Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
129. Схемы головы 130. Схемы головы (методическая в. по Голубкиной; разработка а. по А.Дюреру С. В. Тихонова) б. по М.Курилко носа, подбородок, угол нижней челюс- ти, вершина скуловой кости и внеш- ний край глазницы. При виде сзади — симметрично расположенные относительно средней линии теменные и затылочный бугры, сосцевидные отростки, ушные рако- вины и выступающие валики затылоч- ной кости. При виде сверху следует отметить лоб, широкую теменную и скуловые кости с уходящими назад скуловыми дугами. Снизу мы увидим подковообраз- ную нижнюю челюсть, широко рас- положенные скуловые кости и вы- ступающие вперед надбровные дуги, основание и кончик носа, нижний край глазницы. Соединительное звено туловища и головы — шея, жесткую конструкцию которой составляют семь верхних поз- вонков позвоночного столба. Хорошо за- метный под кожей костистый отросток седьмого шейного позвонка обозначает нижнюю заднюю границу шеи. Перед- ними границами шеи и туловища яв- ляются ключицы и яремная ямка. Движения головы (рис. 127) относи- тельно туловища (вращение и наклоны во все стороны) обеспечивают под- вижный атланто-затылочный сус- тав, гибкое сочленение семи шей- ных позвонков, а также большое чис- ло мышц шеи — регуляторов этих движений. Наибольшую роль в обра- зовании пластической формы шеи играют капюшонная и две грудинно- ключично-сосцевидные мышцы. Гру- динно-ключично-сосцевидные мышцы, прикрепляясь внизу к рукоятке гру- дины и ключице, а наверху к сосце- видному отростку височной кости, образуют хорошо заметные валики на передне-боковых поверхностях шеи. Между двумя грудинно-ключично- сосцевидными мышцами на передней поверхности шеи помещается гортань. Между грудинными головками этих мышц лежит яремная ямка. Сокраще- ние обеих грудинно-ключично-сосце- видных мышц вызывает наклон головы вперед, а одной из них — наклон в соответствующую сторону и неболь- шой поворот в противоположную. Задняя поверхность шеи образована капюшонной мышцей, идущей двумя разделами по обе стороны позво- ночника от затылочного бугра ко всем грудным позвонкам, ключицам и лопаткам. На боковой поверхности шеи между ключицей, грудинно-клю- чично-сосцевидной и капюшонной мыш- цами помещается хорошо выраженная 118 Глава 4. Рисование и изучение человека треугольная надключичная яма. Сокра- щение всего верхнего отдела капюшон- ной мышцы вызывает запрокидыва- ние головы и шеи назад. На рис. 128 показаны различные положения головы по отношению к зрителю. Они помогают уяснить суть объемно-пространственного построе- ния всей головы и ее частей. Раз- глядывая эти рисунки головы в раз- личных наклонах и поворотах, следует прежде всего обратить внимание на то, как зрительно меняются опорные ли- нии ее построения: срединная, про- фильная, надбровных дуг, глаз, осно- вания носа, рта и нижней челюсти. Изображение головы человека на- ходилось в центре постоянного вни- мания мастеров изобразительного ис- кусства всех времен. В эпоху итальян- ского Возрождения пытливое изучение природы, накапливание и обобщение знаний по анатомии человека и гео- метрии вылились в определенные приемы изображения, привели к соз- данию стройной системы построения головы. На основании анализа произведе- ний старых мастеров и указаний про- фессоров петербургской Академии художеств П. П. Чистякова и Г. Р. За- лемана проф. М. И. Курилко разработал схему построения головы (рис. 130), исходя из характерных анатомических особенностей строения костей и мышц. Интересно сравнить его схему со схе- мами А. Дюрера и А. Голубкиной. Схемы приводятся, конечно, не для того, чтобы рисовать их вместо живой формы, ибо ясно, что никакая схема не в состоянии подменить собой живую, чрезвычайно сложную саму по себе форму, бесконечно изменяю- щуюся в зависимости от индивидуаль- ных особенностей. Схемы необходи- мы в качестве наглядных пособий для грамотного и убедительного изображе- ния головы любого человека. В схеме из чрезвычайно сложной анатомической конструкции головы выбраны наиболее характерные, опор- ные пункты построений костей, мышц. Их совокупность образует структурный стержень объемной формы головы че- ловека, позволяющий четко и верно построить ее видимую пластическую форму. Зная анатомические пункты-мая- ки и характерные направляющие линии, рисующий острее видит глав- ные структурные элементы формы и никогда не запутается во множестве деталей, верно и достаточно быстро изо- бразит ее с помощью линий и свето- тени. На основе схем мастеров один из авторов данного учебника С. В. Тихо- нов предложил свою схему человечес- кой головы, более детально связан- ную с анатомическим строением (рис. 129). В ней показана система над- бровных дуг и лобных бугров, над- переносья, задней части головы. Наибольший интерес представляет структура лица и его частей (глаз, носа, губ и ушей). Жестким основа- нием глаз служат глазничные впадины, находящиеся под надбровными дугами лобной кости (рис. 131). Эта сложная пространственная конструкция образо- вана четырьмя костями. Наружный край глазничной впадины, имея изгиб назад, образует пятую опорную точку глазничного отверстия, в месте соеди- нения лобной и отростка скуловой кости. Внешние края глазничных впадин расположены в черепе не фрон- тально, а развернуты несколько в сто- роны и наклонены вперед. Разворот верхнего края меньше нижнего, поэтому при виде сверху, снизу и сбоку линия глазничного отверстия напоминает по очертаниям восьмерку. В глазничной впадине помещается глазное яблоко. Передняя часть глаз- ницы и глазного яблока прикрыта лентой круговой мышцы глаза, вклю- чающей толщину двух частей века (верхнюю и нижнюю). Форма наруж- ного края отверстия глазной впадины близка к прямоугольнику, а глазное яблоко имеет шаровидную форму. Поэтому углы глазничного отверстия полностью не заполняются, особенно внутренний верхний угол. Верхний край наклонной вперед глазничной впадины частично перекрывает глаз- 1. Голова человека 119 131. Исходные изображения глаза с анатомическим анализом 132. Рисунок зрачка в разных положениях и радужная оболочка в условиях освещения а — сильного; б — среднего; в — слабого 133. Характерные разрезы век глаза ное яблоко. Все это — характерные осо- бенности построения глаза. На передней поверхности глазного яблока помещается зрачок, отверстие в радужной оболочке (рис. 132), ко- торый при сильном свете уменьшается, а при слабом — увеличивается. Радужка зрачка прикрыта верхним, более под- вижным веком и малоподвижным ниж- ним (рис. 133). Глазная щель между веками, начинаясь у нижнего внут- реннего угла глазного отверстия — слезника, кончается несколько ниже верхнего наружного его угла. При нормально раскрытом глазе верхнее веко частично прикрывает радужку зрачка, нижнее же касается ее нижней части. Толща верхнего века, проходя над выпуклостью вокруг зрачка, не- сколько приподнимается, благодаря чему изгиб верхнего века всегда следует за движением зрачка. Четыре прямые и две косые мышцы глазницы сообщают глазному яблоку большую подвижность. Каждый зрачок, следуя за предметом, может перемещаться вверх, вниз и в стороны (рис. 134). Зрачки обоих глаз могут сходиться или расходиться соответственно расстоянию до рассмат- риваемого предмета. Жестким основанием носа служат носовые кости наверху и край груше- видного отверстия верхней челюсти внизу, само тело носа состоит из хрящей и одной, слабо развитой но- 120 Глава 4. Рисование и изучение человека совой мышцы (рис. 135). В силу этого нос малоподвижен. Надпереносье об- разовано плоской трапециевидной с широким верхним основанием пло- щадкой лобной кости, лежащей между надбровными дугами, под углом к фронтальной поверхности лба. Спус- каясь вниз и уходя несколько назад, она соединяется с двумя носовыми костями, которые образуют вместе переднюю прямоугольную площадку носа, расположенную под углом к над- переносью. Боковые поверхности верх- ней части носа, образованные отростка- ми верхней челюсти, имеют форму пря- моугольников, уходящих от носовых костей назад к щеке. Форму среднего раздела носа оп- ределяют пирамидальный хрящ, за- ключенный между двумя треугольны- ми хрящами. Прикрепляясь к носовым костям и уходя вниз, он образует тре- угольную площадку фронтальной части носа, нижняя часть которого теряет- ся между крыловидными хрящами кончика носа (рис. 136). Перелом меж- ду носовыми костями, пирамидаль- ными и крыловидными хрящами при- дает различный характер профилю носа (горбатый, прямой, курносый). Фронтальную поверхность кончика носа определяет передняя часть крыло- видных хрящей, боковые их части образуют раковины крыла носа и их нижние срезы, в которых расположены отверстия ноздрей. Построение слож- ной формы нижнего раздела носа должно опираться на анатомические маяки. Это места примыкания тре- угольных хрящей к крыловидным, наи- большие выступы крыловидных хрящей и несколько точек, определяющих пере- городку носа. Так как основание носа располагается на подковообразной в плане кости верхней челюсти, то крылья носа естественно уходят назад от выступа ости носа — места крепления перегородки и круговой мышцы. Сложную пластическую форму верхней и нижней губ образует своей толщей круговая мыщца рта, лежащая на верхней и нижней костных сводах челюстей и зубов (рис. 137). Губы — 1. Голова человека 135, Строение носа а — внешний вид; б — костная основа носа; в — хрящи; г — основные анатомические точки носа и его схема 136. Мышцы и схема профилей носа, изменение его характера в зависимости от направления и размеров переносицы, носовых костей, пирамидального и крыловидных хрящей 122 Глава 4. Рисование и изучение человека наиболее динамичная часть лица. Объясняется это подвижностью нижней челюсти и относительно свободным прикреплением к костям круговой мышцы рта, большим числом управляю- щих ею радиальных мышц (рис. 139). Основная пространственная форма губ обусловлена подковообразной формой костей верхней и нижней челюстей, на которых располагается круговая мышца рта (рис. 140). Своеобразная конфигурация красной каймы губ — результат воздействия волокон радиаль- ных мышц, вплетающихся в кру- говую мышцу. Волокна щечных мышц, включаясь во внутренний слой круговой мышцы, подворачивают внутрь и создают вер- тикальные складки у углов рта. Во- локна квадратной губы крепятся к круговой мышцы, толщу наружу и мышцы верхней наружному слою разворачивают ее поднимают кверху красную кайму верхней губы. Опущен- ный промежуток между правой и левой квадратными мышцами образует харак- терный хоботок верхней губы. Две квадратные мышцы нижней губы тоже крепятся к круговой мышце, развора- чивают ее толщу наружу и тянут крас- ную кайму нижней губы вниз и нес- колько в сторону. Уши расположены на боковой поверхности головы, имеют чрезвычай- но сложную пространственную форму (рис. 138). Ушная раковина образова- на хрящами, покрытыми тонким слоем кожи. Наружный край раковины носит название завитка. Внутри него про- ходит раздваивающийся кверху про- тивозавиток. Перед слуховым отверсти- ем помещаются разделенные вырез- кой выступы — козелок и противо- козелок. Нижняя часть ушной ра- ковины — мочка без хряща. Ушная ра- ковина, прикрепленная к височной кости тугими связками, неподвижна. При общей округленной форме поверхность лба имеет более или ме- нее выраженные пять граней (см. рис. 129). Фронтальную часть лба образуют два лобных и два надбровных бугра; к ней (под углом) примыкают боковые 137. Губы а — исходный вид; б — поперечный и продольный разрезы 138. Исходные виды ушной раковины а — спереди; б — сбоку; в — снизу; г — сверху; / — козелок; 2 — противокозелок; 3 — межкозелковая вырезка; 4 — завиток; 5 — противозавиток; 6 — ножки противозавитка с треугольной ямкой между ними; 7 — мочка I. Голова человека 123 139. Мышцы рта а — вид спереди; 6 — вид сбоку; 1 — поднимающая верхнюю губу; 2 — малая скуловая; 3 — большая скуловая; 4 — поднимающая концы губ; 5 — четырехугольная мышца, опускающая нижнюю губу; 6 — треугольная; 7 — круговая мышца рта; 8 — подбородочная; 9 — жевательная мышца; 10 — квадратная мышца верхней губы; 11 — щечная мышца 140. Основные анатомические точки и схемы губы а — опорные точки; б — возрастные изменения; в — движение губ 124 Глава 4. Рисование и изучение человека поверхности, ограниченные снизу над- бровными дугами, а с внешней сторо- ны — височными линиями; за высту- пами последних располагаются уходя- щие назад височные поверхности. Подковообразная в плане нижняя челюсть определяет пластическую фор- му нижнего раздела головы. Между двумя квадратными мыщцами нижней губы помещается подбородок. Форма его образована двумя подбородочными буграми и жировым наростом между ними. Под нижней челюстью распола- гаются три площадки: одна прямая от подбородка к гортани и две треуголь- ные боковые, расположенные по ее сто- ронам. Ограничены эти площадки сбоку телом нижней челюсти, в середине дву- брюшными, а сзади — шиловидным — подъязычными мышцами, обозначающи- Возрастные изменения пропорций головы и ее соотношение с пропорциями тела 142. Рисунок головы с различных точек зрения ми нижнюю границу сопряжения поверх- ностей головы и шеи спереди. Округлая поверхность щеки, обра- зованная большим числом мягких тка- ней, делится на три раздела, образо- ванные своеобразными переломами скуловой и жевательной мышц. Фрон- тальная часть щеки ограничена ниж- ним краем глазной впадины, боковой поверхностью носа и скуловой мыш- цей. Нижняя часть щеки отделяется от верхней губы носогубной складкой. Далее поверхность щеки, ломаясь на скуловой мыщце, идет назад до же- вательной мыщцы и вниз до тела нижней челюсти. Боковой раздел щеки ограничен скуловой дугой, ветвью ниж- 1. Голова человека 125 ней челюсти и жевательной мышцы. Таким образом, поверхность щеки со- стоит из трех треугольных площадок, сходящихся своими вершинами в наиболее выступающей точке скуловой кости. На схемах для большей нагляд- ности опорные точки головы и ее час- тей (см. рис. 129, 130) соединены прямыми линиями, ограничивающими наиболее характерные переломы объемной формы. Процесс рисования головы и особен- но ее лицевой части должен опираться на знание пропорций (рис. 141). Со- отношения размеров головы к разме- рам всей фигуры служат модулем построения всей фигуры человека и способствуют верной образной мас- штабной и возрастной характеристике. Одно и то же лицо, в зависимости от пропорций, делается величественным или ничтожным, а фигура — маленькой или большой. Пропорции фигуры че- ловека меняются в процессе ее роста. У новорожденного ребенка, например, голова составляет одну четвертую часть общей высоты фигуры, а у взрос- лого человека — до одной восьмой. Пропорции частей головы подвержены значительным изменениям в зависи- мости от индивидуальных, националь- ных и возрастных признаков. Сущест- венно различаются пропорции мужской и женской фигур. Закономерен процесс трансформации размеров, направлений и пластики частей тела в связи с воз- растом. Так, характерные особенности головы ребенка — округлость, мягкость ее общей формы, большая мозговая часть и маленькая лицевая, крупные глаза (относительно носа и губ), уширение носа в переносице (между слезниками) и сужение в крыльях ноздрей, вздернутый кончик носа. С возрастом размер головы человека 126 Глава 4. Рисование и изучение человека 143. Последовательность рисунка с гипсового слепка головы Антиноя увеличивается главным образом за счет увеличения ее лицевой части. Средняя линия глаз обычно делит высоту головы пополам, а высота лба, носа и губ с подбородком ста- новятся примерно равными. Глаз увели- чивается незначительно, крылья нозд- рей расширяются по отношению к рас- стоянию между слезниками. Разви- ваются надбровные дуги, скуловые кости, углы нижней челюсти и фор- мы лица становятся более резко вы- раженными. К старости из-за вы- падения зубов нижняя челюсть под- нимается вверх, подвигается вперед и сближается с носом, кончик которого опускается вниз, а крылья становятся шире. Пропадающий подкожный жи- ровой слой обнажает кости и мыщцы и формы лица становятся более сухими и угловатыми. Знание основных возрастных из- менений пропорций головы позволяет рисующему правильно строить и пере- давать характер головы и всей фигуры ребенка, взрослого человека и старика. /. Голова человека ]27 144. Последовательность рисунка с гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского с фоном I' Голова человека, особенно лицевая ее часть,— сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей: глаза, носа, губ, уха. Ниже показана последовательность изучения и рисования каждой части и всей головы. На рис. 142 приведена методика изображения головы Антиноя с раз- личных или с одной точки зрения, но в нескольких поворотах. Она углубля- ет знания конструкций, пропорций, приемов построения объемной формы. На рис. 143 изображены четыре воз- можные стадии последовательности выполнения рисунка с какого-либо одного положения. 1-я стадия. Пометка крайних точек размещения рисунка и точки централь- ного луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей го- ловы. Изображение общего овала го- ловы и основания профильной ли- 128 Глава 4. Рисование и изучение человека 145. Последовательность рисунка гипсовой головы Давида ' - ' нии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи. Пометка на основании профильной линии — ли- ний глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха. |