Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

  • Рабочая программа по литературе 5-9 кл. Планируемые результаты освоения предмета Литература Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета Литература


    Скачать 167.35 Kb.
    НазваниеПланируемые результаты освоения предмета Литература Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета Литература
    Дата12.04.2022
    Размер167.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРабочая программа по литературе 5-9 кл.docx
    ТипЛитература
    #467859
    страница4 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 6 КЛАССЕ

    М.В. Ломоносов «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…».

    И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

    А.С. Пушкин «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнееутро».

    М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).

    Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе)

    Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…».

    И.А. Бунин «Не видно птиц. Покорно чахнет...».

    С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).

    Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).

    Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

    Из устного народного творчества

    Сказки «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».

    Из героического эпоса

    Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты); «Песнь оРоланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).

    Из древнерусской литературы

    «Подвиг юноши Кожемяки». Из «Сказаний о Святославе».

    Из русской литературы XIX века

    В.А. Жуковский «Кубок».

    А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет…», «Простите,верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...».

    М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь».

    Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

    И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три — по выбору).

    Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос».

    Н.С. Лесков «Человек на часах».

    А.П. Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».

    Из русской литературы XX века

    Блок «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…».

    Сологуб «Под черемухой цветущей…», «Порос травоймой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…».

    И.А. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте,на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...».

    Б.Л. Пастернак «После дождя».

    Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи».

    А.Т. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…».

    Вознесенский «Снег в сентябре». В.К. Железников «Чучело».

    В.П. Крапивин «Мальчик со шпагой».

    Р.П. Погодин «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».

    А.Г. Алексин «Домашнее сочинение», «Три мушкетера водном купе».

    Из зарубежной литературы

    Шклярский «Томек среди охотников за человеческимиголовами» (пер. с польского.).

    7 класс

    ВВЕДЕНИЕ

    Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

    Теория литературы: литературный род, текстология.

    ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

    БЫЛИНЫ

    «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». А.К. Толстой «Илья Муромец». Событие

    былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

    Теория литературы: эпос; эпические жанры в фольклоре; былина (эпическая песня), тематика былин, своеобразие центральных персонажей и особенности конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.К. Толстой «Илья Муромец»); изобразительное искусство (репродукции картин: В.М. Васнецов «Богатыри»; Н.К. Рерих «Богатырский фриз», «Святогор»; М.А. Врубель «Вольга и Микула»; К.А. Васильев «Дар Святогора»).

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ

    Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили — сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»).

    Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.

    Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанров обрядовой поэзии, лироэпическая песня; эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения (развитие представлений).

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (лубок; А.М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы», Б.М. Кустодиев «Масленица», В.И. Суриков «Взятие снежного городка»); музыка (П.И. Чайковский «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года»).

    Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

    Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(сага о викинге Орваре Одле); история (время правления Олега); изобразительное искусство (иконопись; оформление памятников древнерусской литературы — миниатюра из «Радзивилловской летописи» — «Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру»; Ф.А. Бруни «Олег прибивает щит к вратам Константинополя»; В.М. Васнецов «Прощание вещего Олега с конем», «Олег у костей коня»).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

    М.В. ЛОМОНОСОВ

    Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях.

    Теория литературы: литературное направление, классицизм; ода; учение М.В. Ломоносова о «трех штилях»; риторические фигуры; эпиграмма; тема и мотив (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(фрагмент из книги «Юности честное зерцало»); изобразительное искусство (портрет М.В. Ломоносова — гравюра М. Шрейдера с оригинала Шульце; скульптурный портрет М.В. Ломоносова работы Ф.И. Шубина; мозаика «Полтавская баталия», выполненная в мастерской Ломоносова); музыка (сочинения М.И. Глинки, П.И. Чайковского)

    Г.Р. ДЕРЖАВИН

    Биография Г.Р. Державина (по страницам книги В.Ф. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения;

    своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти. Сопоставление стихотворного переложения 81 псалма с оригиналом.

    Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды; тематическое разнообразие лирики; псалом; риторические фигуры (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Ф. Ходасевич «Державин»; «Наказ…» Екатерины II); скульптура (М.И. Козловский «Императрица Екатерина II в образе Фемиды»).

    Д.И. ФОНВИЗИН

    Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

    Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; ремарка; литературное направление, классицизм (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Н.А. Некрасов «Пестрый галстук с черным фраком…»); история (закон «О вольности дворян» 18 февраля 1752 года); изобразительное искусство (иллюстрации Н.И. Калиты «Помещица».

    А.С.ПУШКН

    Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…»), «Во глубине сибирских руд…». Любовь к родине, уважение к предкам: «Два чувства дивно близки к нам…». Человек и природа: «Туча». Тема власти, жестокости, зла: «Анчар». «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы – предсказание, предзнаменование, предвидение, провидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и исторических личностей в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история произведений.

    Теория литературы: поэма, баллада, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип; тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование – дружеское послание.

    Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик;эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.Н. Нахимов — поэт-сатирик; А.А. Марков «Пинва»); география (Болховский и Жиздринский уезды); изобразительное искусство (В.В. Пукирев «Яков Турок поет»; иллюстрации к «Запискам охотника» Б.М. Кустодиева; В.М. Васнецов «Нищие певцы»; В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»).

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

    Стихотворения: «Три пальмы», «Родина». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни...» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные образы поэмы и художественные приемы их создания; речевая характеристика героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...».

    Теория литературы: жанры лирики; сюжет и композиция лирического произведения (углубление и расширение понятий); фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; контраст; вымысел и верность исторической правде; градация.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: история(Смутное время, опричнина); изобразительное искусство (акварели, рисунки, пейзажи М.Ю. Лермонтова; В.М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», «Встреча Алены Дмитриевны с Кирибеевичем», «Бой Кирибеевича с Калашниковым», «Прощание с братьями (казнь)»; И.Е. Репин «Иван Грозный его сын Иван 16 ноября 1581 года»; Н.В. Неврев «Опричники»); музыка (музыкальные произведения на сюжеты произведений М.Ю. Лермонтова).

    Н.В. ГОГОЛЬ

    Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема — изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Новаторство писателя. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям. История замысла.

    Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии; фантастика.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(«Житие святого Акакия»); изобразительное искусство (А.В. Венецианов «Акакий Акакиевич в департаменте», «Лествица»); кино, мультипликация по мотивам повести Н.В. Гоголя.

    И.С. ТУРГЕНЕВ

    Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы» (основная тема, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство произведения.

    Теория литературы: цикл; портрет и характер; рассказчик;эпилог; стихотворение в прозе (углубление представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.Н. Нахимов — поэт-сатирик; А.А. Марков «Пинва»); география (Болховский и Жиздринский уезды); изобразительное искусство (В.В. Пукирев «Яков Турок поет»; иллюстрации к «Запискам охотника» Б.М. Кустодиева; В.М. Васнецов «Нищие певцы»; В.Г. Перов «Чаепитие в Мытищах»).

    Н.А. НЕКРАСОВ

    Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашнийдень, часу в шестом...», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная — основная тема произведенийпоэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовьчувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, достоинство; чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

    Теория литературы: поэма (развитие представлений); диалог.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Н.А. Некрасов «Безвестен я. Я вами не стяжал…»); изобразительное искусство (Н.А. Некрасов и художники-передвижники; Г.Н. Мясоедов «Земство обедает»; К.А. Савицкий «Ремонтные работы на железной дороге»; иллюстрации учебника).

    М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

    Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, какодин мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя

    Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория — развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: история (газета «Весть»; табель о рангах); изобразительное искусство (И.Н. Крамской.Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина; иллюстрации).

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

    Л.Н. Толстой — участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества — основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

    Теория литературы: рассказ, книга (цикл) рассказов (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: история (Севастополь — город русской славы); изобразительное искусство (работа с иллюстрациями; панорама Ф. Рубо «Оборона Севастополя»).

    Н.С. ЛЕСКОВ

    Краткие биографические сведения. «Лесков — писатель будущего» (Л.Н. Толстой). Сказ «Левша». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

    Теория литературы: сказ, рассказчик (развитие представлений); своеобразие стиля.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (В.А. Серов. Портрет Н.С. Лескова; иллюстрации к сказу«Левша» в учебнике); сюжет «Левши» в других видах искусства (кинематограф, анимация).

    А.А. ФЕТ

    Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе сприветом…», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

    Теория литературы: лирика природы; тропы и фигуры(эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, бессоюзие — развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.Е. Репин.Портрет А.А. Фета; И.И. Шишкин «Рожь», А.К. Саврасов «Рожь»); музыка (П.И. Чайковский «Август» из цикла «Времена года»).

    А.П. ЧЕХОВ

    Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

    Теория литературы: психологический портрет; сюжет; сатира (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(сатирические сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина; М.М. Зощенко «Нервные люди», А.Т. Аверченко «Открытие Америки», Н.А. Тэффи «Воротник»); изобразительное искусство (П. Пинкисевич «Хамелеон», С. Алимов «Хамелеон»; иллюстрации в учебнике; рисунки учащихся; репродукция картины П.А. Федотова «Свежий кавалер»).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА

    О РОССИИ

    Н.М. Языков «Песня»; И.С. Никитин «Русь»; А.Н. Майков «Нива»; А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край!..»

    Теория литературы: инверсия, риторический вопрос, восклицание, обращение (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.С. Пушкин «Роман в письмах»); история (происхождение названия «Русь»); музыка (композитор А. Алябьев, стихи Н. Языкова.Романс «Песня»).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

    М. ГОРЬКИЙ

    Повесть «Детство» (главы по выбору); «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетныелинии в автобиографической прозе; становление характера юного героя; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость); авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия идеи.

    Теория литературы: автобиографическая проза; трилогия;контраст (развитие представлений); герой-романтик.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(автобиографические произведения); изобразительное искусство (В.А. Серов. Портрет М. Горького; Б.А. Дехтерев. Иллюстрации к произведениям М. Горького); фотографии писателя.

    И.А. БУНИН

    Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...». Человек и природа в стихах И.А. Бунина. Размышления о своеобразии поэзии: «Как я пишу». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение — основные мотивы рассказа;

    образы-персонажи; образ природы; образы животных и их значение в раскрытии художественной идеи рассказа.

    Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении; поэтический образ; художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.И. Левитан «Весна. Большая вода»; И.Е. Репин «Мужичок из робких»); музыка (П.И. Чайковский «Подснежник. Апрель» из цикла «Времена года»).

    А.И. КУПРИН

    Рассказы «Чудесный доктор», «Allez!». Основная сюжетная линия рассказов и подтекст; художественная идея.

    Теория литературы: рассказ-анекдот; диалог; прототип; мотив (развитие представлений); каламбур.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(дети и взрослые в прочитанных ранее произведениях); изобразительное искусство (иллюстрации Г.А. Трагоута).

    А.С. ГРИН

    Краткие сведения о писателе. Повесть «Алые паруса» (фрагмент). Творческая история произведения. Своеобразие образного мира повести. Экранизация повести.

    Теория литературы: развитие представлений о герое-романтике.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографии

    Грина; изобразительное искусство (иллюстрации С. Бродского к повести «Алые паруса», репродукция картины В. Фалилеева «Волна»); кино (кинофильм «Алые паруса», режиссерПтушко, 1961).

    МАЯКОВСКИЙ

    Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с

    Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематикастихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

    Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея; рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора, синтаксические фигуры и интонация конца предложения, аллитерация)

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет В. Маяковского работы художниковКелина, Н. Соколова, И. Бройдо; иллюстрации Д. Бурлюка, Е.Г. Дорфман, Н.А. Долгорукова).

    С.А. ЕСЕНИН

    Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Каждыйтруд благослови, удача…», «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

    Теория литературы: образ-пейзаж; тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, метафора, поэтический синтаксис — развитие представлений); неологизм.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Б. Григорьев. Портрет С. Есенина; М. Володин «Есенин в Константиново»; А. Бакулевский. Гравюра «С. Есенин»; иллюстрации в учебнике); фотографии поэта; музыка(Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая…», Н. Кадышева «Отговорила роща золотая…»).

    И.С. ШМЕЛЕВ

    Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя. Роман «Лето Господне» (глава «Яблочный Спас»). Автобиографические мотивы.Роль эпиграфа. Сказовая манера. Сопоставление с «Левшой» Н.С. Лескова.

    Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании,рассказ с элементами очерка; антитеза; художественная деталь, выразительные средства; сказ.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстративный материал учебника).

    М.М. ПРИШВИН

    Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

    Теория литературы: подтекст; выразительные средства художественной речи: градация

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(образ родины в изученных

    произведениях М.М. Пришвина); изобразительное искусство (Р.Н. Зелинская. Портрет

    Пришвина; С.В. Скриченко. Портрет М.М. Пришвина; иллюстративный материал учебника.

    К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

    Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» —по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

    Теория литературы: лирическая проза; выразительныесредства художественной речи (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение — развитие представлений); пейзаж как сюжетообразующий фактор (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(сопоставление рассказов И.С. Шмелева, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского); изобразительное искусство (Л.А. Усов.Портрет К.Г. Паустовского; И.И. Левитан «Над вечным покоем»; иллюстрации).

    Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

    Стихотворение «Не позволяй душе лениться!..». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, труд — основные нравственные достоинства человека.

    Теория литературы: выразительные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений); эссе.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (репродукции картин А. Пластова «Родник» иЯблонской «Утро»).

    А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

    Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями...» (из цикла «Памяти матери»), «На дне моей жизни...». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом,сыновняя память — основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

    Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (О.Г. Верейский.Портрет А.Т. Твардовского; иллюстрации к поэме «Василий Теркин»); скульптура (А. Сергеев «Памятник А.Т. Твардовскому и Василию Теркину» в Смоленске).

    ЛИРИКА ПОЭТОВ — УЧАСТНИКОВ

    ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

    Н.П. Майоров «Творчество»; Б.А. Богатков«Повестка»;

    Джалиль«Последняя песня»; В.Н. Лобода «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов — участников войны.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(сопоставление с ранее изученными стихотворениями о войне).

    Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

    «Летят мои кони» (фрагмент). Рассказ «Экспонат №...».Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

    Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (С. Зубцов.Портрет Б.Л. Васильева; иллюстрации к произведениям); кино (экранизации произведений Б.Л. Васильева).

    В.М. ШУКШИН

    Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. Рассказ «Чудик». Простота и нравственная высота героя.

    Теория литературы: способы создания характера; художественная идея рассказа.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: скульптура (памятники В.М. Шукшину скульпторов В.М. Клыкова, М.А. Кульгачева, Н.В. Звонкова, В.Ф. Рублева); прикладное искусство (фестиваль деревянных скульптур «Шукшинские чудики» в Сростках); кино (В.М. Шукшин в киноискусстве: сценарист, режиссер, актер).

    ПОЭТЫ XX ВЕКА О РОССИИ (1 час)

    Тукай «Родная деревня»; А.А. Ахматова «Мне голос был.Он звал утешно...»; М.И. Цветаева «Рябину рубили зорькою...»;

    Северянин «Запевка»; Н.М. Рубцов «В горнице»; Я.В. Смеляков «История»; А.И. Фатьянов «Давно мы дома не были»; А.Я. Яшин «Не разучился ль...»; К.Ш. Кулиев «Когда на менянавалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…»; Р.Г. Гамзатов «В горах джигиты ссорились, бывало…», «МойДагестан»;А.А. Вознесенский «Муромский сруб»; А.Д. Дементьев «Волга».

    Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.

    Теория литературы: сравнение, риторические фигуры (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(стихи о России поэтов ХIХ века); изобразительное искусство (И. Глазунов «Русская земля», «Русский мужик»; А. Смирнов «Лето красное»; Е. Лисовская «Протянула руку. Мои губы дотронулись…»; В. Мишин. Иллюстрации к книге М. Цветаевой «Лирика»; Л.Д. Киркач-Осипова. Иллюстрации к лирикеСеверянина; В. Сергеев. Иллюстрации к стихотворениям Н. Рубцова; Г. и Н. Буршагины. Иллюстрации к стихотворениям Н. Рубцова; фотограф А. Фирсов. Дагестанский город Дербент. Ханские башни, XVII век

    «Тутаев над рекой»; Р. Галимуллин «Мир Г. Тукая»; Г. Паштов «Ночь и рассвет» и др.).

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    У. ШЕКСПИР

    Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум...», «Прекрасное прекрасней во сто крат...», «Уж если ты разлюбишь, — так теперь...», «Люблю, — но реже говорю об этом...», «Ее глаза на звезды не похожи…».

    Темы и мотивы. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

    Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М. Друшаут. Портрет У. Шекспира; Э. Улан. Портрет У. Шекспира); музыка (М. Таривердиев «Люблю, — но реже говорю об этом...»).

    МАЦУО БАСЁ

    Образ поэта. Основные биографические сведения. Знакомство со стихотворениями, их тематикой, своеобразием образов и структуры.

    Теория литературы: хокку (хайку).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (ЁсаБусон.Портрет МацуоБасё; гравюры японских художников; японский пейзаж).

    Р. БЁРНС

    Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «Возвращениесолдата», «Джон Ячменное Зерно» (по выбору). Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

    Теория литературы: лиро-эпическая песня, баллада; аллегория; перевод стихотворений.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(стихи о войне советских поэтов); изобразительное искусство (А. Нейсмит. Портрет Р. Бёрнса, П. Тейлор. Портрет Р. Бёрнса; В.А. Фаворский. Иллюстрация к стихотворению «Возвращение солдата»).

    Р.Л. СТИВЕНСОН

    Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность — наиболее привлекательные качества героя.

    Теория литературы: приключенческая литература.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации российских и зарубежных художников: У.Н. Конверса, Ф. Годвина, Г.М. Брока, Р. Ингпена,Пчелко, И.А. Ильинского, В.Б. Остапенко, П.И. Луганского); кино (мультфильмы 1988 и 1999 годов).

    А. ДЕ СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

    Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» (в сокращении), сказка «Маленький принц». Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь, ответственность в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

    Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений); правда и вымысел; образы-символы; афоризмы.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографииписателя; сказка А. де Сент-Экзюпери

    на языке других искусств: кино, изобразительное искусство, музыка; иллюстрации автора; рисунки детей по мотивам «Маленького принца» (Ким Мин Жи. Рисунки к «Маленькому принцу»; Леону Верту. Иллюстрации к «Маленькому принцу»).

    Р. БРЭДБЕРИ

    Рассказ «Все лето в один день». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем. Образы детей. Смысл противопоставления Венеры и Земли.

    Теория литературы: фантастика (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: фотографииписателя; изобразительное искусство (иллюстрации Э. Дика к произведениям Р. Брэдбери).

    Я. КУПАЛА

    Основные биографические сведения. Отражение судьбы белорусского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся». М. Горький и М. Исаковский — переводчики Я. Купалы.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка(«А кто там идет?», стихи Я. Купалы, муз. С. Кортеса); изобразительное искусство (А. Бразер. Портрет Я. Купалы; иллюстрации к стихотворению «А кто там идет?»); скульптура (памятник Я. Купале в Минске).

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

    Д. Н. КУГУЛЬТИНОВ

    Основные биографические сведения. Тема большой и малой родины в поэзии Кугультинова. Стихотворения «Россия», «Зов родного края»

    Теория литературы: основные средства изобразительности поэтической речи.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта