Полякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с
Скачать 1.4 Mb.
|
Опираясь на анализ капиталистического духа, его специфики и соотношения предпринимательского и мещанского начал, Зомбарт делит всю историю капитализма на два этапа: I этап до конца XVIII в. и II этап - начиная с конца XVIII в. На первом этапе капиталистический дух носит <существенно связанный> характер. Он связан нравами и нравственностью, черпаемой в христианских источниках. На втором этапе капиталистический дух носит свободный, не ограниченный и не связанный нравственными нормами характер. Эта концепция связанности, или ограничения капиталистического духа нравственными принципами позднее сыграет значительную роль в теории немецкого социализма В. Зомбарта. Двум этапам развития капитализма, двум его качествам связанному и несвязанному - соответствуют два типа буржуа. Первому - буржуа старого стиля. Этот буржуа старого стиля был капиталистическим предпринимателем с присущей ему жаждой наживы, <он спекулировал и калькулировал>, основывал предприятия и, в конце концов, мещанские добродетели овладели его существом. Но, в отличие от современного буржуа, во всех его планах и размышлениях, во всех его действиях решающее значение имело благо или несчастье живого человека. Мерой всех вещей оставался человек. Все, кто служил капитализму, пишет Зомбарт, - землевладелец, купец, банкир, спекулянт - все они всегда соизмеряли свою деятельность с требованиями человечности, для всех них дело было лишь средством в их жизни, целью же были их жизненные интересы и интересы других людей, <для которых и вместе с которыми они действовали>. Это видно по их воззрениям на <смысл богатства>. Богатство ценится, оно желается, но оно не должно быть самоцелью; оно должно служить тому, чтобы создавать или сохранять жизненные ценности. Только законным образом приобретенное, честно нажитое богатство давало буржуа радость. Темп их коммерческой деятельности можно назвать <спокойным>, характер ведения дел ориентировал на незначительное развитие, 185 возможно более высокие цены. Главным принципом деятельности было вести <малые дела с большой пользой>. Все это определяло отрицательное отношение буржуа старого стиля к конкуренции, к рекламе, его опору на клиентелу. Его отношение к технике и к прогрессу было положительным в той мере, в какой техника не разрушала человеческого счастья и не <пожирала> человеческий труд. Зомбарт подытоживает: на первом этапе развития капитализма всегда что-то стесняет свободный расцвет инстинкта наживы, предпринимательского духа и экономического рационализма - то ли это традиционализм, то ли этические соображения, то ли что-либо еще. Буржуа старого стиля господствовал вплоть до конца XVIII в. В начале XIX в. появился современный экономический человек - представитель <многочисленных предпринимателей, которые кажутся нам скорее бюрократами, чем купцами или торговцами... Корректные в своей деятельности, педантичные в планировании своей работы, точные в решениях, с большими способностями к организации, без сильной склонности лезть напролом, превосходные чиновники для управления, которые сегодня являются бургомистрами огромного города, а завтра стоят во главе крупного банка, сегодня еще управляют отдельным ведомством в министерстве, а завтра берут на себя руководство синдикатом> . Современный предприниматель - это коллективный предприниматель, его уже не интересует <живой человек с его счастьем или горем>, его место заняли <нажива и дело>. <Расширение дела> - вот главный мотив. Средствами являются дешевизна и доброкачественность продукции, колоссальные объемы сбыта, оборота, быстрая транспортировка и перемещение благ, людей и известий. Деловые принципы подчинены абсолютной рационализации, последние остатки традиционализма истреблены, производство благ осуществляется только для обмена. Особое место занимает деятельность по созданию механизма, принуждающего публику покупать (<покупателя отыскивают и нападают на него>) прежде всего на основе рекламы, которая <в эстетическом смысле - отвратительна, Там же. С. 129. 186 в нравственном - бесстыдна>. Основным принципом предпринимательской деятельности является принцип <свободы локтей>, свободы конкуренции: <не хотят никакого ограничения ни правом, ни обычаем; не хотят никакого ограждения других хозяйствующих субъектов, но хотят иметь право убить конкуренцией всякого другого, если того требует собственный интерес ... не желают, чтобы государство или, например, представительство рабочих принимало участие в составлении договоров об условиях труда. Ко всякой <связанности> прежнего времени относятся с отвращением. Свободное проявление собственной силы одно должно решать хозяйственный успех> . Моральная, этическая <связанность> бизнеса ушла в прошлое. Важным моментом теории капиталистического духа Зомбарта является его убежденность в том, что капиталистический дух, буржуазность как таковая - это явление, укорененное в крови, на уровне биологических основ человека и целых народов. Он пишет: <Я утверждаю: то, что все формы проявления капиталистического духа, т. е. душевного строя буржуа, покоятся на унаследованных предрасположенностях, не может подлежать сомнению. Это действительно в равной мере относительно явлений, носящих характер естественных побуждений, и относительно <инстинктивного> дарования, относительно мещанских добродетелей и относительно навыков> Поскольку в каждом буржуа обитают, по мнению Зомбарта, две души - душа предпринимателя и душа мещанина, лишь соединение которых образует капиталистический дух, постольку и в природе буржуа следует различать природу предпринимательскую и природу мещанскую. Предпринимательские натуры это люди с ярко выраженной <интеллектуальноволюнтаристической одаренностью> и с <зачахнувшей чувственной и душевной жизнью>. Мещанские натуры - это люди, склонные к объективному отношению к миру, люди долга, этики, люди <вещей> и накопительства. Там же. С. 141. Там же. С. 151. 187 Как считает Зомбарт, в силу того, что люди с такими склонностями и способностями в разной степени и количестве присутствуют у разных народов, можно говорить не просто о биологических основах капиталистического духа, но и выделить нации <со слабым капиталистическим предрасположением> и с <сильным капиталистическим предрасположением>. К первым он отнес, прежде всего, кельтов и некоторые германские племена, например, готов. Нации с сильным капиталистическим духом он разделил на две группы: (1) те народы, которые обладали особенными задатками к насильственному предпринимательству крупного размаха, к разбойничеству, и (2) те, способности которых относились, напротив, к успешной мирной торговой деятельности и которые имели также склонность к мещанству. К первым он относит римлян и <некоторые германские племена, одушевленные тем же духом <народов героев> норманнов, лангобардов, саксов и франков. Ко вторым - флорентийцев, шотландцев и евреев. Теория хозяйственной системы Фундаментальным систематизирующим понятием в политической экономии и истории хозяйства в конце XIX - начале XX века, призванным описать систему экономических отношений и их историческую трансформацию, было понятие народного хозяйства. Подвергая критике различного рода концепции народного хозяйства (Л. Вагнера, Г. Шмоллера, А. Шеффле, Б. Хармса, Б. Гильдебранда, К. Бюхера и др.), Зомбарт использует понятие хозяйственной системы. Хозяйственная система - <это вид хозяйствования, понимаемого нами как духовное единство - 1) подчиненное определенному смыслу, 2) имеющее определенный строй и организацию и 3) применяющее определенную технику> Это понятие, как считает В. Зомбарт, достаточно емко, чтобы включать в себя все стороны хозяйственной жизни - прежде всего, дух, анализ которого практически выпадал из всех исследований. Благодаря включению в анализ <хозяйственного духа> Зомбарт В. Строй хозяйственной жизни. - М., 1926. С. 52. 188 оно достаточно определенно, чтобы зафиксировать историческую определенность хозяйственной жизни; и достаточно общо, чтобы его можно было приложить ко всем историческим видам хозяйственного устройства. Опираясь на это определение, В. Зомбарт вырабатывает следующую схему дуальностей, на основе которых могут оформляться различные хозяйственные системы А. Дух (хозяйственное воззрение) I. Принцип удовлетворения потребностей - принцип доходности. IИ. Традиционализм - рационализм. III. Солидарность - индивидуализм. Б. Форма (регулирование и организация хозяйственной жизни) I. Связанность - свобода. II. Частные хозяйства - общественное хозяйство. III. Демократия - аристократия. IV. Замкнутость - открытость. V. Хозяйство для покрытия потребностей - меновое хозяйство. VI. Индивидуальные предприятия - общественные предприятия. В. Техника (приемы) I. Эмпирическая - научная. II. Стабильная - революционная. III. Органическая - неорганическая (механическая, анорганическая). Духом хозяйства, или хозяйственным воззрением Зомбарт называет то, как люди определяют цель хозяйственной жизни. Их может быть две: 1) создание предметов потребления для себя и других (принцип удовлетворения потребностей) или 2) стремление к прибыли (принцип доходности). К сфере хозяйственного духа относится также тип хозяйственного действия, определяемый выбором средств: традиционное действие и его средства (унаследованные) или рациональное действие и его См.: Там же. С. 60. 189 средства (целесообразные) и критическое отношение к унаследованной практике при выборе средств и действий. Кроме того, различия в хозяйственных воззрениях связаны с отношениями отдельных лиц, участвующих в хозяйственной жизни, между собой. Эти отношения могут быть индивидуалистичными или солидарными. Индивидуалистично отношение отдельных лиц друг к другу, если ими руководит исключительно собственный интерес, если они полагаются исключительно на собственную силу и знают только чувство личной ответственности. Индивидуалистически ориентированный человек не <помогает> другому, <во имя божие он не делает того, что полезно другому>, но и не рассчитывает на помощь других. Каждое хозяйственное действие покоится на принципе do ut des: сделанное одной стороной должно покрываться сделанным другой. Индивидуалистическому принципу противоположен принцип солидарности. Следуя этому принципу, человек чувствует себя членом большого сообщества, он принимает во внимание не только свои интересы, но и интересы других лиц и сообщества в целом, он ответственен за других и со стороны других ожидает заступничества. Дух хозяйственной жизни во многом определяет форму хозяйственной жизни. Среди форм хозяйства, т. е. его организации и регулирования Зомбарт выделяет следующие. Форма хозяйства может быть либо связанной, когда поведение людей в нем регулируется надиндивидуальными нормами, либо свободной, когда поведение людей регулируется личной или групповой властью. Форма может быть либо частнохозяйственной (<центр тяжести> хозяйственной жизни находится в отдельных хозяйствах), либо общественно- хозяйственной (центром являются коллективы - род, город, государство). Хозяйственное устройство может быть либо демократическим, если большинство лиц, участвующих в хозяйстве, состоит из хозяйствующих субъектов, либо аристократическим, когда в массе вовлеченных в хозяйство людей хозяйствующие субъекты составляют меньшинство, большинство же выступают как объекты, т. е. вынуждены подчиняться постановлениям немно- 190 гих. Примеры: барщинное устройство - аристократическое хозяйство, кооперативное хозяйство - демократическая форма. Хозяйственная жизнь может быть либо замкнутой, либо разомкнутой, свободной. Этими характеристиками Зомбарт указывает на разницу между хозяйственным устройством, при котором каждое из хозяйств выполняет все наличные виды труда, и таким, при котором разные виды хозяйственной деятельности осуществляются в разных хозяйствах. Это различие в той или иной мере сопряжено с различием форм между хозяйством для покрытия потребностей и меновым хозяйством. Наконец, Зомбарт выделяет форму индивидуальных предприятий и общественных предприятий - товариществ. Рассматривая формы хозяйственной жизни, Зомбарт сосредоточивается главным образом на формах производства и потребления, оставляя в стороне различные варианты распределения (натурально-нормативное, по заслугам, по потребностям, по долям и др.), поскольку полагает, что <способ распределения или совсем не имеет значения для осуществления хозяйственной системы, или с необходимостью вытекает из приложения известного хозяйственного принципа в связи с известной формой управления> Что касается экономической техники, применяемой при изготовлении и перемещении благ, то Зомбарт указывает на следующие варианты: эмпирическая техника vs научная техника; стабильная (когда используемые приемы изменяются чрезвычайно медленно, скорость изменения измеряется поколениями) vs революционная (отличающаяся частым и основательным изменением средств и приемов); органическая (использующая природу и ее силы) vs неорганическая, механическая. Опираясь на идею хозяйственной системы, Зомбарт строит целостную теорию капитализма. Под капитализмом понимается определенного рода хозяйственная система, отличающаяся следующими особенностями. Что касается духа капитализма, то господствующим принципом здесь является принцип доходности. Особенность его Там же. С. 58. 191 при капитализме выражается в том, что целью любого хозяйства является <умножение количества денег>. Второй господствующий принцип - индивидуализм. Третий - экономический рационализм, который существует как планомерность, целесообразность, как учет и исчисляемость. Форма. Хозяйственный строй в принципе свободен. Господствующему принципу индивидуализма соответствует широкая независимость хозяйственных субъектов. Капиталистическое хозяйство - частное хозяйство, его строение - аристократическое, разомкнутое (для него характерна высокоразвитая система разделения труда и функций). Капиталистическое хозяйство базируется на системе менового хозяйственного обращения, т. е. рынка. Устройство предприятий при капитализме не является единообразным - при общем преобладании крупных предприятий имеет место и мелкое предпринимательство. Техника - научная, революционная, механическая. Различным хозяйственным системам соответствуют различные хозяйственные эпохи. На этом основании и может выстраиваться теоретическая систематика истории. Зомбарт называет хозяйственной эпохой промежуток времени, в течение которого какая-нибудь хозяйственная система осуществляется в истории, или в течение которого хозяйственная жизнь обнаруживает черты, свойственные известной хозяйственной системе. При этом Зомбарт подчеркивает, что разделение хозяйственных эпох, и в особенности эпох капитализма, должно проводиться независимо от деления на политические периоды. Кроме того, следует остерегаться, опираясь на концепцию хозяйственной системы, выстраивать процесс исторически закономерного развертывания хозяйственной жизни, в котором последовательность известных хозяйственных систем представала бы как исторически необходимая. <История показывает нам последовательность, которую мы считаем <данной>, <естественной>: экономический рационализм следовал за традиционностью; господство принципа доходности - за принципом удовлетворения потребностей; разомкнутое профессионально-специализированное хозяйство - за замкнутыми хозяйствами; меновое - за самодовлеющими и т. д. Но развитие может совершаться и в 192 обратном порядке, и даже часто так и происходило> . Это очень важное замечание Зомбарта, которое приобретает особый смысл в перспективе его теории немецкого тотального социализма. Можно, тем не менее, установить некоторую психологическую последовательность в смене систем хозяйствования - это циклическая последовательность в смене демократического и аристократического устройства хозяйства: 1) хозяйственная демократия: первоначальный строй европейского хозяйства; 2) хозяйственная аристократия: хозяйственный строй кочующих пастухов; 3) хозяйственная демократия: деревенское хозяйство; 4) хозяйственная аристократия: барщинное хозяйство; 5) хозяйственная демократия: ремесло; 6) хозяйственная аристократия: капитализм. И далее Зомбарт продолжает: <Кажется, что в настоящее время к этому аристократическому периоду примыкает демократический, который сказывается в росте влияния профессиональных союзов, в развитии кооперации, в возрастающем ограничении свободных сношений защитительными мерами, в переходе к огосударствлению, муниципализации и в других, подобных этим, явлениях нашего времени> . Это, по существу, есть описание условий возможности существования новой социальной системы - социализма. Концепция политико-экономической системы В дополнение к своей концепции хозяйственной системы Зомбарт разрабатывает концепцию политико-экономической системы, которая призвана продемонстрировать то, как осуществляется процесс регулирования и упорядочивания хозяйственной жизни. Как было показано, в каждом хозяйственном строе господствует определенный дух, который выражается в следовании известным основополагающим нормам и правовым воззрениям. Но этот дух вносится в хозяйственный строй извне, он вносится Там же. С. 78. Там же. С. 79. 193 <правоустанавливающей властью>. В силу этого Зомбарт считает, что имеет смысл говорить о политико-экономической системе. Политико-экономическая система является частью общей социальной системы и составляет, как он это показывает в работе <Пролетарский социализм> (1924 г.), компонент общегосударственной и социальной политики. В зависимости от цели, которую общество в лице государства и общественных организаций ставит перед хозяйственной системой, выделяется два типа хозяйственной политики: универсалистская и индивидуалистская. Универсалистская хозяйственная политика имеет целью благо <целого>: государства, нации, народа. Индивидуалистская хозяйственная политика имеет целью благо индивидов: единичных, многих, всех. Для индивидуалистской хозяйственной политики типичны системы либерализма и пролетарского социализма. Социалистическое общество также создается для того, чтобы сделать доступным для каждого как можно более широкие жизненные возможности. В зависимости от выбора средств политико-хозяйственные системы будут делиться на нормативные (связанные) и свободные. Нормативная, или связанная, хозяйственная политика подчиняет хозяйственное поведение отдельных лиц системе связывающих правовых норм. |