Главная страница
Навигация по странице:

  • Воспитание и самосовершен­ствование имеют существенные различия между собой.

  • Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становит­ся другим.

  • А.С. Зубра.Культура умственного труда.. Пособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006


    Скачать 1.16 Mb.
    НазваниеПособие для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Центром учебной книги и средств обучения Национального института образования Минск Дикта 2006
    АнкорА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
    Дата27.04.2017
    Размер1.16 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаА.С. Зубра.Культура умственного труда..doc
    ТипДокументы
    #6069
    страница2 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, по­знании и профессиональной деятельности. Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности раз­виваются скорее и лучше.

    Благодаря способности трудиться человек развивается, со­вершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспе­вает в развитии своей сугубо человеческой способности тру­диться, тем более надежную почву обеспечит для своего буду­щего, будущего своих детей, общества в целом, в котором жи­вет, радуется, страдает, которому служит.

    Успех самосовершенствования зависит от многих факто­ров. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обу­чению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Толь­ко в этом случае происходит значимое, полезное, результатив­ное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мыс­ли и чувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При та­ком самообучении становишься более самостоятельным, твор­ческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокри­тика.

    Условием успеха является сосредоточенность. Концентра­ция внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идти вперед.

    Я хочу - Я умею! . ......... ..,...., .,..._„. ,,_...„._.__

    Я могу - Я делаю!

    У меня все получится!

    Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!

    Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).



    Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:

    а- анализ г- решения

    >, б - цель д - реализация

    в - план е - результаты
    ж — анализ деятельности и результатов

    Мы живем в эпоху информационного взрыва и стреми­тельного технического прогресса, поэтому важно учиться гово­рить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»

    При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требу­ется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i ,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.

    Духовное состояние определяется мыслями, которые исхо­дят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторе­ние какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.

    Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.

    Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.

    Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умствен­ного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь лю­бые способности раскрываются только при их использовании.

    Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исхо­дящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и вос­принимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитив­ному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положитель­ные цепочки.

    Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые пред­ставляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, спо­собная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над со­бой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способ­ности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.

    Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фун­даментальными являются: потребность (хочу), которая преоб­разуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).

    Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личнос­тью высокой культуры.

    Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате воз­никает мир студентов, не желающих и не решающихся на са­мостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — резуль­тат такого процесса.

    Решимость - это проявление энергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

    Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, ка­чество студента, понятие, с которого начинается и которым за­вершается процесс самосовершенствования культуры умствен­ного труда.

    • К чему готов студент сегодня? Какова у него структура по­требностей?

    • Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

    • Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

    • Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?

    Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет ис­кать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, на­учиться выбирать из нескольких проблем одну, самую суще­ственную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.

    2.2. Объект самосовершенствования

    Дорога к успеху проходит через сознательную, целенаправ­ленную, систематическую работу над собой и развитие тех спо­собностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и сейчас, в XXI веке, стали особенно актуальны.

    Как это возможно?

    В переводе на акмеологический язык эти способности мо­гут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии са­мого себя. Принципы саморазвития, самосовершенствования в акмеологии - это главное ценностное основание всех наших знаний именно о человеке. Он развивается по законам разви­тия природы, и по законам развития общества, и по законам развития человека под влиянием образования и самого себя.

    В современной акмеологии достаточно определенно пола­гается, что развитие человека, его способностей — одновременно и естественный, и искусственный (управляемый) процесс.

    Развитие может осуществляться по сущности природы

    как созревание и рост органических структур и функций; и описываться соответственно в акмеологии прижизненно реали­зуемой биогенетической программой. Но оно же может рас­сматриваться и как искусственная специально организуемая деятельность - по сущности социума, как деятельность фор­мирования культурообразных способностей, как упорядоченная совокупность способов и средств целевой деятельности. Тради­ционные педагогические представления о развитии, как прави­ло, ограничиваются двумя этими трактовками.

    Однако в общее представление о сущности развития необ­ходимо ввести третье представление о самосовершенствовании как о кардинальном структурном преобразовании своей соб­ственной самости, как о скачке в общем ходе развития, кото­рые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интер­претациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосо­вершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жиз­ни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Здесь глав­ным вопросом является вопрос о самости (субъективности) человека. То, что она есть, — это слишком хорошо известно каждому из нас, но чем она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности — может открыться толь­ко в практике нашей жизни, в процессе учебного труда.

    Необходима специальная теория общего хода развития че­ловека как субъекта собственной жизни, в основу которой должны быть положены категории, охватывающие разные сто-

    роны этого развития: его объект (что развивается?), его меха­низм или движущие силы (как нечто развивается?), вектор развития (куда нечто развивается?), результаты развития (во что нечто развивается?).

    Прежде всего человек - это существо сознательное, способ­ное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). Имен­но сознание и деятельность есть основополагающие характери­стики человеческого существования, определяющие его «чело­вечность». Кроме того, важно учитывать фундаментальное об­стоятельство: это то, что живет человек прежде всего в системе реальнопрактических, живых связей с другими людьми - в общ­ности.

    Таким образом, общность, сознание и деятельность - все­общие способы бытия человека, основания его жизни, задаю­щие и весь набор собственно человеческих характеристик этого бытия.

    Здесь исходным является деятельное бытие, главный ре­зультат которого - субъективность человека; уровень, масш­таб, тип его субъективности: субъектность в сознании (само­сознание), субъектность в общности (самобытность), субъект­ность в деятельности (самодеятельность).

    Это и есть обретение человеком образа человеческого во времени, истории и пространстве культуры. Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат - культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успеш­ность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.

    Позитивность студента в отношении к культурному кон­тексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.

    Успешность студента определяется его способностями, по­зволяющими успешно реализовать смысл обучения - повыше­ние жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.

    Главным результатом самосовершенствования студента является творческая самореализующаяся личность. Успешный характер самореализации этой личности определяется сформи­рованными у нее качествами. Человек культуры - человек в культуре, вошедший с ней (и по поводу ее проблем) в творчес­кий с собой и другими процесс. Студент не отвечает за генотип человека, но приобщение себя и других к культуре и обществу, то есть культуризация и социализация человека - сфера его компетентности.

    2.3. Самосовершенствование есть жизнь в идеале

    Сегодня обществу нужны интеллигентные профессионалы, выражающие в своих делах дух времени. Нужны профессиона­лы яркие, оригинальные, знающие, думающие, мудрые, автори­тетные, харизматические.

    Студенты - труженики в сфере мысли - наиболее удачли­вы в своем деле. Они способны окрылять, увлекать личным примером; они знают «болевые» точки людей, способны и уме­ют оказывать влияние на их настроение. В этом случае ум­ственная деятельность носит оптимистический характер. И главная трудность заключается в том, что культурология, акмеология как науки должны быть не о том, что есть, как любая наука о природе, а о том, как должно быть. Отсюда: человекоориентированное образование должно строиться на ценностных основаниях.

    Важнейшую ценность славянской культуры можно выра­зить словами А.С. Пушкина «в самостояньи человека - залог величия его». Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодеятельность человека, индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни, профессиональной деятельности являются фундаментальными ценностями европейской культу­ры. Именно они определяют смысл, содержание культуры, успех любой профессиональной деятельности и являются исходным началом духовно-нравственного и физического оздоровления общества. Речь идет о самосовершенствовании человека прежде всего как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни.

    Самосовершенствование предполагает формирование новых качеств, а следовательно, преодоление отсталых взглядов, пред­ставлений, «замшелых» стереотипов, вредных привычек, робос­ти мысли, рабской психологии, слабоволия. Самосовершенство­вание ведет к сознанию и чувству патриотизма, к повышению гражданской смелости, принципиальности, ответственности за порученное дело, за собственное достоинство, к трудолюбию и кровной причастности к процессам, происходящим в обществе.

    Здесь самосовершенствование можно определить как про­цесс приближения личности к идеалу посредством сознатель­ных, целенаправленных, систематических усилий с целью улуч­шения своего поведения и деятельности.

    Процесс самосовершенствования включает: личность - иде­ал — самосознание — деятельность. Первый момент — личность, в которой происходит определенная трансформация — это про­цесс развертывания духовной культуры в человеке, процесс реа­лизации своих возможностей.

    Второй момент процесса - идеал совершенства, которое мож­но определить как максимум духовного богатства, гармонию духа, целостность и устойчивость личности. Истина, Добро, Кра­сота, Вера, Надежда, Любовь — источники, питающие представ­ление об идеале совершенства.

    Третий момент в процессе самосовершенствования - само­сознание. Оно контролирует течение всего процесса - вплоть до практических шагов на новом жизненном пути. Самосовер­шенствование есть самореализация, самоутверждение своего истинного «Я».

    В современных условиях основное звено - совершенствова­ние профессионализма, особенно в управленческой и педагоги­ческой деятельности. Сегодня общество испытывает острую нужду в хороших работниках, в мастерах своего дела. В дея­тельности профессиональные качества органически связаны с общим уровнем духовного развития.

    Почему сегодня мы должны думать, говорить, писать о са­мосовершенствовании? Безусловно, потому, что этого требует уникальная ситуация дальнейшего развития общества. Наука обнаружила и обосновала, что в самосовершенствовании кро­ются резервы того самого человеческого фактора, без которого не мыслится развитие экономики, социальной сферы, роста куль­туры, органического взаимодействия людей.

    Культура есть совершенствование, облагораживание физи­ческих и главным образом духовных сил человека и общества, культивирование духа, т.е. процесс и результат образования и воспитания.

    Культура в широком смысле означает возделывание, обра­батывание, совершенствование, т.е. именно культура создает лич­ность, именно культура делает один народ непохожим на дру­гой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегичес­кая задача — подъем общего культурного уровня через созда­ние принципиально новых форм деятельности, способствую­щих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.

    Н.К. Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ — почитание и ур - свет. Получается: почитание Света. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности челове­ка и в первую очередь в управленческую и педагогическую.

    Культура - своего рода призма, сквозь которую преломля­ется и высвечивается все, что человек собой представляет. Это творческий принцип жизни человека и общества в целом; не просто умение, доведенное до уровня искусства, а нравственно обусловленная цель. Культура — понятие всеобъемлющее; тут и уровень мысли, и труда, и питания, и быта, и экологии, и политической дискуссии, и отношений между людьми, и отно­шение к женщинам и детям. Без этого не может быть цивили­зованной страны.

    Человек начинается с первого культурного акта, выражен­ного в разумной деятельности. Из этого, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву нашей планеты, в течение тысячелетий выросли могучее древо познания, связан­ное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; об­щественные отношения с чувством нравственности, составляю­щие предмет этики, а также огромный мир искусства, порож­денный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет этики. Несомненно, культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не ме-

    нее проявляет свою сущность именно в области духа, что нахо­дит выражение в совершенствовании самого человека.

    Человек может быть творцом своего здоровья, творцом силы и красоты духа. Этому можно и нужно серьезно учиться, ис­пользуя опыт, накопленный мировой и национальной культу­рой. Творение себя, постоянная работа над собой, чтобы сде­лать себя лучше и человечнее, — вот основополагающая цель нашей жизни и деятельности. Поэтому самосовершенствова­ние есть повышение степени человечности в человеке.

    Прежде всего необходима качественная ступень образова­ния - культуроемкая. Сегодня востребована педагогика взрос­лых и набирающая социальный статус акмеология. Отсюда цель совершенствования системы непрерывного повышения квали­фикации управленческих кадров и повышения качества обра­зования - привести человека к саморождению, самосовершен­ствованию. И это возможно, если органически соединить, свя­зать образование и акмеологию на базе: человек — оригиналь­ный природный саморазвивающийся механизм = потребности ** способности ** ценности.

    Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое чело­век способен дальше самостоятельно работать, учиться и пере­учиваться. Он знает законы природы, законы развития обще­ства, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного ус­ловия социально-экономического прогресса. Уровень образова­ния руководителей и педагогов является важнейшим факто­ром устойчивого развития страны. В этом смысле образование -это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения дер­жат среди своих приоритетов.

    Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенство­ванием - вот основной смысл современного образования. Се­годня важно понять и принять к действию: именно выпускни­ки высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть реша­ющую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.

    Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые никак не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией. Воспитание и самосовершен­ствование имеют существенные различия между собой.

    Во-первых, воспитание представляет собой сознательное, целенаправленное, систематическое воздействие на человека с целью выработки качеств и свойств, необходимых обществу. Оно носит адаптивный характер и достаточно жестко детерми­нировано наличными формами деятельности (и в этом смысле вторично), самосовершенствование личности - самоценный про­цесс. Здесь действующая личность - сама себе закон. Самосо­вершенствование представляет собой такое развитие личности, которое заключает свои цели в себе. В процессе воспитания личность усваивает законы, которые мир - природа и общество -предписывают ей. В процессе совершенствования личность сама задает законы миру. Совершенство представляет собой завер­шенность, абсолютную полноту, законченность, такое состояние, которое предполагает образ, эталон, идеал.

    Во-вторых, воспитание дифференцированно и может быть однобоким, частичным. Часто, например, физическое воспита­ние оторвано от нравственного, а они оба - от эстетического и т.д. Самосовершенствование - деятельность, исходящая из це­лостного, единого, неделимого образа человека, процесс возвра­щения человека к самому себе, возвышения личности до уров­ня человек — мера вещей.

    В-третьих, самосовершенствование есть жизнь в идеале. Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становит­ся другим.

    В-четвертых, воспитание основано на четком разделении объекта и субъекта. Оно построено так, что одни воспитывают других: родители - детей, старшие - младших, учителя - уче­ников, преподаватели - студентов, руководители - подчинен­ных и т.д.

    Если перейти на обыденный, понятный всем язык, то само­совершенствование для студента - это прежде всего самостоя­тельная, добровольная реализация способностей, размышлений, ценностных и волевых устремлений личности. Надо начинать

    с малого, без чего нельзя добиться большого успеха. Легче из­менить к лучшему какие-то отдельные качества, относящиеся к умственной деятельности, саморегуляции, запоминанию, рабо­те с книгой, самостоятельному обучению. Здесь тоже, конечно, не так все просто. Требуются большая настойчивость, упорство, время, чтобы достичь желаемого результата. Но, только добив­шись хоть каких-то результатов, можно укрепить веру в воз­можность самосовершенствования и рассчитывать на большее.

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое акмеология?

    2. Данные каких наук использует акмеология?

    3. В чем единство и различие между воспитанием и самосо­вершенствованием?

    4. Определите два понятия: «культура умственного труда» и «культура учебного труда».

    5. Назовите основные компоненты готовности студента к учеб­ной деятельности.

    6. Какие потребности заставляют студента строить свою учебу как процесс решения усложняющихся задач совместно с дру­гими?

    7. Структура способностей. /,.;.';

    8. Студент как субъект самосовершенствования.

    9. Что значит для студента жизнь в идеале?

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


    написать администратору сайта