Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
лучей света, падающих на поверхности различной фактуры построение зеркального отражения 46. Геометрическое построение отражения в спокойной воде 7. Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке 81 7. Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке Приступать к рисованию непосредст- венно на листе можно лишь тогда, когда определена тема, т. е. цель и задачи данного рисунка, упражнения. Преж- де всего необходимо решить задачу композиции, сначала мысленно, а затем на листе бумаги. Как говорят рисоваль- щики, нужно «взять хорошую компози- цию», или «скомпоновать рисунок». Что это означает? Какое значение имеет в учебном рисовании? И, наконец, су- ществуют ли какие-либо правила или приемы, помогающие решению компо- зиции рисунка на листе? Слова «композиция» и «компонов- ка», безусловно, связаны одним смысло- вым значением, но употребляются в разных моментах творчества. Слово «композиция» происходит от латинского «составление», «сочинение». Этот термин имеет в искусстве и широкий, и узко- практический, в некотором смысле ремесленный оттенок. В широком смысле слова этот термин употребляется в музыке, литературе, театре, кино, архитектуре и в изобра- зительном искусстве. В творческом отношении — это общий замысел, струк- тура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В техни- ческом отношении — расположение час- тей и связь их между собой в единое целое. При создании композиции по пред- ставлению происходит сложный твор- ческий процесс поиска. В этом случае немыслимо сразу разместить всю ком- позицию без предварительной подготов- ки, которая сама по себе может распа- даться на решение целого ряда отдель- ных задач и работ, порой требующих много времени. Задача данного раздела состоит в том, чтобы направить внимание учаще- гося на рациональное размещение и последовательность ведения учебного рисунка с натуры, по памяти, по вообра- жению. При учебном рисовании с натуры од- ного или двух-трех предметов задачи композиции сводятся к целесообразному размещению рисунка на листе бумаги. В этом случае прежде чем приступить к выполнению простой учебной задачи, всю подготовительную работу необхо- димо проделать в уме: нужно уметь представить работу уже нарисованной. При решении композиции учащийся должен учитывать все стороны учебно- го рисунка — конструкцию, движение, пропорции, перспективу, светотень, цвет и фактуру изображаемых на листе предметов. Поэтому термин «композиция» при- нято употреблять в учебном рисунке и при выполнении самых элементарных первоначальных упражнений. Вообще резкое деление работы на техническую и художественную весьма условно: одна переходит незаметно в другую и на деле слиты в процессе рисования. Более того, на простых учебных упражнениях при правильном методи- ческом подходе закладываются и воспи- тываются основы понимания компози- ции, необходимые для будущей твор- ческой деятельности, для решения слож- ных композиционных задач. Композиция является в конце концов самым главным составляющим произведения искусства, венцом мастерства и творчества, ею нельзя пренебрегать с первых шагов обучения. В узком смысле слова композиция в учебном рисунке — это правильный выбор размера и расположения пред- мета на взятом формате листа бу- маги. Плохое расположение (плохая композиция) заметно снижает достоин- ство технически хорошо выполненного рисунка предмета, тем самым снижается впечатление от работы в целом. Что значит «хорошая правильная композиция»? В практическом понима- нии это означает экономное, удобное, наиболее целесообразное, грамотное и последовательное решение определен- ной задачи. Необходимо добавить, что выполнение той или иной работы в любой отрасли практической деятельности че- ловека всегда строго обусловлено дан- ными реальными условиями: временем, местом, материалом, а в проектной 82 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании 97. Расположение рисунка головы на листе бумаги в учебных целях а — перспективная ситуация — объект, зритель, картинная плоскость, лист бумаги; б — е — неудачно; ж — удовлетворительная компоновка рисунка на листе 98. Компоновка на листе бумаги изображения предметов с падающей тенью и без нее а — группа предметов, из которых один (цилиндр) выбирается для изображения; б — без падающей тени; в — с падающей тенью 7. Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке 83 Глава 2. Основные закономерности восприятии и построения формы предметов и применение их в рисовании работе архитектора, кроме того, масшта- бом, размером и даже форматом пред- ставляемых чертежей. Чем рациональ- нее и методичнее организована работа, тем меньше времени она потребует и будет плодотворнее. Необходимы особые знания и расчет, чтобы не делать лишней работы. Эти качества необходимо воспи- тывать. При правильной методической постановке весь процесс рисунка дол- жен служить школой воспитания компо- зиционного качества, о котором говорит в своих педагогических заметках скульп- тор А. С. Голубкина: «... чтобы перейти к этому настоящему искусству, надо хорошо изучить его ремесленную часть, которая очень проста, целиком поддает- 99. Композиционное размещение рисунка на листе бумаги а — предметы для рисования (модели); б — компоновка выбранного предмета без падающей тени; в — с падающей тенью 100. Компоновка на листе бумаги изображения натюрморта из геометрических тел а — заданный натюрморт; б — компоновка с большим пространством; в — с меньшим пространством ся знанию и вычислению и преодоле- вается вниманием, усвоением порядка работы, сдержанностью и дисциплиной». Итак, после того, когда ясно осозна- на задача данного упражнения и решено, что должно входить в композицию, первым шагом является выбор размера изображения и его размещение на листе. Это очень ответственный момент. Слу- чайное, необдуманное размещение изо- 7. Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке 86 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и приме бражения требует зачастую переделки, перетираний, ведет к потере времени и притупляет свежесть восприятия. Иног- да это вызывает неудовлетворенность и нежелание уже в начальной стадии про- должать рисунок, теряется интерес к работе. Если же подойти к композиции обдуманно и с расчетом, то грубым ошиб- кам не может быть места. Первая задача рисующего — уместить изображение на выбранном размере и формате лис- та — должна оставаться постоянным жестким требованием, одной из основ учебного рисунка. Размещение изображения на листе определяется следующими условиями: предметом изображения, поставленной задачей данного упражнения (темой), форматом и размером листа. Если в творчестве многообразие за- дач определяет и разнообразие компо- зиционных решений, то ограниченные той или иной целью (конструкция, движение, светотень, перспектива) за- дачи учебного рисунка с натуры, по памяти, по воображению предъявляют более строгие требования к размещению рисунка на листе бумаги. На рис. 97 дано несколько приме- ров размещения изображения головы человека на листе бумаги заданного размера. Поскольку целью начальной стадии обучения является изучение формы головы, ее конструкции и про- порций, то размер изображения сле- дует брать ближе к натуральному разме- ру живой головы (чуть меньше), размер листа 30х40 см будет использован при этом достаточно рационально. Размещать изображение головы нужно посередине, несколько приподнимая его вверх. Из всех приведенных примеров композиционного решения правильным будет размещение изображения в по- следнем случае (рис. 97,г; 98). Исходя из темы и задачи упражне- ния после выбора точки зрения нужно пометить на листе размещение того, что войдет в композицию: например, предмет без фона и подставки, предмет на подставке с падающими тенями на нее (рис. 98), группа предметов (на- тюрморт) в соответствующих условиях, иногда из всех находящихся на столе предметов нужно нарисовать только один, например кувшин (рис. 99). На рис. 99,а показана компоновка кув- шина без падающей тени, а на рис. 99,6 — с включением в компо- зицию падающей тени. На рис. 100 видно, как может влиять задача, поставленная перед рисующим, на композиционное размещение. При линейном рисунке масштаб изображения должен быть взят, возможно, более крупным — лист будет достаточно за- полнен самими изображаемыми пред- метами. При рисунке того же натюр- морта со светотеневой проработкой и решением пространства изображение следует взять меньшим, чтобы свобод- ное поле листа передавало ощущение пространства. Чтобы правильно вести компоновку изображения на листе, нужно научиться пользоваться: 1) крайними точками и 2) так называемым центральным лучом. В зависимости от формы предмета и от формата листа следует зрительно оценить, какой размер является опреде- ляющим в данном случае: ширина или высота. На листе помечаются крайние точки будущего изображения сначала в одном направлении листа, например в вертикальном, а затем в перпен- дикулярном ему. Намечается как бы основание зрительной пирамиды, обра- зованной лучами зрения, в которое вписывается композиция (см. рис. 99). Эти крайние точки нужны для того, чтобы сразу разместить на формате листа изображение. Тем самым опреде- ляется его место на листе, размер и, следовательно, масштаб. В начальных учебных упражнениях по рисунку с натуры главным является штудирование формы предмета, поэтому формат листа должен быть использован как можно полнее и размер изображения должен приближаться по возможности к размеру натуры, так как в маленьком по размеру рисунке предмета большие ошибки не заметны, а на большом изображении видна и малая ошибка. Вторым важным моментом в после- довательности размещения (ведения 7. Некоторые вопросы композиции в учебном рисунке 87 рисунка) является пометка на листе следа так называемого центрального луча. Так как проекция центрального луча на листе бумаги есть не что иное, как центр основания зрительной пира- миды (см. рис. 97), совмещенной своими сторонами с границами компо- зиции, то он совместится с центром того места на листе, где должно быть разме- щено изображение. След центрального луча нужен для того, чтобы обозначить его проекцию в центре изображения, намеченного на листе первоначально крайними точками, от этой проекции легче отыскивать и точно намечать характерные узлы, определяющие кон- струкцию, движение и пропорции форм предметов. Пометив центр композиции на листе, нужно определить, куда же падает цент- ральный луч в реальном пространстве, в натуре. Для этого сначала при помощи горизонтали вся задуманная компо- зиция на натуре зрительно делится по- полам между крайними вертикальными точками, а затем при помощи верти- кальной линии пополам между крайними боковыми точками. Пересечение этих линий и дает геометрический центр композиции, заключенной в границах зрительной пирамиды, с данной точки зрения. Известно, что наше зрение лучше оценивает кратные отношения: напри- мер, сначала легче найти половину (се- редину) размера, а затем расхождение, если оно есть, от половины. Централь- ный луч как бы делит проекцию изобра- жения пополам по вертикали и гори- зонтали, от него потом откладываются характерные пункты, точки компо- зиции. Этот прием (см. рис. 100), основанный на законах зрительного восприятия, позволяет делать меньше ошибок в компоновке (в размещении), размерах и пропорциях, что чрезвы- чайно важно в самом начале процесса рисования. Ниже на примерах рисования различных форм, в том числе и фигуры человека, дается наглядное представле- ние о том, как намечается композиция изображения, а также показывается наиболее целесообразное (вырази- тельное) размещение того или иного предмета на определенном формате листа бумаги при решении конкретных задач. Прежде чем приступить к исполне- нию рисунка на листе данного формата, полезно сделать несколько эскизов ком- позиции малого размера (на полях крупноформатного листа или в блокно- те). Это особенно важно при рисовании архитектурных объектов, сложных на- тюрмортов, движений человеческой фи- гуры или группы фигур, при рисовании по представлению. Но все же, чтобы быстрее выработать умение решать композиционные задачи с помощью рисунка, ученик архитек- турной школы должен как можно раньше познакомиться с процессом архитектур- ного проектирования. Он обязан, изу- чая историю архитектуры и изобрази- тельных искусств, не ограничиваться только знакомством с архитектурными композициями в законченных формах (как в натуре, так и на чертежах и ма- кетах), изучением творчества отдель- ных архитекторов, а также социально- экономических условий, в которых соз- давались те или иные произведения. Бу- дущему архитектору эти знания необхо- димо связывать также с конкретным изучением места и роли рисунка в так называемой «творческой кухне» того или иного мастера архитектуры прошлого и настоящего. Процесс зарождения и утверждения идей архитектурных композиций в мно- гочисленных эскизах-набросках малого формата и в законченных чертежах- рисунках при желании можно последо- вательно и убедительно проследить в работах известных советских архитек- турно-проектных мастерских. Поэтому для выработки сознательного отноше- ния к рисунку полезны встречи студен- тов с выдающимися советскими архи- текторами. 3 ГЛАВА. НАЧАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ УЧЕБНОГО РИСУНКА С НАТУРЫ - Первая часть пособия содержит необходимые подготовительные упраж- нения для учебного рисования: на по- становку руки и глаза, на основную тех- нику исполнения рисунка графитом на белой бумаге. Во второй части рассмат- риваются общие представления о конст- рукции, движении и пропорциях предме- тов и общие принципы изображения предметов на плоскости листа бумаги: перспектива, законы светотени и компо- зиция, с которыми необходимо озна- комиться учащемуся, приступающему к практическому рисованию. Для удобства изложения, а также и потому, что основные теоретические вопросы относятся к любому упражне- нию по рисунку, они собраны вместе в первой и второй главах. В действи- тельности практическое обучение, осно- вательная и длительная школа рисунка заключаются в одновременном освоении как теоретических закономерностей, так и технических средств рисунка, взаимовлияющих и дополняющих друг друга на всем протяжении обучения рисованию. Главная задача учебного рисунка — изучение и практическое рисование с на- туры многообразных форм, созданных природой и человеком. Рисуя с натуры какой-либо конкрет- ный предмет, нужно постоянно возвра- щаться к повторению общих понятий и принципов учебного рисунка, чтобы они твердо вошли в сознание и в конце концов применялись бы при рисовании автоматически, без лишней затраты времени, без лишних физических и умственных усилий. Третья и последующие главы посо- бия на основе наглядных таблиц и коротких пояснительных текстов к ним, а также необходимых сведений о рисуе- мых предметах охватывают практиче- ские аспекты рисования с натуры кон- кретных форм в определенных усло- виях. Практическая часть пособия построе- на по принципу последовательного возрастания трудности заданий: от рисования простых геометрических тел до работы над такими сложными по внутреннему строению и внешней плас- тике формами, как человек и архи- тектура. Освоение принципов рисунка, его технического и графического испол- нения осуществляется сначала на прос- тых формах геометрических тел и предметов быта, для рисования которых достаточно представления о внешнем облике, а затем на голове и фигуре человека, в изображении которых решающую роль играет знание внутрен- ней конструкции и умение увидеть связь анатомического строения с внешней формой. Эти упражнения являются достаточ- но хорошей школой для приобретения необходимых основ мышления и навы- ков в рисунке, владея которыми можно решать любые задачи, в том числе и ри- сования архитектурных сооружений. Опираясь на общие принципы, практическая часть пособия показы- вает применение единого метода в изу- чении и рисовании различных форм. Методические таблицы на примерах конкретных форм и определенных задач иллюстрируют стадии практиче- ского ведения рисунка — от компо- зиционного размещения и линейного построения до тонального решения. Последовательность выполнения учебного рисунка на листе бумаги такова: Глава 3. Начальные упражнения по освоению основных принципов учебного рисунка с натуры 89 пометка композиционного разме- щения крайними точками; нахождение геометрического центра композиции, от которого должно идти дальнейшее построение; пометка точками основных конструк- тивных узлов с учетом пропорций и перспективы и нанесение линиями направлений движения основных масс; прорисовка линиями больших форм с последующей дорисовкой деталей; нанесение светотени, начиная с линий собственных теней, проработки теней и кончая моделировкой формы на свету; обобщение и придание цельности рисунку. На каждой стадии работы необхо- дима строгая проверка и исправление ошибок, допущенных в предыдущих стадиях. В методических таблицах проведен принцип применения минимума средств для решения той или иной задачи и разумного использования точек, ли- ний и тушевки, различной их силы в начале, середине и конце выполнения работы. Прежде чем приступить к выполне- нию рисунка, поставить первую точку и провести первую линию, нужно осо- знать, что и для чего делать и в какой последовательности во времени вести работу. Необходимо учитывать, что чело- век не может сразу ответить на все вопросы правильно, ему свойственно ошибаться, поэтому манера в начале работы должна быть такой, которая обеспечивает возможность ясно видеть ошибки и исправлять их с минималь- ной затратой времени и усилий. Послед- нее достигается использованием в рисун- ке точек и линий различной силы. Первые пометки на листе бумаги в учебном рисунке как с натуры, так и по представлению должны быть сла- быми, скупыми или, как говорят, исче- зающими, а после анализа и сравнения с натурой исправления следует вносить более сильной линией. Первые пометки по контрасту с последующими при этом становятся незаметными, а к резинке при такой манере учебного рисунка приходится прибегать крайне редко — тогда, когда ошибочная пометка сдела- на настолько сильно, что спорит с пра- вильной и мешает видеть рисунок. Стирать ошибочные пометки рекомен- дуется только после того, как найдены правильные. Большое значение имеют кратковре- менные рисунки с натуры и по пред- ставлению. Поэтому перед тем, как де- лать длительный учебный рисунок с той или другой точки зрения, рекомендует- ся осмотреть рисуемый предмет-модель со всех сторон и сделать с характерных точек кратковременные рисунки-наброс- ки, как правило, линейные, позволяющие полнее изучить рисуемую форму в целом, более уверенно и успешно вести дли- тельный рисунок с нее. С помощью набросков можно получить ясное пред- ставление о внешней форме, о движении в пространстве и о пропорциях рисуе- мого объекта. Если форма предмета сложная, то для ясного ее понимания полезно сделать мысленно ряд сечений плоскостью и изобразить эти сечения на бумаге линией. Иногда быстрый набросок может решать одну из част- ных задач рисунка: в одном случае — конструктивную, в другом — задачу про- порций и передачи характера, в треть- ем — движения, светотени или компо- зиции. Для решения каждой из задач следует выбирать соответствующую манеру изображения и степень закон- ченности. Так, ниже, на рис. 103—107, где показана последовательность ведения рисунка, вторая стадия может служить примером учебного наброска, решаю- щего задачи композиционного разме- щения, движения и пропорций основ- ных масс; третья — уточнения про- порций, конструктивного и перспектив- ного построения; четвертая стадия — общего светотеневого решения. При рисовании с натуры можно рекомендовать ряд механических прие- мов определения основных больших размеров и направлений, позволяющих избежать, особенно вначале, грубых ошибок в размерах, движении и перспек- тиве. На рис. 101, 102 показан способ измерения видимых с данной точки |