе и Благодати митрополита Илариона — полемически острую политическую декларацию славы и независимости Русской земли. Золотым веком русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия называют XII в. Он объединяет две культуры - византийскую и русскую, две поэтические системы - устную народно-поэтическую и высокую риторическую, две языковые стихии - русскую и древнеславянскую. Это столетие отмечено двумя вершинами - Словом о полку Игореве» и ораторскими произведениями Кирилла Туровского. Кирилл блестяще владеет византийской риторической традицией, ее сложными формами (тексты строятся по принципу риторической амплификации тема развивается во множестве направлений, вариаций, которые образуют завершенный по смыслу и форме круг — риторическую тираду, соединяя их с народно-поэтической языковой и ораторской стихией. Слову о полку Игореве» предшествовало анонимное Слово о князьях, сочетающее резкость осуждения (начинается оно прямой угрозой Одумайтесь, князья, вы, что старшей-братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете, — пока не обличил нас Бог на Страшном своем суде, упрек Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами своими, призыв следовать примеру предков и близких Им подражайте и следуйте, их примером научитесь) и напутствие Да поможет вам Боги да не отпадете вы, все это слышащие, от славы) (Слово о князьях // Памятники литературы Древней Руси XII век. М, 1980; далее цитировать древнерусские тексты мы будем именно поэтому изданию. Лаконичный и простой текст Слова обладает большой силой воздействия. Слова печальные периода татаро-монгольского ига сменяются (сна- циональным подъемом после Куликовской битвы и вторым южнославянским влиянием) торжественной пышностью плетения словес во хвалу и славу святыми князьям. Эмоционально-экспрессивный стиль плетения словес выражается в сложнейших риторических формах. Примером можно назвать Слово похвальное инока Фомы, своего рода похвалу в похвале, автор которой не довольствуется славой князю от своего собственного скромного лица, но составляет 24 панегирика один — как бы от византийского императора Иоанна, другой — от патриарха Иосифа и еще 22 — от митрополитов. Все это, украшенное многочисленными цветами красноречия, образует венок похвал тверскому князю Борису Александровичу. В XV—XVI вв. пафос слова создается неукротимой страстностью ораторов в обличении, пороков, осознании преступности молчания, когда пламенем злых помыслов охвачены души людей (Черторицкая Т.В. Красноречие Древней Руси (XI—XVII вв.) // Сокровища древнерусской литературы. МС. Оратор стремится преклонить душу слушателя или читателя к добродетели, просветить и вооружить его против страстей неправды и зла, научить властвовать собой (Слово о женах добрых и злых инока Ефро- сина, Устав Нила Сорского и т. д, — в общем, наставить, как нечистые помыслы на благая прелагати». Век XVI отмечен интереснейшим для истории древнерусской риторики явлением духовной и политической жизни — продолжительной полемикой, ораторской по форме, между так называемыми «нестяжателями» (Нилом
Сорским, Вассианом Патрикеевым, Максимом Греком) и крупными церковными иерархами — «иосифлянами» (Иосифом Волоцким, игуменом Волоколамским Геннадием и др. Обычая публичной дискуссии на Русине было, поэтому полемическое красноречие выражалось в письмах и посланиях, предназначенных для копирования и распространения. Иосифляне нашли способ овладеть вниманием масс их речь была простой и ясной, тогда как «нестяжатели», в точности следуя риторическим канонам, используя сложную аргументацию, таки остались непонятыми. Роль слова резко возрастает в Смутное время (начало
XVII в) в связи с напряженностью политической жизни, ее сложностью и стремительностью событий. Высок ораторский пафос речей московского патриарха Гермогена, направленных против оккупантов, и анонимного Плача о пленении и о разорении Московского государства. Для истории риторики на Руси в XVII в, пожалуй, наибольший интерес представляют обращенные к народу Слова, Послания, Беседы протопопа Аввакума — главы раскола, неистового, «огнеопального» Авва- кума. Его сочинения (более 80), по словам Горького, — непревзойденный образец пламенной и страстной речи борца. Стиль Аввакума, причины оригинальности и яркости его речи исследуются в работе В. В. Виноградова О задачах стилистики. Наблюдения над стилем Жития протопопа Аввакума»
(Виноградов В. ВО языке художественной прозы. М, 1980). Ученый приходит к выводу, что основное свойство стиля Аввакума — то, что в нем тор- жественно-книжные слова окружаются реалистически-повседневным ореолом. Поэтика устного народного сказа, торжественность церковного красноречия, язык церковнославянский во взаимодействии с подлым, мужицким, диалог, каламбур — все подчинено основной задаче — сильному, непосредственному, живому воздействию на собеседника-читателя. В.В. Вино- градов считает, что Аввакум — величайший писатель XVII в, имя которого должно стоять в области истории русского словесно-художественного творчества и речевой культуры наравне с именами Ломоносова, Державина, Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова, быть может, и Горького
(Виноградов В.В. О языке художественной прозы. С. 320). Приведем в качестве примера небольшой фрагмент из Жития Аввакума: наглядно иллюстрирующий особенности его стиля. А человек, суете который уподобится, дни его, Яко тень, проходят скачет, яко козел раздувается, яко пузырь гневается, яко рысь съесть хощет, яко змия ржет зря на чужую красу, яко жребя; лукавствует, яко бес насыщался довольно, без правила спит Бога не молит отлагает покаяние на старость и потом исчезает. Западноевропейское влияние, опосредованное культурой католической Польши, привносится литературной деятельностью Симеона Полоцкого. Вначале в. появляются русские риторики в 1617—1619 гг. составляет первую риторику вологодский епископ Макарий, пишет риторику и Симеон Полоцкий, и Иоанникий Голятовский — ректор Киево-Могилянской академии. Анализу русских риторик XVII—XVIII вв. посвящены книги В.П. Вом- перского Риторики в России XVII и XVIII вв.» (Ми Стилистическое учение МВ. Ломоносова и теория трех стилей (М, 1970). Древнерусское красноречие рождается на основе взаимодействия развитой народной устно-речевой традиции и античных, византийских и южнославянских риторических образцов. Исследования Д.С. Лихачева приводят к выводу, что сама русская почва была хорошо подготовлена для создания искусства слова. Дарам волхвов из далеких стран предшествовали дары своих пастухов — представителей неученой мудрости народа. Ко времени появления на Руси литературных произведений Византии и Болгарии на огромной русской территории было уже развито искусство устной речи (Лихачев Д.С. Величие древней литературы // Памятники литературы Древней Руси XI - начало XII века. МС. Уровень владения словом, высота словесного мастерства отразились уже в первых письменных памятниках. Летопись свидетельствует о лаконичности и выразительности княжеских речей, обращенных к народу, к дружине, к послам. Не менее ясными и четкими формами, концентрированным содержанием отличаются и речи представителей народа. Одним словом, разнообразные и богатые формы общественной жизни и публичных выступлений заставляли ценить точность слова, учили обращаться с ним бережно и экономно (Лихачев Д.С. Величие древней литературы. С. 16). Крещение Руси в 988 г. и знакомство с греко-славянской литературой привели к появлению уже в XI в. оригинальных по идеями формам произведений. Византийская и южнославянская риторика предоставила стройную и развитую систему ораторских жанров, высокие образцы владения словом — тексты Иоанна Златоуста, Василия Великого, Ефрема Сирина, Константина Философа, Климента Охридского, Иоанна экзарха Болгарского. Овладение этими традициями на Руси произошло так быстро, что это дает возможность говорить как бы об отсутствии особого периода ученичества уже произведения митрополита Илариона, Феодосия Печерского, Кирилла Туровского (XI—XII вв.) вливаются в течение южнославянской литературной жизни и начинают оказывать на нее обратное влияние (Черто- рицкая Т.В. Красноречие Древней Руси (XI—XVII вв.) // Сокровища древнерусской литературы. МС. Памятники литературы Древней Руси позволяют судить о статусе слова в духовном мире человека, о месте словесного мастерства в духовной жизни общества.
1. Высокий статус книжного слова, почтение к книжному знанию — важнейшая особенность древнерусской культуры. В Повести временных лет читаем если Владимир, отец Ярослава, землю вспахали подготовил к севу (крестил Русь, то сам Ярослав засеял книжными словами сердца верующих людей велика ведь бывает польза от учения книжного книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния <...> Это ведь — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости в книгах ведь неизмеримая глубина <...>». Книга — проводник божественного голоса, Божьего слова, поэтому тот, кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со Святыми мужами (цитаты даются по текстам, собранным в издании Памятники литературы Древней Руси.
