Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
2-я стадия. Нанесение конструк- тивных пунктов деталей головы: пере- носицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом ос- новных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять легкими прямыми линиями. 3-я стадия. Анализ ошибок, до- пущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей фор- мы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна лег- кая пометка светотеневого перелома. 4-я стадия. Построение собствен- ных теней. Контрастное нанесение соб- ственных и падающих теней по отноше- нию света с учетом сечений общей фор- 1. Голова человека мы головы и ее частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством. 5-я стадия. Нюансы и переходы в тенях и на свету. Сравнение и обоб- щение всего изображения. В рисунке с гипсовой головы Аполлона (рис. 144) с фоном после линейного построения необходимо прокладывать тени на форме одно- временно с теневой проработкой фона, соблюдая их тональные соотношения. Фон должен передавать градации освещения, в данном случае быть темнее в правом верхнем углу и светлее в левом нижнем. Для углубления знаний о законо- мерностях светотени полезно построить в линиях рисунок головы в каком-либо одном положении. Затем сделать с него несколько копий и дать светотеневую проработку каждой копии при различ- ной освещенности головы. Это позволит студенту уяснить изменение восприятия формы в зависимости от степени осве- щенности. Голова Давида Микеланджело (рис. 145) послужила основой для схем построения головы на рис. 129 и 130. 147. "Колеони». Учебный рисунок 148. Набросок 149. Набросок 150. Рисунок головы 151. «Зевс». Учебный рисунок 132 Глава 4, Рисование и изучение человека Наряду с гипсовыми слепками не- обходимо рисовать оригиналы скуль- птур, выполненных из различных ма- териалов (мрамор, бронза, сталь, дерево, стекло и т. д.), обращая серьез- ное внимание на скульптуры совре- менных мастеров. Методика рисования головы челове- ка мало отличается от методики ри- сования гипсового слепка. Вместе с тем рисунок живой головы по ряду причин сложнее и потому требует боль- шей профессиональной подготовки. Предлагаемые студентам скульптур- ные образы, созданные выдающимися мастерами, отличаются большой силой художественного обобщения. Рисование же живой головы требует умения от- брасывать мелкие, второстепенные де- тали и подчеркивать главные существен- ные черты. Кроме того, в отличие от гипсовой, живая голова не может сох- ранять неизменным одно и то же по- ложение и поэтому оно еще в большей степени отвергает копировочный под- 152. Рисунок головы 153. Рисунок головы молодой женщины ход к построению формы как в линиях, так и средствами светотени. И, наконец, цвет и фактура живой головы ставят перед рисующим дополнительные труд- ности. При рисовании живой головы осо- бенное внимание следует обращать на изучение движения глаз и губ, а также на изображение цвета и фактуры глаз, губ и волос. Для того чтобы уверенно рисовать глаза живой головы, полезно проделать упражнение на рисование зрачка в различных поворо- тах с учетом сферической формы стек- ловидной массы и находящейся под ней радужной оболочки со зрачком. Процесс рисования головы человека складывается из пяти стадий (рис. 146). 1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча всей композиции. Пометка подбородка и точки централь- 2. Чудовище человека ного луча зрения только для изображе- ния головы. Проведение общего овала головы, основания профильной линии и направления шеи. Пометка на осно- вании профильной линии: линии глаз, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха. 2-я стадия. Нанесение конструк- тивных точек головы: переносицы, под- бородка, носа, глаза, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей. Пометка опорных точек шеи. Изображение легкими линиями формы головы и ее частей. Введение линий собственной тени. 3-я] стадия. Анализ второй стадии и прорисовка формы головы и ее час- тей более верными и сильными лини- ями. Уточнение границ собственных теней. 4-я стадия. Передача собственных и падающих теней, а также основных тональных отношений, выявляющих цвет и фактуру всех частей головы. 5-я стадия. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету. На рис. 148—153 помещены изо- бражения головы человека разной сте- пени законченности, иллюстрирующие некоторые возможности использова- ния линий и тона рисовальных мате- риалов. 2. Туловище человека. . . Анатомическое строение. Возможности движения. Конструкция. Основные конструктивные точки и применение их в рисовании Для изучения формы и конструк- ции туловище человека следует рас- сматривать в основных исходных по- ложениях (рис. 117). Туловище чело- века делится на тазовую часть, груд- ную с плечевым поясом и поясничную. Скелет туловища состоит из таза, позвоночного столба, грудной клетки и костей плечевого пояса. Все кости расположены симметрично относительно средней плоскости и, за исключением позвонков и грудины,— парные. Таз — основа скелета человека: он находится в середине человеческого тела, снизу к нему прикрепляются кости нижних конечностей, а сверху на него опирается позвоночный столб, несущий на себе голову, грудную клет- ку и плечевой пояс с верхними ко- нечностями. Кости таза несут и пере- дают на ноги тяжесть всей верхней части тела человека и служат местом прикрепления многих мощных мышц туловища и ног. Таз состоит из трех парных симметричных костей: под- вздошных, лонных, седалищных и пяти сросшихся позвонков нижнего раздела позвоночного столба, образующих крес- тец. Подвздошные кости ограничивают форму таза с боков, лонные спереди, седалищные располагаются внизу и служат опорой телу человека при сидении. В месте схождения этих кос- тей расположена суставная впадина та- зобедренного сустава, в которую входит головка кости бедра. Все кости таза вместе образуют кольцо, замкнутое сзади крестцом. Общая форма таза, в самом деле, в какой-то степени напоминает обычный таз, имеющий спереди над лонными костями вырез. Ось таза на- клонена вперед, что хорошо заметно сбоку. Чтобы понять чрезвычайно слож- ную пространственную форму таза и составляющих его костей, нужно рас- смотреть и нарисовать их с нескольких основных сторон не только спереди, сзади, сбоку, но и сверху (рис. 154). Основными характерными точками, важными для определения пропорций и пространственного положения таза, следует считать лонное сочленение, передние и задние выступы гребней подвздошных костей и нижний позво- нок копчика. К тазу прикреплен позвоночный столб, который состоит из 33 отдель- ных костей — позвонков: семь шейных образуют жесткое основание шеи, 12 грудных служат местом прикреп- 134 Глава 4. Рисование и изучение человека 154. Скелет туловища человека а — спереди; б — сбоку; в — сзади; г — вид таза сверху; д — вид грудной клетки сверху: / — лонное сочленение (лобок); 2 — выступ гребешка подвздошной кости; 3 — гребешок подвздошной кости; 4 — седалищная кость; 5 — копчик; 6 — крестец; 7 — пятый позвонок живота; 8 — выступ края грудной клетки; 9 — первый позвонок живота; 10 — мечевидный отросток; // — грудина; 12 — ключица; 13 — седьмой шейный позвонок; 14 — первый шейный позвонок (атлант); /5 — лопатка; 16 — ость лопатки; 17 — выступ ключично-лопаточного сустава (акромиальный); 18 — яремная ямка ления ребер грудной клетки, пять поясничных соответствуют пояснич- ной области, пять крестцовых позвонков входят в состав таза, а ниже них четыре копчиковых заканчивают позвоночный столб снизу. На протяжении своей высоты позвоночный столб имеет че- тыре изгиба, придающих упругость его конструкции. Шейный и пояснич- ный изгибы обращены выпуклостью вперед, а грудной и крестцовый — на- зад. Все позвонки, за исключением крестцовых, соединены между собой суставами с хрящевыми прокладками, позволяющими совершать движения. Небольшие движения между смежными позвонками в совокупности дают до- статочно большой диапазон движе- ний позвоночного столба в целом. Наибольшей подвижностью обладают пять поясничных и особенно семь шейных позвонков. Этой подвижностью объясняются большие возможности движения таза относительно грудной клетки и по отношению к ней головы: сгибание, разгибание, наклоны в сто- роны, вращение и пружинящие движе- ния. Для определения пропорций и характера движения торса большое значение имеют первый и седьмой шейные, двенадцатый грудной, первый крестцовый и последний копчиковый позвонки. Грудная клетка служит вместилищем важных внутренних органов челове- ка и основанием для плечевого пояса (см. рис. 154). Замкнутое простран- 2. Туловище человека 135 155. Мышцы туловища, шеи, плеча и бедра спереди, сбоку (с. 136) и сзади (с. 137} 1 — прямая живота; 2 — внутренняя косая живота; 3 — наружная косая живота; 4 — большая грудная; 5 — грудино-ключично- сосцевидная; 6 — трапециевидная; 7 — малая грудная; 8 — клюво-плечевая; 9 — двуглавая плеча; 10 — трехглавая плеча; 11 — дельтовидная; 12 •— капюшонная; 13 — зубчатая; 14 — широчайшая спины; 15 — прямая общего разгибателя спины; 16 — средняя ягодичная; 17 — подостная; 18 — большая и малая круглые; 19 — большая ягодичная; 20 — портняжная; 21 — трехглавая бедра; 22 — двуглавая бедра; 23 — приводящие бедра; 24 — полуперепончатая полусухожильная; 25 — широкая фасция (сухожилье) бедра; 26 — натягивающая широкую фасцию (сухожилие) бедра; 27 — сухожильная фасция бедра; 28 — сухожильный ромб; 29 — сухожильный поясничный ромб спины 136 Глава 4. Рисование и изучение человека 27 2. Туловище человека 24 Глава 4. Рисование и изучение человека 156. Исходные виды с характерными туловища с показом разрезами, основных точек рисунками в ракурсе спереди, сбоку, сзади. 2. Туловище человека 157. Исходные виды туловища с показом возможности движения туловища — наклоны и повороты 140 Глава 4. Рисование и изучение человека ство грудной клетки образовано двенад- цатью парами ребер, подвижно сое- диненными сзади с позвонками, а спереди с грудинной костью. Семь верх- них пар ребер непосредственно соединя- ются с грудинной костью, передние окончания следующих за ними трех пар ребер последовательно примыкают к вышележащим ребрам, а нижние две пары ребер имеют свободные окончания. Средние части ребер опущены ниже точек их прикрепления к позвоноч- ному столбу и грудинной кости. Такая форма ребер в сочетании с их под- вижным соединением позволяет уве- личивать и уменьшать внутренний объем грудной клетки при вдохе и выдохе путем поднимания и опуска- ния ребер. Плоская грудинная кость состоит из рукоятки, тела и мечевидного от- ростка. К рукоятке грудинной кости при помощи грудинно-ключичных сус- тавов прикрепляются две ключицы. Между суставами помещается яремная ямка грудинной кости. Длина ребер от первого до седьмо- го возрастает, а затем вновь убывает, в силу этого общий объем грудной клетки приобретает яйцеобразную фор- му, суживающуюся кверху и сплюсну- тую, кроме того, спереди назад. Ось общей массы грудной клетки в от- личие от таза наклонена назад. Для построения грудной клетки и всей фигуры большое значение имеют следующие анатомические пункты: яремная ямка и мечевидный отросток грудинной кости, седьмой шейный и двенадцатый грудной позвонки, нижние края грудной клетки. На грудную клетку сверху одеты кости плечевого пояса, состоящего из двух ключиц и двух лопаток. Плечевой пояс служит опорой для верхних конеч- ностей — рук человека. Трудовая де- ятельность человека, многообразная работа его рук обусловили в процессе развития создание конструкции костей и суставов плечевого пояса, обеспечи- вающей большую подвижность плече- вого сочленения и «мягкость» соеди- нения руки с грудной клеткой. Наруж- ные концы ключиц соединяются сус- тавом с акромиальными отростками костей лопаток. На лопатке в месте соединения с ключицей помещается неглубокая суставная впадина для пле- чевой кости руки. Кости плечевого пояса в отличие от таза не образуют замкнутого коль- ца. Со скелетом грудной клетки соеди- няются только внутренние окончания ключиц, образуя вместе с рукояткой грудинной кости грудинно-ключичные суставы. Лопатка свободно перемещает- ся по задней поверхности грудной клетки и ее положение фиксируется только мышцами. Такая конструкция плечевого пояса позволяет одновре- менно или раздельно поднимать, опус- кать, двигать вперед и назад оба плеча. Благодаря достаточной длине ключиц плечевые суставы располагаются на расстоянии от грудной клетки, и это еще больше повышает диапазон возможных движений рук. Благодаря незамкнутости костей пле- чевого пояса смягчаются и не передают- ся на туловище возможные удары и со- трясения при работе рук. На скелете туловища человека рас- положено большое число сильных мышц, осуществляющих движения са- мого туловища, плечевого пояса, шеи, а также верхних и нижних конечностей. Эти мышцы вместе с покрывающим их подкожным жировым слоем и кожей образуют внешнюю пластическую фор- му человеческого тела, чрезвычайно сложную саму по себе и бесконечно изменяющуюся в зависимости от ра- боты мышц, совершающих то или дру- гое движение. Движение любой части человеческого тела совершается очень сложным взаимодействием многих раз- личных мышц. Для архитектора нет необходимос- ти изучать и разбирать действие всех мышц, поэтому для простоты изложе- ния рассмотрим лишь главные мышцы, производящие то или иное движение, понимание работы которых необходимо и вместе с тем достаточно для уяснения механики основных движений челове- ческого тела. ? 2. Туловище человека 141 158. Последовательность рисунка туловища На передней поверхности туловища (рис. 155) располагаются прямые мышцы живота, сгибающие торс, т. е. сближающие спереди грудную клетку и таз. Прямые мышцы живота, прикреп- ляясь к пятому, шестому и седьмому ребрам грудной клетки и лонным костям таза, располагаются симметрич- но относительно средней линии туло- вища. Прямые мышцы образуют пе- реднюю стенку брюшной полости и определяют внешнюю пластическую форму живота. Они делятся на груд- ную часть, соответствующую по высо- те пятому — двенадцатому ребрам грудной клетки, поясничную часть и тазовую часть, соответствующую высо- те костей таза от лонного сочленения до выступа гребешка подвздошной кости. Каждая из этих трех частей имеет свое определенное направление, зависящее от положения костей груд- ной клетки и таза, и хорошо заметное при взгляде на торс спереди и особен- но сбоку. На задней поверхности туловища (рис. 155,6) располагается парная мышца общего разгибателя спины, разгибающая торс, т. е. удаляющая друг от друга передние поверхности грудной клетки и таза. Мышцы общего разгибателя спины прикрепляются к подвздошным костям таза около крест- ца и ребрам грудной клетки. Они по- мещаются по обе стороны позвоноч- ного столба и образуют два валика, ясно выступающих под поверхностными мышцами в области поясницы. На боковых поверхностях туловища (рис. 155,в) располагаются наружные и внутренние косые мышцы живота. Они прикрепляются к гребням под- вздошных костей таза и ребрам груд- ной клетки. Соединяясь сухожильными пластинами, правые и левые косые мышцы живота образуют вместилище для прямых мышц. Одностороннее со- кращение косых мышц соответствующе- 142 Глава 4. Рисование и изучение человека го этой стороне пучка прямой мышцы живота и общего разгибателя спины наклоняет грудную клетку в бок, т. е. сближает боковые поверхности ее с тазом. Поворот грудной клетки относи- тельно таза осуществляется односто- ронним действием внутренних и наруж- ных косых мышц живота. На верхней части грудной клетки помещаются мышцы, приводящие в движение шею и плечевой пояс. От грудинной кости и внутренних концов ключиц к сосце- видным отросткам черепа идут гру- динно-ключично-сосцевидные мышцы, хорошо видные на передней поверх- ности шеи по обе стороны от гортани. От затылочной кости черепа в виде капюшона опускается вниз и прикреп- ляется к остистым отросткам всех двенадцати грудных позвонков, остям лопаток и внешним концам ключиц так называемая трапециевидная мышца. Верхний раздел этой мышцы запроки- дывает голову назад, средний раздел движет лопатку к позвоночному столбу, а нижний оттягивает лопатку вниз. Односторонняя работа грудинно-клю- чично-сосцевидной и верхнего разде- ла трапециевидной мышцы наклоняют голову вбок. Лежащая под трапецие- видной ромбовидная мышца при сокра- щении поднимает лопатки вверх. Рас- положенные на боковой поверхности грудной клетки зубчатые мышцы дви- гают лопатки вперед. Переплетение волокон этих мышц с волокнами на- ружных косых мышц живота образует характерные зубчатые выступы. Мыш- цы плечевого пояса приводят в движе- ние верхние конечности. Большая грудная мышца, начи- наясь от внутреннего окончания клю- чицы, грудной кости и верхних ребер, наружной своей головкой прикреп- ляется к плечевой кости несколько ниже плечевого сустава. Сокращаясь, она приводит руку к туловищу и может в определенных пределах поднимать руку вперед. Большие грудные мышцы, прикрывая переднюю верхнюю поверх- ность грудной клетки, образуют пласти- ческую форму груди- Плоские широчайшие мышцы спи- ны, начинаясь от крестца, подвздошных костей, поясничных и шести грудных позвонков, также прикрепляются к плечевой кости руки спереди. Хотя они располагаются в среднем разделе спи- ны, функционально они могут быть отнесены к мышцам плечевого пояса, так как подобно грудным мышцам при- водят руки к туловищу, а также не- сколько отводят и вращают их назад. Дельтовидная мышца прикрывает плечевой сустав сверху и определяет собой форму плеча. Начинаясь тремя пучками от наружного окончания клю- чицы, акромиального отростка и ости лопатки, она крепится к плечевой кости снаружи. Ключичный пучок дель- товидной мышцы поднимает руку впе- ред, акромиальный в сторону от туло- вища, а лопаточный назад. Кроме того, кость плеча связана еще целым рядом мышц с лопаткой. Подостная и малая круглая мышцы притягивают плечо к лопатке и вращают его наружу. Большая круглая и подлопаточная мышцы также притягивают плечо, но вращают его внутрь. Пространственное представление исходных видов туловища, опорных точек таза, поясницы и груди позво- ляет сознательно уверенно нарисовать эти части в сложных ракурсах, накло- нах, поворотах (рис. 157). Выше приводится последователь- ность стадий выполнения рисунка с торса (рис. 158). 1-я стадия. Пометка крайними точ- ками размещения рисунка и точки центрального луча зрения всего изо- бражения. Пометка точек лонного сочленения таза и яремной ямки груд- ной клетки, определяющих основные пропорции и положение торса в про- странстве. Проведение направления об- щего изгиба средней линии торса в соответствии с изгибом позвоночного столба. Нанесение линий наклона таза и плечевого пояса. 2-я стадия. Пометка точек выступов подвздошных костей с учетом наклона и поворота таза. Пометка точки ме- чевидного отростка и точек выступов |