Главная страница
Навигация по странице:

  • 4-я стадия.

  • [64 Глава 4. Рисование и изучение человека

  • 176. Последовательность рисунка скульптуры

  • 168 Глава 4. Рисование и изучение человека

  • Глава 4. Рисование и изучение человека

  • 179. Скелеты, вписанные в рисунки Аполлона

  • 7, Рисование и изучение форм животного мира 171 180.

  • 183. Греческая ваза с рельефом. Учебный

  • 7. Рисование и изучение форм животного мира

  • 182 Глава 4. Рисование и изучение человека

  • Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


    Скачать 26.64 Mb.
    НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
    АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    Дата07.02.2017
    Размер26.64 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
    ТипЗакон
    #2380
    страница12 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
    Глава 4. Рисование и изучение человека
    эпох (скульптуре, живописи, графике).
    Особенно важен анализ приемов изо- бражения ткани, наглядно иллюстрирую- щих их «работу» в образовании складок.
    Складки могут характеризовать покой или движение формы, человека, воздуха
    (ветер). Складки ткани должны вы- являть узлы формы при том или ином движении.
    Архитектору-практику приходится делать эскизы или самому разрабаты- вать для своих проектов архитектур- но-декоративные элементы — объемные
    (скульптура, рельеф) или плоскостные
    (роспись, мозаика, сграффито). В этих случаях одежду на фигуре человека ему приходится изображать в стилизован- ной, обобщенной манере.
    Архитектор должен отобрать неболь- шое число лаконичных складок, могущих подчеркнуть пропорции, объем, движе- ние, жест изображенной фигуры челове- ка и тем самым значительно усилить выразительность художественного об- раза.
    В скульптурах «Аполлон» (рис. 176),
    «Рабочий и колхозница», «Булыжник —
    -оружие пролетариата» (см. рис. 194,
    195) рисунок складок подчинен общему движению фигуры, подчеркивая тот или иной характер пластики тела, облегчая его, свободно ниспадая либо развиваясь по ветру.
    Техническая сторона изображения складок должна быть полностью под- чинена методике построения рисунка фигуры человека, ее узловым пунктам и направляющим линиям движения. Сле- дует заметить, что мастера изобрази- тельного искусства различных эпох часто рисовали скелет человека, «одевали» его мышцами, а потом рисовали различную одежду.
    Все сказанное может быть применено к рисованию таких видов одежды, как костюмы, головные уборы и обувь. Их внешний вид зависит от моды, назна- чения и качества самой ткани. Так,
    одежда из тонких, мягких, легких тка- ней может четко выявить, подчеркнуть пластику тела. В рисунке следует акцен- тировать не только те места, где ткань плотно облегает форму, но и те, где складки свободно свисают или разве- ваются. Одежды из плотных толстых тканей обычно скрывают форму, но зато, обобщая ее, способствуют мону- ментализации произведения.
    Последовательность выполнения ри- сунка скульптуры Аполлона показана на рис. 176.
    1-я стадия. Осознав движение, быст- ро пометить крайние точки фигуры
    (для ее наилучшего размещения на листе бумаги) и точку центрального луча зре- ния всей композиции. Нанести опорные точки фигуры: лонного сочленения —
    лобка, выступы гребешка подвздошных костей плечевого пояса — яремную ямку, плечевые суставы, грудной клет- ки — мечевидный отросток и точек ее нижнего края, нижних конечностей —
    большого вертела, следков и колен,
    верхних конечностей — локтя и за- пястья, головы. Проведение направляю- щих линий общего изгиба торса, ног,
    шеи, головы и рук.
    2-я стадия. Уточнение направляю- щих линий, характеризующих общее движение и размеры таза, грудной клет- ки, бедер, голени, следков, шеи, головы,
    плеч, предплечий, кистей рук по отно- шению друг к другу, а также по вер- тикалям и горизонталям. Изображение таза, поясницы, грудной клетки, шеи и головы. Прорисовка легкими линиями общей формы фигуры и ее частей от середины к краям.
    3-я стадия. Изображение деталей,
    конкретизирующих отдельные части таза, грудной клетки, головы, ног и рук с учетом мест прикрепления и совершае- мой работы основных мышц. Прорисовка форм всей фигуры более сильными и точными линиями. Анализ направления масс и деталей по отношению вертикали и горизонта.
    4-я стадия. Пометка собственных и падающих теней, предварительно осо- знав условия освещения, поперечные и продольные сечения формы по отноше- нию источника света.
    5-я стадия. Обобщение рисунка,
    т. е. приведение к тональной и линейной гармонии, выявление частей формы близко и дальше расположенных от ис-

    4. Фигура человека /63
    174. Схема получения
    перспективного
    изображения фигуры
    человека. Вид на
    ситуацию сбоку и
    сверху: человек, точки
    зрения, картинные
    плоскости

    [64 Глава 4. Рисование и изучение человека
    175. Схема получения
    правдивого,
    скорректированного
    изображения человека
    спереди и сзади;
    снизу и сверху

    4. Фигура человека 165

    166 Глава 4. Рисование и изучение человека
    176. Последовательность
    рисунка скульптуры
    "Аполлон»

    4. Фигура человека 167
    177. Последовательность
    рисунка скульптуры
    «Мальчик с гусем»

    168 Глава 4. Рисование и изучение человека
    178. Последовательность
    рисунка скульптуры
    «Амур»

    5. Рисование фигуры человека 169
    точника света и зрителя и в зависимости от характера ее пластики. В одном слу- чае усиливается светотеневой контраст,
    в другом уменьшается.
    Та же последовательность в работе соблюдается и при рисовании других скульптур: «Мальчика с гусем», «Амура»
    (рис. 177, 178). В эти рисунки, как и в другие, полезно вписать скелеты, срав- нивая их между собой по движению и размерам (рис. 179).
    5.
    Рисование фигуры человека
    Изображение фигуры живого челове- ка принципиально не "отличается от ри- сования гипсовой. Однако оно требует от учащегося более глубоких знаний перспективы, пропорций, пластической анатомии, характера движения и бо- лее уверенного, точного применения принципа основных характерных точек и направляющих линий.
    Рисование живого человека ослож- няется тем, что он не может долгое время сохранять одно и то же положе- ние своего тела, и оно постоянно в тех или иных пределах меняется. Кроме то- го, рисование человека требует большего сосредоточения внимания и никак не допускает копирования, срисовывания.
    В рисунке прежде всего выявляется сущность общего, основного движения фигуры и взаимное расположение глав- ных частей тела, так чтобы они вместе наиболее ярко выразили образ, харак- тер изображаемой модели. Достигается это прежде всего выявлением на листе бумаги главных, характерных точек и основных направляющих линий модели.
    В процессе рисования надо учитывать лишь то положение модели, которое более ярко выражает ее образ.
    Следовательно, на бумаге сначала строго фиксируется сущность основ- ного движения, затем все детали, под- чиняясь общему движению, наносятся на этот каркас.
    Метод основных точек и направляю- щих линий особенно важен в кратко- временных набросках с фигуры движу- щегося человека. Такой набросок позво- ляет быстро зафиксировать одномомент- ное движение (рис. 170, 171). Детали же, если они необходимы, прорисо- вываются потом по памяти.
    Методика рисунка человека — дли- тельного и краткого — иллюстрирует- ся рис. 180, 181, 182, которые особого словесного пояснения не требуют.
    б.
    Рисование рельефа
    Рисование рельефа с изображением людей преследует ряд учебных целей.
    Скульптура и особенно барельеф воз- никли и развивались вместе с архитек- турой и органически входят в компо- зицию зданий и сооружений. Памят- ники архитектуры Древнего Египта,
    Древней Греции, эпохи Возрождения и другие дают убедительные примеры синтеза скульптуры и архитектуры.
    В скульптурных произведениях, осо- бенно в барельефах, выражались важ- нейшие общественные события, разные стороны жизни человека. Связанные с архитектурой рельефы имеют большое идеологическое и воспитательное зна- чение, отражая уровень развития куль- туры.
    Рисование рельефа дает возмож- ность учащимся усвоить историю разви- тия и композиционно-пластические за- кономерности строения рельефов в архитектуре Египта, Греции, средневе- ковья, Ренессанса и в современной ар- хитектуре, уяснить художественно-плас- тические свойства рельефов (барелье- фов, горельефов и т.д.). Учащиеся должны понять зависимость компози- ционно-пластических построений рель- ефа от его расположения в интерьере или в экстерьере, на какой стороне света, вверху или внизу, от стиля эпохи и темы сооружения, сюжета, изобра- женной пластической формы, ее ритми- ческого построения, точек восприятия.
    Рисование рельефов, выполненных выдающимися мастерами, передавшими средствами пластики богатство движе- ний и форм (труд, отдых, бег, пляска,
    спорт, война и т.д.), дает хорошую основу для широкого и глубокого по-

    Глава 4. Рисование и изучение человека
    знания различных процессов в жизни и деятельности людей и художественно- образного их воплощения в различных синтетических пластических формах
    (рис. 183).
    Методика рисунков с гипсовых слеп- ков и с человека иллюстрируется рядом учебных работ, выполненных в классе,
    музеях, на натуре (рис. 184—195).
    7. Рисование и изучение
    форм животного мира
    Архитектор должен пытливо наблю- дать природу во всех ее проявлениях,
    открывать в ней для себя все новое и новое. Разнообразные формы животного мира достойны привлечь его внимание и вызвать законный интерес к той части бесконечной природы, в которую входит сам человек.
    История оставила нам много изо- бражений животных. Их можно найти на стенах пещер и скалах, выцарапан- ных или нарисованных первобытным человеком. Различные народы оставили выразительные, с высоким совершен- ством выполненные изображения живот- ных. Эти изображения наряду с изо- бражениями людей украшали архитек- турные сооружения в виде скульптур- ного, живописного или графического декора (рис. 196—198).
    179. Скелеты, вписанные в
    рисунки Аполлона,
    Мальчика с гусем и
    Амура
    Большое внимание человека к живот- ным в прошлом объяснялось не только их внешней красотой, но и значением,
    которое они имели в его жизни. Напри- мер, лошадь являлась его главным тран- спортным средством; овца, корова, лань,
    лось и т. д. были источниками питания и одежды; собака — близким другом и самоотверженным помощником.
    Архитектор через рисование живот- ных в первую очередь должен обогатить сознание, обострить взгляд на природу с целью почерпнуть и взять из нее как можно больше идей конструктивно-стро- ительного и архитектурно-пластического порядка. Известно, что крупные инже- неры-строители, архитекторы с этой целью постоянно изучали формы живых организмов.
    Конечно, у нас закономерно вызы- вают восхищение предметы, производи- мые человеком. Во многом человек превзошел природу, ее возможности,
    создает новые, часто превосходные фор- мы. Он изменяет эти формы в необхо- димом направлении, быстрее и в более грандиозных размерах, чем это может совершиться в природе. Но несмотря на это природа вообще и процессы раз- вития в ней форм с определенными ка- чествами остаются пока для челове-

    7, Рисование и изучение форм животного мира 171
    180. Последовательность
    рисунка живой фигуры
    182. Мышцы фигуры
    181. Скелет фигуры

    183. Греческая ваза с
    рельефом. Учебный
    рисунок

    184. Раб. Учебный рисунок

    174 Глава 4. Рисование и изучение человека
    185. Обнаженная мужская
    фигура. Учебный
    рисунок
    186. Обнаженная женская
    фигура. Учебный
    рисунок
    187. Набросок обнаженной
    мужской фигуры со
    спины
    188. Набросок женской
    фигуры в одежде
    <

    7 Рисование и изучение форм животного мира
    ческого творчества непревзойденными образцами, не познанными до конца наукой. Поэтому идеи, заложенные в природе, человек должен увидеть, пра- вильно познать и в дальнейшем развить,
    применить в дело.
    И нужно всегда помнить, что природа раньше ответила на многие вопросы, над которыми работала и работает мысль человека. При этом необходимо пред- ставить себе, насколько медленнее че- ловеческое мышление подходило бы к решению проблем в науке и технике,
    если бы не было летающих, плавающих и других живых существ.
    Рассматривая, наблюдая, рисуя фор- мы животного мира, мы видим, что они бесконечно разнообразны и часто пре- красны. Можно найти среди них пре- восходные, смелые с инженерно-архи- тектурной точки зрения построения кон- струкций, «сопротивляющихся по фор- ме». А биохимические и другие про- цессы, которые позволяют природе вос- производить эти формы из окружающе- го материала, синтетически совокупно могут служить, в некотором отношении,
    образцами для творчества технолога- строителя. Среди этих форм можно наб- людать фактуры и расцветки, гармони- ческие сочетания которых могут вызвать очарование, как у простого зрителя, так и у художника-колориста, декоратора- прикладника и скульптора (рис. 198).
    Поэтому познание через рисунок живот- ного мира должно развивать у архитек-

    176 Глава 4. Рисование и изучение человека

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    189. Дискобол. Учебный
    рисунок
    190. Наброски фигуры
    человека, сделанные
    кистью
    191. Принцип изучения
    пропорций

    178 Глава 4. Рисование а изучение человека
    192. «Обнаженная девушка».
    Скульптор
    С. Г. Коненков
    193. Памятник
    первопечатнику
    И.Федорову (бронза).
    Скульптор
    Н. И. Волнухин
    194. «Булыжник оружие
    пролетариата».
    Скульптор И. Д. Шадр.
    Учебный рисунок

    7. Рисование и изучение форм животного мира

    195. «Рабочий и колхозница»
    (нержавеющая сталь).
    Скульптор В. И. Мухина

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    тора инженерную интуицию с точки зрения конструкции и использования материала, а также художественно-пла- стическую культуру, обостренное чувст- во пропорций, богатства движений, цвета и фактуры.
    Различия между отдельными видами животных определяются, как мы знаем,
    тем или другим образом сохранения ви- да, т. е. приспособлением к конкретным условиям существования. Длительное приспособление вызывает появление и усиленное развитие одних органов и ос- лабление и исчезновение других. По- явление и развитие необходимых для жизни органов начинается с несовершен- ных и в начале незаметных частностей —
    точек роста, которые постепенно стано- вятся совершенными целыми органа- ми. Наоборот, ненужные для новых, из- менившихся условий жизни, совершен- ные органы превращаются в частности и исчезают. Так, например, общий ход поступательного развития, происходив- шего в сторону создания человека, на- чался с выделения из позвоночника го- ловы, шеи, грудной клетки, таза, появле- ния и развития конечностей и отрыва в связи с этим туловища от земли. Опора и передвижение только на задних конеч- ностях привели к вертикальному поло- жению туловища и позволили освободить и использовать верхние конечности как совершенное орудие в борьбе за сущест- вование. Сходные части тела в связи с новыми функциями получают другое расположение и другое пропорциональ- ное выражение. Так, например, в скелете ноги колено отделяется от туловища,
    пятка приближается к земле. Хвост, за ненадобностью, исчезает. Развивается мозговая часть черепа и уменьшается лицевая с челюстями.
    Природа учит человека изобретать и создавать. Всестороннее представле- ние и понимание развития форм при- роды служат принципиальной основой мышления.
    Бесконечное разнообразие природ- ных форм всегда служит для архитек- тора источником идей; позволяет по- новому решить проблемы формы, струк- туры, конструкции, цвета и т. д.
    Для первоначального рисования и изучения могут представлять интерес домашние животные и птицы: лошадь,
    корова, овца, собака, курица, гусь и т. д.
    (рис. 199—203). От их изображения легко перейти к рисованию диких жи- вотных и птиц, находящихся на воле и в зоопарке (рис. 204—209).
    Для этой цели наиболее рациональ- но выполнять рисунки животных с нату- ры на листах бумаги размером 30 X
    X 40 см, или 20 X 30 см; на одном и том же листе рисовать в малом масштабе общие виды одного и того же животного
    (исходные и в различных движениях);
    более крупно — его части (голову, ту- ловище, конечности); ближе к натуре —
    детали (глаз, рога, ухо, копыто и т.д.).
    Располагать изображения необходимо плотно, композиционно заполняя ими весь лист. В какой-то мере этому тре- бованию соответствуют рис. 201—205.
    Архитектор не должен ограничивать- ся изучением через рисунок только этих представителей животного мира.
    Достойны пристального внимания вы- разительные формы, которые можно найти в морях, озерах и реках: раз- личные виды медуз, кораллов, актиний,
    губок и радиолярий. Разнообразны по форме, рисунку и расцветке раковины молюсков, панцири черепах и рако- образных. Многие конструкции, создан- ные человеком (современные своды из армоцемента, пластмасс и металла,
    рис. 210), напоминают бионические структуры.
    Раскраска цветов, бабочек, раковин,
    рыб, птиц и других форм животного мира может быть наглядным пособием по цветоведению и воспитанию худо- жественного вкуса.
    Известно, что анатомическое строе- ние и физиология человека и животных имеют общее происхождение. Поэтому в стадии эмбрионального развития за- родыши различных млекопитающих, в том числе и человека, мало различают- ся между собой. Только с определен- ного момента они начинают различать- ся по внешнему виду и внутреннему строению. Но многие виды животных
    (особенно четвероногие) и в дальней-

    182 Глава 4. Рисование и изучение человека
    196. Ассирийский рельеф 197. Греческий рельеф

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    198. Египетский рельеф
    шем своем развитии сохраняют извест- ное сходство с анатомическим и физио- логическим строением человека (рис.
    211).
    Изучение с помощью рисунка кон- струкции человеческого тела может слу- жить непосредственной основой для изучения и рисования представителей животного мира. Твердое знание анато- мического строения человека и умение применить его при рисовании практи- чески позволяют легко подойти к по- ниманию строения четвероногих, птиц и вообще позвоночных.
    Даже беглое сравнение скелета и мышц человека со скелетом и мышцами животных с очевидностью показывает большое конструктивное сходство между ними. Череп, позвоночный столб присущи большой группе позвоночных от рыб и пресмыкающихся до человека.
    Но большее единство по структуре с человеком имеют четвероногие живот- ные.
    Череп, позвоночный столб, грудная клетка, лопатка, таз, кости конечно- стей этой группы обнаруживают зна- чительное конструктивное родство. Рас- положение, прикрепление, очертания и работа мышц различных видов жи- вотных очень близки к расположению и работе соответствующих мышц чело- века.
    Приведенные рисунки убедительно иллюстрируют мысль как о всеобщем единстве и связях, заложенных в при- роде, так и о бесконечном разнообра- зии форм животного мира.
    Рассматривая формы животных, сле- дует сравнивать их отдельные части с подобными частями тела человека.
    При этом необходимо обращать вни- мание на особенности расположения и пропорции этих частей, на присут- ствие или отсутствие тех или иных де- талей. Сравнивая форму грудной клет- ки человека, обезьяны, лошади и льва,
    мы увидим некоторые важные особен- ности, определяющие пластику этой час- ти тела и возможности движения перед- них конечностей с лопатками. Грудная клетка животного имеет по сравнению с грудной клеткой человека большее расстояние от позвоночного столба до грудной кости и меньшее между боковы- ми поверхностями. Лопатки у живот- ных помещаются с боков, у человека —

    7. Рисование и изучение форм животного мира
    185
    199. Три главных плоскости
    для проекций с исходных
    положений животного;
    исходные виды
    скелета и мышц с
    основными поперечными
    разрезами лошади
    200. Лошадь
    201. Скелет и мышцы коровы

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта