Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья

  • 1.1.1. Первый этап - античность.

  • Основная образовательная программа Психология развития и образования


    Скачать 1.51 Mb.
    НазваниеОсновная образовательная программа Психология развития и образования
    Дата15.05.2022
    Размер1.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVypuskanaya_rabota__Magistratura__Berenyova_YUA.docx
    ТипОсновная образовательная программа
    #529705
    страница2 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



    АННОТАЦИЯ 2

    ВВЕДЕНИЕ 6

    Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья 13

    1.1.1. Первый этап - античность. 15

    1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.). 32

    1.1.4. Четвёртый период - от обучения отдельных категорий аномальных детей к дифференцированной системе специального образования (нач. XX в. - 70-е гг.). 39

    1.1.5. Пятый период – от изоляции к интеграции (70-е гг. ХX в. - ?). 43

    1.2 Характеристика психологических барьеров общения. 49

    1.3 Роль эмпатии, осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ и наличие опыта взаимодействия в формировании психологических барьеров. 59

    Выводы к первой главе 69

    ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 73

    2.1.Планирование исследования 73

    2.2 Характеристика групп испытуемых 76

    2.3 Методы исследования 77

    2.4 Методы статистической обработки результатов исследования 89

    ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование особенностей психологических барьеров общения здоровых школьников 89

    3.1 Общая характеристика отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. 89

    3.2 Характеристика уровней психологических барьеров, эмпатии, осведомлённости и опыта взаимодействия. 92

    3.3 Взаимосвязь показателей уровня психологических барьеров и уровня эмпатии, осведомлённости, опыта взаимодействия. 100

    ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 103

    ВЫВОДЫ 108

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 112

    ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкета для изучения отношения к детям-инвалидам (Ф. Э. Шереги) 119

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Стандарты по опроснику "Шкала эмоционального отклика" (А. Меграбян и Н. Эпштейн). 123

    ПРИЛОЖЕНИЕ В. Стандарты по методике «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского). 124

    ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Опросник «Субъективная оценка межличностных отношений» (С. В. Духновского). 125

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении» (В.А. Лабунской) 127


    ВВЕДЕНИЕ

    Процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на протяжении многих веков и по сей день носит сложный и противоречивый характер. Трудности, с которыми сталкиваются в процессе социализации общество без отклонений в развитии и люди с ограниченными возможностями здоровья в периоды модернизации и обновления общественного строя обостряются.

    Интеграция является наиболее эффективной моделью для социализации. В таком положении на первый план выступают проблемы интеграции детей с ОВЗ в общество здоровых людей, создание для них без барьерной среды, а также адаптация здоровых детей к детям с ОВЗ.

    Успех социальной интеграции людей с ограниченными возможностями зависит не только от особенностей развития личности с ОВЗ, но и от окружающего социума и принятия таких людей как полноценных членов общества. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что люди без отклонений в развитии имеют ряд психологических проблем, связанных с непринятием таких людей, с негативным отношением к ним, которые препятствуют продуктивному общению и тем самым негативно влияют на процессы интеграции.

    Актуальность исследования. На сегодняшний день, политика Российской федерации направленна на создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в различные социальные институты. Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года. Согласно законодательству, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [88].

    Вместе с тем, по оценкам ЮНЕСКО, в России около 2 миллионов детей нуждаются в специальном образовательном подходе [61], а по данным Министерства здравоохранения, количество больных детей в России ежегодно увеличивается на 4–5% [34]. По результатам исследований Л.М. Шипициной распространённость такого диагноза как ЗПР – задержка психического развития, среди детского населения (как самостоятельной группы состояний) составляет 1,2 и 8–10% в общей структуре психической болезненности [91]. А с 1990 по 2003 год зарегистрирован пятикратный рост числа детей с ЗПР, обучающихся в специальных классах общеобразовательных школ [91]. На сегодняшний день дети с ЗПР являются наиболее многочисленной группой, которые обучаются в общеобразовательных школах с детьми с нормой психического развития. И уже пятый год инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу.

    Создание благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ является важной и одновременно сложной задачей, которая стоит перед обществом. В настоящее время необходимым условием успешной инклюзии признается готовность общества к психологическому принятию в качестве равноценных личностей, достойных уважения и равноправного общения. Общение является важнейшим компонентом социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    На сегодняшний день существует не малое количество информации, посвящённой проблемам взаимодействия ребёнка с ОВЗ с различными группами населения. Освещаются трудности формирования отношения в семьях, в частности разработки в области благоприятных отношений родителей к детям с задержкой психического развития (ЗПР). Влияние родительского отношения на развитие ребёнка изучали: A. А. Бодалев, А. Я. Варга, И.В. Добряков, В.И. Захаров, М.И. Лисина, Е.М. Мастюкова, В.М. Минияров, И.М. Никольская, С.Н. Сорокоумова, B.В. Столин, В.В. Ткачёва, У.В. Ульенкова, Э.Г. Эйдемиллер, Е.В. Милюкова, Л.А. Пастухова. Исследуются проблемы формирования эмпатичного и толерантного отношения специалистов - психологов, педагогов, врачей к детям с ОВЗ (Лыкова И.А., Буренина А.И., Борякова Н. Ю., Кувалдина Е.А., Перевалова Н.Е., Черкасова С. А., Бородина В. А.). Изучаются психологические и социальные трудности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ (А.И. Мещеряков, М.С. Певзнер, Т.В. Розанова, И.А. Соколянский, Т.А. Басилова, М.Г. Блюмина, Г.П. Бертынь, Л.А. Головчиц, И.Ю. Левченко, Р. Блаха, М. Затта, Д. Лолли, Б. МакЛетчи).

    Но без достаточного освещения проблем общения, с которыми сталкиваются здоровые сверстники по отношению к детям с ОВЗ, картина становится не полной. К сожалению, исследований, которые изучают данную тему крайне невелико.

    Несомненно, есть работы, посвящённые изучению отношений и взаимодействий здоровых детей со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья (C.B. Алехина, Л.H. Давыдова, Ю.М. Забродин, Э.И. Леонгард, Д.М. Маллаев, H.H. Малофеев. H.H. Назарова, JI.M. Шипицына, Н.Д. Шматко), но в большинстве своём они делают акцент на исследование проблем инклюзивного образования, а вопросы о причинах появления психологических барьеров у школьников с нормой в развитии недостаточно раскрыты. Именно этим и обусловлена наша актуальность. Изучение особенностей психологических барьеров общения, с которыми сталкиваются здоровые дети при взаимодействии с детьми с ОВЗ, в значительной мере поспособствует созданию благоприятных условий для интеграции людей с ОВЗ.

    В отечественной и зарубежной психологии существуют сведения, экспериментальные факты о наличии свойств и характеристик личности, которые являются внутренними, субъективными условиями, приводящими к объективным затруднениям в общении, к появлению психологических барьеров общения у любых участников взаимодействия, как у людей с нормой в развитии, так и у людей с нарушениями в развитии (A.A. Бодалев, 1982; В.Н. Куницына, 1995; Л.А. Петровская, 1989; Э. Фромм, 1991; К. Хории, 1993; N. Couplandetal., 1992; N.M. Henley et al., 1992 и др.).

    Теоретический анализ подходов к рассмотрению взаимосвязей между социальными способностями и системой отношений личности показал, что центральным предметом изучения выступает такая способность личности как эмпатия и спектр позитивных - негативных отношений к другому (A.A. Бодалев, 1975; А.К. Бохарт, 1993; Т.П. Гаврилова, 1979,1981; II.С. Курск, 1996, 1997; Д. Майерс, 1996; И.М. Юсупов, 1995; G. Barrett-Lennard, 1993; S.R. Deitz et al, 1982; N. Eisenberg, 1988; D.A. Houston, 1990; D. Lisak et al 1995; M.V. Redmond, 1989; D. Richardson, 1993 и др.). Отношения, включающие симпатию, доверие, принятие, эмоциональную близость, поддержку, уважение к другому и т.д., выступают определяющим фактором, способствующим развитию и проявлению эмпатии.

    Таким образом, анализ подходов к трактовке взаимосвязей между системой отношений и эмпатией личности свидетельствует о том, что система отношений к другому определяется особенностью проявления эмпатии к нему, и, следовательно, мы можем предположить, что недостаточный уровень развития эмпатии у человека может привести к возникновению у него психологических барьеров по отношению к другому человеку.

    Вместе с тем, важными факторами в формировании принимающего отношения являются наличие опыта взаимодействия с людьми с ОВЗ в повседневной жизни и осведомлённость об их особенностях (Н.А. Коростелева, А. М. Краснов, В.В. Леонов, А. В. Иванов, О.Н. Турукина, М. Д. Коновалова, Л. М. Шипицына и др.). Исследователи указывают на то, что при отсутствии опыта общения и недостаточной осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ, эти факторы на ряду с эмпатией оказывают влияние на возникновение затруднений в общения, на возникновение психологический барьеров общения.

    Цель исследования: изучить характеристики психологических барьеров общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов, которые возникают при общении с детьми с ЗПР.

    Объект исследования: школьники 9-го, 10-го и 10-го классов средней общеобразовательной школы Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

    Предмет исследования: психологические барьеры общения здоровых школьников 9-го, 10-го и 11-го классов по отношению к детям с ЗПР.

    Гипотеза исследования: опираясь на концептуальную основу исследования, мы можем предположить, что одними из значимых факторов, которые тесно взаимосвязаны с возникновением психологических барьеров общения являются недостаточно развитая способность к эмпатии, низкий уровень информированность об особенностях людей с ОВЗ и отсутствие опыта взаимодействия с такими людьми.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

    1.Раскрыть характеристики психологических барьеров общения.

    2.Оценить отношение детей с нормативным психическим развитием (НПР) к детям с задержкой психического развития (ЗПР) и выявить наличие психологических барьеров общения.

    3.Изучить уровень эмпатии у школьников с НПР.

    4.Определить наличие опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ у школьников с НПР.

    5.Оценить уровень осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ у школьников с НПР.

    Методологическими и теоретическими предпосылками исследования явились концепция субъекта деятельности и общения, положение об отношениях к другому как целостному, устойчивому личностному образованию (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, СЛ. Рубипштейн, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.); представление о динамичности - устойчивости факторов затрудненного общения, об их объективно - субъективной природе (A.A. Бодалев, В.Н. Куницына, В.А. Лабупская, Л.А. Петровская).

    Методы исследования: эмпирические (анкетирование, тестирование, опрос); статистические (математическая обработка полученных результатов, корреляционный анализ).

    Методики, используемые в исследовании:

    Для исследования структуры затруднённых межличностных отношений участников исследования была использована методика «Субъективная оценка межличностных отношений» С. В. Духновского. Для исследования эмоциональной составляющей эмпатии и таких ее параметров, как 1) уровень выраженности способности к эмоциональному отклику па переживания другого и 2) степень соответствия - несоответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии была использована "Шкала эмоционального отклика" по А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для изучения уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении была использована методика «Диагностика уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В.А. Лабунской. Для анализа личностного опыта взаимодействия с детьми с ОВЗ и для изучения осведомлённости об особенностях людей с ОВЗ использовалась анкета для изучения отношения к детям-инвалидам Ф. Э. Шереги.

    Объект исследования.

    В исследовании приняли участие 75 школьников. Методом рандомизации было отобрано по 25 человек с 9-го, 10-го и 11-го класса. Возрастной состав от 14 до 17 лет.

    Научная новизна данной работы состоит в постановке проблемы психологических барьеров общения проявляющихся в отношении здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. В данном исследовании предпринята попытка выявления взаимосвязей между психологическими барьерами общения и такими факторами как – способность к эмпатии, уровень осведомлённости об особенностях людей с ограниченными возможностями здоровья и опыт взаимодействия с такими людьми.

    Теоретическая и практическая значимость.

    Проведенное исследование углубляет и расширяет существующие представления о психологический барьерах общения здоровых детей в отношении взаимодействия с детьми с ОВЗ.

    Данные о взаимодействии детей без отклонений в развитии и детей с ОВЗ дополняют информацию о психологических барьерах общения, которые возникают при инклюзивном образовании.

    Разработаны рекомендаций для успешного взаимодействия здоровых детей с детьми с ОВЗ, а также рекомендации по преодолению психологических барьеров общения.

    Глава 1. Теоретический обзор проблемы отношения здоровых людей к людям с ограниченными возможностями здоровья

    Эволюция отношения общества к людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Минуя исторические вехи своего развития, социум по-разному относился к тем, кто имел те или иные отклонения в развитии (далее будут использованы термины «лицо с ограниченными возможностями здоровья», «лицо с ОВЗ», «инвалид»).То или иное общество по разному относилось к человеку с ОВЗ, характер отношений в совокупности зависел от различных факторов, в том числе от политических взглядов, экономического положения, философских воззрении, нравственных ориентиров общества, субкультурных представлений, стереотипов а также от уровня развития здравоохранения, просвещения, науки и культуры.

    Так американский учёный исследовавший философские, исторические и законодательные перспективы для инвалидов и членов их семей Дж. Ньюман говорит о том, что «отношение к людям с нарушениями и социальная политика по отношению к ним формируются в результате исторических процессов» [Newman, 1991, с. 5]. Автор подчёркивает, что «эти процессы направляются философскими понятиями утилитаризма, гуманизма и прав человека. Эти понятия были частью западной культуры с древних времен и продолжают формировать ее политику и общественную мораль и в наше время» [Newman, 1991, с. 5].

    Специалист в области специального образования Малофеев Николай Николаевич отмечает, что исследование изменений в отношении государства и общества к людям с ограниченными возможностями здоровья от античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие периоды эволюции, которые характеризуются как путь общества от ненависти и агрессии до терпимости, партнерства и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [59]. Таких этапов можно выделить пять, рассмотрим их более подробно.
    1.1.1. Первый этап - античность.

    Этот период в целом характеризуется переходом от отторжения, агрессивного и нетерпимого отношения социума к лицам с отклонениями в развитии к первому осознанному пониманию, что таким людям необходима помощь (IX - VIII вв. до н.э. - XII в.).

    Узнать истинную численность людей с ограниченными возможностями в эпоху античности, представляется вряд ли возможным. Документов, в которых бы описывалась перепись или же учёт таких людей, крайне сложно найти. Более того, вплоть до XVIII столетия дифференциация была только на три категории: сумасшедшие, слепые и глухие (глухонемых). В то время даже образованные люди не делали различий между людьми с физическими недостатками (глухие, карлики, калеки) и теми, кто имел нарушения в интеллектуальной сфере или же психической. Однако исходя из литературных источников древнего мира (Аристотель; Геродот; Ксенофонт; Тит Ливии; Плутарх; Сенека; Корнелий Тацит, Ebers и др.) мы можем предположить, что число лиц с отклонениями в развитии было ничуть не меньше, если даже не в значительной степени больше, чем на сегодняшний день. Даже не взирая на многочисленность людей с отклонениями в развитии, общество воспринимало их как неполноценное меньшинство. Существовало не только предубеждение, что инвалид не ценен для общества, поскольку не мог участвовать в социальной жизни, но и у здорового человека существовал мистический страх по отношению к таким людям [58]. Для такого отношения существовали определённые культурные предпосылки.

    В античный период ни человеческая жизнь, конкретного человека, ни тем более жизнь конкретного ребёнка не представлялась важной для государства. Греческая и римская культуры были уверены в том, что обеспечить жизнеспособность государства можно только физической силой его граждан и поклонялись культу военного искусства, совершенство физического здоровья и тела [59].

    Так, опекая силу государства, правительство на уровне законодательства, говорило о необходимости выявления физически неполноценных детей в момент рождения и отделение их от здоровых. В одних случаях, дети с дефектами уничтожались, в других - оставлялись на произвол судьбы. Древнегреческий философ Плутарх (ок. 46 — ок. 127) в его «Жизнеописания» повествует о том, что воспитание ребенка не зависело от воли отца. Новорождённого приносили к старейшинам, которые осматривали его и выносили вердикт. Если младенец был крепким и здоровым его отдавали отцу, а если он оказывался слабым или дефектами, то его кидали - в пропасть возле Тайгета. Жизнь новорожденного, по их мнению, была бесполезна как государству, так и семье [75].

    Также утверждал римский философ и государственный деятель Луций Анней Сенека (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.) «Мы убиваем уродов и топим детей, которые рождаются на свет хилыми и обезображенными. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять негодное от здорового» [31]. Взгляды Сенеке характерны для гражданина военного государства. С точки зрения Римской империи ребенок с отклонениями в развитии, даже высшего сословия, был неполноценным, ненужным и отягощал государство.

    Однако, подобные обычаи не всегда исполнялись неукоснительно. В некоторых литературных источниках есть упоминания о больных, изувеченных и внебрачных детях, которых могли бы оставить на произвол судьбы, но с ними поступали иначе [59]. По прошествии времени в Риме и Греции появляются ограничения на детоубийство. К третьему столетию, если семья оставила на произвол судьбы своё дитя, то такой поступок уже считался равнозначным убийству.

    По предположению Э. Гиббона, большое число подкидышей спасли первохристиане, которые крестили найденышей, воспитывали и заботились о них [96]. Нужно отметить, что именно благодаря христианству появился иной взгляд на людей с отклонениями в развитии.

    В эпоху правления древнеримского политического деятеля Октавиана Августа (63 до н.э. - 14 н.э.), рождается совершенно иное мироощущение и жизнепонимание - возникает христианство. Новая религия радикально произвела переоценку всех ценностей и изменила мораль. Если древние греки считали здоровье и физическую силу одним из наивысших благ, то христиане оценивали их как суету, как нечто незначительное. Идеал воплощавший мужество, смелость, дерзание, сменяет образ смирения, погружения души в Бога, отказ от собственного «Я» [82]. Изменения проходили трудно и на них потребовалось много лет.

    К сожалению, нравственные уроки милосердия к людям с особенностями плохо усваивались как обычными жителями, так и влиятельными политическими фигурами (императорами, удельными князьями, епископами, представителями городских властей) средневековья. В целом, большинство населения Европы занимало недоброжелательную позицию по отношению к инвалидам. Причиной тому служили предрассудки и отсутствие научных данных о причинах тех или иных недугов. Население было убеждено в сверхъестественной природе сумасшествия, глухоты, врожденных уродств. Ранние христиане считали описываемые недуги Божьим наказанием, которые налагались за собственные или родительские грехи. Так к примеру, глухие находились «под действием особого проклятия Господа» [58], сумасшествие считалось божественным наказанием, а слепота - «одним из тех инструментов, которыми мистическое Провидение решило покарать человека» [58].

    Вместе с тем, начиная приблизительно с III в., в монастырях начали практиковаться обряды экзорцизма. Этим заклинательным обрядам, подвергались все те, кто имел явные яркие отличия в поведении. Припадочных, эпилептиков, истериков излечивали путём изгнания дьявола. Более того, ряд монашеских орденов – бенедиктинцы, госпитальеры, иоанниты стали специалистами и накопили со временен определённый опыт ухода за больными [58].

    Благодаря приведённым историческим данным, мы можем говорить об особом милосердном отношении только отдельных христианских подвижников к людям с грубыми физическими и умственными отклонениями. В общем плане общество не смогло изменить к лучшему свое отношения к «другому» меньшинству.

    В III и IV вв. кризисы приводят Римскую империю к расколу на Восточную, где в IV в. формируется новое государство - Византия, и Западную. В 476 г. прекратила существование, Западная Римская империя и свой отсчет начал новый исторический период - Средневековье. В эту эпоху пройдут длительные и разорительные войны, разрушаться города, люди массово будут умирать от голода и эпидемий. Античная культура, медицина, образование угаснут.

    Средневековье – это крайне неблагоприятный период для жизни людей с физическими и психическими отклонениями. Царившие нравы можно проиллюстрировать примерами отношения общества к юродивым или как ещё говорили одержимым.

    Католический Рим был менее терпим к физическим и душевным недугам, нежели православная церковь, и из этого следует, что отношение людей Византии к юродивым в значительной мере позволяет представить, как воспринимались люди в Западной Европе, у которых поведение было отличное от большинства [22, 36].

    Церковные власти Византии начали свое ожесточение на юродивых в VII веке. Канон Трульского Собора в 692 году предписывал: “Всячески (следует) наказывать тех, кто притворяется бесноватым и нарочно подражает ему в испорченности нравов. Пусть они будут подвергнуты тем же строгостям и тяготам, как если бы бесновались по-настоящему." [36, с. 77].

    Такое отношение объяснялось тем, что в то время с обывательской точки зрения считалось, что человек лишённый разума или какого-либо органа — бесполезен, он не имеет цены и не приносит никакой пользы общества, следовательно, он не может быть объектом внимания и заботы, он обуза, которая мешает и тормозит и что следует из логики тех лет должен быть изгнан или умерщвлен [22, 36, 39].

    Создание заведений для людей с расстройством рассудка появились при специфических обстоятельствах. Период VII и первая половина VIII века представляет собой низшую точку демографической депрессии [37]. Эпоха эпидемии чумы сократила численность европейцев на треть. В таких условиях были разработаны строгие санитарно-гигиенические нормы городской жизни — они являлись первыми нормативными актами, которые регламентировали отношение к больному. Именно тогда в городах начинает возникать первый опыт общественной организации психиатрической помощи, эти организации ставили перед собой цель — защитить здоровую часть горожан от опасных душевнобольных. В такой ситуации городские власти были вынуждены создать специальные светские заведения по уходу за больными людьми, именно в результате этого в Западной Европе появляются сумасшедшие дома [39].

    В тоже время люди средневековья, как и несколько веков назад, были охвачены различного рода суевериями, они считали причиной многих болезней, особенно душевных, происками дьявола и подвластных ему ведьм и колдунов. Исходя из такой трактовки методом «лечения» назначалось «изгнание бесов», а при неудачном исходе умерщвление одержимого ими.

    Только в ХII в. Европе удалось вступить на полосу демографического подъема и к ХIV в. не только достигла удовлетворяющей ее численности населения, но и испытала некоторое его перепроизводство, что породило свои проблемы, прежде всего - продовольственные [37, 39].

    Плохо питающиеся люди, которые физические ослабли подвергались различным болезням. Бичом Средневековья были туберкулез, малярия, врожденные уродства, нервные болезни, к которым причисляли эпилепсию, лунатизм и идиотию. Огромное число жизней уносили эпидемии дизентерии и "огненной чумы". В такой ситуации медики средневековья были вынуждены совершенствовать свою практику и вернутся к достижениям античной медицины.

    В тоже время паломничество больных пилигримов и нищих вынуждает городские церкви открывать приюты-лечебницы, предназначенные не столько для оказания медицинской помощи, сколько для фильтрации приезжих. Предприимчивые богатые горожане по финансово-прагматическим соображениям начинают вкладывать личные денежные средства в строительство больниц. В результате в европейских городах создаются предпосылки для возникновения государственной медицинской помощи [37].

    В конце XI в. меняется и система образования: наряду с монастырскими и епископскими, открываются городские школы, в XII в. к ним добавляются частные школы, допускавшие уже свободу выбора предметов, способа их толкования и преподавания. Но нужно отметить, что обучение и в школе, и в университете на протяжении долгого времени велось на латыни, что фактически означало невозможность обучения детей с отклонениями в развитии [3, 44].

    Изменения в отношении к людям у которых есть те или иные отклонения, начинаются только в условиях абсолютной монархии, и то, отношение изменяется только к определённой группе лиц, к слепым людям. Это было связано со следующими предпосылками. В ряде европейских стран у монархов появляется необходимость заручиться поддержкой всех слоёв населения для борьбы против крупных феодалов, для этого они пытаются своими “деяниями” завоевать уважение и популярность среди народа. Эти “деяния” очень часто распространяются и на слепых, так как их численность в связи с крестовыми походами, Столетней войной, крестьянскими восстаниями резко растёт. Церковь, также их поддерживает, так как выступает в защиту абсолютной монархии. Результатом такой политики является появления в ряде европейских стран убежищ для слепых. Баварское и Парижское убежища являются старейшими убежищами для взрослых слепых людей. Они, оба были созданы по инициативе государей этих стран.

    Условным рубежом этого первого этапа эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии можно считать первый прецедент заботы монархов о слепых. Это исторический факт, свидетельствующий об изменении отношения власти к инвалидам, по каким бы то не было причинам, о впервые осознанной монархом (государством) необходимости их защиты.

    Западной Европе потребовалось около двух тысяч лет, чтобы пройти путь от отторжения и агрессии к первому осознанию необходимости призрения, заботы о людях с выраженными отклонениями в развитии.

    Если в Европе первый этап пришёлся на VIII в. до. н.э. – XIII в., то для нашей страны началом принято считать X в. – принятие христианства на Руси, а конец XVIII в. в котором указом Петра I, запрещалось умерщвлять детей, у которых были обнаружены отклонения в развитии.

    Благодаря, принятию христианства со своими идеями милосердия, принятия и сострадания на Руси зарождаются традиции терпимого отношения к людям с ограниченными возможностями. К сожалению, в течение длительного периода такое отношение носило поверхностный и сторонний характер, сострадательное отношение русской правящей власти не переходило в какие-либо активные действия в организации помощи таким людям.

    Но нужно отметить, что в 996 г. князь Владимир киевский перенял опыт византийских монастырей — был определён круг лиц, которые нуждались в призрении, киевские князья передавали часть своих доходов в фонд призрения, и призрение было возложено на церковные структуры.

    Характерным отличием было то, что пока европейское общество проходило долгий и порой очень трудный путь эволюции изменения отношения к людям с отклонениями в развитии, Русь, совершила скачок и переняла вместе с христианством систему монастырской благотворительности, тем самым лишая себя естественного пути изменения отношения населения к людям с отклонениями в развитии.

    Предпринятые Петром I изменения, направленные на европеизацию страны, коснулись и институтов призрения, под влиянием опыта зарубежных стран в Российской империи была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта