Главная страница
Навигация по странице:

  • Распределить предложенные варианты игровых упражнений на 2 группы: для детей с расходящимся и сходящимся косоглазием, обосновать ответ.

  • Разработать план занятия для дошкольников с нарушением зрения с использованием приёма соревнований. Возраст, тема на выбор.

  • Составить план урока по обучению письму новой буквы по системе Гебольда или скорописью.

  • Дать сравнительную характеристику рисунков нормально видящих и слабовидящих детей, наметить пути коррекционной работы со школьниками с нарушениями зрения.

  • Продемонстрировать и обосновать необходимость использования фонового экрана при наблюдении детьми с нарушением зрения младшего школьного возраста объекта живой природы.

  • Прокомментировать работу по формированию у слепых школьников алгоритма обследования растения или чучела животного.

  • Провести сравнительный анализ программного содержания коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия.

  • Привести пример ознакомления с понятием «предлоги». Класс на выбор.

  • ГОС. Первый блок вопросов Общая характеристика коррекционной работы в школах слепых и слабовидящих


    Скачать 423.28 Kb.
    НазваниеПервый блок вопросов Общая характеристика коррекционной работы в школах слепых и слабовидящих
    АнкорГОС.docx
    Дата07.04.2018
    Размер423.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГОС.docx
    ТипДокументы
    #17744
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    ([в'] Согласный, мягкий, звонкий, парный.)

    Какой буквой на письме обозначаются звуки [в], [в']? (Буквой В)

    В азбуке, на уроке чтения, мы познакомились с печатной буквой В.

    На доске плакат с печатной буквой В.

    Как вы думаете, а на уроке письма, с какой буквой мы познакомимся?

    (Со строчной буквой В).

    Попробуйте сформулировать тему урока. (Строчная буква В)

    Какова цель урока? (Научиться писать строчную букву В )


    1. Упражнения для развития мелкой моторики и зрительно моторной координации.


    Да, сегодня мы с вами будем учиться писать букву В. Как вы думаете, а что нужно делать, что бы красиво писать? (правильно сидеть, правильно положить тетрадь, правильно держать ручку).

    1. Молодцы, а теперь давайте выполним упражнения для пальцев рук, это тоже поможет нам писать красиво и правильно.

    • Положите обе ладошки на стол. Одну из ладоней сожмите в кулак, а другая путь лежит неподвижно. Теперь сожмите вторую ладошку в кулак, а первую разожмите, постарайтесь сделать это одновременно. Повторим 5 раз. Выполняем упражнение внимательно, следите, что бы пальчики были плотно прижаты друг к другу.

    • Обе ладони сожмите в кулак, большие пальцы поднимите вверх, теперь выполняем круговые движения большими пальцами.

    • Положите локти на парту, поднимите руки и поочередно прижимайте каждый пальчик к большому, сначала медленно, а затем в более быстром темпе.

    1. Упражнения в штриховке и обводке.

    (На доске контурный рисунок воробья.) Ребята, давайте внимательно посмотрим, что изображено? (Воробей) Правильно, давайте обведем его, откуда мы начнем? (с головы) Верно, Таня, иди к доске и обведи рисунок по контуру, объясняя, как ты будешь это делать, а все остальные сделают то же самое в своих альбомах. Обвели, молодцы, а теперь заштрихуйте крылья воробья, вертикальной штриховкой, сверху вниз.

    1. Формирование зрительного и двигательного образа.

    (На доске плакат с письменной буквой В)

    1. Определите как выглядит письменная, строчная буква В? На что она похожа?

    2. Из каких элементов состоит эта буква? (Овал и петля вверху – 2 элемента)

    3. Конструирование письменной буквы В из элементов.

    Посмотрите у вас в конвертиках лежат элементы букв, выберите из них те элементы, из которых состоит буква В, и составьте букву из этих элементов у себя на парте, а Егор сделает это на доске. Посмотрите друг у друга, что получилось, если есть ошибки, исправьте.

    1. Показ направления письма буквы на плакате.

    Ира, возьми указку и подойди к плакату с буквой В. Покажи указкой и объясни, как ты будешь писать эту букву.

    Ставлю ручку чуть выше нижней линии рабочей строки, веду линию вверх с небольшим наклоном вправо, пересекаю верхнюю линию рабочей строки, на середине пробельной строки делаю закругление влево – пишу петлю, веду вертикальную линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление вправо – пишу овал.

    Все правильно, ребята, на что нам надо обратить внимание, когда мы пишем буквуВ? (петля вверху не должна быть большой)

    Возьмите свои блокноты. Обведите в них, пальчиком, образец буквы В.

    1. Письмо строчной буквы В.

    1. Показ написания новой буквы на доске.

    Ставлю мел чуть выше нижней линии рабочей строки, веду линию вверх с небольшим наклоном вправо, пересекаю верхнюю линию рабочей строки, на середине пробельной строки делаю закругление влево – пишу петлю, веду вертикальную линию вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, делаю закругление вправо – пишу овал.

    1. Письмо буквы В в тетради.

    • Обводка образца без следа.

    Ребята, откройте тетради и возьмите ручку, обратной стороной обведите образец буквы В.

    • Письмо первой буквы.

    Теперь напишите на строке рядом с образцом букву В. Внимательно посмотрите на образец, сравните написанную букву с образцом.

    • Письмо буквы до середины строки.

    Молодцы, теперь аккуратно напишите буквуВдо середины строки. Найдите самую красивую букву и подчеркните ее зеленым цветом. А потом найдите ту букву, которая не получилась, скажите какие ошибки, вы допустили в написании этой буквы?

    • Письмо строки до конца.

    Допишите строку до конца, ориентируясь на самую лучшую букву.

    1. Письмо слогов.

    Молодцы, а теперь посмотрите на доску. На доске написаны буквы а, у, в, о, ы, и, э.

    На какие две группы, можно разделить эти буквы? (гласные и согласные) Согласная букваВ дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы, образуются слоги. Давайте их прочитаем. На доске карточки со слогами слияниями. (ва, во, ву, вы, ви, вэ – все буквы строчные) Посмотрите, а в каком из слогов согласный произносится мягко? (ви)

    Ребята, посмотрите на слоги еще раз. Как соединяется строчная букваВ с гласными буквами: а, у, о, ы, и, э? (при помощи верхнего соединения петельки)

    Правильно, а теперь давайте запишем слоги в тетрадь по образцу. (ва, ву, вы, ви , ве, во – и так до конца строки)

    1. Письмо отдельных слов.

    На доске написаны слова ВОРОНА и ВИЛКА. Ребята посмотрите внимательно на слова, которые написаны на доске. Сколько слогов в первом слове (3). Какие это слоги? (слоги слияния во|ро|на )

    Вы можете сказать, как мы будем соединять буквы в слогах (верхнее, верхнее, верхнее)

    А сколько слогов в слове вилка? (2) Какие это слоги? (вил|ка) Как соединяются буквы в этом слове? (нижнее, нижнее, верхнее) Запишите слова Ворона и вилка в тетрадь по образцу (красным), по 2 раза каждое.

    1. Письмо предложений.

    Иван ловил ворону.

    Прочитайте предложение. Сколько в нем слов, какое первое слово (Иван). Как оно написано? (с большой буквы потому что это начало предложения, это имя мальчика). Какое второе слово? (ловил) Сколько слогов в слове? (2) Какие слоги? (ло|вил) А какое третье слово? (ворону) Сколько слогов в этом слове, какие? (3 слога слияния - во|ро|ну)

    Теперь мы запишем это предложение, но сначала нам нужно вспомнить, как правильно пишется предложение. Юля, что нужно помнить, когда пишешь предложение? (Что предложение начинается с большой буквы, между словами предложения есть пробел и в конце предложения нужно не забыть поставить точку)

    Все верно, спишите предложение письменными буквами в тетрадь.

    1. Подведение итогов урока.

    Чему мы учились сегодня на уроке? Были ли задания, которые показались вам трудными?

    Молодцы ребята, все сегодня очень хорошо работали, старались писать красиво, отвечали правильно на вопросы и хорошо себя вели.


    1. Распределить предложенные варианты игровых упражнений на 2 группы: для детей с расходящимся и сходящимся косоглазием, обосновать ответ.

    Упражнения для детей со сходящимся косоглазием (на дивергенцию)

    1. Прокатывание мяча в ворота

    2. Докати мяч до флажка

    3. Футбол

    5. Оттолкни мяч от себя

    7. Забрось мяч в ведёрко, лунку (перпендикулярно)

    8. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направления

    9. Прокатывание мяча вокруг кеглей.

    10. Сбей кеглю (прокатывая)

    11. Прокатывание мяча вокруг кубов

    13. Отбивание мяча от пола

    14. Забрось мяч в корзину с расстояния

    15. Прокати мяч вокруг себя (не сдвигаясь с места)

    17. «Бодай мяч» (ходьба на четвереньках)

    18. Мяч-чижик

    19. Бросание мяча через обруч

    20. Кто быстрее принесёт мяч

    21. Чей мяч выше подлетит

    22. Попади мячом в цель

    23. Игра с мячом через сетку

    24. Передача мяча над головой

    25. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками)

    26. Бросание и ловля мяча (друг другу)

    27. Бадминтон

    28. Кто дальше бросит мяч

    30. Сбей кеглю (бросая)

    31. Закати мяч на горку

    32. Бросание и ловля мяча через верёвку, натянутую выше роста ребёнка

    33. Забрасывание мяча в кольцо

    34. Бросание о стену и ловля отскочившего мяча

    35. Бросание и ловля мяча (друг другу)

    Упражнения для детей с расходящимся косоглазием (на конвергенцию)

    3. Футбол

    4. Подкати мяч ногами

    6. Покати мяч назад

    8. Перекатывание мяча друг другу, закрепляя направления

    12. Скати мяч с возвышенности

    13. Отбивание мяча от пола

    16. Подкати мяч ногами (сидя на полу)

    21. Чей мяч выше подлетит

    23. Игра с мячом через сетку

    24. Передача мяча над головой

    25. Подбрасывание мяча вверх и ловля самостоятельно (с хлопками)

    26. Бросание и ловля мяча (друг другу)

    27. Бадминтон

    29. Поймай шарик (на удочку)

    32. Бросание и ловля мяча через верёвку, натянутую выше роста ребёнка

    34. Бросание об стену и ловля отскочившего мяча

    35. Бросание и ловля мяча друг другу


    1. Разработать план занятия для дошкольников с нарушением зрения с использованием приёма соревнований. Возраст, тема на выбор.

    Приём соревнований – это приём педагогического метода, направленный на повышение активности детей, развитие у них самоконтроля и самопроверки.

    Возраст: старший дошкольный.

    Тип: развитие зрительно-моторной координации.

    Цель: совершенствование зрительно-моторной координации в системе «глаз-рука»

    Программное содержание:

    1. Обогащение чувственного опыта:

    • Обогащение двигательного опыта (развитие глазодвигательных функций, развитие мелкой моторики рук, повышение подвижности кисти, пальцев рук в целом)

    • Развитие зрительных функций (глазомера, поля зрения)

    • Развитие и совершенствование сенсорной операции соотнесения

    2. Формирование умений и навыков сенсорно-перцептивной деятельности:

    • Совершенствование умения накладывать один объект на другой

    • Развитие умения проводить линии разной конфигурации

    3. Формирование представлений об объектах окружающей действительности как образов памяти:

    • Совершенствование представлений о линиях разной конфигурации

    4. Развитие свойств восприятия посредством совершенствования высших психических функций:

    • Развитие аналитико-синтетической деятельности

    • Развитие внимания

    • Совершенствование мелкой моторики рук,

    • Развитие ловкости пальцев




    1. Развитие и активизация речи детей в процессе чувственного отражения ими окружающей действительности:

    2. Развитие связной речи за счёт предоставления детям возможности объяснять способ решения задачи, выполнения действия, назначать орудия действия, правила использования предметов

    Оборудование:

      • Игровизор

      • Лист с изображениями бабочек и цветочков, а также обозначенными границами «дорожек», по которым дети будут вести линии

      • Лист с изображением 20 цветочков разного цвета

      • Лист с контурными изображениями цветов, трафареты

      • Палочки с шнурками и изображением птичек на конце

    Ход занятия:

    1 задание. Проведение правильной точной линии. Привести бабочек к цветочкам. Необходимо аккуратно, правильно, точно провести линию посередине между двумя другими. В этом задании побеждает тот ребёнок, чьи линии будут выполнены точнее и аккуратнее.

    2 задание. Локализация из множества по цвету. Выбрать из 20 цветочков только жёлтые (8-10). На задание отводится 2 минуты. Побеждает тот ребёнок, который найдёт большее количество нужных цветов и не сделает ошибок (на обведёт лишние).

    3 задание. Наложение трафаретов. Посадить цветочки на грядку. Детям нужно положить заготовки цветов на контурные изображения, точно совместив границы. Побеждает тот ребёнок, кто выполнит задание точнее.

    4 задание. Задание на мелкую моторику (скручивание на палочках). Помочь птичкам долететь. Побеждает ребёнок, который быстрее накрутит шнурок на палочку.



    1. Представить систему уроков по изучению художественного произведения в средних классах школы слепых и слабовидящих, дать комментарии к каждому этапу работы над художественным произведением (вступительный этап, анализ текста, заключительный этап).(Думаю здесь надо делать по Муму)

    В соответствии с выделяемыми этапами работы над художественным произведением:

    • Вступительное занятие.

    • Чтение художественного произведения и работа над текстом.

    • Анализ художественного произведения.

    • Заключительное занятие

    Система уроков по произведению Александра Ивановича Куприна «Белый пудель» 6 класс.

    1. Вступительный этап.

    Должен длиться целый урок, так как произведение достаточно объемное, отдаленное по времени и сложное для восприятия связанные с нравственной проблемой поднимаемой писателем, а так же потому, что оно требует наличия большого количества образных представлений.

          1. Вводный урок.

    • Слово о писателе.

    Даем только те данные биографии, которые имеют значение. Можно сказать о том, что данный рассказ автобиографический и его герои, а так же их история имели место быть на самом деле. Сообщаем о любви писателя к животным.

    Так как дети уже знакомы с этим писателем, часть биографии они могут подготовить самостоятельно.

    • Работа с портретом писателя.

    • Природа.

    • Исторически сложившаяся обстановка того времени.

    • Жизнь и быт бродячих артистов.

    • Жизнь и быт богатых людей того времени.

    Используется наглядные материалы: картинки природы Крыма, одежда зажиточных людей и бродячих артистов, устройство дома-дачи того времени, изображение белого пуделя, шарманка, музыкальные произведения о которых говорится в рассказе

    • Домашнее задание – прочитать подготовить план рассказа, отметить эпизоды с участием бродячих артистов, положить закладки.

    • Сориентировать детей, что в конце изучения произведения будем писать сочинение.

    В течение первого этапа, необходимо разобрать все новые слова из произведения, обговорить и сформировать представления; обговорить материалы,из которых была сделана одежда, прослушать музыкальные произведения.

          1. Анализ художественного произведения. (Предлагаю пообразный анализ)

    3 урока

    • Бродячие артисты

    • Трилли и его окружение

    • Сережа

    1 урок: Бродячие артисты.

    Чтение выделенных эпизодов:

    1. Знакомство с Дедушкой Мартыном Лодыжкиным и его спутниками.

    2. Неудачный день.

    3. Артисты и «Дружба».

    4. Не все продается, что покупается.

    5. Кража собаки.

    6. Возвращение Арто

    Анализ эпизодов с участиемдедушки Мартына Лодыжкина, Сережи и Арто. Используются иллюстрации персонажей, обращается внимание на внешний вид артистов их быт, окружающую обстановку, чувства и переживания героев.

    Беседа по вопросам:

    • С какими героями рассказа знакомит нас автор?

    • Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»?

    • Какие отношения сложились между ними?

    • Как относятся герои к своей «работе»?

    • Какое отношение к себе они вызывают?

    • Где происходят описанные события? Как вам кажется подходит ли даче ее название? Почему?

    • Какой предстает природа Крыма в рассказе?

    • Какие чувства вызывают картины природы в дедушке и в Серёже? Как эти чувства характеризуют каждого из них?

    • Рассмотрите репродукции картин художников, изображавших Крым? Какой вы увидели крымскую природу?

    • Как относятся Сережа и дедушка в Арто?

    • Как изменился дедушка после пропажи собаки?

    • Как чувствовали себя герои когда Арто вернулся?


    Домашнее задание, найти в тексте все эпизоды с участием Трилли и его окружения.
    2 урок: Тилли и его окружение.

    1. Мать Трилли

    2. Ближайшее окружение

    3. Дворник

    4. Трилли

    Беседа по вопросам:

    • Из-за чего возник конфликт на даче «Дружба»? (социальный конфликт)

    • Назовите участников конфликта. Какими рисует Куприн обитателей дачи?

    • Какова роль Трилли и его матери в возникновении конфликта?

    • Как ведет себя Мать Трилли?

    • Как ведут себя люди, которые окружают Трилли?

    • Хорошо ли ведет себя Трилли? Почему?

    • Как вы думаете, кто виноват в таком поведении Трилли?

    • Найдите в третьей главе описание наружности дворника. Какое впечатление он производит?

    • Какими качествами наделил дворника Куприн?

    • Объясните, можно ли считать дворника только исполнителем воли барыни?

    • Почему дворник решил украсть собаку?

    • Как вы считаете, почему дворник не стал преследовать Сережу и Арто?


    Чтение

    Найдите в тексте момент когда Трилли требует себе собаку, отказывается выпить лекарство, обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. Как бы вы прочитали эти отрывки?

    Как в эти моменты ведет себя его мама, как бы вы прочитали? А окружение Трилли?

    Найдите эпизод торговли, как ведет себя дворник, с какой интонацией нужно прочитать?

    Инсценирование

    Распределить роли, обговорить оформление. Инсценировка эпизодов с Тилли. Постараться сохранить интонацию, изобразить мимику и пантомимику. Оценить, проанализировать получилось или нет.
    3 урок: Сережа.


    1. Восхищение природой и окружением.

    2. Выступление на даче «Дружба».

    3. Спасение Арто.


    Беседа по вопросам:

    • Как относится Сережа к окружающей его обстановке? Нравится ли она ему?

    • В рассказе нарисованы два мальчика. Чем и почему они так отличаются друг от друга?

    • Каким показался Сереже Трилли, найдите в тексте.

    • Какие события заставили Серёжу повзрослеть? (Кража Арто)

    • Как эта взрослость проявилась в речи и поведении Серёжи? (выражение лица становится более волевым; распоряжается, берёт всё в свои руки, т.к. дедушка «раскис», потерял веру в справедливость)

    • Почему Серёжа решил выкрасть Арто?

    • Как изменили Сережу чувства дедушки после пропажи собаки?

    • Найдите в 6 главе слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?

    • Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

    • С какой интонацией успокаивал Сережа дедушку, как бы вы прочитали этот отрывок?

    Каким человеком вам представляется Сережа?
    Домашнее задание: прочитать рассказ еще раз, определить вступление, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и заключение.

          1. Заключительный урок.

    Вспомните, что рассказ основан на реальных событиях.

    • Тема сочинения - Писатель внес изменения в реальную историю и назвал рассказ «Белый пудель». Почему рассказ назван именно так? Об этом вам предстоит порассуждать в сочинении.

    • Работа с тренажером.

    • Соотнесите цитаты из рассказа «Белый пудель» с моментами развития действия и расположите их в нужном порядке.

    • Составление плана сочинения.

    1. С каким героем связаны все важные события, происходящие в рассказе?

    2. В чём заключалась работа пуделя-артиста? Почему его так ценил дедушка Лодыжкин?

    3. Какие человеческие качества героев рассказа (дедушки Лодыжкина, Серёжи, Трилли, барыни, дворника) высвечивает их отношение к собаке?

    4. Помог ли Куприну герой рассказа, пудель, объяснить читателю, что такое доброта, честность, неподкупность, верность и преданность в дружбе, смелость?
    Проговорить, что в каком пункте нужно написать (можно предложить начало на карточках); обобщение учителя; предложить карточки с языковыми средствами.

    • Запись сочинения.



    1. Составить план урока по обучению письму новой буквы по системе Гебольда или скорописью.

    Обучение плоскому письму – раздел грамматики и правописания для учащихся школ слепых. Ознакомление с плоским печатным шрифтом.

    Плоское письмо – письмо без рельефа, при котором шрифт отличается от фона цветом.

    Обучение необходимо для того чтобы:

    • Незрячий мог расписаться.

    • Отправка письма зрячему

    • О.з. мог прочитать плоский текст.

    Плоское письмо вводится во 2 классе, по программе 2 раза в неделю по 15 мин от урока отводится плоскому письму. Это невозможно поэтому проводится 1 урок в неделю. Со 2 класса учатся писать по Гебольду с 3 скорописью.

    К концу начальной школы дети должны уметь писать по Гебольду предложения и отдельные слова скорописью. В старших классах дети учатся писать на пишущих машинках.

    В программе буквы распределены по группам сходные по очертанию. Рекомендации программы:

    • Для детей с о.з. знакомство с буквами начерченными на ватмане. Или вырезанные из картона, аппликационно выполненные для осязательного обследования.

    Программа рекомендует:

    В 3 классе повторяются буквы путем узнавания и нахождения среди других на специальном плакате.

    Дети с о.з. пишут печатные буквы ручкой в разлинованой тетради или тетради для слабовидящих. Слова и буквы пишутся на приборе Гебольда. Знакомство начинается с элементов букв.

    • Осязательное рассматривание и узнавание

    • 3 класс обучение по образцу и по памяти в порядке усложнения написания

    • Письмо букв без соединений или с соединениями. Дети с о.з. написание слов и словосочетаний, чтение и проверка написанного.

    В 4 классе

    • Повторение букв рукописного шрифта путем узнавания, закрепление букв посредством их написания.

    • Для слепых программа рекомендует письмо строчных и заглавных букв отдельно и в сочетании.

    • Письмо по Гебольду предложений и текстов объемом 30 слов.

    • Для детей с о.з. письмо слов и предложений, чтение записей и чтение текста крупным шрифтом

    К концу начальной школы детям должен быть привит навык записи фамилии письменным шрифтом.

    Используется прибор для письма по Гебольду. Проводится после усвоения письма по Брайлю.

    Обучение по Гебольду начинается с проведения упражнений:

    • Колебательные движения рук

    • Штриховки

    • Проведение линий в приборе

    • Знакомство с письменными принадлежностями: тетрадь, разлиновка, карандаш, ручка. Знакомим с тем как держать ручку, учим узнавать точки на колодке девятиточия.

    Каждому выдается колодка и предлагается рассмотреть что она из себя представляет. Положить колодку нужно так чтобы шнурок был в верхнем правом углу, найти нижний левый угол – 1 точка, над ней 2, в верхнем левом углу 3 точка, на верхней стороне правее от 3 точки находится 4, в верхнем правом углу точка 5, далее вниз по правой стороне 6 и 7. Слева от 7 точка 8 и выше 9. Что еще можно сказать о том где находится точка 9?

    Изучение новой буквы по системе Гебольда строится по следующему плану:

    1. Обследование буквы или повторение ранее изученной.

    Рассматривание карточки с буквой. Обведение буквы грифелем.

    1. Воспроизведение буквы

    1. Сложить из палочек

    2. Скрутить из проволоки

    3. Вылепить из пластилина

    4. Вырезать из бумаги

    5. Нарисовать пальчиком на ладони

    1. Письмо буквы на колодке

    При помощи шнурка выписывается буква с проговариванием точек.

    1. Письмо буквы на доске (расстояние ладонь)

    2. Письмо буквы в тетради.

    3. Письмо слогов.

    4. Письмо слов

    Сначала проводится слого-звуковой анализ.

    1. Письмо коротких предложений.

    2. Чтение написанного.

    Дети с остаточным зрением читают слова с новой буквой, слепые дети читают выколотые контуры букв.

    Обучение скорописи.

    Для обучения должны быть заготовлены элементы букв письменного шрифта. Обучение проходит по следующим этапам.

    1. Знакомство с элементами буквы

    Рассматривание и называние.

    1. Знакомство с буквой

    Выпуклая буква или карточка с написанной черной тушью.

    1. Обследование

    2. Воспроизведение

    1. Письмо буквы на доске.

    2. Письмо буквы в тетради

    Обратить внимание на письмо слева направо, проговаривая какие элементы пишем. Учитель обязательно сразу указывает на ошибки.

    1. Письмо слогов

    2. Письмо слов (словарь)

    3. Письмо предложений

    Перед письмом анализ предложения: смысл, значение новых слов, количество слов, с какой буквы пишем, чем разделены слова, что в конце. Запись предложения под диктовку.

    1. Орфографические упражнения.

    Диктанты и списывание. Незрячим карточка с образами букв, о.з чтение.


    1. Дать сравнительную характеристику рисунков нормально видящих и слабовидящих детей, наметить пути коррекционной работы со школьниками с нарушениями зрения.

    Методика Комаровой Т.С.

    АНАЛИЗ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Содержание изображения (полнота изображения образа)

    2. Передача формы:

    • высокий уровень – форма передана точно;

    • средний уровень – есть незначительные искажения;

    • низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

    3. Строение предмета:

    • высокий уровень – части расположены верно;

    • средний уровень – есть незначительные искажения;

    • низкий уровень – части предмета расположены неверно.

    4. Передача пропорций предмета в изображении:

    • высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

    • средний уровень – есть незначительные искажения;

    • низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно.

    5. Композиция.

    А) расположение на листе:

    • высокий уровень – по всему листу;

    • средний уровень – на полосе листа;

    • низкий уровень – не продумана, носит случайный характер.

    Б) отношение по величине разных изображений:

    • высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

    • средний уровень – есть незначительные искажения;

    • низкий уровень- пропорциональность разных предметов передана неверно.

    6. Передача движения:

    • высокий уровень – движение передано достаточно четко;

    • средний уровень – движение передано неопределённо, неумело;

    • низкий уровень – изображение статическое.

    7. Цвет.

    А) цветовое решение изображения:

    • высокий уровень – реальный цвет предметов;

    • средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

    • низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

    Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

    • высокий уровень – многоцветная гамма;

    • средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);

    • низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.

    АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

    1. Характер линии:

    А) характер линии:

    • высокий уровень – линия прерывистая

    • низкий уровень – слитная

    • средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая)

    Б) нажим:

    • высокий уровень– сильный, энергичный

    • средний уровень – средний

    • низкий уровень – слабый

    В) раскрашивание:

    • высокий уровень– мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура

    • средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура

    • низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

    Г) регуляция силы нажима:

    • высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

    • средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура

    • низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

    2. Регуляция деятельности.

    А) отношение к оценке взрослого:

    • высокий уровень– адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

    • средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

    • низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется)

    Б) оценка ребёнком созданного им изображения:

    • высокий уровень– адекватна

    • средний уровень – неадекватна (завышена, занижена)

    • низкий уровень – отсутствует

    3. Уровень самостоятельности:

    • высокий уровень– выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами;

    • средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

    • низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

    4. Творчество.

    • Самостоятельность замысла

    • Оригинальность изображения

    • Стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

    Особенности:

    • Нарушение формы.

    • Пропорциональные отношения (высота и ширина). Т. к. не видит.

    • Размер предметов нарушен.

    • Нарушено представление о мелких деталях и характерных особенностях.

    • Наложение красочного слоя. Нет оттенков.

    • Проблемы в композиционном строе рисунка.

    • Особенности в творчестве. В основном репродуктивный характер (то, что видели). Проблемы связаны с недостаточностью опыта и малым количеством адекватных представлений.

    Особенности протекания психических процессов.

    Ощущение: у детей с НЗ зрительный анализатор нарушен. Мы используем все сохранные анализаторы, но зрение – особенности. На первом этапе ощущения у детей могут возникать трудности.

    Восприятие. Ребёнок должен воспринять все особенности и свойства предмета. Нарушения функций зрения приводит к сокращению и редуцированию (ослаблению) зрительных ощущений, а при тотальной слепоте, к полному их выпадению. Восприятие находится в тесной зависимости с мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). У детей с НЗ в основе восприятия лежат те же механизмы, что и у нормально видящих детей, но наблюдаются особенности:

    • простые признаки выделяются легко,

    • сложные – с трудом,

    • замедленность восприятия у детей с НЗ.

    При воссоздании образа возникает много искажений.

    У детей с НЗ проявляются: схематизм, фрагментарность, отрывочность. Кроме того, наблюдается обеднённость, нечёткость представлений, вербализм.

    Представление. Формируются на основе мышления, памяти и ощущений.

    В результате всего этого у детей происходит нарушение наблюдательности. Ребёнок не может сам пронаблюдать мелкие детали => работа педагога.

    2. Восприятие пространства.

    Основная закономерность развития пространства – единство чувственного и логического. Нарушение этой зависимости не позволяет адекватно оценить и понять процесс передачи пространства на листе бумаги. Становление единства чувственного и логического возможно лишь при определённом уровне взаимосвязи двух сигнальных систем. Такая взаимосвязь наблюдается в 9-10 лет. Соответственно в дошкольном возрасте есть только чувственное познание. Они не могут передать пространство на листе бумаги, поэтому мы даём плановость (что на 1, 2 плане картины).

    3. Особенности творческих процессов.

    Творчество – создание нового, имеющего исторически значимую ценность (для детей – для самих себя). У детей отсутствует жизненный опыт.

    По словам В. М. Сорокина, к особенностям развития творческого потенциала детей с НЗ относятся:

    • репродуктивный характер (ребёнок изображает то, что видел, либо срисовывание) творческих заданий (бывает воссоздающий – именно творческий процесс),

    • характер оригинальности творческих заданий 9у детей с НЗ менее оригинален, чем у детей с Нормальным зрением, т. к. малый запас представлений),

    • низкий уровень переструктурирования (Громозека) используемых реальных объектов,

    • отсутствие многообразия изобразительных техник (сразу заведомо хороший результат, можно использовать трафареты, знакомство с различными материалами, развивается мелкая моторика и т. д. – сокращает нагрузку на зрительный анализатор, сокращение времени на выполнение, повышается качество работы и интерес к ИЗО деятельности),

    • трудности владения ИЗО инструментами (для детей с НЗ удобнее, когда есть упор – в кисти его нет).

    4. Цветовосприятие.

    В возрастном факторе (первый цвет, с которым знакомятся – красный, т. к. в центре (колбочки, палочки), затем зелёный, синий). Хуже всего воспринимается фиолетовый. При НЗ надо обращать внимание на патологию. Цветовые нарушения при амблиопии (плохо: синий, голубой, фиолетовый), катаракта (плохо: жёлтый и серый).

    У детей возникают трудности в оттенках цветов.

    Развитие графических умений и навыков..

    1. Развитие мелкой моторики руки. (обращаем внимание на посадку ребенка и на умение пользоваться графическим инструментом).

    2. Ориентировочно-исследовательская деятельность. (научить ориентироваться в поле листа, только затем обследования предметов, 2-мя руками, сверху-вниз, выделение крупных характерных деталей, после мелких, описание цвета, обобщение анализа. Обучение специальным приемам обследования.).

    3. Фаза, имитирующая рисование. (в воздухе руками, появляется зависимость глаз-рука).

    4. Использование трафаретов. (использование трафаретов и жестких контуров, способствует отработки необходимых движений, избегая возможных ошибок).

    5. Самостоятельное изображение предметов окружающего мира. ( используется метод сравнения. Обучение умению свободно владеть линией. Использование системы упражнений для многократного повторения).

    Постепенно на каждом этапе идет словесное проговаривание.


    1. Продемонстрировать и обосновать необходимость использования фонового экрана при наблюдении детьми с нарушением зрения младшего школьного возраста объекта живой природы.

    Отсутствие или глубокое нарушение зрения у школьников сильно затрудняет процесс знакомства учащихся с природой, порождает специфические трудности при изучении биологии, своеобразие организации познавательной деятельности детей, специфику форм, приемов и способов формирования у них правильных представлений об окружающих предметах и явлениях реального мира.

    Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе.

    Системный подход к познанию живой материи должен с первых шагов обучения слепого или слабовидящего ребенка в школе. В этом принципе заложен глубокий смысл коррекционно-воспитательной работы по преодолению вторичных отклонений в развитии и компенсации слепоты и слабовидения.

    Коррекционное воздействие на процесс развития ученика, исправление вторичных (психических и физических) отклонений должно осуществляться на любом этапе ознакомления с окружающим миром или изучения природы, и чем раньше начинается этот процесс, тем более эффективно он проходит.

    При организации самостоятельной работы частично видящих и слабовидящих учащихся следует использовать фоновые экраны.

    Фоновый экран – это тифлопедагогическое средство, облегчающее зрительное и осязательное восприятие наблюдаемых объектов. Фоновый экран представляет собой плоскость 25х40 см, ограниченную со всех сторон барьером в 5 мм. Выполнен обычно из картона либо из фанеры, которые подбираются с матовой поверхностью, чтобы не было отблесков. Фоновый экран двусторонний – с одной стороны выкрашен в белый цвет, с другой – в чёрный для того, чтоб создать контрастный рассматриваемому объекту фон. В зависимости от цвето- и светоразличения частично видящих и слабовидящих учащихся экран может быть не только черно-белый, но и других цветов и оттенков.

    Фоновый экран необходим при рассматривании различных объектов природы на уроках и экскурсиях с целью их детального рассмотрения на контрастном фоне. При рассматривании также используется лупа.

    Подобными экранами с успехом могут пользоваться на экскурсиях и учащиеся с тотальной слепотой для осязательного восприятия материала, так как тактильно исследовать биологические признаки объектов на весу не всегда удобно, нужна опорная поверхность.


    1. Прокомментировать работу по формированию у слепых школьников алгоритма обследования растения или чучела животного.

    На примере рассматривания чучела птицы. Производится сверху вниз.

    Перед детьми ставится чучело птицы. Обследование производится двумя руками по следующему алгоритму:

    1. Выделение крупных форм: тело и голова. На что похожи эти формы.

    2. Выделение характерных крупных деталей, того что отличает данную птицу от других: хвост и крылья. На какие геометрические формы они похожи?

    3. Выделение мелких характерных деталей: клюв, ноги (как расположены пальцы, чем они заканчиваются), глаза, уши (где они находятся). Перья, одинаковые или нет? Крупные перья на хвосте и крыльях, средние на крыльях и спине, мелкие на голове.

    4. Окраска. Даже не смотря на нарушенное зрение, учитель все равно обращает внимание на окраску.

    Растение рассматривается снизу вверх.

    Рассматривание по частям (начинаем рассматривать от корневой шейки вверх: стебель и всё, что на стебле, какой по форме, толщине, полый или нет, листья по форме, цвету, прожилки и т. д., качество поверхности, запах; цветы (сначала бутон); плод). Так же даётся рассказ-описание учениками каждой части, затем растения в целом.


    1. Провести сравнительный анализ программного содержания коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия.

    Тип: развитие зрительно-моторной координации
    Программное содержание:


    1. Расширить и уточнить знания детей о транспорте

    – о назначении (человек может путешествовать на транспорте)

    – о видах транспорта (легковая машина, самолёт, корабль) и их отличительных признаках

    – о месте передвижения транспорта

    1. Совершенствовать зрительно-моторную координацию

    – обогащать праксис рук с предметами разной формы, разного размера, разной направленности

    – развивать контролирующую функцию зрения при выполнении соотносящих действий (наложение одного объекта на другой)

    1. Формировать навыки общего поведения при выполнении практических заданий – регуляцию и контроль за действиями

    2. Обогащать словарь детей:

    – активный словарь за счёт таких слов как путешественники, легковая машина, пассажирский корабль, самолёт, взлётная полоса, по дороге, плавает по морю, реке, летает в небе, транспорт

    – пассивный словарь за счёт следующих слов: правая, левая рука, брать пальчиками, держать пальчиками, контур, совпал, разгоняться, трафарет, мелок.

    Тип: развитие восприятия глубины пространства
    Программное содержание:


    1. Обогащать чувственный опыт восприятия глубины пространства и опыт ориентировочно-поисковой деятельности

    2. Формировать знания о нестереоскопических способах восприятия глубины пространства (линейная перспектива, высота на плоскости и перекрытие)

    3. Закреплять умение классифицировать транспорт по месту и способу передвижения, по назначению

    4. Развивать способность узнавать транспорт в разных модальностях, а также в условиях перекрытого контура

    5. Закреплять умения моделировать предметно-пространственные отношения по словесной установке и по образцу

    6. Развивать речь:

    – обогащать активный и пассивный словарь за счёт слов «ближе-дальше», «больше чем-меньше чем», «справа-в право-правый», «слева-в левом-левый», «воздушный», «наземный», «подземный», «водный», «грузовой», «пассажирский», «специальный» транспорт и т.д.

    1. Развитие зрительных функций: аккомодации, прослеживающей функции, глазодвигательной функции, дивергенции и конвергенции, остроты зрения, бинокулярного зрения


    В программном содержании первого занятия присутствует образовательная задача – расширение и обогащение знаний, а также общая задача – формирование навыков общего поведения при выполнении практических заданий.

    Из специальных задач присутствует только одна – развитие зрительно-моторной координации.

    Довольно конкретизирована задача обогащения словаря детей

    Т.о. программное содержание первого занятия имеет меньшую коррекционно-развивающую направленность.
    Программное содержание второго занятия имеет бОльшую коррекционную направленность и конкретизировано согласно выбранному типу (развитие восприятия глубины пространства), т.к. имеет следующие задачи:

    – обогащение опыта восприятия глубины пространства

    – формирование знаний о нестереоскопических способах восприятия глубины пространства

    – закрепление умения моделировать пространственные отношения

    – обогащение словаря пространственной терминологией

    – развитие таких зрительных функций как аккомодация, дивергенция, конвергенция, бинокулярное зрение


    1. Привести пример ознакомления с понятием «предлоги». Класс на выбор.

    Работа над темой «Предлоги» ведется во всех классах начальной школы, но как самостоятельная тема глубоко не изучается.

    В I и II класса х основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.

    В II I класс е предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предлогов и слитного написания приставок.

    В IV классе при изучении падежей имен существительных дети узнают, с какими падежам и употребляются некоторые из предлогов. В IV классе программой предусматривается знакомство учащихся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.

    Таким образом, в течение четырех лет с той или иной стороны изучают предлоги. Это обстоятельство обязывает строить работу над предлогами в каждом из классов так, чтобы новое знание находилось в связи со знанием, приобретенным ранее, опиралось на него и в то же время представляло собой дальнейшее звено в системе работы над предлогами.

    Одной из особенностей изучения предлогов в I—I V классах является то, что постепенно усложняясь , работа проводится не только над правописанием предлогов, но и над их синтаксической ролью. Такой подход к изучению предлогов обусловлен свойством предлогов как служебной части речи.

    Основная функция предлогов, как известно, состоит в том, что предлоги выражают отношения (связь) между словами в предложении. Поэтому даже элементарное изучение предлогов, каким оно является в начальных классах, предполагает знакомство с ролью предлогов в предложении.

    В практике обучения нужно создать такие условия, чтобы предлоги как можно лучше закрепились в зрительной памяти детей. С этой целью каждый новый предлог, который встречается в тексте «Азбуки» или в «Прописях» , записывается на отдельную карточку и выставляется на наборное полотно. К концу периода обучения грамоте на наборном полотне окажутся кар точки с предлогами у, на, за, в, во, с, со, к, из, под, над, про, до, без, по, для, о, об, около. Это элементарная таблица предлогов. К ней учащиеся обращаются во время выполнения письменных упражнений. Таблица используется и для составления устных предложений с тем или иным предлогом.

    В III классе в центре внимания — развитие у учащихся умения различать предлоги и приставки. Распознавание осуществляется на основе понимания функции предлога и приставки в языке (предлоги служат для связи слов в предложении, а приставки — для образования слов). Кроме того, для формирования навыка раз дельного написания предлога для младших школьников немаловажно и знание того факта, что предлоги никогда не стоят перед глаголами.

    Ознакомление с предлогами учащихся с нарушением зрения имеет свои особенности, в частности, это знакомство происходит с опорой на чувственное восприятие. Для этого учитель может использовать различные пособия, которые бы наглядно демонстрировали значение каждого предлога, например пособие «Птичка и клетка». Для слабовидящих детей данное пособие может быть представлено в виде карточек или как для слепых в виде натуральных объектов (игрушек) и т.п.

    Примерное ознакомление с понятием может выглядеть следующим образом.

    1. Используя пособие «Птичка и клетка» учитель перемещает птичку относительно клетки и предлагает детям составить предложение, ответив на вопрос: Где находится птичка?

    2. На фланелеграф выставляются карточки с написанными на них предлогами (св) или прочитываются детьми (сл) и т.д. по всем предлогам.

    3. После выставления всех предлогов на фланелеграфе, они прочитываются и дается термин «предлог».

    4. Работа по учебнику: чтение названия темы и правила.

    5. Практическая работа – выполнение упражнений: на нахождение предлогов, составление предложений с предлогами и т.п.

    6. На последующих уроках дети знакомятся с правилом правописания предлогов, а так же к 4 классу знакомятся с предлогами падежей.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта