Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
Л. Кисть, ступня и конечности 159. Кости руки 1 — лопатка; 2 — ключица; 3 — плечевая; 4 — локтевая; 5 — лучевая; 6 — запястья; 7 — пясты; 8 — фаланги пальцев 160. Мышцы руки 1 — дельтовидная; 2 — большая грудная; 3 — двуглавая плеча; 4 — малая и большая круглые; 5 — подостная; 6 — трехглавая плеча; 7 — общие разгибатели пальцев; 8 — пронатор; 9 — супинатор; 10 — сгибатели линий нижнего окончания грудной клетки. Проведение профильных ли- ний живота и грудной клетки. Нане- сение на линии, определяющей наклон таза, точек больших вертелов костей бедра, а на линии наклона плечевого пояса — точек плечевых суставов. Пометка ключиц. Пометка легкими ли- ниями общей формы торса и его частей. Все парные характерные точки ске- лета торса следует наносить одно- временно, исходя из средней линии, с учетом пропорций, движения торса и его частей, а также перспективных сокращений, видимых с данной точки зрения. 3-я стадия. Пометка расположения основных мышц торса с учетом их характерных пунктов, мест прикрепле- ния и совершаемой работы. Анализ сделанных пометок и прорисовка форм всего торса и его частей более силь- ными правильными линиями. 4-я стадия. Построение линий соб- ственных и падающих теней с учетом разрезов форм и направления лучей света. Нанесение собственных и па- дающих теней, полутеней. 5-я стадия. Тонально законченный рисунок торса человека. Анализ и срав- нение теней, подчинение их силы общему освещению и кривизне сечений поверхностей. 3. Кисть, ступня и конечности. Анатомическое строение. Конструкция. Основные движения. Опорные конструктивные точки и применение их в рисовании Кисти рук и стопы ног являются одними из самых сложных форм чело- веческого тела. 144 Глава 4, Рисование и изучение человека 161. Основные виды и скелет 5 — основные фаланги кисти. Кости пальцев; 6 — средние фалан / - локтевая; 2 - лучевая; пальцев; 7 - ногтевые 3 - запястья; 4 - пясти; фаланги пальцев 3. Кисть, ступня и конечности 162. Мышцы кисти и возможности ее движения вверху — мышцы и сухожилия кисти спереди и сзади; внизу — возможности движения в запястьи в сторону мизинца и большого пальца; возможность движения в запястьи в сторону ладони и ее тыла; разведение пальцев в стороны; возможности сгиба фаланг пальцев 146 Глава 4. Рисование и изучение человека Кисти и стопы человека имеют много сходства: в далеком прошлом и те и другие служили опорами. Различие вызвано происшедшим также очень давно разделением функций: ступни остались для опоры и передвижения, кисть рук приспособилась к выполнению различных трудовых процессов. Рассматривая соответствующие эле- менты стопы ног и кисти рук, можно увидеть, как функция опоры и равнове- сия вызвала у стопы увеличение предплюсны (около 1/2 стопы) и умень- шение размера и подвижности пальцев (1/4 стопы). Сложные функции кисти привели к увеличению подвижности и к уменьше- нию размера запястья (1/6 длины кис- ти), к многообразным и точным движе- ниям пальцев и к увеличению их длины (примерно 1/2 длины кисти). Стопы ног в результате эволюции приобрели вид пружинистого рессорного свода. Большие пальцы стоп распола- гаются почти в ряд с остальными. У кис- ти же рук благодаря функции различных захватов большой палец отделился от остальных и повернут своей ладонной частью к ладонным частям остальных пальцев. Наиболее доступны изучению и изображению кисть руки и отдельные пальцы — это лучшие объекты для развития мастерства рисунка. Образно говоря, это бесплатные натурщики, всегда готовые позировать человеку, желающему преуспеть в рисунке. Рисовальщику, умеющему с успехом изображать многообразные движения кисти руки с различных точек зрения, легче научиться рисовать и всю фигуру человека во всех ее сложных движе- ниях. Перед тем как делать основательный рисунок руки, рассмотрим ее и сделаем предварительные принципиальные ли- нейные рисунки ее внешнего вида и внутреннего конструктивного строения, чтобы лучше понять форму руки и возможности ее движения. Рука состоит из кисти, предплечья и плеча (рис. 159—162). С помощью запястья кисть прикрепляется к лучевой кости, вместе с которой может вращать- ся вокруг локтевой кости. Это вращение осуществляют мышцы, называемые су- пинаторами и пронаторами. Поворот ладони вперед или в противоположную сторону локтя называется супинацией, а назад, в сторону локтя — пронацией. Подвижность костей запястья обес- печивает движения кисти вперед, назад, в сторону большого пальца и мизинца и вращение. Эти движения кисти лучше всего изучить на самом себе — постоян- ном справочнике по пластической анатомии. Ладонь с пястами и мышцами напо- минает форму своеобразного совка (ковша). Пяста большого пальца — под- вижна, у остальных пальцев — мало- подвижна. Большой палец имеет две фаланги, остальные — по три. Соедине- ние фаланг суставами обусловливает 3. Кисть, ступня и конечности 163. Рисунок кисти руки с ладони и тыльной стороны 164. Последовательность рисунка кисти, сжатой в кулак сгибание и разгибание пальцев. К пястам пальцы присоединяются по овальной кривой; при сгибании, собирании паль- цев в кулак ногтевые фаланги обращают- ся внутрь ладони. Пястные суставы обеспечивают многообразные движения пальцев. Многообразные и точные движения кисти и пальцев осуществляются с по- мощью мышц кисти и предплечья (рис. 163). На ладонях располагаются мощные сгибатели; с тыльной стороны кисти — более слабые разгибатели, а с наружной стороны большого пальца и мизинца — совсем слабые отводящие мышцы. Верхнее шаровидное окончание пле- чевой кости вместе с суставной впадиной лопатки образуют плечевой сустав, а нижнее утолщение плечевой кости — локтевой сустав (см. рис. 159). Предплечье состоит из локтевой и лучевой костей. Локтевая кость уширя- ется кверху, лучевая — книзу. Основой локтевого сочленения служит верхнее окончание локтевой кости, а запястного сочленения — нижнее окончание луче- вой кости. Вращение лучевой кости 148 Глава 4. Рисование и изучение человека вокруг локтевой позволяет поворачивать кисть руки на 180.° Локтевой сустав обеспечивает сгиба- ние, и разгибание рук. Сгибание рук осуществляется двуглавой и плечевой мышцами, расположенными на передней стороне плеча. Двуглавая мышца, начи- наясь двумя головками от лопатки, идет к лучевой кости предплечья; располо- женная под двуглавой плечевая мышца начинается от кости плеча и крепится к локтевой кости. Разгибание руки в локтевом суставе производит трехглавая мышца плеча, расположенная на задней стороне плеча. Одна из верхних головок трехглавой мышцы крепится к лопатке, две другие — к плечевой кости; соеди- нившись вместе внизу, они подходят и крепятся к локтевому отростку локтевой кости. Плечевой сустав благодаря шаро- видной головке плечевой кости пред- определяет целый ряд движений руки, отведение (при помощи дельтовидной мышцы), приведение (при помощи ши- роких грудной и спинной мышц), движение вперед, назад и вращательное движение (осуществляются совокуп- ностью всех мышц). Построение руки и кисти характери- зуется рядом узловых пунктов в суста- вах плеча, локтя, запястья, пястья и фаланг пальцев. Эти узловые пункты надо находить в натуре и помечать на рисунке точками, соединять точки прямыми линиями и таким образом определять направление движения и пропорции форм руки и ее кисти, пальцев. Для характеристики внешней пласти- ческой формы руки и кисти необходимо знать ряд характерных анатомических точек видимой части костей и мышц. Применение принципа узловых пунк- тов и основных анатомических точек показано на рис. 163. Последователь- ность выполнения рисунка кисти руки дана на рис. 164. 1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка на листе бумаги и точки центрального луча зрения всей композиции. Проведение линии пясто- пальцевых суставов и линии запястного сустава. Пометка основания большого пальца. 2-я стадия. Нанесение точек оконча- ний пальцев и окончаний локтевой и лучевой костей. Проведение направляю- щих линий и предплечья ладони и всех пальцев. Пометка точками суставов пальцев, а линиями — направлений каж- дой фаланги. Изображение легкими линиями общей формы кисти. 3-я стадия. Анализ сделанных во второй стадии пометок с целью уточне- ния пропорций, движения и перспектив- ного построения кисти руки. Исправле- ние допущенных ошибок и прорисовка формы кисти и ее частей правильными и более сильными линиями. 4-я стадия. Построение линий собст- венных теней с учетом разрезов форм кисти и ее частей, пометка направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней. 5-я стадия. Тонально законченный рисунок кисти руки. Функция опоры и передвижения на двух конечностях определила развитие конструкции и формы ног. Ноги человека состоят из ступни, голени и бедра (рис. 165, 166). Скелет ступни представляет собой пружинистый свод (рис. 167), состоя- щий из костей плюсны, предплюсны, таранной и пяточной костей. К костям плюсны примыкают косточки фаланг пальцев, которые образуют малый свод ступни. Большие пальцы ступней, как и рук, состоят из двух фаланг, остальные — из трех. Упругость свода стопы обеспе- чивается группой подошвенных мышц, играющих роль своего рода затяжки свода. На таранную кость, выполняющую роль замка в своде ступни, опирается большая берцовая кость голени. С на- ружной стороны большой берцовой кос- ти располагается более тонкая малая берцовая кость. Нижние окончания этих костей образуют внутреннюю и наруж- ную лодыжки, охватывающие таранную кость и образующие голеностопный сустав. Следует отметить, что наружная лодыжка помещается ниже и несколько 3. Кисть, ступня и конечности 149 165. Скелет ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — сбоку; / — лонное сочленение (лобок); 2 — передний выступ гребня подвздошной кости; 3 — гребень подвздошной кости; 4 — копчик; 5 — крестец; 6 — задний выступ гребня подвздошной кости; 7 — седалищная кость; 8 — головка бедренной кости; шейка бедренной кости; 9 — большой вертел бедра; 10 — малый вертел; 11 — наружный мыщелок бедра; 12 — внутренний мыщелок бедра; 13 — коленная чашечка; 14 — наружный мыщелок большой берцовой кости; /5 — внутренний мыщелок большой берцовой кости; 16 — бугор большеберцовой кости; 17 — больше берцовая кость; 18 — внутренняя лодыжка; 19 — головка малоберцовой кости; 20 — малоберцовая кость; 21 — наружная лодыжка; 22 — таранная кость; 23 — пяточная кость; 24 — кости предплюсные; 25 — плюсные кости; 26 —- фаланги пальцев отступает назад по сравнению с внутрен- ней. Верхнее утолщение большой берцо- вой кости образует вместе с опирающей- ся на нее костью бедра коленный сустав, над суставной щелью которого распо- лагается отдельная косточка коленной чашки. Малая берцовая кость не участвует в образовании коленного сустава; ее верхняя головка сочленяется с головкой большой берцовой кости несколько ниже суставной щели колена. Кость бедра имеет наклон в наруж- ную сторону и оканчивается наверху большим вертелом и шейкой бедра. Шаровидное окончание шейки образует вместе с впадиной тазовой кости та- зобедренный сустав, через который вес верхней части тела передается опорам. Работа и движение ноги произво- дятся сложным взаимодействием целого ряда мышц. Для общего представления о механике движения ноги рассмотрим лишь основные. Движение бедра вперед по отношению к тазу осуществляет верхняя головка четырехглавой мышцы бедра и глубоко расположенная пояс- нично-подвздошная мышца. Отведение бедра в сторону производится сокраще- нием средней ягодичной мышцы, а приведение его к середине — группой приводящих мышц. Движение бедра назад или удержание таза в вертикаль- ном положении достигается мощной ягодичной мышцей. Портняжная мыш- ца может действовать как сгибатель на тазобедренный и коленный суставы. Движением коленного сустава в ос- новном управляют мышцы, помещающи- еся в области бедра. На передней стороне бедра распола- гается мощная четырехглавая мышца бедра; прямая головка этой мышцы прикрепляется к выступу подвздошной кости таза, а три остальных — к кости бедра. В нижней своей части все головки соединяются вместе и переходят через коленную чашку в ее так называемое собственное сухожилие, прикрепляю- щееся к бугристости большой берцовой кости голени. При сокращении четырех- главая мышца разгибает ногу в колен- ном суставе, а ее прямая головка, кроме того, сгибает бедро в тазобедренном суставе. Четырехглавая мышца вместе с приводящими мышцами образует плас- тическую форму передней стороны бедра. На задней стороне бедра помещают- ся полусухожильная, полуперепончатая 150 Глава 4. Рисование и изучение человека и двухглавая мышцы бедра. Наверху все три мышцы, соединяясь в единую массу, крепятся к седалищному бугру таза. Внизу мышцы расходятся и двуглавая прикрепляется к головке малоберцовой кости, а полусухожиль- ная и полуперепончатая мышцы кре- пятся к головке большой берцовой кости голени. Эти мышцы могут осуществлять движение двух суставов ноги: разгибать тазобедренный и сгибать коленный. Совместная работа передней и задних мышц бедра фиксирует в определенном положении тазобедренный и коленный суставы. На наружной поверхности голени располагаются длинные разгибатели большого и четырех остальных пальцев ступни (см. рис. 166, 167), сокращаясь, они распрямляют пальцы и поднимают переднюю часть ступни. С наружной стороны большая и малая берцовые кости голени покрыты большой и малой берцовыми мышцами. Большая берцовая мышца, переходя в нижней своей части на внутреннюю часть ступни, может поднимать ее переднюю и внутреннюю 167. Стопа а — основные виды; б — скелет и мышцы: / — внутренняя лодыжка; 2 — наружная лодыжка; 3 — таранная кость; 4 — пяточная кость; 5 — кости предплюсны; 6 — кости плюсны; 7 — фаланги пальцев; в — мышцы стопы: 8 — связки голеностопного суства; 9 — группа разгибателей пальцев; 10 — группа подошвенных сгибателей и отводящих большого пальца и мизинца; II — пяточное сухожилие (ахиллесово) 166. Мышцы ноги а — спереди; 6 — с внутренней стороны; в — сзади; г — с наружной боковой стороны; / — средняя ягодичная; 2 —- большая ягодичная; 3 — натягиватель широкой фасции; 4 — широкая фасция (сухожилие) бедра; 5 — приводящая бедра; 6 — трехглавая бедра; 7 — портняжная; 8 — большой вертел; 9 — двуглавая бедра; 10 — полуперепончатая полусухожильная; // — коленная чашечка; 12 — собственное сухожилие надколенной чашечки; 13 — группа икроножных мышц; 14 — пяточное сухожилие (ахиллесово); 15 — большая берцовая кость; 16 — головка малой берцовой кости части. Малая берцовая мышца подни- мает наружный край ступни и, проходя под лодыжку малой берцовой кости, опускает переднюю часть ступни. Форму голени сзади образует икро- ножная мышца; вместе с лежащей под ней камбалообразной мышцей она под- нимает пятку ступни вверх и фиксирует положение голени. Наверху две голов- ки икроножной мышцы прикрепляются 3. Кисть, ступня и конечности / 5 / -• б 152 Глава 4, Рисование и изучение человека к головке кости бедра и проходят между двуглавой и полусухожильной мышцами. Камбалообразная мышца начинается от головки большой берцовой кости голе- ни. Внизу обе мышцы переходят в одно ахиллово сухожилие, прикрепляющееся к бугру пяточной кости ступни. На верхней стороне ступни поме- щаются короткие разгибатели большого и четырех других пальцев ступни, а на подошвенной ее стороне мышцы, сги- бающие пальцы и фиксирующие одно- временно положение свода ступни (рис. 168). Основными узловыми пунктами, определяющими общее построение но- ги, ее пропорции, движение и построение в различных ракурсах, служат пункты тазобедренного, коленного, голеностоп- ного суставов и суставов ступни. Для уяснения сложной внешней пластической формы ноги человека необ- ходимо отметить целый ряд характерных анатомических точек, отражающих кон- струкцию ноги. Характерные точки костной основы ноги, видимые на ее поверхности: для бедра — большой вер- тел кости бедра наверху и мыщелки ее суставного расширения внизу, для голени — мыщелки большой берцовой кости, головка малой берцовой кости наверху и их лодыжек внизу. На ступне отметим выступающие точки пяточной кости, пятки большого пальца, мизинца и суставов пальцев. В образовании формы коленного сустава помимо внутренних и наружных мыщелков кости бедра и большой берцовой кости большую роль играет выступающая косточка коленной чашки, расположенная над суставной щелью. Внешнюю пластическую форму ноги образует покров мышц и мягких тканей. Форма эта меняется при различных движениях, она может быть понята на рисунках, показывающих внешний вид ноги, ее характерные точки в разных положениях и ее сечения. Последовательность выполнения ри- сунка стопы ноги показана на рис. 169. 1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки централь- ного луча зрения всей композиции. Проведение линии плюснопальцевых суставов, линий основания пятки и верхней части свода стопы. Пометка пятки большого пальца и пятки мизинца. 2-я стадия. Изображение точек окон- чания пальцев и точек выступов лоды- жек. Проведение направляющих линий голени, свода стопы и всех пальцев. Нанесение суставов пальцев и направле- 3. Кисть, ступня и конечности 168. Основные движения в голеностопном и пальцевых суставах стопы 169. Последовательность рисунка стопы человека 154 Глава 4. Рисование и изучение человека ний каждой из фаланги. Изображение легкими линиями общей формы стопы. 3-я стадия. Анализ и уточнение сделанных во второй стадии пометок. Прорисовка формы всей стопы и ее частей более сильными линиями. 4-я стадия. Построение линий собст- венных и падающих теней, с учетом разрезов форм стопы и ее частей и направления луча света. Нанесение собственных и падающих теней. 5-я стадия. Тонально законченный рисунок стопы ноги человека, согласо- вание элементов светотени с условиями освещения и кривизной сечений кисти руки. Краткое рассмотрение методики учебного рисунка отдельных частей и деталей человека применительно к программе архитектурных вузов и фа- культетов позволяет уяснить ряд важных конструктивных и композиционных закономерностей строения формы. Эти знания помогут студентам успешно освоить сложную художественную дис- циплину, базирующуюся на логическом научном мышлении и чувственном восприятии. Конечно, никакая наука не может заменить точный глаз и чувство красоты. Недаром Леонардо да Винчи считал, что глаз советует всем искус- ствам и исправляет их. Вместе с тем этот гениальный художник не полагался на одну лишь интуицию, на собственное, необычайно сильно развитое чувство прекрасного. Он, как известно, неустанно разрабатывал математически обоснован- ную теорию гармонии изобразительных искусств. 4-. Фигура человека. Конструкция фигуры в целом, основные движения. Пропорции. Основные точки и применение их при рисовании Во время того или иного движения человека меняется взаимное положение костей его скелета, напрягаются соответ- ственные группы двигательных мышц, что вызывает изменения во внешней пластической форме всей фигуры. По- этому построение учебного рисунка должно основываться на знании харак- тера работы, степени напряженности мышц, вызванных различными движе- ниями фигуры. Проблему эту мы подробно рассмат- риваем в разделах, посвященных мето- дике рисования отдельных частей тела человека. Внешняя пластическая форма чело- веческого тела непосредственно зависит от ее внутреннего строения. Поэтому без четкого сознания причин, вызы- вающих изменения очертаний внешних форм, студент не сможет убедительно построить фигуру человека в рисунке. В лучшем случае процесс рисования сведется к более или менее точному ко- пированию видимых форм, пороки ко- торого так ярко охарактеризовал ака- демик архитектуры В. А. Веснин: «...прежде всего надо отмести все ме- тоды «срисовывания» и «копирования» как методы, приучающие к пассивному отношению к натуре, к подражанию, к бессмысленному ее повторению. Надо твердо усвоить, что рисование есть активный процесс — большая работа мысли, глаза и руки...» 1 Для иллюстрации прямой зависи- мости изменения пластической формы фигуры человека от характера произ- водимого им движения приведен прос- тейший пример. На рис. 180 изображен опирающийся на одну ногу натурщик. Степень равновесия фигуры можно про- верить с помощью отвеса. В случае устойчивого равновесия живой модели отвес, опущенный из центра тяжести фигуры (находится в середине таза), должен пересечь опорный след. В этом случае опорная нога значительно на- клонится в наружную сторону, таз, на- груженный массой туловища и лишен- ный опоры второй ноги, тоже примет наклонное положение. Так будет созда- но характерное для подобного случая движение «перекоса». Наклон ноги и 1 Мастера советской архитектуры об архитекту- ре. М., 1975, с. 52. 4. Фигура человека 155 перекос таза будут подчеркнуты силь- ным выступом большого вертела бедра опорной ноги. Ради сохранения равно- весия верхняя часть позвоночного стол- ба, жестко соединенного своей нижней частью с тазом, изогнется в противо- положную сторону. Этот изгиб отчет- ливо отразится на средней линии торса. Грудная клетка, будучи жестко свя- занной с позвоночным столбом, на- клонится в сторону опорной ноги. При этом нижние ребра грудной клетки с одной стороны приблизятся к под- вздошным костям таза, а с другой — отойдут от них. Плечевой пояс, при- нимая естественное положение, соответ- ствующее движению грудной клетки, наклонится в сторону, противополож- ную наклону таза. Шея в нижней своей части продолжит движение позвоноч- ного столба, а в верхней — вместе с го- ловой отклонится в сторону, противо- положную опорной ноге. Таким образом, общее движение всей фигуры будет напоминать плавную змеевидную линию, а центр тяжести таза, груди, головы будет проектиро- ваться на опорный следок. Неопорная нога несколько согнется в суставах, ее колено расположится ниже колена опорной ноги. Руки могут принять са- мые различные положения, однако опущенная рука над опорной ногой и поднятая другая рука будут находиться в соответствии с движением плеч и под- черкивать естественность позы всей фигуры. Мышцы в основном окажутся в сжатом, напряженном состоянии со стороны опорной ноги и растянутом, расслабленном с противоположной. Итак, мы проследили, каким обра- зом опора фигуры человека лишь на одну ногу вызывает строгое логичное взаиморасположение костей и мышц, которое сказывается во внешней плас- тической форме всей фигуры. Уяснив эту взаимосвязь, студент может создать достаточно убедительный образ нагру- женной собственным весом фигуры че- ловека. Для понимания «механики» различ- ных движений человеческой фигуры и их верного отражения в рисунке не- обходимо прежде всего уяснить значение в этом процессе местоположения центра тяжести всего тела и его отдельных частей (рис. 170). Стоя или сидя, человек сознательно, но чаще всего инстинктивно занимает такое положение, при котором вся наг- рузка от веса его тела воспринимается всем скелетом, а работа мышц фикси- рует это положение. Поэтому в свобод- но стоящей или сидящей фигуре ее об- щее движение и движение отдельных частей определяется взаимным рас- положением точек опор и центров тя- жестей всей фигуры и ее частей. Ес- тественно, что в том случае, когда фи- гура имеет устойчивое статическое поло- жение, отвес, опущенный из центра тяжести всего тела человека, должен пройти через площадь его опоры. Неподвижное положение более динамичных своих поз человек сохра- няет благодаря усиленной работе опре- деленных групп мышц. Сложно и бесконечно разнообразно расположение в пространстве тела че- ловека, совершающего динамические движения. От статических оно отли- чается не только иным положением центра тяжести и более активной ра- ботой мышц, но не в меньшей степени и законами инерции движущихся масс тела. Поэтому при ходьбе, беге, работе и других сложных движениях, совершае- мых человеком, отвес, опущенный из общего центра тяжести, в некоторые мо- менты выходит за пределы площади опоры, и равновесие тела достигается за счет сил инерции. Общий центр тя- жести стоящего человека находится в середине его таза, при сложных поло- жениях человека центр тяжести может выходить за пределы его тела. Человек сознательно управляет положением центра тяжести своего тела, создавая определенную взаимо- связь его отдельных частей (рис. 171). Это позволяет ему легко совершать различные сложные движения во время работы, спортивных упражнений, тан- цев и т. п. Отработанные в процессе жизни движения кажутся естественны- ми, а подчас красивыми и гармоничны- 156 Глава 4. Рисование и изучение человека 4. Фигура человека 157 170. Центр тяжести общий и отдельных частей тела человека 158 Глава 4. Рисование и изучение человека ми. При неожиданных, случайных па- дениях человек инстинктивно стремится привести центр тяжести своего тела в устойчивое положение. Естественно, что средствами рисунка можно запечатлеть лишь какой-то один момент происходящего в пространстве и во времени процесса движения. По- этому для верной передачи впечатле- ния от одного момента движения важно изучить весь процесс этого движения и запомнить, какое положение пред- шествовало зафиксированному нами моменту и какая поза последует за ним. Каждая часть изображенной фигуры должна сохранять следы предыдущего движения и одновременно включать по- следующее. Задача художника — вы- брать одно, единственное положение фигуры, которое наиболее ярко и выра- зительно отразило бы характер данного вида движения. Рассмотрим теперь фигуру человека, совершающего сильный поворот вокруг вертикальной оси (см. рис. 171). В этом случае общее вращательное движение складывается из относительно неболь- ших постепенных поворотов отдельных частей тела. Поворот голеностопных суставов, коленных и тазобедренных сочленений, позвонков грудной клетки, поясницы и шеи позволяет вращать го- лову (при неподвижно стоящих следках) на 180°в каждую сторону. Рисуя фигуру человека в различных положениях, следует отчетливо пред- ставлять себе расположение основной кости таза, грудной клетки, изгиб поз- воночного столба, положение костей конечностей. Одним словом, пластиче- ская анатомия должна помочь студен- ту уяснить характер движения в раз- личных суставах, возможные взаимо- положения основных частей человече- ского тела, работу определенной группы мышц. Одним словом, надо уяснить строго обоснованную, логическую связь всех частей тела человека с характером движения его фигуры. Поэтому в про- цессе обучения рисованию полезно на- ложить кальку на готовое изображение фигуры и вписать в ее контур кости скелета. На схематических рисунках пока- заны статические виды движения фигу- ры человека и его частей (см. рис. 170), их совокупность создает богатую гамму движений, которая отражает не только физические возможности и состояние человека, но и его сложные душевные переживания. Учебный рисунок фигуры человека должен непременно основываться на знании пропорций, которые, выступая в различных математических отноше- ниях, выражают правильность геомет- рического строения формы. «Пропор- ция,— отмечает Витрувий,— есть со- ответствие между членами всего произ- ведения и его целым по отношению к части, принятой за исходную, на чем и основана вся соразмерность»'. При некоторых изменениях пропор- ций тела человека в связи с индивиду- альными особенностями можно, однако, отметить некоторые общие пропорцио- нальные закономерности, типичные для большинства людей (рис. 172). Эти средние пропорции нормально развитой фигуры взрослого мужчины могут быть приняты за исходные, по сравнению с которыми легче заметить особенности пропорционального строя индивидуума. Пропорции тела человека как наи- более гармоничного создания природы были в центре внимания художников, теоретиков искусства. Исследования пропорций содержатся в книгах рим- ского теоретика архитектуры Витрувия, гениального художника эпохи Возрож- дения Леонардо да Винчи, архитекто- ров того же времени Альберти и Палла- дио, крупных исследователей пропор- ций Цейзинга, Месселя и Хэмбеджа. Вопрос о пропорциях занял сущест- венное место в творчестве архитекто- ров и исследователей нашего времени и прежде всего знаменитого француз- ского архитектора Ле Корбюзье и совет- ских зодчих И. В. Жолтовского, М. Я. Гинзбурга, В. Ф. Кринского и др. Благодаря этим трудам в процессе исторического развития искусства было Витрувий. Об архитектуре. Десять книг. М., 1936. 4. Фигура человека 159 -171. Примеры различных движений — статических и динамических создано немало канонов пропорций, которые основаны на глубоком изуче- нии живого человека и отражают иде- альные представления той или иной эпо- хи о совершенной красоте человеческого тела. Отметим основные пропорциональ- ные закономерности фигуры взрослого мужчины среднего роста. Высота головы составляет 1/ 7,5—8, ширина плеч при- близительно 1/4, а ширина таза 1/5 общей высоты фигуры, лонное сочле- нение делит ее пополам, колени по- мещаются на половине высоты ноги, пальцы опущенной руки доходят до середины бедра. Голова высокого мужчины дости- гает более 1/8 части его роста, а го- лова низкого мужчины относительно больше и составляет лишь 1/7 часть. Длина туловища менее подвержена индивидуальным изменениям, чем длина ног, поэтому у высоких людей обычно ноги относительно длиннее, а у низких — короче. По сравнению с мужчинами женщи- ны имеют меньший рост, относительно более длинное туловище и короткие но- ги, более широкий таз и узкие плечи, меньший размер головы, кисти руки и следка ног. На протяжении жизни человека про- порции его тела меняются очень силь- но (рис. 172). Объясняется это тем, что в процессе роста отдельные его части тела увеличиваются по-разному, например высота головы увеличивается в 2 раза, туловища в 3, руки в 5, а шеи в 6 раз. У новорожденного ребенка 160 Глава 4. Рисование и изучение человека голова составляет 1/4 часть его высо- ты, у шестилетнего—1/6, а у взрос- лого человека 1/7 или 1/8 часть. Для быстрого и уверенного рисунка фигуры человека с натуры и особенно «по воображению», как было уже ска- зано, необходимо знать и применять так называемые опорные точки, или маяки, фиксирующие важнейшие ана- томические узлы фигуры и направляю- щие линии движения основных масс тела. По опорным точкам определяют по- ложение фигуры в пространстве и ее пропорциональный строй. Они как бы служат начальными маяками построе- ния рисунка с учетом перспективных сокращений и позволяют наметить ха- рактер движения каждой части тела. Отметим главные точки фигуры че- ловека (рис. 173). Лонное сочленение и выступы подвздошных костей спе- реди, нижний позвонок копчика и вы- ступы подвздошных костей сзади опре- деляют положение таза. Первый и седь- мой шейные, двенадцатый грудной и нижний крестцовый позвонки, а также копчик фиксируют характер движения позвоночного столба. Яремная ямка и мечевидный отросток грудной кости, а также выступы линий окончания груд- ной клетки отмечают наклон и поворот грудной клетки. Большой вертел бедра, коленный сустав и голеностопное со- членение позволяют сообщить ногам нужное движение. Точки акромиальных отростков отмечают ширину и поворот плеч, а плечевой, локтевой и запястный суставы определяют движение рук. В процессе проработки деталей фи- гуры необходимо, помимо указанных главных опорных точек, помечать опор- ные точки Отдельных костей и мышц (суставы пальцев, лодыжки, мыщелки колен и т. п.). Основные направляющие линии вер- тикально стоящей на обеих ногах фи- гуры имеют такие положения: линия таза наклонена вперед, живота — вер- тикально, грудной клетки — назад, шеи — вперед, а головы — несколько назад, ось голени располагается верти- кально, а бедра наклонена вбок. Ос- новные линии предплечья и плеча со- 4. Фигура человека 161 172. Пропорции мужской и женской фигур. Возрастные изменения 173. Исходные виды человека с основными поперечными разрезами ставляют между собой небольшой угол, другие части тела (кисть, стопа, суста- вы и пр.) имеют свои направляющие линии. При сложных движениях человека направление основных масс его тела меняется в значительных пределах, соз- давая большое число различных его положений. Наблюдая опорные точки и направляющие линии фигуры и по- мечая их на листе бумаги с учетом пер- спективных сокращений, мы получаем прочный «скелет» рисунка человека. Среди различных факторов, влияю- щих на построение рисунка человека, важное место занимает физиологическая оптика, в частности зрительное восприя- тие линий и объемных форм. Челове- ческому зрению свойственно поддавать- ся оптическим обманам. Эта способ- ность зрительного восприятия должна учитываться в процессе изучения изо- бражения формы. Речь идет об иллю- зорной оценке длины, площади, угла наклона и кривизны формообразующих элементов фигуры. Несовершенство нашего зрительного оптического аппа- рата и психологического восприятия модели иногда служит причиной лож- ных истолкований размеров и конфигу- раций. В учебном рисунке фигуры человека очень важна корректирующая роль моз- га, ибо механический перенос размеров, видимых глазом, приводит к извест- ным ошибкам, особенно при рисовании фигуры человека в ракурсе. «Фотогра- фически» изображенная модель, по правилам конической проекции, может оказаться в рисунке диспропорцио- нальной, зрительно неубедительной. Опыт показывает, что в этом случае правдивое изображение фигуры человека будет результатом проецирования как бы параллельными лучами с сохране- нием объемных пропорций частей тела без перспективных изменений, т. е. дальние части несколько увеличивая, ближние — уменьшая (рис. 174, 175). При изображении человека в сложных перспективных сокращениях рисующий должен представлять, воображать ис- ходные фронтальные виды фигуры (сбоку, спереди, сзади), а также харак- терные «сечения» изображаемой фигуры (см. рис. 173). Рассмотренные начальные сведения о конструкции, движении и пропорциях могут способствовать развитию в даль- нейшем более глубокого понимания фигуры человека и грамотного ее изо- бражения. Архитектору часто приходится ре- шать вопросы архитектурного порядка, связанные с употреблением материалов, из которых изготовлена одежда челове- ка, поэтому он должен знать их конст- руктивные особенности. Нет необходи- мости изучать все многообразные виды тканей, но некоторые характерные свойства, связанные с образованием складок, необходимо рассмотреть. Ха- рактер «поведения» различных тканей можно наблюдать в натуре, но с нашей точки зрения интереснее его рассмотреть в произведениях искусства различных |