Главная страница

А.С. Зубра.Культура умственного труда.. Пособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006


Скачать 1.16 Mb.
НазваниеПособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006
АнкорА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
Дата27.04.2017
Размер1.16 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
ТипДокументы
#6069
страница3 из 13
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Глава 2

САМОРАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ

Труднейшая задача в наши дни зак­лючается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы свое­го собственного поведения и научить­ся ими управлять.

Ф. Бич

Человек! Сколько таинственного, содержательного, велико­го и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, доброго и злого скрывается за этим уникальным, интересным словом.

И в зависимости от того, какие из этих сторон будут боль­ше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, цели, цен­ности, которые отличают нас друг от друга.

Однако в одном все люди сходятся. В стремлении к успеху и счастью, в желании быть значимым, уважаемым и обеспечен­ным человеком. Для достижения успеха личность должна вы­работать в себе соответствующие качества и отвечать всем тре­бованиям новой эпохи.

2.1. Человек — уникальный природный саморазвивающийся механизм

Что же такое человек? В работах, посвященных проблемам личности, как правило, употребляются понятия человек, инди­вид, личность.

Если проследить за фактическим употреблением данных понятий, легко заметить, что в большинстве случаев они исполь­зуются как синонимы. На самом деле между ними нет полного тождества, а, наоборот, существует определенное различие.

Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общества, деятельности и культуры 1. Продукт биоло­гической эволюции - вид Homo sapiens - человек разумный, одаренный речью, имеющий нравственность, совесть... Но, имея принадлежность к единому виду, люди разнообразны. И в этом одна из данных нам ценностей - человеческая индивидуаль­ность, личность. Понятием индивид обозначают человека как единичного представителя рода, понятие же человек выражает общую, родовую сущность и может употребляться в качестве обобщающего понятия.

В известном смысле могут различаться также понятия че­ловек и личность. Например, младенца нельзя назвать личнос­тью, ею он становится в процессе развития в социальной среде.

Личность (лат. persona - маска) - весь человек как сово­купность (его тела, образа и духа), как нечто единственное и неповторимое. Личность представляет собой многогранное, мно­гомерное, многообразное, многозначимое во всех сферах образо­вания: от физической сути - природы, до духовной сущности -культуры. Личность обладает даром памяти, мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; субъект культуры, высшее из земных созданий, одаренное разумом, имеющее нравственные универсалии: добро, зло, долг, справедливость, ответственность, честь, достоинство, совесть...

Кто и каким образом дал человеку все эти дары? Жизнь зародилась в первичном океане и прошла там определенные фазы развития. Затем она «выплеснулась» на сушу, где воз­никли млекопитающие, вплоть до человека.

Согласно новейшим исследованиям в области генетичес­ких2 механизмов биологической эволюции жизнь - гигантская биохимическая лаборатория, лестница все усложняющихся су­ществ, которую венчает Феномен Человека, мыслительный ап­парат которого с точки зрения его материальной организации сложился еще у людей каменного века и с тех пор не претерпел • существенных изменении 3. Вся последующая цивилизация .

«впитывалась» в это устройство и создавалась человеком в про­цессе и на основе развития материального производства.

Большой интерес представляет проблема космического бы­тия человека. Есть ли в космических пространствах разумные существа, подобные роду Homo sapiens, или жизнь во Вселенной — редкое, может быть даже уникальное явление?

Не случайно древние греки называли человека микрокос­мом. Внутренний духовный мир человека способен вместить в себя всю Вселенную, охватить прошлое и оставить неисчерпае­мый запас сил на будущее. Всеобщая, универсальная связь, су­ществующая в мире, раскрывает один из важнейших аспектов единства мира. В познавательном отношении связующим цен­тром всего мироздания выступает сам человек.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества... х

В державинских строках угадывается идея единства живой и неживой материи, поскольку человек представляет лишь край­нюю степень вещества, т.е. высокоорганизованную материю -человеческий мозг.

Отсюда вытекает мысль, что появление человека во Все­ленной не случайность, а, как все в объективном мире, законо­мерный процесс. Человек явился в этот мир для выполнения сложной вселенской функции — поддержания гармонического равновесия в природе. Для выполнения такого сложного пред­назначения человек и был соответственно «сконструирован». Биоз (живая материя) и социум (общество) создали универ­сальный отражательный аппарат, способный в принципе охва­тить весь мир. Для взаимодействия с окружающей средой че­ловек наделен психикой (лат. психе - душа) - специальным аппаратом для отражения (лат. рефлекс) реальной действи­тельности и регулирования организма в соответствии с отра­женными свойствами внешней среды.

Отражение мира человеком обеспечивается следующим механизмом: от сверхсложной, тончайшей системы — мозга — ко всем органам тела тянутся тончайшие нити - нервы, кото-

рые связаны с органами так, что воздействие на любой орган обязательно передается во все остальные и доходит до мозга.

Рефлекторная деятельность человека (и только человека)

осуществляется в двух режимах: запрограммированном самой

природой (безусловные рефлексы, инстинкты) и выработанном

в процессе жизни человека (условные рефлексы, знание, опыт,

; профессионализм и т.д.).

i Безусловные рефлексы управляются подсознанием

чув-

ственное познание (интуиция, эффект, сновидение, телепатия и т.д.), отражение без контроля и оценки.

Условные рефлексы управляются и формируются сознани­ем. Сознание - высшая форма духовной активности, способ­ность идеального воспроизведения действительности в мышле­нии. Сознание представляет собой результат отражения внеш­него мира в голове человека. Однако сознание человека не яв­ляется пассивным. Сознание - это активный, конструктивно-творческий процесс. Речь идет о том, что сам процесс отраже­ния имеет творческий характер. Мир как бы заново творится, пересоздается (в смысле его модели, конечно) в каждой голове.

Каким же образом происходит процесс отражения мира, процесс познания, как заниматься саморазвитием познаватель­ных способностей?

Процесс познания проходит две ступени или реализуется в двух формах - чувственной и рациональной. Чувственное по­знание — это непосредственное, живое созерцание действитель­ности (на уровне ощущений, восприятий, представлений). Чув­ственное познание дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

Однако на этом уровне мы не можем реализовать всю по­знавательную программу, нацеленную на раскрытие глубинных связей и отношений в окружающем нас мире.

Рациональное познание отражает объективный мир глуб­же, полнее, вернее. Мысли человека, как бы отталкиваясь от конкретно-чувственной действительности, поднимаются все выше по ступеням абстракции1, на уровне внимания, памяти, вообра­жения, мышления, речи, используя формы рационального по­знания: понятия, суждения и умозаключения. Реальный про­цесс познания всегда представляет собой единство чувственной

и рациональной ступени. В любой области науки, искусства, художественной литературы чувственное познание усиливает­ся мощью абстрактного мышления.

Конечно, не следует думать и считать, что все природное уже имеется в человеке в завершенном виде. Данное от приро­ды нужно воспитать, развить, испытать, совершенствовать са­мому человеку и делать это с готовностью, целеустремленно, сознательно, систематически, всю жизнь. Склонности, задатки, способности, талант, полученные от рождения, - личная соб­ственность человека. И уже во власти человека, как распоря­диться своим богатством: приумножить его или растерять в бездействии, лени и безответственности за самого себя.

Природа, щедро одаряя человека, дала ему великое и благо­родное богатство: механизм отражения - познания, дар хоро­шо мыслить, красиво говорить, уметь общаться, отлично дело делать, которое способно обеспечить полноценную, комфортную, радостную жизнь при одном условии - жить человек в природе должен по ее законам, через диалог человека с природой, обога­щающий духовные связи человека с миром. У природы есть свой язык - восходов и закатов, шумящих лесов и росистых трав, гладь голубых озер и рек, далеких горизонтов, мерцающих голубых и синих звезд, ливней и гроз, белоногих пущ берез... Природа — мать и отец, вечный самый внимательный собесед­ник, всепонимающий, доброжелательный, чуткий, отзывчивый. Человек говорит с природой, как с живым разумным, гармонич­ным существом: он ведет диалог с самим собой, проецируя свои мысли и чувства на гигантский экран природы и прини­мая их обратно в преобразованном, обновленном виде.

Человек ищет и находит в природе самого себя. И чувства, и разум человека не просто существуют. Их бытие возможно лишь в движении, в непрерывном, постоянном созидании, тво­рении, познании и одновременно в саморазвитии познаватель­ных способностей.

2.2. Саморазвитие чувственной ступени познания

Способность к восприятию информации, умение ее обраба­тывать, понимать - основание умственного труда. Процесс по­лучения информации прокладывает нейронные дорожки в мозг,

что расширяет возможности интеллектуального развития. Здесь совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Интеллект - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, способность адаптироваться к окружающей среде.

А.Ф. Лазурский сформулировал три основных уровня ак­тивности:

  • низший: человек неприспособлен, среда подавляет познава­тельные процессы малоодаренного человека;

  • средний: человек хорошо приспосабливается к среде и нахо­дит место соответственно своему внутреннему складу;

  • высший: характеризуется стремлением переделать окружа­ющую среду.

Отражение человеком мира происходит с помощью позна­вательных процессов. Познавательные процессы - исходные в духовной жизни личности. Именно они обеспечивают отраже­ние реальной жизни и выступают в качестве регуляторов пове­дения и деятельности (рис. 2.1).



Каждый познавательный процесс носит личностный харак­тер: в нем неизбежно отражается личность с ее индивидуаль­ными, неповторимыми особенностями. Вместе с тем познава­тельные процессы (независимо от личности) обладают общими особенностями.

Чувственная ступень познания — это непосредственное, живое созерцание и отражение действительности (на уровне ощущений, восприятий, представлений, внимания). Такая сту­пень интеллекта дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

2.2.1. Саморазвитие ощущений

Одна из самых острых жизненных потребностей человека — в нормальном потоке ощущений (внешних, внутренних), кото­рые питают мозг, доставляют ему необходимые живительные впе­чатления в виде света, цвета, звука, запаха, вкуса, температуры.

Свет - состояние, противное тьме; то, что дает возмож­ность видеть; сотрясение мельчайших частиц вещества; тон­чайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем.

Цвет — свойство света, вызывающее определенные зритель­ные ощущения в соответствии со спектральным составом от­ражаемого излучения: вид краски, масть, колер, цветок.

Звук — воспринимаемое слухом физическое явление, по­рождаемое колебательными движениями частиц воздуха; чле­нораздельный элемент человеческой произносимой речи; упру­гие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

Запах - дух, благовоние, вонь, что слышится обонянием; свойства веществ, воспринимаемые обонянием.

Вкус — ощущения, возникающие при содействии различ­ных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположен­ные в языке; чувства понимания прекрасного, возвышенного, изящного, приличия, угодливости для глаз; возможность на­слаждаться чем-то.

Температура - физическая величина, характеризующая состояние термодинамического состояния системы; степень на-

греваемости тела; степень тепла, мера жары и холода; природа человека, сообразно с основными качествами души - темпера­мент Ч

Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается вне­шним раздражителем (предметом, явлением, процессом), ока­зывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Например, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным каналам проходит в кору больших полушарий мозга, возникает зрительное ощущение. Ощущения обеспечивают наш мозг информацией и тем самым позволяют человеку жить (са­морегулироваться, самоуправляться, саморазвиваться, самосовер­шенствоваться) в конкретных ситуациях. Ощущения и обеспе­чивают основу ориентировки организма в сложном окружаю­щем мире.

Каковы закономерности процесса ощущений, которые дол­жен учитывать человек?

Главным показателем работы органов чувств является способность ощущать - чувствительность, которая определяет­ся минимальным порогом ощущения. Следовательно, надо стре­миться, чтобы выделение окончаний в устной речи, величина и цвет знаков на схеме, размеры изображений на доске обеспечи­вали надпороговое воздействие на слух, зрение и другие органы чувств. В противном случае возникнут предпосылки неполно­го отражения информации.

Доказано, что игнорирование этих закономерностей порож­дает то, что до 70 % сообщаемой информации не достигает сознания человека.

Качество ощущения зависит от различительной чувстви­тельности органов чувств (которая характеризуется минималь­ной величиной различия между раздражителями), впервые за­мечаемой человеком. Например, при изучении языка некоторые учащиеся долгое время не могут овладеть правильным произ­ношением звуков вследствие недостаточной различительной чувствительности слуха.

Существует и максимальный порог ощущений, т.е. опреде­ленный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковые коле­бания силой более 120 дБ ощущаются уже как болевые. Так, ныне рок-музыка атакует детей едва ли не с пеленок, обруши­вая на них оглушительные ритмы, которые образуют некий фон, на котором дети растут. Отсюда и результат: у многих людей равнодушное отношение к музыке. Серьезное беспокой­ство вызывает дефицит культуры, многочисленные проявления бессердечия, апатии, равнодушия, агрессивности к людям. Эту духовную и, как следствие, душевную глухоту в значительной степени связывают с художественной неразвитостью и безгра­мотностью.

Дальновидные и предприимчивые японцы пришли к выво­ду, что чрезмерное увлечение поп-музыкой не только расстраи­вает психику, вызывает угнетенное состояние, опустошает, но и резко снижает производительность труда, рождает безответствен­ность за себя, за дело, которым занимается человек.

При быстром темпе чтения книги, устной речи человек мо­жет не различать отдельных слов, а в конечном счете искажен­но понимать смысл. Поэтому рекомендуется выдерживать темп изложения на уровне 70-80 слов в минуту, предельным явля­ется темп 120 слов в минуту.

Чувствительность человека очень высока, но не является постоянной, застывшей, неизменной и может еще более разви­ваться, увеличиваться, достигая иногда удивительных высот. Чувствительность может саморазвиваться:

  • раздвижением границ чувствительности (уменьшение ниж­него и увеличение верхнего его порогов, а также увеличение порога различения); все это называется саморазвитием точ­ности ощущений;

  • сохранением чувствительности (адекватности реакций) в сложных условиях, в условиях помех (это называется разви­тием помехоустойчивости ощущений);

  • путем средств управления чувствительностью и создания ус­ловий, которые можно разбить на две группы: объективные и субъективные.

К первой группе относятся условия среды и прежде всего условия деятельности человека. Развитие чувствительности под влиянием деятельности доказано эмпирически и эксперимен-

тально. Длительные занятия работой, требующей остроты ощу­щений, повышают чувствительность. .Зсли обычно люди могут различать всего несколько оттенков черного цвета, то профес­сионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 от­тенков черного цвета; опытные водители на слух, по едва уло­вимому шуму мотора, могут обнаружить неполадки в нем. Му­зыканты прекрасно различают звуки по высоте тона.

Ко второй группе относятся средства:

  • психологические (обострение чувства долга, ответственности, повышение интереса и мотива, поднятие настроения и т.д.);

  • физиологические (гимнастические упражнения, бег, плавание, обтирание и обливание холодной водой);

  • специальные (тренировка органов чувств специальными уп­ражнениями). Например, вестибулярная тренировка у води­телей. Производится 30-секундное круговое вращение голо­вой, сменяется получасовым качанием, затем вводится вновь 30-секундное вращение;

  • фармакологические (чай, кофе, алкоголь, наркотики) - если чай, кофе при соблюдении меры несколько повышают порог ощущений, то алкоголь, наркотики парализуют их. Алкоголь несколько повышает чувствительность, однако всего лишь на 12 мин. Затем наступает резкий ее спад (до 40 % от исход­ного уровня).

Следующая закономерность ощущений - адаптация. Под адаптацией понимается изменение чувствительности органов под влиянием действия раздражителя. Возможности адапта­ции органов чувств значительны. Чувствительность глаза че­ловека к свету в темноте может возрасти в 200 000 раз. Это объясняется тем, что при переходе от яркого освещения к тем­ноте зрачок расширяется. Его площадь, через которую прохо­дят лучи света, может при этом увеличиваться в 17 раз. Кроме того, в темноте на сетчатке начинают функционировать особен­но чувствительные к свету палочки. Глаз адаптируется в тем­ноте в течение 4-5 минут частично, 40 мин. - достаточно и 80 мин. - полностью. Довольно сильна адаптация в обоня­тельных ощущениях. Войдя в плохо проветренное помещение, человек в первые мгновения ощущает неприятные запахи, но скоро перестает их замечать. Наименьшей адаптацией отлича­ются слуховые ощущения. Это заставляет людей считаться с периодом адаптации к темпу речи друг друга, дикции, богатству

голоса; к изменению условий занятий в связи с введением прин­ципиально новых учебных материалов и средств для учебного процесса.

Влияет на пропускную способность органов чувств и взаи­модействие между ними. Наиболее значимое взаимовлияние существует между зрением и слухом. Идеальным процессом работы ощущений было бы видеть и слышать, ощупать, обню­хать и попробовать на вкус. Но самое главное — это увидеть. Зрительное ощущение самое сильное, ибо нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 25 раз телще, чем те, которые ведут от уха к мозгу. Отсюда пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

Взаимосвязь между зрением и слухом может носить как положительный, так и отрицательный характер. Например, шум в аудитории неизбежно порождает ошибки в учебных тетрадях отдельных студентов, списывающих с доски формулу, схему; оптимальная температура и освещенность учебного помеще­ния, наоборот, благоприятствуют более полному ощущению учеб­ного материала. Поэтому аудивизуальная методика обучения и обладает высокой результативностью, что опирается на меха­низм взаимодействия органов чувств: зрения и слуха. Так, силь­ный, оглушающий шум уменьшает чувствительность зрения, а тихие, мелодичные звуки повышают ее.

Все ощущения связаны с эмоциональными состояниями, которые могут гасить или активизировать работу всех познава­тельных процессов. При минорном1, тоскливом, грустном, песси­мистическом настроении наблюдается чрезмерная суетливость, раздражительность, активность резко падает, наблюдается мысли­тельная скованность, усталость во время занятий наступает быст­рее, человек становится вялым, рассеянным, невосприимчивым.

При мажорном, оптимистическом настроении человек ак­тивен, находчив, легко преодолевает трудности, почти не испы­тывает усталости, порог чувствительности возрастает. Поэтому необходимо заботиться об обеспечении благоприятного эмоци­онального фона любого дела, учиться с радостью, удовольстви­ем, наслаждением. Оптимист жизнерадостен, полон энтузиазма и воодушевления, устремлен к успеху.

Чем же обеспечивается работоспособность органов чувств?

Прежде всего внешними условиями: освещенностью учеб­ного помещения, его окраской, чистотой и порядком, температу­рой воздуха, вентиляцией, звуковой изоляцией, удобным распо­ложением учебного места, плотностью размещения людей в комнате. Безусловно, строгим режимом работы: правильным распределением умственной нагрузки по времени, чередовани­ем умственного труда и отдыха, сменой учебных задач и мате­риалов, самостоятельной работы.

Компоновка учебного материала, методика его изучения и учебные средства должны обеспечивать повышение работоспо­собности органов чувств. Здесь важно облекать содержание в бо­лее конкретные формы, широко использовать наглядные пособия, комплексно воздействующие на системы органов чувств, доби­ваться четкости, яркости в их оформлении, особенно конспектов.

Важнейшим стимулятором работы органов чувств являет­ся центральная регуляция. Речь идет об ответственном, добро­совестном отношении к учебе, о понимании значимости изуча­емого предмета, об интересе к теме, проблеме. Все это создает благоприятные условия для результативного восприятия учеб­ного материала.

Таким образом, с ощущений лишь начинается процесс ов­ладения знаниями, ибо они поставляют строительный матери­ал для восприятия, который характеризуется предметным со­держанием. Отражение данного предметного содержания обес­печивается познавательным процессом - восприятием.

2.2.2. Восприятие — ступень чувственного познания

Восприятие происходит на основе ощущений. Благодаря ощущениям в больших полушариях мозга отражаются отдель­ные качества предметов (цвет, свет, звук, вкус, твердость, холод и т.п.). Но в окружающей человека действительности каждый предмет или явление обладают целым комплексом различных качеств и свойств.

Для правильного их отражения отдельные ощущения объе­диняются в коре головного мозга, и у человека создается цело­стный образ предмета или явления.

Восприятие — процесс отражения предметов и явлений, воз­действующих в данный момент на органы чувств человека.

В зависимости от того, какой анализатор преобладает, раз­личают зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, осяза­тельные и кинестетические восприятия. Как познавательный процесс восприятие характеризуется рядом особенностей, кото­рые студент и педагог должны учитывать в интересах повыше­ния эффективности учебного труда в целом.

Каковы же эти особенности?

Восприятие - активный, тесно связанный с мышлением и

деятельностью процесс. Если человек любуется пейзажем не-

1" подвижно стоя, все равно он проводит какую-то мыслительную

работу, иначе не удается ничего ни осознать, ни как следует

увидеть.

Обычно сознательное восприятие человека не просто пас­сивное созерцание, а решение какой-то конкретной познава­тельной задачи. Это и есть перцептивная1 деятельность.

Осмысленность - другая особенность восприятия. Она зак­лючается в том, что любая информация имеет то или иное от­ношение к человеку. Полнота восприятия предполагает уясне­ние им этого отношения. Но чтобы не был искажен смысл, следует обеспечить достаточную выраженность, ясность.

Восприятие носит избирательный характер. Это процесс, когда из множества возбуждений, которые поступают в наши анализаторы, мы воспринимаем в данный момент только то, на что обращаем внимание. Внимание же обычно направлено на то, что имеет для нас какое-то значение, представляет интерес и зависит от общего содержания психической жизни человека, в частности от прошлого опыта. Люди разных способностей по-разному воспринимают один и тот же предмет. Так, рассматри­вая полевой цветок, человек с художественными способностями обратит внимание на сочетание в нем красок; склонный к на­уке смотрит на цветок как на представителя определенного класса растений; того, кто занимается растениеводством, цве­ток заинтересует с точки зрения принадлежности к кормовым травам.

Постоянство восприятия достигается благодаря опоре те­кущего учебного материала на ранее изученный, на сложивши­еся знания. Поэтому, изучая новую проблему, целесообразно предварительно восстановить в памяти ранее изученное. Для изучения каждого нового положения важно привлекать комп­лекс уже твердо усвоенных положений и знаний. Человек дос­тигает полноты восприятия, т.е. отражения его предметности, осмысленности, избирательности, в том случае, если учитывает важнейший психологический механизм этого процесса. «Сопо­ставление, сличение, сверка образа, возникающего в индивиду­альном сознании, с предметом, содержание, свойства, признаки которого, выявленные общественным опытом, зафиксирован­ном в значении обозначающего его слова, составляют суще­ственное звено восприятия как познавательной деятельнос­ти» 1. Смотреть и видеть - не одно и то же. Наблюдение имеет определенную цель, осуществляется планомерно и, как правило, с использованием определенных средств. В русских былинах об Илье Муромце встречается такая деталь. Илья и его боевые соратники несут сторожевую службу на границах Киевского государства.

Как по утречку было по раннему,

А на заре-то было на раннеутренней

Ай как выходит старый казак из бела шатра:

Он смотрел де во трубочку подзорную

На все же на четыре кругом стороны 2.

Здесь мы имеем объект и цель наблюдения, время, наблю­дательные средства и т.п.

Умение наблюдать дает возможность хорошо ориентиро­ваться, более точно воспринимать предметы, лучше понимать людей, подмечая их внешние особенности и внутреннюю психо­логию, - все это позволяет разумно поступать и реагировать на те изменения, которые происходят в окружающем мире. Пра­вильно организовать наблюдение можно при следующих усло­виях:

♦ полезно обладать предварительными знаниями об интересу­ющем предмете. Наблюдать то, о чем не имеешь никаких сведений, бывает трудно;

♦ наблюдение хорошо вести по плану. Беспорядочное рассмат­
ривание объекта редко дает необходимые результаты;

.,♦, наблюдение должно вестись с достаточной полнотой и глу­биной. Целесообразно замечать в наблюдаемом объекте су­щественно важное и быть внимательным к деталям, име­ющим значение для правильного понимания предмета;

♦ наблюдение полезно сопровождать записями, сбором доку­
ментальных материалов, которые затем подвергаются тща­
тельному анализу.

Наблюдательность как свойство личности формируется в процессе систематических зйня-гий лкзбимым делом, связана с развитием профессиональных'интересов.

Основные виды восприятия и наблюдения — синтетический, аналитический, аналитико-синтетический и эмоциональный.

У людей синтетического типа восприятия проявляется склонность к обобщенному отражению явлений и к определе­нию основного смысла происходящего. Они не придают значе­ния деталям и-не любят вдаваться в подробности.

Для аналитического типа восприятия характерно стрем­ление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, част­ности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства. Такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

При аналитико-синтетическом типе восприятия и наблю­дения у человека в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его под­тверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов - с их объяснением. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наи­более благоприятным для деятельности.

Наконец,„для некоторых.важно не столько выделение сущ­ности явлениями его частностей,-сколько стремление выразить свои переживания, вызванные каким-то явлением. Это люди эмоционального типа восприятия и наблюдения.

От качества восприятия зависит успех в умственной дея­тельности и восприимчивости к познанию, к жизни, ко всему окружающему. Это - важное качество личности, имеющее боль­шое значение в учебе, когда информация откладывается в со­знании в виде представлений. т"

2.2.3. Представление — путь к памяти

Представление - образ предмета или явления, в данный момент не воспринимаемого. Представление выступает в каче­стве компонента, качества, процесса, из суммы которых склады­ваются содержание духовного мира человека, его знания, опыт, культура.

Мир представлений человека может характеризоваться и их запасом, объемом. Это количественный показатель, раскры­вающий широту знакомства с действительностью. Запас пред­ставлений говорит о возможности понимания информации.

Ценность, верность представлений зависит от степени их соответствия отражаемым объектам и явлениям, ведь человек планирует свои действия на базе представлений. Затем он дей­ствует в соответствии с планом. План предопределяет резуль­тативность действий, но сам зависит от верности представле­ний, от их соответствия действительности. Руководитель, фор­мируя представления у себя и подчиненных, тем самым берет на себя определенную ответственность за качество их последу­ющей деятельности. Если представления реальны, жизненны, то и деятельность будет результативной. Такое соответствие обеспечивается, во-первых, тем, что представления черпаются из действительности и проверяются практикой, и, во-вторых, если сообщаемый в учебном процессе материал обладает большой достоверностью. Тщательный подбор руководителем информа­ции, включение людей в практическую деятельность - вот пред­посылка формирования у подчиненных реальных представле­ний.

От связи с действительностью зависит и другая качествен­ная характеристика представлений человека — их действен­ность. Это то, насколько представления позволяют принимать правильные решения и выполнять сообразные с обстановкой действия. Представления, сформированные только на основе учебного материала и не подкрепленные практическим зна­комством с лежащей в их основе действительностью, менее жизненны, менее действенны. Именно поэтому в обучении не­обходимо стремиться практически знакомить с описываемыми и глубоко разъясняемыми процессами, явлениями и предмета­ми окружающей действительности.

Мера связи с действительностью и действенность представ­лений зависят от их конкретности и обобщенности. Конкрет-

ность представлений — в их соответствии обозначаемым объек­там. Представления, полностью соответствующие определенным лицам, предметам или явлениям, называют конкретными. Пред­ставления, в которых находит отражение сущность какого-то класса предметов или явлений, не привязанные к конкретным предметам или явлениям, называют обобщенными, или абст­рактными. В обобщенных представлениях расширяется пони­мание действительности и углубляется понимание конкретно­го. Поэтому полноценное обучение не ограничивается только конкретными или, наоборот, общими знаниями. Оно должно идти от конкретного к общему, хотя в дидактических целях знакомству с конкретным материалом может подчас предше­ствовать и сообщение общих сведений.

Представления могут характеризоваться также их ярко­стью, отчетливостью, образностью. В этих качествах отража­ется опорная возможность представлений для творческой дея­тельности сознания: информации, осмысления событий, приня­тия планов, предвидения. Яркость, отчетливость и образность представлений развиваются на базе всестороннего изучения предметов и материалов, широкого использования методов и средств обучения.

Должный эффект на занятиях, например, достигается, если, раскрывая сущность темы, руководитель наряду с живым сло­вом использует учебную доску, демонстрирует диапозитивы или кинокадры, воспроизводит звукозапись и обращается к сред­ствам предметной и словесной наглядности.

Всем представлениям, которые имеет человек, присуще об­щее свойство - изменчивость. Причем если опыт и знания не обогащаются, то происходит редукция содержания, яркости, «практичности» представлений. Наоборот, овладение новыми знаниями обогащает мир представлений и отдельные представ­ления человека. В этом свойстве представлений заложена ос­нова благоприятных управленческих перспектив обучения.

В структуре психического мира представления выступают не только в роли психических образований, образов предметов и явлений, но и как процесс воссоздания образов. Человек мо­жет характеризоваться высокой степенью владения этим про­цессом, его активностью. Активность процесса представления -творческое качество личности.

Способность представить в нужный момент нужные обра­зы развита не у всех.

Каждый может заниматься саморазвитием представлений.

  1. Саморазвитие представлений обусловливается прежде всего направленностью личности. Именно от потребностей, ин­тересов, желаний и мировоззрения личности зависит, какие осо­бенности наблюдаемых предметов и явлений закрепляются в ее сознании.

  2. Важнейшими способами саморазвития процесса пред­ставления являются: самостоятельное чтение, прослушивание рассказов, самостоятельный пересказ прочитанного и услышан­ного. Необходимо использовать эти способы, осуществляя са­мовоспитание и самообучение.

  3. Представления - оперативный материал для функцио­нирования и саморазвития более сложных познавательных про­цессов памяти, воображения, мышления и речи. В арсенале па­мяти все наши впечатления лежат в виде представлений, при­чем они функционируют в роли своеобразной притягательной силы. И чем больше этой притягательной силы, тем большей мощью обладает память. В воображении представления явля­ются материалом для новых творческих комбинаций, для со­здания новых образов. В мышлении представления наряду с понятиями выступают теми знаниями действительности, ана­лиз и синтез которых позволяет проникать в сущность предме­тов и явлений окружающего мира. Следовательно, расширение запаса представлений должно рассматриваться как предпосыл­ка для интеллектуального роста.

  4. Особое место в формировании представлений занимает слово. Известно, что восприятие предмета, явления, а следова­тельно, и саморазвитие представления о нем практически осу­ществляется путем наблюдения за этим предметом, явлением и сопровождается словесным пояснением. Функциональная направленность слова в современном процессе обучения усили­вается результатами абстрагирующей мыслительной деятель­ности человека рисунками, чертежами, схемами, буквенными выражениями, составляющими всякого рода формулы. Наблю­дение чертежей и схем, овладение буквенными обозначениями способствуют саморазвитию правильных представлений о та­ких явлениях, как, например, протекание тока в электрических цепях, физические и химические взаимодействия между иссле-

дуемыми предметами, явлениями. Вот почему важно научиться самому и уметь научить других изображать конкретную ситуа­цию, условия или отношения той или иной задачи в виде ри­сунка, схемы, чертежа, формулы. Важно научиться это делать самостоятельно, без подсказки. Тогда возникнет привычка при­бегать к разного рода знакам, принятым в математике, физике, литературе, истории, технике. Студент, осуществляющий само­обучение и самовоспитание, должен научиться мысленно вос­создавать условия решаемой ими задачи.

Продуктивность умственного труда во многом зависит от качества и особенностей внимания.

2.2.4. Концентрация внимания

Ни один познавательный процесс не может протекать це­ленаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточит своего внимания на том, что воспринимает или делает. Можно не смотреть на какой-либо предмет и не замечать его или ви­деть очень плохо. Занятый своими мыслями человек не слы­шит разговоров, которые ведутся рядом с ним, хотя звуки голо­сов доходят до его слухового аппарата. Можно не почувство­вать боли, если наше внимание направлено на что-нибудь дру­гое. Напротив, глубоко сосредоточившись на каком-либо пред­мете или деятельности, человек подмечает все детали этого пред­мета и действует продуктивно. А фиксируя свое внимание на ощущениях, мы усиливаем свою чувствительность.

На мозг человека, тем более во время учебного процесса, действуют раздражители. В него постоянно поступает масса информации, из которой следует выбрать самую необходимую и ограничить доступ не имеющей значимости для данной умствен­ной деятельности. Механизмом, организующим познаватель­ную деятельность человека, является внимание. К.Д. Ушин-ский заметил: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» Ч

Что же такое внимание? Внимание — избирательная на­правленность мозга на определенные предметы и явления. Оно направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприя-

тие, понимание, запоминание, мышление. Внимательность - важ­нейшая предпосылка, ключ к успеху в умственной деятельнос­ти. Невнимательность — такое свойство, которое способно при­вести к развалу любой деятельности, в том числе управленчес­кой. Естественно, если руководитель не воспитывает, не разви­вает внимание, значит, он становится, невнимательным, и так во всем. Если студент не поднимается вверх, значит, он скаты­вается вниз. Топтание на месте - лишь форма отставания че­ловека. Внимание - показатель степени активности личности.

В зависимости от активности различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних раздражителей, вне зависимости от воли человека, как бы само собой, длится до тех пор, пока действует внешний раздражитель. Одно из свойств непроизвольного внимания - его динамичность, неустойчивость, склонность к постоянному колебанию. Так, слушая педагога, студент начинает следить за поведением рядом сидящей де­вушки или вспоминает о пережитом накануне. Восприятие речи преподавателя ухудшается, блокируется частичным переклю­чением внимания на другой предмет.

Произвольное внимание человека зависит от его собствен­ной воли и определяется его собственными интересами, целевой установкой, сознанием морального долга, убеждением, совестью. Так, если студент обращается к педагогу с целью получить кон­кретные ответы на волнующие его вопросы, следует ожидать повышенного внимания с его стороны. Чем больше читаемая книга соответствует интересам и целевым установкам челове­ка, тем выше степень произвольности его внимания, и наобо­рот. Поэтому произвольное внимание отличается целенаправ­ленностью, организованностью, повышенной устойчивостью. Однако напряжение воли при длительном сосредоточении вни­мания утомляет человека, он начинает отвлекаться. Но если умственная работа интересна, произвольное внимание превра­щается в послепроизвольное, не требующее особых волевых уси­лий, и меньше утомляет человека.

Послепроизвольное внимание возникает из произвольного. Сначала человек заставил себя усилием воли сосредоточиться на чем-то, затем уже внимание концентрируется на предмете умственной деятельности само собой.

Вот почему послепроизвольное внимание - самое плодо­творное и важное из всех видов внимания. К сожалению, пос­лепроизвольное внимание — специфическое, редкое, характери­зующееся как заразительность, одержимость в виде постоянно-* го внутреннего влечения к чему-то одному, определенному.

Особенности внимания человека оцениваются по следую­щим качествам: широта, переключение, устойчивость и другие.

Широта внимания включает объем и распределение вни­мания.

Объем внимания характеризуется количеством предметов, явлений и видов деятельности, которые одновременно может воспринимать, удерживать в сознании и контролировать чело­век в единицу времени в связи с какой-нибудь задачей. Напри­мер, слушать рассказ лектора, записывать его, не теряя мысли, и в то же время следить за его речью.

Индивидуальные различия людей по объему внимания зна­чительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно около семи объектов. Объем внимания наиболее успешно развивается при напряженном умственном труде и специальными упражнениями. Вот одно из них. Таблицу, на которой изображено 12 различных букв или фигур, показывают в течение одной секунды. За это время не­возможно перевести взор, т.е. восприятие происходит одновре­менно. По отчету человека выясняют, сколько объектов он сумел воспринять. Обычно это 5-9 объектов, в среднем — 7. Многие психологи полагают, что число 7 именно поэтому считалось ма­гическим - «семь чудес света», «за семью замками» и т.п. Путем систематических тренировок можно увеличить объем внимания, особенно важно для студента овладеть быстрочтением.

Распределение внимания - возможность одновременно осу­ществлять выполнение различных действий, сохраняя созна­тельный контроль над ними. Любой человек должен уметь од­новременно читать книгу и записывать прочитанное, обдумы­вая, осмысливая ее содержание. Возможность распределять вни­мание значительно повышается, если каждый раз человек сле­дует за мыслью другого. Решающими здесь являются структу­ра, логическая последовательность, четкость изложения, советы как лучше записать, использование схем, оптимальный темп изложения. В этом случае человек одновременно работает и

учится умению распределять внимание: понять услышанное, принять, осмыслить и законспектировать.

Переключение внимания — это способность последователь­но переходить от одного вида умственной деятельности к дру­гому, сохраняя высокую степень концентрации внимания на выполняемой работе. Переключение внимания характеризует­ся временем, в течение которого достигается высокая отчетли­вость восприятия нового предмета, явления, процесса. Чередо­вание учебных занятий, например, требует последовательного переключения внимания с одной дисциплины на другую, с од­ного вида деятельности на другой. Причем интервалы этого переключения заданы расписанием занятий: перерыв между занятиями равен 10 мин. Во время самостоятельной работы перерывы регулирует сам человек.

Устойчивость внимания характеризуется способностью удерживать в поле зрения необходимый предмет в течение тре­буемого времени. Почти любой вид учебной деятельности слу­жит для человека испытанием на устойчивость. Мозг человека не может постоянно находиться в одинаковом напряжении. Через определенные промежутки времени наступают кризисы внимания. Первый обычно бывает на 15-20-й, а второй - на 30-35-й мин. Руководителю, знающему о кризисах, удается не только стабилизировать свое внимание, но и добиваться его непрерывного подъема. В этих целях в подходящие моменты управленческого труда он делает краткий отдых, дающий раз­рядку умственному утомлению.

Внимание - такое психическое свойство, без которого чело­век не может выполнить ни одного направленного действия, ни одной мыслительной операции, так как перед исполнением даже самого незначительного дела он должен его выделить и на нем сосредоточиться. Сосредоточенность, способность к концентра­ции и внимание очень близки по смыслу.

Внимание - это выделение сознанием одних воспринимае­мых явлений, предметов с одновременным отключением от дру­гих. В этом случае оно вызывает усиление работы мозга, а при его отсутствии — ослабление.

Сегодня человек живет в эпоху информационного взрыва и стремительного технического прогресса. Эти процессы порож­дают у многих людей чувство неуверенности, вызывают сует ли-, вость и, естественно, если не удается собраться с силами и скон:

центрироваться на самом существенном, производительность и эффективность умственного труда будет низкой.

Условием успеха в умственном процессе является сосредо­точение внимания на одном конкретном вопросе. Для студен­та важно уметь себя активизировать. Поэтому и девиз каждого может звучать следующим образом:

Я знаю.

Я хочу.

Я могу.

Я буду.

Я делаю.

При этом никогда не бросайте то дело, которое начали. Сильный, уверенный в себе человек может развить способность не только концентрировать внимание, но и распознавать лю­бые вопросы умственного процесса. Для наглядности характе­ристики качеств внимания предлагаем следующую схему (рис. 2.2).



Все указанные качества внимания — закономерный резуль­тат деятельности человека, зависящий от ее целей и содержа­ния, мотивов и способов ее осуществления. Поэтому внимание в процессе умственного труда необходимо укреплять, развивать

и поддерживать. Оно никогда не находится на одном уровне, а колеблется. Это соответствует периодическому повышению воз­будимости мозга, сменяемому понижением его активности. Са­моразвитие внимания осуществляется различными путями.
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта