Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 8 КЛАССЕ

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 9 КЛАССЕ

  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАСС

  • Рабочая программа по литературе 5-9 кл. Планируемые результаты освоения предмета Литература Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета Литература


    Скачать 167.35 Kb.
    НазваниеПланируемые результаты освоения предмета Литература Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета Литература
    Дата12.04.2022
    Размер167.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРабочая программа по литературе 5-9 кл.docx
    ТипЛитература
    #467859
    страница5 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 7 КЛАССЕ

    М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на всероссийскийпрестол...» (отрывок).

    Г.Р. Державин «Властителям и судиям» (отрывок).

    А.С. Пушкин. Одно-два стихотворения (по выбору).

    М.Ю. Лермонтов «Родина».

    И.С. Тургенев «Певцы» (фрагмент).

    Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

    А.А. Фет. Стихотворение (по выбору).

    Одно-два стихотворения о России поэтов XIX века (по выбору).

    Горький «Старуха Изергиль» (отрывок из «Легенды оДанко»).

    С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору). Н.А. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться...» А.Т. Твардовский «На дне моей жизни...» У. Шекспир. Один сонет (по выбору).

    Басё. Несколько стихотворений (по выбору).

    Одно-два стихотворения о России поэтов XX века (по выбору).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 7 КЛАССЕ

    Из устного народного творчества

    Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря».

    Из древнерусской литературы

    «Повесть временных лет» («Единоборство Мстислава с Редедею»), «Житие Сергия Радонежского».

    Из русской литературы ХVIII века

    Г.Р. Державин «Признание».

    Из русской литературы ХIХ века

    А.С. Пушкин «19 октября» («Роняет лес багряный свойубор...»), «19 октября 1827 г.» («Бог помочь вам, друзья мои...»).

    М.Ю. Лермонтов «Панорама Москвы», «Прощай, немытаяРоссия…».

    И.С. Тургенев «Первая любовь».

    М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Коняга».

    А.П. Чехов «Смерть чиновника».

    В.Г. Короленко «Парадокс», «Слепой музыкант».

    Из русской литературы ХХ века

    Горький «В людях». И.А. Бунин «Цифры».

    В.В. Маяковский «Адище города».

    А.Т. Твардовский «Дом у дороги», «Я знаю, никакой моейвины…».

    Б.Л. Васильев «Вам привет от бабы Леры».

    В.П. Астафьев «Родные березы», «Весенний остров».

    В.А. Солоухин «Ножичек с костяной ручкой».

    Булычев «Белое платье Золушки». В.М. Шукшин «Забуксовал».

    Ф.А. Искандер «Петух».

    Из зарубежной литературы

    Дж. Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».

    8 КЛАСС

    ВВЕДЕНИЕ

    Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

    Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

    Внутрипредметные связи: выявление круга читательских интересов учащихся.

    ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

    Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне»,«Возвращение Филарета», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Периоды создания русских исторических песен. Связь с представлениями и исторической памятью народа отражение их в песне; песни-плачи; средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

    Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач; параллелизм, повторы, постоянные эпитеты.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (прослушивание музыкальных записей песен); изобразительное искусство (репродукции картин И.Е. Репина «Иван Грозный сын его Иван 16 ноября 1581 года», В. Шилова «Патриарх Московский и всея Руси Филарет»; фрагмент миниатюры из «Титулярника» «Встреча Патриарха Московского и всея Руси Филарета, возвращающегося из плена»).

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    «Житие Сергия Радонежского», Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский» (фрагмент), «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского» (фрагмент). Темадобра и зла в произведениях русской литературы. Глубина нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое и жанровое многообразие древнерусской литературы.

    Теория литературы: житийная литература, агиография;сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (икона святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба; М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»; «Преподобный Сергий игумен Радонежский»; фрагмент покрова со святых мощей (1420-е годы); «Преподобный Сергий Радонежский благословляет великого князя Дмитрия на Куликовскую битву»; миниатюра «Куликовская битва».

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

    Г.Р. ДЕРЖАВИН

    Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и взглядов поэта. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема отношений поэта и власти; поэт и поэзия.

    Теория литературы: лирическое стихотворение (развитие представлений); ода

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (Ф. Иордан «Г.Р. Державин», гравюра по оригиналу С. Тончи; А.А. Васильевский. Портрет Г.Р. Державина; Д.Г. Левицкий. Портрет Г.Р. Державина; В.Л. Боровиковский. Портрет Г.Р. Державина, Портрет князя Куракина); скульптура (памятники Г.Р. Державину).

    Н.М. КАРАМЗИН

    Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

    Теория литературы: сентиментализм как литературное течение, сентиментализм и классицизм (чувствительное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (В.А. Тропинин. Портрет Н.М. Карамзина; П.Ф. Соколов. Портрет Н.М. Карамзина; гравюра А. Флорова.

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

    .А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин», «Смерть Ермака».

    Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

    Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня; элементы романтизма, романтизм.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты В.А. Жуковского работы К.П. Брюллова, О.А. Кипренского, П.П. Соколова, А.П. Елагиной с оригинала Ф.Т. Гильдебрандта; портрет К.Ф. Рылеева кисти неизвестного художника; В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»); музыка (К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака», музыка народная)

    А.С. ПУШКИН

    Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «Бесы». «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая дама» (обзор). Роман «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и долг, любовь и дружба, честь, вольнолюбие; осознание предначертанья, провидение, случай и судьба; независимость, ответственность; литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

    Теория литературы: элегия, послание, историческая песня,роман (исторический роман — развитие представлений); художественная идея (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: история(С. Разин и Е. Пугачев, Екатерина II в русской истории и литературе); изобразительное искусство (прижизненные портреты А.С. Пушкина; В.И. Суриков «Степан Разин»; работа с иллюстрациями; В.Л. Боровиковский. Портрет Екатерины II; «Н.А. Корсаков», акварель Н. Эндера; «И.И. Пущин», рисунок Ф. Берне; «В.К. Кюхельбекер», гравюра И.И.

    Матюшкина; Н.Т. Богацкой «Портрет князя А.М. Горчакова»; иллюстрации к «Капитанской дочке»

    П. Соколова, С. Герасимова, А. Иткина, В. Сыскова); кино (экранизации «Капитанской дочки»); музыка (П.И.Чайковский «Пиковая дама», ария Германа).

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

    Кавказ в жизни и творчестве поэта. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В.Г. Белинский).

    Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис (риторические фигуры); романтические традиции.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (М.Ю. Лермонтов «Автопортрет»; «М.Ю. Лермонтов», гравюра Ф. Иордана по портрету работы Ф. Моллера; иллюстрации к поэме «Мцыри»; репродукции картин М.Ю. Лермонтова, Л.О. Пастернака, В.А.

    Полякова, Ф.Д. Константинова, П.П. Кончаловского, В.Д. Замирайло и др.).

    Н.В. ГОГОЛЬ

    Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

    Теория литературы: драма как род литературы, своеобразиедраматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире; «говорящие» фамилии.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Д.И. Фонвизин «Недоросль»);

    изобразительное искусство (портреты Н.В. Гоголя работы Ф. Моллера и Горюнова; Н.В. Неврев.Портрет М.С. Щепкина; иллюстрации художников П.М. Боклевского, Ю.В. Васильева, Д.Н. Кардовского, А.И. Константинова, Ю.Д. Коровина, К.А. Савицкого; рисунок Н.В. Гоголя к последней сцене комедии); театр (инсценировка, сценическая история пьесы); кино (экранизации «Ревизора»).

    И.С. ТУРГЕНЕВ

    Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, противоречивость характера.

    Теория литературы: лирическая повесть; прообраз, прототип.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (И.В. Гёте «Фауст»; легенда о Лорелее); изобразительное искусство (портреты И.С. Тургенева работы И.Е. Репина, К.Е. Маковского, П. Виардо, А.П. Никитина; иллюстрации; рисунки учащихся); музыка и театр (музыкальные фрагменты для возможной инсценировки).

    Н.А. НЕКРАСОВ

    Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...»,«Зеленый Шум». Человек и природа в стихотворениях.

    Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня;народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Крымская война в изображении Л.Н. Толстого); изобразительное искусство (А.А. Рылов «Зеленый шум»; А.Г. Венецианов «Крестьянка с косой и граблями»); музыка (С.В. Пащенко «Зеленый Шум»; П.Г. Чесноков «Зеленый Шум»; С.В. Рахманинов «Зеленый Шум»).

    А.А. ФЕТ

    Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Целый мирот красоты...», «Учись у них: у дуба, у березы...».

    Гармониячувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики Фета.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портрет А.А.Фета работы И.Е. Репина; репродукция картины И.И. Шишкина «Дубы в Старом Петергофе»; А.К. Саврасов «Пейзаж с дубами и пастушком»).

    А.Н. ОСТРОВСКИЙ

    Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» (фрагмент): связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Творческая и сценическая история пьесы.

    Теория литературы: драма.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (сказки о Снегурочке в устном народном творчестве); изобразительное искусство (эскизы декораций и костюмов к пьесе «Снегурочка», выполненные В.М. Васнецовым); музыка (музыкальная версия «Снегурочки».А.Н. Островский и Н.А. Римский-Корсаков).

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

    Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (обзор; главы из повести); становление личности в борьбе против

    жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

    Теория литературы: автобиографическая проза; композиция и фабула рассказа (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(В.Т. Шаламов «Прокуратор Иудеи»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской.Портрет Л.Н. Толстого;

    И.Е. Репин «Л.Н. Толстой за работой»; иллюстрации Ж. Руи Беннета к «Отрочеству»; иллюстрации к рассказу «После бала»).

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

    М. ГОРЬКИЙ

    Основные вехи биографии писателя. Рассказы «Макар Чудра», «Мой спутник» (обзор). Проблема цели и смысла жизни,истинные и ложные ценности. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

    Теория литературы: традиции романтизма; жанровое своеобразие; образ-символ.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.Я. Брюсов «Романтикам»); изобразительное искусство (П. Пинкисевич.Иллюстрации к рассказу «Макар Чудра»; рисунки учащихся); кино (кинематографические версии ранних рассказов М. Горького).

    В.В. МАЯКОВСКИЙ

    Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

    Теория литературы: неологизмы; конфликт в лирическомстихотворении; рифма и ритм (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(обращение к ранее изученным стихотворениям В.В. Маяковского; С.А. Есенин «Песня о собаке»); изобразительное искусство (последний рисунок В.В. Маяковского 1930 года; «Окна РОСТа» № 742, 598, 532; Первое «Окно сатиры РОСТа», сделанное В.В. Маяковским в 1919 году; рекламный плакат «Резинтреста» 1923 года).

    О СЕРЬЕЗНОМ — С УЛЫБКОЙ (САТИРА НАЧАЛАВЕКА)

    Н.А. Тэффи «Свои и чужие». М.М. Зощенко «Обезьянийязык».

    Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

    Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира,ирония, сарказм (расширение представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(рассказы А.П. Чехова; афоризмы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М. Горького и др.);

    фотографии Н.А. Тэффи и М.М. Зощенко; изобразительное искусство (Н.П. Ульянов «Группа воображаемых портретов»).

    Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

    Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» (по выбору). Поэт труда, духовной красоты. Тема творчества в лирике Н. Заболоцкого 1950—60-х годов.

    Теория литературы: тема и мотив (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: музыка (муз.

    Петрова, стихи Н. Заболоцкого «Облетают последние маки…», «Обрываются речи влюбленных….»; муз. М. Звездинского, стихи Н. Заболоцкого «Признание»).

    М.В. ИСАКОВСКИЙ

    Основные вехи биографии поэта. Стихотворения: «Катюша», «Враги сожгли родную хату…», «Три ровесницы». Творческая история стихотворения «Катюша». Продолжение в творчестве М.В. Исаковского традиций устной народной поэзии и русской лирики XIX века.

    Теория литературы: стилизация; устная народная поэзия;тема стихотворения.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (М.В. Исаковский «Сто песен»); история (Будапештская операция); музыка (М. Блантер, А. Захаров.Песни на стихи М. Исаковского); культура (музей песни «Катюша» в пос. Всходы Угранского района Смоленской области); изобразительное искусство (Е.М. Чернов «Среди родных»).

    В.П. АСТАФЬЕВ

    Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература

    история в творчестве В.П. Астафьева; рассказ «Фотография,на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

    Теория литературы: образ рассказчика (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(война в стихах и прозе советских писателей); история (война в судьбе членов моей семьи); кино (экранизации произведений о Великой Отечественной войне); фотохроника ТАСС 1941— 1945 годов.

    А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

    Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

    Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(судьба России в эпосе А. Твардовского); история (Александровский централ, раскулачивание); изобразительное искусство (О. Верейский .Иллюстрации к поэме).

    В.Г. РАСПУТИН

    Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Г. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детства на страницах повести. Центральный

    конфликт и основные образы повествования. Сострадание, справедливость, границы дозволенного. Милосердие, готовность прийти на помощь, способностьпредотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

    Теория литературы: рассказчик в художественной прозе(развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (И.С. Глазунов.