2. Божественная природа слова. Сила слова. «... Иного же Бога не знаю и не чту, кроме того, который сотворил словом все, — говорит Евстафий Повесть о Евстафии Плакиде», XII в. Достойное слово, и боголюбивое дело, и свободная сила, устремленные к Богу, величием выше небесных звезд (Слово Моисея Выдубицкого», XII в. Что есть подвижного у человека — спрашивается в Апокрифах. —
Подвижнее всего у человека слово да огонь, ибо от слова погибают иногда царства, и творится добро и зло, а от огня, от одной искры его сгорает все
(XII в. Вновь отметим, что достойным почитается только слово, направленное к Богу или подкрепленное делом.

174 3. Дар слова, красноречие — одна из первых и важнейших добродетелей. В иерархии (системе) человеческих добродетелей красноречие занимает в древнерусских текстах одно из первых мест в хвалебном слове оно часто следует прямо за святостью, богопочитанием Был в то время некий монах, умудренный божественным учением, украшенный святой жизнью и красноречием (Повесть о Варлааме и Иоасафе», XII в Огонь — вещество, сотворенное Богом на службу умному и рассудительному, одаренному словом человеку (Послание Климента Смолятича», XII в «Княже мой, господине. Мед источают уста твои, как плод райский (Моление Даниила
Заточника», XII в. А вот как строится житийная похвала блаженному Феодосию Слова блаженного, исходившие из медоточивых уст его, насыщают духовной пищей более, чем медом и сытой, рождают желание долго с ним беседовать (Житие Феодосия Печерского», XII в. Сравните с хвалой преподобному Авраамию: дар Божьего слова <...> был дан Богом преподобному Авраамию» (Житие Авраамия Смоленского, XIII в. Великолепна пышная традиционная похвала великому князю Дмитрию Ивановичу Сей же в хвале добродетели все годы жизни своей прожил, сразу благочестивым родился и к славе предков свою славу присоединил. Думаю, что он ничем не уступил пчеле, медоточивые слова изрекая, из словесных цветов соты составляя, чтобы все ячейки сердца сладостью наполнить разумом слов учителей убеждали уста философов прозорливостью заграждал (Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича, XIV в. Требования к речевому поведению и речи (слову) в Древней Руси
1. Беседуй только с достойным. Это важнейшее правило ведения беседы приводится, впрочем, в русских риторических руководствах вплоть дох годов XX века. В общей форме оно отражено в пословице Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить, используемой старшим, наставником для убеждения юноши в Повести об Акире Премудром (XII в. При умном не делай глупости, а перед дураком не раскрывай ума своего, — говорит Акир племяннику Анадану. Выразительно высказано это правило в Молении Даниила Заточника» (XII в Не запрещай глупому глупость его, да не уподобишься сам ему. Не стану с ним много говорить. Да не буду как мех дырявый, роняя богатство в руки неимущих Или в Похвале роду рязанских князей (XIII в Злонравных людей отвращались, с добрыми только беседовали В Пчеле «Мосхион. Когда беседуешь с другими, посмотри, лучше тебя собеседник, или хуже, или равен тебе. Если увидишь, что лучше, — покорись ему, если же хуже — его покори, если же равен тебе
— то будь с ним в согласье» (переводной византийский памятник обозначает возможные в беседе речевые ситуации и распределение ролей участников. Правила выбора достойного собеседника в Поучении Владимира Монома- ха звучат как особое предостережение юноше С нелепыми женщинами не беседовать Чадо, умному мужу что ни скажешь — примет это в сердце

175 свое, а глупца, хоть кнутом его бей, ничему не научишь, — поучает Акир Повесть об Акире Премудром.
2. Выслушай собеседника. С равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь. — советует потомкам Владимир Мономах, — при старых молчать, премудрых слушать. Достойный собеседник старший или мудрый человек — достоин и почтения к своему слову. Такого полагается выслушать кротко и внимательно. Пчела «Геро- дот. Равное благо, о царь, если кто само себе думает верно и другого, говорящего верно, захочет выслушать. Сын мой, если кто послушает речь умного человека, то, словно изнывая от жажды, напьется студеной воды, — поучает Акир Премудрый. Если муж не слушает советов, с таким не отправляйся в путь, — предостерегает он же. Слушать полагается слово блаженного, даже если оно обличает Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это, — говорит князю Феодосии, как повествует Житие.
3. Кротость в беседе. Общая христианская заповедь кротости и смирения (Глаза держать книзу, а душу ввысь — Поучение Владимира Моно- маха) в приложении к речевой этике требует кротости ив беседе. Ибо как Василий учил, собрав юношей иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую, <...> не свирепствовать словом, не хулить в беседе Осуждаются как большой грех нарушения этого императива словесная брань, всяческая хула, наветы, клевета, громкая и крикливая речь, пустословие, несдержанность в речи и многословие. Одна из главных добродетелей князя Дмитрия Ивановича, по Житию, то, что он праздных бесед не вели непристойных слов не любил <...>, грубых слов в речи избегал, мало говорил, но много смыслил. Недаром основные речевые признаки беса — крикливость, многословный несдержанный вопль Начал бес вопить <...> И сказал святой беспрерывно вопившему бесу И когда так пустословил лукавый, святой перекрестил его, И исчез бес (Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе, начало
XV в. Сын мой, склони очи свои долу, а голоса не возвышай, — поучает племянника Акир, — если бы криком строили дома, то осел бы ревом своим по два дома воздвигал бы надень (Повесть об Акире Премудром Кроткое слово разрушает гнев, — читаем в Пчеле.
4. В памятниках древнерусской литературы находим многочисленные строки, осуждающие грех многословия, пустословия, несдержанности языка, грубости. Так, рязанские князья, как отмечает Похвала роду рязанских князей, пустых бесед не творили. Убедительно толкует об этом Акир: Чадо, если кто-либо, повстречав тебя, обратился к тебе, то отвечай ему подумав, ибо человек поспешит обронить слово, а после кается <...>. Когда в гневе тыне говори грубого слова, иначе глупцом тебя назовут <...>. Сколько можешь терпеть — терпи, а грубого слова не изрекай. Сын мой, не будь болтлив, иначе согрешишь перед Господом своим.

176 Пчела приводит изречение Соломона (Муж, склонный язык распускать, попадает в беду) и специальную главку О болтливости, в которой читаем Говори, что достойно, и когда достойно, и о тех, кто достоин, — и не услышишь того, что недостойно. Цветок миндаля от мороза гибнет, ибо раньше других расцветает люди же от излишней болтливости разрушаются. Следует постоянно сдерживать язык разумом и пресекать потоки слов Тут и сравнение сдержанных разумных людей с гусями, которые, чтобы спастись ночью от орлов, берут в клюв камни, будто замки для голоса. Приводится и изречение спрошенного, почему два уха имеем и один язык Ибо следует дважды услышать и один раз сказать. Грех многословия, преимущество молчания обильно и образно комментируются в древнерусских текстах. Да не уподоблюсь жерновам, ибо те многих людей насыщают, асами себя не могут насытить житом да не окажусь ненавистным миру многословной своей беседой, подобно птице, час- тящей свои песни, которую вскоре ненавидеть начинают. Ибо говорится в мирских пословицах длинная речь нехороша, хороша длинная паволока Моление Даниила Заточника»). Безмолвное дело лучше бесполезного слова <...>. Делай сказанное и не говори о сделанном, — приводит изречения Богослова Пчела. Там же цитируют Аристотеля (Этот, спрошенный, что в жизни труднее всего, ответил "Молчать, если можно говорить) и Сократа (Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал "Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет. Сын мой, если хочешь кому-либо сказать слово, тоне спеши, а поразмыслив сердце своем и скажи то, что нужно, лучше ведь ногой споткнуться, чем языком, — наставляет Акир.
5. Всегда вообще хвала предстает добродетелью, хула — за глаза ив глаза — греховна. Читаем в Наставлении отца к сыну Сын мой, если хочешь достичь многого в глазах Бога и людей, то будь ко всем почтителен и добр ко всякому человеку и за глаза ив глаза. Если над кем-нибудь смеются, ты похвали его и полюбив. Ибо дано было увидеть одному старцу, как различалась одна и та же еда хулящие пищу — ели нечистоты, а хвалящие — мед, <...> потому что себе же вредит хулящий — вот образное воплощение отношений хвалы и хулы («Киево-печерский патерик», XII в. Рядом с муками и искушениями, которые должен претерпеть ищущий святости (огонь, звери, острые мечи, мучения похоти и прочее, — испытание языками злых людей, о которых сказано Заострили как копья языки свои (Послание Якова-черноризца к князю Дмитрию Борисовичу, XIII в. Доброе слово — первое, с чем надлежит обратиться к человеку. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите,
— велит Владимир Мономах. Особенно предостерегают юношей от заглазной хулы, лжи, клеветы Лжи остерегайтеся и пьянства и блуда, оттого ведь душа погибает и тело (Поучение Владимира Мономаха»). Не пристало также злорадно хулить ближнего в несчастье Если окажется в немилости тот, кто знатнее тебя, не слишком радуйся и не говори о нем ничего друзьям своим, да не припомнит он тебе слов этих (Повесть об Акире Премудром. Запрещается и осуждается и злоречие, и выслушивание наговоров. Речь лгуна словно птичий щебет, и только глупцы его слушают если кто-либо станет наговаривать на друга твоего, не слушай его, а не то и о твоих грехах другим расскажет — говорится в Повести об Аки- ре Премудром. Но все же лучше злое слышать, чем злое сказать (Пчела. Далее в цитированном тексте следует краткое руководство к нравственному поведению в ситуации клеветы, пример остроумного ответа (Когда пришел к этому клеветники сказал Вот такой-то предо мною так уж поносит тебя, — отвечал Если бы тыс таким наслаждением не слушал его, он бы меня не бранили еще один вариант ответа в сходной ситуации Когда кто-то сказал ему «Тот-то свирепо тебя бранит, — отвечал Скажи ему, пусть и побьет меня, но также заочно Все это подкрепляется притчей о Диогене, также содержащей язвительный ответ на порицание Этот, поносимый неким плешивцем, сказал Я бранью тебе не отвечу, но восславлю волосы на твоей голове, ибо, испытав на себе все безумство твоей головы, они убежали Тут же иной образец поведения Аристипп, не слушая брань, убежал, заткнув уши, так как счел бранящего свободным ругаться, а себя свободным от этого устраниться. Мудрые изречения Филимона (Кто брань перетерпит, тот тверже всех. Коль поносимый будто не слышит брани, то ругателю это страшнее смерти, Демосфена (Когда кто-то ругал его, сказал он Не отвечаю тебе чем я тебя одолею, то одолеет меня, Диона (Несправедливое слово, войдя в сознание достойных, затмением гнева не даст увидеть истину, хитроумный ход Дионисия-царя, сумевшего найти способ отличить злоумышленного клеветника от пустого ругателя, — все это должно было вооружить человека образцами достойного и разумного поведения по отношению к злоязычным людям, отвратить от этого греха, показать его опасность, разрушительную силу. Достойной считалась речь, несущая правду, ноне хулу, чуждая недоброжелательному осуждению, пустой злобной брани. Лучше промолчать, чем осудить, а если уж порицать, то доброжелательно и с мыслью о пользе вспомним еще раз обращение Феодосия Печерского к князю Но подобает нам обличать вас и поучать о спасении души. А вам следует выслушивать это.
6. Доброе слово всегда желанно и благотворно, но решительно противопоставлено лести и лжи.

178 Лживые люди, хотя и доброю речью сговариваются, но нравом своим бесчестны (Пчела. Отдельная главка О лести входит в состав этого сборника. В ней — изречения Сотиона (Дельфины плывут с пловцами до самого берега, на берег жене выходят. Таки льстецы в благополучии остаются со своими друзьями если же друзья впадут в бедность и тяжкую жизнь, то исчезают) и Плутарха (Лесть подобна некрепкому щиту, краской расцвеченному смотреть на него приятно, нужды же в нем нет никакой. Есть и главки Об истине и о лжи, а также О хвале («Феофилат. Справедливая хула лучше лицемерной похвалы и т. д. Похвала, дело само по себе доброе, не должна быть, таким образом, чрезмерной и льстивой. Итак, древнейшие памятники русской литературы позволяют представить себе истоки русской речевой традиции, традиции глубоко нравственной и житейски разумной. Древнерусский идеал речевого поведения предполагает соблюдение основных христианских заповедей — кротости, смирения, любви к ближнему, уважения к нему, запрета лживого и особенно клеветнического слова ложь понималась как гораздо менее серьезный грех, чем лживая хула, те. клевета на ближнего. Речь должна была быть сдержанной во всех отношениях, не дозволялись крик, раздражение, проявления презрения, греховным считались желание осудить, вообще всякая хула. Современный риторический идеал Как мы видели, истоки русской речевой традиции и русского речевого идеала восходят к античности (прежде всего к риторическому идеалу Сократа и Платона, в определенной степени — Аристотеля и Цицерона, к этическим традициям православного христианства, отчасти к риторике Византии. Однако живали сегодня эта традиция Или, быть может, обращение к ней вообще имеет исключительно исторический интерес и попытки восстановить отечественную речевую культуру напоминают скорее попытки реанимации, а не подлинного возрождения В течение многих лет мы наблюдали и анализировали речевое поведение и речь преподавателей высших учебных заведений, учителей средних школ, профессиональных ученых, деятелей культуры, общественных деятелей нового поколения. И пришли к заключению, что лучшие речевые образцы (впрочем, достаточно редкие) сохраняют и посей день черты риторического идеала, продолжающие отечественную культурную традицию, — черты, отличавшие некогда у нас речь культурных людей вообще, служившие в совокупности знаком их положения как носителей отечественной культуры. Если в среде ученых и преподавателей, особенно получивших образование уже в послереволюционный период, традиционный русский речевой идеал воплощается неосознанно, интуитивно, тов одной из сфер нашей современной духовной и педагогической жизни (долгие годы почти отстраненной от официальной общественной активности) сохранение отечественного речевого идеала имело и имеет характер вполне целенаправленный. Эта сфера — Церковь, проповедническая деятельность православного священства. В подтверждение этого приведем (по необходимости весьма сжато) некоторые результаты наших наблюдений над современной православной проповедью. Возьмем для примера пастырские речи отца Артемия Владимирова, которые можно было услышать в передачах радиостанции «Радонеж» и которые представляют для нас интерес как великолепный образец реализации отечественной речевой традиции, осознанно сохраняемый и воспитывающий именно своей подчеркнутой культурной традиционностью. Публичные выступления этого пастыря, как, впрочем, и почти всех служителей отечественной Православной церкви, которые нам довелось слышать, дают основания для такой оценки и такого суждения последующим причинам.
Во-первых, потому, что эти речевые образцы полностью отражают систему ценностей отечественной культуры, воплощенную в традиционном риторическом идеале. Так, авторитет старшего (Бога духовного отца родителя и т.д.) вознесен по-прежнему на соответствующую этому авторитету высоту, и планка ее не понижается авторитет традиции, вообще исторически значимого и старшего явления заведомо выше и предпочтительнее статуса младшего, более нового точно также статус общего, общественного выше интересов и проявлений индивидуального, личностно-единичного.
Этико-эстетический образец отечественной культуры подразумевает особую роль категорий гармонии, кротости, смирения, миролюбия, негневли- вости, уравновешенности, радости, а реализуется в диалогическом гармонизирующем воздействии, риторических принципах немногословия, спокойствия, правдивости, искренности, благожелательности, ритмической мерности, отказе от крика, клеветы, сплетни, осуждения ближнего. Все это в такой речи непросто живо и действенно, но и осознанно используется в целях педагогических, воспитательных. Эмоциональный рисунок речи отличается сдержанностью, но отнюдь не бесстрастной сухостью. Соотношение хвалы и хулы также решается в соответствии с православно-христианским этико-речевым идеалом. Звуковые особенности речи также вполне соответствуют традиционному образцу интонационно-ритмический рисунок речи сравнительно ровен, спокоен (изменения амплитуды и частоты звука относительно плавны, темп относительно невелик, как и его изменения. В целом речь нетороплива, внушительна, исполнена достоинства и проникнута уважением и к слушателю, и к предмету речи (а при отрицательном отношении к последнему — подчеркнутой терпеливостью отрицательные оценки, если и появляются, сдержанны и производятся преимущественно с использованием средств непрямого информирования — иронии, намека, умолчания. Эмоциональным результатом такого речевого общения является радость,

180 однако лишенная приподнятого возбуждения это, скорее, умиротворенное, элегически-тихое просветление. Тональность общения — задушевная, глубоко интимная. Речь строится и исполняется как прямое обращение одной души к другой и лишена всякой отстраненности вместе стем принципиально исключается любое проявление фамильярности, всякого нарушения личностных границ как говорящего, таки слушателя, всего, что угрожает суверенитету участников общения.
Во-вторых, речевая традиция пастырей Православной церкви ив монологических по форме речевых произведениях глубоко диалогична в общем смысле этого слова, изобилует приемами и средствами диалогизации. В этой речи, как ив лучших образцах ораторской прозы, созданных еще в Древней Руси, звучит несколько голосов, сливающихся в полифоническую гармонию это и слова высоких духовных авторитетов — святых отцов, учителей и наставников (включенные в ткань речи в виде прямых цитат, афоризмов, иго- лос самого оратора, выступающего тов роли нашего современника - человека широко образованного и отнюдь не отстраненного от жизни науки, от социальных проблем современности, тов роли пастыря — хранителя многовековых заветов христианской мудрости. Звучат в ней (изображаются самим оратором) и воображаемые голоса его слушателей они то отвечают на вопросы духовного наставника, тоне могут найти ответа и получают нужную помощь роли и голоса слушателей, как они предстают в восприятии оратора, также разнообразны, в зависимости от предмета речи и аудитории.
В-третьих, эстетика такой речи строится на ее многослойности ри- торы свободно и мастерски владеют обширным арсеналом средств различных стилей современного русского литературного языка. В их речи они взаимодействуют, нередко специально сталкиваются и переплетаются. Вместе стем и богатство древнерусской и церковно-славянской языковой культуры используется в нужном объеме, уместно и целесообразно. Все исторические пласты русской лексики, фонетики, синтаксиса участвуют в такой речи, включаются в нее. Народно-поэтические слова, образы, выражения и даже литературное просторечие — все вносит свою лепту, все служит богатству этой речи. Такая речь, со всеми своими специфическими особенностями, и есть то слово, тот великий властелин, который душу формирует, но формирует ее непроизвольно, а в соответствии с принятой в нашей культуре этической, эстетической и интеллектуальной традицией. Мы остановились на этих выводах не потому, что считаем Церковь единственной сферой, сохранившей отечественные культурно-речевые традиции. В ней эти традиции продолжают жить в осмысленной и сознательно оцененной форме. Вместе стем и лучшие образцы отечественного академического и бытового красноречия ярко демонстрируют те же основные черты риторического идеала. Можно надеяться, что при осознанном отношении к русской речевой культуре, при понимании ее древности, богатства и ценности, при упорной

181 целенаправленной работе и ученых, и преподавателей, и тех, кто учится риторике, отечественные традиции речи не только восстановятся, но и будут развиваться. Именно они так нужны нам сейчас, когда страсти накалены, общество разделено, и «нестроения» души, быта, вообще жизни в нашем Отечестве слишком очевидны. Заключим мудрыми словами замечательного деятеля отечественной культуры, ученого, духовного пастыря отца Павла Флоренского, обращенными к детям в Завещании. Милые мои <...>, будьте всегда в жизни добры к людям и внимательны <...> И еще — не осуждайте, не судите старших себя, не пересуживайте, старайтесь покрывать грехи не замечать его. Говорите себе "Кто я, чтобы судить, и знаю ли я внутренние побуждения, чтобы осуждать" Осуждение рождается большей частью из зависти и есть мерзость. Воздавайте каждому должное почтение, не заискивайте, не унижайтесь, но и не судите дел, которые вам не вручены Богом. Смотрите на свое собственное дело, старайтесь сделать его возможно лучше, и делайте все, что выделаете, не для других, а для себя самих, для своей души <...>, чтобы ни одна минута вашей жизни не утекала мимо вас без значения и содержания. Эти слова выражают общий нравственный идеал, завещанный нам нашими предками и предшественниками. Литература

1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта