Полякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с
Скачать 1.4 Mb.
|
Свободная хозяйственная политика в принципе предоставляет каждому возможность осуществлять организацию и ведение хозяйства по его личному усмотрению. Границы полагаются только уголовным правом. При этом следует подчеркнуть, что соотношение целей, средств не находятся в отношении жесткой зависимости, примером чему могут служить системы либерализма и пролетарского социализма, противоположные по выбору средств, но одинаковые по намеченным целям. Кроме того, Зомбарт указывает, что существуют смешанные политико-экономические системы, внутри которых также провозглашаются какие-то определенные цели и выбор конкретных средств. Реально в истории наблюдается несколько типов политико- экономических систем - экономическая политика средневековых городов; меркантилизм, свойственный раннему капитализму; либерализм как политика высокого капитализма; и 194 экономическая политика позднего капитализма. Поздний капитализм - это фаза развития, начавшаяся с 1880-х годов, с возвращения к выраженной протекционистской торговой политике и с нового этапа колониальной политики, получившей название империализм. Экономическая политика позднего капитализма демонстрирует смещение стилей как по своим целям, так и по выбираемым средствам: она ориентирована как на универсализм, так и на индивидуализм; она признает принцип свободной конкуренции, но не останавливается перед далеко идущим регулированием хозяйственной жизни. Зомбарт определяет эту политику как неомеркантилизм или современный империализм. <Капитализм, вступивший в последнюю фазу своего развития, - пишет Зомбарт, - теперь, как и при своем возникновении, чтобы завоевать земной шар, требовал поддержки всеми средствами, какими оно располагает, от государства. Снова был провозглашен пароль: поскольку государство постольку капитализм. И чувство самосохранения государств принуждало их к неомеркантилистской политике> Современное внедрение хозяйственного управления в систему свободных хозяйственных отношений Зомбарт называет процессом социализации. Социализация - это <движение в направлении к народному хозяйству, которое планомерно ведется и контролируется в интересах всего народа> . Эта социализация более распространена, чем обычно думают, каждое постановление об общественном контроле какого-либо хозяйственного явления уже есть акт социализации, поскольку является шагом на пути к нормативно-регулируемому хозяйству. Зомбарт вычленяет три основные процесса в сфере социализации. 1. Социализация потребления: всякий общественный надзор над продающимся товаром - контроль над производством продуктов питания, запрет алкоголя, курения. 2. Социализация распределения, т. е. распоряжение благами по <плану>: распределение жилищ, рационализация получения товаров, таксы, цены, налоги с социалистическими целями; огосударствление, Там же. С. 131. Там же. С. 132. 195 например, горного дела, внедрение принудительного страхования. 3. Социализация производства - создание общественных советов для контроля за производством, фабричных инспекций, разработка рабочего законодательства, рационализация и регионализация производства и т. д. Теория позднего капитализма и социализации производства фактически призвана обосновать возможность и даже тенденцию становления нового типа хозяйственно- политической системы - социализма. *** В теории хозяйственной системы и политико-экономической системы наиболее важными, с нашей точки зрения, представляются следующие положения. Во-первых, отказ от идеи закономерного прогрессивного, линейного развития хозяйственных систем. История не демонстрирует ни их закономерную смену, ни их прогрессивное поступательное развитие. Более того, в ходе развертывания хозяйственной жизни достаточно часто наблюдается попятное движение. Можно наблюдать только психологическую цикличность в смене аристократически или демократически организованных систем. И эта цикличность указывает на совершенно определенное направление движения современного капитализма. Во-вторых, увязывание политического и экономического механизмов в теории политико-экономической системы через концепцию <духа> системы. Дух системы, определяющий строй хозяйственной жизни, укоренен в политическом механизме, и это делает экономику и всю хозяйственную систему в целом производной от культурного и политического строя. В-третьих, выявление основных тенденций развития хозяйственной системы позднего капитализма (империализм, сращение государства и экономики, усиление процессов регулирования хозяйственной жизни, усиление процессов социализации) и разработка концепции нормативно-регулируемой хозяйственной жизни как теории позднего капитализма. В-четвертых, указание на процесс социализации как основной процесс позднего капитализма, ведущий к новому социаль- 196 ному строю, к социализму. Эта теория позднего капитализма Зомбарта, а также целый набор теоретических и методологических положений, к которым он приходит или на которые он опирается в процессе своего исследования капитализма, стали, как мы увидим ниже, основой его теории немецкого социализма. Тотальный социализм Процесс социализации общественной жизни. Процесс социализации затрагивает, как указывает Зомбарт, все сферы жизни от экономической до политической, социальной и духовной. <То, что получило название обобществления производственного процесса, т. е. рост дифференциации и интеграции отдельных хозяйств, их слияние в одно неделимое целое, с одной стороны, и рост специализации и кооперации труда в современных крупных предприятиях, с другой, имело своим следствием то, что каждый продукт не является уже созданием отдельного рабочего, а представляется общим произведением всех рабочих... Поэтому представление о коллективной организации производства вовсе не представляется чуждым для отдельных работников, воплощенных в отдельных частях продукта. В то же время в среде рабочих больших городов идея общего, т. е. коммунистического потребления находит себе все больше сочувствия в силу тех изменений, которые совершаются на глазах у всех окружающей действительности> Именно этот фундаментальный процесс социализации, или обобществления, позволяет делать вывод о социалистическом будущем общества. Как видится Зомбарту, социализм является главным направлением в теоретической социальной мысли эпохи развитого и позднего капитализма. Поэтому только обращение к истории социализма и к его состоянию в первые десятилетия XX в. может дать ответ на вопрос о необходимом социальном устройстве, об обществе позднего капитализма, о его специфике. Социализм и <социальное движение> сущностным образом связаны с обществом развитого и позднего капитализма. Зомбарт В. Социализм и социальное движение. - М., без года. С. 12 - 13. 197 Общество позднего капитализма формирует поразительную атмосферу абсолютно подвижного мира, эта подвижность порождает представление о возможности создавать этот мир ежедневно и ежечасно своими действиями, поскольку утрачивается ощущение его твердости, а значит и его сопротивляемости. Социальная реальность перестает обладать жестким природным характером - следовательно, ее можно и должно проектировать, создавать утопию и пытаться ее реализовывать. Таким проектом, соответствующим духу времени, должен стать социалистический проект, но не любой - по крайней мере, не проект пролетарского социализма. Критика догматического социализма. Социализм для Зомбарта - это <великое идейное течение>, <целая область жизни>, <живое выражение определенного социального движения>. Он является продуктом капиталистической хозяйственной системы с ее классовым разделением на буржуазию и пролетариат. В этой системе <зреют семена недовольства и жажда обновления, пробуждается массовая воля, подготовляется будущая свобода>. Носителем этой массовой воли является пролетариат. Его протест принимает форму пролетарского движения, имеющего целью достижение идеала общественного строя на началах коммунизма, в котором реализуются интересы широких масс. Пролетариат выступает представителем этого будущего идеального хозяйственного строя, который и называется социалистическим. Социализм и пролетарское социальное движение являются нечем иным, как попыткой осуществить этот будущий, соответствующий интересам пролетариата и широких масс, новый общественный строй. Современный социализм, таким образом, считает В. Зомбарт, - это <теоретические> попытки указать пролетариату цель его стремлений, вызвать его на борьбу, организовать эту борьбу, указать путь, на котором можно достигнуть этой цели. Однако социализм не является однородным идеологическим и организационным образованием. Различные течения социализма обладают как рядом общих моментов, так и теми, по поводу которых они резко расходятся. К числу общих относятся следующие: 198 Для всех социалистических систем характерно детски наивное воззрение о возможности счастья, радости в мире, призыв к свободе, поиск гармонии и свободы в мире, потребность создать <царство небесное> на земле. Характерен культ труда. Прославление работы занимает центральное место в любой социалистической этике. Размышления по поводу организации работы, отношений между трудом и стоимостью труда, работой и доходом, работой и досугом находятся в центре всех социалистических теорий. Царство будущего будет царством труда, высший закон которого будет гласить: <кто не работает, тот не ест>. И это очень понятно. Ведь пролетариат - первый массовый класс, состоящий из незаметных людей массы, и нет лучшего способа для того, чтобы сделать всех людей равными и вместе с тем внушить уважение к незаметной, затерявшейся в массе отдельной личности, которая представляет собою часть этой массы, чем придать <святость> осуществляемой ею работе. Ведь работа - это все, что есть у пролетариата. Поэтому идеалом практического характера является равенство в <труде>. Все социалистические системы рассматривают парламентаризм как специфически либеральный институт. Пролетарскосоциалистические же идеалы совершенной государственной формы связаны с осуществлением прямой демократии - всеобщего избирательного права, референдумами и принципами прямой законодательной инициативы. На этом пункте общепринятые всеми социалистическими течениями положения исчерпываются. По поводу многих согласия уже нет, и с ними во многом не согласен Зомбарт. Большинство социалистических теорий сходятся в усмотрении недостатков современного общественного строя, какими для них представляются свободная конкуренция, основанная на жажде прибыли, и частная собственность. В силу того, что частная собственность признается <раковым наростом> на хозяйственном механизме, все социалисты согласны в том, что будущий строй либо совсем освободится от института частной собственности, либо, по крайней мере, ее сфера будет значительно сужена. В результате, частно-хозяйственная организация превратится в общественную или кооперативную. 199 Стремление устранить капиталистическую основу хозяйственной системы, которая придает ей ненавистный характер господства, и одновременно желание сохранить крупное общественное производство - <в интересах миллионов ртов, защитником которых является социализм>, заставляет прибегнуть к регулированию производства, распределения и потребления на основе общественной собственности и общественной организации производства. Регулирование права частной собственности, а тем более ее ликвидация, является, по мнению Зомбарта, <догматической причудой> некоторых из ветвей социализма, в политике пригодной не более чем <руководство для составления гербариев>. Этот пункт не может быть распространен на всю социалистическую мысль и, в особенности, на ее развитие в XX в. Зомбарт подверг самой резкой критике марксистский вариант социализма. Классовая борьба пролетариата, являющаяся политической борьбой, борьбой за власть, диктатура пролетариата в качестве формы, которую должна принять государственная власть после захвата власти пролетариатом, сам пролетариат в качестве главной и единственной политической силы, призванной осуществить социализм, - все это догмы старого марксизма, от которых следует отказаться. Следует отказаться также от экономического детерминизма в истории и признать, что и экономика, и материальные интересы не являются <нашей судьбой>, а также отказаться от <мрачной веры в прогресс> и перестать <рассматривать современность только как предварительную ступень на пути к более высокому, лучшему и более совершенному будущему> Зомбарт не считает классовую борьбу пролетариата и революцию единственным средством создания нового социального строя, а диктатуру пролетариата - государственной формой этого строя. По его мнению, социализм находится в русле общего хода исторического развития и в <самой тесной связи с общим философским направлением эпохи>, так что никаких драматических переворотов общего хода вещей для перехода к Sombart W. Deutscher Sozialismus. - B., 1934. S. 164. 200 социализму не требуется. Сущностными для социализма являются, по мнению Зомбарта, критика существующего буржуазного порядка и выработка целей, к которым следует стремиться. Способы, при помощи которых возможно осуществление этих идеалов - вторичны, хотя совершенно очевидно, что по мере исторического развития и выработки более адекватного отношения к истории классовая борьба пролетариата должна принимать и принимает все более законные, парламентские формы, все более объединяется с профессиональным и <кооперативным> движением. <Социалистическое движение развивается одновременно в трех различных направлениях: как политически парламентарное, как профессиональное и как кооперативное рабочее движение> Немецкий социализм. Зомбарт убежден в том, что социалистическое движение и социализм всегда имеет национальный характер. Социалистическое учение в целом и все его идеи в отдельности адаптируются и видоизменяются каждым народом. Опираясь на сравнительное историческое исследование национальных социалистических движений и, в частности, исследование немецкого социализма, Зомбарт делает вывод о том, что следует говорить не о социализме в Германии, а о специфическом немецком социализме. Идея прогресса, предполагающая не только линейное, поступательное историческое развитие, но и универсалистские социальные и экономические формы, должна быть отброшена. Не существует универсальных форм социальной жизни, которые утверждаются теорией прогресса. Все социальные формы имеют выраженный национальный тип. Всякий строй может существовать только в национальных рамках в соответствии с различными качествами отдельных наций, поскольку <не существует универсального строя, есть только строй, подходящий конкретному народу> . Немцам подходит немецкий социализм. Неизбежность социализма, его необходимость очевидна для Зомбарта. Эта очевидность проистекала из осуществленного им Зомбарт В. Социализм и социальное движение. - М., б.г. С. 159. Sombart W. Deutscher Sozialismus. - B., 1934. S. 120. 201 анализа капитализма, реконструированного выше, из процесса социализации капитализма. Однако этот социализм должен быть делом не только пролетариата. Он должен быть делом самых широких слоев трудящегося народа, представленных профсоюзным, кооперативным и другими движениями. Социализм в силу своей неизбежности не требует политической революции - он (опираясь на легальную традицию социализма в Германии) должен идти дорогой убеждения, соглашения и социального мира. Социализм должен стать таким обществом, в котором <душа обрела бы спокойствие ... и могла бы быть свободной от рабской службы материальному, от давления ненужного знания, от мучительного чувства ненависти, зависти, недоверия к своим согражданам, которым якобы живется лучше> Социализм должен быть построен на основе равенства различных социальных групп, на основе классового сотрудничества. Немецкий социализм является делом не одного класса или отдельных групп. Он охватывает все население - крестьян и наемных рабочих, помещиков и предпринимателей, торговцев и ремесленников, чиновников и ученых, всех членов общества. <Немецкий социализм, - пишет Зомбарт, - не является ни пролетарским, ни мелкобуржуазным, ни каким-либо частичным социализмом. Он является народным социализмом> Немецкий социализм <укоренен в политическом коллективе> , и поэтому проблема характера собственности является <техническим> вопросом и не представляет никакого принципиального интереса. В рамках модели немецкого социализма (так же как и в рамках общего процесса социализации капитализма) частная и общественная собственность будут сосуществовать друг с другом: капиталистические, крестьянские и ремесленные предприятия будут сосуществовать с кооперативными и государственными. К государственным будут принадлежать крупные кредитные центры, предприятия добывающей, топливной, военной промышленности, транспорт, новые технические от- Op. cit. S. 165. Op. cit. S. 161. Op. cit. S. 61. 202 расли, требующие крупномасштабных инвестиционных средств. Государство вообще самым радикальным образом будет вмешиваться во все сферы экономики и общества для того, чтобы покончить в хозяйственной жизни с <дикостью, хаотичностью, беспорядочностью, бесплановостью и бессмысленностью> Теория <разумного планового хозяйства> Зомбарта, разработанная им в книге <Будущее капитализма> (1923) и включенная в модель <немецкого социализма>, предполагала контроль государства не только за производством благ, но и за их распределением, выступая тем самым в качестве главного механизма социализации позднего капитализма. Государственное регулирование системы распределения должно <оздоровить> отношения между людьми, должно способствовать формированию морального и политического единства всех групп и сословий. Контроль со стороны государства за системой распределения не предполагает установления материального равенства, но <градация степеней зажиточности> должна стать более справедливой и обеспечивать существование <здоровой, радостной и готовой к труду> нации на основе <справедливой> платы за труд. Именно государство во всей полноте своих возможностей должно сгладить все угрозы и опасности капиталистического предпринимательства - жестокую конкурентную борьбу, безоглядную погоню за прибылью, анархию, пренебрежение интересами общества, классовую борьбу - и привести к национальному миру и гармонии, в которой классовые бои сменятся классовым миром. |