Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
Глава 4. Рисование и изучение человека Весьма поучительна и мысль велико- го французского художника Э. Дела- круа (в тот момент ему было 56 лет): «... каждый оригинальный талант прохо- дит в своем развитии те же фазы, что и искусство в различные моменты его эволюции, то есть робость и сухость в начале и широту и небрежность по отношению к деталям в конце». Нарушение последовательности в обучении рисунку приводит к тому, что ученик, не зная, не умея предвари- тельно изображать отдельные части и детали, берется за передачу всей фигуры вместе с деталями, но не может ее верно изобразить. Даже при рисовании с натуры он застревает на деталях, которые не поз- воляют ему идти дальше. Знание и свободная передача деталей должны привести к свободно- му изображению всей фигуры в раз- личных положениях и в различных ма- нерах, и в конце концов к правильному пониманию общего, к обобщению и сти- лизации. Для учащегося важно сначала понять связь внешнего вида и внутренней струк- туры формы. Рисуя фигуру Аполлона, Диадумена, Давида или других античных героев, изваянных выдающимися ху- дожниками, или изображая конкретного живого человека с натуры, он должен наблюдать и подмечать общие, типич- ные закономерности строения тела: конструктивно-структурные, пласти- ческие, масштабные, пропорциональные. Портретная же характеристика должна выполняться в меру общих требований учебного рисунка как ре- зультат соблюдения последовательно связанных стадий работы. Если уча- щийся правильно воспроизводит про- порции фигуры, верно изображает движение всей массы тела и его деталей, показывает их конструктивную и ло- гическую связь, учитывает перспективу, успешно решает светотеневую задачу (с учетом «разрезов» изображаемой фи- гуры и теории теней), то внешнее сходство должно получиться. Портрет- ная характеристика перед будущим архитектором может встать в дальней- 117. Исходное положение тела с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения для изучения анатомии, пропорций, движения 118. Исходные виды скелета а — спереди; б — сбоку: в — сзади шем, когда им будет до конца осознана конструктивная логика строения челове- ческого тела и четко освоены этапы последовательного изображения его в учебном рисунке. К этому следует добавить, что талант портретиста не каждому дан. Требования портретной характеристики, которую некоторые ставят «во главу угла», ведут к недо- оценке студентом своих художественных способностей и приводят подчас к ра- зочарованию. К этому следует добавить, что в программе архитектурного инсти- тута не отводится время на работу над портретом. Овладение учебным рисунком фи- гуры человека, подкрепленное знанием Глина 4. Рисование и изучение человека 107 пластической анатомии или его логи- ческой конструктивной основой, будет прочным и не будет поддаваться капризу временной фантазии. Изучение фигуры принято начинать с рисования скульптуры по нескольким причинам. Главный объект скульпту- ры — человек. Она его передает мно- гогранно: показывает всю фигуру, лицо, наиболее типичные движения, сложные переживания, характер; рассказывает о внутреннем мире, стремлениях, поры- вах, надеждах. Скульптура тесно свя- зана с архитектурой. Как элемент синтеза искусств, рисование неподвижной скульптуры позволяет учащемуся спокойно вести рисунок, обращая главное внимание на основные закономерности построения фигуры человека и ее частей, тогда как рисование живого человека, меняю- щего в какой-то мере во время работы позу, требует большего напряжения и больших знаний взаимной связи частей тела между собой. Скульптурные изоб- ражения, созданные выдающимися ху- дожниками и в известной мере обобщен- ные ими, приучают учащихся в после- дующем при переходе к рисованию живого человека отбирать существенное и отбрасывать случайное как при изо- бражении всей фигуры, так и ее деталей. Одноцветная и, как правило, однофак- турная скульптура, особенно гипсовая, позволяет лучше прослеживать и переда- вать форму средствами светотени, в отличие от живой фигуры, цвет и факту- ра которой в известной мере усложняют изображение формы, ставя перед уча- щимся сложные дополнительные задачи. Одновременно с рисованием внешней пластической формы человеческой фигуры учащемуся необходимы целе- направленные знания пластической ана- томии и узловых характерных точек фи- гуры человека, опираясь на которые 108 Глава 4. Рисование и изучение человека можно верно и быстро решить сложные задачи художественной композиции: структуры, ритмики движения, масштаб- ности, пропорций, светотени, контраста и нюанса, а также перспективных со- кращений формы. В медицине анатомия охватывает много специальных, сугубо профессио- нальных вопросов. В изобразительном же искусстве обычно изучается пласти- ческая анатомия человека или живот- ного, устанавливающая закономерную связь между внешними визуальными формами (в движении) с их внутрен- ним строением. Изучение пластической анатомии надо начинать со скелета-каркаса — основы человеческого тела. Кости ске- лета служат опорой для всех частей тела и защитой его внутренних орга- нов. Изучение формы отдельных костей и мышц необходимо связывать с их функциональным назначением. Для плодотворного применения в рисунке знаний пластической анатомии вслед за изучением внешнего вида и внутренней конструкции тела человека студенту показываются возможные движения и происходящие при этом пластические изменения формы отдель- ных частей или всей фигуры. Изучение пластической анатомии дает студенту теоретические и практи- ческие знания, обогащает ум, обостряет видение формы. На начальном этапе учебы человек-натурщик должен ста- виться в исходное — вертикальное поло- жение. Построение человеческой фигуры следует базировать на системе осей и плоскостей, соответственно системе прямоугольных координат. Они позволя- ют верно «поставить» фигуру, сделать ряд характерных «сечений» ее и точно соотнести абсолютные размеры всех ее частей. На рис. 117 показаны три основные оси и проведенные через них плоскости, на которые проектируются изображения стоящей в исходном по- ложении фигуры. Для изучения от- дельных частей берутся другие частные оси и плоскости, параллельные основ- ным. Наблюдая фигуру человека в исход- ном положении, можно отметить ярко выраженное деление ее на основные элементы: туловище, состоящее в свою очередь из тазовой, поясничной и груд- ной частей; голову с шеей; верхние и нижние конечности (рис. 118, 119). В этом случае все кости располагаются симметрично относительно вертикаль- ной плоскости, проходящей через сере- дину тела. Почти все кости парные. Исключением являются позвонки, грудина и нижняя челюсть. Отдельно взятая парная кость — асимметрична, а непарная — симметрична. При рассмотрении скелета и тела человека со всех сторон делаем важный для дальнейшего изучения и рисования вывод: смежные кости не лежат на од- ной прямой, а суставы, их соединяю- щие, не следуют направлению ни одной из соединяемых ими костей, а имеют собственное (третье) направление. Разъединяя кости в суставах и рассмат- ривая их отдельно, видим большое раз- нообразие их форм в зависимости от функционального назначения. Длинные кости, у которых продоль- ный размер значительно больше попе- речного, представляют собой рычаги, приводимые в действие мышцами. К ним относятся кости бедра, голени, предплечья, плеча и ключицы. Их труб- чатое полое строение создано природой для большей прочности при одновре- менном облегчении массы. В меньшей мере этими качествами обладают более короткие кости этой группы: плюсны, пясты, фаланги пальцев кисти руки и ступни. Каждая длинная трубчатая кость состоит из средней части — тела и двух расширенных концов, утолщенных для образования сустава и для большей кре- пости при передаче сжатия и растяже- ния в суставах. Короткие кости (позвонка, запястья, плюсны) имеют приблизительно рав- ные поперечные и продольные размеры. Продольные и поперечные размеры плоских костей (лопатки, таза, груди- ны) превосходят их толщину. В смешан- ных костях (основная кость черепа, Глава 4. Рисование и изучение человека 109 119. Исходные виды а — спереди; б — сбоку; мускулатуры - в — сзади ребра) сочетаются признаки длинных, коротких и плоских костей. Сочленяются кости посредством соединительной ткани в суставах ноги, руки, хрящей в позвонках, ребрах и грудине, а в черепе при помощи швов истинных и ложных. Виды соединения костей, сопряжений суставов и возмож- ные движения их изображены на рис. 120. Форма суставных поверхно- стей зависит от функционального назна- чения сустава. Система костей, мышц и сухожилий образует подвижную вантовую систему, управляемую сознательно или инстинк- тивно. Мышцы (рис. 121) осуществля- ют движение тела и его частей, а также фиксацию их различных положений. Они прикрепляются к костям и соеди- няются между собой при помощи сухожилий. Мышцы играют большую роль в образовании пластики, осанки тела и выразительности его внешнего рельефа. Средняя масса мышц у муж- чин —36% от всего тела, у женщин — 32%, а у физически тренированных лю- дей иногда достигает 50%. Кровеносная система доставляет мышцам питательные вещества, а нерв- ная система управляет их действиями. При нарушении этих связей мышцы слабеют и перестают действовать. Сло- во «мышцы» или «мускул» произошло от латинского слова «мускулюс»- мы- шонок, так как некоторые мышцы напо- минают форму мыши, бегущей под ко- жей. У обоих имеется веретенообраз- ное брюшко, головка и хвостик. Названия мышцам были даны по следующим признакам: по роду их действия — сгибатели, разгибатели, отводящие и приводящие, жевательные; Глава 4. Рисование и изучение человека 120. Схема различных сочленений костей посредством: а — хрящя; б — соединительной ткани; в — костной ткани; г — зубчатого шва (истинного и ложного); д — клиновидного соединения; схематические виды суставов: е — плоский; ж — шаровидный; э — яйцевидный; и — шарнирный; к — цилиндрический; л — седловидный 121. Некоторые виды мышц а — прямые; б — двубрюшные; в — широкие; г — двуперистые; д — перистые; е — двуглавые; ж — одноглавые или веретенообразные 122. Схема работы некоторых костей и мышц а — голова как рычаг первого рода (позвоночник — опора, масса головы — груз, мышца — сила); б — челюсти — рычаги третьего рода (сустав — опора, еда — груз, жевательная мышца — сила); в — стопа, опирающаяся на пальцы — рычаг второго рода 1. Голова человека по форме — дельтовидная, трапецие- видная, круговая и т. д.; по месту расположения — подост- ная, надостная, поясничная, лобная, плеча, бедра, ягодичная и т.д.; по месту прикрепления — плече-лу- чевая, клювоплечевая и т. д.; по числу головок — двухглавая, трех- главая, четырехглавая; по направлению волокон — косая, прямая; по построению — полусухожильная, полуперепончатая. Работа мышц выражается в их сокращениях. В зависимости от ха- рактера движения они становятся толще, короче; части тела при этом прибли- жаются или отдаляются, вращаются. Мышцы приводят в действие кости по принципу рычагов I, II и III родов (рис. 122): мышцы — прилагаемая сила, передвигаемая кость с мягки- ми частями — груз, суставы — точ- ки опоры. Мышцы одеты в сухожиль- ные ткани — футляры, отделяющие их от кожи и смежных мышц. Эти ткани называются фасциями — сухожильными пластинками. Слизистые сумки умень- шают трение мышц и сухожилий при их движении. Сесамовидные кости (от латинского названия плода растения кунжута) раз- виваются на участках сухожилий, где происходит сильное трение их о костные выступы, например у головки пясты и головки плюсны больших паль- цев кисти руки и стопы. Рисование той или другой части или всей фигуры человека с одновременным изучением пластической анатомии поз- воляет студенту быстрее усвоить за- кономерную связь между внутренним и наружным строением форм человека, осознать их конструктивную и функцио- нальную целесообразность. Изучение пластической анатомии вооружает студента знанием основных конструктивных узлов и опорных точек человеческой фигуры, с помощью кото- рых он ясно видит в натуре и верно изображает в своем рисунке форму всей фигуры, ее частей в покое и в дви- жении. Для целенаправленного освое- ния пластической анатомии, помимо изучения книг и анатомических рисун- ков, рисования скелета и гипсовых ана- томических фигур, студент должен познать анатомическую структуру на живых людях: натурщиках, спортсменах и на самом себе. В конце работы над рисунком человеческой фигуры студен- ту полезно провести анатомический анализ, накладывая кальки и вписывая в законченный рисунок скелет и основные мышцы. 1. Голова человека. Анатомическое строение. Основные движения. Пропорции. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании Внешняя форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна (рис. 123); вместе с тем ее строение основывается на одинаковой для всех объектов анатомической, конструк- тивной структуре, которая определя- ет общий характер пластики ее форм, независимо от индивидуальных черт конкретного человека. В построении головы отражается ее внутренняя кон- струкция — структура костей черепа и располагающихся на нем мышц. Жестким основанием головы слу- жит череп (рис. 124). Он состоит из значительного по объему мозгово- го раздела и относительно небольшо- го лицевого, на котором расположены наружные органы чувств, дыхания и питания. Основание черепа, слагае- мое из основной и затылочной костей, сочленяется с позвоночным столбом атланто-затылочным суставом. Жест- кую коробку свода черепа составля- ют: затылочная, лобная, две теменные и две височные кости. Опускаясь вниз, лобная кость образует внешний край глазных впадин, защищенных сверху надбровными буграми и дугами. Ниже располагается верхняя челюсть с грушевидным отверстием носа и верхним рядом зубов. С боков верх- 112 Глава 4. Рисование и изучение человека 123. Исходное положение головы с тремя главными плоскостями, на которые проектируются основные изображения 124. Череп 1— надпереносье; 2— глазница; 3— надбровная дуга; 4— верхняя челюсть; 5— скуловая кость; 6— носовая кость; 7— носовое (грушевидное) отверстие; 8— лобная кость; 9— лобный бугор; 10— скуловая дуга; / / — височная кость; 12— височная линия; 13— собачья ямка; 14— угол нижней челюсти; 15— подбородочные бугры; 16— теменная кость; 17— теменные бугры; 18— затылочная кость; 19— затылочный бугор; 20— сосцевидный отросток височной кости; 21— шейные позвонки; 22— седьмой шейный позвонок; 23— ключица; 24— яремная ямка; 25 — рукоятка грудины /. Голова человека 125. Мышцы головы и шеи 1— лобная; 2— круговая глаза; 3— круговая рта; 4 7— опускающая углы рта; 8— двубрюшная; 9— гортань; 10— грудино-ключично- 4- поднимающая крыло носа сосцевидная; и верхнюю губу; 5— жевательная; 6— височный пучок жевательный; / / — капюшонная; 12— яремная ямка; 13— ключица; 14— малая и большая скуловые мышцы; 15— ланитная мышца нюю челюсть охватывают скуловые кости с уходящими назад, к ушным отверстиям, скуловыми дугами. Снизу череп завершает подвижная кость нижней челюсти с парным суставом у ее основания. Нижняя челюсть не- сет нижний ряд зубов и мощными жевательными мышцами может при- жиматься к верхней. Мышцы лица делятся на жеватель- ные и не совсем правильно называе- мые «мимические» (рис. 125). Же- вательные мышцы, прикрепляясь к костям, управляют движением нижней челюсти и обладают большой силой. «Мимические» же мыщцы, вплетаясь своими окончаниями в мягкие ткани и кожу лица, позволяют нормально функционировать глазам, рту, носу при дыхании, питании, зрении, речи, а также выражают внутреннее эмо- циональное состояние человека — ми- мику лица. Мозговая часть черепа покрыта тонкими плоскими мышцами, поэтому внешнюю форму лба, темени и затыл- ка образуют непосредственно кости. Кости лицевой части служат осно- вой его пространственной структуры, но внешнюю пластическую форму его определяет сложный покров хрящей, мыщц и жирового слоя. В силу этого форма свода черепа относительно проста и статична, а форма лица не- обычайно сложна и подвижна. Для того чтобы возможно пол- нее представить характер объемной формы головы (рис. 126), ее следует не только внимательно рассмотреть со всех сторон (спереди, сбоку, сзади, сверху и снизу), но и сделать так на- зываемые «характерные разрезы» в основных плоскостях (фронтальной, профильной и горизонтальных). Плас- тика головы познается также с по- мощью целого ряда анатомических пунктов — узлов (опорных точек или маяков) и линий. Так, например, при виде спереди форму головы определят: лобные бугры, надбровные дуги, ви- сочные линии, глазничные впадины, основание и крылья носа, углы рта, подбородочные бугры, макушка, те- менные бугры, углы нижней челюсти, скуловые кости. Маяками боковых частей головы являются: макушка, ушные отверстия, затылочный, теменной, лобный и над- бровный бугры, кончик и основание 114 Глава 4. Рисование и изучение человека Ч /. Голова человека 126. Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических пунктов а — спереди; б — сбоку; в — сзади; г — снизу (шея показана в разрезе); д — разрез головы по глазам и скуловым костям; е — сверху; ж — основные пункты и линии для рисования головы 127. Возможности движения головы по отношению туловища а — наклон вперед и назад; б — за счет поперечных перемещений шейных позвонков; в — наклон вбок; г — повороты вправо, влево 116 Глава 4. Рисование и изучение человека 128. Принципиальные схематические изображения головы с разных точек зрения а — при исходном положении; б — при наклоне вбок; в — назад; г — вперед |