    Портрет В.Г. Распутина; Б. Алимов. Иллюстрации к повести «Уроки французского»); кино (экранизация повести).

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    У. ШЕКСПИР

    Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» (фрагменты). Певец великих чувств и вечных тем (жизнь,смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

    Теория литературы: трагедия (основные признаки жанра).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации Э. Лейбовиц, Ф. Дикси, Ф.Д. Константинова, С.Г. Бродского); музыка (опера В. Белинни «Капулетти и Монтекки», опера Ш. Гуно «Ромео и Джульетта», симфоническая поэма Г. Берлиоза «Ромео и Юлия», увертюра-фантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта», балет на музыку С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» и др.); кино (экранизации трагедии).

    М. СЕРВАНТЕС

    Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

    Теория литературы: рыцарский роман; романный герой;пародия (развитие представлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(В. Набоков. Лекции о «Дон Кихоте», Ю. Друнина «Кто говорит, что умер Дон Кихот?»); изобразительное искусство (Г. Доре, С.Г. Бродский. Иллюстрации к роману); кино (экранизации романа).

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

    М. ДЖАЛИЛЬ

    Основные вехи биографии поэта.«Последняя песня», «Один совет» и др.Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов XX века.

    Теория литературы: сравнение, риторические фигуры (развитие представлений)

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 8 КЛАССЕ

    Г.Р. Державин «Памятник».

    В.А. Жуковский «Невыразимое».

    А.С. Пушкин «И.И. Пущину».

    М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (отрывок).

    Н.А. Некрасов «Внимая ужасам войны…».

    А.А. Фет. Одно из стихотворений (по выбору).

    Маяковский. Одно из стихотворений (по выбору). Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

    М.В. Исаковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.Т. Твардовский «За далью — даль» (отрывок).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 8 КЛАССЕ

    Из устного народного творчества

    Песни «В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка,ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..».

    Из древнерусской литературы

    «Моление Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

    Из русской литературы ХIХ века

    И.А. Крылов «Кошка и Соловей».

    К.Ф. Рылеев «Державин».

    П.А. Вяземский «Тройка».

    Е.А. Баратынский «Мой дар убог, и голос мой негромок...»,«Муза».

    А.С. Пушкин «Муза», «Золото и булат», «Друзьям»,«…Вновь я посетил...».

    М.Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Маскарад».

    Н.В. Гоголь «Портрет»

    И.С. Тургенев «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

    Н.А. Некрасов «Коробейники», «Душно! без счастья иволи...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка».

    Фет «На заре ты ее не буди…», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо…».

    Л.Н. Толстой «Холстомер».

    Из русской литературы ХХ века

    Горький «Сказки об Италии».

    Ахматова «Вечером», «Вечерние столы, часы передстолом...», «Проводила друга до передней...».

    М.И. Цветаева «Генералам 1812 года». С.А. Есенин «Письмо матери».

    Б.Л. Пастернак «Быть знаменитым некрасиво...» А.C. Грин «Бегущая по волнам».

    В.П. Астафьев «Ангел-хранитель».

    Я.В. Смеляков «Хорошая девочка Лида». В.Т. Шаламов «Детский сад».

    В.М. Шукшин «Гринька Малюгин», «Волки». В.Ф. Тендряков «Весенние перевертыши». Д.С. Лихачев «Заметки о русском».

    Из зарубежной литературы

    Гюго «Девяносто третий год».

    9 КЛАСС

    ВВЕДЕНИЕ

    Подведение итогов изучения литературы в 5—8 классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы ХVIII, ХIХ и ХХ веков. Литература и история: этические и эстетические взгляды.

    Теория литературы: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    У. ШЕКСПИР

    Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Низкое и высокое, сиюминутное и общечеловеческое, злое и доброе в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в русском искусстве ХХ века.

    Теория литературы: трагедия (развитие представлений),мистерия, сага; эпоха Возрождения.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А. Блок «Я шел во тьме к заботам и веселью…», «Офелия цветах, в уборе…», «Песня Офелии», «Я — Гамлет. Холодеет кровь…»; Б. Пастернак «Уроки английского», «Гамлет»; М. Цветаева «Диалог Гамлета с совестью»); изобразительное искусство (неизвестный художник. Прижизненный портрет У. Шекспира); театр (исполнители роли Гамлета: Сара Бернар, В. Высоцкий и др.; шекспировский фестиваль); кино («Гамлет» в постановке Г. Козинцева; Гамлет в исполнении И. Смоктуновского)

    Ж.Б. МОЛЬЕР

    Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (портреты Ж.Б. Мольера); кино («Мнимый больной» в советском киноискусстве); театр (пьесы Ж.Б. Мольера на сцене советских и российских театров).

    И.В. ГЁТЕ

    Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. И.В. Гёте в России.

    Теория литературы: готический роман, литература эпохи Просвещения.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (В.А. Жуковский «К портрету Гёте», «К Гёте»; А.С. Пушкин «Сцена из Фауста»; И.В. Гёте «Утешение в слезах», «Мина», пер. В.А. Жуковского; М.Ю. Лермонтов «Из Гёте» («Горные вершины…»); А.А. Фет «Ночная песня путника (Из Гёте)»; И.Ф. Анненский «Ночная песня странника I»; В.Я. Брюсов «Ночная песня странника II»; Н.С. Гумилев «Маргарита»; Б.Л. Пастернак «Маргарита», «Мефистофель»); музыка («Фауст» в музыкальном искусстве: Л. Шпор «Фауст», опера, 1818;

    Берлиоз «Осуждение Фауста», оратория, 1845—1846; Р. Шуман. Сцены из «Фауста» Гёте, для голоса, хора и оркестра, 1844—1853; Ш. Гуно «Фауст», опера, 1859; А. Бойто «Мефис-тофель», опера, 1868; Ф. Бузони «Доктор Фауст», опера, 1916— 1925; С. Прокофьев «Огненный ангел», опера, 1927—1955); изобразительное искусство (Э. Делакруа «Фауст и Мефистофель»; М.А. Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля»); кино (Мефистофель и Фауст в киноискусстве)

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    «Слово о полку Игореве…»: история написания и публикации, основная проблематика, система

    образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных), центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».

    Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы, летопись, героическая поэма, историческая песня, плач; рефрен, психологический параллелизм, олицетворение.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(«Слово...» и традиции былинного эпоса; «Слово о полку Игореве…» в пер. Н.А. Заболоцкого и Н.И. Рыленкова; В.Я. Брюсов «Певцу „Слова“»; Л. Татьяничева «Ярославна»); история (историческая основа «Слова…»); изобразительное искусство (иконопись: иконы А. Рублева «Святая Троица», «Спас Вседержитель», икона Божией Матери Владимирской; иллюстраторы «Слова…» И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, С. Кобуладзе, Н.К. Рерих, В.А. Серов, В.А. Фаворский и др.; «Слово…»в

    работах художников Палеха); музыка (А.П. Бородин. Опера «Князь Игорь»); культура (музей «Слова…» в Ярославле).

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

    А.Н. РАДИЩЕВ

    Основные вехи биографии. Литературная деятельность А.Н. Радищева. Ода «Вольность»: новаторство писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву». Смысл эпиграфа.

    Тематика и основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство; писатель и власть). Сюжет и система образов. История издания книги.

    Теория литературы: жанр путешествия.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: изобразительное искусство (иллюстрации русских художников к «Путешествию из Петербурга в Москву»); история, география.

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС

    КОНЦА XVIII — НАЧАЛА XIX ВЕКА

    Характеристика литературных явлений этого периода:

    классицизм, сентиментализм, романтизм.Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

    Теория литературы: классицизм, сентиментализм, романтизм как литературное направление; «школа гармонической точности»; «гражданский романтизм»; романтическая элегия, баллада, песня, дружеское послание.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: романтизм врусской и западноевропейской поэзии.

    А.С. ГРИБОЕДОВ

    Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории куль-

    туры России. Комедия в русской критике (И.А. Гончаров и Д.И. Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика.

    Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

    Теория литературы: комедия в стихах, трагикомедия, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии, единство места, времени и действия); конфликт; монолог; внесценический персонаж.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(черты классицизма и романтизма в «Горе от ума»; сопоставление с трагедией У. Шекспира «Гамлет, принц Датский»; Ю.Н. Тынянов «Смерть Вазир-Мухтара»); музыка («Вальс» А.С. Грибоедова); культура (музей-заповедник А.С. Грибоедова в селе ХмелитаУгранского района Смоленской области); театр (сценическая история комедии «Горе от ума»); изобразительное искусство (И.Н. Крамской, П.А. Каратыгин, Е. Эстеррейх.Портреты А.С. Грибоедова; иллюстрации Д.Н. Кардовского); кино (экранизации «Горя от ума»); скульптура (памятники А.С. Грибоедову).

    ПОЭТЫ ПУШКИНСКОГО КРУГА

    К.Н. Батюшков «Переход русских войск через Неман 1 января 1813 года (Отрывок из большого стихотворения)», «Мой гений», «Надпись к портрету Жуковского», «Есть наслаждение и в

    дикости лесов…»; А.А. Дельвиг «Романс», «Русская песня», «Идиллия»; Е.А. Баратынский «Разуверение», «Чудный град порой сольется…», «Муза»; Н.М. Языков «Родина», «Пловец».

    Краткие сведения об авторах, тематика и проблематика лирики, романтическое движение, жанровый состав, А.С. Пушкин и поэты-современники.

    Теория литературы: «легкая поэзия», идиллия, элегия.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(А.С. Пушкин и творчество поэтов-современников); музыка

    (стихи Е.А. Баратынского, муз. М.И. Глинки «Не искушай меня без нужды…»; стихи А.А. Дельвига, муз. А.А. Алябьева «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»); стихи Н.М. Языкова, муз. М. Шишкина «Ночь светла, над рекой тихо светит луна…»; стихи Н.М. Языкова,

    муз. К. Вильбоа «Моряки» («Нелюдимо наше море…»); изобразительное искусство (Н.И. Уткин. Портрет К.Н. Батюшкова; Е.А. Баратынский. Портрет работы домашнего учителя рисования Эллерса, 1842; А.С. Пушкин. Портрет А.А. Дельвига, 1829; В.П. Лангер. Портрет барона А.А. Дельвига, 1830; литография с портрета Н.М. Языкова, выполненного А.Д. Хрипковым; К.П. Брюллов «Скалы и луна ночью»).

    А.С. ПУШКИН

    Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. Художественные открытия в «Евгении Онегине». «Энциклопедия русской жизни» — В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману

    Теория литературы: жанровое многообразие Пушкинскогонаследия; романтизм, романтический герой, романтическая поэма (развитие представлений); реализм; роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине»); изобразительное искусство (портреты Пушкина; репродукции картин русских художников первой трети XIX века; иллюстрации);

    музыка (музыкальные интерпретации произведений Пушкина); кино (экранизации произведений Пушкина).

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

    Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов

    А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я житьхочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

    Роман «Герой нашего времени»: сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь

    светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

    Теория литературы: романтизм в литературе; лирическийперсонаж и лирический герой; фабула.

    .Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей; Печорин и Фауст); изобразительное искусство (М.Ю. Лермонтов-художник: автопортрет; Лермонтов-ребенок, портрет работы неизвестного художника;

    портреты Лермонтова Ф.О. Будкина, П.Е. Заболотского, А.И. Клюндера; иллюстрации В.А. Серова к главе «Бэла», М. Врубеля к эпизоду «Дуэль», В.А. Агина к «Княжне Мери» др.); музыка (песни и романсы на стихи Лермонтова); кино (экранизации «Героя нашего времени»).

    Н.В. ГОГОЛЬ

    Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвыедуши»: образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

    Теория литературы: развитие реализма; вставная повесть;лирические отступления.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупого в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе); изобразительное искусство (портрет Н.В. Гоголя художников А.Г. Венецианова, Ф. Моллера, А.А. Иванова; поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников А. Агина, П. Боклевского, А.М. Лаптева, Кукрыниксов); театр («Мертвые души» на театральной сцене); кино (экранизация «Мертвых душ»).

    Ф.И. ТЮТЧЕВ

    Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» итри стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

    Теория литературы: философская лирика, философскаяминиатюра.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (Ф.И. Тютчев и А.С. Пушкин; Н.А. Некрасов о Ф.И. Тютчеве: фрагменты статьи «Русские второстепенные поэты»); изобразительное искусство (портреты Ф.И. Тютчева работы художников А.А. Иванова, С.Ф. Александровского); фотография (фотопортрет Ф. Тютчева, выполненный С.Л. Левицким); музыка (песни и романсы композиторов М. Глинки, С. Рахманинова, П. Чайковского, В. Аграновича, Е. Адлера, В. Даш-кевича, В. Новожилова); кино (фрагмент из кинофильма реж.Бондарчук «Любовь и правда Федора Тютчева», 2003).

    А.А. ФЕТ

    Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Любовь, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть! Конец аллеи...». Художественное своеобразие стихотворений.

    Теория литературы: медитативная лирика.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(лирика любви и природы в поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета); изобразительное искусство (Н. Рачков. Портреты А.А. Фета; А. Фет. Портрет работы неизвестного художника. 1840-е годы); фотография (А. Фет при поступлении на службу в лейб-гвардии Уланский полк. Фото начала 1850-х годов); скульптура (памятник А.А. Фету в Орле. Скульптор Н. Иванов).

    Н.А. НЕКРАСОВ

    Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

    Теория литературы: гражданская лирика.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(традиции свободолюбивой лирики в русской поэзии ХIХ века: А.Н. Радищев «Вольность»; стихотворения К.Ф. Рылеева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова); изобразительное искусство (портреты Н.А. Некрасова художников К.Е. Маковского,Ге, И.Н. Крамского, в том числе полотно «Н.А. Некрасов в период “Последних песен”»; картина «Христос в пустыне»; В.С. Щербаков. Портрет Н.А. Добролюбова); музыка (песни на стихи Н.А. Некрасова).

    Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

    Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в произведении, характеристика образов, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

    Теория литературы: тема «маленького человека».

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь); изобразительное искусство (портрет Ф.М. Достоевского художников В.Г. Перова, И.А. Иванова;

    иллюстрации Ю.В. Васильева к роману «Бедные люди»); скульптура (памятники Ф.М.

    Достоевскому в России и за рубежом); кино (образ Ф.М. Достоевского в кино).

    Л.Н. ТОЛСТОЙ

    Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образов.

    Теория литературы: автобиографическая проза (развитиепредставлений).

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(автобиографическая проза русских писателей — обзор); изобразительное искусство (портреты Л.Н. Толстого работы художников М.В. Нестерова, И.Е. Репина, Н.Н. Ге, И.Н. Крамского, цветная литография Л.О. Пастернака «Портрет Л.Н. Толстого»); фотография (фотопортрет Л.Н. Толстого, сделанный С.М. Прокудиным-Горским).

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

    ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛА ХХ ВЕКА

    Развитие реализма, новые эстетические школы. Модернистские течения. Всеобщая тяга к культуре.

    Теория литературы: Серебряный век, реализм, модернизм,символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература (программные статьи и выступления Д.С. Мережковского, В.Я. Брюсова, представителей символизма, акмеизма, футуризма); изобразительное искусство (направления в живописи начала XX века).

    М. ГОРЬКИЙ

    Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего

    Горького. Рассказ «Челкаш». Рассказы «Двадцать шестьи одна», «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт:люди «дна» и проблема человеческого в человеке; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

    Теория литературы: романтические и реалистические черты, новый тип героя, образ-символ.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(М. Горький и романтическая традиция в литературе; М. Горький и В. Короленко: люди «дна» в изображении писателей); изобразительное искусство (портреты М. Горького художниковИ.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Бродского; иллюстрации Ю.Д. Коровина, А.А. Пластова, Л.П. Дурасова к рассказу «Челкаш»).

    ИЗ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

    Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

    Теория литературы: авангардизм, модернизм; фольклор илитература.

    Внутрипредметные и межпредметные связи:литература («Мне кажется, я подберу слова…»: Б.Л. Пастернак обАхматовой; фольклорные элементы в творчестве поэтов Серебряного века); изобразительное искусство (портреты А.А. Блока работы К.А. Сомова, Д.

    Федорова; портреты В.В. Маяковского работы Н.А. Соколова, Т.Р. Дручининой, И.Г. Бройдо; портреты С.А. Есенина работы П.С. Наумова, О. Теслер, Ю. Анненкова; портреты Н.С. Гумилева работы М.В. Фармаковского, О.Л. Делла-Вос-Кардовской; портретыАхматовой работы К.С. Петрова-Водкина, О.Л. Делла-Вос-Кардовской, Н.И. Альтмана; портреты М.И. Цветаевой работы Б.Ф. Шаляпина, А.Л. Билис, Г.Г. Шишкина); музыка (песни и романсы на стихи поэтов Серебряного века).

    М.А. БУЛГАКОВ

    Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Проблематика и образы. Художественная идея повести. Пафос произведения и авторская позиция.

    Теория литературы: персонаж, имя которого стало нарицательным.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(фольклорные мотивы и традиции; предшественники булгаковских персонажей в русской литературе ХIХ века); история (художественное преломление и отражение исторических событий); изобразительное искусство (портреты М.А. Булгакова работы И.А. Клейнера, А.Н. Волкова; иллюстрации В. Бахтина и В. Бритвина к повести «Собачье сердце»); фотография (фотопортрет писателя); кино (кинофильм «Собачье сердце»).

    М.А. ШОЛОХОВ

    Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М.А. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(«Судьба человека» и «Наука ненависти»); изобразительное искусство (О. Маслов.Портрет М.А. Шолохова; иллюстрации к рассказу художников Кукрыниксов, О.Г. Верейского); фотография (шолоховская фотогалерея); скульптура (памятник М.А. Шолохову в станице Вешенской).

    А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

    Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом…», «Лежат они, глухие и немые…».

    Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике. Художественное своеобразие лирики А.Т. Твардовского о войне.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(военная тема в эпосе и лирике А.Т. Твардовского; война в лирике поэтов военного поколения); изобразительное искусство (портреты А.Т. Твардовского художников О.Г. Верейского, И.Г. Бройдо); фотография (фотогалерея А.Т. Твардовского).

    А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

    Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в писательской судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матрениндвор». Творческая история произведения. Реалии и художественные обобщения в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова. Образы Матрены и

    рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

    Теория литературы: реальное и символическое.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: литература(Н.А. Некрасов и А.И. Солженицын о судьбе двух Матрен); история (ГУЛАГ и его отражение в литературе); фотография (фотогалерея писателя); изобразительное искусство (В. Бритвин.Иллюстрации к рассказу «Матренин двор»).

    Ч.Т. АЙТМАТОВ

    Автобиография писателя. Воспоминания о детстве. Этапы творческого пути. Повесть «Джамиля». Образы главных героев. Национальный характер в изображении писателя. Тема обновления, нравственного пробуждения личности. Основной конфликт. Своеобразие композиции. Духовно-нравственная проблематика повести.

    Теория литературы: повесть.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: театр (постановки по мотивам произведений Ч.Т. Айтматова); кино (экранизации повестей «Верблюжий глаз», «Тополёк мой в красной косынке», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары!» и др.).

    В.С. ВЫСОЦКИЙ

    Основные вехи творческой биографии. Воспоминания родных и друзей. Стихотворения, посвященные поэту. Авторская песня — новое явление в русской литературе XX века. Основные темы и мотивы авторской песни. Тематика песен В.С. Высоцкого.

    Теория литературы: авторская песня.

    Внутрипредметные и межпредметные связи: театр и кинематограф (роли В.С. Высоцкого в театре и кино – фотографиифрагменты кинолент); скульптура (фотографии памятников, посвященных поэту); музыка (записи песен Высоцкого).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ В 9 КЛАССЕ

    «Слово о полку Игореве» (фрагмент).

    М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору).

    Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору).

    К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору).

    В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору).

    А.С. Грибоедов «Горе от ума» (отрывок).

    А.С. Пушкин. Четыре-пять стихотворений (по выбору). «Евгений Онегин» (отрывок).

    М.Ю. Лермонтов. Четыре-пять стихотворений (по выбору).

    Н.В. Гоголь «Мертвые души» (фрагмент).

    Поэзия Серебряного века (два-три стихотворения по выбору).

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В 9 КЛАСС

    Из русской литературы первой половины XIX века

    А.С. Пушкин «К портрету Жуковского», «Вольность»,«Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

    М.Ю. Лермонтов «Поцелуями прежде считал...», «Нищий»,«Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

    Н.В. Гоголь «Женитьба», «Невский проспект».

    ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX—XX ВЕКА

    И.А. Гончаров «Обыкновенная история».

    А.Н. Островский «Свои люди — сочтемся».

    Ф.И. Тютчев «Поэзия», «Эти бедные селенья…».

    Фет «Это утро, радость эта…», «На заре ты ее небуди…».

    А.К. Толстой «Меня, во мраке и в пыли…», «Против течения», «Смерть Иоанна Грозного».

    Ф.М. Достоевский «Белые ночи».

    М.Е. Салтыков-Щедрин «Карась-идеалист».

    Н.С. Лесков «Запечатленный ангел».

    А.П. Чехов «Дуэль», «В овраге».

    Горький «Бывшие люди». А.А. Блок «На поле Куликовом». А.Н. Толстой «День Петра». Н.С. Гумилев «Огненный столп».

    С.А. Есенин «Собаке Качалова», «Мы теперь уходим понемногу…».

    А.П. Платонов «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире».

    М.А. Шолохов «Родинка».

    А.Т. Твардовский «Страна Муравия».

    В.И. Белов «Привычное дело».

    В.Г. Распутин «Пожар».

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта