Главная страница

Ульрих Бек. Что такое глобализация. Ошибки глобализма ответы на глобализацию


Скачать 1.06 Mb.
НазваниеОшибки глобализма ответы на глобализацию
Дата01.04.2022
Размер1.06 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУльрих Бек. Что такое глобализация.doc
ТипРеферат
#433715
страница3 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
XX века.

Связь между социологией и национальным государством настолько тесна, что образ “современных”, упорядоченных отдельных обществ, обретший вместе с укреплением органи­зационно-политической модели национального государства обязательный характер, благодаря притязаниям классиков общественных наук на фундаментальность в лучшем смысле этого слова был абсолютизирован в логически неизбежный образ общества вообще. Не признавая никакой дифференциа­ции, такие классики современных общественных наук, как Эмиль Дюркгейм, Макс Веберидаже Карл Маркс, придержи­ваются территориального определения современного обще­ства 1., т. е. национально-государственной модели общества,
1. Smith A. D. Nationalism in Twentieth Century, a. a. 0., S. 191 ff.
поколебленной ныне глобальностью и глобализацией. Когда сегодня повсюду идут разговоры о закате “в духе Шпенглера”, то это, без сомнения, связано и с тем, что общество и социоло­гия застряли в “территориальной ловушке” (Эгнью/Корбридж) отождествления национального государства и общества. Но мир не гибнет, ибо — как сформулировал, противореча самому себе, уже Макс Вебер — свет великих проблем культуры проникает все дальше и ученые вынуждены переосмыслять свои взгляды в новых понятиях и по-новому приспосабливаться к не поддаю­щемуся интеграции многообразию безграничного мира и ори­ентироваться в нем.

Ничто так не может помочь в осознании и объяснении этих важнейших предположений, как разработка и освещение аль­тернатив. Социологию глобализации можно представить себе как собрание слабо связанных друг с другом и друг другу про­тиворечащих диссидентов социологии, построенной на на­ционально-государственном принципе. До сих пор речь — в сравнении с main-stream, главным течением — все еще идет об отклонениях от основной теории, об установках и направ­лениях, а часто всего лишь об обещании исследований, кото­рые возникают в совершенно разных культурных и темати­ческих контекстах (от изучения миграции через интернацио­нальный анализ классов, интернациональную политику, теорию демократии вплоть до cultural theory и социологии большого города), во многом противоречат друг другу, но тем или иным образом пробивают звуковой барьер национально-государственного мышления; причем - это нужно подчерк­нуть — не столько критикой, сколько тем, что выдвигают и разрабатывают мыслительные альтернативы. Иными слова­ми, дискуссию о глобализации, идущую в общественных на­уках, можно понимать и развивать как плодотворный спор о том, какие основные гипотезы и образы социального мира, какие приемы анализа будут в состоянии заменить националь­но-государственную аксиоматику.

Мышление и исследования в ловушке обособленных, по­строенных по национально-государственному принципу об­щественных миров исключают все, что оказывается между этими внутренними и внешними организующими категория­ми. Это межкатегориальное содержание — все амбивалентное, подвижное, мимолетное, одновременно присутствующее здесь и там — раскрывается, во-первых, в рамках исследова­ний миграции в пределах транснациональных социальных про­странств.

Во-вторых, теория мировой системы радикальным образом доводит эту мостовую перспективу до прямо противополож­ной гипотезы, что все социальные действия происходят в од­ном всеохватывающем пространстве — пространстве мировой капиталистической системы, которая ведет к дальнейшему разделению труда и усилению неравенства.

Этот общий взгляд на мировую систему, в-третьих, ставит­ся под сомнение тем, что теоретик политологии Джеймс Ро-зенау называет “двумя мирами всемирной политики”, т. е. представлением, что имеется не одно, а по меньшей мере два конкурирующих друг с другом общества: общество (нацио­нальных) государств и многообразные транснациональные организации, органы, группы, личности, которые создают и развивают паутину социальных отношений.

Во всех названных выше случаях тем или иным образом возникают транснациональные поля действия благодаря тому, что их стремятся создать и поддержать заинтересованные в этом организации. В-четвертых, в теории мирового общества риска место центрального единства, обусловленного целью действия, занимает категория нежелательных побочных по­следствий. Вследствие этого именно глобальные риски (их социальная и политическая конструкция), т. е. различные экологические кризисы (и их определения) порождают неиз­вестные ранее мировые беспорядки и волнения.

В-пятых, в исследованиях представителей cultural theory гипотеза линейности и принцип “или — или”, лежащий в ос­нове национально-государственной аксиоматики, заменя­ются гипотезой “не только, но и”: глобализация и регионализация, связь и фрагментация, централизация и децентра­лизация — вот те движущие силы, которые неотделимы друг

от друга, как две стороны одной медали.

В-шестых, размышления о транснациональном гражданском обществе позволяют увидеть социокультурные процессы, на­копленные знания, конфликты и идентичности, ориентирую­щиеся на “модель единого мира”, на транснациональные соци­альные движения, на глобализацию “снизу”, на новую миро­вую буржуазию. Аксиоматика, отождествляющая модерн с неполитическим обособленным обществом, здесь бессильна. Мировое общество без мирового государства подразумевает об­щество, организованное не на политической основе, общество, в котором для не узаконенных демократическим путем органи­заций появляются новые властные возможности. Это значит, что открывается новое транснациональное пространство для морального и субполитического поведения, что выражается, на­пример, в покупательском бойкоте, а также и в вопросах транс­культурной коммуникации и критики. Далее я намерен кратко охарактеризовать основные идеи этих постнациональных и транснациональных общественных образований и соответствующие приемы их исследования; при этом “логика развития” будет противопоставляться динамике глобализации, и таким образом будет набросана сложная картина общественно-поли­тической дискуссии по проблемам глобализации, включающая ее внутренние противоречия. 2. Транснациональные социальные пространства

