Главная страница
Навигация по странице:

  • 274. Фиксирование

  • инструменты и технические приемы в рисунке 249

  • мокрого употребления

  • 2. Толстые грифели, мелки и уголь 251

  • Инструменты для

  • 287. Применение тонированных бумаг

  • Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


    Скачать 26.64 Mb.
    НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
    АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    Дата07.02.2017
    Размер26.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    ТипЗакон
    #2380
    страница16 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    248 Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке
    Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Ти- циана, Веронезе, Рубенса, Дюрера,
    Рембрандта, Пуссена, Иванова, Брю- лова, Сурикова и многих других выдающихся художников. Исключи- тельный интерес вызывают и рисунки таких мастеров архитектуры, как
    Баженов, Казаков, Кваренги, Камерон,
    Тома де Томон, Воронихин, Захаров,
    Фомин, Щусев, Щуко, Жолтовский и др. Нельзя пройти мимо рисунков художников, выбравших целью изоб- ражения архитектурный пейзаж,
    интерьер и экстерьер. Велико в этом жанре мастерство Гонзаго, Пиранези,
    Тьеполо, Гварди, Каналетто, С. Щед- рина, Воробьева и др.
    Широкой набросочной манерой рисунка полностью может воспользо- ваться мастер, обладающий большой общей культурой, понимающий глубоко и философски широко главную конеч- ную цель своего творчества. В набросоч- ных рисунках, эскизах непосредственно проявляется процесс глубоких разду- мий, отказ от одного, согласие с другим решением. Трудно перечислить все объективные и субъективные причины,
    влияющие на окончательный выбор композиционного предложения. Ими могут быть более глубокое проникнове- ние автора в тему, критика специалиста,
    вкус заказчика, перемена условий,
    времени, изменение экономических возможностей, замена одного мате- риала другим и т. д. Архитектор, худож- ник должен тонко чувствовать правду жизни и стремиться отвечать ее требованиям.
    Иногда художники и особенно архитекторы, чтобы придти к оконча- тельному решению, вынуждены делать сотни, тысячи набросков — эскизов как общей композиции, так и отдельных деталей. Будущим архитекторам надо всегда помнить, что набросок в компо- зиционной работе является не са- моцелью, а средством поиска лучшего решения для будущего сооружения или картины. В этом случае набросок будет самоценен. И вполне справедливы и уме- стны слова Микеланджело, сказанные
    «не для начинающих, а для тех, кто до-
    274. Фиксирование 276. Живописная
    рисунков карандашная манера
    275. Различные приемы
    использования
    карандаша
    стиг кое-чего»: «Рисунок, который иначе называется искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и скульптуры,
    и архитектуры».
    Ниже дается краткий обзор основ- ных возможностей разных материалов и инструментов. Подробный разбор техник, манер и материалов для рисования студент может найти в спе- циальных пособиях, приведенных в списке рекомендуемой литературы.
    Большое значение будет иметь и изу- чение манер и техник старых мастеров,
    с работами которых можно познако- миться в музеях и по книгам, посвящен- ным вопросам искусства вообще и ри- сунка в частности.
    В современных рисунках находят применение различные сорта бумаги,
    рисовальные инструменты и материалы.
    Различные сорта бумаги отличаются толщиной, фактурой, проклейкой, цве- том, крепостью, плотностью, прозрач-

    Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке 249
    ностью. Все они могут быть с успехом использованы в рисунке. Например,
    на самых дешевых, так называемых газетной, оберточной, папиросной,
    можно добиться выразительности,
    какой не добьешься на дорогой ватмановской. Конечно, длительные и большого размера рисунки следует вести на более прочной (плотной и проклеенной) бумаге, кратковремен- ные и меньшего размера — на менее прочной. Простая дешевая бумага располагает к более «свободному»
    и «быстрому» рисунку. Использование цвета, фактуры бумаги также дает определенный изобразительный эффект.
    Разнообразные рисовальные мате- риалы можно подраспределить на две группы:
    1-ясухого употребления — раз- ной твердости свинцовые графиты,
    цветные грифели, мелки, сангина,
    пастель, простой и прессованный уголь.
    Они применяются в различных деревян- ных, металлических, пластмассовых вставках и без вставок. При употребле- нии сухих материалов также пользуются растушками из твердо скатанных замши или мягкой бумаги с зачиненными концами; резинками разного состава — мягкими, эластич- ными, крошащимися, твердыми и плот- ными с добавками мелкого песка.
    Одни резинки позволяют хорошо растушевывать, распределять тон на бумаге, другие — стирать, снимать тон до блика.
    2-я — мокрого употребления
    тушь, чернила, акварель, гуашь, раз- мываемы кистью мелки, соус. Их можно наносить на бумагу различными перьями: металлическими, птичьими,
    из тростника, соломы, дерева; кистями круглыми и плоскими разных размеров;
    рапидографами, авторучками. Очень эффектными могут быть рисунки,

    250
    апа 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке
    выполненные ручками с фетром, напол- ненные химическими растворами все- возможных цветов, так называемыми фломастерами; ручками с бамбуковыми стержнями, наполненными особыми чернилами и шариковыми ручками.
    Все эти материалы и инструменты позволяют использовать их по-разному,
    добиться широкого диапазона в линей- ном и тональном выражении рисунков:
    сила, толщина, прерывность линии,
    та или другая условность, возможность класть штрих по-разному, растирать и стирать, работать плашмя, широко покрывая поверхность бумаги, начи- нать с тона — кончать линией и, наобо- рот, работать сухо и мокро размывкой,
    одновременно сочетать в одном рисунке разные материалы: перо и мел,
    перо и кисть и мелки и т. д.
    При определении композиции ри- сунка и размера изобразительной плоскости надо иметь в виду и пред- полагаемые материалы и инструменты,
    которыми будет выполнен рисунок. Так,
    работать углем удобнее на большом формате бумаги, в широкой манере.
    Тонкий перовой рисунок рациональнее делать на малом формате. Не случайно большие мастера свои композиции в первой технике делали часто на малых форматах. Да и не только перовые.
    Увлекаться большими размерами не стоит. Рекомендуется делать рисунки размером не более половины стан- дартного листа (40 X 60 см). Это удобно с точки зрения хранения работ — большие рисунки трудно сох- ранить. Надо не забывать и того,
    что сохранность и долголетие рисунка,
    выполненного сыпучими материалами,
    зависит от того, насколько он будет хорошо закреплен. Существует много способов закрепления: обезжиренным молоком, канифолью, желатином и т. д.
    (рис. 274).
    Закрепители-фиксативы можно при- обрести в магазине художественных принадлежностей.
    Для удобства изложения разбор технических приемов и манер рисунка сгруппирован по инструментам и мате- риалам.
    1.
    Графитные карандаши
    Это самые простые, но благородные,
    самые дешевые по цене, но богатые по возможностям карандаши, доступ- ные всем. Они удобны в работе.
    Начиная с детства, человека привле- кают незаменимые во многих делах карандаши, которые вместе с бумагой и ручкой с пером становятся постоян- ными спутниками, помогающими чело- веку находить правильный путь и решать разные задачи.
    Настоящий рисовальщик понимает,
    что овладение карандашом облегчает использование всех других рисоваль- ных инструментов и материалов
    (рис. 275).
    Наиболее употребляемые графитные карандаши делятся на твердые и мяг- кие. По градации твердые имеют обо- значения: «Т», «2Т» и так до «6Т»; мяг- кие: «М», «2М» и так до «6М»; средние между ними имеют марку «ТМ». В дру- гих странах букве «Т» соответствует
    «Н», а «М»— «В». Наиболее употреб- ляемые в учебном рисовании каранда- ши: «ТМ», «М» и «2М». Ими удобно ра- ботать на бумагах всех сортов.
    Твердые карандаши находят при- менение при исполнении рисунков и чертежей, когда необходимо тон- ко и точно передать какое-либо изоб- ражение.
    Бумага для этих карандашей должна иметь прочную поверхность. Мягкие карандаши, начиная с «ЗМ», дают в рисунке широкую градацию по силе линий и тона с красивой фактурой,
    они допускают возможность работы на самых слабых по структуре бумагах,
    вплоть до «папиросной».
    Богатые качества мягких каранда- шей (жирность фактуры, интенсивность тона) позволяют вести рисунок в «живо- писных» манерах. Для полного исполь- зования их технических возможностей необходим большой опыт в рисовании
    (рис. 276).
    Карандаши типа «Негро» с грифе- лем густого черного цвета и блестящей фактурой, а также «угольные» с мато- вой бархатной фактурой обладают

    2. Толстые грифели, мелки и уголь 251
    277. Виды грифелей и
    инструментов
    278. Способы рисования
    грифелями
    хорошими графическими качествами и могут применяться в учебном рисо- вании.
    2. Толстые грифели, мелки и
    уголь
    Цветовая гамма их разнообразна,
    фактура и твердость — различны. Кра- сиво смотрятся рисунки, выполненные грифелями черных и коричневых оттен- ков (рис. 277—279). Грифели могут иметь сухую — сыпучую структуру или жирную — вязкую. Линии и штрихи, нанесенные на бумагу сыпучим грифелем, легко снимаются ваткой и стряхиваются тряпочкой; нанесенные жирным, вязким трудно удаляются даже резинкой. Сухими грифелями хорошо вести поиски в рисунке на одном и том же листе, для них бумага может иметь пористую, рыхлую, слабо проклеенную поверхность; для жир- ных грифелей бумага должна быть плотной.
    Грифелями без оправ (вставок)
    можно работать торцом и плашмя.
    Интересен по своим техническим и ху- дожественным возможностям послед- ний способ (рис. 280). Меняя силу нажима и повороты грифеля к направ- лению штриха, можно добиваться опре- деленной выразительности рисунка,
    быстро и обобщенно передавать движе- ние, решать светотеневые и объемно- пространственные задачи.
    Применение грифелей разных цветов в одном и том же рисунке обогащает возможности передачи цвета изображения.
    Растирание штрихов грифелей различными растушками, резинками и тонкими наждачными шкурками меняет несколько их цвет, тон и фак-

    252 Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке

    3. Перо 253
    279. Приемы рисования
    грифелем
    280. Приемы рисования
    грифелем
    туру, дает новые выразительные средства в рисунке.
    Некоторые грифели-мелки хорошо растворяются водой. Употреблять их можно по-разному: во-первых, сначала развести и на бумагу наносить кистью;
    во-вторых, по положенным штрихам и линиям работать размывкой кистью;
    в-третьих, рисовать по сырой бумаге.
    Приведенные рисунки не исчерпы- вают всего богатства возможностей этих материалов. Необходимо самим экспериментировать и пробовать их по-разному.
    3.
    Перо
    Перовая техника — особая область рисунка и графики — требует большого напряжения и работы «наверняка».
    Ошибки в передаче движения, пропор- ций, конструкции и т. д., а также штрихи, выполненные не в плане общего графического замысла, ведут к порче всего рисунка, так как исправить их трудно. Раствор глубоко проникает в структуру бумаги и при его удалении она разрушается. Линии и штрихи на подчищенном месте расползаются.
    В эскизах для композиции и набросках с натуры это нестрашно, но в закончен- ных рисунках это приносит большие огорчения рисующему.
    В учебных целях полезно проводить рисунки пером. Это воспитывает у уча- щегося собранность и точность расчета.
    В художественной практике прош- лого употреблялись перья гусиные,
    тростниковые, соломенные. В настоящее время распространены металлические перья, имеющие разные размеры и формы (рис. 281). На характер штриха и линии влияет кончик пера. Он бывает острым, узким, тупым, широким, закруг- ленным, твердым и мягким. Назначение рисунка определяет выбор того или другого пера и бумаги. Перовая техника имела в прошлом и имеет сейчас большое распространение как в творче- стве художников, так и архитекторов.
    Линия, проведенная пером, хорошо сохраняется. С перовых рисунков легко выполнять типографскую печать и фотографии. Для перовой техники обычно употребляются тушь и чернила разных цветов. Кроме того, можно применять растворы морилки и аква- рели.
    В эскизно-поисковом и натурном рисовании используются растворы раз- ной силы: слабыми делаются первые пометки, сильными — последующие и окончательно найденные решения.
    Иногда в законченных рисунках послед- ний план выполняется слабым раство- ром, а передний план — более сильным.
    Такой прием позволяет достигать

    254 Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке
    большой пространственной глубины в изображении (рис. 282, 283).
    Некоторые приведенные упражнения и рисунки мастеров могут послужить исходной основой для освоения увлека- тельной перовой техники, а также использования в рисовании рапидо- графа и различных фломастеров.
    281. Инструменты для
    штриховой техники
    282. Перьевой рисунок
    283. Перьевой рисунок
    4.
    Кисть
    Кисть предоставляет рисовальщику большие возможности работать по-раз- ному и почти на всех сортах бумаги.
    Длительные рисунки и большого размера целесообразнее вести на более прочной бумаге, кратковременные наб- роски с натуры и эскизы малого размера к композициям живее и свобод- нее получаются на более дешевых,
    тонких и менее прочных сортах бумаги.
    Чаще всего в рисунке применяются круглые кисти с мягким волосом. Они

    4. Кисть 255

    256 Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы в рисунке
    дают тонкую линию и широкий мазок
    (рис. 284). Это позволяет совмещать тональную широту с тонкой прорисов- кой. Для фактурных мазков иногда применяют плоские кисти с щетинистым волосом. Кистью можно также работать штрихами и линиями.
    Наклон листа бумаги имеет большое значение в ходе работы. Наклон листа,
    близкий к вертикальному, позволяет наносить раствор равномернее (рис.
    285). Наклоном кисти можно регули- ровать отдачу раствора: с обращенной
    284. Кисти
    285. Работа кистью
    286. Работа кистью
    вниз кисти раствор легко стекает на бу- магу; кисть, обращенная вверх, заби- рает его излишки и позволяет работать более сухо. Целесообразное использо- вание возможностей кисти позволяет получать на бумаге тон с разной факту- рой, обогащая выразительность ри- сунка.
    Как в рисунке пером, так и в рисунке кистью часто выгодно применять раст-

    4. Кисть 257

    258
    Глава 6. Материалы, инструменты и технические приемы а рисунке
    воры разной силы. Начинать слабым раствором, почти водой и заканчивать сильным (рис. 286). Это уместно при рисовании с натуры для решения общих отношений и последующей деталировки. Такой прием необходим для рисования по памяти и по представлению, когда приходится вос- станавливать и представлять в рисунке характер, пропорции и освещенность.
    Тем более понятна ценность такого подхода в эскизах при решении архитектурных, скульптурных и живо- писных композиций.
    Кисть позволяет начинать рисунок с линий и кончать тоном и наоборот.
    Каждый из этих приемов имеет свою выразительность. Определенный инте- ресный эффект достигается при работе кистью по влажной бумаге. Зернистость и расплывчатость края мазка создают мягкость и свободную широту рисунка.
    Иногда хорошо начинать работу по влажному листу и кончать — по сухому.
    287. Применение
    тонированных бумаг
    Широта манеры работы кистью должна быть следствием большого опыта, приобретенного в ходе работы над учебным рисунком, усвоения всех его основных принципов.
    В рисунке кистью можно использо- вать и перовую технику. В этой технике наиболее выгодно выявляются свойства пера при линейном построении изобра- жения, а кисти — при передаче свтоте- невых и цветовых отношений. Целесо- образно начинать рисунок с линейной прорисовки пером и заканчивать тоном,
    наносимым кистью. Иногда при реше- нии светотеневой задачи можно на- чинать рисунок с прокладки тона кистью, а заканчивать пером с прори- совкой и уточнением изображаемого.
    Рисунок пером с последующей проклад- кой тона кистью имел и имеет большое

    5. Совмещение различных инструментов и .материалов 259
    применение в архитектурной графике.
    Принципиальный характер упражнений тот же, что при рисовании пером или кистью.
    5. Совмещение различных
    инструментов и материалов
    Совмещение различных инструмен- тов и материалов в одном и том же рисунке обогащает возможности рисо- вальщика. Сочетание кисти, карандаша и различных мелков имеет определен- ный смысл в рисунках с натуры и в ком- позиционных эскизах. Некоторые ху- дожники и архитекторы любили свои станковые графические работы выпол- нять в смешанной технике. Порядок ведения работ может быть разнообраз- ным: начинать можно кистью, а кончать графитом или мелком и, наоборот,
    начинать с мелка и графита, а кончать пером и т. д. Последовательность упо- требления материалов влияет на ха- рактер выражения линий, тона и фак- туры рисунка.
    Применение тонированных бумаг в какой-то мере облегчает работу рисующего (рис. 287). Ее тон опытный рисовальщик максимально сохраняет в в полутонах формы и фона, помечая только тени и свет. Экономными сред- ствами может достигаться большая выразительность рисунка. Тени на тони- рованной бумаге могут быть наложены различными грифелями, мелками, ки- стью, пером, тушью, акварелью и т. д.
    Света рисуются белыми мелками или наносятся кистью и пером. Рисование белилами на тонированной бумаге требует от рисующего хорошего вкуса.
    Его видение рисунка должно быть не поверхностным, а глубоким.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Современный архитектор мо- жет успешно выполнять свое назначе- ние, если будет обладать всесторонней культурой и широким кругозором.
    Культура архитектора, его кругозор должны быть тесно связаны с рисунком.
    Это естественно осуществляется, если с самого начала принятая манера и воспитание навыков в учебном ри- сунке опираются на знания, приобретен- ные рисующим в жизни, в различных областях науки, техники и труда.
    Образно говоря, понятия по математике и естественным наукам, по философии,
    физике, теоретической механике,
    статике и динамике, сопротивлению материалов должны находиться у ри- сующего на кончике карандаша. Рису- нок должен помогать практически осваивать эти теоретические понятия,
    а они в свою очередь должны помогать практически наглядно осваивать прин- ципы рисунка. Противопоставление учебного, рисунка наукам и технике —
    невежество.
    Главная задача архитектора —
    создание новых форм в натуре, в при- роде, в трехмерном измерении, в про- странстве — определяет требования и основную манеру учебного рисунка.
    Надо всеми путями подойти к тому,
    чтобы идеи, мысли объемно-простран- ственного порядка, возникающие в го- лове, могли быть без затруднения по- нятны и просто выражены в рисунке.
    У архитектора между мышлением и рисунком должна существовать координация, подобная той, которая выработана у грамотного человека,
    когда он без особых усилий читает или записывает через буквы и слова те или другие мысли.
    Учебный рисунок должен обострять зрение на природу, заставлять сознание рисующего проникать внутрь строения формы, т. е. за внешними проявлениями видеть их более глубокие причины.
    Слова В. И. Ленина о том, что
    «... ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней», имеют прямое отношение и к рисунку. Рисунок играл и играет в познании природы не последнюю,
    а одну из первых ролей.
    Примером тому служит для нас деятельность великого Леонардо да
    Винчи. Его достижения в науке,
    технике и искусствах не могли быть осуществлены без рисунка. Его манера рисунка сделала возможным одно- временное глубокое познание природы,
    ее всестороннее изображение, а также создание не только произведений искусств, но и новых конструктивных форм.
    В познании природы, в науке,
    технике, при создании новых форм большое значение имеет применение условных пунктов (точек) и основных направлений (линий). Можно сказать,
    что без использования узловых пунктов и направляющих линий немыслима успешная деятельность человека в жизни вообще, а тем более его успешная работа в науке и технике в частности.
    Все это обусловило принятие манеры учебного рисунка, последовательно проводимой в первых частях данного пособия.
    Следовательно, рисующий должен использовать в мышлении и изображе- нии узловые пункты и направляющие линии, определяя их через так называе- мые основные точки. Такая манера

    Заключение
    261
    рисунка поневоле вырабатывает при- вычку сперва рассуждать, а потом рисовать.
    Нахождение и отбор главных точек — своего рода маяков, а через них направляющих линий конструкции заставляет охватывать форму в целом,
    что позволяет последовательно решать вопросы общего и частного порядка с точки зрения конструкции, движения,
    пропорций и композиции. Такая ма- нера учебного рисунка, естественно,
    подводит к пониманию знания общего и частного, абстрактного и конкретного не только при выполнении рисунка, но и при всякой практической деятельности человека. Такая манера рисунка облег- чает связанное понимание процесса получения изображения на плоскости как ортогонального и аксонометриче- ского, осуществляемых путем проекции формы параллельными лучами, так и перспективного, получаемого при помощи конических лучей, идущих от формы в одну точку (глаз). Такая манера рисунка развивает зрительную память, без которой невозможен ри- сунок «от себя», по представлению,
    без чего в свою очередь немыслимо композиционное мышление при созда- нии в голове и на листе бумаги новой пространственной формы.
    С помощью принятой в этом пособии манеры рисунка легче понять условия освещения и закономерности светотени на изображаемых формах того или иного цвета и фактуры.
    И, наконец, эта манера рисунка,
    естественно, может служить основой начертательной геометрии и черчения,
    в том числе и архитектурного, и пра- вильного использования при этом чертежных инструментов.
    Вполне закономерно, что в пособии большое внимание уделено изучению и рисованию человека. Составляющие части и все тело его являются незамени- мыми объектами для приобретения навыков и всестороннего освоения принципов учебного рисунка.
    Тело человека, созданное природой в процессе длительного развития,
    может служить прекрасным образцом цельного совершенного организма с точки зрения логического построения конструкции, единства и раздельности функционального назначения различ- ных органов (орудий) и работы мате- риала, из которых они созданы.
    Возможность постоянного восприя- тия и познания через все доступные нам чувства, на самом себе, форм человека и многих процессов, происхо- дящих с ними, воспитывает правильное мышление, так как позволяет устанав- ливать постоянно при рисовании с них неразрывную органическую связь внеш- него проявления с внутренним состоя- нием формы, а работу материала с тем или другим движением конструкции.
    Это исключительное отношение к фор- мам человека со дня нашего рождения определяет обостренный интерес к ним и вызывает поневоле через рисунок этих форм более сознательное и тонкое чувство прекрасного. А огромный опыт,
    накопленный человечеством как в изу- чении, так и в изображении сложнейших форм человека делает более легким процесс всестороннего полного освоения принципов учебного рисунка.
    Тот факт, что человек органически связан с природой, позволяет переки- нуть мост от познания и изображения человека к всестороннему познанию и изображению форм природы вообще,
    и форм животного мира в особенности.
    Для удовлетворения потребностей человека должны создаваться различ- ные формы, в том числе и архитектур- ные, при этом размеры и пластика форм человека, как правило, являются определяющими данными для размеров и пластики создаваемых вещей, то поз- нание человека с помощью рисунка составляет неотъемлемую часть успеш- ной работы архитектора.
    План построения и последовательный выбор объектов для рисования, приво- димые в данном пособии, определены удобством изложения. В практике обу- чения рисунку последовательность ри- сования объектов может быть другая.
    Например, одни архитектурные детали могут быть поставлены раньше головы,
    другие — позже; а живая фигура —

    262 Заключение
    после ландшафтных форм и т.д. Полезно возвращаться от более сложных форм к простым, например, после рисования человека или архитектуры к рисованию геометрических тел,— для лучшего уяс- нения принципов рисунка, имея в виду,
    что та же линия и точка, тот же куб или шар в разное время обучения по-разно- му будут рассматриваться и изобра- жаться.
    Рисунок как учебный предмет требу- ет огромного целенаправленного труда,
    каждодневных упражнений. Занятий в классе, проводимых по обязательной программе обычно один раз по 2—4 ч в неделю, безусловно, недостаточно.
    Вследствие этого в классе или при встре- че с опытным педагогом по рисунку учащийся должен получать принци- пиальные установки для своей ежеднев- ной самостоятельной работы, которая в конечном результате определит его твор- ческий успех.
    Будущему архитектору для развития композиционного мышления постоянно по всем заданиям необходимо делать рисунки по памяти с последующей про- веркой и сравнением с объектом, делать рисунки «от себя» или по представлению,
    а также по ортогональным видам —
    перспективные и аксонометрические изображения. Это исподволь приучит рисующего цельно решать тему, обра- щать внимание на главное, опуская де- тали.
    Учебный рисунок должен быть тесно связан с общим мышлением человека, что обостряет и развивает так называемое «абсолютное зрение»
    на натуру. Рисуя, нужно видеть форму в развитии, во времени, а за внешним проявлением видеть глубокие внутрен- ние причины. Об этом хорошо говорит народная мудрость: «Не тот человек видит, который только видит, что де- лается перед горой, а тот, который представляет, что делается за горой и в горе, не тот человек видит,
    который видит стоящее большое дерево,
    а тот, который представляет, из чего и как оно выросло». Настоящий архи- тектор должен следовать этим мудрым пословицам при изучении и рисовании не только природы, но и при рисовании и изучении архитектурных форм.
    Основная цель и задача пособия —
    показать обучающемуся путь освоения основных принципов рисунка, приобре- тения твердых навыков, координации глаза, мозга и руки в связи с общим мышлением. Это определило то, что все упражнения начальной стадии обучения рисунку выполнялись графит- ным карандашом (в некоторых слу- чаях пером) на белой бумаге с тем,
    чтобы широкие возможности других изобразительных материалов не за- слоняли бы от обучающегося основной задачи учебного рисунка и не отвле- кали бы его внимание на внешние эффекты, на которые невольно толкает применение таких изобразительных материалов, как уголь, сангина, цвет- ные карандаши, кисть и тонированная бумага.
    «Сухая карандашная манера» в на- чале обучения должна и может явиться прочной основой последующего применения широких изобразительных материалов. К этому времени общая культура рисующего должна позволить более сознательно отнестись к широ- ким изобразительным материалам.
    Допустимые широкие манеры при этом определяются конкретными задачами рисунка и в большей мере субъектив- ными вкусами рисующего. Эти манеры позволят в свою очередь познать глубже природу и увидеть возможности изобра- зительных приемов, что непосредствен- но приведет обучающегося к творче- скому рисунку и вопросам изобрази- тельного искусства.
    Изучение рисунков в художествен- ных, архитектурных музеях, на выстав- ках, в мастерских художников, частных собраниях и с репродукций станет по- стоянной школой-учителем в сложном,
    разнообразном архитектурно-художест- венном творчестве.
    В конце учебного пособия помещено незначительное число рисунков видных художников и архитекторов
    (рис. 288—327) в качестве примеров применения различных материалов и приемов.

    Заключение 263
    288. А. П. Остроумова-
    Лебедева (1871—1955).
    Венеция. Черн. кар.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта