Главная страница
Навигация по странице:

  • Запорожан Валерій Миколайович ШЛЯХ ДО НООЕТИКИ Російською мовою Провідний редактор В. М. Попов

  • О. А. Шамшуріна

  • ОДЕССКИЙ МЕДУНИВЕРСИТЕТ Валерий Николаевич Запорожан — лауреат Государственной премии Украины, действительный член Академии медицинских наук Украины, член

  • Президиума АМН Украины, доктор медицинских наук, профессор, ректор Одесского государственного медицинского университета, почетный доктор ряда зарубежных университетов

  • Одесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный


    Скачать 2.61 Mb.
    НазваниеОдесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный
    Дата15.02.2023
    Размер2.61 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаZaporozhanPut.pdf
    ТипДокументы
    #938545
    страница19 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19
    5.4. Красота и здоровье
    Красота и здоровье в народном самосознании неразрывно свя- заны. Мифы, сказки, легенды, труды древних учёных, филосо- фов, произведения искусства свидетельствуют о том, что культ красоты и здоровья имеет общие корни, уходящие в глубины че- ловеческой цивилизации.
    Понять тайну красоты, осмыслить механизм её воздействия пытались во все времена. Можно бесконечно любоваться вос- ходом солнца, красотой и мощью океана, спокойствием и вели- чественностью леса, магией горных вершин, наслаждаться за- вораживающим колдовством огня, умиротворяющим журчани- ем реки. Оттенки красоты бесконечно различны — и в этом бо- гатство мира. Однако наибольшее внимание пытливых умов че- ловечества издавна привлекала красота венца природы — че- ловека. Естественно, что красота человека в первую очередь ас- социируется с красотой женщины. Женская красота, воспетая в поэзии и прозе многих веков, явившаяся причиной войн и сраже- ний, породившая массу красивых историй любви, и в наши дни неустанно будоражит мир.
    Красота — это не просто вечная и волнующая тема. Ощуще- ние красоты, которое порождает любовь, служит главным стиму- лом развития человечества, без этого мир не может существовать.
    «Красота освещает мир, делает его красочным, неповторимым,
    восхитительным. Она преображает реальность, одухотворяет её,
    делает волшебно-неисчерпаемой», — писал великий Гёте.

    270
    Категория красоты очень сложна в определении и имеет не- мало различных эстетических трактовок. Все философы в раз- ные времена считали необходимым проанализировать понятие красоты, однако универсального определения так и не найдено.
    Недаром один из теоретиков художественной культуры Возрож- дения Альберти, затрудняясь дать определение красоты, утвер- ждал, что она разлита по всему телу. Он говорил, что это чув- ство «приятное по природе, всегда желанное само по себе и ни- когда не притупляющееся вследствие пресыщения». Интуитив- но мы понимаем: красиво то, что вызывает у нас тонкие, прият- ные эстетические переживания, приносит удовольствие. При переносе эстетических стереотипов из народного фольклора четко прослеживается идея тесной взаимосвязи добра, красоты и здоровья. Примерами могут быть образы Василисы Прекрас- ной или Марьи Царевны…
    В настоящее время существует предположение, что наше вос- приятие красоты — инстинктивное, закрепившееся в памяти че- ловека благодаря множеству предшествующих поколений с их бессознательным опытом, а также поколений людей с опытом осознанным.
    Наши представления о внешнем совершенстве меняются вме- сте с бегущим временем. Изможденные готические дамы, пыш- ные кустодиевские купчихи, физкультурницы из довоенного со- ветского кино, изящная Одри Хепберн — все они были идеала- ми такой непохожей, принадлежащей разным эпохам и странам,
    красоты.
    В пещерную эпоху, безусловно, существовали свои идеалы внешности, но они были связаны, в основном, не с эстетически- ми, а с «функциональными» параметрами женщины. Глиняные фигурки из раскопок являют нам огромные животы, способные выносить многочисленное потомство, непомерно большую грудь,
    способную его выкормить. Насколько доисторические красави- цы соответствовали этому идеалу, судить трудно, но свою про- пагандистскую роль он выполнил прекрасно — и человеческий род не прервался.
    Первыми женщинами, которые могли похвастаться своей красотой, были жительницы Древнего Египта. Египтяне — по- читатели кошек — ценили в женщине грациозность, изяще- ство, стройность и... зеленый цвет глаз. Привлекательными считались узкие плечи и бедра, высокий рост, длинные строй- ные ноги.

    271
    Китайцы издавна стремились к миниатюрности: обладатель- ница современного 37 размера обуви в Древнем Китае не имела бы никаких шансов выйти замуж. Поэтому девочкам в раннем детстве бинтовали стопу настолько туго, что она практически переставала расти и оставалась не больше 15 см. Особым ши- ком считались длинные ногти — их отращивали много лет, бе- режно ухаживая и покрывая ярким лаком, иногда для сохранно- сти прятали их в специальные металлические или костяные че- хольчики. Ногтевая пластина по мере роста начинала завивать- ся внутрь, с такими «завитками» руки теряли большую часть сво- их функций — поэтому подобный маникюр могли позволить себе только очень состоятельные люди.
    Японки удаляли собственные брови и вместо них прорисовы- вали черной краской короткие черточки. Густые и тяжелые от природы волосы собирались в сложные прически, обладатель- ницы которых ложились спать не на подушку, а на специальный валик, который подкладывался под шею. В отличие от египтя- нок, в далекие времена японские красавицы закрашивали бело- снежные зубки черным лаком — таков был идеал красоты.
    Древние греки поклонялись гармонии красоты и духовности.
    Красоту женщины определяла пропорциональность ее тела, пра- вильность черт лица. Именно греческие скульпторы канонизи- ровали определенные физические параметры, называемые нами классическими. Рост мраморной Афродиты равен 164 см, окруж- ность груди 86 см, талии — 69 см, бедер — 93 см. В отличие от атлетизма, культивировавшегося среди мужчин, женщинам по- лагалось иметь мягкие, округлые и обязательно пропорциональ- ные формы. Привлекательными считались прямой короткий но- сик (линию лба без перехода продолжает линия носа), большие глаза, четко очерченный рот (непременно в 1,5 раза больше гла- за), небольшие дугообразные брови. Простые прически — от- крытый лоб, прямой пробор, убранные в «античный» узел воло- сы — не скрывали никаких недостатков внешности.
    Ученик Платона Аристотель говорил, что красота — в опре- деленном соотношении частей целого, в симметрии и упорядо- ченности, органической цельности. Все эти качества так или иначе присущи искусству Древней Греции. Яркое воплощение античного идеала красоты — образы божественных близнецов
    Аполлона и Артемиды. Их родителями были сам громовержец
    Зевс и богиня Лето. В честь близнецов были построены величе- ственные храмы в Дельфах и Эфесе. Близнецы не только могу-

    272
    щественны, но и прекрасны. Их тела молоды и совершенны, по- мыслы — благородны. Их красота находится в гармонии с ду- ховностью.
    Римлянки поддерживали культ светлой кожи и «золотых» во- лос. От красавиц Древнего Рима нам достались в наследство сек- реты обесцвечивания волос. Белила, используемые женами пат- рициев в больших количествах, содержали свинец — поэтому не- редки были случаи отравления. Вытравливание темного цвета волос приводило к их потере — древнеримская красота требо- вала жертв в буквальном смысле.
    В средние века все кардинально изменилось, и культ красо- ты, который провозглашался в Древнем Риме, сменился други- ми нормами. Больше внимания уделялось духовности. Образец красоты средних веков — дева Мария с ее правильным овалом лица и невинным выражением глаз. Никаких ярких красок, во- лосы должны быть только такого цвета, каким их сделал Бог.
    Ни женщине, ни мужчине нельзя быть лучше, чем их создал Гос- подь. Во имя духа человек жертвовал телом. Образом красоты стал скромный аскетизм.
    Возрождение принесло с собой буйство жизни и красок — в моду вошли алые губы, белокурые и рыжие волосы, пышные женские формы и даже румянец. Мужчины могут любоваться роскошной полнотой обнаженных шеи, рук и плеч.
    Эпоха рококо придала всему затейливые, вычурные формы.
    Особенно пострадали волосы — из них создавались монумен- тальные сооружения, изображающие дворцы, корабли, цветоч- ные клумбы. Подобные парикмахерские шедевры с использова- нием золотой проволоки, серебряных обручей, драгоценных кам- ней, лент, кружева стоили недешево, к тому же на их создание уходило порой несколько дней. Красавицы дорожили ими на- столько, что предпочитали вовсе не мыться, чтобы ни одна кап- ля воды не разрушила прическу. Естественная красота вновь оказалась под запретом — повсюду свирепствовала оспа, остав- ляя различные дефекты на лице и теле, поэтому пудриться при- ходилось не только дамам, но и мужчинам. Именно в это время в моду вошли мушки, изящно скрывавшие «оспинки».
    В XVII веке эталоны красоты часто менялись в угоду тому или иному идеалу, как правило, политическому. Так же непо- стоянен идеал красоты в XIX веке. В самом его начале была в моде хрупкая, изящная женщина — вспомним Наташу Ростову на ее первом в жизни балу.

    273
    В 50–60-е годы XX века во всем мире огромной популярнос- тью пользовался стиль Мэрилин Монро. Все стараются подра- жать ей во всем, начиная от фигуры и кончая одеждой, которую она носит. Модной становится женщина далеко не худенькая,
    имеющая все признаки того, что она женщина. Все говорят о секс- символе Мэрилин Монро. Это новый критерий красоты, кото- рый прочно утвердился на многие годы.
    Но вот 90-е принесли с собой много интересного. Профессия манекенщицы приобретает все большую популярность, девуш- ки стремятся иметь стандартную фигуру, чтобы подходить для этой профессии или быть хотя бы похожими на популярные топ- модели. Начинается просто настоящий бум, все хотят похудеть,
    применяя для этой цели самые разнообразные средства, не все- гда полезные для здоровья. В моде высокие девушки с минималь- ным количеством жировых отложений.
    Интересно, что понятие красоты эволюционировало не толь- ко во временном и социальном направлениях, но менялось и гео- графически.
    Европейские идеалы внешности, привычные для нас, распро- странены не так широко, как нам кажется. Некоторые народы живут обособленно и хранят свои традиции, а с ними — идеалы собственной, свойственной только им красоты.
    Жительницы Уганды стремятся набрать лишний (с нашей точ- ки зрения) вес, чтобы соответствовать стандартам красоты, при- нятым в их стране. На этой почве разгорелся скандал среди ус- троителей международного конкурса красоты — угандиек не приняли из-за их слишком пышных форм.
    В некоторых районах Африки одним из стандартов красоты считается длинная шея. Женщине с раннего возраста на шею одевали кольца, количество которых увеличивалось с каждым годом. В результате мышцы растягивались до 25–30 см. Рекорд- сменками считаются женщины Бирмы — их шеи достигали дли- ны 50 см.
    Бушмены, малайцы, маори считают красивыми широкие,
    «расплющенные» носы — в отличие от французов, которые пред- почитают удлиненные, прямые носики. До недавнего времени во
    Франции даже существовала «привычка» слегка вытягивать их девочкам.
    Пирсинг, столь популярный в последнее время у подростков
    Европы и Америки, в Африке имеет многовековую историю. Их пирсинг — не чета нашей паре крохотных колечек. Эфиопские

    274
    женщины делают отверстия в губах, щеках, ушах и вставляют в них тяжелые глиняные кольца — чем старше женщина, тем они тяжелее, особое восхищение вызывают обладательницы самых растянутых мочек и губ.
    В некоторых африканских племенах существует традиция ук- рашать тело шрамами. Кенийки бреют головы наголо, а в ушах прокалывают множество отверстий, в которые вставляют раз- ноцветные палочки, бусы и цепочки.
    Таким образом, нет более субъективного понятия, чем красо- та. Но если обобщить общепринятые каноны красоты, свойствен- ные разным расам и народам, то можно выделить общие состав- ляющие этого понятия.
    Молодость — всегда привлекательна. В этом контексте зна- чение имеет не паспортный возраст, а молодость души, свежесть,
    привлекательность, темперамент и энергетика, которые свой- ственны юным. Ведь быть молодым можно в любом возрасте.
    Счастье — ещё один секрет красивого человека. В народе го- ворят: человек сияет от счастья, и трудно представить себе сча- стливую женщину некрасивой. Счастливый и дружелюбный взгляд, желание поделиться своим счастьем притягивают вни- мание окружающих. В то же время счастье — это всегда что-то очень глубоко личное. Это и крепкая семья, и любимая работа,
    и появление долгожданного ребенка, и, конечно, здоровье.
    Здоровье — вот основа естественной красоты, которая опре- деляет и молодость, и привлекательность человека, и возмож- ность вести полноценную жизнь. Генрих Гейне утверждал: «Един- ственная красота, которую я знаю, — это здоровье».
    «У женщины, как опыт учит нас, здоровье с красотой нераз- делимы», — писал испанский драматург Лопе де Вега почти че- тыреста лет тому назад. Тем не менее, и сегодня его слова не потеряли актуальности. Женщину, ведущую здоровый образ жизни, как правило, отличают свежий цвет лица, легкость в дви- жениях, изящность фигуры, несмотря на прожитые годы. Ей не приходится тратиться на косметические операции, лифтинги,
    пилинги и прочие процедуры. Она везде все успевает, удивляя при этом своей кипучей энергией и неизменным оптимизмом.
    Существует множество определений понятия «здоровье». Вот,
    к примеру, официальное, данное в Уставе Всемирной организа- ции здравоохранения в 1946 году: «Здоровье — это состояние пол- ного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недугов».

    275
    Но в чем состоит это «благополучие»? Назовем его составля- ющие.
    Физическое благополучие — возможность двигаться, видеть,
    сопротивляться инфекции, нормально переваривать пищу, вос- станавливаться после физической нагрузки и т. д.
    Психическое благополучие — возможность испытывать эмо- ции, ощутить полноту жизни, быть счастливым и получать удо- вольствие от результатов своей деятельности и жизни в целом.
    Социальное благополучие — возможность найти своё место в социуме и получить признание.
    Вопрос о сущности и значимости здоровья всегда был важ- ной методологической проблемой как философии, так и меди- цины.
    Здоровье во всех обществах, конфессиях, в любом этносе вхо- дит в число ценностей. Степень его ценности в различные исто- рические эпохи, в разных религиях и культурах различна, но то,
    что здоровье всеёгда считалось ценностью — факт, установлен- ный многими этнографами и историками.
    Однако значение понятия здоровье в разные эпохи оценива- лось по-разному. Еще на стадии зоологического индивидуализ- ма выживание как отдельных особей, так и первобытной группы определялось физическим здоровьем. Именно с физическим здо- ровьем, физическими данными как условиями мутаций и насле- дования связаны естественный отбор, биосоциальный отбор,
    возникновение табу, развитие производства и другие изменения,
    приведшие к формированию современного человека. Понятно,
    что на этой ступени развития человечества роль и ценность здо- ровья только начала осознаваться.
    В родовой общине индивидуальное здоровье, как правило, оп- ределяло социальный статус индивида. Самые физически здо- ровые люди становились вождями, предводителями племени, ру- ководителями охотничьих групп. Поэтому индивидуальное здо- ровье для жизни племени было определяющим, оно осознается как жизненная ценность и культивируется в племени с детства.
    В то же время, здоровье его членов уже становится объектом заботы коллектива.
    Ценность физического здоровья дополняется значимостью ду- ховных характеристик в эпоху рабовладения. Уже в культуре
    Древнего Востока появляется понятие меры как гармонии физи- ческого и духовного. Древнекитайский философ Цзы-чань утвер- ждал, что причины болезней не только в пище, напитках, но и в

    276
    радостных или печальных событиях. В Древней Индии йоги по- лагали, что здоровый ум пребывает в здоровом теле, разрабо- тали правила для поддержания здоровья тела и сосредоточения мысли. Первый европейский философ Фалес был убежден, что для счастья необходимо как физическое, так и духовное здоро- вье. Счастлив тот, утверждал Фалес, «кто телом здоров, нату- рою богат, душой благовоспитан». Эти же идеи гармоничности физического и духовного здоровья высказывали Пифагор, Де- мокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур и другие антич- ные мыслители.
    Эпоха средневековья характеризуется раздвоением души и тела. По учению богословов, тело человека греховно, поэтому ценностные характеристики физического здоровья отрицались во имя формирования духовных сил, силы духа, выражающейся в вере в Бога.
    Абсолютное противопоставление здоровья физического и здо- ровья духовного начинает преодолеваться в эпоху Нового вре- мени. Значительную роль в этом сближении сыграли научные от- крытия XVII–XVIII веков в биологии, медицине, психологии. Они убедительно подтвердили взаимосвязанность души и тела.
    В философско-антропологической мысли начала XX века уси- лилось противостояние, вытекающее из дуализма души и тела,
    биологического и социального в человеке. Появились учения, в которых доминирующим фактором в становлении и развитии че- ловека и его здоровья рассматривались либо биологические,
    либо социальные обстоятельства.
    В современных условиях преодолен фрагментарный подход к определению здоровья и укореняется интегративный подход к нему как к единству физического и духовного. В то же время,
    анализ современной ситуации в обществе свидетельствует о том,
    что и бинарная трактовка здоровья исчерпывает себя, а подлин- ная интегративность формируется с включением в характерис- тики здоровья третьей составляющей — социального здоровья человека и общества.
    Более того, социальная и духовная составляющие здоровья сегодня даже преобладают в своей значимости над физической составляющей. Это связано с тем, что в условиях глобализации резко обострились социальные и психологические проблемы жиз- недеятельности человека: происходят разрушение привычных стереотипов жизни, стандартизация уникального под влиянием массовой культуры, резкая смена идеалов и ценностей жизни.

    277
    Возрастание роли той или иной составляющей в интегратив- ном здоровье человека в различные исторические эпохи вело к изменениям в доминировании вида здоровья. Схематично эти изменения можно представить следующей цепочкой: физическое здоровье (первобытное общество), гармония души и тела (антич- ность), духовное (средневековье), сближение физического и ду- ховного (Новое время), интеграция физического, духовного и социального (современность).
    Крылатое латинское выражение «В здоровом теле здоровый дух» (лат. “Mens sana in corpore sano”) служит иллюстрацией свя- зи душевного и физического здоровья. Традиционное понимание заключается в следующем: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье. Эта фраза, взятая из
    Ювенала (Сатира Х, строка 356), несколько вырвана из контек- ста. Интересно, что в действительности ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развернутом вариан- те (перевод Ф. А. Петровского):
    Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь —
    Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил, —
    Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
    Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
    Что почитает за дар природы предел своей жизни,
    Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно...
    По замыслу автора значение фразы в том, что здоровье ума и тела хороши сами по себе для того чтобы быть желанным, в противоположность красоте, богатству или власти. Самое об- щее современное толкование фразы — выразить понятие здоро- вого баланса в своем образе жизни, состояние гармонии между духовным и физическим. Именно эта гармония и является рецеп- том здоровья и красоты. Красивый человек должен быть гармо- ничным.
    Методологическим ключом к формированию гармоничного человека могут быть два новых мощных направления в науках о человеке: валеология, изучающая здоровье человека, и нооэти- ка, в контексте которой обсуждаются вопросы духовности. Эти науки возникли на острие научных интересов в конце ХХ — на- чале XXI века.
    Усилия валеологии направлены на изучение феномена здо- ровья человека и развитие механизмов здоровья каждого. Как ни в одной другой науке, в валеологии человек рассматривается

    278
    как целое, а не простое скопление органов и систем. Это даёт возможность получить совершенно неожиданные, на первый взгляд, данные. Например, о роли ущербной духовности обще- ства как факторе риска заболеваемости и смертности.
    Сформулировано понятие о «превентивной реабилитации»,
    под которым понимается возвращение человека в «безопасную»
    зону здоровья за счет наращивания резервов здоровья. Таким образом, можно говорить о возможности «управления» индиви- дуальным здоровьем — контролируемом процессе оздоровления индивида с учетом обнаруженных феноменов, позволяющем по- ставить первичную профилактику хронических неинфекционных заболеваний на строго научную основу.
    Нооэтика — этика интеллектуальной деятельности человека
    — это часть биоэтики. Биоэтика — это этика жизни, этика отно- шения человека с природой, которая определяет широту души человека, его умение сопереживать, ценить окружающий мир и стремление сохранить его для человечества. Для нее характер- но, прежде всего, осознание самоценности жизни, нравственное освящение жизни как фундаментальной ценности. Её усилия на- правлены преимущественно от человека в окружающий его мир,
    а цель этих усилий — сохранение этой жизни, независимо от того,
    в какой форме она протекает. Нооэтика призвана построить от- ношения интеллектуальной деятельности человека с будущим.
    Мир должен быть духовен, гармоничен, и мы обязаны об этом заботиться. У Альберта Швейцера есть слова, которые могли бы определить суть биоэтики и нооэтики: «благоговение перед жизнью».
    Согласно священным книгам, человек создан по образу и по- добию Божьему; с точки зрения медицины, он фенотипически ре- ализует ту генетическую программу, которую получил от отца и матери. Однако сейчас с помощью эстетической хирургии воз- можно вмешиваться в этот процесс. Стремление к совершенству заложено в природе человека. Мы постоянно пытаемся найти баланс между внутренним миром и нашей внешностью. Нам ка- жется, что это может произойти чудесным образом. В роли ку- десника — хирург, в роли волшебной палочки — скальпель в его руках. Но это не чудо. Это тяжелая работа, над которой трудят- ся двое — доктор и пациент. Хирург должен обладать достаточ- ной квалификацией и опытом работы. Пациенту необходимо понимать, готов ли он ради поставленной цели решиться на шаг,
    связанный с болью и риском возможных осложнений.

    279
    С одной стороны, преимущество эстетической хирургии со- стоит в том, что с помощью современных технологий возможно создание образа привлекательного человека, который вызыва- ет симпатию, которому доверяют, и, как следствие, он более ус- пешен в бизнесе, ему обеспечен карьерный рост.
    С другой стороны, любая операция — это серьезное испыта- ние для организма человека. Последствия наркоза, рассечение тканей с возможностью эмболии, длительный период заживле- ния, реабилитация, не всегда чётко прогнозируемые результаты операции заставляют подумать, оправдан ли риск. Отличие эс- тетической хирургии от традиционной, в первую очередь, состоит в том, что к пластическому хирургу приходит практически здо- ровый человек. После операции он станет чувствовать себя боль- ным. У него будет повязка, небольшое кровотечение. Если из- меняли форму груди — трудно поднять руки, если делали лицо
    — повернуть шею, после работы с веками — трудно открыть глаза. Пациент добровольно идет на ухудшение своего физичес- кого состояния. После операции придётся пройти длительный и сложный период реабилитации. К этому должны быть готовы все,
    решившиеся скорректировать свою внешность с помощью скаль- пеля.
    Кроме того, психологам хорошо известно, что резкое изме- нение внешности ведёт к изменению имиджа человека, и, соот- ветственно, поведенческих реакций. Человек, в зрелом возрасте изменивший имидж, зачастую приходит к психическим наруше- ниям и депрессии.
    Многим пластические операции действительно помогают об- рести уверенность в себе. Но есть и такая категория недоволь- ных собственной внешностью людей, которым пластические операции просто противопоказаны. Речь идет о тех, для кого идея собственного физического недостатка превратилась в болезнен- ную страсть. Патологическая фиксация на физическом недостат- ке, чаще всего мнимом, получила название дисморфофобии.
    Таким людям пластические операции категорически запрещены.
    Ведь сама проблема кроется не в реальных недостатках внешно- сти, а в ее болезненном восприятии.
    Пластическая хирургия — это средство, помогающее достичь тот идеал, который создал для себя человек. Но пользоваться этим инструментом надо здраво и умеренно, ибо легко перейти границу между разумной эстетической коррекцией и гипертро- фированными в угоду модным веяниям экспериментами над соб-

    280
    ственным телом. В таких случаях, как свидетельствует статис- тика, серьёзные осложнения могут стать неотъемлемыми спут- никами подобных операций.
    Термин «пластическая хирургия» в 1798 году введен Дезоль- том. С этого момента методы и подходы пластической хирургии существенно изменялись с каждым годом, они становятся всё
    более совершенными. Используются новые технологии и без- опасные материалы.
    Уже сегодня пластическая медицина готова предоставить воз- можности по коррекции внешности всем желающим, и личное дело каждого использовать их или нет.
    На мой взгляд, первостепенна в личности человека не столько внешняя красота, сколько гармоничность и симпатичность. Фор- мальное понятие красоты не всегда вызывает приятные пережи- вания, чувство восхищения, любви, желания владеть этой кра- сотой. Гармоничный человек красив по-своему, своеобразной индивидуальной красотой. Гармония человека в его естествен- ной красоте. Умение создать гармонию вокруг того, что дал че- ловеку Бог, — это прекрасно.
    В силу своей профессии мне хотелось бы отметить особую красоту женщины в период беременности. На протяжении мно- гих веков беременным женщинам надлежало стесняться своего положения, их прятали от чужих глаз, они уходили из светской жизни, не общались с посторонними. Однако это совершенно неверно. К счастью, ситуация изменилась. В последнее время поднялся статус беременной, для женщины беременность ста- новится радостью и гордостью, которой хочется поделиться с миром. Это самое прекрасное состояние женщины, которая ре- ализует своё божественное предначертание.
    Даже когда беременности всего несколько недель, мы видим,
    как будущая мама уже наполняется внутренним светом и энер- гией, становится особенно красивой и трогательной. Радость будущего материнства, собственная причастность к чуду зарож- дения новой жизни делают женщину загадочной и одухотворён- ной. Её лицо светится от любви и поэтому невероятно красиво.
    Абсолютное большинство женщин во время беременности ис- пытывают ощущение счастья. Оно написано в их взгляде, в осан- ке и во всём облике.
    С точки зрения биологии, возникающая во время беременно- сти гормональная перестройка приводит к изменениям, омола- живающим организм, вследствие чего женщина расцветает той

    281
    особенной природной красотой, которая притягивает взгляды и приводит в восхищение всех окружающих.
    Полтора десятка лет назад известная голливудская актриса
    Деми Мур, сфотографировавшись для глянцевого журнала об- нажённой на седьмом месяце беременности, сняла табу в обще- стве на изображение беременной женщины. Снимки были кра- сивы и целомудренны — но отношение пуританской Америки оказалось не однозначным. Именно благодаря этой смелой бу- дущей матери, общество, правда, после долгих пересудов и воз- мущений, оценило непреходящую красоту беременной женщи- ны и изменило своё отношение к ней.
    С тех пор сфотографироваться а-ля Деми Мур — хороший тон для каждой знаменитой девушки с заметно округлившимся живо- тиком. В интересном положении фотографировались признанные красавицы Синди Кроуфорд, Эль Макферсон, Моника Белуччи,
    Лилия Подкопаева и другие знаменитости. Балерина Анастасия
    Волочкова, продолжая во время беременности заниматься в ба- летном классе, на девятом месяце станцевала для видеоклипа.
    Женское тело в ожидании родов стало предметом вдохнове- ния для художников и скульпторов. Вспомним изображения бе- ременных женщин на полотнах Густава Климта. Портрет супер- модели Кейт Мосс на последних месяцах беременности кисти одного из самых известных британских художников Люсиана
    Фрейда (внука Зигмунда Фрейда) был продан на лондонском аукционе Кристис больше чем за 7 млн долларов.
    В 2006 году накануне открытия ежегодной летней выставки современного искусства в Лондоне двор Королевской академии искусств украсила гигантская 10,5-метровая статуя беременной женщины работы крупного английского художника Дэмиана
    Херста. Этот символ красоты будущей матери, часть которого напоминает страницу из анатомического атласа, виден с одной из центральных улиц британской столицы — Пикадилли. «Дева»
    — одна из крупнейших бронзовых статуй в мире. Лондонская
    «Дева» — это второе «издание» работы Херста. Первое творе- ние установлено весной 2005 года в атриуме нью-йоркского не- боскреба Lever House.
    Все это способствует формированию в обществе культа кра- соты беременной женщины, тому, чтобы каждая будущая мама ощущала свою уникальность и привлекательность. Мы должны относиться с сопереживанием к многообразию проявлений жиз- ни и великой миссии женщины на Земле.

    282
    Великий писатель Ф. М. Достоевский в ХIХ веке утверждал,
    что красота спасёт мир. Он был убеждён, что красота от Бога,
    что она выражение Святого Духа на уровне земного бытия. И
    сегодня, в ХХI веке, мы убеждаемся, что это гениальное выска- зывание определяет путь выживаемости человечества. В контек- сте объединения понятий красота и любовь можно отметить, что красота — это ощущение, которое объект даёт субъекту, а лю- бовь — это ощущение, которое субъект дает объекту. Иными словами, красота возбуждает любовь к её носителю. Только гар- мония красоты и любви может определить, что красота спасёт мир. Если человек может оценить красоту в широком смысле этого слова, то он способен на любовь. Любовь к ближнему яв- ляется фундаментом возвышения до любви к человечеству. Лю- бовь к человечеству служит ступенькой понятия любви к Богу.
    Ф. М. Достоевский предвидел будущее человечества. Если у че- ловека в душе есть ощущение любви, жизнь будет продолжать- ся. К. Моргенштерн справедливо отметил, что красивым кажет- ся всё то, на что смотришь с любовью.
    Рассуждая об истинной красоте человека, нельзя не сказать о внутренней красоте, ибо только в гармонии внешнего и внут- реннего мира, основанного на духовности, возможна истинная красота. Эту мысль очень точно выразил А. П. Чехов: «В чело- веке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
    Никакие украшения не могут соперничать с уверенным, во- левым взглядом, гордой посадкой головы, острым умом, строй- ным телом. Духовная красота магическим образом притягивает к себе, привлекая внимание. Истинно красивый человек — это,
    прежде всего, сила души. Сгусток всех духовных добродетелей создаёт ощущение сильной, уверенной и гордой личности.
    Гордым легче,
    Гордые не плачут,
    Ни от ран, ни от душевной боли,
    На чужих дорогах не маячат,
    О любви, как нищие, не молят,
    Широко расправлены их плечи,
    Не гнетёт их зависти короста,
    Это правда — гордым в жизни легче.
    Только гордым сделаться непросто.
    Э. Асадов

    283
    Оглавление
    Об авторе этой книги ............................................................................. 4
    Предисловие ............................................................................................. 7
    Глава 1. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО И ЕГО ПРОБЛЕМЫ............................. 12 1.1. Будущее начинается сегодня ....................................... 13 1.2. «Каждый век имеет свое средневековье...» ................. 23 1.3. Биоэтика: мост в будущее ............................................ 31 1.4. Нооэтика — наука XXI века ...................................... 43
    Глава 2. ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА ............................. 56 2.1. Нооэтическая оценка концепции стихии ................... 57 2.2. Океан и жизнь ............................................................... 75 2.3. Тайна зарождения жизни ............................................ 92 2.4. Мужчина и женщина ................................................... 99 2.5. Человек и космос .......................................................... 114 2.6. Человек и социум ........................................................ 125 2.7. Человек в большом городе ......................................... 133
    Глава 3. ЧЕЛОВЕК И БОЛЕЗНЬ ...................................................... 150 3.1. Что есть болезнь? .......................................................... 151 3.2. Как сберечь своё сердце? ............................................ 160 3.3. Онкология. Пути продвижения к успеху ................ 169 3.4. ВИЧ-инфекция — проблема современного общества ....................................................................... 177
    Глава 4. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА...................................... 186 4.1. Достижения и перспективы молекулярной генетики ........................................................................ 187 4.2. Стволовая клетка: панацея или авантюра? ........... 194 4.3. Дети из пробирки ........................................................ 201 4.4. Трансгенные продукты .............................................. 210 4.5. Генетика и современные лекарства .......................... 219 4.6. Клонирование человека: за и против ...................... 226
    Глава 5. ГАРМОНИЯ ЖИЗНИ......................................................... 232 5.1. Резервы человеческого организма ............................. 233 5.2. Основы долголетия ..................................................... 244 5.3. Будущее принадлежит медицине предупредительной ...................................................... 257 5.4. Красота и здоровье ..................................................... 269

    Наукове видання
    Запорожан Валерій Миколайович
    ШЛЯХ ДО НООЕТИКИ
    Російською мовою
    Провідний редактор В. М. Попов
    Редактор А. А. Гречанова
    Художній редактор О. А. Шамшуріна
    Технічний редактор А. В. Попов
    Коректори О. В. Титова,
    О. М. Фащевська
    Поліграфічні роботи І. К. Каневський
    Підп. до друку 25.10.2008. Формат 60х84/16.
    Папір офсетний. Друк різографічний. Ум. друк. арк. 16,74.
    Обл.-вид. арк. 20,0. Тираж 500. Зам. 1141.
    Видано і надруковано Одеським державним медичним університетом.
    65082, Одеса, Валіховський пров., 2.
    Свідоцтво ДК № 688 від 13.11.2001 р.

    В
    В.. Н
    Н.. З
    ЗА
    АП
    ПО
    ОР
    РО
    ОЖ
    ЖА
    АН
    Н
    П
    Пууттьь кк НООЭТИКЕ
    ОДЕССКИЙ
    МЕДУНИВЕРСИТЕТ
    Валерий Николаевич Запорожан — лауреат
    Государственной премии Украины, действительный
    член Академии медицинских наук Украины, член
    Президиума АМН Украины, доктор медицинских
    наук, профессор, ректор Одесского
    государственного медицинского университета,
    почетный доктор ряда зарубежных университетов
    и академий. Автор многочисленных публикаций.
    За весомый вклад в медицинскую науку награжден
    престижными наградами, в том числе премией
    им. Р. Е. Кавецкого НАН Украины, Золотой медалью
    Альберта Швейцера, высшей наградой Польской
    академии медицины «Большая золотая звезда»,
    медалью университета им. Джорджа Вашингтона
    и др.
    ВВ..
    НН
    .. ЗЗ
    АА
    ПП
    ОО
    РРОО
    ЖЖ
    АА
    НН
    ПУТЬ
    к
    НООЭТИКЕ
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта