А.С. Зубра.Культура умственного труда.. Пособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006
Скачать 1.16 Mb.
|
Глава 3 САМООРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА Деятельность - единственный путь к знанию. Б. Шоу Организованного человека отличает определенная система привычек, стиль работы, техника личного труда, уважение ко времени. Организованный делает в три раза больше, проживая как бы три жизни. Неорганизованный человек идет на поводу у времени и дел. Организованный умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека - эффективная сила. Предлагаемая глава учебного пособия служит средством, которое может побудить к достижению секретов самоорганизации, к выработке специальных организационных навыков, умений и привычек. С первых же дней студенческой жизни молодые люди сталкиваются с системой обучения, отличной от обучения в средней школе, теряются перед необходимостью освоить весь объем учебной информации в регламентированные учебным планом сроки. В этих условиях отсутствие системы знаний, навыков, умений умственной работы является одной из причин неуспеваемости и отчисления студентов с младших курсов. Пока не организовано специальное обучение: их не учат, как учиться. Все возникающие трудности преодолеваются стихийно, путем «проб и ошибок», т.е. самым неэффективным способом. Эффективно, результативно учиться — значит учиться самоорганизовываться. 3.1. Учиться самоорганизовываться Умственный труд - многогранное, многомерное образование. Интеллект - это качество и процесс постоянного становления, самосовершенствования. Человека всегда интересует, на каком уровне развития находится его интеллект, умственная работоспособность. Познание сложно, и первый шаг, который надлежит лично Вам сделать в этом направлении, заключается в том, чтобы лучше познать самого себя. Сразу и начните с этого. Постарайтесь ответить на вопросы: что больше всего Вас привлекает в жизни? В какой сфере проявляются Ваши главные способности: физические, физиологические, психические, интеллектуальные, художественно-эстетические. Или Вы, быть может, склонны к точным наукам, или у Вас хорошие комбинационные способности? Какие качества, свойства Вашей личности помогают Вам успешно учиться, строить хорошие отношения с людьми, решать проблемы? Лучше всего составить список Ваших задатков, склонностей, способностей, достоинств, талантов, всех сильных сторон Вашей личности. Составив такую схему, ответьте на вопросы: какие качества Вашей личности, Вашего интеллекта следовало бы совершенствовать, а какие стоило бы развивать более настойчиво, интенсивно? От каких ошибок и недостатков необходимо освободиться? Попытайтесь проанализировать: почему Вам сопутствовал успех в учебе и отчего вы терпите неудачи? А сейчас выясните для себя некоторые понятия, связанные с самоорганизацией. Самоорганизация основана на развитии способности человека к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке. Способность личности самостоятельно регулировать и направлять свою умственную работу, поведение, побуждения, желания в нужном направлении - залог успеха в деле самосовершенствования. Постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обучения в учебном, заведении (закрепленными учебными планами, программами и расписанием занятий) и должно стать для студента таким самоконтролем. Операции самоконтроля необходимы на всех этапах самоорганизации: 1) осознание потребности; 2) постановка цели; 3) планирование; 4) реализация программы; 5) коррекция результатов. Степень самоконтроля различна, так как индивидуальные способности к самопознанию, самооценке, существенно разли- чаются. Именно в способности к самоконтролю обнаруживается уровень культуры личности и степень самоорганизации. При высокой степени самоорганизации самоконтроль выполняет не только сдерживающую функцию - ограничить себя в чем-то, подавить отрицательное чувство, избавиться от недоброго желания, а главным образом - функцию положительной направленности: прочитать, запомнить, понять, изучить, исполнить, сделать, преодолеть, достичь. Высокая самоорганизация выражает способность в необходимых случаях делать самовнушение, самоободрение, самотонизирование, самоприказ. Например, у каждого студента перед экзаменом может появиться чувство страха, которое сопровождается беспокойством, переживаниями, угнетенным состоянием. Самоорганизация, выступая в форме самоконтроля, видоизменяет проявление инстинкта страха, подавляет его, позволяет смело, уверенно и правильно отвечать на экзамене. Собственное бессилие также опасно, а иногда больше, как и чужая сила. Каждый силен тем, что способен и может побороть собственные слабости в результате самоконтроля и требовательности к себе. А.С. Макаренко своеобразно об этом говорил: «Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. А если у вас 20 достоинств и 10 недостатков... Долой пять. Когда 5 останется -долой 2... Вообще, от человека нужно требовать, требовать, требовать. И каждый человек от себя должен требовать... И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью. Это самая трудная вещь - требование к себе!» ' Таким образом, самоконтроль, требование к себе представляют собой определенное ограничение личного в пользу общего дела — успешной умственной деятельности при условии самооценки, самообладания и самоотверженности. Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором поведения и учебной деятельности. От нее зависят взаимоотношения студента с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам в учебе. Самооценка определяется соотнесением собственных мыслей и поступков с общепринятыми принципа- ми, нормами в данном обществе и конкретной студенческой группе, носит субъективный характер и не может служить достаточным основанием для самоорганизации. Она обязательно должна перепроверяться путем сопоставления своего поведения, учебной деятельности и ее результатов с объективными условиями и оценками других людей, особенно студентов. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудности целей, которые ставятся перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными способностями и возможностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего учебная деятельность и поведение становятся неадекватными. Это излишнее самомнение, эгоцентризм1, неумение считаться с мнением других; проявляется извечная человеческая слабость -снисходительное, нетребовательное отношение к себе, стремление оправдать свои ошибки, недостатки, лень, личную неорганизованность. Это особенно характерно для слабоуспевающих студентов с индивидуалистическими наклонностями. Л.Н. Толстой осуждающе относился к таким людям, относя их к типам, «которые не могут видеть себя, у которых как будто шея не поворачивается, чтоб оглядеть себя. Они живут так, а не иначе потому, что так им кажется хорошо. И потому, если они что-то сделали, то потому, что это было хорошо. Такие люди страшны. А такие люди умные, глупые, добрые, злые. Когда они глупые и злые, это ужасно» 2. Следующим элементом нравственного самоконтроля является самообладание. Оно проявляется в способности и привычке студента контролировать свои желания, эмоции, склонности, подчинять учебную деятельность решению стать духовно богаче, умнее, мудрее. А.С. Макаренко задали вопрос: «Какие лучшие конкретные способы преодоления лени? » И он ответил: «Для этого есть единственный вернейший способ — заставить себя делать то дело, которое нужно делать. Другого способа нет» 3. Поэтому самообладание связано с волей, которая выражается в умении управлять собой, мобилизовать себя на успешный умственный труд, на отличную учебу. Третьим элементом самоконтроля выступает самоотверженность. Это способность и умение добровольно и преднамеренно соотносить свои интересы с интересами других, во благо людей. Все эти высокие нравственные достоинства личности возможны в результате самовоспитания. Самовоспитание - сознательное, систематическое управление своей деятельностью и поведением, направленное на формирование своей культуры личности в соответствии со сложившимися общечеловеческими ценностями. Когда принципы, идеалы, нормы культуры общества становятся важнейшими компонентами культуры личности студента, стремление следовать им приобретает глубокий индивидуализированный смысл, они превращаются в постоянно действующие стимулы .' дальнейшего ее развития, побуждая к постоянной работе саморождения, о чем прекрасно написал Эрих Фромм: «Вся жизнь индивида есть не что иное, как процесс саморождения. Фактически мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но трагическая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения» 2. Чтобы вся жизнь личности стала процессом саморождения, очевидна новая архиважная функция образования - привести студента к самоорганизации, с тем чтобы он сам свободно определял свой путь умственного труда, имел возможность свободного выбора. Он должен стать ответственным за свою жизнь, за свой духовный мир, за свою деятельность и за жизнь природы в целом. Задача образования и состоит в том, чтобы «навести» на смысл, на тайну, на истину, вооружить студента такими средствами удовлетворения его естественного любопытства, которые были бы полезны и ему, и обществу. Что же лучшее в самоорганизации умственного труда студента? 1. Главный двигатель умственной работоспособности студента — мотивированность умственного труда, активный интерес к учебным занятиям, наличие творческих элементов в учебном труде, потребность учиться. Время диктует, что успех, культ успеха стимулируют прогресс во всех сферах социальной лсизни и экономики. Специалист с высшим образованием, широкой эрудицией - это не только большой объем знаний, но и разносторонность подходов к явлениям и предметам действительности. По высказыванию А. Дистервега, «больше приносит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти предметам с одной стороны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что зна-:ешь» 1. В этом и состоит положительная сила эрудиции и движения к успеху, выполнения своего морального долга. Студент, работающий с сознанием и чувством морального долга и высокой ответственности, даже при наличии утомления работает результативно. Исследование, например, И.А. Игошева и В.И.Игошева2 показало, что при развитых учебных интересах проявляется высокий и средний уровни работоспособности. Студенты же со слабо развитыми учебными интересами имеют преимущественно низкий уровень работоспособности. Объясняется это тем, что активность сознания и воли не дает некоторое время проявиться накапливающемуся утомлению, противодействует его отрицательному влиянию на высшую нервную систему. . 2. Целеустремленность, сознательная активность педагога, студента в поисках более совершенных способов овладения знаниями, навыками, умениями к самостоятельному творческому мышлению придают организации умственного труда воспитывающий, развивающий характер, способствующий формированию цельной системы знаний, высоких чувств, сильной воли, научного мировоззрения, визуальной культуры. Историческая практика и опыт предшествующих поколений приводят нас к выводу: никакое воздействие извне, никакое управление путем морализирования, нотации, наставлений, кнушений, наказаний не заменит и даже не сравнится по качественному эффекту с самостоятельной умственной деятельностью. Передача общественного опыта - стержень человеческого существования. Но каждый студент должен проявить максимум собственной интеллектуальной активности, чтобы до этого опыта докопаться, понять и усвоить его, использовать в практике. Именно благодаря активному процессу можно созидать, творить новое. Важно помнить, что эффективность учебного процесса определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью. Эти два процесса столь тесно взаимосвязаны, что только комплексные методические новации обеих сторон могут способствовать достижению средней и высшей школой прогресса в формировании культуры умственного труда. 3. Систематичность и последовательность в умственной деятельности. Отступление от этого принципа, штурмовщина ведут к нарушению логической преемственности и последовательности деятельности. Следствием этого нарушения является отрывочность и бессвязный характер знаний, затрудняющий дальнейшее усвоение учебного материала по конкретному предмету и предметов в системе всей культуры и культуры личности. О системе знаний образно сказал Всеволод Кочетов: «Можно, друг мой, нахвататься всего отовсюду, но если будет это нахватано как попало, без системы, то даже при множестве разрозненных знаний окажешься ты полным невеждой. Представь себе дом: третий этаж есть - висит этак в воздухе, а второго и первого нету. Чердак -вот он, а лестницу туда не построили. Окошек восемь штук, а двери ни одной. Можно в таком доме жить? А вот если есть фундамент, да хотя бы один первый этаж, да и не только окна, а двери пробиты - такой дом уже годится. Живя в нем, можешь постепенно возводить над первым этажом второй, третий. Но опять, не перескакивая от первого к третьему, а по порядку -от первого ко второму, от второго к третьему. Так и с учением, с образованием самого себя - порядок нужен строгий, полная последовательность» 1. Любая научная дисциплина, преподаваемая в высшей школе, представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных научно-теоретических положений. Овладеть этой системой невозможно без последовательной, повседневной и планомерной умственной работы. Планирование - выделение основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с бытовыми, личными целями. Целесообразно в соответствии в учебным расписанием планировать работу на неделю и каждый день. Учебное расписание - один из важных элементов самоорганизации учебного процесса. От того, как оно составлено, зависит многое и прежде всего качество усвоения учебного материала. Для личного плана студента на неделю не требуется сложной формы, однако в нем должны быть учтены все виды умственных действий, планируемые и фактические затраты времени на их выполнение. План можно составить в виде перечня работ с указанием отводимого времени на аудиторные занятия и самостоятельную работу. Именно самоорганизация, особенно потребность, способность самоактуализации, саморегуляции, самореализации, непрерывного самосовершенствования объединяет интересы человека, социальной группы общества, государства. Если общество и государство окажутся способными организовать образование по модели самосовершенствования человека как здоровой, умной, красивой личности, то они практически обеспечат себя высокоактуальными личностями, инициативными профессионалами -творцами народного благосостояния. 3.2. Здоровье как условие устойчивой умственной работоспособности Древнегреческий врач Клавдий Гален давал такое определение понятия «здоровье»: «... состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельности...» По определению Всемирной организации здоровья: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов» (Устав ВОЗ, 1946). В Большой Советской Энциклопедии написано: «Здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений»1. В научной литературе имеется более 70 определений понятия «здоровье». Систематизация определений понятия здоровья позволяет выделить его признаки (В.И. Лощилов, 19S7; Н.А. Макарова, 1997):
Опыт предшествующих поколений, мировой культуры, t а-уки, искусства дает множество примеров сочетания разносторонних умственных способностей, таланта и даже гениальности с исключительными физическими данными, подтверждает великую истину: «В здоровом теле - здоровый дух». Физиологически - это просто объяснимый факт. Мозг - носитель нашей психической жизни - не изолирован от всего организма в целом. То, что происходит в организме, обязательно отражается на работе мозга. Отсюда следует простой вывод: все, что укрепляет здоровье, одновременно укрепляет и головной мозг. А раз это так, то культура личности есть в то же время культура тела, включающая заботу о здоровье. Разум, здоровье - самое большое наше богатство, это подарок природы и результат большой, напряженной, каждодневной работы над собой. Что же влияет на здоровье? Однозначного ответа нет. Вот один из таких ответов: состояние здоровья, 1гродолжительность жизии зависят на 15-20 % от генетических факторов;, на 20-30 % - от состояния окружающей среды, на 40-50 % - от образа жизни и на 10 %- от деятельности службы здравоохранения 1. Между тем врачи давно заметили, что больные склонны искать причины заболевания не в себе, не в образе жизни, не в своем поведении, а во внешней среде. Так, им больше импонл-рует заключение врача о том, что виноваты не они, а «среда», |