Полякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с
Скачать 1.4 Mb.
|
и их воли к власти; мир, в котором либеральные ценности вытеснены стремлением к господству. Это стремление к господству может быть реализовано только через соответствующий тип тотального порядка и тотального государства. По убеждению Юнгера, 20 - 30 годы XX в. - это эпоха перехода от либеральной демократии к рабочему государству. Многие признаки уже свидетельствуют о приходе новой эпохи, когда вновь становится возможно вести речь <о действительном господстве, о порядке и подчинении, о приказе и послушании. Ни один из этих признаков не говорит более красноречиво, чем Там же. С. 173. 175 добровольная дисциплина, к которой начинает приучаться юношество, его презрение к удовольствиям, его воинственный настрой и пробуждающееся понимание безусловных мужских ценностей> Этот переход сопровождается бесконечными политическими дискуссиями, в которых, с одной стороны, высказываются старые либерально-бюргерские позиции, а с другой - программы революционного национализма или революционного социализма. Результатом этого перехода, по мнению Юнгера, будет самоуничтожение демократии и торжество социализма (являющееся предпосылкой авторитаризма) и национализма (являющееся предпосылкой постановки задач имперского ранга). Но и национализм, и социализм являются принципами, лишь подготавливающими переход к новому состоянию. И национализм, и социализм - это лишь подготовка к замене либеральной, или общественной, демократии на рабочую, или государственную, демократию. При этом Юнгер считает, что рабочую демократию нельзя смешивать с диктатурой. В качестве носителя диктаторского насилия можно представить какую угодно власть, тогда как рабочая демократия может быть осуществлена только типом. Государству, которому предстоит справиться с новыми задачами, <соответствует человечество, у которого начинают формироваться расовые признаки и которое в большей мере способно к беспрекословному, однозначному и решительному служению... ...Гештальт рабочего, начинающий вырисовываться в рабочем государстве, обладает планетарным значением и ... имперский поворот происходит одновременно во многих частях мира> Рабочему государству в качестве поля его деятельности предлежат государственные структуры XIX века, которые ему следует <ликвидировать> на основе четкого плана. Рабочая демократия должна также уклониться от правил игры либеральной политики - от свободной торговли, от решений съездовского большинства, от интернационального, покоящегося на уста- Там же. С. 348. Там же. С. 344. 176 ревших ценностных масштабах определения курса страны, от гуманистической аргументации, а также и от полученного от либеральной демократии наследства, состоящего из договоров и обязательств. Юнгер указывает на появление новых ценностей и новых стремлений, несовместимых с либеральным мышлением стремления государств к автаркии, строгому надзору за людьми, материальными благами, контролю за информацией, платежами, паспортному режиму. Все это на первый взгляд несовместимо с планетарными амбициями государства рабочей демократии. Тем не менее - это кажущееся противоречие, это такое <попятное движение, которое обычно предшествует разбегу>. Его цель - создание <осадной экономики>, не подчиняющейся принципам рентабельности - нерентабельное строительство воздушного и морского флота, производство товаров, изготовление которых обходится дороже, чем их закупка и т. п. Создание подобной <осадной экономики> осуществляется на основе рабочего плана, который радикально меняет общество и использует специфические средства. Например, <в мире работы> речь идет не о том, является ли факт частной собственности нравственным или безнравственным, а лишь о том, найдется ли ей место в <рабочем плане>. Степень достигнутого <рабочим> господства узнается не по тому, что <больше нет никакой собственности>, а по тому, что и сама собственность раскрывается как одна из специальных характеристик работы> . Таким образом в рамках государства рабочей демократии частная собственность перестает существовать в качестве фундаментального социального и экономического института. Меняется отношение и к частной инициативе: частная инициатива перестает вызывать сомнение тогда, когда она получает <ранг специального характера работы>, т. е. ставится под контроль в рамках более широкого рабочего плана. Это касается всех либеральных порядков и ценностей, в том числе и национального государства, поскольку <пространство, отведенное гештальту рабочего, обладает планетарным разма- Там же. С. 398. 177 хом> . Возникает новое представление о счастье, которое видится только в коллективном, а не в индивидуальном существовании. Человек является естественным источником богатства, он высший и ценнейший капитал, в силу чего любой государственный план должен включать этот источник, он не может оказаться лишним - при государственном плане не может существовать безработица, жилищный кризис, развал промышленности и экономики в целом. Рабочее государство берет на себя задачи <цельного и планомерного регулирования> жилищным и городским строительством, энергетикой и транспортом, пищевой промышленностью и даже вопросы воспитания подрастающего поколения и стиля жизни всего населения. Рабочее государство вводит всеобщую воинскую повинность, а также всеобщую трудовую повинность. Юнгер обращает внимание на тот факт, что воля к образованию полувоенных порядков распространяется на целые народы. Армия и военный арсенал выступают как особые выражения высшего характера власти, а воинская повинность - как частный случай всеобъемлющего отношения к службе. Естественным продолжением всеобщей воинской повинности становится всеобщая трудовая повинность. И, наконец, главное. Цель, на которую направлены все усилия рабочего государства, состоит в достижении планетарного господства как высшего символа гештальта рабочего. <Естественное пространство, с которым соотнесены господство рабочего и его гештальт, обладает планетарным размахом. ...Техника обладает всемирно-революционным значением как средство, которым гештальт рабочего мобилизует мир; такое же значение имеет и тип, из которого этот гештальт создает для себя расу господ. Скрытое устройство всевозможных средств, вооружений и наук нацелено на овладение пространством от одного полюса до другого, и столкновения между обширными жизненными единствами все более приобретают характер мировой войны> Там же. С. 402. Там же. С. 325. 178 *** Проанализированная концепция Юнгера представляет собой не апологетическую рефлексию реальной практики, а классический образец тоталитарного проекта переустройства общества. Этим и объясняется историко-социологический интерес к ней, а также выбор ее для целей теоретического анализа, поставленных в этой книге. Социальный проект Юнгера, представленный в форме теоретического анализа, демонстрирует очень существенное качество социальной практики в обществах XX в. ее рефлексивность, проективность и конструированность. Это качество социальной жизни, зафиксированное нами уже при рассмотрении социальных проектов Тейлора и Форда, находит самое яркое выражение в проектах тоталитарного общества. 5.2.3. Теория тоталитарного общества Вернера Зомбарта Традиционалистскую альтернативу модернистской критике капитализма Юнгера, его концепции <рабочего государства> составила широко известная теория <немецкого социализма> Вернера Зомбарта. Вернер Зомбарт - один из известных немецких экономистов и социологов первой половины XX в., идеологические взгляды которого в полной мере проявились в его концепции <немецкого социализма>. Все его работы, такие как <Современный капитализм> (1902), <Буржуа> (1913), <Пролетарский социализм> (1924), <Немецкий социализм> (1934) и др. тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и образуют своеобразный <путь>, <дорогу>, приведшую его к развернутой теории <немецкого социализма>. Теория Зомбарта возникает не только как отражение складывающейся социально- экономической и политической практики, но и как результат длительных методологических поисков и исследовательской работы в области социологии, истории и экономики. <Немецкий социализм> В. Зомбарта - это продукт немецкой теоретической мысли конца XIX - начала XX столетий. Ниже мы попытаемся определить основные теоретические постулаты и тематические блоки, из которых сложится теория <немецкого социализма>. А эту теорию следует рассматривать 179 не как <старческий склероз> Зомбарта, что случается нередко, а как закономерный результат определенного типа теоретического мышления. Методологические основания теории немецкого социализма В. Зомбарта Теория немецкого социализма В. Зомбарта является закономерным продуктом, прежде всего, его методологических воззрений. Эти воззрения опирались, с одной стороны, на идеи, разработанные в рамках исторической школы политической экономии, господствовавшей в немецкой экономической мысли второй половины XIX в., а с другой - на <психологию народов> М. Лацаруса, Г. Штейнталя, В. Вундта. Историческая школа, господствовавшая в немецкой экономической мысли, оформилась в середине XIX в. в работах Б. Гильдебранда, В. Рошера, К. Книса, а в 70-е годы ее идеи нашли свою дальнейшую разработку в работах Г. Шмоллера и его последователей. Представители исторической школы возражали против основных идей классиков политической экономии идеи об универсальном характере экономических законов, доминирующей роли экономики в развитии общества. Они практически отказались от разработки и построения абстрактной экономической теории, заменив ее историей народного хозяйства описательного характера и уделяя особое внимание роли права и этики в ходе развития экономических институтов. В противоположность фритредерской установке классической политэкономии представители исторической школы считали необходимым активное вмешательство государства в экономику, установление протекционистской политики и формирование союза государственного аппарата, политических структур и бизнеса. В политическом отношении представители исторической школы склонялись к идеям катедер-социализма, ставившего задачу осуществить социалистический социальный проект путем реформ, причем без ликвидации частной собственности. Все эти идеи были очень близки и В. Зомбарту. Что касается исследовательской программы <психологии народов>, разработка которой принадлежит Морицу Лацарусу 180 (1824 - 1909) и Гейману Штейнталю (1823 - 1899), а также группе авторов, публиковавшихся в издаваемом ими журнале <психологии народов>, был успешно реализован без каких-либо печально известных идеологических и социальных <последствий>. Программа психологии народов, как она в методологически разработанном виде предстает у В. Вундта, содержит несколько ключевых моментов. Вундт предлагает исходить из того очевидного, по его мнению, факта, что существуют состояния души, содержания сознания, переживания, которые общи большому числу индивидов. Более того, для многих <продуктов душевной жизни>, например, для языка, мифических представлений, нравов, эта общность является <жизненным условием их существования>. <Почему бы в таком случае, - задается вопросом В. Вундт, - не рассматривать ... эти общие образования представлений, чувствований и стремлений как содержание души народа на том же основании, на котором мы рассматриваем наши собственные представления и душевные движения как содержания нашей индивидуальной души; и почему этой <душе народа> мы должны приписывать меньшую реальность, чем нашей собственной душе?> . Для программы психологии народов реальность <души народа> является столь же изначальной и очевидной, что и реальность индивидуальных душ. Программа психологии народов определяет свою цель и задачи следующим образом - исследовать действительно существующий национальный, или <народный> дух того или другого народа и специальные формы развития каждого из них. Авторы этой программы считают необходимым указать на специфиче- Вундт В. Проблемы психологии народов. - С.-П., 2001. С. 25. 181 ские объекты своего исследования - язык, мифы и обычаи - для того, чтобы отделить себя от других дисциплин (этнологии, истории, философии истории) и продемонстрировать оригинальность своего подхода. Выбор именно этих духовных образований в качестве предметов дисциплинарного исследования психологии народов обусловлен тем очевидным, по мнению ее теоретиков, обстоятельством, что <язык, мифы и обычаи в главных моментах своего развития не зависят от сознательного влияния индивидуальных волевых актов и представляют собою непосредственный продукт творчества духа народа. Индивидуальная же воля может внести в эти порождения общего духа лишь несущественные изменения> . В этом суть программы указанной дисциплины, ее отличие от других наук и самый корень ее дальнейшей идеологической и исторической судьбы. Таким образом, главным объектом исследовательского интереса, как явствует из заявленной методологической программы, становится изучение <души народа> вместо индивидуального социального действия и процессов социального взаимодействия. Исследуются продукты <национального духа>, поскольку именно нация, как подчеркивает Вундт, является <важнейшим из тех концентрических кругов, в которых может развиваться совместная духовная жизнь> . Нация и <душа> нации провозглашаются основным объектом исследовательского интереса. Такая методологическая установка создает условия для обоснования идей <особой судьбы>, особого <национального характера>, <особого пути развития>, отрицания общих для всех законов социально-исторического развития. Именно эти методологические идеи психологии народов с их потенциальным антилиберализмом стали одной из опор творчества В. Зомбарта. Концепция капитализма В. Зомбарта. Важнейшую составную часть теории немецкого социализма В. Зомбарта образует Там же. С. 47. Там же. С. 40. 182 его теория капитализма. Капитализм является неким стартовым условием формирования социализма. Концепция капиталистического духа Двумя ключевыми понятиями при анализе капитализма у Зомбарта являются: капитализм как хозяйственная система и капиталистический дух. При этом его методологическая позиция состоит в том, что капиталистический дух обладает безусловным историческим и логическим приоритетом перед капитализмом как системой организации. <То, что сначала ... должен был быть налицо капиталистический дух ..., чтобы вызвать к жизни первую капиталистическую организацию, вытекает из того логического соображения ... что творение не может предшествовать своему творцу> . Первоначальный капиталистический дух питался из иных источников, чем сам капитализм. Только на высоких ступенях своего развития капиталистическая организация хозяйства начинает оказывать значительное, а затем и определяющее влияние на капиталистический дух. Капиталистический дух является сложным по своей структуре образованием. Он состоит из <предпринимательского духа> и из <мещанского духа>. Суть предпринимательского духа составляет жажда наживы, жажда золота и денег. Для того, чтобы предприятие было успешным, и для того, чтобы реализовать свою жажду наживы, предприниматель должен обладать рядом качеств - он должен завоевывать, организовывать и торговать. Предприниматель должен обладать способностью составлять планы, ему должны быть свойственны известное идейное богатство, духовная свобода, он должен обладать волей к действию, к реализации своего плана, он должен обладать духовной энергией. Предприниматель должен уметь организовывать - оценивать и выбирать людей, уметь заставлять их работать на себя, работать эффективно и скоординированно; он должен уметь <собирать силы в пространстве> и <объединять их во времени>. Предприниматель должен уметь торговать - вести переговоры, договаривать- Зомбарт В. Буржуа. - М., 1994. С. 262. 183 ся, вести торг, возбуждать интерес, приобретать доверие, пробуждать желание купить товар. Зомбарт называет несколько исторических типов предпринимателей добуржуазной эпохи: разбойники, феодалы, спекулянты, купцы, бюрократы. Все они участвовали в построении капитализма. Вторым компонентом капиталистического духа является мещанский дух. По мнению Зомбарта, в каждом капиталистическом предпринимателе, в каждом буржуа сидит <мещанин>. Мещанин обладает множеством воззрений и принципов, которыми направляются его поступки и поведение и которые вместе составляют образ хорошего гражданина, солидного и осмотрительного делового человека, отца семейства. Все эти принципы Зомбарт делит на две группы. Первую он называет <святой хозяйственностью> , вторую - <деловой моралью>. <Святая хозяйственность> означает, что ведение хозяйства должно быть подчинено следующим принципам: оно должно быть рациональным образом организовано и спланировано; оно должно быть подчинено принципам экономической эффективности; оно предполагает <добродетельный> тип личного поведения, и особое значение таких добродетелей как прилежание и умеренность. <Деловая мораль> включает как мораль в самом деле, так и мораль для дела. Первое - это то, что обычно описывается как коммерческая солидность, это внутренние правила поведения деловая благонадежность, пунктуальность, обязательность. Второе - внешняя мораль, обслуживающая дело. Важно не только обладать определенными добродетелями, но и демонстрировать их. Правильная жизнь, мещанская благопристойность, нравственный образ жизни - это то, что поднимает кредит. Необходимо не только заботиться о том, чтобы быть в действительности трудолюбивым и трезвым, но также избегать и всякой видимости противного. Соединение мещанского и предпринимательского духа по- <Святой> называл хозяйственную деятельность Альберти (XV в.), автор книги 184 родило капиталистический дух, сформировало совершенно определенный тип личности - буржуа, который выступил создателем капитализма. |