Главная страница
Навигация по странице:

  • 203. Козел и коза 204. Горный баран /88 Глава 4. Рисование и изучение человека

  • 205, Козерог 206. Слониха 207. Зебра

  • 190 Глава 4. Рисование и изучение человека

  • 214. Памятник Петру I

  • 215. Рисование капители дорического ордера.

  • /. Рисование архитектурных деталей 201 217. Построение перспективы дверей

  • 2-я стадия

  • Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


    Скачать 26.64 Mb.
    НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
    АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    Дата07.02.2017
    Размер26.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    ТипЗакон
    #2380
    страница13 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    202. Корова и теленок
    203. Козел и коза
    204. Горный баран

    /88 Глава 4. Рисование и изучение человека
    на спине. Лопатки у животных менее подвижны, чем у человека, подвижность лопаток которого обеспечивает большие возможности движения рук. Удаление плечевого сустава от грудной клетки вызвало у обезьян и человека появление особых, только им присущих костей —
    ключиц.
    Голова животного по сравнению с го- ловой человека имеет меньшую мозго- вую часть и значительную по размеру лицевую, удлиненные челюсти и носовые кости. Все это определяет направление,
    расположение и пластическую форму отдельных частей головы, рта, носа, глаз,
    скуловых костей и т. д.
    Большой интерес представляет сравнение скелета кисти руки человека с соответствующими ей костями перед- них конечностей различных животных и скелета ступни ноги человека с костя-
    205, Козерог
    206. Слониха
    207. Зебра
    ми задних конечностей животных (рис.
    211).
    Более отдаленное общее сходство имеют с человеком птицы. В связи с возможностью полета передние конеч- ности превратились в крылья (рис. 212).
    Появление мощных летательных мышц предопределило возникновение в груд- ной кости киля для их прикрепления. В
    элементах же ноги птицы, которая не по- теряла функций опоры и передвижения,
    можно найти некоторое подобие с со- ответствующими частями ног человека и животных.
    Владение общими принципами ри- сунка, достигнутое при изучении и ри- совании человека, предполагает успеш- ное рисование форм животного мира.

    7. Рисование и изучение форм животного мира 189

    190 Глава 4. Рисование и изучение человека

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    208. Орел
    209. Павлин, бабочка
    210. Аналогии форм
    животных и форм
    архитектурных
    сооружений

    192 Глава 4. Рисование и изучение человека

    7. Рисование и изучение форм животного мира 193
    211. Сравнительная анатомия
    а — скелет; б — череп;
    в — грудная клетка;
    г — конечности
    212. Скелет птицы
    213. «Диана»

    214. Памятник Петру I

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    195
    При рисовании животных в силу их подвижности трудно и нет необходи- мости делать длительные тонально за- конченные рисунки. Рисунок животного с натуры должен решать композицию,
    пропорции и движение основных масс его тела, т. е. общий образ, не вдаваясь в передачу отдельных деталей. Этой цели более всего соответствует линей- ная манера рисунка.
    Чтобы получить более полный образ животного, чтобы лучше сохранить в сознании характер, окраску и фактуру следует наряду с линейными рисунками животных делать законченные тональ- ные рисунки отдельных частей тела. Та- кой подход к рисованию позволит со- хранить время и вместе с тем накопить достаточный материал для создания как линейных, так и тонально законченных рисунков всего животного по представ- лению.
    Общие принципы построения рисунка
    (на основе исходных изображений, ха- рактерных конструктивных пунктов и направляющих линий, сечений) пол- ностью применимы при рисовании животных.
    Именно этот метод позволяет быстро и точно пометить основную характерис- тику животного, в большинстве случаев находящегося в непрерывном движении.
    Необходимо и полезно рисовать скульп- турные изображения животных (рис.
    213, 214).
    Одновременно с рисованием с нату- ры надо рассматривать и изучать рисун- ки с изображением животных, сделан- ные известными графиками и живопис- цами, скульпторами.
    Рисование животных помимо изу- чения их и обострения зрения на при- роду вообще способствует совершенст- вованию мастерства рисунка.

    ГЛАВА. РИСОВАНИЕ ФОРМ
    АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ
    И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    Разнообразие форм архитек- турных сооружений, окружающая их среда — все это может служить объек- том для рисования. Рисование архитек- туры проводится на протяжении всего курса обучения с последовательным ус- ложнением задач по мере приобретения знаний и навыков. Эти упражнения пре- следуют определенные воспитательные цели. Изучая и рисуя архитектуру, уча- щийся познает ее композиционно-худо- жественные закономерности, ее стиле- вые особенности, конструктивно-худо- жественную логику построения частей,
    деталей и целого архитектурного ор- ганизма. В процессе рисования архи- тектуры происходит накопление худо- жественных и технических способов и приемов изображения. Но это не един- ственный источник приобретения этих качеств. Трудно переоценить в этом роль сопутствующих дисциплин, кото- рые дают большую и полезную информа- цию, знания и практические навыки.
    К этим дисциплинам относятся начер- тательная геометрия, теория конструк- ций, история искусств и архитектуры,
    живопись, скульптура и, конечно, архи- тектурное проектирование.
    Рисование архитектурных сооруже- ний как моделей, являющихся особенно интересным учебно-методическим мате- риалом, всесторонне развивает объемно- пространственное мышление будущих архитекторов. Выполнение упражнений на архитектурную тему преследует многоплановые цели. Это, во-первых,
    приобретение и дальнейшее развитие изобразительных навыков, глубокое освоение всех закономерностей реа- листического рисунка, развитие ком- позиционных способностей студента.
    Во-вторых, изучение предшествующего опыта в архитектуре и строительстве,
    накопление материала для своей твор- ческой работы. И хотя средствами фото- графии это можно было бы сделать быстрее, однако безразличная фиксация всего, что попадает в объектив фото- аппарата, не может заменить живого восприятия. В рисунке запечатлевается главное, делаются акценты, словом, идет отбор материала. Рисунок отражает заинтересованность автора, в нем есть
    «живая душа». В-третьих, приобрете- ние таких навыков и умений, которые в дальнейшем послужат основой инди- видуального профессионального архи- тектурного рисунка. Видный советский архитектор и педагог И. В. Жолтов- ский, отмечая роль рисунка в ар- хитектурном проектировании, писал:
    «Это — реальные следы, которые ос- тавляет в своем, порою зигзагообраз- ном, движении творческая мысль архи- тектора»
    1
    Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назна- чения и рода деятельности, он инди- видуален и место его в творческом про- цессе каждого мастера свое. Он — про- дукт творческой, мыслительной работы архитектора, наглядное выражение его идей, вариантов архитектурно-проект- ных предложений. По своему характе- ру — это наброски, эскизы, выполнен- ные на бумаге или кальке, т. е. пред- варительный, поисковый материал.
    Это — творческая «кухня», как иногда называют эту стадию работы. С другой стороны, такой рисунок может быть и окончательным, входящим в состав проектной документации и раскрываю-
    Архитектура СССР, 1933, № 5.

    /. Рисование архитектурных деталей
    197
    щим конструктивный и художественно- пластический замысел создаваемого сооружения. Эти рисунки, как правило,
    отличаются условностью изображения,
    лаконичностью, масштабностью, по своим графическим средствам сдержан- ны, в них должны быть хорошо выявлены пропорции, связь архитектуры с окру- жающей средой.
    В учебном рисунке с архитектурных сооружений и окружающей их среды должно найти отражение вышепере- численных качеств. Но это — внешняя сторона. Главное же при учебном рисо- вании архитектуры — необходимость прочно закрепить принципы и методику конструктивно-структурного рисунка.
    В качестве объектов для рисования можно взять как памятники архитек- туры, так и современные сооружения.
    Важно только, чтобы архитектура этих объектов отличалась чистотой стиля.
    Последовательность упражнений примерно следующая: рисование с нату- ры простых архитектурных деталей, де- талей с орнаментом, малых архитек- турных форм и фрагментов зданий, ин- терьеров, экстерьеров отдельных со- оружений и различных архитектурных комплексов.
    Главной и конечной целью обучения рисунку в архитектурной школе являет- ся не только умение изображать архи- тектуру с натуры, но и умение рисовать ее по памяти и, главное, по воображе- нию, т. е. сочинять и уметь изобразить свое сочинение. Для достижения этой цели на протяжении всего курса обу- чения выполняется ряд упражнений по рисованию перспектив геометри- ческих композиций, интерьеров и экс- терьеров сооружений по заданным ор- тогональным проекциям — планам, фа- садам, разрезам.
    Изучение объектов в процессе рисо- вания должно быть разносторонним и полным. Важно разобраться и понять план сооружения — основу для построе- ния всей формы, разрезы, фасады и сделать соответствующие пометки на листе бумаги. Глубокое изучение объ- екта позволит выбрать такую точку зрения, которая наиболее полно рас- кроет характеристику изображаемого сооружения, что решает по существу композицию рисунка. Изучение объекта и выбор точки зрения сопровождается выполнением эскизов. Эскиз, избранный для окончательного исполнения рисунка,
    должен отвечать по крайней мере на следующие вопросы: формат изо- бразительной плоскости, размер изо- бражения на ней, место линии гори- зонта, ракурс, исполнительский мате- риал. Выполнение эскизов — это само по себе очень важный учебно-воспи- тательный процесс и требует сосредо- точенного и вдумчивого отношения.
    Основа для рисования архитекту- ры — умение изображать с натуры и по воображению геометрические фигуры и тела в любых положениях, умение делить кривые и прямые отрезки на любое количество частей с учетом пер- спективных сокращений. Свободное рисование геометрических объемов и фигур, знание закономерностей линей- ной и воздушной перспективы помогут учащемуся легко и быстро помечать на бумаге общую форму как деталей, так и целых архитектурных комплексов.
    Важным вопросом при рисовании архитектуры является выбор изобра- зительного материала. Архитектурные рисунки выполняются в различной тех- нике, но основным служит линейный способ изображения. Для этого исполь- зуется карандаш, перо, кисть и т. п.,
    т. е. такой материал, который воспиты- вает точность в работе, что очень важ- но в работе архитектора. Для выявле- ния отдельных характеристик архитек- турных форм (материала, фактуры, ос- вещенности) и придания рисунку боль- шей наглядности и выразительности ис- пользуется тон, светотень, цвет. Подроб- но вопросы различной техники рисова- ния рассматриваются ниже, в шестой главе.
    1. Рисование
    архитектурных деталей
    Рисование архитектурных деталей служит для изучения логики конструк- тивно-художественной сущности этих

    Г лава 5. Рисование форм архитектурных сооружении и окружающей среды
    215. Рисование капители
    дорического ордера.
    Схема ситуации:
    капитель, картинная
    плоскость, точки
    зрения. Перспективные
    виды с т. з. 1, 2, 3

    /. Рисование архитектурных деталей 199
    216. Последовательность
    рисования капители
    дорического ордера
    форм, приобретения и совершенствова- ния навыков изображения, техники ра- боты карандашом, пером, кистью. Для начальных упражнений лучше выбирать такие детали, которые выполняют в со- оружении одновременно конструктив- ную и художественную роли.
    Функции конструктивных элемен- тов — ограждать или нести. В некото- рых конструктивных решениях эти функции выполняются одновременно одним элементом, например монолит- ной стеной, сводом. В других случаях эти функции разделены и каждый кон- структивный элемент выполняет несо- мую функцию, например каркасная сте- на, перекрытие по балкам или фермам и т. д. В некоторых случаях несущую,
    например постамент под памятник или вазу, столб фонаря.
    В процессе развития строительного искусства конструктивные решения этих элементов претерпевали существенные изменения в пропорциях, пластике, об- разе, однако основное функциональное назначение их сохранилось. Так, напри- мер, функции эти не изменились, не- смотря на большое различие внешней формы стойки деревянного крыльца деревенской избы и колонны портика
    Большого театра, мраморной колонны

    200 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    греческого храма и железобетонной стойки (колонны) современного про- мышленного сооружения — все они выполняют одну и ту же несущую функцию.
    Конструктивно-целесообразные и художественно-выразительные решения шлифовались столетиями, устанавлива- лись определенный порядок, взаимосвя- занная соразмерность всех частей архи- тектурного организма. Логичность по- явления той или иной детали, ее целе- сообразное конструктивное назначе- ние и художественно-пластическое вы- ражение — один из главных признаков совершенной архитектурной системы.
    Развитие архитектурных элементов,
    входящих в сооружение, влечет созда- ние того или иного строя, порядка этих элементов, их пропорций и пластиче- ского художественного выражения. По- рядок элементов в сооружении, вноси- мый архитектором со всесторонним уче- том технических и художественных требований, называется ордером (в бук- вальном переводе—«порядок»).
    Ордерная система, возникшая в да- лекие античные времена и получившая широкое развитие в дальнейшей миро- вой архитектурной практике, выражала специфику стоечно-балочной системы,
    наиболее полно раскрывала ее худо- жественно-конструктивную суть. Имен- но эти качества ордерной системы, а так- же богатство и разнообразие архитек- турных форм делают детали классиче- ского ордера наиболее ценными учеб- ными моделями для рисования.
    Для учебного рисования берутся сна- чала простые, а затем сложные архи- тектурные детали. Рисуемую деталь по возможности рассматривают со всех сторон (с фасада, сбоку и в плане),
    делая при этом мысленно ряд харак- терных сечений. Образцовые детали для рисования можно найти в старых

    /. Рисование архитектурных деталей 201
    217. Построение перспективы
    дверей
    и в современных сооружениях большо- го города и на селе. Ими могут служить окна, двери, карнизы, трубы, лестницы,
    основания и венчания несущих конст- рукций (колонны), замковые камни,
    оформление сходов и ограждений и т. п.
    Один из существенных элементов,
    который входит во все ордерные систе- мы,— стойка — колонна. В простейшем случае колонна состоит только из ство- ла. Вверху ствола колонны под балкой обычно помещается промежуточное звено, называемое капителью. Внизу ко- лонны помещается плита, называемая базой, которая распределяет нагрузку на большую поверхность основания.
    Капитель и база наиболее интересные и поучительные детали колонны для рисования. В различные эпохи, в зави- симости от стилевых изменений, капи- тели колонн имели различные формы:
    от простой гладкой плиты до сложно- орнаментированной мотивами расти- тельного или животного мира объемной композиции.
    Рассмотрим порядок рисования ка- пители дорического ордера. На рис. 215
    показана определенная ситуация: объ- ект рисования — капитель, несколько точек зрения, расположенных на оди- наковом расстоянии от капители и на одном горизонте, проекции картинных плоскостей. Капитель состоит из квад- ратной в плане абаки, эхина, поясков,
    шейки, астрагала. Абака венчается так называемым каблучком и полочкой.
    Эхин представляет собой четверть вала, под ним -— три пояска. Астрагал,
    состоящий из валика и полочки, плавно сопрягается со стволом колонны через выкружку.
    С разных точек зрения (1, 2, 3) эта капитель будет восприниматься по-раз-

    202 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    219. Фрагмент
    архитектурного
    сооружения. Учебный
    рисунок
    220. Металлическая
    задвижка
    ному. Но поскольку уровень горизонта один, а точки зрения расположены по кругу от капители, то изменения в ри- сунке будут происходить только за счет абаки. Если же будем изменять точку зрения по высоте, приближать или от- далять ее, то будет изменяться и рису- нок всех деталей.
    Последовательность выполнения рисунка капители складывается из сле- дующих стадий (рис. 216):
    1-я стадия — композиционное раз- мещение изображения на листе бумаги,
    определяемое соотношением верти- кальных и горизонтальных размеров между крайними точками изображаемо- го объекта. В данном случае горизон- тальный размер превышает вертикаль- ный, поэтому компоновать изображе- ние капители надо на бумаге, имеющей горизонтальную протяженность, и взять ее крупно. Рисунок следует начинать с пометки углов абаки (правого, левого,
    верхнего) и низа капители, оси капи- тели. Затем следует найти на капители след центрального луча и пометить его на бумаге. После этого определяем и помечаем толщину колонны и основные перспективные направления со стороны абаки.
    2-я стадия — пометка основных частей капители по вертикальным и го- ризонтальным направлениям и легкая прорисовка их с учетом перспективных сокращений.
    3-я стадия — анализ объемных и линейных отношений, конструктивного строения, перспективы и внесение соот- ветствующих исправлений в рисунок;
    после этого следует прорисовать более мелкие детали.
    4-я стадия — выявление светотени.
    Следует разобраться в геометрии соб- ственных и падающих теней с учетом перспективы, выявить большие тоновые отношения. Одновременно с этим идет дальнейшее уточнение построения формы. ' .

    /. Рисование архитектурных деталей
    203
    5-я стадия — более глубокая про- работка светотеневых отношений, вы- явление полутонов, рефлексов, лепка формы в свету, выявление бликов и в конце концов гармоничное соподчине- ние их между собой, т. е. обобщение рисунка.
    На примере рисования капители вид- но, что это упражнение можно успешно выполнять только при условии, если уча- щийся раньше научился грамотно рисо- вать в перспективе такие геометриче- ские фигуры, как квадрат и окружность.
    Для более глубокого познания и усвоения закономерностей перспективы благоприятными моделями служат такие детали сооружения, как дверь и окно.
    Проем в стене и открывающиеся створки двери или окна связаны общими раз- мерами. Фиксация их в определенных положениях, возможность выбора раз- ных точек зрения с внутренней или на- ружной стороны (спереди или сбоку)
    заставляют наблюдать за различными положениями полотна двери в прост- ранстве и дают возможность сделать ряд практических выводов.
    На рис. 217, а зритель помещается перед дверью посередине. Следователь- но, картинная плоскость будет парал- лельна стене с проемом. Этот проем на рисунке изобразится в пропорциях,
    подобных натуре. Закрывая и открывая дверь, наблюдая и прослеживая пер- спективные изменения горизонтальных и вертикальных размеров, можно убе- диться, что построение этой формы в рисунке основано на горизонтальных окружностях. Поэтому правильному перспективному рисунку помогут нари- сованные в перспективе круги — овалы,
    центром которых будет ось вращения полотна двери. Их можно пометить сверху и снизу. На рис. 217, б зритель расположен сбоку от дверного проема.
    Упражняясь в перспективном рисова- нии таких объектов, как дверь или окно, полезно фиксировать на одном рисунке несколько положений объекта.
    Эти упражнения можно проделать, ис- пользуя в качестве моделей также и мебель (шкаф, стол с дверцами, откид- ные столы и т. д.).
    Для усвоения основных принципов

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта