Главная страница

Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


Скачать 26.64 Mb.
НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
Дата07.02.2017
Размер26.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
ТипЗакон
#2380
страница2 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Глава I Организация работы и подготовительные упражнения
1
•1
|
12 14б
13
Ив
14а
14г
12. Компасные линии в
рисунке (горизонтальные
и вертикальные)
13. Линии различного
характера по отношению
"компасных"
14. Процесс рисования прямой линии
а — прямая линия
определенного направления
на листе бумаги, заданная
для рисования: 6 — пометка
направления линии на листе;
уточнение после анализа
расположения линии более
заметными точками;
в — по найденным точкам
легкое изображение линии;
/ - на основании сравнении
проведенной линии с
заданной, дальнейшее
уточнение ее направления и
проведение окончательною.
более сильного изображения

2. Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях 23
15а 15б
15 В
15г 15д
13. Процесс рисования
изогнутой линии
определенного характера:
а - заданная линии;
б — пометка четырех
характерных крайних точек
для данного положения
изогнутой линии и
нахождение середины
нзображения; о пометка
характерных точек кривой.
две из которых определяют
ее начали и конец;
г — проведение легкой линией
изображения кривой через
найденные характерные
точки; д — анализ и
дальнейшее уточнение
точками расположения линии
на листе бумаги, проведение
окончательного изображения
более сильным штрихом

24
Организация работы и подготовительные упражнения
16а
18а
16б
18б
17
многообразие можно понять и изобра- зить, владея конструктивным рисунком.
Так как для рисования служит бума- га прямоугольного формата, то большое значение в процессе обучения имеют ли- нии, параллельные краям (рис.12). В
натуре им могут соответствовать верти- кальная линия отвеса и перпендикуляр- ная отвесу горизонтальная линия. По отношению к основным осям, как прави- ло, будет рассматриваться движение предмета и его перспективное изображе- ние. Относительно этих «компасных ли- ний» в учебном рисунке берутся и строят- ся все другие разнообразные по характе- ру линии (рис.13).
В учебном рисовании надо приучить себя видеть всю линию в целом. Для это- го следует обозначить сперва ее начало и конец точками. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине,
смотря при этом не на кончик каранда- ша, а в конец линии, отмеченной точкой.
Более сложные по форме линии тре- буют фиксации ряда промежуточных характерных точек, которые определя- ются при помощи вертикальных и го- ризонтальных касательных линий, па- раллельных краям листа бумаги.
Этот основной конструктивный прин- цип рисунка поясняется на приведенных примерах изображением прямой и из- гибающейся линии.
Предположим, дана прямая линия

20 216 21г
21а
21а
22 16. Проведение линий одной
силы и на равном
расстоянии друг от друга
а — параллельно к краям
бумаги; б — наклонных к
краям бумаги
17. Проведение линий
возрастающей силы.
достигаемой различным
нажимом карандаша
18. Деление линий на равные
части
19. Нанесение на линии
разных направлений
отрезков, находящихся
в определенной
соразмерности
20. Деление угла на равные
части
21. Проведение прямых
линий, сходящихся л
одну точку, находящуюся
на листе бумаги и за ее
краями
22. Проведение прямых
линий под разными
углами

26 Глава I Организация работы и подготовительные упражнения
23. Проведение
изгибающихся линий
14. Проведение
повторяющихся
элементов изогнутой
линии
а — одинаковой силы нажима
карандаша; б - разным
нажимом карандаша
29. Примеры рисования
простых геометрических
орнаментов
23а
246'
25б
236 246"
?5в
24
а
25а

26. Последовательность
рисования
геометрических фигур

Глава1 Организация работы и подготовительные упражнения
27. Рисование эллипсовидных
кривых
28. Последователъностъ
нанесения штриха при
тушевке
77а
27г
28в
276 28а
28г
27в
28б

2 Постановка руки,
29. Примеры упражнении
на тушенку плоскости
бумаги равномерным
тоном и с градациями от
светлого к темному с
плавным и ступенчатым
переходами
30. Примеры упражнений на
зрительное изменение
светлоты бумаги
29
а
29
г
296
?9д
30
а
29
в
29е
306


Глава1 Организация работы и подготовительные упражнения
определенного направления, которую необходимо изобразить (рис.14). На следующих рисунках показана методи- ческая последовательность изображения данной линии, условно разложенная на четыре стадии.
1-я стадия — пометка двумя легкими точками направления и размера (распо- ложения) линии на листе;
2-я стадия — уточнение расположе- ния линии более заметными сильными точками;
3-я стадия — проведение по найден- ным точкам легкого изображения самой линии;
4-я стадия — на основании сравне- ния проведенной линии с заданной даль- нейшее уточнение расположения линии и проведение ее окончательного изобра- жения более сильным нажимом каран- даша.
Во втором примере (рис.15) даны изогнутая линия определенного характе- ра и положения и последовательность ее изображения на листе бумаги также в четырех стадиях.
1-я стадия — пометка четырех край- них для данного положения изогнутой линии точек, определяющих габариты изображения, путем проведения прямых касательных к заданной линии и па- раллельных краям бумаги; нахождение середины изображения:
2-я стадия — пометка шести харак- терных точек самой линии, из которых две определяют ее начало и конец, а четыре других находятся в местах каса- ния данной линии к прямым, параллель- ным краям бумаги. Ориентирами для определения места этих точек должны служить середина и крайние точки изоб- ражения, помеченные в первой стадии;
3-я стадия — проведение легкого изображения изогнутой линии через шесть характерных точек, найденных во второй стадии;
4-я стадия — дальнейшее уточнение точками расположения линии на основе ее сравнения с заданной и окончатель- ное, более сильное изображение изог- нутой линии.
Для развития чувства пропорций и глазомера полезно выполнить ряд уп- ражнений от руки в 2,5—3 раза больше,
чем в пособии. Эти рисунки затем прове- ряются и сравниваются на глаз или с помощью измерительных приспособ- лений (рис. 16—27).
Для передачи пластической формы предметов средствами светотени учаще- муся необходимо вначале овладеть тех- никой тушевки (рис. 28). Чтобы доста- точнб верно передать все многообразие градаций светотени, ее силу, отношения и контраст, а также светлоту цветных поверхностей и характер фактуры, ту- шевка в учебном рисунке должна быть аккуратной. Для достижения этого следует проделать ряд упражнений. Сна- чала надо выполнить упражнения на рав- номерное покрытие плоскости бумаги тоном определенной силы (рис. 29).
Так как тональная гамма рисунка строится не на абсолютной силе тона,
а на ее отношениях, необходимо про- делать упражнения, развивающие чув- ство относительной силы тона (рис. 30).
Для того, чтобы почувствовать воз- можности изобразительного материала,
приводится упражнение, показывающее,
как зрительно меняется светлота бумаги в зависимости от силы рядом лежащего тона. •
В начальных упражнениях тон сле- дует наносить штрихами, используя движение кисти руки в обоих направле- ниях и не отрывая карандаша от бумаги.
Штрихи нужно класть возможно ближе друг к другу в направлении, удобном для движения кисти, слегка меняя это нап- равление для создания более однород- ного тона (см. рис. 28).
При выполнении всех этих упражне- ний, рассчитанных на развитие коорди- нации глаза, мозга и руки, поворачивать подрамник с листом бумаги не следует.

ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ВОСПРИЯТИЯ И ПОСТРОЕНИЯ ФОРМЫ
ПРЕДМЕТОВ И ПРИМЕНЕНИЕ
ИХ В РИСОВАНИИ
Современные средняя и высшая школы дают знания и представления об окружающем мире. Обучающийся ри- сунку должен использовать эти знания в рисовании.
Человеку свойственно представлять многие объекты и явления объемно и в пространстве. Цель учебного рисования состоит в том, чтобы развить зрительное восприятие и объемно-пространственное мышление и научить посредством рисун- ка, изобразительной графики передавать те или другие стороны окружающего ми- ра, а самое главное, в дальнейшем —
мыслить и рассуждать при помощи ри- сунка, решая разнообразные материаль- но-практические и художественные задачи.
Человек, не прошедший основатель- ной школы рисунка, может механически копировать, срисовывать с натуры прос- той по форме предмет, допуская при этом ряд графических ошибок, но он запутается при изображении объектов сложной формы. Для уверенного владе- ния рисунком необходимы сознательная постановка «видения» натуры и умение логически последовательно изображать ее на листе бумаги.
Учебный рисунок включает много вопросов и задач, которые при изображе- нии сложных форм, созданных приро- дой или человеком, должны решаться взаимосвязанно и по возможности одно- временно: это вопросы конструкции, дви- жения, пропорций, перспективы, свето- тени, цвета и фактуры и, наконец, ком- позиции, которые должны как в про- цессе обучения, так и профессиональной деятельности быть подчинены решению той или другой конкретной задачи.
Указанные вопросы достигают наиболь- шей сложности и глубины при решении творческих задач, однако в элементарном виде с ними приходится сталкиваться и впервые приступившему к освоению учебного рисунка.
Во второй главе пособия каждый из этих вопросов для удобства изложения рассматривается в отдельности, здесь же раскрываются основные принципы и понятия, необходимые учащемуся при учебном рисовании. Детальное и взаимо- связанное рассмотрение узловых вопро- сов конструктивного рисунка приводится в разделах по практическому рисованию,
главным образом, в разделах, посвя- щенных изучению и рисованию челове- ка и архитектуры.
/. Конструкция формы.
Общие понятия
о строении формы.
Связь внешнего построения
с внутренней конструкцией.
Важность познания
конструкции формы
для архитектора
Видимые глазом тела различаются по внешнему виду: форме, размерам,
прозрачности, цвету и фактуре. Предме- ты, созданные природой или человеком,
обладают общим содержательным при- знаком: имеют то или иное закономерное строение или конструкцию формы.
В учебном рисовании особое значение приобретает понимание конструкции формы с точки зрения ее пространствен- ной организации, геометрической струк- туры и внешнего пластического строе- ния, материала, из которого создана форма, ее функционального назначения.
Будущему архитектору важно видеть и понимать именно эти стороны формы и

Глава1 Организация работы и подготовительные упражнения
ее конструкции, необходимые в практи- ческой работе при проектировании и строительстве сооружений.
Познавая предмет с внешней сторо- ны, нужно стремиться проникнуть в сущ- ность его внутреннего строения. По мере осознания этой сущности возникает бо- лее ясное представление о предмете.
В начальной стадии овладения рисун- ком учащегося должна интересовать прежде всего закономерная геометри- ческая основа конструкции, строение и связь элементов, составляющих ту или иную форму. Для этого необходимо рас- смотреть изображаемый предмет со всех сторон, мысленно или практически сделать в нем ряд характерных сечений плоскостью и, наконец, на основании внешнего вида и внутреннего строения составить возможно полное представле- ние о форме предмета. Это поможет бо- лее свободно, уверенно рисовать не только с натуры, но и, что особенно важно, по представлению.
Знания и понятия, приобретенные в школе по геометрии, должны быть при- менены в рисунке: понятия о точках,
линиях, плоских геометрических фигу- рах и объемных формах — основа пони- мания конструкции предметов и их гра- фического изображения.
Точка определяет характерные пункты, узлы конструкции в натуре и в ее графическом изображении. Две узло- вые точки фиксируют положение двух взаимосвязанных узлов конструкции. С
помощью ряда точек можно установить взаимное пространственное расположе- ние узлов, характеризующих конструк- цию формы в целом.
Линия определяет границы поверх- ностей, образующих форму предмета.
Линии намечают также конструктивные оси в некоторых телах или направле- ния формы и ее частей.
Рассматривая конструкции простей- ших геометрических фигур и тел, мы видим, что треугольник определяется тремя точками вершин углов и тремя прямыми линиями, соединяющими эти точки; четырехугольники — квадрат,
ромб, трапеция — характеризуются со- ответственно четырьмя точками и че-
а
/
'?
/
31. Основные конструктивные а - куба, параллелепипеда;
точки и линии б - пирамиды; в - цилиндра,
геометрических форм шара; г - рассеченного
цилиндра и шара
тырьмя линиями; круг определяется точ- кой центра и замкнутой линией, про- ходящей через точки, лежащие на рав- ном расстоянии от центра; эллипс —
точками двух фокусов и замкнутой ли- нией, сумма расстояний от любой точки которой до фокусов остает- ся постоянной. Для пометки эллипсо- видных фигур в рисунке можно обойтись двумя осями и четырьмя лежащими на них характерными точками. Для более точной характеристики кривой необхо- димо взять еще дополнительные проме- жуточные точки.
Плоские фигуры служат основой по- нимания геометрического конструктив- ного построения объемных тел. Напри- мер, понятие квадрата дает представле- ние о построении куба; понятие тре- угольника — о построении пирамиды;
понятие круга подводит к пониманию

Конструкция формы
32. Основные точки и
тел вращения
а — конуса;
б — эллипсовидного;
в — сложных
33. Основные конструктивные
точки головы человека и
кисти руки
цилиндра и шара, а эллипсовидных фи- гур — к пониманию яйцевидных форм
(рис.3!).
Конструкция объемных тел опреде- ляется взаимным расположением харак- терных точек в пространстве. У граненых форм этими узловыми точками служат вершины пространственных углов. На- пример, куб характеризуется восемью точками вершин углов и двенадцатью линиями ребер, четырехгранная пира- мида — четырьмя точками пространст- венных углов основания, точкой верши- ны и восемью линиями ребер и т.д.
Тела вращения отличаются осью, ра- диусами оснований и характерными точ- ками образующей поверхности тела. Так,
например, конус формируется радиусом окружности основания и точкой верши- ны (рис. 32,а). Усеченный конус и ци- линдр определяются нижним и верхним основаниями и их взаимным расположе- нием. Яйцевидные формы могут быть получены осью вращения и характерны- ми точками образующей, т. е. пунктами сопряжений участков различных кривых и самими выпуклыми и вогнутыми точ- ками, составляющими образующую
(рис. 32,6).
Для определения сложной формы вазы необходимо, кроме радиусов осно- ваний, воспользоваться еще рядом ра- диусов, соответствующих характерным точкам ее образующей (рис. 32,в). На- хождение конструктивных узлов-пунк- тов, направляющих линий и осей должно осуществляться методически последо- вательно, исходить из понимания формы и ее выявления в графическом изображе- нии как простых геометрических тел,
2-355

Глава 2, Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение
34. Конструктивные пункты
и направляющие линии
растений и беседки

/. Конструкция формы
так и сложнейших пластических форм.
Для наглядного рассмотрения конст- рукции геометрического построения про- стых тел хорошо сделать из проволо- ки или тонких деревянных реечек карка- сы этих тел. Модели помогают получить представление о построении формы, так как позволяют одновременно видеть в пространстве все конструктивные уз- лы — точки, невидимые на обычных те- лах.
«Прозрачность» таких моделей в значительной степени облегчает рисо- вание предметов в различных поворотах и перспективных сокращениях (ракур- сах). Рисование каркасов способствует с самого начала воспитанию объемно- пространственного мышления, да и сам процесс самостоятельного изготовления объемных предметов, а затем их графи- ческого изображения в большей мере помогает учащемуся осознать конструк- тивное построение формы и особен- ности ее изображения. Полученные на этих моделях навыки объемно-прост- ранственного мышления дают возмож- ность и на непрозрачных телах чувство- вать, связывать форму в пространстве,
воспринимать и изображать предметы уверенно, убедительно и сознательно.
На следующих рисунках показаны общие принципы геометрического по- строения более сложных форм, деталь- ное рассмотрение которых будет дано в последующих разделах.
На схематическом рисунке головы человека показаны узловые анатомичес- кие пункты, главные линии построения и характерные разрезы, на основании ко- торых можно понять пространственную конструкцию головы и провести построе- ние ее изображения в рисунке (рис. 33).
Отправными пунктами формы головы являются: середина подбородка, осно- вания носа и переносицы, макушки,
средняя точка затылка. Линия, соеди- няющая эти пункты, образует так назы- ваемое основание профильной линии го- ловы. Базовыми, необходимыми для по- нимания пластической формы головы считаются разрезы по профильной ли- нии, параллельные ей сечения по глазни- цам, а также перпендикулярные разре- зы, проходящие на уровне лба, глазниц,
скуловых костей и рта. Одинаково от- носительно профильной плоскости рас- полагаются вершины скуловых костей,
характерные точки глазных впадин, над- бровные и лобные бугры, теменные и затылочные бугры.
На схематическом рисунке кисти ру- ки показаны главные конструктивные пункты, определяемые суставами за- пястья, пястья и фаланг пальцев.
При рисовании дерева основными пунктами служат основание и вершина,
а также все точки ответвлений от ствола и точки характерных изменений в на- правлениях ствола и ветвей. У различ- ных деревьев пространственное распо- ложение узловых пунктов и их ритм имеют свои закономерности. Эти узлы определяют направления и пропорции ствола и ветвей. Отмеченный принцип построения может быть прослежен от корней вплоть до почек листьев и цвет- ков растений (рис. 34).
Для понимания построения архитек- турных сооружений принцип узловых конструктивных пунктов также имеет решающее значение. Изображенная на рисунке беседка-ротонда (рис. 34,внизу),
состоящая из сочетания различных гео- метрических форм, обладает ясным строением благодаря закономерной свя- зи основных конструктивных элементов:
ясно выраженной центральной оси бесед- ки, окружности ее основания, поставлен- ных в определенном ритме колонн, опи- рающегося на колонны цилиндрического кольца антаблемента и завершающего сооружение сферического купола. Оп- ределяющими пунктами для объемно- пространственного представления о фор- ме беседки будут центры ее стилобата,
купола, антаблемента, нижнего и верхне- го оснований колонн.
Принцип понимания конструкции с помощью основных узловых точек,
осей и направляющих линий должен всегда применяться в учебном рисунке и служить в дальнейшем основой для изучения построения форм предметов,
их функционального назначения и ра- боты материала, из которого они сделаны.

36
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта