аа. Педагогическая психология. (Учебное пособие) Под ред. Регуш Л. Питер чебное пособие стандарт третьего поколения
Скачать 1.09 Mb.
|
Психоёогические теории воспита^я В настоящее время нет какой-то единой теории, способной дать четкое представление о ходе воспитания, чаще всего речь идет о теоретических концепциях воспитания в рамках определенных психологических направлений. Так, до сих пор окончательно не прояснен вопрос относительно того, как формируется и развивается личность человека под влиянием воспитательных воздействий. Все концепции воспитания можно разделить на три группы. Согласно биогенетическому подходу, личностные качества человека, в основном, обусловлены генетически и под влиянием условий среды мало меняются (например, конституциональная теория Э. Креч- мера). Авторы социогенетических теорий, наоборот, утверждают, что социальные условия оказывают преимущественное влияние на развитие человека, и практически все личностные черты можно воспитать (например, теория социального научения А. Бандуры). Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, а предметом изучения становится развитие собственно психических процессов (например, теория Э. Эриксона). Психологические теории, объясняющие происхождение, формирование и развитие личности (по С. В. Сарычеву, И. Н. Логвинову) (Сарычев С. В., Логвинов И. Н., 2007)
Многие психологи пытались постичь, как происходит воспитание человека. Роберт Селман исследовал социальный интеллект, который обеспечивает человеку познание и ориентацию в социальной действительности. Его развитие проходит в несколько стадий. Нулевая, досоциальная стадия — ребенок не ориентируется в мире социальных отношений, не различает внутренние и внешние принципы поведения. Первая стадия развития социального интеллекта — стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира. Вторая стадия — стадия согласования различных точек зрения, намерений, действий. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию. На третьей стадии достигается понимание системы человеческих взаимодействий. Четвертая стадия предполагает способность учиться способам построения отношений на разных уровнях близости. Еще один выдающийся психолог, Лоуренс Кольберг, поставил вопрос о морально-нравственном развитии человека. Он выделил три основных уровня развития моральных суждений: преконвенциональ- ный, конвенциональный, постконвенциональный. Стадии развития моральных суждений по Л. Кольбергу62
Таким образом, осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Психоёогические зако^мер^сти воспита^я Закономерности воспитания отражают объективные существенные связи, которые определяют организацию воспитательного процесса. Первая закономерность — единство развития и воспитания. Общественные связи, в которых находится человек, влияют на развитие его личности. В то же время личностные отношения, убеждения и интересы непосредственно влияют на деятельность, а также на взаимодействие с другими людьми. Таким образом, развитие и воспитание — взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы. Вторая закономерность — взаимосвязь трех факторов развития (наследственности, среды, воспитания) при ведущей роли воспитания. Воспитание преодолевает, опираясь на природный фонд развития, то влияние среды, которое приносит человеку ненужный или вредный с точки зрения того или иного общества, класса опыт, личностные отношения и их компоненты. Третья закономерность — исторический и классовый характер воспитания. Все компоненты процесса воспитания, прежде всего цели воспитания, непрерывно развиваются в истории человеческого общества, и это развитие зависит от всех сторон жизни общества: от развития экономики, от развития идеологии, государства, науки, искусства. Четвертая закономерность — взаимосвязь познавательных и формирующих функций воспитания. Образование — это высшая ступень познавательных функций воспитания, процесс овладения теоретически обоснованной системой знаний, умений и навыков в специально организуемой учебной деятельности под целенаправленным воздействием со стороны других людей (преподавателей) или самого человека (самообразование). Формирующие функции воспитания есть воспитание в узком смысле слова. Это процесс накопления человеком собственного опыта и соединения его с полученным от других опытом, накопление объединенного опыта, обмен этим опытом, преодоление отрицательного опыта. Пятая закономерность — взаимосвязь четырех звеньев воспитания. В истории воспитания выделились и развиваются в более или менее тесной взаимосвязи следующие звенья воспитательного процесса: воспитание взрослыми подрастающего поколения; самовоспитание воспитанников; взаимное самовоспитание сверстниками друг друга — старшими младших, младшими старших и личное самовоспитание воспитанников; самовоспитание воспитателей — взаимное самовоспитание и личное самовоспитание; воспитание воспитанниками воспитателей — открытое и скрытое. Шестая закономерность — зависимость результатов воспитания от степени соответствия воспитательных отношений целям воспитания. Воспитательные отношения — это отношения между воспитателями и воспитанниками (между самими воспитателями и самими воспитанниками). Это отношения объективные (взаимосвязь деятельности воспитателей, то есть воспитательных воздействий и деятельности воспитанников, то есть воспитывающей деятельности) и отношения субъективные, которые отражают объективные отношения и являются их движущей силой. Соответствие характера воспитательных отношений целям той или иной воспитательной системы является решающим условием ее результативности, то есть достижения этих целей. Социальные институты воспитания — структуры и социальные институты, призванные оказывать воспитательные влияния на личность. Наиболее влиятельными из них являются семья и школа, а кроме этого, сверстники, система дополнительного образования и средства массовой информации. Семья — главный институт воспитания. Важность семьи обусловлена тем, что в ней воспитание собственно начинается и продолжается достаточно долго, так как значительную часть своей жизни мы проводим в семье. К тому же родители обладают уникальной возможностью воздействовать на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья — особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Школа — весьма важный институт воспитания. В школе ребенок проводит 9—11 лет своей жизни, здесь на него влияют как педагогический коллектив, так и сверстники. Важным является вопрос о соотношении воспитательного влияния семьи и школы. Многие авторы сходятся в том, что они могут рассматриваться как субъекты, имеющие собственный воспитательный потенциал. Традиционно внешкольная воспитательная работа осуществляется на базе учреждений дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования призваны: компенсировать отсутствие в основном образовании определенных видов деятельности; обеспечить ребенку комфортную предметную среду, «ситуации успеха», развивающее общение; содействовать в выборе индивидуального образовательного маршрута и его освоении. Еще одним социальным институтом воспитания являются сверстники. Неформальное воспитание осуществляется через контакты с людьми в организованных и неорганизованных группах, через официальные и неофициальные отношения. Огромное влияние оказывают на формирование личности средства массовой информации. Поскольку СМИ на наглядных примерах показывают своей аудитории, что хорошо и правильно, то тем самым эти ценности незаметно культивируются в зрителе, читателе и слушателе. К сожалению, этот источник информации в последнее время вытеснил такое традиционное средство воспитания, как литература и искусство. Содержаще и ^аправле^ия воспита^я Социализация личности и профессиональная подготовка специалистов — основные функции образования, закрепившиеся документально и в общественном представлении. Но в реальной жизни человек занимается не только профессиональной деятельностью, его основными социальными ролями являются: гражданин, семьянин, профессионал. Исходя из этого определяется и содержание воспитания, которое направлено на развитие базовой культуры личности, в частности, на развитие интеллектуальной, нравственной, физической, трудовой культуры и культуры семейных отношений. Воспитание ученика направлено на развитие таких важных качеств, как организованность, самостоятельность, интерес к познанию окружающего мира. Воспитанный ученик: испытывает потребность в знаниях, любит и умеет учиться, способен к самообразованию, обладает информационной культурой; интересуется различными областями человеческой культуры, хотя бы одну из них готов изучать углубленно; гордится своим учебным заведением, чувствует личную причастность к нему; чувствует себя уютно, комфортно в школьных стенах; умеет быть учеником, уважает опыт и знания старших. Воспитанию ученика способствуют следующие направления работы педагогического коллектива: создание имиджа школы, обеспечивающего ее привлекательность и популярность среди родителей и учащихся; создание атмосферы познавательного комфорта; формирование у учеников потребности в учебе, опыта успешной познавательной деятельности, осознания важности знаний; организация личностно-ориентированного образования. Воспитание труженика Современный человек должен иметь представление о многообразии и специфике экономических моделей, действующих в нашем обществе, о видах собственности, приоритетах в промышленности, сфере обслуживания. Необходимо сформировать у учащихся осознанное реальное отношение к таким социальным явлениям, как безработица, конкуренция, этика бизнеса. Новое экономическое мышление, функциональную грамотность в области финансово-правовых вопросов, практические умения делового человека, культуру потребителя можно сформировать через введение предметов экономического цикла. Пример заданий из учебника по экономике для школьников: Подумайте, из чего складываются доходы населения в нашей стране (на примере своей семьи). Что, по-вашему, выгоднее: иметь наличные деньги или хранить средства на текущем счете? От чего зависит ответ на этот вопрос? Какому виду расчетных средств вы бы отдали предпочтение: чековой книжке, кредитной карточке или дебетовой карточке? Обоснуйте свой ответ. Идея воспитания человека, способного и желающего трудиться, может быть реализована, если любой труд, выполненный качественно, станет одной из центральных ценностей в семье и школе, если у ребенка, подростка, старшеклассника будет поддерживаться со стороны взрослых уважение к результатам собственного труда и труда других людей. Проблема современного воспитания К сожалению, мы можем наблюдать у некоторых обеспеченных учащихся своеобразный стереотип: «То правильно, что мне удобно. Мои родители платят деньги, а вы тут от меня что-то требуете — класс убрать, помочь. Я никому не должен, вы мне должны». При этом морально-нравственные факторы, социальная полезность труда учителя, уборщицы и т. д. в расчет не принимаются. Воспитание творческой индивидуальности Основной идеей гуманистического подхода в воспитании является идея самоценности, уникальности воспитанника при условии ее реализации в системе гуманистических отношений в соотнесении с интересами и потребностями других людей. Проблема современного воспитания Исследования показывают, что современному российскому образованию свойственен «интеллектуальный порок» — наклеивание ярлыков. Даже опытные учителя нередко опираются в своей работе на самые примитивные классификации учеников — либо собственные, либо околонаучные (например, астрологические). В ходе педагогической деятельности под такую теорию подгоняются не факты, а живые дети. Возможен ли в таком стереотипном восприятии индивидуальный подход к человеку? На что должна быть направлена работа по воспитанию творческой индивидуальности? На осознание личностью своей неповторимости, самоценности при адекватности самооценки, способности к рефлексии. На выработку воспитанником круга гуманистических жизненных ценностей, ответственности перед собой и другими за выбор жизненного пути. На развитие самостоятельности и креативности мышления. На раскрытие творческих задатков и способностей, овладение навыками самосовершенствования в физической, психической и нравственной сферах. Воспитание семьянина Основная идея этого направления — идея гармонизации, согласования целей и интересов ребенка, семьи и школы, воспитание человека, освоившего культуру семейных отношений, осознанно и ответственно относящегося к роли семьянина, продолжателя рода, создателя и хранителя семейных традиций. Воспитание семьянина направлено на: осознание себя представителем определенного пола, носителем мужского или женского начала; понимание и переживание своей значимости как полноправного члена семьи, осваивая и прогнозируя по мере взросления различные семейные роли; умение принимать близких такими, какие они есть, любить их, проявлять терпимость к недостаткам родных людей; создание потребности сохранения семейных отношений, круга семейных ценностей; знакомство с функциональными обязанностями в семье, приобретение умений заботы о близких, самообслуживания, распределения бюджета, проведения свободного времени. Проблема современного воспитания Нельзя не отметить, что эталоны женственности и мужественности, складывающиеся у школьников, далеки от реалий жизни. Так, идеальные представления и реальное поведение находятся в разных планах, а идеал не выполняет регулятивной функции. Интересно, например, что из описания понятия «мужественность» практически исчезло качество ответственности! Воспитание гражданина России Воспитание гражданского самосознания основывается на формировании у подростков и старшеклассников ценностного отношения к явлениям общественной жизни. Формирование гражданского самосознания напрямую содействует воспитанию патриотизма и с психологической точки зрения направлено на развитие гражданственности как интегративного качества личности. Подростковый и ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Его специфические черты — повышение значимости для формирования «Я-концепции» системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия. Воспитывая гражданское самосознание, мы стараемся развить следующие качества: осознание учащимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему; сохранение национальной самобытности, национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры; знание и широкое использование своих гражданских прав и добросовестного выполнения гражданских обязанностей; ответственность за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России; формирование осознанного отношения к политике государства; ориентация в экономической структуре и политике государства. Воспитание человека мира Это направление предполагает воспитание в духе ненасилия, направленное на установление гуманистических и толерантных отношений между людьми, развитие социальной толерантности. Социальная толерантность рассматривается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Социальная толерантность не сводится к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов, а предполагает взаимную активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей. Проблема современного воспитания К сожалению, все чаще в последнее время мы можем видеть проявления интолерантности (нетерпимости). Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа («ин-группа»), твоя система взглядов, твой образ жизни стоит выше остальных («аут-групп»). К проявлениям социальной нетерпимости (интолерантности) относятся оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения и т. д. К психологическим предпосылкам развития толерантного сознания относятся: Потенциал для развития самосознания и сформированная эгоидентичность. Толерантная личность обладает значительным разрывом между «Я-идеальным» и «Я-реальным» в отличие от инто- лерантной (у которой «Я-идеальное» и «Я-реальное» практически совпадают). Ответственность. Локус контроля толерантной личности — интер- нальный (принятие человеком на себя ответственности за события, происходящие с ним). Потребность в личной независимости. Способность к эмпатии. Толерантной личности присуще ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека. Открытость новому опыт . Толерантные люди легко воспринимают все новое, проявляют гибкость и готовность к изменениям. Толерантной личности чаще всего свойственны ощущение защищенности (низкий уровень нейротизма), чувство юмора, доброжелательность. Склонность к враждебному поведению, экстремистским действиям в отношении представителей других этнических групп тесно коррелирует с общей склонностью личности к деструктивным стратегиям поведения в ситуациях межличностного конфликта. Это дает основания для предположения, что выработка навыков конструктивного, основанного на стратегии сотрудничества поведения в ситуациях конфликта приведет к снижению склонности к враждебному поведению в отношении других этнических групп, как и к другим проявлениям экстремизма. Таким образом, работа по психологическому сопровождению формирования социальной толерантности должна базироваться на создании условий для развития у подростков гражданского самосознания, ответственности, способности к эмпатии и обучения навыкам конструктивного и ассертивного общения. |