Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
204 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды рисования используются и детали при- кладного характера: дверные ручки, осветительная арматура, различные поковки, детали народных построек и т. д. На рис. 218—220 изображения крупно закомпонованы на листе бумаги. Один из них выполнен в технике на- броска — авторучкой чернилами, с лег- кой прокладкой теней кистью с одного раза. На другом рисунке, выполненном карандашом, белокаменный наличник выявляется легкой подкраской аква- релью плоскости стены. Рисуя архитектурные детали, уча- щийся осваивает перспективное по- строение формы, в основе которой ле- жат геометрические фигуры и тела, осваивает и совершенствует технику рисунка, изучает и познает художест- венную и конструктивную сущность детали, расширяет свой диапазон изо- бразительных средств. Более сложные задачи встают при рисовании орнаментированных архитек- турных деталей. 221. Пример стилизации цветка лотоса в египетском орнаменте 222. Богатство форм народного орнамента 223. Последовательность рисунка иоников 2. Рисование орнамента Рисование орнамента занимает боль- шое место в обучении архитектора. Для этого используется все многообра- зие орнаментов, украшающих архитек- туру, произведения прикладного искус- ства, предметы быта. Искусно выпол- ненный орнамент органически входит в художественно-пластическую струк- туру архитектурных деталей. Как правило, рисунок орнамента состоит из чисто геометрических фигур или из элементов, заимствованных из растительного мира, предметов быта, производства и военных атрибутов. Эти элементы подвергаются той или иной стилизации и чередуются при построе- нии орнамента в определенном порядке (рис. 221). Еще в древние времена человек на- чал украшать свои орудия и сооруже- ния орнаментами, как правило, линей- ного характера. По мере развития ци- вилизации наряду с примитивными гео- метрическими орнаментами появляют- ся более сложные, в рисунок которых входят элементы растительного и жи- вотного мира. Наряду с линейными и плоскостными орнаментами появляют- ся рельефные, объемные, заглубленные или выступающие на поверхности ар- хитектурных сооружений, орудий тру- да и охоты, бытовых предметов из ме- талла, камня, дерева и ткани. Часто ор- 2, Рисование орнамента 205 намент обогащается фактурой материа- ла и цветом. На формирование орнамента, его развитие оказывают большое влияние культура и художественные традиции народа. Каждый народ, а подчас даже отдельное селение создавали свой ха- рактерный орнамент, в котором про- являлась творческая самобытность народных мастеров (рис. 222). Знакомясь с тем или иным орнамен- том, нужно увидеть основную форму, схему построения общего ритма и от- дельных его элементов. Большое разно- образие орнаментов — от линейно-плос- костных до объемных — дает интерес- ные объекты, которые помогут развить глазомер, овладеть методикой изобра- жения сложных пластических форм, развить навыки применения в рисунке закономерностей линейной перспективы, воспитать художественный вкус. Для начальных упражнений исполь- зуются ясные, простые и четкие по по- строению и стилизации орнаменты. Освещение орнамента при рисовании должно подчеркивать, а не запутывать его структуру. Изучая и рисуя орна- менты, полезно заставлять себя сравни- вать его элементы с формами натуры, послужившими для него прототипами. Изображая орнамент, вначале нужно понять его строй — ритм, т. е. схему чередования составляющих его элемен- тов и увидеть их движение и пропор- ции через направляющие линии, узло- вые пункты. Последовательность рисования ор- намента следующая: сначала помечается и компонуется на листе бумаги круп- ная форма, основа орнамента — ею может быть плоская или кривая плита, архитектурный облом или деталь, за- тем находятся и помечаются характер- Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды 224. Последовательность рисунка капители с иониками 2. Рисование орнамента 207 225, Последовательность стадии ведения рисунка ионической капители 208 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды 226. Последовательность рисунка сложной розетки 2. Рисование орнамента 209 228. Последовательность рисунка коринфской капители (памятник Лизикрату в Афинах) 210 Глава 5. Рисование форм архитектурного окружения и окружающей среды ные точки построения линий, определяю- щих движение масс орнамента, наносят- ся линии и на их основе помечаются узловые пункты элементов с последую- щей проработкой их формы. Примером простого орнамента мо- жет служить повторение одного и того же элемента на той или иной поверх- ности. Этими повторяющимися эле- ментами могут быть зубчик, бусинка, лист и т. д. Ритм элементов сложных орнаментов строится на волнообразной линии со спиральными завитками. Ши- рокое использование различных элемен- тов архитектурной орнаментики можно видеть на антаблементах, капителях, базах, розетках и т. д. Для учебных целей удобны различного рода капите- ли, розетки. На рис. 223, 224 изображена капи- тель, эхин которой орнаментирован так называемыми иониками (рис. 223, 224). Этот орнамент часто применяется и в карнизах, обломы которых служат рас- пространенными моделями для рисова- ния. Более сложный орнамент включен в состав ионической капители. В отличие от дорической, в ее орна- мент вводятся завитки, так называемые волюты, бусинки и т. д. (рис. 225). Часто применяется в архитектурной орнамен- тировке и лист аканта, он входит основ- ным элементом в сложные розетки, ко- торые украшают потолок или свод и рас- полагаются между балками или ребрами в углублениях, называемых «кессонами» (рис. 226, 227). Лист аканта входит важ- ным декоративным элементом в компо- зицию сложных капителей. На рис. 228 показана последовательность рисования коринфской капители памятника Лизи- крату в Афинах. Перед рисованием та- кого типа капители учащийся должен знать и увидеть, что конструктивной ос- новой ее является цилиндрическая, усе- ченно-коническая или колоколообраз- ная форма с лежащей на ней сложной по конфигурации плитой-абакой. Эти конструктивные элементы в основном предопределяют построение характер- ных узлов орнамента капители как в натуре, так и в рисунке. Для построе- ния необходимо видеть и чувствовать ось колонны и капители. На капители в опре- деленном порядке располагаются листы аканта, волюты, различного рода за- витки. Работая над рисунком архитектур- ных деталей и орнаментов, следует уви- деть связь их со всем сооружением. Это наблюдение надо закрепить в принци- пиальных малого размера схематических рисунках плана, фасада, разрезов. Это делается либо с натуры, либо с помощью материала, взятого из книг и других источников (рис. 229). Учащийся не должен ограничиваться изучением и рисованием орнамента толь- ко в классных условиях и только клас- сического. В жизни во время путешест- вий, командировок, отдыха можно час- то встретить интересную и высокоху- дожественную орнаментацию в народном жилище, общественных и парковых со- оружениях. Учеба продолжается и в этих условиях (рис. 230, 231). 3. Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений Рисование малых архитектурных форм — беседок, фонтанов, павильонов различного назначения и т. д. полезно тем, что такой тип сооружений дает возможность видеть конструкцию, хо- рошо просматривать внутреннее и на- ружное пространство, видеть их связь, работу строительного материала. В качестве примера взята беседка- ротонда Нескучного сада в Москве (ар- хит. М. Ф. Казаков). Поскольку рису- нок на эту тему относится к начальным упражнениям, то при определении цели работы следует исходить из тех факти- ческих знаний и умений, которыми обладает учащийся. Важно уже в пер- вых рисунках архитектурных сооруже- ний выработать целесообразную мето- дическую последовательность выполне- ния их, уделить большое внимание сущ- ности архитектурного объекта, про- должить более глубокое освоение ос- новных закономерностей реалистиче- ского рисунка — сложного перспек- тивного построения изображения, то- 3. Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений 211 229. Изучение памятника Лизикрату по таблицам нального выявления объемных харак- теристик объекта, пространства. В этих упражнениях внимание учащегося должно быть направлено на выяснение связей архитектуры с окружающей сре- дой. Весь процесс рисования можно раз- делить на два этапа: первый — опре- деление композиции рисунка и знаком- ство с архитектурным сооружением; второй — непосредственное исполнение рисунка. При изучении и рисовании архитектуры учащийся дожен выяснить для себя множество вопросов: что это за сооружение, его функциональное на- значение, место в окружающей среде, каков генплан, планы, разрезы, фасады этого сооружения, каковы стилевые особенности его, из какого материала оно построено, его конструкции, про- порции и т. д. Чем больше будет по- ставлено и выяснено вопросов, тем глуб- же будет понимание сути данного соору- жения. Взятая в качестве примера бесед- ка — центрическое сооружение, по- коящееся на высокой гранитной на- бережной Москвы-реки, имеет ярко вы- раженную ось; восемь колонн тоскан- ского ордера несут купол с антаблемен- том. Эта беседка видовая. Под ее ку- полом приятно любоваться панорамой города, хорошо укрыться от солнца или дождя. В этом заключается одно из ее функциональных назначений. Другое — этой беседкой можно любоваться как мастерским произведением архитекту- ры, гармонично вписанным в природу. Она хорошо раскрывается зрителю с ал- лей парка или противоположного бере- га реки, а также и с воды. Со всех то- чек она воспринимается по-разному, под различными ракурсами (рис. 232). В Нескучном саду таких беседок две, стоят они на набережной Москвы-реки и входят в дворцовый ансамбль, нахо- дящийся в глубине парка. Беседки по- строены из белого камня, материала характерного для многих старых строе- ний Москвы. Контрастирует с белым камнем красиво орнаментированная 212 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды решетка-ограда из чугуна. Антаблемент упрощен и состоит из двух частей — архитрава и карниза. Фриз отсутствует. Одновременно с изучением объекта рисующий присматривается к возмож- ным точкам зрения и прикидывает композицию рисунка (рис. 233). Бесед- ка — главное в композиции и введение в рисунок окружающей среды (людей, деревьев, неба, воды) должно быть подчинено этому главному. Процесс изучения объекта, выбор точки зрения должны быть активными и сопровождаться зарисовками основ- ных ортогональных видов сооружения — ситуационного плана, разреза, фасада вместе с окружением, а также перспек- тивными рисунками сооружения вместе со средой. И делать их надо не только с натуры, но и по представлению с не- обычных точек зрения: сверху, с воды и т. д. Силой воображения надо пред- ставить объект, например с вертолета, и суметь нарисовать. Эти рисунки — основа эскизов, по ним определяется формат картинной плоскости, степень заполнения листа изображаемым объ- ектом, антуражем; в них должно ясно читаться — далеко или близко стоит архитектурное сооружение, как видно его — сверху или снизу, где проходит уровень горизонта. При выборе точки зрения надо учитывать возможные изменения освещенности объекта (в те- чение одного часа солнце перемещается примерно на 15°в горизонтальной плос- кости). Из всех эскизов выбирается один. В данном случае выбран вид с реки на фоне деревьев парка и неба. В композицию входит также и вода. Словом, эта точка зрения (с лодки) позволяет показать сооружение в ракур- се и в связи с набережной, водой и деревьями. Исходя из этого решена и компо- зиция листа. Беседка, стена набережной взяты крупно на фоне деревьев и с от- ражением в воде. Весь рисунок строится на листе бумаги, имеющем вертикаль- ную протяженность, пропорции листа 3X4 позволяют дать достаточно пол- ную характеристику обстановки отдель- но стоящей беседки. 230. Орнаментальный завиток. Учебный рисунок 231. Консоль Исполнительский материал в учеб- ном рисовании обусловливается задани- ем, в данном случае выбран карандаш и белая бумага. Прежде чем приступить к выполне- нию окончательного рисунка, надо еще раз просмотреть избранный эскиз, уточ- нить на нем положение линии горизон- та, очертания больших масс архитекту- ры, антуража. Тщательно выполненный эскиз будет хорошей основой при испол- нении окончательного рисунка. На рис. 232—233 показана методи- ческая последовательность ведения рисунка. 1 -я стадия — пометки основных раз- меров масс архитектуры, антуража де- лаются по эскизу и выверяются по на- туре. Поскольку беседка — сооружение центрическое, то следует найти место ее вертикальной оси и пометить ее на листе. После этого помечаются верти- кальные членения: купол, антаблемент, колонны, высота набережной, огражде- ние. Далее помечаются крупные гори- зонтальные членения, оси колонн. Все эти пометки делаются легкими линиями. 3. Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений 213 214 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды 3. Рисование малых архитектурных форм и фрагментов сооружений 215 232. Рисунок беседки — ротонды. Ситуационный план. Вид беседки с различных точек зрения 233. Последовательность рисунка беседки (ЦПКиО им. Горького, архит. М.Ф. Казаков) 216 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды Такими же линиями помечаются в пер- спективе крупные формы беседки: ку- пол, антаблемент, колонны, стена на- бережной, уточняется сложный рисунок деревьев. 2-я стадия. На этой стадии необхо- димо проанализировать построение ри- сунка, обратив особое внимание на со- отношение основных членений, пра- вильность перспективного построения, и исправить возможные ошибки. После этого переходят к пометке общих раз- меров мелких членений — капителей, орнамента ограды, карниза, камней сте- ны набережной и т. д. 3-я стадия. Прорисовывая капители, надо учитывать, что все они повернуты к рисующему под разными углами и, следовательно, каждая из них имеет свою точку схода, особенно следует об- ратить внимание на рисунок абак. 4-я стадия. В стадии прорисовки деталей важно выдержать их соразмер- ность по отношению к целому. Поэтому после первой их пометки следует вновь проанализировать и скорректировать весь рисунок. Ошибочно помеченная де- таль (велика или мала) будет сбивать масштаб сооружения. Таким образом, начав с пометок общих объемов соору- жения, переходят к крупным верти- кальным и горизонтальным членениям, помечая их в перспективе. Затем пере- ходят к деталировке этих крупных струк- турных членений. Когда закончится эта стадия рисунка, то становится ясно видно очертание изображаемого объекта, нарисованного тонкими линиями. 5-я стадия. Следующий этап рабо- ты — тональное решение рисунка. В ус- ловиях пленэра он осложняется непо- стоянством освещения. В рисунке же невозможно передать изменение свето- вой среды. В эскизе этот вопрос в об- щем был решен — свет справа или сле- ва, т. е. найдены такие условия осве- щенности, которые наилучшим образом выявляют объем изображаемого объ- екта. Но к моменту окончания построе- ния рисунка, если это не было преду- смотрено, солнце может уйти, и все из- менится. Однако в этом случае следует зрительно запомнить определенное све- товое состояние среды и исходя из это- го постараться построить тени. В этой стадии работы над рисунком придется много делать «от себя». Тональную моделировку формы следует начинать с самых темных мест. В данном примере — это тень в подку- польном пространстве, собственная тень на карнизе и падающая от него на ар- хитрав, чугунная решетка и т. д. То- нальная проработка формы в первую очередь ведется в тенях, собственных и падающих. Уже в этой стадии силу теней следует взаимоувязывать, делая их, как правило, более контрастными на переднем плане и менее — на зад- нем. Общая сила теней на объекте увя- зывается с тональным решением анту- ража — деревьями, небом, водой. По- скольку деревья служат фоном и нахо- дятся в глубине пространства, их надо решать в мягких тональных отношениях. Это создаст иллюзию глубины, воздуш- ного пространства. Тон не должен за- бивать линейного рисунка. Заключи- тельная стадия — обобщение рисунка. Рисунок должен быть тонально собран, т. е. должны быть разобраны планы, сгармонированы тени, прокорректиро- ваны тональные отношения, если в про- цессе проработки деталей были допу- щены ошибки (перетемнены или, на- оборот, ослаблены тени). При солнеч- ном освещении тональная лепка формы должна быть более четкой. На рис. 234 изображен фрагмент набережной Невы около Биржи. Гра- нитный шар на прямоугольном поста- менте оформляет сход к воде и служит композиционным акцентом на одно- образно тянущемся парапете набереж- ной, а также обозначает место для причала судов. И в этом рисунке и в рисунке башен Кремля (рис. 235) ос- новой архитектурных форм являются куб, шар и параллелепипед, пирамиды, т. е. геометрические формы. Надо уви- деть простые формы башен, декориро- ванных деталями. Последовательность выполнения этих рисунков такая же, как и в разобранном выше примере: эскиз, пометка крупных объемов первого пла- 4. Рисование интерьеров 217 234. Малая архитектурная форма. Учебный рисунок 235. Фрагмент архитектуры. Учебный рисунок на, пометка фона, тональная прора- ботка с выявлением глубины простран- ства. Главная тема рис. 236— фрагмент архитектуры — арка в старом городе. Композиция рисунка выявляет ску- ченность застройки старого города. Изображение арки занимает почти всю картинную плоскость, неба не видно, узкая улочка, раскрывающаяся через арку, упирается в стену дома. В этой учебной работе выбрана такая точка зрения, когда картинная плоскость почти параллельна плоскости стены с аркой. Рисунок выполнен в лаконичной, линейной манере с условной обобщен- ной прокладкой теней. Для передачи глубины пространства использованы закономерности воздушной перспекти- вы, свет дальнего плана легко прикрыт, уменьшен контраст между светом и тенью. Этот рисунок, как и два первые, выполнен карандашом. Но в этом слу- чае рисунок имеет ярко выраженный линейный характер с лаконично проло- женными тенями. На рис. 237 дан фрагмент реставри- руемого старого сооружения. Главная тема рисунка — вход в ограду — изобра- жен на фоне стены и строительных ле- сов, нарисованных угольным каранда- шом. В этом рисунке передается мате- риал — кирпич, белый камень, дерево. Помимо угольного карандаша здесь использована и сангина. На рис. 238—242 приводятся приме- ры учебных рисунков архитектурных фрагментов. 4. Рисование интерьеров Рисование интерьера — внутреннего пространства архитектурного сооруже- ния, предназначенного и подчиненного всецело нуждам и потребностям чело- века, имеет своей целью развить объ- емно-пространственное мышление, на- учить учащихся изображать внутреннее пространство различной сложности, за- крепить и углубить знания по практи- ческому применению закономерностей 218 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды 4. Рисование интерьеров 219 236. Фрагмент архитектуры. 237. Фрагмент архитектуры. Учебный рисунок Учебный рисунок 220 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды перспективы, расширить композицион- ные понятия. Жизнедеятельностью человека опре- деляется весь внутренний строй интерье- ра: освещение, декор, цветовое решение, с одной стороны, и внутреннее обору- дование — мебель, ее размеры и рас- становка и т. д.— с другой. В интерьере, гармонично построенном и отличающем- ся бытовым или производственным ком- фортом, все элементы внутреннего про- странства соподчиняются друг с другом и отвечают функциональным потребно- стям человека, его духовным, эстетиче- ским запросам. Различные простран- ственные планы, различные источники освещения, создающие ту или иную ори- гинальную световую среду и характе- ристику интерьера, различные цвета материалов и предметов, входящих в интерьер — все это постоянно выдвига- ет много новых и сложных вопросов при его изображении. 238. Ворота. Учебный рисунок 239. Лестница. Учебный рисунок При рисовании интерьеров использу- ется широкий набор изобразительных материалов — карандаш простой и угольный, тушь, перо, белая и цветная бумага и др. Каким бы сложным по конфигура- ции не был интерьер, его всегда можно, как правило, привести к известным гео- метрическим объемам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, полукруг и т. д. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические формы в пер- спективе значительно облегчит рисова- ние интерьеров с натуры. Учащиеся к этому времени должны знать, как стро- ится фронтальная или угловая перспек- тива. Основные ее виды применялись ранее при рисовании различных моде- лей, но при рисовании интерьеров при- ходится вводить коррективы в перепек- 4. Рисование интерьеров 221 тивное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемо- го помещения. В этом заключается слож- ность рисования интерьеров. Однако искажение перспективного изображения значительно уменьшается, если оно строится на нескольких кар- тинных плоскостях, с несколькими точ- ками схода и несколькими горизонта- ми. В рисунках перспектив с несколь- кими точками схода, называемых широ- коугольными, угол зрения может до- ходить до 90—100°. Разновидностью широкоугольной перспективы является и так называемая «театральная» перспек- тива. На рис. 244 видно, как она стро- ится — стены, потолок, пол — каждый элемент имеет свою точку схода. Для характеристики интерьера важен вопрос выбора линии горизонта. Линия горизонта в определенной степени рас- крывает назначение внутреннего прост- ранства. В многоярусных помещениях: театре, цехе, спортзале, водном бассей- не и т. д. по высоте она может изме- няться в больших пределах в зависи- мости от задач, поставленных перед учащимся. Например, при рисовании помещений детсада ее лучше взять на уровне глаз ребенка. При линии гори- зонта, взятой высоко, раскрывается больше плоскость пола, создается впе- чатление большей площади, при низкой увеличивается впечатление монумен- тальности. При рисовании интерьера помимо эскиза делаются схематические рисунки плана и разрезов изображаемого поме- щения с пометкой точки зрения, кар- тинной плоскости, точек схода. Такая схема поможет понять и разобраться в построении сложной перспективы и выразить правильно пропорции. Учебные работы на рис. 243—248 иллюстрируют методический подход к выполнению рисунков. Логичная компо- |