Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.).

  • Основная образовательная программа Психология развития и образования


    Скачать 1.51 Mb.
    НазваниеОсновная образовательная программа Психология развития и образования
    Дата15.05.2022
    Размер1.51 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаVypuskanaya_rabota__Magistratura__Berenyova_YUA.docx
    ТипОсновная образовательная программа
    #529705
    страница3 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    1.1.2. Второй этап - эпоха возрождения.

    Этот этап в целом можно охарактеризовать как переход от осознания необходимости призрения людей с ОВЗ к осознанию возможности обучения некоторых из них (глухих и слепых) (XII в. - 70-80 гг. XVIII в.).

    Начало периода условно приходится на первые открытия приютов для людей, лишённых зрения в Баварии (1198) и Франции (1260) под покровительством монархов-полководцев. Известный факт, что баварский курфюрст, который потерял зрение в результате ранения на войне в дальнейшем создал богадельню для ослепших солдат. Также и решение Людовика IX Святого (1214 - 1270) создать приюты в Париже, было обусловлено особым отношением к ослепшим воинам-крестоносцам, т.к. король дважды возглавлял крестовые походы и видел чудовищные последствия ранений своих людей. К половине XI-го века в Париже число слепых значительно увеличилось. Люди с этим недугом начали образовывать общины слепцов, члены которых считали себя братьями, по несчастью. Король, который видел, как может изувечить война понимал тягости этих людей и учредил для них особое здание – институт слепых. Которое было открыто в 1260 году [82].

    Так начался новый период, когда начало существовать не только церковное презрение, но и светское.

    Из-за демографического подъёма, который начался в XII в., к XIV в. в Европе численность населения стала удовлетворяющей, однако за этим последовали глобальные продовольственные проблемы, а за ними долгий и страшный период болезней. Проказа в ХII - ХIII столетиях набирает жуткие обороты, число заболевших людей достигает ужасающих размеров, так во Франции власти были вынуждены открыть около двух тысяч лепрозориев. В Англии и Италии (1361 - 1366) преимущество распространилась «детская чума», а в 1418 г. ее жертвой стал Париж [54]. Европейцы ХIV века доживали до 22-35 лет, продолжительность жизни чудовищно сократилась – это столетие в истории именуется мрачным периодом Великого Мора [37].

    Именно эта ситуация дола толчок созданию новых больниц. К ХIV в. горожане, владеющие финансами, начинают охотно вкладывать средства в строительство новых учреждений, больница перестает быть только под покровительством церкви.

    Также в XIII вслед за Италией, в Швеции и Каире открываются психиатрические лечебницы, в них принимались душевнобольные люди [39]. Средневековые больницы этого направления отличались жестокими методами лечения и бессердечностью. Царило мнение, что «бешеные сумасшедшие скорее и с большей надежностью вылечиваются наказаниями, жестким обращением и пребыванием в камере, чем психиатрией или медициной» [33 с. 26]. Несмотря на это, создание психиатрических лечебниц стало важным этапом на пути к будущему созданию медицинской помощи душевно больным. Само возникновение в Европе домов призрения для душевнобольных, вне сомнений, говорит о некоторых позитивных сдвигах в общественном сознании относительно “неполноценных” людей.

    Важным моментом является создание первого европейского закона, который хоть как-то дифференцирует недуги, он содержит юридическое определение отличия сумасшествия от идиотии, это случилось в Англии в XII веке. «Человек, лишенный понимания со своего рождения» - идиот - не имел имущественных прав. Тогда как помешательство рассматривалось как временное состояние умственно полноценного человека, а потому не ограничивало имущественных прав. Юрисдикция требовала более обоснованных решений, и примерно через 200 лет сэр Антони Фитцхерберт дал новое определение: «Идиот - это такое лицо, которое не знает цифр, не может считать, не может назвать своих мать и отца, а также не знает, сколько ему лет и т.д., не может понять, что ему в пользу, а что во вред» [30,31].

    Переломным моментом в европейской цивилизации считается XII - XIII вв. “В эту эпоху новация, - пишет Г. Б. Корнетов, - доселе подозрительная и осуждаемая, перестает быть таковой, оценивается позитивно и даже обретает знак благородства, торжествуют грамотность и знание; в городах распространяется начальное образование для мирян. Университетское штудирование... обращается к знанию, создаваемому человеком на основе исследования, науки” [44, с. 78].

    Рост количества европейский университетов увеличивает число образованных людей, появляются дипломированные медики, педагоги, правоведы [58].

    Ещё одним важным моментом является то, что в результате крестовых поход в XIII веке европейцы активно усваивают мусульманские и иудейские знания по литературе, философии и медицине [44]. В Италии, Испании, Португалии среди исповедующих христианскую веру оказалось значительное число иноверцев. Жители Европы на протяжении этих двух веков учились понимать, что "иные" люди, несмотря на свое явное внешнее отличие, иной язык, стиль одежды и поведения - это такие же люди, как и они сами, эмпатические способности медленно, но развиваются.

    Благодаря анализу культурно-исторического процесса Средневековья мы можем сделать выводы, что значимыми моментами, относительно эволюции отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья XII - XIII вв, являются:

    - в Западной Европе растёт число профессионально подготовленных специалистов: медиков, педагогов, юристов; закладываются основы государственной системы образования;

    - разделение в сословиях, является первыми шагами к сословному воспитанию, которое в будущем приведёт к попыткам индивидуального обучения ребенка с отклонениями в развитии из знатной семьи;

    - в городах Европы начинает зарождаться терпимое отношение к людям, отличающимся от большинства горожан верой, языком, манерой поведения, одеждой, внешностью, темпераментом. Закладываются основы новой культурной традиции жителей Европы - терпимость к "иным" людям, “инаковыглядящим” и “инакоговорящим”. Мы допускаем, что именно изменение отношения большинства к меньшинству, поспособствовало изменению отношения общества к людям с отклонением в развитии;

    - появляются предпосылки национальной системы здравоохранения и образования т.к. возникают лечебные, учебные и благотворительные нецерковные учреждения.

    Наряду с этими изменениями, в период, когда католический Рим пытается создать единое христианское общество путём сплочения европейских государств, общество раздирается противоречиями и разногласиями, в нем начинают царить насилие и ненависть. Весь прогресс в изменении отношения к «иным» людям откатывается назад. В атмосфере общества царит ожидание катастрофы, нетерпимость и подозрительность к окружающим значительно усиливается.

    Церковь начинает поиск еретиков и ведьм, а население по мере сил помогает ей [39]. Первыми в поле зрения напуганных обывателей, естественно, попадали "инакомыслящие" и "инаковыглядящие" - сумасшедшие, эпилептики, истерики, глубоко умственно отсталые, глухонемые, люди с врожденными уродствами. Благодаря Папе Иннокентию VIII (1484) с охотой на ведьм началось их тотальное истребление. Перечень примет ведьм включает речь, которая бессвязна и нелогична, странное поведение, неадекватные поступки. Можно наблюдать, что люди с физическими и интеллектуальными нарушениями (как носители перечисленных качеств), легко могли попасть в число жертв, которые преследовались церковью.

    Более двух столетий в Западной Европе продолжалась охота на ведьм, в результате которой погибли более ста тысяч человек. [39, 53].

    Поворотным моментов в этом этапе можно считать зарождение эпохи Ренессанса. Эпоха Ренессанса - это время развития гуманистических тенденций в отношениях к людям с психофизическими недостатками. Роль главенствующей идеи принципиального равенства всех людей, одинаковость человеческой природы, невозможно переоценить. Умы ученых разных отраслей – писателей, медиков, педагогов, философов интересуют проблемы воспитания и образования детей, а также их начинает волновать жизнь людей [39].

    В этот период является важным фигура Джордано Бруно (1548 - 1600) о физических недостатках человека. В философско-поэтической исповеди "О героическом энтузиазме" (1585) итальянский мыслитель писал:"... никому не могут быть поставлены в вину глупость и условия пола, как нельзя ставить в вину телесные недостатки и уродства, ибо если при таких условиях и имеются недостатки и ошибки, то приписать это должно природе, а не отдельному лицу." [58].

    В ХVI в. врачи Западной Европы, прежде всего, Франции и Италии, детально разрабатывают важные проблемы психиатрии. Это время объективных научных исследований и психиатрических наблюдений. Важным для практических психиатров представляется забота о психическом здоровье, о щадящем отношении к больному, о профилактике обострения его состояния.

    В трактате "Врачебные консультации" Иероним Меркуриали (1530 - 1606) представил этиологию, диагностику, клинику психических недугов. Врач говорил о том, что, если дурно обращаться с человеком в период раннего детства, то во взрослом возрасте у него может сформироваться меланхолия. По его словам, дети, которые с самого рождения пережили неблагоприятные условия, вырастут нелюдимыми, невосприимчивыми к позитивным чувствам, подавленными людьми [39]. Известен также своими радикальными воззрениями и врач из Женевы - Теофил Боне (1620 - 1689). Он первый написал патологоанатомическую монографию, и говорил о том, что существуют возможности преодолевать душевные болезни путём специальной беседы. Интересно, что самих врачей, прибегающих к грубым мерам при лечении, Боне предлагал считать умалишёнными [39].

    Первый, кто предложил классификацию душевных болезней был профессор медицины из Базеля – Феликс Платер (1537 - 1614). Важным для нашего исследования является то, что в этот период предметом изучения становятся этиологические факторы, предпринимаются попытки научного объяснения механизмов психических расстройств. Платер, в качестве этиологический факторов на первом месте выделял наследственность, так же он приходит к выводу, что причины душевных болезней могут быть экзогенными м эндогенными [39].

    Так же важным является тот факт, что в XV веке начинаются попытки обучение глухонемых. Так, в Нидерландах Рудольф Агрикола (1443 - 1485), одним из первых говорит о том, что обучаемость глухого человека имеет не мистическую природу, а является результатом специального педагогического воздействия [7, 23, 53]. А в Италии профессор одного из университетов - Джероламо Кардано (1501 - 1576) - предложил физиологическое объяснение причин глухоты и немоты, и разработал классификацию неслышащих, заложив тем самым "теоретические основы воспитания и обучения глухонемых детей" [26]

    В Испании монах-бенедиктец Педро Понсе де Леоном (1520 - 1584), разработал уникальный метод обучения людей с нарушениями слуха. Глухие дети из обеспеченных семей благодаря монаху умели не только писать, считать, читать на родном языке, но и овладели греческим и латынью. [25]. Сохранился официальный отчет П. Понсе, в котором говорится о том, что он обучал слепых и немых от рождения учеников, которые были из знатных семейств. Благодаря учению, учащиеся умели читать, писать и считать. Некоторые освоили латынь, некоторые помимо латыни и греческий язык, также они понимали итальянский. Понсе гордился своими учениками, т.к. некоторые из них стали учеными, историками и политиками. Также сохранился официальный отчёт П. Понсе, в котором говорится о его достижениях в области специального образования [98].

    Началом истории специального образования принято считать именно дату составления этого отчёта Дату (1578), а самого Педро Понсе, соответственно - родоначальником сурдопедагогики [25, 98]. Особенно велика и значима его роль в изменении отношения к глухим людям. Испанское духовенство, считалось наиболее консервативной частью католического клира и только благодаря выдающимся успехам Педро Понсе, начала признавать интеллектуальную и нравственную состоятельность глухонемых, что сделало возможным и для населения принять в свои ряды этих людей как полноценных граждан. Это событие дало толчок и последующим изменениям.

    1620 году в Мадриде была опубликована первая книга по сурдопедагогике «О природе звуков и искусстве научить глухого говорить» Автор - Жуан Пабло Боннет, но к сожалению, книга долго не была востребована. В то время научные идеи и открытия не только в несколько раз опережали общественную мысль о целесообразности обучения детей с отклонениями в развитии, но и шли в противоречие с религиозными устоями и действующим законодательством о правах инвалидов.

    Немалое количество удачных попыток индивидуального обучения глухих было предпринято в XVII веке. В Швейцарии это был врач Дж. К. Амман (1669 - 1724), в Нидерландах химик Ф. Хелмонтон (1614 - 1699), в Италии профессор риторики Лан -Терци (1631 - 1687), а также были и другие энтузиасты во Франции, Дании и Швеции.

    Таким образом, в эпоху ХVII в. научные мысли все дальше уходят от средневековой метафизики. Идеи детерминизма отчасти проникают и в медицину, психиатрия начинает отказываться не только от мистических и метафизических идей, но и становится более критичной к взглядам классиков древности.

    Важнейшим периодом становиться эпоха Возрождения, это этап идейного и культурного развития европейской цивилизации. Развитие университетов способствовало становлению и развитию естественных наук, активизировалась научно-исследовательская деятельность: собираются сведения об окружающей природе, описываются определенные явления, формулируются закономерности их существования и развития, создаются многочисленные теории, гипотезы и концепции, в т.ч. в медицине и педагогике, а книгопечатание помогает их распространению на континенте.

    Но к сожалению, явное повсеместное изменение отношения социума к людям с ограниченными возможностями не произошло, гуманистические воззрения эпохи Возрождения с обращением к человеку как к высшему началу бытия, с принятием и понимание людей которые отличаются от других гибнут в период инквизиции.

    Также и специальное обучение не смогло возникнуть не по причине отсутствия теоретических разработок, методик обучения и необходимых специалистов, а в следствии позиций светского закона, религиозных догматов и общественного мнения в отношении людей с отклонениями в развитии. Именно не гуманное восприятие этих людей высшей власти, церковью, аристократией и буржуазией как неполноценных являлось главным препятствием на пути становления специального образования и как следствие изменения в целом отношения к таким людям.

    И все же было бы глубоким заблуждением недооценивать то, что в эту эпоху было совершенно. Первые шаги были сделаны, Рубикон перейден, доказана возможность обучения людей с сенсорными нарушениями, стало ясным, что таких людей можно не только призревать, но и обучать. Благодаря этим прецедентам было положено начало нового длительного периода эволюции отношения общества к лицам с ОВЗ.

    Знаменательной в эту эпоху становится речь Ж. Ж. Руссо (1712-1778), он говорит об эмпатии и отношении к другим как к равным: «От природы», — говорил Руссо, — все люди равны. Это не значит, что сильный и слабый равны по силе. Они равны относительно права на жизнь. И если такое равенство признается, то сильный помогает слабому выжить. Тогда слабый чувствует себя равным сильному». Автор утверждал, что естественное неравенство людей проявляется, прежде всего, в неравенстве общественных условий. «А потому гуманизм современного общества проявляется в том, что оно стремится создать равные условия для самых безнадежных инвалидов, а не в том, чтобы, ссылаясь на их «неполноценность», просто отбраковывать этих людей или заключать в специальные резервации. Современное общество становится настолько богатым, чтобы позволить себе быть гуманным» [47].

    Нижней границей этого этапа можно считать переосмысление во Франции гражданских прав людей с сенсорными нарушениями, следствием чего явилось открытие в Париже первой школы для глухонемых (1770), и первой школы для людей с нарушениями зрения (1784).

    Европе понадобилось почти шесть веков для перехода от осознания необходимости призрения разных категорий людей с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения хотя бы части из них.

    В России начало следующего этапа эволюции пришлось на времена правления Петра I. И если в европейских странах осознание необходимости обучения людей с нарушениями в развитии прошло долгий и трудный пусть, и появилось в результате развития цивилизации под влиянием различных социально-культурных предпосылок, то в нашей стране этот процесс получил свое развитие только благодаря заимствованию западных нововведений. Состояние отечественного образования в России находилось на низком уровне, еще не было принята необходимость обучения инвалидов, и как следствие не возникало потребности в создании повсеместного специального образования.

    Отношение к людям с отклонениями в развитии остается неизменным — сострадательное, милосердное, но стороннее, не приносящее реальной помощи, поэтому в том небольшом количестве учреждений специального образования работали главным образом заграничные специалисты.

    Подытоживая, можно сказать, что в России второй этап эволюции начался гораздо позднее, нежели чем в европейских странах, но закончился примерно в то же время и с теми же результатами, но, и это существенно важно, с другой мотивацией. Соответственно, последующие пути развития изменения отношения к людям с ОВЗ имеет различные для России и Европы последствия.
    1.1.3. Третий период - от осознания возможности к осознанию необходимости обучения людей с отклонениями в развитии (70 - 80 гг. XVIII в. - нач. XX в.).

    В этот этап окончательно сложились три основных направления оказания помощи людям с нарушениями в развитии:

    - христианско-филантропическое, целью этого направления было призрение инвалидов и организовывалось оно в форме приютов, богаделен и домов призрения.

    - медико-педагогическое, целью этого направления было оказание лечения, воспитание и элементарное обучение детей с отклонениями в развитии. Для этого были организованы специальные отделения при больницах и отдельные медико-педагогические учреждения.

    - педагогическое направление, его цель заключалась в образовании детей с нарушениями зрения, слуха и интеллекта. Для этого направления были созданы специальные классы, школы и интернаты [58].

    В наибольшей степени влияние на идеологию, экономику, культуру и нравы европейский стран оказали прошедшие в ХVI в. в Италии, Германии и Франции, ХVII в. в Англии и в ХVIII в. во Франции великие революции. Это был период творческого подъёма для всех областей науки, культуры и общественной мысли.

    Малофеев Н.Н. выдвигает гипотезу о том, что для успешного перехода от индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии к открытию отдельных специальных школ, а затем к и созданию сети образовательных учреждений, необходимо сочетание определённых условий:

    1. Правительство должно осознавать необходимость и целесообразность создания специального образования и законодательно подтверждать инициативы в области социальной политики и образования.

    2. Экономика страны должна быть на том уровне, когда она способна предоставлять необходимые материальные ресурсы для финансирования специальных учреждения, либо в стране должно существовать на должном уровне стабильное светское и церковное благотворительное движение, которое оформлено законодательно.

    3. Общество должно быть готово к принятию иных людей, оно должно лояльно относится к инвалидам, понимать целесообразность обучения детей с ограниченными возможностями, а также оно должно не препятствовать инициативам по организации специального образования.

    4. В стране должны быть научные лидеры, выдвигающие концепции обучения лиц с нарушениями в развитии, которые имеют ясное представления о формах организации специального образования, а также они должны пропагандировать развитие эмпатии и толерантного отношения к людям с ОВЗ [58].

    И каждая из указанных выше стран прошла свой путь эволюции отношения к людям с ограниченными возможностями, который отличался от других.

    Так в этот период у Германии удачно совпали все четыре условия, без которых становление и благополучное развитие системы специального образования было бы не возможным:

    1. Страна считала организацию обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей необходимым, по экономическим, политическим и идеологическим причинам. Во-первых, правительство считало выгодным давать образование таким людям, чтобы в дальнейшим они могли самостоятельно себя обеспечивать и могли бы быть полезными членами общества. Во-вторых, государство беспокоилось о боеспособности страны и была заинтересована в хорошо обученной армии. Для этого требовалось ужесточение в отборе призывников и параллельное создание сети образовательных учреждений для умственно отсталых. В-третьих, религия, господствовавшая в стране, предписывала заботиться о нуждающихся.

    В Германии во второй половине XIX в. происходит подъём экономики, что обеспечивало необходимыми финансовыми ресурсами как становление специального образования, так и реализацию социальной защиты людей с отклонениями в развитии.

    Общество начинает осознавать необходимость образования для всех без исключения, социум понимает в чём польза и выгода при обучении людей с ОВЗ.

    Подъём национального духа в Германии ХIХ - нач. ХХ вв., увеличение числа педагогов и специалистов, священнослужителей, врачей, которые были приверженцами христианско-филантропических идей заботы, опеки и образования «других» детей формируют общенациональные концепции, научные школы сурдопедагогики, тифлопедагогики и олиго-френопедагогики, а также отношение в целом к личности с нарушениями в развитии [59].

    Совокупность этих условий позволяет Германии перейти на новый этап в эволюции отношения к людям с ОВЗ.

    Франция, которая являлась пионером в становлении теорий тифлопедагогики и сурдопедагогики, которая первая в мире открыла образовательные учреждения для глухих и слепых, к концу описываемого периода становится отстающей в практике организации системы специального обучения. Она, в отличии от Германии обладала лишь одним условием, в её распоряжении были блистательные ученые и дефектологические концепции.

    Три других необходимых условия во Франции не были обеспечены:

    1. В результате того, что в стране неоднократно менялась власть, в государстве политика по отношению к лицам с нарушениями в развитии не балы стабильной и последовательной. Многие правители, и их было большинство, считали, что организация сети государственных специальных учреждений не является чем-то необходимым, они поддерживали только институты для людей с нарушениями зрения и слуха, и то только те, которые находились в столице.

    В следствии того, что экономика страны на протяжении столетия переживала короткие периоды подъёмов и затяжные спады, Франция не располагала финансовыми ресурсами для обеспечения распространения опыта новаторов в области специального образования.

    В условиях не стабильной политической и экономической ситуации, благодаря социальным потрясениям, революциям, продолжительным войнам, которые как правило заканчивались поражением, внимание общества не могло сосредоточится на потребностях людей с ОВЗ, идеи о равенстве и “естественном праве” мало кого воодушевляли [59].

    На примере Франции мы приходим к убеждению, что наличие знаний, передовых философских, психологических, педагогических идей и теорий - очень важное, но не единственное и далеко не определяющее условие для изменения отношения к личности с отклонениями в развитии, а также для становления сети государственного специального образования.

    Также, как и в Германии в Англии сложились все четыре необходимых условия, однако с некоторыми различиями:

    1. Государство осознавая необходимость и целесообразность организации специального образования для людей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, законодательно оформив свою позицию, передало инициативу создания и открытия местным органам власти, а также благотворительным организациям и частным лицам.

    Экономический подъём в Англии XIX в, способствовал развитию церковных и светских благотворительных движений.

    Общество в Англии осознало необходимость начального образования для всех детей без исключения, даже для детей с нарушениями в развитии из неимущих семей, а также считали неправомерным лишения права на обучение.

    Организаторы специальных учебных заведений агитировали за преобладание частного образования над государственным, в результате этого благотворительные и попечительские общества активно финансировали частные учебные заведения для детей с нарушениями в развитии неимущих родителей. Более этого, они пропагандировали принимающее, заботливое отношение к людям с ОВЗ [59].

    Ввиду того, что в Англии финансирование специальных образовательных учреждений взяли на себя благотворительные организации, попечительства, ассоциации и частные лица, а не государство, в стране сложилась сеть специальных учреждений, но развивалась она мене последовательно, планомерно и не так стремительно, нежели чем в Германии.

    Таким образом, в европейских странах осуществляется переход от осознания возможности к осознанию необходимости и целесообразности обучения людей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта. Впервые изменяется законодательный статус людей с ОВЗ, большинство стран Европы признает их право на образование. Идеи великих ученых, подвижников и альтруистов начинают воплощаться: обучение аномальных детей перестает быть экзотическим новшеством, заканчивается время прецедентов, зарождается система специального образования. Общественное сознание меняется, государство законодательно признает право людей с нарушениями в развитии на гарантированную социальную помощь и образование, при этом общество и государство несут ответственность за реализацию этого права.

    Этап подобный тому, который был у европейских стран, когда инвалиды приобретают право на социальную опеку, в России начинается значительно позже, составляет одно столетие, а заканчивается в те же сроки, что и на Западе открытием первых специальных школ. Осознание необходимости обучения людей с нарушениями зрения, слуха и необходимости создания национальной системы специального образования, в нашей стране, приходиться на период XIX — начало ХХ вв.

    Советское специальное образование кардинально отличается от европейского, поскольку строилось оно «на принципиально иных философских постулатах, ценностных ориентациях и ином понимании прав человека, в логике социалистического государства» [58]. Оно основывалось на иных эстетических, философских, нравственных религиозных или даже антирелигиозных взглядах и идеях. Соответственно и формирование отношения общества к людям с ОВЗ было иное. Так, после революции 1917г. меняется государственный строй, страна находится в состоянии кризиса, идет гражданская война. Учреждения, созданные для детей с отклонениями в развитии, полностью передаются под опеку государства. Благотворительность, частная филантропия, направленная на заботу и опеку над такими детьми запрещается. Люди, которые пришли к власти видят новую цель воспитания и образования дефективных детей в создании общественно полезных граждан.

    Более того, экономические и идеологические факторы в России повлияли на изоляцию системы специального образования от других социальных институтов. В результате появился такой тип специального образования, при котором ребёнок с ОВЗ изолируется от общества путём обучения в детских домах и школах интернатах. Попадая в подобное учреждение, ребёнок становится изолированным как от семьи, так и от нормально развивающихся сверстников, и как следствие, оказывался в замкнутым в особом социуме. Также как ребёнок с ОВЗ не включён в общество, само общество становится изолированным от таких детей, а в последствии и от взрослых людей с ОВЗ. Этот факт накладывает отпечаток на становление отношения социума к людям с ограниченными возможностями.

    Подводя итоги, мы можем говорить о том, что в нашей стране становление специального образования приходилось на разные исторические этапы, начиналось всё в государстве с монархией, а окончательно сформировалось в социализме с совершенно другими ценностями, целями и морально-этическими нормами.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта