ГОС. Первый блок вопросов Общая характеристика коррекционной работы в школах слепых и слабовидящих
Скачать 423.28 Kb.
|
Вступительная часть работы может занимать целый урок или часть урока, это зависит от:
Целью вступительного этапа является мотивация – вызов интереса у детей и подготовка к восприятию произведения. Данный этап включает в себя следующие элементы:
В биографии автора даются только те факты, которые связаны с изучением данного произведения. Очень полезно задействовать детей, но нужно заранее продумать источники информации и подробно объяснить, что нужно сделать. На доске всегда записывается ФИО и годы жизни писателя.
Это работа с портретом. При работе с портретом для слепых детей используется барельеф, а для слабовидящих портрет. И портрет, и барельеф должны быть адаптированы к зрительным возможностям: узнаваемость, приближенность к времени написания изучаемого произведения. Работа с портретом должна включать индивидуальную и фронтальную наглядность. Наглядность должна быть дифференцирована, ее рассматривание должно осуществляться в демонстрационной зоне. Учителю необходимо руководить восприятием портрета от общего к частному. Сначала обращается внимание на общее (кто, что, как выглядит: лицо). При этом учитель задает риторические вопросы. Для закрепления можно попросить одного из учеников обобщить, то что он запомнил о писателе, опираясь на портрет. В конце вступительного этапа, с целью заинтересовать детей, можно прочитать небольшой отрывок из изучаемого произведения. Этап чтения произведения. Учитель должен обеспечить прочтение произведения с точки зрения организации: наличие текстов, продумывание того кто и как будет читать. После прочтения детям предлагается ответить на вопросы фактического и эмоционального плана, а так же обсудить, что было детям не понятно. Это помогает выяснить, насколько внимательно было прочитано произведение. Анализ на данном этапе не проводится! Анализ художественного произведения. Анализ бывает двух видов: школьный и литературоведческий. Литературоведческий анализ более глубокий и охватывает художественное произведение со всех сторон, школьный анализ – выборочный и рассматривает только одну грань произведения. Выделяют 4 вида анализа художественного произведения:
По сюжетной линии вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.
Анализ не эпизодов, а изменение образа героев. Детям задается на дом найти все эпизоды с героем, подготовить пересказ (если нет диалогов).
Выделение проблемы произведения и решение ее.
Анализ предполагает вопросы к каждому эпизоду текста. (Не фактического характера) Заключительный этап. Бывает двух видов:
Если работа над художественным произведением должна закончиться сочинением, то необходимо уже со вступительного урока настроить на это учеников. Должна быть предложена 1 тема, материалы для которой дети будут накапливать во время всех уроков по произведению. Так же необходимо учить детей писать сочинение:
Целью итогового урока является выработка у детей желания еще раз вернуться к изученному произведению. Итоговый урок не должен повторять анализ из предыдущих уроков. Обязательно должны быть задания на повторение, обобщение и творческие задания. Инсценировки, творческое чтение с оценкой, анализ иллюстраций. Этот урок – оценка работы учителя с классом. Значение литературного произведения для детей с н.з.
У детей с нарушением зрения есть трудности в наблюдении свойств в реальной жизни, художественная литература помогает это компенсировать.
Произведение действует на эмоциональную сферу и учит нравственному опыту. Для детей с н.з знакомство с художественным произведением дает определенный опыт, которого они лишены вследствие зрительной депривации.
Развитие всех психических процессов и речи, а так же коммуникативности – диалог с писателем, различные техники и стили общения героев.
Литературные произведения помогают скорректировать эмоциональное состояние ребенка.
На современном этапе используется современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, создателем которого является К. Д. Ушинский. Звуковым он называется потому, что за основу аналитико-синтетической работы берётся звук. Буква вводится как обозначение звука после знакомства с данным звуком. Здесь необходимы упражнения в артикуляции звуков, слышании звуков в разных позициях и, обязательно, характеристика звуков. В «Русской азбуке» В.Г. Горецкого последовательность изучения звуков и букв определяется принципом частотности. Метод называется аналитико-синтетическим потому, что изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу. Формирование навыка чтения опирается на разные виды звуко-аналитической работы над словом: выделение отдельных звуков и определение их места в слове, проговаривание слов по слогам при составлении и записи. Принципы метода:
Содержание. Безбуквенная ступень. На этой ступени дети знакомятся с понятием речь (устная\письменная) для чего необходимо владеть речью. Затем знакомятся с понятием предложение. Дается модель предложения, говорим о большой букве в начале предложения и о том, что оно заканчивается точкой. Понятие о паузах между предложениями и о том, что при письме предложения разделяются расстоянием. Далее дается понятие слово, предложения делятся на слова, пробелы между словами. Обращается внимание на восклицательные предложения. Следующее понятие слог: понятие ударение, ударный и безударный слог. Слог слияние. Понятие звук. Гласный\согласный, твердый\мягкий. Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи.. Обучение чтению и письму осуществляется параллельно. После ознакомления с печатной буквой (урок чтения) школьники усваивают ее рукописный вариант (урок письма). Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период)
Подготовительный период обучения грамоте в массовой школе и школе слабовидящих детей включает в себя 2 ступени:
На этой ступени дети знакомятся с понятием речь (устная\письменная) для чего необходимо владеть речью. Затем знакомятся с понятием предложение. Дается модель предложения, говорим о большой букве в начале предложения и о том, что оно заканчивается точкой. Понятие о паузах между предложениями и о том, что при письме предложения разделяются расстоянием. Далее дается понятие слово, предложения делятся на слова, пробелы между словами. Обращается внимание на восклицательные предложения. Следующее понятие слог: понятие ударение, ударный и безударный слог. Слог слияние. Понятие звук. Гласный\согласный, твердый\мягкий. Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи.
На этой ступени изучаются основные гласные, которые наиболее часто встречаются в речи: А,О,И,Ы,У. В школе слепых буквенной ступени нет. Все буквы изучаются в основной период обучения грамоте. При этом в подготовительном периоде дети знакомятся со всеми понятиями (см. безбуквенную ступень). Особенностью подготовительного периода в школе слепых является то, что они учатся ориентироваться в рассыпной кассе, которую будут использовать при обучении в основной период обучения грамоте. Начиная с буквы А. В школе слепых и слабовидящих помимо уроков знакомства с гласными проводятся уроки письма. На этих уроках слабовидящие дети знакомятся с письменными принадлежностями, проводятся подготовительные упражнения, дети учатся писать элементы букв.
Дети должны овладеть: длинной и короткой вертикальной линией, короткой линией с закруглением, длинной линией с петлей, прямая короткая вертикальная линия соединенная с такой же, овалом. Слепые дети на уроках письма в подготовительный период знакомятся с: прибором Брайля, грифелем, бумагой, колодкой шеститочия. Учатся ими пользоваться. Задачей является научить писать все точки шеститочия и знать их место расположения. Программа определяет порядок обучения письму точек в подготовительном периоде. После знакомства со всеми приборами приступают к обучению письму в тетради.
Занимались изучением проблемы: Людмила Сергеевна Сековец, Н.Л. Ростомошвилли, И.И. Шмельков, Р.Н. Азарян, Е.И. Ливадо, А.К. Акимова, Б.П. Ермаков, Л.И. Плаксина Физическое воспитание - педагогический процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности детей,направленная на развитие физических сил и здоровья ,выработку гигиенических навыков и здоровья детей Или из лекций Никитиной:Физ.развитие- процесс изменения форм и функций организма человека. Физ.воспитание – педагогический процесс, направленный на разностороннее и функциональное совершенствование организма человека. В рамках этого процесса происходит формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, приобретение знаний в области физ.культуры и спорта. Физ.культура – часть общей культуры, совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека. Адаптивная физ.культура – подсистема физ.культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на :
Задачи: (4 группы)
- способствуют гармоничному, психосамотическому здоровью -совешенствованию защитных функций организма (закаливание) -повышению устоичивости к разным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды -способствуют увеличению работоспособности ребенка Конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей развития организма ребенка (направлены на формирование правильной осанки, своевременное окостенение ОДА, формирование изгибов позвоночника, развитие сводов стопы, укрепление связочно-суставного аппарата)
Предполагает формирование двигательных умений и навыков , развитие физических качеств, овладение детьми знаниями о своем организме, о его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья.
-формирование интереса и потребности занятиями физ.культурой -формирование личностных качеств (терпение, смелость, сила воли, решительность и др) -формирование умения работать в парах, подгруппе, группе сверстников.
Направлены на -преодоление вторичных отклонений в развитии, мешающих полноценно включаться в виды деятельности ребенку с НЗ : активизация зрительных функций в процессе физ.упражнений; развитие навыков ориентировки; координации; совершенствование мелкой моторики; развитие мобильности передвижения. СРЕДСТВА физ.воспитания. Выделяют основные средства и дополнительные средства. К основным относятся:
К дополнительным относятся:
Дети делятся по зрительной патологии и по сопутствующим заболеваниям.
СОДЕРЖАНИЕ В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся, Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим) Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с на- рушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки. Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений — выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое, — выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки и т д ), — выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении и т д ), — использование сопротивлений (упражнения в парах, с рези- новыми амортизаторами и т д ), — использование ориентиров при передвижении-звуковые, осязательные, обонятельные и др. — использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда и т д ), — подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стой- ка аиста», «лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т д ), — использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением), — использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения, — использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др ), — изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения и т д , — изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола), — использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха и т д), — изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне и т д , — варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т д), в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские и т д ), использование разученных двигательных умений в повседневной жизни, — использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т д), Частные методики адаптивной физической культуры — изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением и пр.). Л.А. Семёнов, В.П. Шлыков выделяют 3 этапа освоения движения: 1-й — создается общее представление о двигательном действии; 2-й — формируется первоначальное умение на основе сформированного представления (здесь имеет значение контроль, осуществляемый органами чувств, за точностью выполнения и соответствие имеющемуся эталону); 3-й — совершенствуется двигательное умение путем его много- кратного исполнения. Формы физического воспитания: Урочная деятельность:
|