Главная страница
Навигация по странице:

  • Нравственное воспитание

  • мотивами поведения

  • Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание 63 .

  • Гуманистическая психология

  • Чтобы достичь самоактуализации

  • Проблема современного воспитания

  • Теория и методика воспитамя И. П. Ива^ва Игорь Петрович Иванов

  • Содержание процесса воспитания по И

  • видов общей заботы

  • общение

  • познавательная деятельность

  • оздоровительно-спортивная деятельность

  • организаторская деятельность

  • творчество

  • Коллективные творческие дела (КТД)

  • Уровни развития динамики осуществления системы коллективных творческих дел.

  • Структура коллективного творческого дела

  • аа. Педагогическая психология. (Учебное пособие) Под ред. Регуш Л. Питер чебное пособие стандарт третьего поколения


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеПитер чебное пособие стандарт третьего поколения
    Дата11.05.2022
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПедагогическая психология. (Учебное пособие) Под ред. Регуш Л.А,.docx
    ТипДокументы
    #523784
    страница29 из 37
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37

    ^pавствe^^оe воспитало

    Нравственность — это неотъемлемая сторона личности, обеспечиваю­щая добровольное соблюдение ею существующих норм, правил и при­нципов поведения.

    Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие че­ловека

    Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднаме­ренной (произвольной), так и непреднамеренной (непроизвольной).

    При произвольной саморегуляции человек сознательно принимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех слу­чаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям.

    При непроизвольной регуляции человек поступает нравственно потому, что он не может по-другому. Моральные мотивы становятся определяющими в поведении. Непроизвольное нравственное поведе­ние в большей степени отвечает условиям повседневной жизни, кото­рые часто требуют немедленных поступков.

    Непроизвольная саморегуляция формируется двумя способами:

    • в процессе накопления стихийного нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравствен­ными нормами, закрепляются определенные формы поведения, то есть формируются нравственные привычки. Подлинный мо­ральный смысл этих привычек осознается ими значительно позже;

    • первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки дру­гим желаниям, а затем непроизвольно усваиваются более сложные моральные требования.

    Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции.

    Проблема современного воспитания.

    В практике воспитания часто встречается ситуация, когда при обу­чении детей моральным знаниям не опираются на их собственный жиз­ненный опыт. Это приводит к разрыву между моральными знаниями и моральным поведением.

    Главное, как в обучении, так и в воспитании, — это создание таких ситуаций, в которых ребенок начинает брать что-то из выработанных человечеством средств деятельности, усваивает их. В этом отношении обучение и воспитание совершенно одинаковы. Но ситуации обучения мы уже научились создавать, а ситуации воспитания еще нет, и недоста­точно хорошо представляем себе, в чем их специфические особенности (Г. П. Щедровицкий, Р. Г. Надежина).

    Психологические аспекты успешности нравственного воспитания заключаются в необходимости:

    • соблюдения такого соотношения между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данных знаний в поведении;

    • постановки перед детьми специальных задач по выделению нравс­твенного содержания из различных поступков и выражению его в словесной форме;

    • побуждения детей ставить перед собой нравственные вопросы и по­могать находить на них ответы;

    • обучения детей соответствующим формам нравственного поведе­ния;

    • постоянной оценки поведения детей с точки зрения тех норм, кото­рыми они должны овладеть.

    Развитие ценностно-смысловой сферы и воспитание63.

    Рассмотрение вопросов психологии воспитания невозможно без учета развития ценностных ориентаций человека, которые представ­ляют собой одну из центральных характеристик личности и оказывают существенное влияние на все стороны ее жизнедеятельности.

    Ценности обычно понимаются двояко: во-первых, как атрибут, как ценность чего-то, а во-вторых, как объект или предмет, то есть как нечто, ценное само по себе. В первом случае понятие «ценности» иногда используется тождественно понятиям «смысл», «значимость», «убеждения». В этом аспекте можно говорить о смысле жизни как не­обходимой для человека ценности, потеря которой является угрозой его психическому, а иногда и физическому благополучию. Одна из важнейших форм ценностей — это идеал. Ценность в качестве идеала переживается как объективно желательное положение вещей. Идеал видится как нечто недостижимое и непостижимое, но при этом линия поведения человека выстраивается в соответствии с тем, как он пред­ставляет этот идеал. Некоторые исследователи рассматривают понятие ценности как близкое понятиям потребности и мотива, считая, что ценность обладает реальной побудительной силой. Другие используют понятие ценностных ориентаций как основных элементов системы отношения человека к социальному миру, определяющих стратегию социальной жизни личности.

    Гуманистическая психология как направление в современной психологии делает предметом своего изучения целостного человека в его высших специфических для человека проявлениях. Одним из цен­тральных мыслителей и основателем данного направления и является Абрахам Маслоу.

    Чтобы ответить на вопросы о человеке и человечестве: что могут люди, насколько может вырасти человек, Маслоу предлагал изучать не «средних» или больных людей, а «наиболее нравственных, наиболее приближающихся к идеалу святости». Он выдвинул идею «хороших экземпляров» или самоактуализирующихся личностей, которые дости­гают высоких результатов в развитии своей собственной природы: яр­кие творческие способности, психическое здоровье и высокая степень человечности. Каждый человек может стать такой личностью.

    В своих исследованиях Маслоу пришел к выводу, что общество в целом нездорово и человек, адаптированный к такому обществу, не может быть здоров. «С огромным сожалением я замечаю, что боль­шинство людей не протестуют против плохого обращения с собой. Они принимают его и расплачиваются годы спустя разнообразными невротическими и психосоматическими симптомами. А в некоторых случаях они никогда не осознают, что больны, что потеряли дорогу к истинному счастью, богатую эмоциональную жизнь и безмятежную, полноценную старость, что они никогда не узнают, как прекрасно быть творцом, эстетически воспринимать мир и переживать жизнь как вол­нующее событие».

    В человеке изначально присутствует самость, которая с рождения стремится к росту, успеху, здоровью, актуализации.

    Чтобы достичь самоактуализации, нужно:

    • во-первых, научиться прислушиваться к опыту своего организма, так как он обладает «биологической мудростью», надо научиться ему доверять, слышать внутренние сигналы;

    • во-вторых, каждый раз совершать выбор в сторону личностного роста;

    • в-третьих, не бояться своих переживаний, быть полностью ими по­глощенным;

    • в-четвертых, принять ответственность за свою жизнь;

    • в-пятых, быть смелым, не бояться перемен и жизни в условиях не­определенности;

    • в-шестых, стремиться к совершенству в своем деле;

    • в-седьмых, испытывать пиковые переживания;

    • в-восьмых, осознавать свои способности, свое предназначение, что для тебя хорошо, а что плохо, отказаться от психологических защит.

    М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инстру­ментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности — как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях.

    Ценностные основы начинают складываться еще в дошкольном возрасте, но осознать и выразить их речевыми средствами дети могут впервые именно в подростковом возрасте.

    Создание собственной ценностной системы сопровождается обраще­нием подростков к вечным философским проблемам, идеальным пред­ставлениям о нравственности. По мнению Е. Ф. Рыбалко, усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включе­ния в систему его ценностных ориентаций различного рода нравствен­ных качеств. По словам Г. Крайг, в доподростковый период дети не в состоянии создать свою систему ценностей, даже если хотят этого, так как не обладают соответствующими когнитивными способностями.

    Предпосылки для начала реального выполнения системой ценно­стных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. Как пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов

    и принципов, которая становится постоянно действующим нравствен­ным побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны.

    Проблема современного воспитания

    На формирование системы ценностей растущего человека влияет его окружение. Как правило, это семья, а также компания сверстников. В последнее время увеличилось влияние средств массовой информа­ции на формирование системы ценностей, а влияние культурных норм, наоборот, уменьшилось, так что многие юноши выходят в жизнь с раз­мытой и неопределенной ценностно-смысловой сферой личности.

    Результаты проведенного М. С. Яницким исследования показали, что развитие высшего уровня системы ценностных ориентаций лич­ности может быть осуществлено в процессе целенаправленного пси­хологического воздействия, адекватной формой которого является групповой психологический тренинг.

    Таким образом, система ценностей, принятая человеком, определяет стратегию жизненного пути личности, ее основные выборы и поступки. От зрелой, грамотно сформированной ценностно-смысловой сферы зависит судьба человека и его понимание смысла своей жизни.

        1. Теория и методика воспитамя И. П. Ива^ва

    Игорь Петрович Иванов — доктор педагогических наук, профессор, академик, автор методики коллективного творческого воспитания — педагогики общей заботы. Руководил факультетом педагогики в ЛГПИ им. А. И. Герцена, в 1959 г. создал в Ленинграде Коммуну юных фрунзен- цев — районную школу комсомольско-пионерского актива, в 1963 г. — Коммуну им. А. С. Макаренко, содружество студентов, учителей и преподавателей ЛГПИ им. А. И. Герцена. Распространение их опыта привело к возникновению по всей стране в 60-е гг. коммунарского дви­жения как неформального объединения детей и взрослых на основе де­ятельностной заботы об окружающем мире, о развитии всех и каждого.

    Содержание процесса воспитания по И. П. Иванову — это сложная система деятельности (общей, творческой, гражданской) воспитателей и воспитанников, направляемой воспитателями. Это единство двух типов отношений — отношений товарищеского творческого обучения и отношений товарищеского содружества поколений.

    Деятельность, в процессе которой преобладают отношения това­рищеского творческого обучения, позволяет открыто решать воспи­тательные задачи двух типов: это задачи овладения системой знаний, умений и навыков по определенной программе (образовательные) и задачи овладения отдельными знаниями, умениями и навыками для успешного участия в текущей жизни (задачи обучения в жизни). Твор­ческое овладение происходит тогда, когда задачи ставятся и решаются сообща.

    Деятельность, в процессе которой преобладают отношения твор­ческого содружества поколений, позволяет открыто решать жизненно практические задачи (трудовые, бытовые, игровые, развлекательные, организаторские), задачи улучшения жизни окружающих, своего кол­лектива, своей собственной. Одновременно незаметно (скрыто) реша­ются задачи воспитания положительных качеств личности и преодо­ления отрицательных. Это сочетание различных видов общей заботы в соответствии с разными видами деятельности. К ним относятся:

    • поведение — образ жизни и действий, обращение с окружающим миром — людьми, природой, окружающими предметами;

    • общение — обмен личным опытом (универсальный вид деятель­ности);

    • трудовая деятельность — создание материальных ценностей и со­ответственно трудовая забота;

    • познавательная деятельность — открытие явлений и закономер­ностей мира и соответственно познавательная забота;

    • художественно-эстетическая деятельность — создание художес­твенных образов и соответственно художественно-эстетическая забота;

    • оздоровительно-спортивная деятельность — укрепление здоровья, закалка организма и соответственно жизненно-практическая, оздо­ровительно-спортивная забота;

    • организаторская деятельность — обеспечение условий для реше­ния жизненно-практических и воспитательных задач и соответ­ственно организаторская забота.

    Таким образом, в основе деятельности детей лежат следующие идеи:

    • забота об улучшении окружающей жизни (забота о близких и дале­ких людях, о своей школе, селе, городе, о себе самом как товарище других людей);

    • творчество, то есть совместный поиск новых, лучших решений, жизненно важных проблем или задач;

    • коллективность, то есть объединение усилий участников деятель­ности, в которой каждый может проявить себя, внести реальный вклад в общее дело, ощутить свою значимость при достижении об­щего результата;

    • сотрудничество старших и младших, взрослых и детей.

    Эти идеи нашли свое воплощение в разработанной методике орга­низации коллективных творческих дел.

    Коллективные творческие дела (КТД) — один из типов форм ор­ганизации воспитательной деятельности, основное средство методики воспитания. Их важнейшие особенности — практическая направлен­ность, коллективная организация, творческий характер.

    Каждое КТД есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому оно дело, но не простое дело, а жизненно важное, общественно необ­ходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, со­вершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практи­ческой заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач. Различаются следующие виды коллективных твор­ческих дел: общественно-политические, трудовые, познавательные, художественно-эстетические, организаторские, спортивно-оздорови­тельные.

    Уровни развития динамики осуществления системы коллективных творческих дел.

    Первичный (первый) уровень — характерен ситуативным типом использования КТД. На этом уровне педагог использует КТД как ве­дущее средство воспитания, оставляя для воспитанников неясным его воспитательное значение, но как можно раньше раскрывая его значение как средство общей жизненно-практической заботы о своем коллек­тиве, друг о друге, об окружающих людях. Используется на начальном этапе воспитательной работы с младшими школьниками.

    Средний (второй) уровень характерен избирательно-системати­ческим типом использования КТД. Этот тип проявляется в последо­вательном использовании в течение длительного времени одних и тех же коллективных творческих дел (в новых условиях и вариантах) для решения разных жизненно-практических задач.

    Высший (третий) уровень — характерен развернуто-систематиче­ским типом использования КТД. Этот тип проявляется в целенаправ­ленном развитии у воспитанников гражданского отношения к окружа­ющей жизни и самим себе средствами многообразной, систематической общей творческой жизненно-практической заботы воспитанников и воспитателей.

    Структура коллективного творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества. Содержание этих стадий состав­ляют действия воспитателей и воспитанников, необходимые для целе­направленного развития у воспитанников целостно-многостороннего гражданского отношения к жизни, к самим себе и для преодоления отрицательных личностных качеств.

    • Первая стадия — предварительная работа коллектива. На этой ста­дии руководитель и сотрудники коллектива определяют конкрет­ные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои исходные направляющие действия, необходимые для выполнения этих задач, и приступают к таким действиям, проводя «нацеливающие» вос­питательные занятия с воспитанниками (беседы, экскурсии и т. д.), готовят их к коллективному планированию — рассказывают, какие дела можно провести, для кого, с кем вместе.

    • Вторая стадия — коллективное планирование.

    • Третья стадия — коллективная подготовка КТД.

    • Четвертая стадия — проведение коллективного творческого дела.

    • Пятая стадия — коллективное подведение итогов.

    • Шестая стадия — ближайшее последействие.

    Методика комплексной организации воспитательного процесса представляет собой единство трех сторон:

    • планирование и осуществление воспитательной работы по темати­ческим периодам;

    • реализация стадий коллективной творческой деятельности воспи­тателей и воспитанников;

    • применение системы функций товарищеской воспитательной за­боты (поручения, приучения, убеждения).

    Таким образом, главное средство воспитания и развития ребенка по И. П. Иванову — деятельность. Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир и себя. Чем больше человек улучшает окружающую жизнь, тем полнее и глубже развивается сам как строитель, заботливый труженик, товарищ других людей.
        1. 1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   37


    написать администратору сайта