Лекарством от абстрактности — в том числе и глобальной — могут служить примеры. Что значит “транснациональное со­циальное пространство”?
а) Африка не континент, а понятие

Как показывает Патриция Аллей-Детмерс в своей работе “Trival Arts”1, Африка — это не четко очерченная географи­ческая величина, не определенное место на земном шаре, а транснациональная идея и ее инсценировка, целенаправленно устраиваемая в разных местах мира — на Карибских островах, в гетто Манхеттена, в южных штатах США, в фавелах (нищен­ских кварталах больших городов) Бразилии, но также и во время крупнейшего европейского бала-маскарада на улицах Лондона. Выбор масок, музыки, костюмов и танцев заранее планируется и моделируется по тематическому сценарию, составленному в двух направлениях: все это заимствуется из культурного и идейного резервуара под названием “Африка” повсюду в мире и в то же время приспосабливается к особен­ностям черных субкультур в предместьях Лондона.

Африке, инсценируемой на улицах Лондона, нет соответ­ствий на всем африканском континенте. Да и откуда этому соответствию взяться? Где искать Африку в прочерченном границами мировом обществе? В руинах, которые оставили после себя колонизаторы? В лицах обитателей больших горо­дов наполовину модернизированной Африки? В африканс­ких четырехзвездочных гостиницах? В организуемых для ту­ристов сафари? В иллюзиях и надеждах на back-to-the roots
1. In: Beck U. (Hg.), Perspektiven der Weltgesellschaft,.
(возвращение к корням) негро-американцев? В книгах об Африке, написанных в западных университетах? Или на Карибских островах с их пестрой культурой? А то и в борь­бе за национальную идентичность в субкультурах черных Британии?

С точки зрения тех, кто планирует танцы и маски для “аф­риканского карнавала” в Ноттингеме, Африка утратила свое географическое место. Африка для них означает некое виде­ние, идею, из которой можно вывести масштабы черной эсте­тики. Это не в последнюю очередь служит определенной цели — обоснованию, учреждению и обновлению африкан­ской национальной идентичности для черных в Великобрита­нии. Эта британская (Анти-)Африка в строгом смысле слова является воображаемым сообществом 1. (“imagined com­munity”). Она направлена на ослабление и уничтожение отчужденности афро-карибских групп в Англии. Следователь­но, Африка “находится” в Ноттингеме.

Но как раз такими парадоксальными и являются отноше­ния в транснациональных “сообществах”. То, что здесь “от­крывается”, а на деле изобретается, часто противоречит образу, который сложился в головах тех самых транснаци­ональных “африканцев”. Большая часть исторической Аф­рики была превращена в рабов и рассеяна по миру. Ее куль­туры были рассеяны и разрушены. Поэтому и те, кого называют “африканцами” (часто так называют их другие), оторвались от этого образа Африки. Более того: для многих “африканцев” их самоидентификация и подлинная Африка — противостоящие друг другу понятия. Они проклинают это свое состояние. Возможно, они выросли в мешанине куль­тур, которые давно утратили свою однозначность, в которых
1. Термин Б. Андерсона. См.: Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., Канон-Пресс-Ц., 2001. - Прим. ред.
эта особенность — быть черным — оценивалась негативно. В итоге получилось нечто парадоксальное: черные на Кариб­ских островах и в городах Великобритании связывают с по­нятием “Африка” не-идентичность, не-прогресс, т. е. бара­банный бой, танцы, суеверия, обнаженных, неграмотных туземцев, постоянную безнадежность.

В этом можно увидеть негативно оцениваемое отражение евроцентристского образа Африки, усвоенного черными в метрополиях западного мира. Но это лишь обостряет вопрос:

что такое “Африка” и где ее место в транснациональном со­циальном пространстве?
б) Американские мексиканцы и мексиканские американцы

Как уже было сказано, транснациональные социальные пространства аннулируют привязку общностей к опреде­ленному месту (имеется в виду привязка, которая мыслит­ся в национально-государственных понятиях). Опробуемый нами образ мышления сводит воедино то, что считается не­соединимым: возможность жить и действовать одновремен­но здесь и там. Лудгер Прис объясняет это на примере изу­чения миграции*.

В мире представлений и в мире политики отдельных об­ществ, организованных по национально-государственному принципу, миграция делится на стадии (поддающиеся раз­дельному изучению на основе причинных связей) и контек­сты отъезда, странствия, прибытия на новое место и интегра­ции (которой может и не произойти). Мыслительные и исследовательские посылки транснациональных социальных пространств, наоборот, допускают возникновение чего-то

* Pries L. Transnationale soyale Raume, in: Zeitschrift fur Soziologie, Jg. 25, Heft 6/1996, S. 456-472; см. также: Beck U. (Hg.), Perspektiven der Weltgesellschaft, a. a. 0.
нового, третьего: социальных взаимосвязей жизни и деятель­ности, для которых приемлемы “здесь и там”, “не только, но и”. Под и между обособленными и упорядоченными ми­рами образуются “социальные ландшафты” (Мартин Олброу), которые связывают место эмиграции и место иммиграции и преображают их.

В работе о транснациональных формах общности, жизни и политической деятельности мексиканцев в Северной Аме­рике и на их родине Лудгер Прис показывает, как осущест­вляется это повседневное наведение мостов между ними. “Для поддержки некоторых общин индейской народности миштеков в Нью-Йорке были организованы специальные комите­ты, которые ставили своей целью, к примеру, прокладку во­допроводов в родных местах или восстановление церквей и деревенских площадей и собирали для этого пожертвования у работающих в Нью-Йорке мигрантов. Во время телефон­ных сеансов связи с ответственными лицами в мексиканских общинах поднимались серьезные вопросы и принимались важные решения. Собранные таким способом в Нью-Йорке средства нередко превосходили расходы на инфраструктуру, выделяемые местными общинами. Важным аспектом и серь­езным аргументом стабильности и стабилизации транснаци­ональных социальный пространств является то обстоятельство, что мексиканский штат осознал не только огромное эконо­мическое, но и политическое значение миграции рабочей силы. Со времени президентских выборов 1988 года стал осо­бенно ясен критический потенциал мексиканских мигриру­ющих рабочих (в большинстве своем голосовавших против правящей ИРП, Институционно-революционной партии), и мексиканское правительство проводит активную и целена­правленную политику установления экономических и куль­турно-политических связей. Бургомистры маленьких мексиканских общин, например, приезжают в Нью-Йорк, чтобы предложить здешним ассоциациям мигрантов проекты инве­стиций в развитие своих деревень. Наряду со спортивными союзами мигрантов в Нью-Йорке посольство активно под­держивает развитие групп с острова Гваделупа, устраивающих в американском мегаполисе культ девы Гваделупской (самой почитаемой национальной святой Мексики). Миграция ра­бочей силы на разных уровнях мексиканской политики во все большей мере рассматривается уже не только как (пассивный) предохранительный клапан для регулирования проблем в сфере занятости, но и как значительный потенциал прироста капитала и человеческих ресурсов для собственного социаль­но-экономического развития. В результате такой политиче­ской ориентации в миграционной системе Мексика — США все активнее создаются институциональные опоры, которые обеспечивают в транснациональных социальных пространствах фланкирующую стабильность... Социоэкономические связи между регионами эмиграции и иммиграции вызваны, одна­ко, не только ностальгией по прошлому (приверженность де­ревенским празднествам) или заботой об оставшемся на ро­дине старшем поколении. В районах проживания индейской народности миштеков, например, развивается экономичес­кая активность, выходящая далеко за пределы чисто истори­ческого характера отношений в сфере миграции. Так, суще­ствует фирма “Пуэбла фуд корпорейшн” и семейный клан, занимающийся в Нью-Йорке сбытом tortillas (лепешек), ко­торый на торговле традиционными мексиканскими продук­тами питания заработал миллионное состояние. Между миш-теками и Нью-Йорком, таким образом, складываются производственные и рыночные структуры, имплицирующие новое измерение cumulativecausation (кумулятивной причин­ной обусловленности): в той мере, в какой динамика мигра­ционных связей заставляет двигаться потоки мигрирующей рабочей силы, растет спрос на специфически мексиканские продукты питания и услуги, которые, в свою очередь, откры­вают новые, обусловленные миграцией шансы получить ра­боту в регионах эмиграции и иммиграции...

Прибывающие в Нью-Йорк в поисках работы иммигран­ты, а также их родственники и знакомые могут рассчитывать, например, на отработанную сеть групп информационной под­держки, специализированных услуг и организаций солидар­ности (адвокатские конторы, комитеты помощи определен­ным этническим группам или регионам и т.д.). Целые кварталы (например, северная часть Амстердам-стрит или neighbourhood, т. е. район, в Квинсе) свидетельствуют об этой ставшей очень стабильной структуре, на которую транснаци­ональные мигранты могут положиться и которая ими же бу­дет воспроизводиться. Есть виды деятельности и социальные группы (состоящие из мексиканцев и американцев), которые существуют только за счет миграции и интересы которых за­ключаются в том, чтобы развивать и совершенствовать транс­национальные социальные пространства. К ним относятся и спортивные союзы, в которых каждое воскресенье встреча­ется часть живущих в Нью-Йорке иммигрантов, в том числе и так называемых indocumentados, т. е. не имеющих вида на жительство и работу. В сезон 1966 года в их собственной фут­больной лиге было заявлено 65 команд...

В США (до сих пор активнее в Калифорнии, чем в Нью-Йорке) образуются политические группировки и организа­ции (например, “Френте индигена оксакена бинасьональ” или журнал “Миштека анью 2000.”), отстаивающие экономичес­кие интересы и права мигрантов. Политический потенциал давления этих групп в США, и прежде всего на мексиканс­кой стороне, нередко превосходит возможности влияния соскорее, “г-локализацию”, т.е. в высшей степени противоре­чивый процесс как в том, что касается его содержания, так и в том, что касается многообразия его последствий. Два самых противоречивых последствия для стратификации мирового общества: глобальное богатство, локальная бедность (Бауман), а также капитализм без труда.

Каждый из этих авторов относит происхождение и послед­ствия глобализационной динамики в первую очередь к одно­му сектору институциональной деятельности: к экономике, технологии, международной политике, экологии, культурам или, соответственно, к мировой индустрии культуры, а также к новому социальному неравенству в мировом масштабе. Из взаимодействия этих перспектив возникает образ плюралис­тической социологии глобализации.
а) Капиталистическая мировая система: Уоллерстайн

Концепция транснациональных социальных пространств является теорией среднего уровня. Она взламывает нацио­нально-государственную точку зрения на общество, заменяя контейнерную теорию общества, представление о мирах, от­деленных друг от друга по национально-государственному принципу, третьими формами жизни, т. е. транснациональ­но интегрированными, пересекающими установленные гра­ницы пространствами социальной деятельности.

Метафора пространства применяется здесь необоснован­но: главным признаком этих пространств является то, что они аннулируют расстояния. Слово “транснациональный” озна­чает, что возникают формы жизни и деятельности, внутрен­няя логика которых объясняется той изобретательностью, с которой люди создают и поддерживают “не признающие рас­стояний” социальные жизненные миры и взаимосвязи дей­ствий. Тем самым перед социологическим исследованием встает вопрос: как стало возможным появление транснацио­нальных жизненных миров, не признающих расстояний и гра­ниц? Каким образом отдельным индивидам, нередко преодо­левающим сопротивление национально-государственной бю­рократии, удается их выстраивать и поддерживать в рабочем состоянии? Идет ли при этом речь о внегосударственных, быть может, даже о внеинституциональных начальных формах транснациональных мировых обществ? Какие ориентации, ресурсы, институции благоприятствуют или мешают этому процессу? Какие политические последствия (дезинтеграция или транснациональная мобилизация) с ними связаны?

Ясно, что в этих транснациональных социальных ланд­шафтах смешивается (часто иллегально) и происходит не­что такое, что торчит бельмом в глазу национально-госу­дарственного контроля и притязаний на порядок. Здесь образуются “нечистые” жизненные миры и взаимосвязи действий. При анализе этих явлений социология должна отказаться от принципа “или — или” и взять на вооруже­ние принцип соположения специфических, поддающихся различению форм жизни.

Уоллерстайн решительно заменяет образ изолированных друг от друга отдельных обществ противоположным образом единой мировой системы, в котором — в едином способе раз­деления труда — вынуждены объединяться и утверждать себя все общества, все правительства, все предприятия, все куль­туры и классы, все домашние хозяйства, все индивиды. Эта единая мировая система, которая задает форму отношений между социальными неравенствами в мировом масштабе, складывается, по Уоллерстайну, вместе с развитием капита­лизма. По своей внутренней логике, считает он, капитализм неизбежно имеет глобальный характер. Возникшая в Европе в XVI веке капиталистическая ди­намика охватывает и кардинальным образом изменяет все новые и новые традиционные “континенты”, простран­ства, ниши социальной жизни. “Весь земной шар внутри этой системы подчиняется правилам обязательного, всеоб­щего разделения труда, которое мы называем капиталис­тической экономикой”1.

Капиталистическая мировая экономика состоит из трех основных элементов. Во-первых, она, образно говоря, охва­чена единым рынком, который работает по принципу макси­мального увеличения прибыли.

Вторым основным элементом является наличие ряда госу­дарственных структур с разной степенью влияния внутри и вне отдельных обществ. Эти государственные структуры слу­жат прежде всего тому, чтобы “препятствовать” “свободно­му” функционированию капиталистического рынка и его попыткам улучшить шансы одной или нескольких групп на получение высоких доходов.

Третий существенный элемент мировой капиталистичес­кой экономики состоит, по Уоллерстайну, в том, чтобы обес­печивать присвоение результатов прибавочного труда в такой системе эксплуатации, которая охватывает не два класса, а три ступени: с центральными пространствами, полупериферией и периферийными странами. (Вопрос о том, какие страны и ре­гионы мира на основании каких критериев относить к этим ступеням, порождает трудноразрешимые историко-эмпирические контроверзы.)

В то время, следовательно, как европейский капитализм после краха восточного блока создает сегодня универсаль-
1. Wallerstein I. Klassenanalyse und Weltsystemanalyse, in: R. Kreckel (Hg.), Soziale Welt, Sonderband 2, Gottingen 1983, S. 303.
ное экономическое пространство — пространство глобального рынка, — человечество распадается на национальные госу­дарства и идентичности со своим собственным пониманием суверенитета и происхождения. Одновременно в мировой си­стеме происходит умножение и обострение конфликтов, ибо эта система порождает не только неслыханные богатства, но и неслыханную бедность. Образцы глобального неравенства создаются в соответствии с принципом тройного деления со­циального пространства на центр, полупериферию и перифе­рию — деления мира, который интегрируется в полную кон­фликтов мировую систему.

Периодически возникающие кризисы ведут, по Уоллер­стайну, к процессам реструктурирования, которые обостря­ют распределение власти и неравенства. Одновременно рас­тет уровень противоречий в рамках мировой системы. Уоллерстайн делает вывод о том, что универсализация и уг­лубление капиталистической логики вызывают сопротивле­ние в мировом масштабе.

В связи с этим он называет антизападную, направлен­ную против современного образа жизни фундаменталистскую реакцию, а также движения в защиту окружающей среды и течения неонационализма. Внутренняя логика ми­ровой капиталистической системы, следовательно, порож­дает как интеграцию мира, так и его распад. На кёстнеровский вопрос о позитивном начале1. Уоллерстайн не находит ответа. Он полагает, что в конце концов нас ждет распад мировой системы.
1 Имеется в виду стихотворение немецкого поэта-сатирика Эриха Кёстнера (1899—1974) “Где же позитивное начало, господин Кёстнер!” (в переводе К. Бога­тырева), которое начинается строфой: “Вы шлете мне письма. И мне это лест-но.//Но в каждом вопрос, как на страшном суде://"Где все хорошее, Эрих Кёст-нер?"//А черт его знает где!” — Прим. перев.
Этот способ аргументации (воспроизведенный здесь толь­ко в крайне упрощенном виде) характеризуется двумя при­знаками: монокаузальностью и сугубо экономическим под­ходом. Глобализация понимается исключительно как институционализация мирового рынка.

Против этого можно выдвинуть по крайней мере три кри­тических возражения. Во-первых, очевидны трудности историко-эмпирического истолкования и верификации этой тео­рии. Во-вторых, глобализация начинается у него с открытия Колумбом Америки и покорения Нового Света, следователь­но, все остальное — лишь историческая спецификация в конце XX века. Это означает, что предлагаемый Уоллерстайном под­ход не позволяет определить исторически новое в трансна­циональных отношениях.

В-третьих, он, вопреки всякой логике, пользуется линейной аргументацией. Поставленный уже Марксом и Энгельсом в Коммунистическом манифесте вопрос о том, не порождает ли мировой рынок незаметно и невольно космополитические кон­фликты и идентичности, им не ставится и не исследуется 1.
б) Постинтернациональная политика: Розенау, Джилпин, Хелд.

С национально-государственным образом мышления по­рывает и Розенау; но не благодаря тому, что на место анархии национальных государств он ставит мировую систему миро­вого рынка, а благодаря различению двух фаз международ­ной политики. Глобализация в системе его взглядов означа­ет, что у человечества за спиной осталось столетие междуна-
1. Теорию мировой системы развил и разработал Фолькер Борншир, см.: Bornschier V./Trezzini В. JenseitsvonDependem-versusModernisierungstheorie: DifferenverungsprozesseinderWelfgeselischaftundihreErklarung, in: Muller H.-P. (Hg.), WeltsyslemundkulturellesErbe, Berlin 1996, S. 53-79.
родной политики, когда национальные государства домини­ровали на международной арене, монополизировали ее. Те­перь начался век постинтернациональной политики, когда национально-государственные органы вынуждены делить глобальную арену и власть с интернациональными органи­зациями, транснациональными концернами и транснацио­нальными социальными и политическими движениями. Эм­пирически это проявляется среди прочего в том, что ряд ин­тернациональных организаций, включая организации неправительственные (такие, как “Гринпис”), достигли не­бывалого влияния, и это влияние, судя по всему, будет воз­растать.

На вопрос о том, не обманчиво ли впечатление, что внешняя политика США идет другими путями, следует другим концеп­циям, американский государственный секретарь по внешнепо­литическим проблемам Тимоти Вирт отвечает: “Изречение "мыслить глобально, действовать локально" на наших глазах становится реальностью. Мы видим, как все большее значение приобретают международные учреждения и решения. Посте­пенно нарастает ощущение, что народами можно управлять не только на чисто национальном уровне, но и через новые интер­национальные институции. Внешнеполитический истеблиш­мент начинает мыслить в иных измерениях, нежели измерения военной и экономической власти, власти пули и доллара. Се­годня возникают глобальные проблемы — охватывающие весь мир программы обеспечения прав человека и оказания помо­щи беженцам, а также обуздание коррупции и предупреждение экологических катастроф. Эта глобальность изменяет наше мышление”.

А на вопрос, какую роль играют в его концепциях граждане и гражданские инициативы, он дал следующий ответ: “Растущее влияние базисных инициатив — второй, наряду с интернационализацией, вызов существовавшей до сих пор политической концепции. Ощущается очень сильная тенденция к децентра­лизации политики. Она возникает уже благодаря одним только новым возможностям коммуникации. Факс и Интернет все больше становятся привычными вещами повседневного пользования. Любой человек может мгновенно связаться с дру­гим человеком в любой точке земного шара, не обращаясь к помощи правительственных каналов или дипломатов”1.

Переход от национального столетия к столетию постнацио­нальному Розенау, в свою очередь, обосновывает, во-первых, интернациональной политической системой и, во-вторых, тем, что моноцентрическая структура власти соперничающих друг с другом государств заменяется полицентрическим распреде­лением власти, в котором конкурирует и кооперируется друг с другом великое множество транснациональных и националь­но-государственных организаций и предприятий.

Таким образом, существуют две арены глобальных обществ: во-первых, это общество государств, в котором правила дип­ломатии и национальной власти по-прежнему играют клю­чевую роль; и во-вторых, это мир транснациональной субполи­тики, в котором задействованы такие разные организации, как мультинациональные концерны, “Гринпис”, “Эмнести интернешнл”, но в то же время Всемирный банк, НАТО, Ев­ропейский Союз и т. д.
Полицентрическая мировая политика

Противоречие между двойным мировым обществом и тео­рией мировой системы очевидно: на место экономически уп­равляемой системы мирового рынка Розенау ставит полицен-
1 WirthT. Polifikstil der Zukunft, in: Die Macht der Mutigen, Spiegel Special, 11/1995, S. 8.
трическую мировую политику, в которой не имеют исключи­тельного права голоса ни капитал, ни национально-государ­ственные правительства, ни Организация Объединенных Наций, ни Всемирный банк, ни “Гринпис”; все они борют­ся за достижение своих целей, правда, с разными шансами на успех.

Переход от национально-государственной политики к по­литике полицентрической возвращает Розенау — в противо­положность Уоллерстайну — к технологическому измерению глобализации и ее внутренней динамики. В своих научно-политических работах он каждый раз приходит к выводу, что плотность и значение интернациональных взаимозависимо­стей обретают новое качество. На вопрос, почему это проис­ходит, он отвечает: благодаря колоссальному и все еще не закончившемуся развитию информационных и комму­никационных технологий. “Именно технология, — аргумен­тирует Розенау, — устранила географические и социальные пространства с помощью сверхзвуковых самолетов, ком­пьютеров, спутников Земли и многих других открытий, ко­торые позволяют сегодня все большему количеству людей, идей и товаров быстрее и увереннее преодолевать время и пространство, чем когда бы то ни было. Резюмируя, можно утверждать, что именно технология усилила взаимозависи­мости между локальными, национальными и интернацио­нальными обществами, причем в масштабах, неведомых ни одной исторической эпохе” 1.

Розенау, таким образом, предлагает комбинацию двух аргументов: появление информационных обществ и об­ществ знания, а также заложенное в них устранение рас­стояний и границ как следствие умножения транснацио-
1. Rosenau J. Turbulance in World Politics, Brighton 1990, S. 17.
нальных учреждений и организаций. Эта неизбежно поли­центрическая мировая политика1 характеризует ситуацию, в которой:

— действуют параллельно, сотрудничают или противобор­ствуют такие транснациональные организации, как Всемир­ный банк, католическая церковь, Международное объеди­нение социологов, “Макдоналдс”, “Фольксваген”, наркокартели, итальянская мафия, а также новый Интернационал неправительственных организаций;

— политическую повестку дня определяют такие трансна­циональные проблемы, как изменение климата, наркотики, СПИД, этнические конфликты, финансовые кризисы;

— к волнениям в разных странах и на разных континентах приводят благодаря спутниковой телекоммуникации такие транснациональные события, как первенство мира по футбо­лу, война в Персидском заливе, предвыборная борьба в Аме­рике или романы Салмана Рушди;

— возникают транснациональные “общности”, основан­ные, например, на религии (ислам), на знании (эксперты), на стилях жизни (поп, экология), на родстве (семьи), на по­литической ориентации (движение за сохранение окружаю­щей среды, потребительский бойкот и т. д.) и

— такие транснациональные структуры, как формы трудо­вой и производственной кооперации, банки, финансовые потоки, научные технологии на всем пространстве земного шара создают и стабилизируют деловые и кризисные взаимо­связи.

Напротив, понимание глобализации Джилпином характе­ризуется, во-первых, скептическим отношением к любой ри­торике обновления; во-вторых, он занимает позицию, близ-
1. Подробнее об этом см.: McGrew. AGlobalSociety?
кую к ортодоксальной точке зрения на международную по­литику и, так сказать, аргументирует, исходя из внутренней логики этой позиции. В то же время и Джилпин видит, что национальные государства сегодня больше, чем когда-либо, привязаны, если не сказать прикованы, друг к другу, и в буду­щем эти связи только усилятся. В противоположность Уоллерстайну и Розенау он, однако, подчеркивает, что глобали­зация возникает только при определенных условиях в международной политике, что она является продуктом “пермиссивного” глобального порядка, т. е. такого порядка меж­ду государствами, который позволяет создавать, развивать и поддерживать сеть взаимосвязей и взаимозависимостей за рамками национально-государственных авторитетов и меж­ду этими авторитетами.

Глобализация, понимаемая как экспансия транснацио­нальных пространств и организаций, при таком понимании остается, как это ни парадоксально, зависимой от националь­но-государственного авторитета, точнее, от гегемониальной власти. Предпосылкой для глобализации является, так ска­зать, молчаливое разрешение со стороны национально-госу­дарственной власти. Открытость, пермиссивность, необхо­димая для того, чтобы обеспечить развитие мирового рынка, мировых церквей, международных концернов и многочислен­ных неправительственных организаций, считает Джилпин, может существовать и процветать только под сенью соответ­ственной государственной концентрации власти.

С этой точки зрения, защищающей примат политики на­ционального государства по отношению к другим органам, глобализация остается случайной, т. е. уязвимой; а именно в том смысле, что возникновение и развитие транснациональ­ных социальных пространств и акторов предполагает гегемониальную структуру власти и интернациональный политический режим. Только это гарантирует в случае необходимости открытость миропорядка.

“Моя позиция состоит в следующем: чтобы поддерживать существование либерального международного рыночного строя, необходим гегемон... Исторический опыт учит, что там, где эта либеральная и одновременно доминантная власть отсут­ствовала, развитие интернациональных рыночных и коопера­тивных отношений чрезвычайно затруднялось или оказывалось невозможным по одной простой причине: все было чревато кон­фликтами. Развитие рынка и его интегрирование в глобальную сеть было бы невозможным без обеспечивающей это развитие и способствующей ему либеральной гегемониальной власти”1.
Расчлененный, скованный суверенитет

Теории гегемониальной структуры власти как условия гло­бализации может и должно быть противопоставлено то, что лежащее в ее основе понятие политического суверенитета ус­таревает в ходе глобализации. Это аргумент Дэвида Хелда. Он показывает, как национально-государственная политика благодаря международным соглашениям, интернационализа­ции процессов принятия политических решений, благодаря растущим зависимостям в обеспечении безопасности (вклю­чая далеко зашедшую интернационализацию производства вооружений), а также благодаря международному обращению товаров и разделению труда теряет то, что составляет ядро ее власти, — свой суверенитет.

В ходе глобализации, пишет Хелд, “возникает сложное рас­пределение условий и сил, которое постоянно ограничивает
1. GilpinR. The Political Economy of International Relations, Princeton 1987, S. 88und

85.
свободу действий правительств и государств, ставя пределы их собственной внутренней политике, трансформируя усло­вия принятия политических решений, радикально изменяя институциональные и организационные предпосылки и кон­тексты национальной политики; меняются установленные законом рамочные условия административной и политичес­кой деятельности, в том смысле, что теперь уже едва ли воз­можны ответственность и вменяемость последствий нацио­нально-государственной политики. Если представить себе хотя бы только эти последствия глобализации, то можно счи­тать оправданным утверждение, что дееспособность госу­дарств в постоянно усложняющемся международном окруже­нии урезает как государственную автономию (в некоторых сферах радикально), так и государственный суверенитет. Любая теория национального суверенитета, которая понимает суверенитет как неустранимую и неделимую форму обще­ственной власти и силы, строится на недооценке сложности ситуации. Суверенитет сегодня следует понимать и изучать как расчлененную власть, расчлененную между целым рядом национальных, региональных и интернациональных акторов и являющуюся — по причине этой имманентной множествен­ности — ограниченной и скованной” 1.
в) Мировое общество риска: экологическая глобализация как принудительная политизация

Если задаться вопросом, какой политический опыт связан с экологическим восприятием кризиса, то наверняка можно натолкнуться на многие ответы, в том числе и на следующий:
1. Held D. Demokratie, Nationalstaat und die globale Weltordnung, in: Beck U. (Hg.), Politik der Globalisierung, a. a. 0.
речь идет о цивилизационном саморазрушении, в котором ви­новаты не Бог, не боги или природа, а человеческие решения и промышленные успехи, которое порождается самими ци-вилизационными притязаниями на формы выражения и кон­троля. Другой стороной этого опыта является хрупкость ци­вилизации, которая — если взглянуть на ситуацию с полити­ческой точки зрения — способна порождать общую судьбу. Слово “судьба” употреблено здесь к месту в той мере, в какой все мы можем столкнуться с последствиями научно-промыш­ленных решений; это же слово окажется лишенным смысла, если иметь в виду, что грозящие нам опасности являются ре­зультатом решений, принятых людьми.

Таким образом, экологический шок способствует созда­нию точно такого же опыта, какой политологи соотносили с насилием во время войн. Правда, с одной характерной особенностью. Общность национальной истории всегда со­хранялась благодаря диалектическому соотношению образов врага. Кризисное экологическое сознание в состоянии пани­ки и истерии тоже может обернуться взрывом насилия по отношению к определенным группам людей и к их делам. Но в то же время впервые появляется возможность осознать общность судьбы, которая - довольно парадоксальным об­разом — вследствие беспредельности возникающей угрозы пробуждает повседневное космополитическое сознание и, ве­роятно, даже делает несущественной разницу между челове­ком, животным и растением: общество возникает в борьбе с опасностями; в борьбе с глобальными опасностями создает­ся глобальное общество; но не только это дает повод гово­рить о мировом обществе риска1.
1. См. об этом: Beck U. Risikogesellschaft, a.a.O; Beck U., Gegengifte: Die organisierte Unverantwortlichkeit, Frankfurt/M. 1988.
То, как постнациональная социальная действительность воспринимается и рассматривается названными выше авто­рами, при всех разногласиях между ними, в существенном моменте совпадает: все они исходят из того, что и транснаци­ональные социальные пространства возникают только вслед­ствие интенционального действия; или, другими словами, предполагают наличие обусловленных определенной целью действующих лиц и институций. Это предположение опро­вергается теорией мирового общества риска, которая говорит о невозможности дальнейшей экстернализации побочных по­следствий и опасностей, являющихся следствием высокораз­витых индустриальных обществ. Будучи конфликтами рис­ка, они ставят под сомнение всю институциональную структуру. Благодаря этому возникает понимание, что транснациональные социальные пространства могут зага­дочным, чреватым многочисленными конфликтами образом создаваться “за спиной людей” как следствие нежелательных, оспариваемых, вытесняемых угроз.

На это можно было бы возразить, что осознаваться должны и непреднамеренные последствия, если от них ждут воздей­ствия на политику. Отрицать этого нельзя. Но политико-эко­номические и культурные проблемы мирового общества риска можно понять лишь в том случае, если признать, что публич­но обсуждаемые опасности представляют собой своего рода “негативную валюту”. Это деньги, которые никому не нуж­ны, но они проникают повсюду, требуют к себе внимания, вводят в заблуждение, подрывают устои, ставят на голову то, что, казалось бы, прочно стояло на ногах.

Обратимся к недавней трагикомедии, произошедшей в ре­альной действительности, — к истории с коровьим бешен­ством в Европе, точнее, к одному из аспектов этой истории. Кто летом 1997 года заглядывал в меню в одном из ресторанов верхнебаварской провинции, защищенной от болезни, как утверждают, британского происхождения многими гра­ницами и обещанием политических гарантий, тот задержи­вался взглядом на фотографии улыбающегося крестьянина, живущего в полном согласии со своими коровами и своими детьми. Эта фотография и намек, что бифштекс, который вы собираетесь заказать, приготовлен из мяса изображенных на снимке коров, должны восстановить доверие, разрушенное идущими отовсюду сообщениями о якобы британском про­исхождении этой болезни.

Существует три вида глобальных опасностей 1.: во-первых, это конфликты, связанные с “пороками”, которые являются обратной стороной “выгод”, т. е. вызванные стремлением к обогащению технико-индустриальные угрозы (такие, как озо­новые дыры, парниковый эффект, а также непредвиденные, не принимаемые в расчет последствия генной инженерии и ретрансплантационной медицины).

Во-вторых, это разрушение окружающей среды и технико-индустриальные опасности, обусловленные бедностью. Комис­сия Брундтланд впервые указала на то, что разрушение окру­жающей среды — не только следствие развивающегося модерна; напротив, существует тесная связь между бедностью и разрушением экологии. “Неравенство — важнейшая пробле­ма окружающей среды на планете; одновременно оно и важ­нейшая проблема развивающихся стран”2. Комплексный ана­лиз условий жизни населения, сокращения генетических и энергетических ресурсов, функционирования промышленно­сти, питания и расселения людей со всей очевидностью по

1. Подробнее об этом см.: Beck U. Weltrisikogesellschaft, in: Jaeger Carlo С. (Hg.), Umweltsoyologie, SonderheftderKolnerZeitschriftfurSovologieundSozialpsychologie, Opiaden 1996, S. 119-147.

2 United Nations 1987, S. 6.
казывает, что все это тесно взаимосвязано и не может рассмат­риваться вне зависимости друг от друга.

“Однако между разрушением окружающей среды в резуль­тате роста благосостояния и разрушением окружающей сре­ды в результате распространения бедности, — пишет Миха-эль Цюрн, — есть существенная разница: если многие экологические угрозы, вызванные стремлением к обогаще­нию, являются результатом экстернализации издержек про­изводства, то применительно к разрушению окружающей сре­ды, обусловленному бедностью, речь идет о саморазрушении бедных с побочными последствиями и для богатых. Другими словами: разрушение окружающей среды, вызванное тягой к обогащению, распределяется по планете равномерно, в то время как обусловленные бедностью разрушения накаплива­ются в первую очередь на местах и приобретают интернацио­нальный характер только в форме побочных эффектов, про­являющихся в среднесрочном режиме” 1..

Наиболее известным примером данного явления служит вырубка тропических лесов (сегодня ежегодно вырубается 17 миллионов гектаров джунглей); к другим примерам от­носятся ядовитые отходы (в том числе импортируемые) и устаревшие крупные технологии (например, химической и атомной промышленности), в будущем к ним добавятся генная индустрия, а также исследовательские лаборатории” занимающиеся генной инженерией и генетикой человека. Эти угрозы появляются в контексте начинающихся и прекращающихся процессов модернизации. Набирает силу промышленность, обладающая технологическим по­тенциалом разрушения окружающей среды и жизни, тогда
1. См. об этом: Zurn M. Globule Gefahrdungen und Internationale Kooperation, in: Der Burger imStaat, 45/1995, S. 51. Из этого труда позаимствованы идеи и данные на­стоящей типологии.
как страны, где расположены соответствующие предприя­тия, не располагают институциональными и политиче­скими средствами для предотвращения возможных раз­рушений.

Применительно к угрозам, вызванным богатством и бед­ностью, речь идет о “нормальных опасностях”, которые чаще всего возникают в результате отсутствия (в данной стране) или использования непродуманных мер обеспечения безопасно­сти и таким образом распространяются по всему миру. В-тре­тьих, угроза применения оружия массового уничтожения (атомного, биологического и химического), напротив, связа­на с чрезвычайным положением во время войны (в отличие от исходящей от этого оружия потенциальной угрозы). Опас­ность регионального или глобального самоуничтожения ядер­ным, химическим или биологическим оружием не устранена и после прекращения конфронтации между Востоком и За­падом, скорее, она вырвалась из-под контроля сверхдержав, попавших в “патовую атомную ситуацию”.

К опасностям военно-государственной конфронтации до­бавляются опасности (надвигающегося) фундаменталистского терроризма и терроризма частных лиц. И совсем нельзя исключать того, что в будущем новым источником опаснос­ти станет не только военно-государственное, но и частное владение оружием массового уничтожения и сложившийся на этой основе (политический) потенциал угроз.

Различные глобальные очаги опасности будут дополнять друг друга и обостряться; это означает, что в связи с взаимо­действием между разрушением экологии, войнами и послед­ствиями прерванной модернизации встанет вопрос, в какой мере экологические разрушения способствуют разжиганию военных конфликтов — будь то вооруженные стычки из-за жизненно необходимых ресурсов (вода) или призывы эколо­гических фундаменталистов на Западе к применению воен­ной силы, чтобы предотвратить разрушение окружающей сре­ды (сходные, например, с требованиями прекратить вырубку тропических лесов)?

Нетрудно себе представить, что страна, живущая в расту­щей нищете, будет эксплуатировать окружающую среду до последнего. В отчаянии (или с целью политического прикры­тия отчаяния) она может попытаться силой оружия захватить чужие ресурсы, необходимые для выживания. Экологические разрушения (например, наводнение в Бангладеш) могут вы­звать массовый исход жителей, который тоже в состоянии привести к военным конфликтам. Воюющие страны на гра­ни поражения также могут прибегнуть к “последнему сред­ству” — уничтожению своих и чужих атомных и химических предприятий, чтобы создать угрозу уничтожения для пригра­ничных районов и крупных городов. Фантазии, конструиру­ющей чудовищные сценарии взаимодействия различных ис­точников опасности, нет предела. Цюрн говорит о “спирали разрушения”, последствия которой можно приплюсовать к тому великому кризису, в который вливаются все другие кри­зисные явления.

Именно это имеет в виду диагноз мирового общества рис­ка: перечисленные выше глобальные угрозы делают шаткой несущую конструкцию традиционных расчетов безопаснос­ти; вредные последствия утрачивают пространственно-вре­менные границы, обретают устойчивый глобальный характер; ответственность за причиненный ущерб уже нельзя возложить на определенные инстанции — принцип причинно-следствен­ной связи теряет остроту различения, ущерб больше невоз­можно компенсировать из финансовых источников, бессмыс­ленно искать спасения от последствий наихудшего варианта глобальной спирали уничтожения. Стало быть, не существует и планов выживания, если такой наихудший вариант ста­нет реальностью.

Уже из этого ясно, что не существует глобальных опасно­стей как таковых, что они, скорее, перемешаны и до неузна­ваемости нагружены социальными, этническими и нацио­нальными конфликтами, которые с особой силой обрушились на мир после завершения конфронтации между Востоком и Западом. Так, в постсоветских республиках безжалостный диагноз разрушения окружающей среды сочетается с поли­тической критикой имперского использования природных ресурсов. Защита “своей земли” в этом смысле сопряжена с притязаниями на использование природных ресурсов и с пра­вом на национальный суверенитет.

Дискуссия о мировом обществе риска тоже может привес­ти к чрезмерно высокой оценке относительной самостоятель­ности экологических кризисов и приведению их к монокау­зальному и одномерному знаменателю глобального общества. В противоположность этому следует подчеркивать специфи­ку недобровольной политизации всех общественных сфер дей­ствия из-за конфликтов риска.

Осознанные опасности, по-видимому, разрушают автома­тизм принятия общественных решений за плотно закрыты­ми дверьми. То, что втайне от общественности обсуждалось и принималось менеджерами и учеными, должно теперь полу­чать свое оправдание с учетом последствий в острых публич­ных дискуссиях. Там, где конкретные законы развития рань­ше вступали в силу как бы сами по себе, теперь появляются ответственные лица, которые под давлением общественности могут признать свои ошибки и назвать упущенные альтерна­тивы. Подводя итог сказанному, можно утверждать, что со­здающая опасности технократия невольно производит про­тивоядие от собственных, пущенных на самотек дел: опас­ности, которые вопреки утверждениям ответственных лиц, что у них все под контролем, осознаются общественностью, открывают простор для политического действия 1..
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта