Почепцов Г.Г. Имиджелогия. Почепцов Г. Г. Имиджелогия
Скачать 2.58 Mb.
|
Политический имидж 501 поскольку публичный политик открыт для любого "ветра" обвинений. Задачей при этом становится упреждающие информационные интервенции, призванные занизить значимость информации, выдаваемой противником. С. Ястржембский назвал эти интервенции "контринформацией", что может быть изображено следующим образом: <информация1 I контр информация 2 •*—»- источник2 информация 2 Кстати, по подобной схеме проходила борьба С. Доренко — Ю. Лужков, где все время демонстрируется ответная реакция мэра на действия журналиста. В результате этого телезритель становится участником многоэтапной эпопеи информационной борьбы, которая представляет для него несомненный интерес. В США борьба за имидж политика ведется не менее активно, ведь и первые опыты отрицательной политической рекламы зафиксированы именно там. Обычно президентские кампании в США поручаются специализированным агентствам. Перед кампанией 1972 г. Никсон решил создать свою собственную группу, а не обращаться к рекламному агентству. В результате они сэкономили 15% средств, предназначенных на телевизионную и радиорекламу, поскольку эту сумму забирает себе рекламное агентство за размещение своих сообщений. Эта группа получила название Ноябрьской. И уже она выработала следующую стратегию президентской кампании: 1. Представлять президента как активное лицо. Как человека, который принимает серьезные решения. Как человека, которого следует оценивать по его результатам, а не по его словам. 2. Представлять президента как человека с перспективным видением. Все его достижения должны позиционироваться как часть плана, который президент осуществляет ради блага всех. Не случайные действия, а элементы плана, который должен быть продолжен. 3. Представлять президента как человека, который получил в управление беспорядок. Все время публике следует напоминать, что тогда, когда президент пришел к власти, ситуация была намного хуже. 4. Представлять президента как человека смелого, решительного и самоотверженного. Личные качества президента должны подчеркиваться через его дела. 5. Представлять проблемы, насущно важные для возможных избирателей [503, р. 289]. В последнем случае такой проблемой во всех случаях является ЭКОНОМИКА, все остальное служит дополнительными, факультативными темами при приоритетности первой. Но эта тема должна быть переведена на язык, понятный большинству, а не состоять из манипулирования терминами типа монетарная политика или чикагские мальчики. Западные политики для большей наглядности могут, к примеру, разорвать перед камерой фунт пополам, чтобы показать, насколько меньше на него можно купить, или продемонстрировать наполовину опустевшую продуктовую корзину, наполненную настоящими продуктами. Это как бы событийный язык, а не вербальный, он не требует перевода, понятен всем и легко входит в души избирателей. Во Франции свой подход к проблеме "имидж и выборы" сформировал Жак Сегела, известный французский специалист по избирательным технологиям. Он сформулировал свои восемь заповедей успешной избирательной кампании, считая их универсальными [338]: • голосуют за человека, а не за партию; • голосуют за идею, а не за идеологию, • голосуют за будущее, а не за прошлое, ш голосуют за образ социальный, а не политический, • голосуют за человека-легенду, а не за посредственность, • голосуют за судьбу, а не за обыденность, е голосуют за победителя, а не за неудачника, • голосуют за ценности подлинные, а не мнимые. Здесь следует различать работу на потребительском рынке и в области избирательных технологий: "В отличие от области потребительского рынка, в котором каждый шаг задан его многочисленными исследованиями, Политический имидж 503 электоральная идея может быть создана лишь на основе чистого воображения. Нет ничего примитивнее, чем политическая мысль. Выбор ограничивается несколькими основными вариантами: бедные против богатых, прогресс против консерватизма, свобода против угнетения. Только полное изменение условий может вызвать сбой этого самоблокирующего механизма "добро - зло" (Коммегхантъ-Вйасть, 1999, №39). Имиджевые структуры лежат в основе восприятия политической структуры страны, поскольку понятия "демократия", "кагштализм", "коммунизм" в основе своей носят имиджевый характер. Массовое сознание в состоянии реагировать только на ключевые понятия. Этим всегда пользуется пропаганда. Для случая СССР эта картина приняла следующий вид: "Государственная идея в СССР уточнила и обновила каноны: идеальный правитель — ныне здравствующий генсек, который (в очередной раз) "восстановил ленинские нормы и стиль партийно-государственной жизни", а на деле приспособил под себя образ Ленина, используя "неисчерпаемое как электрон" его наследие. Второй компонент — идеальная государственная власть — власть народа (читай: партноменклатуры), опять же в конкретный, "судьбоносный" период. Идеальный гражданин — человек, в котором коллективное сознание (по Дюркгейму) заслонило все индивидуальное: "Раньше думай о Родине, а потом о себе" [431, с. 208]. Все социальные нормы также носят имиджевый характер. Вероятно, только таким путем их можно внедрять в массовое сознание. Причем, меняется конкретика заполнения этой символики, а сама символика стоит нерушимо. Упраздняя набор слов "Ленин, партия, комсомол", мы на самом деле ничего не изменяем. Изменяются названия, но система координат сохраняется. Именно по этой причине произошел "перевод" системы во главе с генеральным секретарем на систему во главе с президентом. Избиратель также движется в рамках выбора того или иного имиджевого типа. В советское время мы избирали в депутаты члена горкома или райкома, в период же перестройки "работающим" оказался имиджевый тип диссидента. Бели в первом случае принадлежность к компартии усилен- но выпячивалась, то во втором случае она же усиленно ретушировалась, а когда ее нельзя было спрятать, то на первое место выдвигались случаи вольнодумства, имевшие место в те годы. В Америке не происходит таких кардинальных изменений, но она все равно движется в рамках имиджевых технологий. Так, в выборах 1980 г. Рейган против Картера команда Рейгана работала над тем, что президент должен сохранить приверженность американской мечте, что электорату станет лучше, если он будет управляться таким лидером, как Рейган. Рейган был большим консерватором, которого моделировали как "сильную руку". Картер же видел президента как стабильного, информированного, разумного. В этом качестве он видел себя и исключал Рейгана. Его команда оговаривала следующий план действий: "Публика теперь убеждена, что Джимми Картер не очень подходит. Он старался, но ему не удалось. Он слаб и нерешителен — так на нем написано. Нам следует поменять представления людей" [503, р. 401]. Команда Картера пыталась показать, что Картер умнее Рейгана. Но как продемонстрировали результаты выборов, отнюдь не эта характеристика оказала самое важное влияние на избирателей. Лозунги Рейгана, под которыми шла кампания, выглядели следующим образом: • Время настало, • Время настало для лидерства, • Время настало для Рейгана. Эти слоганы вызывали в памяти избирателей лозунг времен Эйзенхауэра "Настало время для перемен". Они подчеркивали, что избиратели напрасно ждали четыре года, нужен новый сильный лидер. На этих выборах Рейган получил 50,75% голосов. Имидж сокращает путь к электорату, поскольку электорат получает наиболее выигрышные аспекты образа политика. Реакция на них заранее известна. Поэтому и об имидже-логии мы можем говорить в плане работы по порождению сообщений, которые будут иметь однозначный отклик в душах избирателей. В ее рамках возникают сообщения, интерпретация которых массовым сознанием должна быть одноз- начной. Это должны быть Точно выверенные сообщения, которые перед выходом на массовую аудиторию проверяются на фокус-группах. Для этих сообщений наиболее важен эффект, достигаемый ими в аудитории. ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИМИДЖА Имидж должен спроецировать ту задачу, которая поставлена на данный момент. Сформулировав четко задачу, можно увидеть те сообщения, которые должны быть выстроены для того, чтобы добиться нужного имиджа. Но при этом следует помнить — задача ставится исходя из требований аудитории. Таким образом, построение имиджа идет по следующему пути: а) определение требований аудитории (сегментов аудитории), б) формулировка характеристик, в сумме составляющих имидж, в) перевод выбранных характеристик в разные контексты (визуальный, вербальный, событийный, контекстный, семейный и др.). Тот или иной сегмент аудитории выдвигает разные требования к имиджу, поэтому должен сохраняться основной каркас, к которому плюсуются дополнительные характеристики. Кстати, социологи установили набор характеристик, которыми население характеризует современных украинских политиков (День, 1997, 10 июля): честность - 4%, бескорыстие - 2%, прагматизм — 9%, способность к творчеству — 6%, склонность к безответственной болтовне - 61%, склонность к мошенничеству — 34%, стремление к решению собственных проблем за счет своего привилегированного положения - 58%, лень - 17%. 506 Этот список представляет особый интерес именно своей негативной направленностью. Он четко указывает, чего не следует делать, от каких характеристик необходимо уходить сознательно. Имидж носит очень четкую привязку к данному времени, отражая даже нюансы изменений общественного мнения. Так, российские данные дают следующую "картинку" нового лидера (Эксперт, 1999, №37): • Динамичный, относительно молодой. • Умеет четко формулировать цели своей государственной политики, о Быстро принимает решения. • Отвечает за принятые решения. • Не должен громогласно заявлять свою позицию — правый он или социал-демократ, в Декларирует идеи социальной защиты (по возможности их реализует). • Открыт к предложениям новых капиталистов. В рамках имиджа российского политического лидера выделены три аспекта: портретный, профессиональный и социальный [285, с. 162-163]. По мере убывания значимости эти характеристики занимают следующие места: портретный аспект: • честность, • порядочность, • образованность, • доброта, человечность, • обязательность, в решительность, • ум, • бескорыстность, • энергичность, • жесткость, • молодость, • напористость, • способность вести людей за собой, с принципиальность, • открытость. Политический имидж Ж тххЬессионалъный аспект: • компетентность, • деловитость, • работоспособность. социальный аспект • забота о людях, • близость проблем народа. Имидж может также отталкиваться от имиджа основного противника, чтобы завоевать голоса в конкретной ситуации, например, в ситуации выборов. Так, Р. Рейган шел к победе, демонстрируя себя как более сильного президента, чем его предшественник. Перед нами проходит стратегия вроде злого и доброго следователя, облегчающая ситуацию допроса. Л. Кучма побеждает Л. Кравчука, проявляя меньшую степень приверженности национальным идеям. А еще значимыми в плане противопоставления оказалась встреча двух претендентов в телеэфире. Народный артист СССР Юрий Мажуга описывает эту ситуацию следующим образом: "Кучме создали перед выборами прекрасный имидж. На теледебатах особенно. Кравчук самодовольно упивался собой, а Кучма был достоверный и, главное, какой-то беззащитный. Вот эта слабость и подкупалап (День, 1997, 8 августа.). Интересно, что руководители предвыборной кампании Л. Кравчука говорили автору, что они отговаривали его от этой встречи, опасаясь именно такого эффекта. Реально слабая сторона одного кандидата профессионально была подана как выигрышная по отношению к противнику. То есть имидж строится на контрасте с имиджем того, кого хочешь победить. Это можно сделать, только если основательно изучить плюсы и минусы своего противника. Однако воспользоваться таким анализом можно, если политик в состоянии перевоплотиться, подыграть, помочь создателям его имиджа, чтобы все выглядело как можно естественнее. Так что артистический дар политика весьма важен для создания удачного имиджа. Кстати, тот же Ю. Мажуга высоко оценивает характеристики политиков именно как актеров. "Среди мировых лидеров есть восхитительные артисты — Клинтон, Коль. Однажды потряс меня Ельцин. По-моему, это был парад в честь 50-летия Победы. Он стоял перед Мавзолеем — высокий, статный, седой - истинный русский богатырь, чуть ли не царь. Во всяком случае — хозяин огромной страны. Он искусно умеет актерствовать. Правдиво играть". Практически о таком же контрастном построении имиджа речь ведет и В. Костиков, описывая следующую ситуацию: "Помню, какая волна публикаций по поводу здоровья Б.Н.Ельцина прокатилась по европейской прессе в преддверии визита в Москву американского президента Клинтона в январе 1994 года. Думаю, что и она была не случайна, а связана с усердно насаждаемым имиджем Клинтона как самого молодого и самого энергичного политика мира. Окружению американского президента, видимо, казалось выгодным представить своего лидера на фоне "увядающего" Ельцина" [183, с. 191]. И это, вероятно, естественная психологическая закономерность, в соответствии с которой увидеть и вычленить характерные черты мы можем только на фоне однотипных объектов. Временами избирательная кампания идет прямо по театральным законам. Для любого сюжета необходим злодей. Поэтому в российской избирательной кампании 1996 г. на роль злодея был выставлен Г. Зюганов. Добрый герой Б. Ель- » пин не боролся со злодеем до победного конца. В середине кампании оказался еще один выгодный эпизод — "предательство" помощников Коржакова-Барсукова, которых также удалось "уничтожить". Был привлечен и "герой второго плана" — А. Лебедь, который также "раскручивался" президентской командой. Борис Березовский так отвечает на вопрос, почему все же А. Лебедь оказался именно этим героем: "Мы исходили из возможностей конкретного политика и учитывали его взгляды. Было понятно, что Александр Иванович воспринимается большей частью людей как человек действия, готовый идти вперед. Он и сам говорил, что назад пути нет. Плюс к этому он был харизматическим лидером и по своим взглядам выражал Центристскую позицию" (Киевские ведомости, 1997, 23 июня). Интересно охарактеризовал А. Лебедя В. Жириновский на своей пресс-конференции 13 октября 1997 г. (программа "Сегодня вечером", НТВ): "Генерал рычит - толку нету". Помочь в создании имиджа нам может такая наука, как семиотика. Это наука о знаковых системах. Человек пользуется большим числом автономных знаковых систем. Для типичного знака характерно отсутствие подобия между формой и содержанием. Поэтому в рамках одного языка "да" может означать кивок головой вверх-вниз, в рамках другого языка этот же кивок уже будет обозначать "нет". Знаковые системы поведения требуют вставать при приближении дамы, не рваться на сцену, чтобы помочь героям и т.д. Самой сильной знаковой системой является естественный язык. Он позволяет описывать любую другую знаковую систему. Политика носит символический характер. Ряд исследователей считает, что в случае стран СНГ она становится еще более сильным ритуалом, чем на Западе. Ср. следующее высказывание: "По-прежнему политическое поведение — не образ жизни для россиянина (пример чего дала античная демократия), не способ реализации политических прав (что демонстрирует современная западная демократия), это даже не безумное подчинение (свойственное деспотической форме власти), а своего рода "символическое действо" [439, с. 49]. Есть важная особенность существования знаковых систем. Когда знаешь их правила, то любое действие или поведение в этих рамках является естественным. Можно заметить только нарушение знаковых закономерностей, но не их выполнение, которое воспринимается как норма. Например: читатели "Комсомолки" (1997, 2 августа) спрашивают вице-премьера Б. Немцова, почему на встречу с Алиевым он поехал в белых штанах. Белые штаны — это нормальное поведение в обычных условиях, но уже в случае официальной встречи они вызвали недоумение. Ответ же самого Б. Немцова таков: "Объясняю: было лето. А во-вторых, я не знал, что будет почетный караул и телевидение". Как мы отмечали выше, подобный взгляд со стороны очень нужен политикам. У англичан возникло четкое понимание этой проблемы, когда Дж. Мейджор, придя к власти, сначала отказался от услуг имиджмейкеров. Нет, так нет. Однако, к его удивлению, после первого же выступления по телевидению газеты стали усиленно обсуждать его внешний вид, костюмы, очки, прическу, а не интересовались содержанием речи. И тогда у специалистов возникло понимание человека, за внешним видом которого все время следила только жена. И вот попав в новый контекст, в новую знаковую систему, которой должен подчиняться лидер, этот человек стал делать ошибки. Вскоре Дж. Мейджор "исправился", и все пошло как по маслу. А вот ответ жены Б. Немцова на вопрос, кто занимается его гардеробом: "В основном он сам или кто-то из друзей помогает. Я этим почти не занимаюсь. Так сложилось, галстуки он сам завязывает'' (Киевские ведомости, 1997, 23 июня). Следует также более подробно остановиться на имидже как на сообщении, которое посылается населению, отталкиваясь от семиотических оснований. Мы должны отправить определенное число знаков, которые однозначно будут прочитаны населением, т.е. именно так, как нами задумывалось. Возьмем условный пример. Для лидера важной характеристикой является АВТОРИТЕТНОСТЬ. Значит, те сообщения, те знаки, которые он будет посылать, должны в качестве значения иметь "авторитетность'', но они будут каждый раз облекаться в разнообразные формы. Приведем некоторые примеры. Сталин, описывая свою первую встречу с Лениным, когда тот должен был прийти на собрание, удивился, что Ленин пришел вовремя. В представлении Сталина большой человек должен опаздывать, а все должны его ждать. По этому принципу строились театральные выходы А. Гитлера. Он появлялся в самый последний момент, когда напряжение ожидавшей этого выхода толпы достигало пика. Мы можем построить условное правило, которое активно использовали как диктаторы, так и прочие лидеры. Ценность их времени и ценность времени толпы не совпадает. Ценность времени лидера выше, поэтому всем остальным надо подстраиваться под его распорядок. Отсюда принятые в бюрократических структурах томительные ожидания того момента, когда тебя примут. В этой же плоскости лежит известная пословица "Точность — вежливость королей". Среда обитания лидера насыщается знаками, которые передают его "авторитетность''. В прошлом важнейшим знаком был скипетр. Сегодня это несколько телефонов, среди которых самый главный, прямой. Мы видим огромное пространство кабинета, куда можно попасть, только минуя помощников и охрану, то есть не только время у лидера особое, пространство лидера также не подчиняется нашим обычным закономерностям. Лидер заполняет свое пространство самыми дорогими автомобилями. Для него на улицах перекрываюет движение всех остальных. Составляющей "авторитетности" можно считать УВЕРЕННОСТЬ. Западного политика специально обучают приемам того, как скрыть свою растерянность, как не проявить неуверенности. Этому служат тщательно отрепетированные ответы на предполагаемые вопросы на пресс-конференциях. Например, известно, что де Голль за свою президентскую жизнь не получил ни одного вопроса, который не был бы подготовлен. Б. Березовский подчеркивает и визуальный рисунок уверенности, когда говорит о Г. Зюганове перед президентскими выборами. "Эта уверенность отражалась даже в их внешних проявлениях — вспомните, чего стоила только походка Геннадия Андреевича в то время" (Киевские ведомости, 1997, 23 июня). Образ лидера направлен в сторону позитивной идеализации. Сталин был маленького роста (как оказалось, это рост был характерной приметой почти всех диктаторов XX столетия), поэтому заказывал туфли с огромными каблуками. На всех его портретах никогда не было оспин, так серьезно обезображивавших его лицо. Сталин обладал имиджем аскета, что соответствует позитиву в христианской агиографии, хотя сегодня обнародованы достоверные факты противоположной направленности типа доставки свежих персиков самолетами его "коллеге" А. Жданову во время блокады Ленинграда. Но образ аскета, несомненно, был более выгоден в стране, которая жила так нелегко. По этому же пути пошел и Б. Ельцин. Заявив о борьбе с привилегиями, что составило основу его имиджа, он, как ока- залось, все сохранил для себя. Об этом говорит М. Полторанин в интервью "Комсомольской правде" (1997, 9 августа): "Самое интересное, что Борис Николаевич сам не отказался от привилегий. Он и на даче жил, даже когда ушел после ноябрьского пленума Московского горкома — это 87-й год, когда его перекинули в Госстрой. За ним осталась черная "Чайка", и мы с его мамой и Наиной Иосифовной [садились. — Г.П.] в ту "Чайку" и ехали в кремлевскую больницу, где он лечился... Ельцин стал ездить на "Мерседесе", и как-то я пришел к нему: "Борис Николаевич, Россия — это не Лесото, у нас есть свое машиностроение. И потому вам, как президенту, лучше ездить на машине, выпускаемой в России". Он покряхтел и согласился. Мы приняли решение: "Чайки" пустить в разгон, ездить на "Волгах". Кстати, это чисто семиотический пример. "Мерседес" как знак в данной ситуации контекстно не годится, поэтому его меняют на знак "Волга". Используются и чисто вербальные составляющие имени политика. Так, газетчики Украины иногда обыгрывали фамилию спикера парламента Александра Мороза. Близкий американский вариант фамилии имел американский президент Кулидж, который победил, идя под лозунгом "На холодную [т.е. трезвую] голову", опираясь на корень своей фамилии "cool". С точки зрения семиотической модели имиджа его построение состоит в порождении трех видов сообщений, каждое из которых использует свои виды знаков: • вербальных в виде выступлений, статей и т.д.; • событийных, поскольку доверие событию или ситуации у населения выше, чем просто словам; • визуальных, поскольку с экрана телевизора 69% информации считывается визуально и лишь оставшаяся часть вербально. Но поскольку работа идет с невнимательным собеседником, коим априори является массовое сознание, то важной составляющей такого процесса является постоянное и ритмичное порождение информации. Ритм становится законом воздействия, и в случае порождения позитивной, и в случае выдачи негативной информации. Кстати, М. Полторанин в указанном интервью вспоминает, когда Б. Ельцин сам во времена своего сидения в Госстрое приходит к пониманию этого ритма. "И он говорит: меня начинают забывать, надо делать какой-то прорыв. Тогда мы придумали, что он должен выступить в ВКШ (Высшей комсомольской школе). И пригласили туда редакторов молодежных газет. Тогда и подняли вопрос льгот со всей остротой". Американские имиджмейкеры достаточно четко сформулировали свой принцип "упаковки" кандидата во времена кампании Ричарда Никсона [520]: поскольку избиратель не имеет личных контактов с кандидатом, а только с его имиджем, следует менять не самого кандидата, а его имидж. Правда, Кетлин Джеймисон, опираясь на свидетельства тех, кто работал в кампании, считает, что Дж. Макгиннис в своей книге сам создал имидж избирательной кампании, который не соответствует реальности [503, р. 269], поскольку он использует только часть информации, а не все сказанное, что в результате создает искаженное представление об их работе. Имиджмейкер выступает в роли "переводчика", призванного перевести текст на ряд других языков. Центральными при этом становятся следующие "переводы": • на язык аудитории, поэтому имиджмейкеры очень четко вычленяют те или иные типы аудитории, поскольку для каждого из них должны быть созданы свои собственные тексты; • на событийный язык, поскольку слова не столь убедительны, как события. Приведем такой пример В. Костикова, хотя тот и оценивает его отрицательно: "Вспоминаю, как Билл Клинтон объявил однодневную голодовку с целью привлечь внимание к проблеме голода в США и в мире. Это была явная показуха "по-американски". Это звучало примерно так в знак протеста против голода сегодня я не буду есть спаржу. Это была явно неудачная инсценировка, во многом отражающая фальшь американских околопрезидентских ритуалов" [183, с. 310]. Однако при всей критической направленности этой цитаты автору ее все равно запомнилось именно это событие, чего и требовалось достичь; • на визуальный язык, поскольку визуальная информация всегда рассматривается как более достоверная и неот-фильтрованная. Более четко вычленяются еще два подраздела в рамках вышеотмеченных каналов коммуникации: • учет паралингвистических характеристик, поскольку человек намного слабее контролирует характеристики голоса. Например, когда израильтянам был нужен новый самолет МИГ, они по интонационным характеристикам переговоров пилотов вышли на человека, дальнейшая обработка которого привела к тому, что он удрал из страны вместе с самолетом; аналогично в случае СССР параметр контроля тембра голоса был включен в отчет космонавтов с орбиты, поскольку для них характерно завышение уровня своего состояния, поэтому на него нельзя было реагировать, а изменение тембра стало объективным фактором; • учет невербальных характеристик, которые несут большой объем информации через позы, жесты и т.д. Вот как, например, оценивают позу закрытости одного из чиновников высокого ранга России на его прошлом посту - "машинальное прикрытие рта рукой": "Это, кстати, любимая поза руководителя службы Внешней разведки России Е.М. Примакова, когда он сидит на совещаниях, положив локти на стол и прикрыв рот двумя кулаками, а иногда переплетенными пальцами" [135, с. 51]. Естественно внимание имиджмейкера к эксплуатации имиджей поп-звездами в сфере массовой культуры, где этот интерес постоянно создается и подогревается интерес к новым имиджам. Фаны постоянно находятся в поиске сообщений, исходящих от их кумиров. При этом имидж кумиров доводится до максимально полярных полюсов, например, героя-любовника для поп-певца или женщины-вамп для певицы. А типажи, подобные Мадонне, порождают сообщения, интересующие как женскую, так и мужскую аудиторию. Естественен интерес и к королевскому дому, например, Великобритании. Вероятно, подробный феномен можно рассматривать как вариант корпоративного имиджа. Смерть леди Ди показала силу управляемости аудиторией при помощи телевидения, когда посетивший английское посольство в Киеве ветеран говорил в камеру, что леди Ди за бедных, поэтому он тут, чтобы выразить свою скорбь. И свадьба, и смерть леди Дианы собрала наибольшее количество людей и телеоператоров за всю историю британского телевидения. Но и они подчиняются законам массовой коммуникации. Т. Лебедева отмечает: "Специфический эффект "аженда" - блокнота, присущий средствам массовой информации, которые тиражируют друг за другом в разных видах новости и сюжеты, напоминая обществу без конца друг за другом об одних и тех же событиях, потрясениях, героях и пристрастиях, заставляет действовать по принципу кампаний. Только ленивый, пожалуй, не прибегнет к его использованию. Чтобы не быть поглощенным и попросту проглоченным гигантской машиной современных масс-медиа, надо или навязать свои правила игры, или вписаться в волну общественного интереса. Так действуют политики, представители культурной или интеллектуальной элиты, все, кто хочет не просто создать свой имидж, но и сделать из него явление" [199, с. 51]. Биография леди Дианы, опубликованная в журнале "Majesty" (1997, №7), специального журнала, посвященного королевским знаменитостям, подчеркивает как раз характеристики, работающие на имидж. Леди Ди называется самой красивой и наиболее фотографируемой женщиной мира. Диана рассматривается как модная модель — она носит одежду от Шанель, Версаче и Лакруа. "Самопровозглашенная Королева сердец путешествует как неформальный посол больных и ранимых". Среди объектов ее внимания — больные СПИДом, бездомные, больные раком. Вот это парадоксальное сочетание вершины богатства (17 миллионов фунтов после развода) и заботы о больных СПИДом, раком создавало странный имиджевый синтез, привлекающий тысячи людей. Одновременно рассказ о путях построения имиджа не может обойтись без вопроса об оплате специалистов, причем 86% американских специалистов по политической рекламе на первое место ставят деньги. Западный опыт говорит об оплате в виде 15% суммы, затраченных на рекламу в СМИ. В. Музыкант говорит, что выплаты российским специалистам происходят следующим образом: вначале клиент платит треть суммы, в середине кампании — следующую треть, за два дня до выборов — оставшиеся деньги [252, с. 131]. И это понятно, поскольку наш клиент легко может сказать после успешно проведенных выборов: а что вы такого сделали? В рамках Украины имиджмейкеры постепенно выходят на сумму затрат, сравнимую с российскими, где расходы на выборы депутата в Госдуму оцениваются в триста тысяч долларов. Кулуарно поговаривают, что некоторым украинским депутатам выборы обошлись в сумму до одного миллиона долларов. Однако иногда специалисты работают и без денег. Так, в кампании 1968 г. Никсон — Хамфри руководители ее Ларри О'Брайен и Джозеф Наполитан работали без жалованья из-за отсутствия денег. К примеру, 13 октября Дж. Наполитан писал Хамфри, что на этой неделе они будут без региональной рекламы из-за нехватки средств. Некоторые специалисты подсчитали, что отсутствие рекламы в ту неделю стоило проигрыша на выборах в целом. А произошло это потому, что в последнюю минуту один нефтяной магнат из Техаса отказался дать обещанные им семьсот тысяч долларов. Вспомним также скандал, разразившийся в России, при вынесении в коробке из-под ксерокса полумиллиона долларов. Скандал был умело приглушен, но деньги остались ключевой координатой тех президентских выборов. Как и временное привлечение фигуры А. Лебедя, что позволило оттянуть голоса, которые условно можно назвать патриотическими, от Зюганова. Сложная и напряженная работа имиджмейкеров привела к успеху. Сведения о группе американцев, привезенных белорусским эмигрантом для работы на Ельцина,показывают не такую и существенную значимость этой группы. В этом списке не было ни одного человека, имевшего опыт проведения президентской кампании. Так что основная работа была сделана местными руками и мозгами. Везде важны, в первую очередь, свои специалисты. Во Франции работает Жак Сегела, который приводит к победе не только Жака Ширака и Франсуа Миттерана, но и целую череду восточноевропейских лидеров (Гавел, Анталл, Желев, Валенса, Квасьневский). В России он консультировал Собчака и Ельцина. У него есть интересное замечание по поводу телевыступлений, которые не должны быть слишком интеллектуальными. Вот как пишет об этой координате Т. Лебедева: "Телевидение привлекло внимание не столько к содержанию речей кандидатов, сколько к их словарю, в результате максимально банализируя его. Словарь становится частью марки лидера: аудитория реагирует на слова-коды, которые содержат для нее больше информации, чем развернутые тезисы программы. В своем телесловаре Жак Ширак, сохраняя марку реформатора и политика, способного объединить французов, отказывается от частого употребления "я" в своих речах, предпочитая говорить о "живых силах" [201, с. 41]. Это интересный феномен, заслуживающий серьезного анализа. Получается, что "на гора" выдаются отнюдь не тексты, а отсылки на определенные стереотипы. Ни один из кандидатов не может говорить о вещах, новых для аудитории. Но творческий характер состоит в поиске такой формулировки лозунга, которая бы наилучшим образом отражала нынешнее состояние аудитории. Ж. Сегела, к примеру, принадлежит такой слоган, как "спокойная сила" (force tranquil-le). Нам представляется, что особая сила этого слогана лежит в его серьезной амбивалентности. Он задает как достаточную долю силы и агрессивности, без которой политик в принципе невозможен. Но одновременно использование слова "спокойная" не просто включает мотивы "тишины" в отличие от мотивов "шума" из предыдущего случая, но и на высшем уровне объединяется с понятием "сила", даже гиперболизируя ее. Ведь именно сильный и уверенный обладает право оставаться спокойным в любой ситуации, поскольку за ним явное превосходство. Таким образом, слова "спокойная" служит в этом сочетании для усиления, а не для уменьшения основного значения. Но это подается только косвенно. При прямом прочтении мы, наоборот, получаем противоположное сообщение, где сила не акцентируется, а преуменьшается. Столь удачное сочетание слов, вероятно, и оказало свое воздействие на избирателей. Идя по пути повторения в рамках политического маркетинга законов продажи любого другого товара, Жак Сегела видит борьбу политиков как борьбу марок (брэндов). Опыт Сегела отражает следующий список брэндов, с которыми он работал: "Citroen", "Bic", "Dior", "Perrier" и др. "Фантазируя на эту тему, он говорил, что Миттеран для него олицетворяет остроту соуса и мед одновременно. Твердость и мягкость. Больше по глубине, чем по форме. Непримиримый в стремлении забыть ошибки своей молодости. Приговоренный к тому, чтобы воплощаться в философском измерении. Если сравнивать его с маркой, то это Диор. Жак Ширак: воля творит этого человека. Он способен выйти из общего ряда. Это воплощение модернизма и материализма одновременно. И он обречен на голлистский стиль. Валери Жискар д'Эстен — ь^ликодушный, но высокомерный. Блестящий, воспитанный и несобранный. В некотором роде — Пьер Карден" (Рекламный мир, 1997, №10). Как видим, имидж по-французски носит более философский характер. Имидж по-американски представляет собой воздействие на поведение избирателя. Но в любом случае перед нами наиболее эффективный на данный период способ ввода информации в человека для выполнения целей коммуникатора. ВИЗУАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИМИДЖА Имидж обязательно должен учитывать визуальный канал коммуникации. Можно привести множество преимуществ именно визуального канала. Вот только часть из них: в Визуальные сообщения не требуют перевода. • Визуальные сообщения лучше запоминаются зрителем. • По этому каналу реально передается гораздо больший объем информации, чем нам кажется. • Визуальные сообщения более легко проходят фильтр недоверия, который есть у каждого из нас, поскольку рассматриваются как неотредактированные. Визуальное сообщение несет достаточно четкую информацию, которую необходимо учитывать, хотя в ряде случаев и она выступает в качестве доясишительного сообщения. Например: ЮСИА рекомендует американским официальным лицам не фотографироваться в Азии стоя, а только сидя, чтобы не раздражать национальные чувства аудитории. Или еще пример. Экс-пресс-секретарь Б. Ельцина Сергей Медведев следующим образом описывает требования к внешнему виду пресс-секретаря (Московский комсомолец, 1996, 29 ноября): "Во-первых, он, конечно, должен выглядеть прилично, не нагонять своим внешним видом тоску или бесконечно изумлять аудиторию, скажем, формой носа или ушей. А форма одежды — традиционная: костюм, галстук. Мне, кстати, и не потребовалось как-то изменять своим привычкам. Я пришел в Кремль из эфира, и для меня ни галстук, ни белая рубашка не являлись каким-то наказанием. У меня было достаточное количество эфирных пиджаков, не броских и не кричащих — они и сгодились на новой работе". Мы также можем свободно перенести эти характеристики и на фигуру лидера. М. Трумэн говорит о роли внешности в случае Б. Клинтона: "В 1992 году, когда Клинтон заявил о своем намерении баллотироваться в президенты, он был практически неизвестен в масштабах всей страны. Выигрышная внешность и напор в духе Кеннеди помогли ему в кратчайшие сроки обойти соперников" [183, с. 302]. Визуальная символика окружает человека с давних времен. Она встречается уже в ранней истории христианства. Поскольку первые христиане подвергались серьезным гонениям, то они стали обозначать отсылку на свою религию символами. Например, рыбой или якорем. И сегодня с тех времен крест в некоторых случаях располагают на полумесяце, чтобы он издали напоминал якорь. "Церковная символика означает, что корабль, ведущий к спасению, остановился в тихой пристани и плавание окончилось"(Известия, 1996, 3 октября). А один из читателей "Комсомольской правды" (1997, 2 августа) прислал письмо, в котором рассказывает, что двуглавый орел как государственный герб приведет только к негативным последствиям. Все империи, имевшие этот знак в своих гербах, погибли. Это Византия, Священная Римская империя, Австро-Венгрия, Российская империя, Королеве- тво сербов, хорватов и словенцев. То есть визуальный символ часто начинает жить своей жизнью, перенося правильность или неправильность из мира символического в мир реальный. Один из английских издателей предложил свой вариант герба для Билла Клинтона (Комсомольская правда, 1997, 18 июля). Орел как символ штатов будет держать в когтях крест и кефаль, подчеркивая тем самым английские и ирландские корни семейства Клинтонов. Хиллари Клинтон будет представлена красным львом — символом Святой Хиллари из Пуатье. А Чел-си будет обозначена пиктограммой в виде якоря, которым метят знаменитую марку английского фарфора "Челси". Визуальный символ представляет собой очень эффективное средство воздействия. Отсюда символы партий — слон и осел в Америке, роза — у лейбористов в Великобритании. В России передача "Куклы" НТВ интересна именно этой перекодировкой визуальных образов: официальные фигуры, полные чопорности и серьезности, превратились в фигуры для осмеяния. Смех над сильными мира сего не такая простая ситуация для нашей ментальносги. Правда, А Коржаков справедливо напомнил: "Те же "Куклы" не из Франции к нам пришли. Петрушку на всех базарах показывали. Это был единственный способ сказать о власти правду" (Известия, 1997, 11 февраля). То есть эта традиция имеет достаточно давнюю историю. Психологами установлено, что контрастные сочетания цветов несут в себе значение авторитетности. Именно таким образом строится форма полицейского, форма стюардессы. В принципе форма улучшает внешний вид человека, несомненно повышая его статус. Не зря форму или псевдоформу использовали диктаторы. Нейтрализация внешнего вида в этом случае служила повышению эффективности воздействия, она не выступала в качестве отвлекающего фактора. Противоположный полюс занимают поп-звезды, которые своей одеждой включают дополнительно визуальный канал, а требованием хлопать в ритм на концерте — подключают всех в единую цепочку поведения. Диктаторы же давали для массового сознания не такое большое разнообразие своих визуальных изображений. Это нечто вроде ограниченного инвентаря поз и количества изображений, которое аудитория сама должна заполнить эмоциональным отношением. Главная суть воздействия в этом случае срабатывает не на внешнем факторе, а на внутреннем. Также и в религии, где существует ограниченное количество поз Христа, например. Поп-звезда, наоборот, активно пользуется как раз внешним фактором, поскольку любовь к ней временная, имплантированная во многом сегодняшним днем. Реакция на визуальные символы может быть достаточно серьезной. Так, 12 человек погибло в результате мощного взрыва на иерусалимском базаре. А произошло это из-за того, что бывшая россиянка Татьяна Соскинд развешивала в Хевроне плакаты с изображением пророка Мухаммеда в свином обличье. Кровавый теракт вступил в диалог с этим визуальным изображением. Специалисты диктуют те или иные типы поведения, исходя из требований визуального канала. Например, для телеканала: "Ответы, которые вы даете с опущенной головой, расцениваются на телевидении как уклончивые или трусливые. Прямой взгляд в камеру или на коллегу-выступающего создаст впечатление открытости и честности" [100, с. 137]. Невербальные измерения позволяют как бы опустить в определенной степени абстрактные чувства до понятного и чувственного уровня, доступного каждому. Так, к примеру, Китай отправляет в другие страны бамбуковых медведей панд. Таких "послов дружбы" уже отправлено 23 (День, 1997, 8 августа). Наибольшим успехом пользовалась пара, подаренная Р. Никсону в 1972 г. За месяц в Вашингтоне их посетило 1,1 миллиона американцев, что позволило даже объявить этот год "Годом панды". Георгий Сатаров также говорит о роли визуальности, когда корреспонденты спрашивали о степени самостоятельности принимаемых Б. Ельциным решений, поскольку телезритель видел на экране, что тот только подгшсывалуказы, привозимые то одним, то другим человеком. "Такое ощущение формируется, как говорят специалисты, картинкой. И довольно неудачной. В той картинке изображения сегодняшнего президента много элементов от прошлогодней избирательной кампании. И это объективно вредит. Я заявляю об этом открыто, ибо то же самое говорю и в администрации. Нормальные люди, голосующие граждане отчетливо понимают, что такое условности избирательной кампании - некой игры, если больше нравится, даже пьесы. Но как только пьеса кончается, сразу начинается реальная жизнь. А в нее нельзя играть по тем же правилам" (Комсомольская правда, 1997, 8 августа). Тут сам Г. Сатаров лукавит, ибо особенности избирательного поведения в виде достаточно агрессивного варианта коммуникации используются и в постизбирательный период, поскольку они являются гораздо более эффективными. Визуальный канал дает гораздо больший объем неотре-дазсгарованной информации (хотя часто это также иллюзия), чем Еербальные каналы. Помощники могут бесконечно править текст, который затем в этом идеализированном виде и попадет в печать, но гораздо труднее "править'' внешность или походку лидера. Вячеслав Костиков написал следующее: "Источником "вольных" разговоров о президенте часто становилась и эмоциональная мимика и жестикуляция самого Бориса Николаевича. Чуткая камера телерепортеров внимательно отслеживает походку президента во время его поездок по стране и возвращения в Москву. Объектив безжалостен, он не делает скидки на усталость после многочасового перелета, на бессонную ночь или на естественную потребность человека немного расслабиться после огромной нервной нагрузки. Журналисты же подстерегают президента буквально на каждом шагу. Иногда это откровенно недоброжелательное любопытство'' [183, с. 188]. Появление рядом с первым лицом всегда служит признаком приближенности. А. Коржаков вспоминает, как перед встречей банкиров с Б. Ельциным он обнаружил, что рядом с карточкой с фамилией Бориса Николаевича поставили карточку Гусинского. Мнение А. Коржакова по этому поводу было таково: "Эту встречу организовали для того, чтобы всем в России и за рубежом показать — Ельцин и Гусинский сидят на важных встречах рядышком. Они не только с ним никогда не ссорились, но и прекрасно сотрудничают. Табличку с фамилией Гусинского переставили в другое место, туда, где его ни одна телекамера не могла схватить" (Комсомольская правда, 1997, 8 августа). Телевидение дает важную возможность соединять в своих сообщениях разные образы. В выборах 1968 г. Никсон против Хамфри последнего в негативной рекламе представили следующим образом: улыбающийся Хамфри на фоне солдат во Вьетнаме. Музыка к рекламе, наоборот, демонстрировала, что "Хамфри живет в мире, не затронутым реальностями войны, социальных беспорядков и бедности" [503, р. 246]. Реклама Никсона рассматривала Вьетнам и беспорядки внутри страны как звенья одной цепи. Рекламная кампания Б. Ельцина 1996 г. пошла даже дальше, связав своего противника как представителя коммунистической партии со всеми негативами довоенного прошлого СССР. Кстати, американские исследователи считали, что такой объем негатива в этой кампании вытекал из слабых рейтинговых позиций кандидатов в начале кампании. Во всех этих случаях избиратель получал четкие визуальные картинки из определенно негативного поля. Негативные визуальные отсылки опровергать гораздо сложнее, чем вербальные обвинения, поэтому такой подход оказался несомненно эффективнее в аспекте нанесения "удара" по своему оппоненту. Визуальный телевизионный канал принес на сцену и такое понятие, как физическая привлекательность кандидата. Американцы ощутили это достаточно четко, когда в результате теледебатов Никсон проиграл Кеннеди. Причем проиграл именно по параметрам не интеллектуальным, а чисто внешним. Интересно, что во второй раз уже в 1968 г., когда Никсон шел против Хамфри, их теледебаты начались в той же студии в Чикаго, где в 1960 г. он получил свой черный шар. Теперь команда Никсона приняла новые правила игры: репортеры не были допущены в студию. Журналисты должны были смотреть передачу как простые зрители. Потом им дали возможность поговорить с аудиторией, которая сидела в студии. Исходная идея была такова: необходимо, чтобы вопросы аудитории в студии совпали с вопросами, которые интересуют электорат, а не стали бы вопросами только для журналистов. Команда также хотела представить Никсона как политика, которому не требуется дополнительное обучение, чтобы стать президентом. Это, кстати, очень важный параметр, который иногда обозначают как "компетентность". Для достижения его в об- лик кандидата вписываются все его значимые с этой точки зрения посты и поступки. Избирателю его демонстрируют в роли успешного исполнителя высоких функций. Следует также помнить еще об одном весьма важном аспекте визуального канала: с его помощью зритель получает большой объем не контролируемой информации. Ведь вербальную информацию мы стараемся оценивать по степени достоверности и т.д. Но совершенно по-иному мы относимся к визуальной информации, почти всегда принимая ее на веру. Визуальный канал по этой причине фактически предоставляет очень большие возможности для воздействия. Однако следует помнить, что и телевизионный канал имеет разные ниши, к примеру, революционным результатом размещения телерекламы в кампании выборов в США в 1992 г. стало то, что 75% денег на телерекламу Клинтон потратил на покупку времени на местных каналах, существенно отклонившись от принятой практики. В целом на телевидение у Клинтона ушло 67% имеющихся денег, что лишний раз подтверждает новый решающий статус этого канала. Одновременно следует сделать важное предостережение, отражающее смену моделей коммуникативного поведения. Исследования показали, что выступления кандидатов в президенты, даже в электронный век, хранят значительную долю прошлой риторики. Они, к примеру, оказались эмфатическими и решительными, а не разговорными [506, р. 243]. Хотя есть и иное мнение: новый стиль интимности и самораскрытия более характерен для интервью, а не для речи кандидата, которая продолжает носить более официальный характер. Вероятно, это связано с объемом сообщения — речь как длинное сообщение неизбежно начинает опираться на стандартные правила риторики, поскольку вербальный элемент здесь становится превалирующим. Интервью же включает в себя и визуальный канал как вспомогательный или основной. И последнее — сегодня это уже стало учебным примером — уроки теледебатов 1960 г. Кеннеди против Никсона. Именно тогда телевидение продемонстрировало свою строптивость, отвергнув человека, который не соответствовал форматам телевизионного канала. Те, кто слушали эти дебаты по радио, получили совершенно иное представление о том, кто оказался сильнее. Перечислим уже хрестоматийные на се- годня ошибки Никсона, проявленные им в этих теледебатах. После болезни он выглядел совершенно бледным, передвигался с опаской из-за ранее происшедшей травмы ноги. Поскольку он похудел, шея торчала из рубашки, казавшейся на два размера больше. Советники начали работать с ним только в машине, во время движения к телецентру. Кеннеди же приехал заранее, и, полулежа на диване, слушал своих советников. Прямо в студии ему поменяли рубашку, так как та, в которой он был одет ранее, давала блики. Имидж Никсона с бородкой оценивался как зловещий. В студии он стал скорее похож на заговорщика с маленькими глазками, которого рисовали карикатуристы-демократы, а не на живого человека. В результате Никсон скорее проиграл телевидению, а не Кеннеди. Визуальный канал оказался сильнее лидера. Визуализация имиджа позволяет сделать определенный "перевод" теоретического конструкта в практическую область, доступную каждому. КОНТЕКСТНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ИМИДЖА Мы подробно рассматривали выше, что лидер окружает себя знаками, которые также передают необходимое сообщение. Можно привести, например, следующее высказывание из журнала "Коммерсантъ-Власть" (1999, №48) "Знакомство с Юрием Лужковым сделало Иосифа Кобзона лучшим депутатом среди певцов". Лидер также окружает себя людьми, которые, как и он, служат генераторами подобных сообщений. И первое место среди них занимает семья. Стандартным советским и частично постсоветским подходом является вычеркивание из общественного внимания личной жизни. Это, вероятно, является ошибкой, поскольку одновременно резко сужаются возможности использования эмоциональной коммуникации, которая, как известно, наиболее успешно действует на аудиторию. Приведем несколько высказываний Раисы Немцовой в качестве иллюстрации сказанному (Комсомольская правда, 1997, 29 мая): |