Главная страница

Полякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с


Скачать 1.4 Mb.
НазваниеПолякова н. Л. Хх век в социологических теориях общества. М. Логос, 2004. 384 с
Дата21.10.2022
Размер1.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файла2_Polyakova_KhKh_vek_v_sotsiologicheskiy_teoriakh_obshestva.pdf
ТипРеферат
#745713
страница16 из 37
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   37
.
147
В своем диагнозе общества и человека Рисмен транслирует общую экзистенциалистски окрашенную тревогу 50-х годов. Теория массового общества Д. Рисмена во многом продолжает критическую традицию социологического анализа. Главный упор он делает на исследование социального характера, на выявление условий существования человека в
<обществе среднего класса>, <обществе досуга>, <обществе потребления>. В этом плане подход Рисмена и направленность его анализа можно считать <типичным> для 50-х годов, но сама эта <типичность> социологического интереса сформулирована в наиболее полном и показательном виде именно Рисменом.
4.3.2. Теория массового общества Эдварда Шилза
В 60-е годы в теориях массового общества произошли резкие изменения. Во-первых, они практически утратили свою социально-критическую составляющую. Во-вторых, изменился главный предмет интереса. Если в теориях 30-х - 50-х годов таким предметом был индивид или социальный характер и только во вторую очередь структурные изменения, связанные с появлением массовой культуры или сферы потребления и досуга, то в теориях
60-х годов основной теоретический интерес преимущественно сосредоточился на структурных проблемах и выявлении структурных характеристик массового общества.

Среди наиболее влиятельных теорий массового общества, созданных в 60-е годы, следует, прежде всего, назвать теорию Э. Шилза
. Понятием <массовое общество> обозначается, согласно Шилзу, подлинно новое социальное устройство, складывавшееся между двумя мировыми войнами, а по окончании
Второй мировой ставшее повсеместной реальностью в США,
В той или иной форме эта теория изложена в целом ряде работ. Наиболее кратко и репрезентативно, на наш взгляд, она представлена в статье Шилза <Теория массового общества>, написанной для сборника <Америка как массовое общество>, вышедшего под общей редакцией П. Олсона. - Shils E. The Theory of Mass Society. // America as a Mass
Society. / P. Olson. - L, 1963. - P. 30 - 47.
148
Великобритании, Франции, Германии, Италии, Северной Европе, а также частично в
Центральной и Восточной Европе. Основу этого социального устройства образует выход народных масс в центр общественной жизни, их тесная интеграция в систему институтов и ценностей общества. Интеграция осуществляется как вертикально, так и горизонтально.
Вертикально общество интегрировано иерархиями власти, авторитета и статуса, горизонтально - интеграцией элит различных социальных подсистем.
Именно качество внутренней интегрированности массовых обществ резко отделяет их от предшествующего исторического ряда. Применительно к домассовым обществам можно говорить об интеграции только на уровне высшей политической, церковной, военной и культурной элит. Массы же, как считает Шилз, являлись частью этих обществ главным образом в <экологическом смысле> и составляли малозначимый элемент морального и политического порядка. Культура была монополией элит, и мировоззрения различных социальных слоев имели между собой мало общего.
В современных обществах ситуация выглядит иначе.
- Правящая элита осуществляет постоянное взаимодействие с большинством населения через систему единого законодательства, администрации, системы образования.
- Экономика массового общества интегрирована как по горизонтали на основе территориальных и отраслевых связей, так и по вертикали корпоративными или государственными системами управления.
- Города и столицы более уже не являются местом жизни преимущественно знати и высших слоев населения. Они открыты для всех.
- Растет уровень образования населения. Общедоступность книг, библиотек, периодики, радио и телевидения служат широкому распространению и повышению уровня культуры масс.
- Уровень вертикальной политической интеграции массовых обществ колеблется от плюралистической политической системы до тоталитарной. Горизонтальная интеграция также неодинакова и зависит от территориальных размеров общества.
149

Ядром теории массового общества у Шилза является, однако, не описание его внутренней интегрированности, а концепция природы самого феномена <массовости>. Суть этого феномена состоит в идее общего гражданства, распространенного на огромную территорию. Национальное, гражданское чувство (у Шилза это идентичные понятия) чрезвычайно укрепилось в конце XIX - начале XX вв. Именно оно выступает в качестве главного механизма объединения общества, обеспечивая сознание единства у членов различных социальных слоев, территорий, меньшинств. Общая жизнь на общей территории, разворачивающаяся независимо от родства, этноса, религии, касты или класса - это и есть массовое общество. Язык, указывает Шилз, становится тем средством, которое связывает членов массового общества между собой и всех их вместе с центром. Язык становится главным условием членства в массовом обществе, и происходит это на фоне уменьшения значения и роли власти, утраты и ослабления некоторых традиций. Каждый человек рассматривается, прежде всего, как носитель определенных черт гражданского характера, означающего признание легитимности власти и социального порядка данного общества.
В массовом обществе, как и в любом другом, присутствуют конфликты и конкуренция индивидов и групп, но в силу всеобщей ориентации на центр, на центральную институциональную и ценностную системы оно обладает наиболее высоким уровнем согласованности. Шилз пишет, что в массовом обществе налицо большая преданность обществу, большое взаимопонимание и близость между согражданами. И хотя оно <не самое мирное или упорядоченное>, оно является наиболее когерентным в социологическом смысле этого слова.
Вместе с тем, чтобы быть массовым, массовое общество должно отвечать еще одному требованию - высокой активности периферии. Уникальность массового общества состоит в том, что массы не просто усваивают господствующий в обществе моральный порядок, их роль не сводима к роли резервуара военной или рабочей силы, к роли возможного возмутителя общественного спокойствия. Они активно участвуют в создании морального порядка, а элиты разделяют основные стандарты
150 масс. Это объясняется возрастанием политического влияния масс, ростом благосостояния, укреплением моральных принципов и чувства собственного достоинства в массах.
Политический эгалитаризм, моральное равенство, гражданская политика как политика эффективного компромисса - все это принимается всеми как легитимный порядок.
Социальный порядок, его сохранение и поддержание становятся делом каждого, <харизма социального порядка распределяется между простыми гражданами>, власть утрачивает священный характер, социальный контроль становится делом масс.
Параллельно происходит изменение характера личности. В большинстве обществ традиция, социальная иерархия и примитивный консерватизм препятствовали развитию личности. С момента рождения значительная часть населения прозябала в рутине, энергия людей проявлялась лишь время от времени, преимущественно в резких вспышках агрессивности. Процессы цивилизации и индустриализации изменили ситуацию и утвердили свободу творчества и морального развития народных масс. Выбор жизненного пути более не навязывается традицией, властью или голодом. В массовом обществе люди пользуются значительно большей свободой выбора и свободой творчества, а кроме того, в нем меняется представление о ценности человека. Уже в силу того простого обстоятельства, что человек является членом общества, он требует к себе уважения. Гуманизм и чувство сопричастности
определяют статус и права индивидов, групп и классов не в меньшей степени, чем социальный успех и достижения. В итоге - люди свободнее и активнее, а общество менее репрессивно и даже мягче. Все это приводит к установлению большего равенства в моральном, интеллектуальном и социальном отношении, а такое равенство предстает как фундаментальное условие существования массового общества.
Массовое общество - процветающее общество и поэтому принято считать, что, по крайней мере на низших ступенях социально-экономической лестницы, нет нужды соизмерять вознаграждение с реальным вкладом индивида. Этот принцип <процветающего общества> является результатом борьбы профсоюзов, новых принципов организации производства и
151 распространения в обществе идей социальной справедливости. Материальное благосостояние есть одно из оснований массовости.
Массовое общество - это индустриальное общество, а для Шилза индустриальное общество - это, прежде всего, технологическое общество. Индустриальная техника создает транспортную и коммуникационную сеть, делая возможным такую частоту контактов между различными территориями, организациями и подсистемами общества, которая была невозможна ранее. Кроме того, индустриальная техника потребовала увеличения числа интеллектуальных и технических профессий, способствовала появлению системы массового образования. Именно современная индустриальная техника создает основу единства, объединенности, взаимной осведомленности и унитарности общества, без чего оно не может быть массовым.
Массовое общество - это общество, нуждающееся в крупномасштабных и разветвленных бюрократических системах управления. Такие системы управления могут существовать только в том случае, если широкие круги населения способны руководствоваться безличными универсальными стандартами, реализовывать специфические специализированные задачи, подчиняться жесткой дисциплине.
Массовое общество - это всегда большое общество как численно, так и территориально. По мнению Шилза, уже в силу данного обстоятельства неправомерно говорить о его чрезмерной и чреватой последствиями гомогенизации, как это делали критики массового общества. Столь же неправомерно говорить об отчуждении, атомизации, аморальности, конформизме, обезличенности, эгоизме, гедонизме и других аномийных процессах как о процессах, тотально характеризующих всё общество и всех его членов, хотя такие процессы и имеют место. Причина этих явлений коренится в том, что трансформация домассового общества в массовое связана с ослаблением классовых, этнических, локальных связей, власти, религиозных и идеологических ценностей пуританской культуры. Во многих случаях связи с традиционными институтами были порваны, а новые так и не были созданы.
Это и становится причиной распространения изоляции и апатии.
152
Итак, из теории массового общества Э. Шилза можно вывести следующие базисные характеристики такового. Массовое общество - это гражданское (принцип его интеграции - общее гражданство на основе единого языка), индустриальное, развитое, интегрированное, когерентное, эгалитарное общество. Вместе с тем массовое общество остается и будет оставаться обществом дифференцированным и конкурентным в силу того, что основу его
составляют индивиды, обладающие различными способностями и стремящиеся к их реализации. А общество создает для этого определенные условия. Все это свидетельствует о том, что массовое общество - это общество, генезис которого связан с устремлением к реализации идеалов Просвещения.
4.3.3. Теория массового общества Герберта Блумера
При анализе теории массового общества не может быть обойдена вниманием концепция, предложенная Г. Блумером
, одним из крупнейших социологов XX столетия. Эта концепция, так же как и концепция Шилза, представляет собою систематическую разработку теории массового общества, но на иных методологических основаниях - интеракционистских. Блумер разрабатывает теорию массового общества, опираясь не на разбор его структурных образующих, но на анализ индивидуальных человеческих взаимодействий. Его задачей является исследование поведенческих типов, существующих в массовом обществе. Кроме того, фундаментальным моментом его теории является отрицание тезиса Шилза, касающегося уровня внутренней интеграции массового общества. В социологическом смысле Блумер фактически предлагает теорию массового общества, альтернативную теории
Шилза.
По мнению Блумера, теории массового общества фактически уже более ста лет, но особое внимание она привлекает в последние десятилетия. Хотя до сих пор эта теория недостаточно разработана и во многом фрагментарна, однако ее основные
Blumer H. Uber das Konzept der Massengesellschaft. // Militanter Humanismus. Von den
Aufgaben der modernen Soziologie / Hrsg. von A. Silbersann. - F. a. M., 1966. S. 19 - 35.
153 компоненты вполне известны, и их, по мнению Блумера, возможно объединить в более или менее стройную схему. В основу такой схемы он кладет четыре главные свойства массового общества: массовость; гетерогенность структурных элементов общества; неограниченный доступ к сферам публичной деятельности; беспрерывно меняющийся облик.
Массовость. Для массового общества характерно огромное население и большая его концентрация. В крупных городах массовость проявляется в размерах социальных институтов, в многообразии возможностей для жизни и деятельности. Мы наблюдаем массовую торговлю, массовые коммуникации, массовый транспорт, массовые развлечения, массовое воспитание, массовое правосудие, массовую преступность, войну и т. п. В соответствии с этим складывается представление о величине институтов и организаций - громадном правительственном аппарате, крупных экономических организациях, мощных промышленных объединениях, разветвленной системе социального страхования. Именно эти крупные организации и массовая деятельность являются специфической основой массового общества и отличают его от предшествующих домассовых обществ. Общество, основой которого служит такая большая концентрация людей, качественным образом отличается от других.
Гетерогенность. Первым свидетельством гетерогенности массового общества является громадное количество существующих в нем профессий, региональных объединений, возникающих в институциональных сферах формальных образований и еще большее число
имеющихся внутри него неформальных объединений. Многообразие - свойство массового общества, но это многообразие, подчеркивает Блумер, только частично является следствием разделения труда, понимаемого обычно как процесс растущей связи отдельных дифференцирующихся элементов в увеличивающейся по своим размерам и усложняющейся по своей структуре целостности. Дело в том, что в массовом обществе части не интегрированы в органическое целое, они отличаются по своему жизненному укладу и нормам, они автономны, обладают относительно обособленной сферой деятельности, что ведет к независимости развития частей. Процесс
154 взаимодействия частей - это процесс взаимной адаптации.
Неограниченный доступ к сферам публичной деятельности, независимо от социальной или локальной принадлежности отдельных индивидов, можно наблюдать на массовом рынке, где люди выступают в роли анонимных потребителей; в сфере действия средств массовой коммуникации, где люди превращаются в активную публику; в политике, где люди оказывают влияние на ход событий как избиратели, в качестве членов партий или просто выразителей общественного мнения.
Наличие подобных сфер показывает, что массовое общество есть не что иное, как просто совокупность локально ограниченных частей. В этих сферах масса выступает как определенная группа, принимающая участие и оказывающая влияние на жизнь общества. В такого рода группах люди участвуют безотносительно к иерархии статусов, без руководства и вне организации, без твердого кодекса правил. Такие группы воздействуют на общество, осуществляя свой выбор: продуктов, газет, программ, доктрин, кандидатов и т. п. К этим группам обращаются, к ним апеллируют как к некоему структурированному организму, хотя эти группы являют собой массы, образования, не обладающие структурой. Они возникают в результате открытого для отдельных индивидов доступа в сферы всеобщих интересов.
Массы не следует отождествлять с социальными низами или с толпой. Масса не является компактным целым, между ее членами нет ни взаимодействия, ни взаимного стимулирования, ни коллективного возбуждения. Масса состоит из всех тех, кто является участником массовой деятельности в определенной области. Так как мир, в котором действует масса, характеризуется множеством конкурирующих друг с другом моделей - постоянно изменяющихся продуктов, схем, предложений - то очевидна зависимость институтов, производящих эти продукты, от массовой клиентуры.
Беспрерывно меняющийся облик массового общества обусловлен тем, что сегменты или секторы этого общества практически независимы друг от друга в своем развитии. Кроме того, для массового общества характерна постоянная и напряженная
155 конкуренция между его основными институтами, столкновение различных групп интересов, конфликт ценностей и целей. И, наконец, для массового общества характерно стремление <идти в ногу со временем>, постоянная тяга к <современности>, страх оказаться в числе тех, <кто плетется в хвосте>, страх отстать.
Указанные четыре главные свойства массового общества являются своеобразными рамками, которые определяют характер складывающегося внутри них социального устройства. Анализ этого устройства и составляет одну из задач социологии. Решение такой
задачи осуществляется Блумером в том числе и через развернутую критику установившихся воззрений на природу массового общества. Эти воззрения так или иначе проистекают из рассмотрения массового общества через призму процессов дезинтеграции и дезорганизации.
В основе такого подхода лежит историческое сопоставление домассовых и массовых обществ, причем социальный порядок домассовых обществ рассматривается в качестве социальной и культурной нормы. Такая методологическая позиция, принимающая в качестве социальной нормы социальный порядок в домассовых обществах, едва ли правомерна, полагает Блумер, как едва ли правомерен вообще какой-либо нормативизм в рамках социологического анализа.
С социологической точки зрения массовое общество нельзя рассматривать как общество, находящееся в стадии аномии или упадка, дезорганизации, дисфункции, распада и т. п. старого порядка домассового общества. Массовое общество - это определенный тип социальной организации. Иначе о нем вообще нельзя было бы говорить как об обществе.
Кроме того, концептуальный аппарат, разработанный на материале простых и небольших обществ, неадекватен для анализа массового общества. Представления об этих обществах и связанные с ними основные понятия сводятся к следующим: общество рассматривается как система, создаваемая в процессе взаимодействия ее частей; общество обладает культурой, содержащей основные образцы поведения, структурированные в соответствии с ценностями и нормами; общество обладает социальной структурой в виде иерархии статусов; функциониро-
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   37


написать администратору сайта