Главная страница

Одесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный


Скачать 2.61 Mb.
НазваниеОдесскиймедуниверситетвалерий Николаевич Запорожан лауреатГосударственной премии Украины, действительный
Дата15.02.2023
Размер2.61 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZaporozhanPut.pdf
ТипДокументы
#938545
страница4 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
ЧЕЛОВЕК
И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

57
2.1. Нооэтическая оценка
концепции стихий
Ф
ормирование ноосферы из биосферы в результате интеллектуальной деятельно- сти Человека продемонстрировало его воз- можности быть мощным геологическим фактором. Последствия произошедшего имеют глубокий мировоззренческий смысл и заставляют по-новому оценить весь путь философской мысли и естественнонаучно- го прогресса. Ноосфера, как и биосфера, в своей основе соответствует античным представлениям о стихиях. «Четыре стихии
— это основа, а также жизнь, стоящая за четырьмя физическими материальными элементами — землей, огнем, воздухом и водой. Все, что стоит выше этих четырех сущностей, может быть познано только духовным видением» (Мэнли П. Холл).
Легенды и мифы создавались на протя- жении всей истории человечества. Людей всегда интересовало, откуда появилась га- лактика и планета, на которой они живут.
На пороге нового тысячелетия люди, стал- киваясь с природными катаклизмами, заду- мались над вопросом: с какой целью чело- вечество создано на земле? Ответ на этот вопрос можно отыскать в древних мифах и
В обусловливающее бытие проникает воздействующий смысл.
В. Франкл

58
легендах. С чего же все началось? Как происходил процесс со- творения мира?
Высшей ценностью обладает та точка в пространстве и вре- мени, где совершился акт творения, то есть «центр мира». Кос- могонические мифы и космологические представления занима- ют особое место среди других форм мифопоэтического мировоз- зрения, поскольку описывают пространственно-временные пара- метры Вселенной, то есть условия, в которых протекает суще- ствование человека и помещается все, что его окружает. Кос- мологические представления концентрируются, прежде всего,
вокруг актуального состояния Вселенной: структура мира —
набор, связь и функции его частей, иногда — их количествен- ные параметры. Космогонические мифы описывают, как возникла
Вселенная. Актуальное состояние Вселенной в мифопоэтичес- ком мышлении связывается воедино с ее происхождением как следствие с причиной; ибо определение и объяснения состава мироздания и роли, которую играют в нем его объекты, равно- значно ответу на вопрос «как это возникло», описанию всей цепи порождения этих объектов. Такими объектами являются элемен- ты, или стихии, — как правило, огонь, вода, земля, воздух, к ко- торым иногда добавляется пятая стихия, условно названная эфи- ром. Они-то и образуют первичный материал для строительства
Космоса. Мировой океан упоминается как первозданная субстан- ция, из которой появились стихии: Вода, Земля, Огонь, Воздух.
Четыре стихии — это не просто «символы» или абстрактные кон- цепции, скорее они относятся к важнейшим силам, составляю- щим все мироздание, которое может быть воспринято физичес- кими чувствами. Следовательно, стихии — это не только основа астрологии и всех оккультных наук, они охватывают все, что мы можем воспринимать и ощущать.
Если стихии рассматривать как чисто материальные факто- ры, они символизируют четыре состояния материи, описывае- мые современной физикой: земля — твердое; вода — жидкое;
воздух — газообразное и огонь — плазма. Можно также сказать,
что они представляют четыре основные потребности любого живого организма: воздух, воду, землю (то есть пищу) и огонь
(тепло). Однако все это не раскрывает истинного значения сти- хий.
Многие мировые культуры включали четыре стихии в свои фи- лософские, религиозные или мифологические традиции. Боль- шинство из этих традиций постулирует существование единой

59
первичной энергии, которая трансформируется энергетически- ми потоками «пониженного напряжения», известными как сти- хии. Эту первичную энергию называли различными именами: ви- тальная сила, прана, ци и т. д. Неотъемлемые характеристики этой первичной энергии были идентичны во всех культурах, хотя названия, которые давались первичной силе и самим стихиям,
различались.
В Тибете создавались огромные структуры, так называемые ступы, как гигантские символы структуры мироздания. Основа- нием ступы служил огромный куб (представляющий землю), на котором покоилась сфера (вода), а на вершине сферы находи- лась напоминающая спираль структура (огонь). На самой вер- шине этой конструкции располагался полумесяц (воздух), в ко- тором находилась маленькая сфера («эфир» — тибетское назва- ние первичной силы, из которой вытекают другие стихии). Сту- па представляла основу тибетской космологии, а стихии счита- лись основными энергиями космоса.
Сходная концепция стихий обнаруживается в священных ин- дийских книгах («Бхагавадгита») и в философской основе Аюр- веды (традиционной индусской медицины). Китайская филосо- фия и акупунктура основаны на концепции стихий. «Пять перво- стихий: дерево, огонь, земля, металл и вода — охватывают все явления природы. Этот символизм в равной степени применим к человеку» (Су Вен). Эти пять стихий соответствуют четырем сти- хиям, обычно используемым в западной культуре, с добавлени- ем эфира. Западная традиция обычно не упоминает пятую сти- хию, поскольку она отличается от других и, в сущности, служит источником остальных четырех стихий. Древнегреческая фило- софия также основывалась на доктрине стихий, которые прирав- нивались к четырем способностям человека: моральной (огонь),
эстетической и духовной (вода), интеллектуальной (воздух), фи- зической (земля). Европа эпохи средневековья и Возрождения заимствовала идею стихий главным образом из работ Галена,
связавшего их с четырьмя основными соками организма, кото- рые, в свою очередь, порождали четыре вида темперамента.
Упоминание об этом можно найти во всех ранних медицинских трудах европейских авторов, а также в произведениях Вильяма
Шекспира и других известных литераторов. Мы можем обнару- жить множество примеров значимости, придаваемой стихиям, в японской культуре. Например, в буддийском трактате о Бодхид- харме, написанном в 1004 году нашей эры, четыре традицион-

60
ные стихии представлены как четыре качества, которые состав- ляют мироздание: свет (огонь), воздушность, текучесть и твер- дость. В древнем Шумере, где религия охватывала все жизнен- ные аспекты и виды деятельности, важнейшие божества соот- ветствовали стихиям: Ану — бог неба (воздух); Энлиль — бог- громовержец (огонь); Нинурсаджа — богиня земли; Энки — бог воды. Упомянутые примеры свидетельствуют, что стихии, подоб- но зодиаку, считались не только важнейшей реальностью, с ко- торой древние народы должны были иметь дело, но, в сущнос- ти, основой самой реальности.
Для наилучшего понимания концепции стихий, полезно обра- титься к трудам великих духовных наставников Индии. Так, Ма- хараджа Шаран Синх пишет: «Все, что мы видим физическим взором, состоит из одной или нескольких из пяти стихий, а имен- но, земли, воды, воздуха, огня и эфира; все эти пять стихий враж- дебны друг к другу. Но с помощью (или благодаря) души все пять стихий вмещаются и действуют в человеческом теле, каждый человек проявляет их в соответствии с собственной кармой — в определенной пропорции, но все пять стихий в большей или мень- шей степени активны в каждом человеческом теле... . Когда душа покидает тело и этот мир, стихии распадаются и возвра- щаются к своим истокам». Другой духовный наставник, махара- джа Саван Синх, утверждает, что не только тело, но и разум
«рождается из тончайшей сущности пяти стихий». В своих ра- ботах он устанавливает связь стихий с низшими чакрами (или энергетическими центрами) тела и с различными качествами,
которые должны быть преодолены ради осуществления духов- ного прогресса.
Суммарно характеристику основных стихий можно предста- вить следующим образом.
Стихия огонь. Божественная энергия, очищение, откровение,
преображение, возрождение, духовный порыв, искушение, чес- толюбие, вдохновение, сексуальная страсть, сильный активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разруши- тельные силы. Графически огонь в алхимии изображается в виде треугольника, так как считается субстанцией, объединяющей три остальные: землю, воду и воздух. На бытовом уровне огонь
— защитный, успокаивающий образ (огонь домашнего очага).
Огненная стихия относится к универсальной энергии излучения,
экспансивной и восторженной энергии, которая посредством своего света приносит цвет в этот мир. Карл-Густав Юнг связы-

61
вал эту стихию с динамическим центром психической энергии, с той энергией, которая течет спонтанно вдохновенным, самомо- тивирующимся образом. Марк Эдмунд Джонс сравнивает огонь с «опытом, сосредоточенным в персональной индивидуальности».
В древних и примитивных культурах огню поклонялись как самому Богу, а позже — как символу божественной силы. Древ- ние считали огонь живым существом, которое питается, растет,
умирает, а затем рождается вновь... Благодаря той роли, кото- рую огонь играл в жизни людей, в большинстве мифологичес- ких традиций он считался результатом божественной деятель- ности. Поэтому столь часто встречаются легенды о похищении огня у небесных богов героями, такими как Прометей, или о хит- рых уловках, с помощью которых его добывали у подземных богов, как, например, новозеландский мифический герой Мауи
(происхождение этих островов в результате вулканической дея- тельности выглядит вполне правдоподобным). В тех традициях,
где огонь не являлся предметом прямого поклонения, он все же играл важную роль как мощный символ Божественного Явления
(Библия). В христианстве огонь считается воплощением Свято- го Духа.
В христианском искусстве огонь — высшее испытание доб- родетели и веры. Пылающее сердце — эмблема некоторых свя- тых, таких как святой Августин. Уверенность, что огонь может очищать от зла, привела к зверствам инквизиции в средние века.
В иудаизме огонь также считается символом воздаяния или за- щиты от зла: ангелы с огненными мечами охраняли потерянный рай. Символ огня, связанный с воскрешением, персонифициро- ван образами птицы Феникс и Саламандры и проявляется в пас- хальных ритуалах римской католической церкви и православных церквей, во время которых свечи торжественно гасят и затем возжигают «новым огнем». Традиция новогодних огней проис- ходит из обрядов магии, она символизирует возвращение сол- нечного света и тепла. В Японии синтоиские ритуалы зажжения огня на Новый год связаны с попытками предотвратить разру- шительные пожары в наступающем году. В Китае отвращающее беду значение имеют фейерверки, считается, что они отпугива- ют демонов. В основе символизма Вечного огня лежит забота о сохранении домашнего очага, с древнейших времен имевшая огромную важность. В античной культуре эта традиция отрази- лась в сохранении священного огня жрицами храма богини Вес- ты, в настоящее время — в ритуале зажжения и сохранения

62
Олимпийского огня, символизирующего преемственность спортивных идеалов.
Воздушная стихия. Одна из фундаментальных стихий миро- здания. Воздушная стихия — это жизненная энергия, которая свя- зана с дыханием или тем, что йоги называют «праной». Воздух описывается в виде дыхания, дуновения ветра, обладающих мно- жеством символических значений. Этот мотив представлен во многих космогонических мифах (андаманский Пулуга, олице- творение муссонного ветра, созидатель мира; дух божий, нося- щийся над водами; варианты мифов о яйце мировом, снесенным крылатым, то есть воздушным божеством). В древнеегипетской мифологии бог воздуха Шу порождает небо и землю. В индуист- ской мифологии выдох Брахмы означает сотворение мира, а вдох
— его уничтожение. В китайской мифологии этот же образ жи- вотворящего дыхания представлен в виде открывающихся и за- крывающихся небесных ворот, соответствующих принципам инь и ян. В Древней Греции особенной популярностью (в частности у поэтов) пользовались Борей и Зефир, у римлян — Аквилон и
Фавоний, которые связывались с четырьмя сторонами света,
временами года, природными циклами. В древнеиндийской ми- фологии бог ветра Ваю — жизненное дыхание. В иудаистичес- кой мифологии дыхание Яхве обозначает непрерывное творение мира. Сотворив человека, бог вдохнул ему душу. В Новом заве- те воскресший Иисус, явившись ученикам, «дунул, и говорит им:
примите духа Святого». Во многих мифологиях, в частности в кельтской, дуновение наделяется магической функцией: дунове- ние друида разрушает вражеские укрепления, обращает врагов в камни и т. п. Известно применение дыхания изо рта в рот че- рез бычий или бараний рог в магической практике множества народов с целью изгнания злых духов.
Водная стихия. Древний универсальный символ чистоты, пло- дородия и источник самой жизни. Во всех известных легендах о происхождении мира жизнь произошла из первородных вод, жен- ского символа потенции, лишенной формы. В общем смысле вода
— эмблема всех жидкостей в материальном мире, принципов их циркуляции (крови, сока растений), растворения, смешения, сцеп- ления, рождения и возрождения. «Ригведа» возносит похвалу воде как носителю всего сущего. Считалось, что чистая вода, особен- но роса, родниковая и дождевая вода имеет целебные свойства и является формой божественной милости, даром матери-земли
(родниковая вода) или небесных богов (дождь и роса). Почти-

63
тельное отношение к свежей воде как очищающему элементу особенно свойственно религиозным традициям стран. Это демон- стрируют иудейские, христианские и индейские ритуалы очище- ния или крещения. Крещение соединяет в себе очищающие,
растворяющие и плодородные свойства воды: смывание греха,
растворение старой жизни и рождение новой. Мифы о Потопе,
в которых уничтожается погрязшее в грехах человечество, —
пример символизма очищения и возрождения.
В легендах и фольклоре озёра — двухсторонние зеркала, раз- деляющие естественный и сверхъестественный миры. Божества озер и источников, традиционно юные и обладающие даром про- рочества и целительства духи, часто умиротворялись дарами —
отсюда обычай бросать монеты в фонтаны и загадывать при этом желание. В суевериях символизм очищающей власти воды был настолько силен, что считалось, что она отталкивает зло. От- сюда обычай выявлять ведьм, бросая подозреваемых в водоем.
Прекрасным примером силы этой стихии служит высказывание китайского ученого XI века: «Из всех стихий в качестве своего наставника мудрец должен взять воду. Вода уступчива, но все- побеждающа. Вода тушит Огонь или, признавая себя как бы по- терпевшей поражение, исчезает в виде пара и снова возвраща- ется. Вода смывает мягкую Землю или, натолкнувшись на ска- лы, ищет обходной путь... Она насыщает атмосферу, чтобы за- тих Ветер. Вода с обманчивой скромностью уступает препятстви- ям, так как никакая сила не может помешать ей следовать по предназначенному курсу к морю. Вода побеждает своей уступ- чивостью; она никогда не атакует, но всегда побеждает в реша- ющей битве».
Земная стихия. Значительная часть сюжетов с участием обо- жествленной земли содержится в космогонических мифах, рас- сказывающих о первоначальной божественной паре — небе и земле, союз которых послужил началом жизни во Вселенной, от которого произошли все остальные боги. Широко распростра- нено представление о возникновении земли из вод мирового океа- на, откуда ее вылавливает тот или иной мифологический персо- наж (скандинавский Тор, древнеиндийский Праджанати, поли- незийский Маци и др.). В греческой мифологии, возникшая из хаоса земля (Гея) создает из себя небо (Уран), от их брака про- исходят титаны. Вещественными символами союза неба и зем- ли в архаических космологиях являются дождь, дающий жизнь растениям и животным, а также молния и удар метеорита. При

64
делении космоса на небо, землю и преисподнюю земля (средняя зона) рассматривается как место обитания людей, для которых тем самым перемещение в другую зону обязательно оказывает- ся путешествием вверх или вниз. Положение земли, окруженной мировым океаном, оказывается срединным и для горизонталь- ной проекции космоса. Воспринимаемая как центр космоса зем- ля характеризуется максимальной сакрализованностью и чисто- той, поскольку центр рассматривался как священный эмбрион
Вселенной, своеобразный космос в космосе. Геоцентрическая концентрация, господствующая в архаических культурах, явля- ется, видимо, источником повсеместных представлений о том,
что умерший должен быть похоронен в родной земле или при погребении должна быть использована хотя бы горсть ее.
И все-таки, что такое Стихия? Ошибочно принимать за Сти- хию ее проявление. Кто-то любит воду, морскую гладь и может часами сидеть, смотреть на неподвижную воду, беседовать с ней.
При этом человек общается не с водой, которую пьет, использу- ет для технических нужд и т. п., а со стихией Вода. В обыденном понимании Вода — это проявление творчества Стихии, но не сама
Стихия. Когда мы смотрим на картину, мы понимаем, что ее со- здал художник. Однако мы не утверждаем, что картина и есть сам художник.
Такие же рассуждения допустимы и в отношении других сти- хий.
В наше время официальная медицина все больше ассимили- рует древние, традиционные знания о человеке и его взаимодей- ствии с окружающей средой. Медицина возвращается к миро- воззренческим истокам, становясь поистине традиционной, то есть основанной на тысячелетних традициях человеческих ци- вилизаций.
Современная китайская и тибетская медицина основана на со- единении учения о биоэнергии и пяти стихиях, отображенных в организме биологически активными точками. Главным источни- ком знаний, согласно тибетской медицине, считается трактат,
именуемый «Чжуд-ши». В нем дается краткая формулировка са- мой сути подхода традиционной индо-тибетской медицины к ле- чению: «Наука врачевания учит, как уравновешивать первоэле- менты человеческого тела». Все теоретические концепции индо- тибетской (и китайской) медицины опираются на учение о пер- воэлементах, «стихиях» — земле, воде, воздухе, огне и простран- стве. Вся суть подхода к питанию, образу жизни, лекарствам

65
состоит в том, чтобы на основе знаний о первоэлементах тела данного человека помочь ему уравновесить их. Уравновешен- ность первоэлементов — источник здоровья, долгой жизни, бла- годенствия. Человеческие страсти и незнание, климатические нагрузки и неправильное питание служат причинами нарушения естественного равновесия первоэлементов. Искусство жизни и врачевания состоит в умении определить эти нарушения и сба- лансировать их.
Тибетская медицина классифицирует все заболевания чело- веческого тела по четырем стихиям и исцеляет больных сооб- разно представлениям о мироздании, бытующим в Поднебесной.
Долгое время официальная европейская медицина отказывалась признавать существование в человеческом организме энергети- ческих каналов, меридианов и чакр, поскольку морфологически выявить таковые не представляется возможным. Однако недав- ние эксперименты позволили методами радиологии выявить сеть энергетических каналов, меридианов и чакр, известных древним на протяжении многих тысячелетий. Рефлексотерапия вошла в арсенал современной медицины, хотя и до этого массаж актив- ных точек и иглоукалывание показывали высокую эффектив- ность. Иглорефлексотерапия в древней китайской и индуистской медицине основана на так называемом тибетском кресте как символе легендарных пяти элементов — Огня, Воды, Ветра, Зем- ли и Пятого Элемента.
Современная оценка стихий соответствует представлениям ев- ропейской медицины. Недаром говорится: «Солнце, воздух и вода
— наши лучшие друзья!». Самый распространенный элемент на планете — вода — обладает уникальными свойствами. В значи- тельной мере здоровье человека определяется качеством потреб- ляемой воды. Вода замечательна и способностью хранить и пе- редавать информацию. Лечебными свойствами характеризуют- ся минеральные воды, рассолы и грязи. Живое и неживое едины и в жизни и в смерти, как все сущее. Воде земной, обычной иног- да приписываются чудодейственные свойства. Обсуждается ве- роятность того, что вода «помнит» вещества, которые в ней ког- да-то растворяли; что вода поддается магнитной обработке; что вода меняет свои физические свойства в зависимости от цвета скатерти, на которой стоит стакан... И если это возможно, то
«память» воды сможет объяснить действие гомеопатии как офи- циально признанного метода лечения. Гомеопаты растворяют лекарство в таких ничтожных концентрациях, что на десяток

66
литров воды остается буквально несколько молекул лекарства.
Вода — мощный лечебный фактор, о чем свидетельствуют ре- зультаты различных режимов бальнеотерапии (от лат. balneum
— баня, купание) — использования природных и искусственно приготовленных минеральных вод для профилактики и лечения различных заболеваний и с целью медицинской реабилитации.
К бальнеотерапии относится также использование минеральных вод для питья, промывания-орошения кишечника, ингаляции и т. п. Бальнеология так же стара, как и человечество. В древние времена обращение к целительным силам воды было привычным и естественным. Во многих районах мира культ источников со- хранился до сих пор. Там, где утвердилась техногенная цивили- зация, бьющим из-под земли ключам придали вид декоративных фонтанов, направили их в мраморные чаши. Бывать «на водах»
стало престижно. Вокруг источников выросли курортные горо- да, ставшие центрами светской жизни. Лечебное действие баль- неотерапевтических процедур основано главным образом на рефлекторном и гуморальном механизмах, то есть осуществля- ется через нервную систему и кровь. Минеральные воды — это сложные растворы, в которых компоненты находятся в виде ионов недиссоциированных молекул, коллоидных частиц и ра- створенных газов. Они содержат те же вещества, которые при- сутствуют в организме человека, и их целебное действие состо- ит в восполнении нарушенного равновесия. Химический состав минеральных вод точно известен, и его можно воспроизвести в лабораторных условиях, однако лечебное действие природных минеральных вод, сформированных за счет вымывания химичес- ких элементов из геологических пород в течение длительного периода, неадекватно искусственным водам. Минеральные воды различаются по составу, по степени минерализации, по темпе- ратуре, по кислотно-щелочной реакции. Помимо растворенных солей, определяющих ионный состав вод, в них также содержатся газы (сероводород, углекислый газ, азот, метан, радон) и био- логически активные микрокомпоненты (железо, мышьяк, йод,
бром, бор). По температуре различаются холодные (< 20 °С);
теплые (21–36 °С); горячие — термальные (37–42 °С); очень го- рячие — высокотермальные (42 °С) минеральные воды. Высоко- термальные воды достигают температуры более 90 °С.
Каждый тип минеральных вод оказывает специфическое дей- ствие на организм, обусловленное главным образом наличием в них так называемых ведущих химических ингредиентов. Серо-

67
водородные ванны восстанавливают нарушенное равновесие нервных процессов, стимулируют функции щитовидной железы,
половых желез, системы иммунитета, оказывают противовоспа- лительное и обезболивающее действие. Азотные ванны облада- ют седативным и болеутоляющим действием, улучшают гемо- динамику, снижают артериальное давление. Более выраженным,
чем другие виды ванн, термическим и гидростатическим действи- ем обладают солевые ванны. Они оказывают болеутоляющее,
успокаивающее действие, усиливают обменные процессы, спо- собствуют рассасыванию воспалительных инфильтратов. Радо- новые ванны назначают при заболеваниях периферической не- рвной системы и опорно-двигательного аппарата с выраженным болевым синдромом, неврастении с преобладанием процессов возбуждения.
Обсуждая целебные свойства воздуха, уместно заметить, что древние врачи и философы уделяли огромное значение этой Сти- хии, воспринимая ее как одну из наиболее активных сил Миро- здания, в отличие от наименее активных — Воды и Огня. Уче- ние йогов воспринимает свежий и чистый Воздух как неограни- ченный и мощный источник, в пополнении которым нуждается каждое живое существо. Древние врачи считали, что гармония всех четырех стихий необходима каждому, и нарушение хотя бы одного элемента необратимо ведет к болезни. По античным пред- ставлениям стихия Воздуха представлена в центре грудной клет- ки, в области сердца, и ей соответствует кожа как орган осяза- ния. Гиппократ утверждал, что «воздух — величественный влас- титель всего и во всем», что здоровье порождается равномер- ным движением «ветра» в теле, а болезнь возникает из-за нару- шения этой равномерности.
В современном мире от качества воздуха зависит качество жизни человека. Составной компонент воздуха — кислород, бла- годаря которому проходит большая часть обменных процессов в нашем организме. Кроме кислорода (20,95 %), в воздухе содер- жится азот (78,08 %), аргон (0,93 %), углекислый газ (0,03 %), ге- лий, неон, криптон, ксенон, озон, радон, водород, перекись во- дорода, аммиак, йод (0,01 %). Состав воздуха не постоянен и очень зависит от множества технологических и природных фак- торов. Изменение качественного и количественного состава воз- духа значительно влияет на человеческий организм, проявляясь как острыми, так и хроническими заболеваниями органов дыха- ния, кожи, а также сопряжено с риском развития опухолевых

68
заболеваний. К примеру, снижение уровня кислорода в атмосфере примерно до 17 % приводит к одышке и учащенному сердцебие- нию, а при 12 % атмосфера становится опасна. Небольшие кон- центрации углекислого газа в воздухе (до 3 %) стимулируют ды- хание вследствие раздражения дыхательного центра. При 6 %
появляется одышка и слабость, при 10 % возможно обморочное состояние, при 20–25 % — смертельное отравление. Очень опа- сен продукт горения углеводородных соединений при недостаточ- ном поступлении кислорода — угарный газ, который даже в не- больших дозировках опасен для человеческого организма.
Аэротерапия — лечебный метод, основанный на воздействии открытого воздуха без прямого солнечного облучения. Он состо- ит в пребывании на открытом воздухе в дневное и ночное время
(сон на открытых верандах, балконах), прогулки. Метод аэроте- рапии рекомендуется при заболеваниях нервной и сердечно-со- судистой систем, применяется у больных с заболеваниями лег- ких, а также широко используется как средство закаливания здо- ровых людей. Аэротерапия, или лечение воздухом, — это дози- рованное воздействие свежего воздуха на организм человека.
Такой вид лечения никому не противопоказан. Корифей русской медицины Т. А. Захарьин говорил, что по силе воздействия на организм свежий воздух превосходит все лекарственные и лечеб- ные средства. Воздушные ванны улучшают обмен веществ, функ- цию органов кровообращения и почек, оказывают благоприят- ное влияние на работу органов пищеварения, а также на нервно- психическую сферу больного. Улучшаются настроение, сон, ап- петит, появляется бодрость, снижается повышенная возбуди- мость, исчезают головные боли. В настоящее время воздушные ванны широко используются с лечебной и профилактической целью в течение всего года.
Снизить загрязненность окружающего нас воздуха можно,
если каждый начнет понимать важность этого бесценного газа.
Чтобы избавиться от вредных примесей в воздухе, нужно умень- шить токсичность технологических производств, заменить суб- страты менее токсичными, использовать современные методы очистки и др. Для того чтобы улучшить состояние воздуха в соб- ственной квартире, нужно чаще проветривать комнаты, не ку- рить в помещении, бороться с запыленностью. Целесообразно ограничить использование отапливающих приборов сухого на- кала, которые снижают уровень кислорода и уменьшают влаж- ность воздуха в помещениях.

69
Cтихию Огня олицетворяет Солнце. Огонь может быть как благотворным, так и опасным для здоровья. Человек, животные,
растения приспособились к жизни на дне земной атмосферы, в толще которой космические лучи поглощаются почти полнос- тью. Солнце — самая близкая к нашей планете звезда — излу- чает колоссальное количество тепла, обеспечивающего жизнь на Земле. Прежде чем достигнуть поверхности Земли, солнеч- ная энергия проходит через земную атмосферу и подвергается изменениям двоякого рода: солнечная энергия убывает количе- ственно вследствие поглощения солнечных лучей воздухом и содержащимися в нем примесями, она изменяется и качествен- но в результате рассеивания и отражения. Различают четыре вида солнечной радиации — прямую, рассеянную, отраженную и суммарную. Прямая поступает на земную поверхность непо- средственно от солнца. Часть солнечной энергии, попадая в ат- мосферу, рассеивается в ней и идет к Земле не от солнечного диска, а от всех точек небосвода. Это так называемая рассеян- ная радиация. Отражаясь от воды, песка, деревьев, зданий, сол- нечные лучи создают отраженную радиацию. Прямая, рассеян- ная и отраженная радиация в сумме составляет суммарную ра- диацию.
Солнечный свет человек воспринимает как прозрачный, бес- цветный. Но если пропустить его через специальное устройство,
окажется, что лучи солнца имеют окраску. Они образуют спектр
— тонкий переход цветов: красный — оранжевый — желтый —
зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Перечисленные цвета составляют видимую часть спектра, доступную нашему зрению. Есть и невидимые лучи: инфракрасные, примыкающие к красному участку спектра и обладающие тепловыми свойства- ми; а также ультрафиолетовые, лежащие за пределами фиоле- тового участка спектра и проявляющие фотохимические и био- логические свойства.
Гелиотерапия основана на использовании целебных свойств солнечного излучения. Инфракрасная часть солнечного спект- ра повышает температуру кожи и поверхностно расположенных тканей, обладает бактерицидным действием. Ультрафиолетовое излучение увеличивает общее количество белка в крови, способ- ствует активности ферментов. Под его влиянием образуются витамин D, необходимый для нормального обмена фосфора и кальция в организме, и пигменты, повышается сопротивляемость организма, улучшаются приспособительные и защитные функ-

70
ции. Гелиотерапия занимает одно из важнейших мест среди кли- матических факторов, применяемых с лечебной и профилакти- ческой целью. Солнечные ванны принимаются на пляжах и от- крытых соляриях, на лесных и парковых полянах. Умеренное солнечное облучение положительно влияет при атеросклерозе,
ревматических пороках сердца, неврастении, вегетососудистых нарушениях, преходящих нарушениях мозгового кровообраще- ния. Избыточное солнечное облучение имеет совсем противопо- ложный эффект и снижает сопротивляемость организма к инфек- ционным заболеваниям.
Земля как Стихия занимает особое место в жизни человека и обладает целым рядом оздоравливающих свойств.
Лечебная грязь, или пелоид (от греч. pe–los — глина), представ- ляет собой природный продукт, формировавшийся много лет в естественных условиях с участием геологических и биологичес- ких процессов под влиянием физико-географических и биологи- ческих факторов: почва, климат, рельеф, гидрогеология, флора,
фауна и т. д. По структуре лечебные грязи — это сложная физи- ко-химическая система, состоящая из остова грязи, коллоидно- го комплекса и грязевого раствора. Остов грязи (его грубодис- персная часть) включает глинистые и известковые частицы, сла- борастворимые соли магния и кальция, грубые органические остатки. Коллоидный комплекс (тонкодисперсная часть) состо- ит из более мелких частиц, органических и органоминеральных соединений среды, кремниевой кислоты, гидросульфида желе- за. Наконец, грязевой раствор, пропитывающий грязь и состав- ляющий от 25 до 97 % от ее массы, состоит из воды и растворен- ных в ней солей, органических веществ, в том числе гуминовых кислот и газов. С грязевым раствором связано химическое дей- ствие. Главную роль в переработке отмерших животных и рас- тений при формировании грязи играет грязевая микрофлора. Она способствует обогащению грязи сероводородом и придает ей бактерицидные свойства. Важный компонент грязи — биологи- чески активные вещества, обусловливающие лечебное и физио- логическое действие. Например: энзимы, гормоноподобные ве- щества, биогенные стимуляторы, микроэлементы (медь, йод,
молибден, бериллий, цирконий, ванадий, стронций, титан и т. д.).
Биогенные стимуляторы образуются в растениях и предохраня- ют их от заболеваний. Это ненасыщенные жирные кислоты —
янтарная, муравьиная, соединения железа и серы, гуминовые кислоты, обладающие выраженными стимулирующими свойства-

71
ми, а также антибактериальные вещества, произведенные пле- сенью, бактериями и грибами.
Различные типы лечебных грязей имеют ряд общих физичес- ких свойств, в том числе пластичность, которая определяет спо- собность грязи удерживаться на теле. Общими являются и теп- ловые свойства. Для грязей характерна высокая теплоемкость при относительно низкой теплопроводности и практическом от- сутствии конвекционной теплопередачи. Такое сочетание свойств обусловливает высокую способность пелоидов удержи- вать тепло и позволяет проводить процедуры теплолечения при более высокой температуре, чем водные.
Грязевые процедуры оказывают рефлекторное и гуморальное влияние на различные органы и системы, осуществляемое че- рез нервную и эндокринную системы. Отмечается седативное,
обезболивающее, спазмолитическое действие. Благоприятно влияет грязелечение на иммунологическую реактивность. Оно снижает интенсивность аллергических реакций. В наибольшей степени эффект грязелечения проявляется местно — в очаге по- ражения и воздействия. Это противовоспалительное, обезболи- вающее и рассасывающее действие, улучшение трофики и реге- нерации тканей. Грязелечение рассматривают как один из эф- фективных методов лечения хронических воспалительных про- цессов. Лечение грязями показано при воспалительных и дис- трофических заболеваниях и последствиях травм опорно-двига- тельного аппарата, длительно незаживающих язвах и ранах,
поражениях и последствиях травм центральной и периферичес- кой нервной системы, гинекологических заболеваниях (метрит,
эндометрит, аднексит), болезнях желудочно-кишечного тракта
(хронический гастрит, язвенная болезнь), хронических неспеци- фических заболеваниях бронхов и легких.
В лечебной практике широко используют также менее тради- ционные виды творческого проявления стихии Земля: соляные шахты для спелеотерапии. Учёные давно заметили, что микро- климат подземного царства выгодно отличается от привычной земной атмосферы. В спелеокамере на организм больного ока- зывают воздействие физические факторы внешней среды: газо- вый состав, высокая ионизация воздуха, ингаляция высокодис- персного аэрозоля, температура, влажность. Целительны и пси- хологические факторы: соответствующая обстановка проведе- ния процедур, ощущение временной изоляции от «агрессивной»
внешней среды. Важны временная элиминация аллергенов, прак-

72
тически полное их отсутствие в воздухе спелеокамеры, в том числе аллергенов микробного происхождения.
В состав сильвинита соляных шахт входят более 35 различ- ных микроэлементов, в том числе натрий, калий, магний, хлор и бром. Все эти вещества при испарении с поверхности пещеры насыщают воздух сложным солевым аэрозолем. В результате атмосфера становится похожей на микроклимат морского побе- режья, который, как известно, обладает целительными свойства- ми. К тому же в воздух выделяется огромное число лёгких аэро- ионов. Они способствуют нормализации обменных процессов,
снижают давление, увеличивают количество эритроцитов и улуч- шают течение множества биохимических реакций. Высокая кон- центрация солей и аэроионов приводит к тому, что в воздухе по- чти не остаётся пыли, бактерий и аллергенов. Пребывание в спе- леокабинете и соляных шахтах рекомендуется тем людям, кото- рые страдают от патологии бронхов и лёгких. Бронхиальная ас- тма, хронические бронхиты различного происхождения, аллер- гические риниты стоят на первом месте в списке показаний для
«пещерного лечения». Второе место занимают болезни кожи —
нейродермит, экзема и псориаз. Но для того чтобы стать гостем соляной пещеры, вовсе не обязательно чем-либо болеть. Абсо- лютно здоровому человеку сильвинитовый микроклимат также полезен: улучшится сон, уменьшится раздражительность и ус- талость, поднимется общий тонус организма. Специалисты ут- верждают, что серию из 10–15 сеансов можно приравнять к от- пуску, проведённому на взморье или горном курорте. Однако тем,
кто соблазнился таким приятным лечением, нельзя забывать, что спелеотерапия имеет и свои противопоказания. К ним относят- ся обострения всех хронических заболеваний, острые инфекции,
злокачественные новообразования, туберкулёз, беременность и частые кровотечения.
Совместное творческое проявление всех четырех стихий: Огня
(солнца), Воздуха, Воды, Земли — широко используется в кли- матотерапии. Климатотерапия (синоним климатолечение) — со- вокупность методов лечения, использующих дозированное воз- действие климата данной местности и специальных климатичес- ких процедур. Лечебно-профилактическое воздействие климата на организм обусловлено рядом географических факторов и яв- лений, их физическими свойствами: положением местности над уровнем моря, атмосферным давлением, температурой, влажно- стью, движением воздуха, количеством осадков, интенсивностью

73
солнечной радиации, состоянием атмосферного электричества,
облачностью и др.
Смена климата и кратковременное пребывание больного в местности с благоприятным для него климатом оказывает сти- мулирующее влияние на организм, способствует тренировке адаптационных механизмов, нормализации реактивности и на- рушенных функций организма, более благоприятному течению патологического процесса.
Одна из основных особенностей климатотерапии состоит в том, что климатические факторы — естественные раздра- жители для организма человека, которые действовали на него в процессе эволюции, становления и совершенствования ней- рогуморальной регуляции и других регуляторных механизмов.
Имея сложную структуру, климатопогодные факторы влияют на различные рецепторные системы организма, вызывают реф- лекторные изменения в деятельности различных органов,
улучшают и восстанавливают биологические связи организ- ма с окружающей средой. К общефизиологическим реакциям организма при климатотерапии относятся: тренировка термо- адаптационных механизмов, лежащая в основе закаливания;
стимуляция и нормализация различных видов обменных про- цессов, повышение снабжения организма кислородом (природ- ная оксигенотерапия); нормализация специфической и неспе- цифической реактивности, гипосенсибилизация; улучшение и восстановление нарушенных функций дыхательной, сердечно- сосудистой и других систем. Климатотерапия возмещает не- достаток природно-климатических факторов (естественного
УФ-излучения, аэроионов, кислорода и др.), что способству- ет устранению связанных с этим патологических явлений (све- товое голодание, гипоксия и др.), предупреждению ряда забо- леваний.
Процедуры климатотерапии дозируют с учетом индивидуаль- ных особенностей организма и физиологического действия ос- новного фактора. Для определения продолжительности проце- дур климатотерапии разработаны специальные дозиметричес- кие таблицы, созданы автодозаторы с программным устрой- ством. Для проведения процедур климатотерапии используют специальные сооружения и устройства: веранды и лоджии при лечебных корпусах, климатопавильоны, аэросолярии и лечебные пляжи, оборудованные тентами, навесами, защитными экрана- ми и т. д.

74
Климатотерапия применяется с целью повышения устойчи- вости организма к неблагоприятным внешним воздействиям (ох- лаждению и др.), профилактики заболеваний или их обострений,
особенно связанных с переохлаждением, а также назначается больным после длительных заболеваний, связанных с наруше- нием реактивности (таких как ревматизм, бронхиальная астма и др.), обменных процессов (например, диабет, ожирение и др.),
сопровождающихся нарушениями функции легких, сердечно-со- судистой и нервной систем, почек, гипоксией.
Разнообразие климатических условий требует дифференци- рованного подхода. Так, приморский климат средиземноморс- кого типа (Южный берег Крыма) без резких суточных и годовых колебаний метеорологических факторов, с обилием солнца, воз- можностью морских купаний, наличием в воздухе морских солей и аэроионов показан при заболеваниях органов дыхания, сердеч- но-сосудистой и нервной системы, почек (летом), нарушениях обмена веществ. Условия влажных субтропиков (Черноморское побережье Кавказа) в сочетании с бальнеологическими метода- ми (Сочи — Мацеста) рекомендуются для ряда заболеваний сер- дечно-сосудистой, нервной систем, опорно-двигательного аппа- рата. Климат курортов Прибалтики с частыми изменениями по- годы, резкими сменами температуры, ветрами используется как средство тренировки и закаливания больных с заболеваниями сердечно-сосудистой, нервной системы, легких в стадии компен- сации. Горный климат с пониженным парциальным давлением кислорода, повышенной солнечной радиацией и ионизацией,
значительными суточными колебаниями температуры оказыва- ет тренирующее действие, стимулирует обмен веществ, крове- творение. Его рекомендуют преимущественно для лечения боль- ных туберкулезом и неспецифическими заболеваниями легких без легочно-сердечной недостаточности. Климат пустынь и полупу- стынь с сухим жарким летом и устойчивой погодой (Байрам-Али)
благоприятен для больных с заболеваниями почек. Лесной кли- мат средней полосы (умеренная температура, воздух, насыщен- ный летучими биологически активными веществами растений)
рекомендуется при функциональных расстройствах нервной си- стемы, сердечно-сосудистых заболеваниях (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, ревматические пороки сердца), легочной патологии.
Природные лечебные ресурсы, которыми располагает наша
Земля, обильны и разнообразны. Однако курортологические ре-

75
сурсы не безграничны, и к их освоению и использованию следу- ет относиться бережно. Техногенная революция привела к ката- строфическим последствиям в области экологии Земли. Земля
— это живой организм, реагирующий не только на импульсы
Вселенной, но и на человеческую деятельность. Корреляция сти- хийных бедствий со всплесками человеческой активности оче- видна. Эпидемии, войны и землетрясения выступают ноосфер- ными способами саморегуляции. Сама жизнь требует пересмот- ра подходов к эксплуатации земных недр, связанных в первую очередь с внедрением новых технологий. Более бережное исполь- зование природных ресурсов Земли, за счет улучшения качества очистки, создания безотходных производств, будет способство- вать природному «заживлению ран», нанесенных Земле. Сложив- шаяся в настоящее время ситуация свидетельствует о том, что человечество в своем развитии переступило ту грань взаимодей- ствия с природой, когда оно могло не заботиться о поддержа- нии естественных условий своего существования.
Срок в 50 лет некоторые экологи считают предельным для на- ступления деградации Земли, если немедленно не начать дей- ствовать. Биосфера уже утратила или начинает утрачивать спо- собность компенсировать происходящие в ней возмущения. По мнению многих ученых, в XXI веке Землю ждут глобальные ка- таклизмы и так называемый ресурсный голод. Ясно одно: чело- веку нужно как можно быстрее повернуться лицом к природе и снизить темпы беспощадного ее использования. Человеческая цивилизация становится дестабилизирующим фактором.
Традиционные представления о стихиях могут и должны по- лучить современную интерпретацию. Такая интерпретация ста- нет важной составной частью современного научного мировоз- зрения, которое представлено новой философской наукой —
нооэтикой.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта