Главная страница
Навигация по странице:

  • 234 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды

  • Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


    Скачать 26.64 Mb.
    НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
    АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    Дата07.02.2017
    Размер26.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    ТипЗакон
    #2380
    страница15 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    222 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    зиция листа помогает достаточно полно раскрыть содержание внутреннего прост- ранства, посредством различных средств и приемов передается многообразие архитектурных форм, освещения, строи- тельных материалов, оборудования и т. п.
    При рисовании интерьеров, как и архитектуры вообще, используются все- возможные материалы — простая и цветная бумага, различной мягкости карандаши, уголь, кисти, перо, тушь,
    гуашь и т. п.
    5. Рисование экстерьера
    архитектурных сооружений
    и их комплексов
    Этот вид архитектурного рисунка требует знаний основных принципов ре- алистического изображения и умения применять их на практике.
    Выполнением этих работ студент закрепляет и развивает навыки в изобра- жении разной сложности внешних видов сооружений и комплексов с выявлением их архитектурно-композиционных осо- бенностей, связи с природой и предме- тами окружающей среды. В этом, соб- ственно, и заключается цель упражне- ний.
    Выполнение рисунков сопровожда- ется большой подготовительной рабо- той на стадии эскиза. В это время изу- чается и осмысливается конструктивно- художественная структура сооружения,
    его место в архитектурном комплексе,
    его связь с природой. На основе этого формируется композиция изображения,
    подбирается соответствующий изобра- зительный материал. Во время эскизи- рования идет работа над отдельными элементами, включаемыми в компози- цию рисунка (зарисовки людей, машин и т. д.). В эскизе решается сложная за- дача — из множества точек зрения вы- бирается такая, которая наиболее полно отвечала бы задаче, поставленной в за- дании. Удачный выбор точки зрения,
    высоты горизонта разрешает многие композиционные вопросы. На рис. 248
    показана степень выявления формы в
    240. Фонарь. Учебный
    рисунок
    241. Фрагмент старой
    архитектуры. Учебный
    рисунок
    242. Фрагмент интерьера.
    Учебный рисунок
    243. Метро Курская. Учебный
    рисунок
    зависимости от точки зрения. Наилуч- шим образом она выявляется в случае,
    когда зритель видит хорошо раскрытые две стороны сооружения. На рис. 250
    показана зависимость высоты линии горизонта на изображении одной и той же формы. Низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность соору- жения, его берут, когда нужно пока- зать, что сооружение большое, и, наобо- рот, высокий горизонт уменьшает это впечатление, его применяют, как прави- ло, для изображения небольших соору- жений. Расстояние точки зрения от объекта также существенно влияет на изображение, от этого зависит ракурс.
    Далекая от объекта точка зрения —
    спокойная перспектива, близкая — ост- рая, искажающая форму.

    5. Рисование экстерьера архитектурных сооружении

    224 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    При рисовании общих видов соору- жений и особенно группы сооружений не всегда можно применить правила перспективных построений на одну кар- тинную плоскость. Так же, как и при рисовании интерьеров, при изображе- нии этих объектов порой приходится прибегать к нескольким горизонтам и увеличивать угол зрения до 100° а при рисовании панорам и больше.
    Освещенность объекта, характер источников света также имеют большое значение для выявления формы соору- жения. Боковое освещение объекта с его полутенями и тенями лучше всего выявляет пластику архитектурного со- оружения.
    На передачу правдивого масштаба сооружения влияют и такие факторы,
    как изображение деталей сооружения и окружающей среды, людей, окружаю- щей природы, машин и т. д. Их размер
    244. Интерьер бассейна.
    Учебный рисунок
    245. Метро Кропоткинская.
    Учебный рисунок
    может подчеркнуть, например, грандиоз- ность сооружения или, наоборот, пога- сить это впечатление.
    Композиционному решению должны соответствовать и характер исполнения рисунка, материал и технические сред- ства.
    В учебном рисовании архитектуры наиболее часто и широко применяются следующие изобразительные манеры:
    линейные рисунки различными ма- териалами и выявляющие форму в пер- спективном, ортогональном и изометри- ческом изображении;
    тональные рисунки с выявлением светотеневых отношений;
    смешанная техника — линейный рисунок с условной прокладкой тона тушью, акварелью, введением цвета.

    5. Рисование экстерьера архитектурных сооружений 225

    226 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды

    5. Рисование экстерьера архитектурных сооружении 227
    246. Вестибюль с лестницей.
    Учебный рисунок (цв.
    бумага, мелок)
    247. Интерьер музея.
    Учебный рисунок
    (уголь)
    248. Выявление формы в
    зависимости от точки
    зрения • . .-.
    Исполнение эскизов с учетом техни- ки и манеры исполнения позволяет при- ступить к исполнению окончательного рисунка и вести его уверенно по наме- ченному плану (эскизу).
    1-я стадия. Компоновка на листе бу- маги изображения, пометка общих форм, линии горизонта, основных пер- спективных направлений. Все это дела- ется по эскизу и выверяется на натуре.
    Сложные архитектурные формы приво- дятся на этом этапе работы к соответ- ственным геометрическим объемам.
    2-я стадия — выявление в рисунке соотношения основных частей здания,
    его членения. Одновременно с этим обобщенно помечается его окружение.
    Рисунок на этой стадии — основа для его дальнейшего развития и должен быть по возможности точным, выверенным по натуре. Следует еще и еще раз про- верить правильность взятых пропорций,
    перспективных сокращений, соотноше- ния целого к крупным членениям.
    3-я стадия — прорисовка деталей сооружения и окружения (деревья, ма- шины и т. д.). Степень проработки де- талей определяется в зависимости от задачи. В рисунке панорамы, например,
    они могут обозначаться обобщенно, в рисунке же, где стоит задача раскры- тия конструктивно-пластической струк- туры экстерьера, они прорисовываются более точно. Передний план прорабаты- вается более подробно, чем в глубине пространства.
    На этой стадии в рисунок вводятся намеченные эскизом элементы окруже- ния — фигуры людей, растения, маши- ны, предметы быта и т. д. Все это под- чинено главному в изображении —
    архитектуре. Случайные детали, мешаю- щие общему восприятию, исключаются из изображения.

    228 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    249. Интерьер музея.
    Учебный рисунок (перо)
    250. Фрагмент Соборной
    площади в Кремле.
    Учебный рисунок

    5. Рисование экстерьера архитектурных сооружений 229

    251. Дворец культуры.
    Учебный рисунок
    252. Ипподром. Учебный
    рисунок

    253. Стадион. Учебный
    рисунок
    254. Метромост. Учебный
    рисунок

    232 Глава 5. Рисоешние форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    4-я стадия — рисунок обобщается.
    В тональных рисунках добиваются убе- дительных отношений крупных масс и соподчинения им деталей, в линей- ных — сила линий приводится к единой гармонии. Линии по своей силе, тол- щине и характеру должны быть мас- штабными размеру изображения.
    В учебном рисунке «Соборная пло- щадь в Кремле» (рис. 250) широкой карандашной техникой обобщенно и цельно передано пространство и со- стояние освещения.
    На рисунке «Дворец культуры
    ЗИЛ» применение различных тональ- ных градаций карандаша дало возмож- ность передать материал изображаемой натуры — бетон, стекло, металл, зелень и т. п. (рис. 251).
    При изображении пространства для большей правдивости берут несколько горизонтов и точек схода.
    Особенно сложными упражнениями в рисовании архитектуры являются изо- бражения улиц, площадей, панорам
    (рис. 258—260). В этих работах перед учащимися возникают серьезные ком- позиционные вопросы — выбор формата картинной плоскости, определение соот- ношений земли, неба, архитектуры.
    Учебный рисунок «Ансамбль Новоде- вичьего монастыря в Москве» выпол- нен пером и тушью. Найдены соотно- шения между отдельными объемами, в меру отобраны детали, введены в ком- позицию деревья, просто передана вода
    (рис. 261).
    В архитектурных зарисовках, выпол- ненных в широко распространенной в архитектурной практике линейной ма- нере, используются различные материа- лы — перо, фломастер, палочка, тушь,
    кисть и т. д. Кажущаяся легкость и све- жесть рисунков достигается предвари- тельными тренировками, работой «на- верняка», с «одного раза». Интересна манера рисунка и акварельными ка- рандашами.
    Линия, проведенная по мокрой бу- маге, немного расплывается, тон каран- даша хорошо размывается кистью и мо- жет быть набрана любая его сила
    (рис. 252—257).
    255. Улица. Учебный
    рисунок
    256. Промсооружение.
    Учебный рисунок
    Работая над архитектурным рисун- ком, следует постоянно обращаться к рисункам больших мастеров, копи- ровать и анализировать их, изучать и овладевать разнообразными техни- ческими приемами исполнения. Образ- цами для копирования могут служить рисунки самых разных мастеров. На- пример, рисунки Рембрандта (смешан- ная техника — перо, тушь или аква- рельная краска, штриховые рисунки),
    архитектурные рисунки Каналетто,
    Гонзаго, Ноаковского (перо, кисть,
    акварель). Следует обращаться и к рисункам архитекторов Кваренги,
    Казакова, Баженова, Щусева, Жолтов- ского, Фомина и др.
    В подлинниках эти рисунки есть в наших музеях, в том числе и в Го- сударственном музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве. Эти рисунки опубликованы во многих изданиях по истории искусства. Примеры рисунка мастеров приводятся в конце данного пособия.

    6. Рисование по заданным ортогональным проекциям 233
    6. Рисование по заданным
    ортогональным проекциям
    Рисование по заданным ортого- нальным проекциям имеет целью раз- вить у учащегося объемно-пространст- венное мышление. Студент должен по чертежам ортогональных проек- ций — планам, фасадам, разрезам —
    представить всю пространственную композицию и уметь изобразить ее в перспективном или аксонометриче- ском рисунке. Свободная трансформа- ция одного вида изображения в другой в творческом процессе поиска оптималь- ного архитектурно-проектного предло- жения должна быть неотъемлемым качеством полноценного специалиста.
    Эти упражнения призваны развить у учащегося навыки выполнения архи- тектурных рисунков, находить посред- ством их архитектурно-композицион- ные решения.
    Методика выполнения заданий на эту тему определяется направлением программ по архитектурному проекти- рованию. Эти упражнения служат
    «мостиком», который соединяет рисо- вание с архитектурным проектирова- нием при обучении и воспитании будущего архитектора.
    Начальные задания даются во время рисования учащимися геометрических тел, когда перед ними ставится задача изобразить пространственно-объемную композицию из геометрических тел с заданной точки зрения и определен- ным горизонтом. Эти задания пресле- дуют цель научить студента строить перспективный рисунок по представле- нию, а затем по воображению. В ри- сунке надо правильно передать взаиморасположение форм, указанных в плане и других проекциях, соотноше- ния их. На листе бумаги в малом размере учащийся помечает предла- гаемый план, точки зрения и картинную плоскость, точки схода и выполняет по ним эскиз. После этого в соответст- вии с эскизом делается рисунок всей

    234 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды

    6. Рисование по заданным ортогональным проекциям 235
    257. Крепостная стена.
    Учебный рисунок
    258. Панорама. Учебный
    рисунок
    259. Панорама Кремля.
    Учебный рисунок
    композиции. На листе бумаги поме- чаются общие размеры изображения,
    основные объемы, их сопряжения
    (рис. 262).
    Следующее задание усложняется:
    учащемуся предлагается выполнить рисунок по данным ортогональным проекциям, но уже с самостоятельным выбором точки зрения, горизонта,
    освещения. В этом задании ставится и композиционная задача — выбрать такие параметры для построения ри- сунка, которые лучше всего раскрыли бы изображаемое в ортогональных чертежах. Для реализации этой задачи делается несколько эскизов и учащийся вместе с преподавателем решает, какой из них лучше. На основе этого эскиза ведется весь рисунок. В стадии выявле- ния формы тоном очень важно построе- ние теней. После осознанной пометки рисунка теней они прокладываются тоном, выявляющим общие светотене- вые отношения (рис. 263).
    В дальнейших заданиях перед учащимся возникают новые задачи —
    нарисовать в ортогональных проекциях свою комнату по памяти и по ним сделать перспективный рисунок. Выпол- нение этого задания закрепляет навыки изображения интерьера. Упражнение выполняется, как правило, на одном листе бумаги, на котором компонуется план, развертка стен, точки зрения и картинные плоскости. На этом же листе должны быть выполнены эскизы и окончательный рисунок. Таким обра- зом, учащийся решает сложную компо- зицию листа, куда включаются многие элементы. Крупным в композиции листа должен быть окончатель- ный рисунок, ему подчинены все зарисовки, схемы. В подготовительной стадии работы выбирается точка зрения и горизонт, соответствующие характеру

    236 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    изображаемого интерьера, решается
    260. Набросок монастыря. 261. Панорама
    характер перспективы - фронтальный или угловой вариант. Интерьер рисуется с внутренним оборудованием и мебелью.
    Для изображения мебели на полу в перспективе помечаются ее размеры хорошо также лаконично, с условным и места расположения, и на этой основе показом только собственных и падаю- строится их рисунок. В этих рисунках щих теней, легким тоном, не забиваю-

    б. Рисование по заданным ортогональным проекциям . 237
    262. Рисунок по заданному
    плану и фасаду

    238 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    263. Рисунок по заданным
    проекциям с
    самостоятельным
    выбором точки зрения
    264. Жилая комната по
    заданным проекциям
    265. Рисунок собственного
    проекта

    240 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    щим линейного рисунка, передать освещение (рис. 264).
    Последняя группа заданий — вы- полнение перспективных рисунков по ортогональным чертежам памятников архитектуры и собственного архитек- турного проекта, разработанного по курсу архитектурного проектирова- ния. Это упражнение выполняется,
    как правило, на одном-двух листах.
    На них помечаются план, фасады,
    разрезы проектного предложения,
    точки и линии, связанные с построе- нием перспективы, выполняются эскизы композиции окончательного рисунка,
    а также наброски людей, деревьев,
    машин, необходимых для общей компо- зиции рисунка. Студент старших курсов должен самостоятельно выбирать наи- более выразительные изобразительные средства для раскрытия идеи собствен- ного сочинения. В этом окончательном рисунке должна быть видна индиви- дуальность рисующего, его собственный почерк (рис. 265, 266).
    266. Рисунок собственного
    проекта
    7. Рисование элементов
    окружающей среды
    Архитектурные сооружения нахо- дятся в тесной связи с окружающей средой — землей и ее рельефом, расти- тельным миром, воздухом, транспортом и т. д. Введение в изображение архи- тектурных объектов людей, растений,
    машин, мебели и т. д. оживляет рисунок, передает дух времени и,
    главное, выражает масштабную харак- теристику сооружения, пространства.
    Но правильная характеристика объекта будет определяться тем, в каких размерах будут изображены люди,
    растения, машины или мебель. Часто обстоятельства складываются так,
    что, желая ввести в композицию рисунка или чертежа изображения людей, машин, их приходится рисовать по представлению, «от себя». При этом

    7. Рисование элементов окружающей среды 241
    характер изображения будет зависеть от размера рисунка, техники его исполнения. Во всяком случае, они являются подчиненными элементами в композиции всего архитектурного рисунка и в изображении их должна быть определенная степень условности.
    Важен размер, общие очертания, убеди- тельная запись движения, внешняя характеристика. Так, например, в ри- сунках интерьера театра, водного бассейна или, скажем, промышлен- ного сооружения внешняя характе- ристика в изображении людей или машин будет различна (театраль- ная, спортивная или рабочая одежда,
    спортивные позы в бассейне и т. д.).
    Для развития навыков рисования по представлению, «от себя» надо проделать много упражнений, знать конструкцию, пропорции того объекта,
    который решено изобразить, знать его исходные данные в ортогональных проекциях. Так, например, чтобы нарисовать человека, надо знать воз- растные изменения в пропорциях,
    конструкцию, возможные движения его, уметь записывать эти движения основными точками и линиями, мас- сами.
    Продолжительные и очень быстрые рисунки натуры в классах, наброски,
    запись движений в альбомах развивают необходимые качества для рисования
    «от себя». А научившись быстро и лако- нично записывать движение с натуры,
    легче будет перейти к рисованию по памяти и представлению, компонуя группы людей или изображая одного человека в той или иной одежде.
    Полезны упражнения в рисовании фигур человека в определенных масш- табах (1:20, 1:50, 1:100). Каждый масштаб требует своей степени про- работки. Так, например, если голову человека в масштабе 1:100 можно записать просто точкой, то в масштабе
    1:20 потребуется точная запись головы,
    увязанная с движением всей фигуры,
    пометка основания профильной линии осей глаза. Такого рода рисунки выполняются и с натуры и по представ- лению (рис. 267).
    Аналогичные упражнения проделы- ваются и по рисованию отдельных средств транспорта, мебели. Но прежде чем рисовать какую-либо машину,
    надо проанализировать ее пропорции в исходных проекциях. Это, безусловно,
    поможет в дальнейшем при рисовании ее по памяти с разных точек зрения.
    Приведенные примеры изображения транспортных средств различными графическими средствами показывают методику выполнения рисунков (рис.
    268, 269).
    Рисование форм растительного мира (деревьев, цветов, кустов и т. д.)
    так же, как и человека, крайне необхо- димо, и трудно переоценить значение этой учебной и воспитательной работы.
    Ограничивать значение этих разделов в программе только необходимостью введения изображения дерева или человека в архитектурный рисунок или чертеж, конечно, нельзя. Главная цель этих упражнений — изучение при- роды, структуры, конструкции объектов,
    пропорций и их возрастных изменений,
    познание через рисунок конструктивных идей, заложенных в созданиях природы.
    Все это, безусловно, является хорошей подготовкой архитекторов для будущей творческой практики.
    Выбор главной темы рисунка, отбор деталей, подчеркивающих и развиваю- щих тему, решение композиции, переда- ча многопланового пространства с бес- конечным множеством деталей — все эти вопросы должен разрешить учащий- ся в пейзажных рисунках.
    На рис. 270 дан пейзаж, главная тема которого дерево. Небо, земля,
    виднеющийся за полем вдали строя- щийся город служат фоном для дерева.
    Дерево занимает всю изобразительную плоскость. Четко выявлены планы пространства. Глубина пространства достигнута в рисунке при помощи линейной перспективы. Детально про- работано дерево, прорисованы стволы и ветви, листва обобщена в отдельные группы, дальний план сведен к несколь- ким линиям (рис. 270). В другом изоб- ражении городского пейзажа главная тема — строящийся метромост через

    242 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    267. Наброски людей в раз-
    личных масштабах.
    Учебный рисунок
    270. Пейзаж с деревом.
    Учебный рисунок
    268. Мебель
    269. Средства транспорта
    Москву-реку в Лужниках. Точка зрения с набережной.
    Изображение моста занимает боль- шую часть листа бумаги и в перспек- тиве «убегает» с правого верхнего угла по диагонали вниз. Дальний план — противоположный берег, по- росший деревьями, решен обобщен- но. Гладь реки с отражением моста, нарисованное небо передают определенное состояние погоды.
    Композиций пейзажа может быть бесконечно много и их не надо порой придумывать. Природа сама дарит их, подсказывает, только внимательно надо вглядываться в нее, изучать.
    Отдельные элементы растительного мира уже сами по себе являются слож- ными объектами рисования. Они имеют большое число деталей, интересных по своему строению, красивых по про-

    7, Рисование элементов окружающей среды 243

    244 Глава 5. Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    271. Набросок
    архитектурного пейзажа
    272. Рисунки дуба, сосны и 273. Рисунки тополя, березы,
    их деталей липы и типы крон

    7. Рисование элементов окружающей среды 245

    246 Глава 5 Рисование форм архитектурных сооружений и окружающей среды
    порциям. Внимательное изучение мно- гообразия форм этого мира, живого и постоянно развивающегося, является самостоятельной задачей по рисованию
    (рис. 271).
    Интересными представителями рас- тительного мира являются деревья.
    Они разнообразны по своим видам,
    внутри каждого вида трудно найти одно дерево похожее на другое: оно может быть взрослым или молодым, здоровым или больным и т. д. На рис. 272, 273
    приведены несколько видов взрослых и молодых деревьев, и даже беглого взгляда достаточно, чтобы определить,
    насколько они отличаются по своим размерам, пропорциям, характеру ветвей и листьев. У дуба доминирует могучая крона, у сосны сильный ствол и относительно малая крона, у пирами- дального тополя ветви тянутся вместе со стволом ввысь, у липы, наоборот,
    ветви распространяются радиально в ширину, образуя шарообразную крону, у березы — свисают. Для изу- чения конструкции дерева хорошо рисовать их без листвы, один «скелет».
    Знание структуры дерева, порядка расположения и примыкания к стволу основных ветвей, пропорций и деталей
    (листьев, цветов), формы кроны значи- тельно облегчит рисование деревьев
    «от себя», будет хорошим материалом для архитектурной графики. При изоб- ражении дерева большое значение имеет техника рисунка. Это хорошо видно на примерах рисунков, сделан- ных различными материалами.
    Для изучения композиционных,
    графических приемов полезно делать копии с рисунков мастеров (И. И. Шиш- кина, В. Д. Васильева, А. К. Саврасова и др.). Много рисунков, изображающих растительный мир, можно найти у Лео- нардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта и других больших мастеров прошлого.
    Глубокое изучение опыта выдающих- ся мастеров, пытливое наблюдение и ри- сование природы с натуры приходит на помощь будущему архитектору: это по- могает ему шире и глубже познать мир,
    видеть и чувствовать прекрасное. Имен- но все это откроет ему путь'к более плодотворной творческой деятельно- сти в будущем. А те учащиеся, которые берутся за решение задач стилизации форм окружающей нас природы не поз- нав ее, допускают серьезную ошибку,
    так эта их работа не будет иметь проч- ного основания и в лучшем случае будет перепевом чужого. И здесь не выручит ни техника рисунка, ни эффектная ма- нера исполнения. Главная цель, к ко- торой следует стремиться,— познание природы в ее многообразии с тем, что- бы взять от нее как можно больше по- лезного и необходимого для своей рабо- ты, творчества. Это достигается только с помощью учебы — кропотливой, упор- ной и пытливой, через глубокое позна- ние самого себя и окружающего мира.
    Эту мысль постоянно высказывали,
    подчеркивали и утверждали выдающие- ся мастера искусства и архитектуры.
    Ле Корбюзье писал о себе, что он, че- ловек созерцательного склада, изучал природу и затем своими руками созда- вал произведения, обладающие пласти- ческими свойствами, а именно таким образом, утверждает он, создается ис- тинная архитектура, истинная живо- пись, истинное градостроительство. За- долго до него великий Гете говорил о себе, что он никогда не созерцал при- роду с поэтической целью, он начал с того, что рисовал ее, потом он изучал ее с целью понять естественные явле- ния. И так он мало-помалу «выучил природу наизусть», во всех ее мельчай- ших подробностях. И когда ему этот материал был нужен как поэту, он весь был в его распоряжении и ему неза- чем было грешить против природы. И
    вот, помятуя об этом, молодому челове- ку, мечтающему стать большим масте- ром в области архитектуры (и не толь- ко архитектуры), нужно не упустить время и сформулировать для себя не- обходимые и достаточные условия и следовать им в своей жизни.

    ГЛАВА. МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ
    И ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
    В РИСУНКЕ
    Многообразие учебных и твор- ческих задач вызывает необходимость обращать серьезное внимание на раз- ные манеры выполнения рисунков.
    В свою очередь это вызывает потреб- ность изучать технические возможности различных материалов и инструментов,
    применяемых в рисунке. Выбор той или иной манеры, тех или других материа- лов и инструментов в каждом случае определяется задачей, которая ставится перед рисующим.
    В начале обучения для твердой постановки навыков и координации действий рисующего рекомендуется рисовать карандашом с тонким грифе- лем средней твердости (или мягкости) — «М», «2М» или «В»,
    «2В», на белой бумаге определенного размера, использовать мягкую резинку,
    легко превращающуюся в крошку.
    В дальнейшем, по мере приобрете- ния опыта и навыков, находят примене- ние и другие материалы. Методически правильно будет в это время более внимательно и старательно изучать с помощью копирования наследие мастеров. Надо при этом стараться про- никнуть в суть их творчества, устано- вить связь между темой-сюжетом и манерой, местом и временем, миросозер- цанием и вкусом зрителя и художника.
    Изучая наброски, эскизы и завер- шенные произведения мастеров, нет необходимости делать законченные копии больших размеров. Можно обобщенно, в малом формате поместить всю композицию, а отдельно более крупно скопировать и частично прора- ботать только характерные детали.
    Все вместе взятое — острое видение окружающего мира с помощью ри- сунка, глубокое познание истории рисунка — может и должно привести к свободному, выразительному графи- ческому мастерству, выявлению индиви- дуальных склонностей, определению своего лица, своего интереса в изобра- зительном искусстве. Но при этом надо сохранить реалистическое отношение к манерам и материалам, не находиться под их гипнозом, быть их хозяином,
    не впадать в манерность, во внешний техницизм. При всех обстоятельствах должен сохраниться здоровый, острый взгляд на природу, человека и его творчество.
    Чтобы более менее освоить те или другие рисовальные инструменты и ма- териалы, использовать их возможности по-разному, подчинить их своему замыслу, преодолеть шаблон в техни- ческих приемах, необходимо проделы- вать ряд систематических простых упражнений. Приведенные в пособии упражнения и различные рисунки мастеров, конечно, не исчерпывают всего, что может дать тот или другой материал и инструмент. Надо постоянно пробовать их по-разному. Это позволит по-другому смотреть на технику и ма- неру, глубже понимать богатые воз- можности разных манер и техники.
    Надо помнить, что оригинальные рисунки сильно отличаются от их репродукций, напечатанных в ином размере и цветовом тоне, часто с полиграфическими погрешностями.
    Необходимо по возможности рас- сматривать и изучать рисунки мастеров в подлинниках или репродукциях.
    Нельзя стать мастером, не почувст- вовав и не познав по-настоящему творческую лабораторию художника,
    архитектора. Замечательны во всех отношениях рисунки Леонардо да

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта