Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 101. Механический прием определения основных размеров и направлений на натуре 102. Механический прием определения основных размеров на натуре линейных размеров натуры и сравнения их в рисунке при помощи карандаша. Карандаш помещается между глазом и натурой и на нем пальцем отмечаются видимые размеры частей натуры. Сле- дует помнить, что карандаш нужно держать строго перпендикулярно лучу зрения и на одинаковом расстоянии от глаза, лучше всего на расстоянии вытя- нутой руки. Так как движение принято рассмат- ривать по отношению к вертикали или горизонтали, то для облегчения опреде- ления наклона всей формы или ее части полезно поместить карандаш между гла- зом и натурой в вертикальном положе- нии и сравнить с ним наклон основных осей и линий формы, а также распо- ложение ее отдельных частей. Такую же проверку следует провести в горизон- тальном направлении. На рис. 101,в показано, как при помощи карандаша можно облегчить нахождение точек схода для ребер куба на картинной плоскости. Следует помнить, однако, что указанные и другие механические способы не могут заменить корректи- рующую роль сознания при оценке правильности изображения в учебном рисунке и тем более в рисунке, решаю- щем творческие задачи. Наряду с перспективными рисун- ками, сделанными с одной точки, для изучения конструктивного построения и истинных пропорций предмета необ- ходимо рисовать основные его виды с разных сторон — сверху, спереди, сзади, снизу, справа, слева методом ортогональных проекций. В тех случаях, когда конструкция и пластическая форма предмета доста- точно сложны, полезно мысленно пред- ставить ряд характерных разрезов, а также нарисовать их ортогональные изображения. Такой метод сопоставле- ния перспективного изображения пред- мета с ортогональными проекциями основных видов и с характерными сече- ниями способствует, во-первых, лучшему изучению рисуемого предмета и, во- вторых, развитию объемно-пространст- венного мышления, которое обеспечи- вает более убедительное изображение 92 Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры предмета на плоскости не только с нату- ры, но, что особенно важно для архи- тектора, по воображению. Чувство взаимной связи реального пространства и формы в натуре с их изображениями в виде плана, фасада, разрезов и перспективы особенно необ- ходимо архитектору, который в своей творческой практике должен иметь об- щие представления об образе сооруже- ния приводить к плану, фасаду и раз- резам, а по ортогональным изображе- ниям представлять внешний вид буду- щего сооружения с разных точек зре- ния. После изучения и рисования пред- мета с натуры рекомендуется нарисовать его по памяти в разных положениях. 103. Последовательность рисунка куба Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 93 104. Последовательность рисунка цилиндра Для закрепления знаний о светотени целесообразно нарисовать предмет с натуры в линиях, а тени нанести без натуры, по представлению, задавшись определенным положением источника света в пространстве. Для последую- щей проверки следует поместить источ- ник света в задуманное место и срав- нить рисунок с натурой. Объем пособия позволяет разобрать лишь ограниченное число примеров методики рисования. Для более углуб- ленного изучения бесконечного бо- гатства и разнообразия форм природы, их конструкции, пластики и окружаю- щих их условий необходимо рисовать приведенные в пособии предметы, разнообразя их повороты и освещение, 94 Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры а также расширить круг упражнений рисованием любых других предметов, что существенно дополнит и обогатит познания и умение учащегося. 1. Рисование геометрических тел Школа конструктивного рисования основывается на последовательности обучения — от простого к сложному. Освоение принципов рисунка лучше всего начинать с упражнений в рисо- вании простых пространственных форм. Для этой цели больше всего подходят геометрические тела, имеющие ясное конструктивное построение. На них 105. Последовательность рисунка шара /. Рисование геометрических тел 106. Последовательность рисунка конусов легче всего проследить, понять и усвоить основы пространственного построения конструкции, перспективного ее изобра- жения и закономерностей светотени. Внимание рисующего целиком сосре- доточивается на главных элементах грамоты рисования, он не отвлекается на многообразие задач, связанных с рисованием более сложных форм, таких, как тело человека или архитектура. Закономерности, понятые и усвоенные при рисовании простых форм, помогают затем в изучении более сложных форм и осознанном их изображении. Рисование геометрических форм имеет непосредственное практическое значение, так как в своей деятельности архитектор использует формы, близкие, 96 Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры как правило, к геометрическим. Такие базовые геометрические тела, как куб, призма, пирамида, конус, цилиндр и шар, наиболее часто употребляются в учебном рисовании. Учащийся сам может изготовить из проволоки, деревянных реечек, листа ватмана, картона или пенопласта про- стейшие геометрические тела. Размеры тел должны быть взяты в пределах 15—20 см. Хорошо сделать каркасы простых геометрических тел из проволо- ки или деревянных реек (куб, призмы, пирамиды и т. д.). Конструктивные узлы в проволочных моделях могут быть соединены при помощи пайки или деревянных шариков с просверленными отверстиями. Деревянные рейки можно склеить, укрепив дополнительно на- кладками из жести. «Прозрачность» каркасных моделей позволяет видеть сразу все основные узлы их конструкции, невидимые на обычных предметах. Это в значительной степени облегчает построение рисунка: рисующий ясно понимает, как распола- гаются в пространстве «видимые» и «не- видимые» углы, ребра и грани тела в различных поворотах. Рисование кар- касов уже в начале обучения помогает развитию объемно-пространственного мышления. В дальнейшей работе для усвоения закономерностей распределения свето- тени следует использовать модели, сделанные из листа ватмана или карто- на: куб, призмы и пирамиды с различным числом граней, цилиндр и конус. Для этого необходимо вычертить соответст- вующие развертки, вырезать их и, согнув должным образом, склеить. Поворачивая эти тела по отношению к точке зрения и к источнику света, ставя их в несложных комбинациях друг с другом, можно получить целый ряд интересных для рисования поста- новок, охватывающих все принципиаль- ные задачи конструктивного рисунка: построение конструкции, пропорции, закономерности перспективы и свето- тени и тональные отношения. Сам процесс, при котором учащийся своими руками изготовляет объемный предмет и затем рисует его на листе бумаги, в значительной мере помогает осознать строение формы, особенности ее видения и изображения. Рассмотрим изображения куба с полной светотеневой проработкой и основные" последовательные стадии его рисования (рис. 103). 1-я стадия — пометка компози- ционного размещения на листе крайни- ми точками, определение центра разме- щения изображения и нахождение основных точек вершин углов куба с учетом движения, пропорций и перспек- тивы при данной точке зрения. 2-я стадия — прорисовка конструк- ций куба легкими тонкими линиями по помеченным узловым пунктам с учетом горизонта и точек схода. 3-я стадия — уточнение пропорций и перспективного построения более сильными линиями. Нахождение харак- терных пунктов собственной тени и опре- деление соответствующих им пунктов па- дающей тени. 4-я стадия — решение больших то- нальных отношений: нанесение собст- венной тени, падающей тени и опреде- ление фона. 5-я стадия — полная тональная про- работка всего рисунка: передача отно- шений в тенях и светах до выявления рефлексов и бликов; нахождение обоб- щающих тональных отношений для при- дания цельности рисунку. Такая же последовательность стадий и при рисовании цилиндра (рис. 104), шара (рис. 105) соответственно с пол- ной светотеневой проработкой. Рисование геометрических тел, про- иллюстрированное рис. 106, 107, основа- но на тех же принципах и последова- тельности и может быть усвоено без дополнительного описания. Следует лишь напомнить, что при практическом учебном рисовании с натуры для приоб- ретения твердых знаний и навыков нуж- но постоянно обращаться к теорети- ческой части различных пособий по архитектурному рисунку, в которых даны понятия о конструкции, движении, про- порциях, перспективе, светотени и ком- позиции. 2. Рисование предметов быта, труда, культуры 97 107. Последовательность рисунка натюрморта из геометрических тел 2, Рисование предметов быта, труда, культуры Постоянно и ежедневно необходимо рисовать не только в учебной ауди- тории со специально подготовленных моделей, но и в домашних условиях, изображая предметы бытового обихода, культуры, труда. Принципы и методика рисунка с успе- хом могут осваиваться на таких пред- метах, как мебель, посуда, кухонная утварь, так как все они имеют в боль- шинстве случаев геометрическую основу конструкции и вместе с тем разнообраз- ны по форме и пластике. Среди пред- метов домашнего обихода встречаются прекрасные образцы народного твор- чества или образцы декоративно-при- кладного искусства того или иного стиля, в создании которых подчас принимали участие художники или архитекторы. Художественная выразительность этих предметов основана на единстве мате- риала и конструкции, фактуры и цвета. Начинать рисование нужно с более простых предметов, имеющих в основе одну геометрическую форму, и пере- ходить затем к более сложным формам, состоящим из сочетаний нескольких гео- Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 108. Рисунки ящиков и коробок 109. Последовательность учебного рисунка натюрморта 110. Последовательность рисунка натюрморта 111. Кратковременные рисунки бытовых предметов 2. Рисование предметов быта, труда, культуры 100 Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 112. Последовательность ведения рисунка натюрморта, составленного из бытовых предметов 113. Построение линейной перспективы табуретки и виды ее изображения с точек зрения 1, 2, 3 114. Наброски табуретки в различных положениях 115. Последовательность рисунка табуретки метрических форм. Предметы быта весь- ма разнообразны по форме, фактуре и цвету. В начале учебного рисования основное внимание следует обращать на конструктивное построение формы, не увлекаясь на первых порах чрезмерно живописной стороной фактуры и цвета. Предметы быта для рисования вначале следует выбрать более простой фор- мы — близкой к кубу или параллелепи- педу, например ящик, коробку, шка- тулку и тому подобное (рис. 108, 109). Рисовать нужно как внешний вид предмета, так и внутренний, выдвигая среднюю часть спичечной коробки или открывая крышку шкатулки и непре- менно в различных поворотах. Затем можно перейти к рисованию предметов, включающих в себя цилиндрические и конические формы — кружки, бидона, ведра (рис. ПО, 111), опять-таки изучая особенности их построения со всех точек зрения. Освоив построение простых предме- тов, можно брать для рисования более сложные, поверхности которых образо- ваны изогнутыми линиями, например крынку, кувшин, чайник, вазу, музыкаль- 2, Рисование предметов быта, труда, культуры 101 102 Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 116. Изображение скрипки 2. Рисование предметов быта, труда, культуры 103 ные инструменты, а в дальнейшем и предметы, поверхности которых украше- ны орнаментами. В конце следует пора- ботать над натюрмортом, составленным из продуманно подобранных по форме, цвету и смысловому значению, а также хорошо компонующихся друг с другом предметов обихода (рис. 112). Эти упражнения помогут развить чувство относительных соотношений одного предмета к другому, умение подчинить перспективное построение целого ряда предметов с одной точки зрения и передать единые условия их освещения. Работа над натюрмортом из бытовых предметов ставит перед рисующим во- просы влияния цвета и фактуры на светотеневые отношения и на восприя- тие размеров формы. При рисовании предметов, форму которых образуют тела вращения, после пометки общих размеров нужно прове- сти основную ось вращения, симмет- рично которой строятся все формы. Эту ось нужно чувствовать и помечать не только при фронтальном положении предмета, но и при любом его повороте относительно точки зрения. При рисовании сложных предметов, образованных рядом геометрических форм, необходимо проанализировать все составляющие их части и пометить характерные точки линий пересечения или сопряжения. Этот анализ даст возможность точнее определить ха- рактер конструкции, правильнее по- строить перспективу рисунка, учитывая пространственное сокращение форм, видимое с данной точки зрения, созна- тельно построить элементы светотени. Формы многих предметов бытового обихода, например табуретка (рис. 113—115), стул, стол и тому подобное, позволяют видеть аналогично проволоч- ным моделям одновременно многие со- ставляющие элементы. Рисование этих предметов имеет большое значение, так как дает возможность более созна- тельно строить все конструктивные узлы, видимые в пространстве, и по- нимать их взаимосвязь между собой и с общей формой. Прежде всего нужно увидеть эту общую большую форму, в которую вписываются все элементы конструкции, например параллелепипед табуретки, а затем в ней помечать уже более мелкие формы отдельных дета- лей, все время следя за правильностью построения конструкции, пропорций, перспективы и связью деталей и общего. Построение светотени на этих предме- тах помогает понять и закрепить на практике построение теней в простран- стве, что непосредственно подводит к пониманию теории теней в архитектуре. Особый интерес представляют музыкальные инструменты. Их сложная и изощренная форма вырабатывалась веками. Форма, конструкция и функ- циональность инструмента настолько великолепны, что по отношению к нему вполне уместно сказать, что он является произведением искусства. Например, скрипка (рис. 116). Это удивительное творение человека достойно не только любования, но и изучения. В самом деле, гармоничность этого маленького, легкого, полного изящества инструмен- та идеальна. Это относится ко всем музыкальным инструментам. Вероятно, это достигается не только качеством материала и мастерством исполнения, а отработанностью форм, конструкций и пропорций, поэтому при их рисовании недопустимо малейшее отклонение от пропорций. На рисовании музыкальных инструментов воспитывается чувство тонких пропорций, красоты линий и форм, а в конечном итоге и вкуса. Музыкальные инструменты нужно не только рисовать или писать как натюрморт, но и изучать их, рисуя в различных положениях. При этом надо строго следить за пропорциями, анали- зировать конструкции, сопровождая ри- сунок разрезами в характерных сече- ниях и деталями. Последовательность ведения рисун- ка обычна. Рекомендуется начинать с основных видов (положений), затем переходить к разрезам и деталям, а затем к рисованию общего вида в различных ракурсах, одним из которых должно быть «рабочее» положение в ру- ках человека, характерное для данно- го инструмента. ГЛАВА. РИСОВАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Человек — это сложный орга- низм как по физическим и психическим способностям, так и по внешнему обли- ку и внутренней конструкции. Поэтому рисунок тела человека как наиболее совершенной и сложной формы пред- ставляет собой высшую ступень учеб- ного процесса академической школы. Эта ступень учебного курса требует особенно пристального внимания и боль- шого напряжения сил и способностей студентов. Ей должен предшествовать довольно длительный этап изображе- ния элементарных объемных форм. Особое место в образовании архи- тектора занимает рисунок тела чело- века и сопутствующее ему изучение закономерностей его строения. «При- стальное, внимательное изучение нату- ры,— отмечал выдающийся советский архитектор В. А. Веснин,— развивает чувство красоты, чувство вкуса. На живой природе постигаются законы пропорций, понятие цельности, органич- ности композиции и ряд других пред- ставлений и закономерностей, позна- ние которых неразрывно связано с созреванием человека-художника. Чем глубже рисующий, знакомясь с приро- дой, проникает в законы ее красоты и гармонии, чем совершеннее будут ее об- разы, тем ему будет легче добиться за- конченности в работе и тем красивее будут вещи, созданные им». Центральным объектом любого твор- чества является человек. Для человека, во имя человека создаются все мате- риальные и культурные ценности, весь вещный мир, все произведения искусства, в том числе и архитектура. До сих пор справедливы слова выдающегося теоре- тика Ренессанса Альберти: «... человек есть основание и мера вещей». Сообразно с человеком зодчие уста- навливают верную соразмерность и про- порциональный строй объектов мате- риальной среды, в которой живут и работают люди. Для человека соору- жаются жилые и общественные зда- ния, крупные городские ансамбли, горо- да и системы населенных мест. Именно в сравнении с человеком по отношению к нему легче установить, что мало или велико, легко или тяжело. Человек как живая, бесконечно мно- гообразная и совершенная форма по- знается нами во всех ее проявлениях на всех этапах жизни и творчества. Большой вклад в познание человека вносит творчество выдающихся архи- текторов, живописцев, скульпторов, писателей, корифеев науки, выработав- ших своеобразные эталоны, образцы или каноны умственного и физического развития человека, позволяющие легче увидеть отклонения в соотношениях частей тела конкретного человека опре- деленного возраста и пола. Это позво- ляет нам прибегать к таким характе- ристикам, как «худой» или «толстый», «большой» или «маленький», «коротко- ногий», «большеголовый» и др. А такие термины, как «спокойный», «быстрый», «правдивый», «буйный», «неуравнове- шенный», «хитрый», «завистливый», «честный» или «храбрый», характери- зуют поведение того или иного человека. На примере человека легче почувст- вовать и познать столь нужные буду- щему архитектору взаимосвязи внешней формы с ее внутренним конструктивным строением и функциональным назначе- нием. По движению, позе, еле заметно- му выражению лица человека можно увидеть душевное и физическое состоя- ние и создать пространственный образ. Глава 4. Рисование и изучение человека 105 Все эти нюансы у животных и тем более у растений мы не замечаем. Это — удел специалистов — зоологов и ботаников. Рисуя человека, мы приучаемся бо- лее тонко чувствовать, видеть даже ма- лые отклонения от натуры — линейных и объемных пропорций, характера движения, логики ее конструктивной сущности. Мы ощущаем ошибки в рас- положении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица даже «на толщину линии». И зада- вая постоянно вопрос, «похож или не похож», заставляем себя думать, искать, сопоставлять и находить, на наш взгляд, верное решение, делать открытия. В процессе штудирования академи- ческого рисунка человека можно усо- вершенствовать, обострить чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будуще- му зодчему. Твердые знания закономерностей конструктивного построения, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисун- ка, как-то основных, опорных, акцент- ных точек-маяков, линий и тушевки — облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисун- ка всей фигуры человека, ее отдельных частей и деталей. Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пласти- ческой анатомии человека. Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого тела. Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому изобра- жению, опирающемуся на знание за- кономерностей внутренней структуры. Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конст- руировать это тело так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым. Во-вторых, знание тела человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, кон- структивно-пространственное мышле- ние будущего зодчего. Познание сути гармонии фигуры человека, соответствия ее формы содержанию, функции и кон- струкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению мно- гообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих за- дач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором. Овладение конструктивно-структур- ными принципами изображения чело- веческого тела, заложенными мастерами изобразительного искусства и вдумчи- выми педагогами, позволит будущему зодчему свободно, «по представлению» изображать, «переводить» на бумагу разнообразные архитектурные замыслы. Приверженцы исторически склады- вавшейся направленности современной советской школы учебного рисунка относятся к рисованию как к активному процессу — большой работе мысли, опирающейся на всю сумму знаний студента (философию, математику, фи- зику, биологию). Первоначальная ста- дия такого подхода основывается на изучении взаимоотношений частей и деталей каждой формы между собой и с целым. Основоположник этой школы П. П. Чистяков четко определил суть такой школы: «Общее одно не многому научит, общее — дело мастера, ученик должен разработкой занимать- ся ... опыт обобщения, необходимый как завершающий этап в работе, зиж- дется на знании деталей, на необходи- мости знать, что хочешь обобщить». То же педагогическое кредо изложил в своем письме к учащейся молодежи великий физиолог И. П. Павлов: «... фак- ты для ученого то же самое, что воздух для птицы при взлете в высь, основа широких научных обобщений и положи- тельных творческих результатов в жизни ученого». |