Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой
Скачать 0.55 Mb.
|
полное слияние исполнителей с волею капельмейстера... тут слышалось столь редкое в Петербурге веяние истинной музыкальности, истинной, теплой и чистой любви к делу, — и результаты вышли дивные» 165. Дальнейшая деятельность Бесплатной музыкальной школы, вплоть до 1917 года, показала, что в ее лице русская музыкальная общественность приобрела не только демократическое учебно-просветительное учреждение, но и прогрессивную концертную организацию — центр передовых начинаний в области русского музыкального творчества и исполнительства. В целеустремленности и последовательности концертной деятельности школы значительная заслуга принадлежит М. А. Балакиреву, регулярно включавшему в программы произведения, мало известные широкой публике (Первая и Четвертая симфонии Шумана; Пятая, Шестая и Девятая симфонии Бетховена; Прелюды и «Пляска смерти» Листа; хоры из ораторий Генделя, Гайдна и т. д.). Однако главным художественным направлением Бесплатной музыкальной школы стала пропаганда произведений русских композиторов. Здесь, наряду с часто звучавшей музыкой Глинки и Даргомыжского, впервые исполнялись многие произведения Балакирева, отрывки из опер Римского-Корсакова, Кюи, Мусоргского, Бородина. Причем, вопреки театральному обычаю того вре- 121 мени, оперные сцены звучали «без сокращений», что означало принципиальную позицию школы — стремление к их подлинному и точному показу. Хор любителей отличался высокой вокальной техникой и музыкальностью, воплощая национальные певческие традиции. Несомненной заслугой Ломакина, руководившего хором, стала пропаганда светского хорового пения, содействовавшая развитию самостоятельного творчества русских композиторов в этой области. Начиная с 1866 года, в программах концертов появляются оригинальные хоровые произведения как с сопровождением, так и а сарреПа. В первых концертах хора прозвучало произведение Ломакина «51аЬа1 Ма1ег» (а сарреПа), неоднократно впоследствии повторявшееся, Ц. Кюи характеризовал его: «Коротенький хор этот не имеет внутреннего содержания; но в нем есть довольно красивые гармонические повороты...». В следующей рецензии он добавлял: «он звучит прекрасно и очевидно написан большим знатоком голосов, умевшим мастерски их располагать и сочетать с собой» 166- Из композиций Ломакина звучали также: хор «В минуту жизни трудную» на стихи М. Лермонтова и две обработки русских народных песен «Возле речки, возле моста» и «Как под яблонькой». В одном из концертов 1867 года с успехом исполнялся хор Мусоргского «Поражение Сеннахериба». Хорошие вокальные данные участников хора, серьезное обучение хоровому пепию, эффективные методы руководства хором лежали в основе технического совершенства его исполнения. Не раз среди достоинств критика отмечала твердость и стойкость пения хора, густоту, полноту и силу его звучания, непогрешимую верность интонации, естественность тончайшей нюансировки. Особенно подчеркивалось владение нюансом р1агп551то, па ровном, продолжительном звуке, с ясной интонацией. С большим удовлетворением Ц. Кюи отозвался па «образцовое», по его выражению, исполнение Реквиема Моцарта, «несмотря на объем сочинения и па бесчисленные технические трудности (фуга Купе). Весь хор пел, как один человек, темпы и выражения были верны» 167. Успешным выступлениям коллектива на концертах способствовало мастерство их дирижеров — Балакирева и Ломакина. По мнению Ц. Кюи, Балакирев «явился отличным первоклассным капельмейстером... оркестр в его руках гибок и послушен. Столь же высокого мнения он придерживался и в отношении Ломакина, находя его превосходнейшим хоровым дирижером. «Великолепное звучание обеспечивалось и новой для того времени расстановкой хора на сцене» 16В. Высокая исполнительская культура хора служила примером для многих. «До этого времени, — отмечал Ломакин, — на хорное пение мало обращали внимание, но с появлением в публике хоров БМШ заметно стало, как занимающиеся этой специальностью... стали добиваться возможного усовершенствования, и тем много возвысили эту часть искусства...»169. Ломакин также кон- 122 статировал и повышение требовательности публики к хоровому исполнению. После ухода из Бесплатной музыкальной школы Г. Я. Ломакина, а затем и М. А. Балакирева A874) ее возглавил Н. А. Римский-Корсаков. С хором некоторое время A872—1873 годы) работал И. А. Помазанский. Пребывание Римского-Корсакова на посту директора и капельмейстера школы знаменовало ее новый расцвет. Римский-Корсаков продолжил и развил все прогрессивные начинания, проводившиеся до него в школе. О том, какое значение имела школа в жизни композитора в этот период, можно судить по многим страницам его «Летописи». «Я стал разучивать отрывки из «Страстей по Матфею» Баха, — вспоминал композитор в 1874 году. — Мы разучили также одно из Купе Палестрины». Выбор произведений для начала работы был не случаен, ибо, как писал композитор, это «музыка старая», но прекрасная и как нельзя более подходящая и полезная для специально хорового учреждения, каким была Бесплатная музыкальная школа». После первого, успешно проведенного концерта Римский-Корсаков продолжал наращивать мастерство хора, осваивая лучшие образцы западно-европейской музыки. В следующем сезоне A876—1877) хор и оркестр школы исполнили отрывки из Мессы Ь-то11 Баха, и из оратории Листа «Христос». Высказывая удовлетворение работой хора, Римский-Корсаков подчеркивал, что разучить труднейшее Купе из Мессы Баха «было подвигом со стороны любительского хора» 17°. Бесплатная музыкальная школа как концертная организация продолжала служить делу распространения русской музыки. Работа в ней Римского-Корсакова стимулировала его творчество в области хоровой музыки а сарреПа. В эти годы им были написаны несколько фуг и канонов, а также хоров преимущественно контрапунктического характера 171. Школа продолжала активно сотрудничать с русскими композиторами, пропагандируя их оперно-симфоническое творчество. В сезоне 1878—1879 годов впервые на концертной эстраде прозвучали хоровод «Просо», хор русалок и песня «Про голову» из -«Майской ночи» Римского-Корсакова, а также хор из «Мессипской невесты» Лядова. Некоторые сцены из начатой оперы «Князь Игорь» Бородина, например, «Половецкие пляски» и заключительный хор. «Я выпрашивал у автора, — вспоминал Римский-Корсаков, — эти отрывки для исполнения в концертах школы... Во всяком случае, не будь концертов БМШ, — в судьбе оперы «Князь Игорь» многое было бы иначе» 172. Здесь же, впервые в инструментовке Римского-Корсакова, исполнялись отрывки из «Хованщины» Мусоргского. В программы концертов включались и произведения русских композиторов для хора как с сопровождением («Иисус Навин» Мусоргского), так и а сарреПа («Старая песня» Римского-Корсакова на слова А. Кольцова, «В минуту жизни трудную» Глинки на слова М. Лермонтова). Преобладание в концертах школы му- 123 зыки симфонической и оперной над чисто хоровой объяснялось не только малым количеством последней, но и сложившейся традицией балакиревского кружка, пропагандистом которого являлась школа. По словам Римского-Корсакова, «Кружок балакиревский признавал почти исключительно оркестр, фортепиано, хор и голосовое соло с оркестром, игнорируя камерную музыку, голосовой ансамбль (за исключением оперного дуэта), хор а сарре1- 1а и смычковое соло» 173. В 1887 году музыкальная общественность Петербурга отмечала двадцатипятилетие Бесплатной музыкальной школы. Этому событию посвящался юбилейный концерт ее коллективов. Дирижировал М. А. Балакирев, незадолго перед тем сменивший Римского- Корсакова на посту руководителя школы 174. С хором занимались Г. О. Дютш, а затем В. М. Куткин. Программа отразила главную идею, направляющую деятельность школы, — пропаганду произведений композиторов Новой русской школы. В концерте прозвучали и были повторены по требованию слушателей «Встреча Грозного» из «Псковитянки» Римского-Корсакова, а также «Половецкая пляска» с хором из «Князя Игоря» Бородина. Исполнение чередовалось с чествованием юбиляров, подношением венков и подарков. Говоря о значении концертной деятельности Бесплатной музыкальной школы за четверть века, Ц. Кюи подчеркивал: «ей главным образом русская музыкальная общественность обязана нашим современным музыкальным развитием и направлением вкуса». По его словам, громадные заслуги и значение школы в том, что «она всегда служила прогрессу, шла во главе нашего музыкального движения, ...служила современному, а из современного— преимущественно русскому, ...познакомила нас с самыми передовыми и замечательными западными композиторами, наконец, она колыбель Новой русской школы» 175. Значение Бесплатной музыкальной школы как центра пропаганды русской и западной классики заключалось в обновлении элементов национального исполнительского стиля. Уже в начале 1863 года после первых концертов школы известный музыкальный критик и фольклорист П. П. Сокальский отмечал, что «некоторые элементы русского свойства успели сгруппироваться в Бесплатной школе» 176. Главным в этих элементах стало соответствие исполнительским традициям, заложенным Глинкой и Даргомыжским. Дальнейшее развитие традиций определялось совокупностью всех условий деятельности коллективов школы, художественной направленностью ее концертов, идейно-художественными взглядами ее руководителей. Много пользы принесло сотрудничество с выдающимися русскими певцами. В концертах школы, наряду с тогда молодым артистом Ф. И. Стравинским, выступал корифей русской оперной сцены О. А. Петров — живое воплощение музыкально-сценического опыта, воспринятого им через личное общение с М. И. Глинкой. Традиции русской вокальной школы несли в концерты певцы 124 Ю. Д. Платонова, Д. М. Леонова, А. Н. Молас, которую Мусоргский считал одной из лучших исполнительниц своих романсов. «Мало-помалу, — констатировал В. Стасов, — не только у русских певцов-солистов, но и русского хора и оркестра сложился свой особенный склад» 177. Трудно переоценить то полезное и значительное, что сделала Бесплатная музыкальная школа в приобщении к музыкальной культуре и овладении искусством хорового пения многих сотен любителей. Среди ее воспитанников оперные певцы, хоровые дирижеры, учителя пения178. В различных хорах Петербурга (в Придворной певческой капелле, в хорах Русской оперы и Русского музыкального общества, в Почтамтском хоре и т. п.) участвовали многие бывшие ученики школы. Велико значение Бесплатной музыкальной школы как центра распространения наиболее эффективной по тому времени системы вокально-хорового обучения. Ее ученики, готовясь стать учителями пения, практически осваивали методику, разработанную Ломакиным и изложенную в книгах: «Краткая методика пения» и «Руководство к обучению пению в народных школах». Весьма ценная и новая по тому времени мысль о создании системы преподавания пения с особым акцентом на начальный, наиболее важный в формировании певческих навыков, этап обучения, высказывалась автором во вступлении к «Краткой методе пения». Ломакин, так же как и Глинка, уделял большое внимание выработке дыхания, способам его воспроизведения, воспитанию красоты и подвижности звука. Развивая равное по силе звуковедение, он применял вокализацию на гласные. Особое внимание в певческом воспитании Ломакин обращал на расширение диапазона голоса. «Когда ученики, — рекомендовал он, — упражняются на высоких звуках, то они должны их начинать с головного регистра. В этом случае полезно произносить- в вокализации букву у, потому что она способствует вызову головного голоса» 179. Методы вокального воспитания Г. Я. Ломакина оказывали широкое влияние на педагогическую практику, па их основных положениях базируются «Практические голосовые упражнения или сольфеджио для двух сопрано и альта или двух теноров и баса» сочинения П. Воротникова (Спб., б/г, литография Е. Ершова) 180. Некоторые взгляды нашли дальнейшее развитие в книге А. Рож- нова «Нотная азбука, составленная для певческих хоров» (изд. 2-е, Спб., 1861) 181. Хоровое искусство Ломакина завершало, линию преемственности, уходившую основанием в хоровое пение XVIII века. Развивая традиции Бортняпского па основе светской хоровой музыки, Ломакин усиливал живое и эмоциональное искусство, противопоставляя его все более внедрявшемуся в церковное пение бесстрастному исполнению. Наряду с выдающейся деятельностью Бесплатной музыкальной школы заметную роль в развитии музыкальной жизни Петер- 125 бурга и профессионального музыкального творчества играло Русское музыкальное общество, организованное по инициативе А. Г. Рубинштейна. Несмотря на зависимость от правительственных сфер, покровительствовавших обществу и вносивших в его деятельность дух консерватизма, оно в значительной степени отражало просветительские устремления передовых общественных кругов. Первоначально деятельность общества ограничивалась устройством в Петербурге симфонических и камерных концертов (собраний). Программы первых концертов еще не отвечали цели «поощрения отечественных талантов», как это было записано в уставе общества. Отмечая их достаточный интерес с точки зрения подбора произведений европейской музыки, А. Н. Серов сетовал на то, что в них «мало русского»182. Но когда общество начинает проводить конкурсы русских композиторов на сочинения различных жанров, в том числе и для хора, картина меняется. Конкурсная комиссия, состав которой был весьма представительным (А. Даргомыжский, Г. Ломакин, В. Одоевский, А. Рубинштейн), 1 мая 1859 года приняла решение о проведении конкурса на «переложение» стихотворения А. Пушкина «Пир Петра Первого» на музыку в виде кантаты. До 1866 года Общество регулярно проводило конкурсы русских композиторов 183. Постепенно в программах концертов общества стали появляться хоры из опер Даргомыжского, Кюи, Мусоргского, Римского- Корсакова, а также оригинальные сочинения для хора. Некоторые из них, например, два смешанных хора а сарреПа Римского-Кор- сакова («Пред распятием» и «Татарский полон»), хор П. Бларам- берга «Тучи» возникли также как результат проводимых обществом конкурсов. В сезоне 1865—1866 года хоровая музыка русских композиторов занимала уже значительную часть репертуара общества: три русские народные песни в обработке А. Рубца, «Татарская песнь» и «Мистический хор» Ц. Кюи, «Ночевала тучка золотая» Н. Римского-Корсакова, а также хоровые концерты Березовского, Бортиянского, Давыдова 134. Сезон стал кульминационным в жизни хора Русского музыкального общества, деятельность которого была неравномерной. Отсутствие стабильного состава хора отрицательно влияло на его исполнение, несмотря на привлечение учащихся консерватории и участников хора Бесплатной музыкальной школы. Характеризуя его технический уровень после первых трех лет работы, Ц. Кюи высказывал неудовлетворенность интонацией, динамической и метроритмической сторонами исполнения 185. В 1869 году дирекция Русского музыкального общества принимает решение об организации хора «на прочных основаниях»: при консерватории учреждались бесплатные приготовительные классы с элементарной теорией, сольфеджио и хоровым пением. Особое внимание обращалось на правильную постановку голоса 186. Руководителем классов был назначен преподаватель консерватории Ф. Черни. Дирижировать хором дал согласие Э. Ф. Направник. Испытывая многие ор- 126 ганизационные трудности, хор, однако, продолжал функционировать, и довольно успешно. Наряду с выступлениями в концертах |