Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании бражения всех горизонтальных в натуре линий лежат на линии горизонта. Расстояние от зрителя до предмета влияет не только на размер изображения, но и на характер его построения. Пред- мет, расположенный ближе к глазу, мы видим под большим углом, и перспектив- ные особенности построения, обуслов- ленные конусом зрения, проявляются ярче. Отдаленные предметы глаз воспри- нимает под меньшим углом, лучи зри- тельного конуса приближаются к парал- лельным и перспективные сокращения на изображении становятся менее рази- тельными. Опираясь на основные законо- мерности построения перспективы, мы разобрали перспективные изображения лишь простейших геометрических фигур и тел, однако, твердо усвоив принцип на простых формах, рисующий сможет при- менить его и к более сложным. Зрительно воспринимаемая форма предмета значительно изменяется в за- висимости от выбора точки зрения. Вид предмета сверху, снизу, слева, справа, с близкого или далекого расстояния ха- рактеризует и подчеркивает то одни, то другие его стороны. Поэтому выбор точ- ки зрения при рисовании с натуры и по представлению должен быть подчинен теме и композиционной задаче всего ри- сунка, всего произведения в целом. В последующих разделах, рассматри- вающих практическое рисование кон- кретных форм — от простых геометри- ческих тел до частей и всей фигуры чело- века, а также архитектуры — для за- крепления и усвоения положений, изло- женных в разделе общей перспективы, приводятся принципиальные схемати- ческие рисунки, поясняющие процесс по- лучения перспективного изображения конкретных предметов с различных то- чек зрения. 5. Светотень. Условия и закономерности освещения предметов Для правильного понимания зритель- ного восприятия формы предмета и ее изображения в учебном рисунке большое значение имеет понимание закономер- ностей светотени. Эти закономерности можно легко проследить и практически понять, наблюдая окружающие нас пред- меты, освещенные естественным светом солнца или искусственным светом одной лампы. Освещение предметов может быть концентрированным и рассеянным. Прямой и отраженный зеркальными по- верхностями свет солнца или лампы дает концентрированное освещение. Свет кон- центрированного источника, проходящий через рассеивающую световые лучи среду и отраженный незеркальными поверх- ностями, создает рассеянное освещение. От концентрированных источников света лучи распространяются радиально (рис. 67). В тех случаях, когда величина освещаемого предмета значительно меньше расстояния от него до источника света (все предметы на земле по отноше- нию к солнцу и предметы, размеры кото- рых во много раз меньше расстояния до лампы), лучи света для практических целей учебного рисунка принимаются параллельными. Когда же разница меж- ду размером предмета и расстоянием от него до источника света незначительна, нужно учитывать радиальность распрост- ранения лучей света. Лучи света распространяются прямо- линейно, меняя свое направление только при переходе из одной среды в другую и при отражении от различных поверхнос- тей. Благодаря лучам света, отраженным поверхностями предметов, человек зри- тельно воспринимает их форму. Известно, что освещенность поверх- ностей зависит от силы источника света, расстояния от него до поверхности, а также от угла падения световых лучей на поверхность. В этом легко практически убедиться, меняя положение листа белой бумаги по отношению к лампе (рис. 68). Наблюдая два листа, расположенных параллельно на разном расстоянии от лампы, мы увидим, что поверхность, рас- положенная ближе к источнику света, освещена сильнее, а дальше — слабее. Объясняется это тем, что при радиаль- ном распространении лучей ближнюю поверхность «пронизывает» большее ко- личество световых лучей, чем дальнюю. ни плоских и изогнутых Причиной снижения уровня освещеннос- ти может быть также толща среды, нахо- дящаяся между источником света и по- верхностью, которая задерживает и рас- сеивает световые лучи (пар, дым, туман, воздух и т. п.). Поворачивая лист бумаги под разными углами к лучам света (рис. 64), мы заметим, что чем перпенди- кулярнее падают световые лучи на по- верхность, тем сильнее она освещена, а чем острее угол падения лучей, тем менее освещенной становится поверхность. Объясняется это тем, что поверхность листа, поставленного перпендикулярно лучам света, воспринимает большее ко- личество лучей, чем та же поверхность, расположенная под углом. При парал- лельном лучам света положении поверх- ности лучи скользят по ней и ее освещен- ность слабеет. Основные светотеневые закономер- ности можно рассмотреть и усвоить на двух полосках плотной белой бумаги, согнутой, как показано на рис. 70, 71, в 5-образную ленту. Первая полоска сог- нута таким образом, что общая форма складывается из ряда расположенных под углом друг к другу плоскостей, вто- рая полоска имеет мягкие изгибы. Пово- рачивая эти полоски под разными углами к параллельным лучам света от солнца или отдаленной лампы, проследим на них расположение всех элементов светотени. Так как различные участки поверхности располагаются под разными углами к световым лучам, то они имеют и различ- ную освещенность. Эту различную осве- щенность поверхности упрощенно (не передавая всего богатства светотеневых градаций, без учета местоположения зрителя) для практических целей учеб- ного рисунка условимся называть: «самое светлое место», «свет», «полусвет», «по- лутень», «собственная тень», «падающая тень» и «рефлекс». Границу между осве- щенными и находящимися в тени по- верхностями предмета назовем «линией собственной тени», а границу падающей тени — «линией падающей тени». На приведенных рисунках показано одно из положений модели по отноше- нию к параллельным лучам света и соот- ветствующее распределение элементов светотени на поверхности изогнутых по- лосок бумаги. Самое светлое место рас- полагается там, где лучи света падают наиболее перпендикулярно к поверхнос- ти. Свет в рассматриваемом примере по- мещается рядом с самым светлым мес- том по обе стороны от него на поверх- ностях, больше повернутых от направле- ния луча света. Полусвет располагается Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании рядом со светом на поверхности, еще более отвернутой от света. Полутень сле- дует за полусветом, занимая поверх- ность, освещаемую падающими под ост- рым углом скользящими лучами света. Линия собственной тени проходит по наружным краям полоски бумаги, а так- же в одном случае по ребру граненой по- верхности, в другом — по образующей изогнутой поверхности, касательно кото- рым падают лучи света, определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями. Собственная тень лежит на поверхностях, отвернутых от света, на них не попадают непосредственно пря- мые лучи источника света. Падающая тень располагается на повернутых к све- ту поверхностях, падению прямых лучей света на которые препятствуют находя- щиеся между ними и источником света другие поверхности. Рефлекс — это действие на поверх- ность лучей света, отраженных от других поверхностей. Помимо прямого света на поверхности предметов падают лучи све- та, отбрасываемые от других предметов или отраженные одними частями пред- мета на другие его части (рис. 72). Влия- ние этих отраженных лучей, называемое рефлексом, мы особенно явственно ощу- щаем в тенях. Явление рефлекса, вызы- вающее высветление теней, более ярко выражено на изогнутых поверхностях, чем на плоских, так как в этом случае меняется не только расстояние от реф- 7.1. Схема, поясняющая получения за предметом; б — источник свети — сзади зрителя; в - источник света среди предметов а - источник св лектирующей поверхности до теневой, но и угол падения отраженных лучей на те- невую поверхность. Рассматривая изменения освещен- ности световых поверхностей на двух моделях, определим существенную раз- ницу в переходах световых градаций на граненой полоске и на мягкой изогнутой. На первой — каждая грань будет иметь свою ясно выраженную освещенность, четко ограниченную ребрами перегибов, на второй — освещенность будет мягко убывать по мере поворота поверхности и мы не увидим границ между бесконеч- ным количеством светотеневых градаций. На граненой модели линия собственной тени пройдет по ребру изгиба и четко отделит световую поверхность от тене- вой. При повороте модели по отношению к лучам света линия собственной тени будет скачкообразно перемещаться с одного ребра на другое. На второй моде- ли линия собственной-тени пройдет по образующей в месте касания лучей света к изогнутой поверхности и, хотя теорети- чески она и разделяет свет и тень, резко- го перепада между ними мы не увидим. На поворачивающейся от света световой поверхности между самым светлым мес- том и линией собственной тени располо- 3-355 66 Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании 74. Образование светотеени при освещении куба параллельными лучами света, падающими а — перпендикулярно ни одну из его граней; б — параллельно диагонали основания куба: в — параллельно диагонали куба (освещены три стороны) жатся бесконечные светотеневые перехо- ды, упрощенно называемые полусветами и полутенями, которые постепенно пере- ходят в тень и сливаются с нею. При по- вороте второй модели линия собственной тени будет постепенно плавно передви- гаться по изогнутой поверхности. Расположение на предмете всех эле- ментов светотени: самого светлого места, света, полусвета, полутени, линии собст- венной тени, собственной тени, рефлекса и падающей тени — обусловлено формой самого предмета, характером источника света и положением его по отношению к предмету. Зрительное восприятие свето- теневых градаций зависит, кроме того, и от местоположения зрителя по отноше- нию к рассматриваемому предмету. Объективные закономерности рас- пределения светотени и особенности субъективного ее восприятия легче про- следить и усвоить на простых геометри- ческих телах, имеющих белую матовую поверхность и освещенных одним источ- ником света. Основные геометрические тела, кроме шара, легко сделать самому из плотной белой бумаги (см. разд. «Ри- сование геометрических тел»). Практическое построение теней должно быть подчинено тем же принци- пам, что и построение в рисунке конст- рукции самого предмета: определение узловых пунктов собственной тени каса- нием лучей света и проекция этих харак- терных точек на поверхность, восприни- мающую падающую тень, с учетом ха- рактерных сечений поверхностей для данного направления лучей света. На всех рисунках, поясняющих различные примеры светотени, характерные точки линий собственной тени на самом пред- мете обозначены буквами а, 6, в и т. д., а их проекции лучами света на ту или иную поверхность, образующие характерные точки рисунка падающей тени,— соот- ветственно а,, б,, я, и т.д. Прямолинейное распространение лучей света позволяет понять и правиль- но изображать элементы светотени как с натуры, так и (что особенно важно для архитектора) по представлению. Перс- пективное построение светотени ведется так же, как и перспективное построение формы предмета. При этом надо учиты- вать дополнительные точки схода для элементов светотени: первая из них (при- чина) связана с местом нахождения ис- точника света, ряд других точек схода определяется пересечением и касанием лучей света поверхностей рассматривае- мой формы и окружающих ее предметов. На рис. 73 показаны различные слу- чаи построения собственных и падающих теней, которые можно понять без особых 67 объяснений. В первом случае (рис. 73,а) показано построение светотени на кубе, стоящем на плоскости и освещенном параллельными лучами источника света, находящегося за предметом; во втором (рис. 73, б)— построение светотени на кубе, освещенном параллельными луча- ми источника света, находящегося сбоку и позади зрителя; в третьем (рис. 73, в) — построение светотени от близкого источ- ника света с учетом радиальности рас- пространения лучей. Во всех трех случаях принцип пост- роения теней один и тот же. Линия собст- венной тени определяется касанием лу- чей света к характерным точкам вершин куба а, 6 и в. Падающая тень от этих точек находится путем пересечения луча, идущего через данную точку, с его проек- цией на плоскости, воспринимающей па- дающую тень. Для того чтобы опреде- лить направление изображений парал- лельных лучей света, надо найти точку их схода. В первом случае, когда источник света помещается за предметом в беско- нечности, точка схода совпадает с изо- бражением источника света. Во втором случае, когда источник расположен за зрителем, точка схода расположится на картинной плоскости в месте пересече- ния ее лучом, проходящим через точку зрения. Рассматривая рис. 73, нетрудно заме- тить, что при одинаковом удалении точки зрения и картинной плоскости от пред- мета и при одинаковом их положении по отношению к плоскости, на которой рас- положен предмет, точки схода изображе- ний лучей света при рассматривании предмета против света и по свету будут иметь на картинной плоскости одинако- вые по размеру, но отличающиеся по зна- ку, т.е. направлению, координаты. В третьем рассматриваемом случае при радиальном распространении лучей света изображения всех лучей света будут проходить через изображение на картинной плоскости самого источника света. Перспективное изображение проекций лучей света, необходимое для построения падающих теней, находится обычным способом и понятно из рисун- ков. Перемещая источник света вокруг куба или поворачивая сам куб по отноше- нию к свету, проследим, каким образом будут изменяться элементы светотени и как эти изменения повлияют на выявле- ние пластической формы куба. При на- правлении параллельных лучей света, перпендикулярном данной грани куба (рис. 74, а ) , лишь одна эта его грань ока- жется освещенной, «самое светлое мес- то» распространится на освещенную грань, а падающая тень, повторяя линию собственной тени, будет тенью от квадра- та. При перемещении источника света по горизонтали освещенными окажутся сразу две грани куба (рис. 74, б). Причем освещенность одной будет убывать, а другой увеличиваться. Когда лучи света станут параллельными диагонали осно- вания куба, обе грани приобретут равную освещенность, а абсолютно светлое место соберется в линию, идущую по разделяю- щему их ребру. При перемещении источ- ника света граница света и тени скачком перейдет с одного ребра на другое, а па- дающая тень будет тенью от прямоуголь- ника. При дальнейшем перемещении ис- точника света по вертикали (рис. 74, в) осветятся три грани куба, освещенность каждой из которых будет меняться в за- висимости от угла падения на нее лучей света. Самое светлое место расположит- ся в точке ближнего к свету угла, а линия собственной тени пройдет по шести ре- брам куба, делящим его на световую и те- невую части. Конфигурация падающей тени в этом случае определится прост- ранственным положением этих ребер и будет похожа на тень от шестиугольника. Во всех случаях теневые грани куба бу- дут подсвечиваться рефлексом, интен- сивность которого будет зависеть от рас- положения отражающей лучи поверх- ности. Наше восприятие светотени зависит не только от объективных условий осве- щения, но и от местоположения зри- теля по отношению к рассматриваемо- му предмету. При перемещении точ- ки зрения относительно предмета ли- нии собственной тени, разграничиваю- щие свет и тень, не меняют своего места • тп принт иг - ситуация с показом тотени с точек зрения н условия точек зрения освещении; внизу изображения куба с точек зрения 1. 2. 3. 4. 5. 6 на предмете, теневые поверхности могут получать самые незначительные измене- ния, зато освещенные поверхности, отра- жающие большое количество световых лучей, могут зрительно меняться доволь- но сильно, в зависимости от тот места, с которого мы на них смотрим. Например, достаточно большая плоскость, равно- мерно освещенная параллельными луча- ми света, будет казаться глазу светлее в том месте, от которого в глаз попадает больше отраженных поверхностью лу- чей, идущих от источника света, т. е. в том месте, где утл падения лучей будет равен углу их отражения от поверхности в глаз. Этим объясняется и то, что из двух одинаково освещенных граней куба та покажется глазу светлее, которая больше развернута к зрителю. Чтобы получить возможно полное представление о закономерностях свето- тени, рассмотрим куб, освещенный одним постоянным источником света с шести различных характерных точек зрения. Условия освещения куба и место, с кото- рого он рассматривается, существенно сказываются на зрительном восприятии его формы. При одинаковом освещении трех видимых его сторон восприятие его формы будет наиболее слабым; в случае 76. Зрительное васприятие восьмиграннпй призмы и светотени с различных точек зрения а — ситуация с показом точек зрения и направлении света; А — изображение приэмы с точек зренин /. 2. 3 4, 5 77. Зрительное восприятие цилиндра и светотени с различных точек зрения, ситуация и изображения цилиндра с отдельных точек зрения 78. Элементы светотени на цилиндре и рисунок падающих теней от него в зависимости от местоположения источника света 70 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов же, когда видимые грани имеют ясно вы- раженное различие освещенности, форма куба становится более выраженной (рис. 75). Рассматривая распределение элемен- тов светотени на восьмигранной призме (рис. 76), естественно, заметим, что если на трех видимых гранях куба можно раз- личить три ясно выраженных градации тона, то на телах, имеющих большее чис- ло граней, каждая из которых обращена под разными углами к лучам света, мож- но различить соответственно больше то- нальных градаций как в свету, так и в те- нях, освещенных рефлексом. Рассматривая цилиндр в различных условиях освещения (рис. 78), просле- дим закономерности расположения на нем элементов светотени. Лучи, направ- ленные на цилиндр параллельно его оси, осветят лишь одно его основание. Самое светлое место займет окружность осно- вания целиком, а падающая тень будет тенью от круга. При направлении лучей света, перпендикулярном оси цилиндра, освещенной окажется половина его ци- линдрической поверхности. Абсолютно светлое место в этом случае расположит- ся вдоль образующей, лежащей на пути лучей, проходящих через ось цилиндра, т. е. в месте, где лучи света падают пер- пендикулярно к цилиндрической поверх- ности. При малом радиусе кривизны по- верхности цилиндра это светлое место приблизится к линии, при больших ра- диусах оно будет иметь практически ту или иную ширину. Две образующие цилиндрической поверхности, касательно которым прохо- дят лучи света, определят границу осве- щенной и теневой частей, т. е. линию собственной тени. Хотя граница света и тени на цилиндрической поверхности теоретически является линией, такого определенного перехода от света к тени, как на граненых телах, на ней мы не уви- дим, особенно на цилиндрах большого радиуса. Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход от света к тени будет по- степенным, без скачков. Поэтому между самым светлым местом и линией собст- венной тени на боковой поверхности ци- линдра расположатся полусвета и полу- тени, постепенно утемняющиеся от света и мягко переходящие в тень. Объясняет- ся это тем, что на цилиндрическую по- верхность, не имеющую граней, лучи све- та падают все под более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. Степень этого перехода зависит от кривизны поверхности: чем меньше ее радиус, тем переход будет совершаться быстрее, а при большем радиусе эти же свето-теневые переходы будут распола- гаться на большем протяжении поверх- ности. На теневую поверхность цилиндра действуют отраженные лучи света, вызы- вая постепенное ее высветление по мере удаления от линии собственной тени. При освещении цилиндра лучами, на- клонными к его оси, линия собственной тени пройдет по половине окружности основания, двум образующим и полуок- ружности другого основания. Наиболь- шая освещенность в этом случае займет небольшое место на обращенной к свету стороне окружности основания. Рассма- тривая с разных точек зрения цилиндр, освещенный постоянным источником света, мы заметим, что линия собствен- ной тени не меняет своего места на по- верхности цилиндра. Однако самое свет- лое место будет зрительно восприни- маться самым светлым лишь в том слу- чае, когда направление взгляда совпадает с направлением лучей света (точка зре- ния 7, рис. 77). При перемещении точки зрения во- круг цилиндра воспринимаемое глазом относительно светлое место также пере- мещается: оно будет располагаться в том месте поверхности, которое отражает на- ибольшее количество лучей света в глаз зрителя. При этом воспринимаемая гла- зом область полусветов и полутеней, за- ключенная между перемещающимся от- носительно светлым местом и постоян- ной линией собственной тени, соответст- венно изменяется (точки зрения 2, .?, 4). На глянцевых поверхностях переме- щение воспринимаемого глазом относи- 5. Светотень 7/ тельно светлого места выражено наибо- лее ясно: в тех точках поверхности пред- мета, в которых угол падения лучей от источника света равен углу их отраже- ния в глаз зрителя, относительно светлое место воспринимается как яркий блик. Таким образом, если положение ли- нии собственной тени на предмете зави- сит только от формы предмета и положе- ния источника света, то воспринимаемое зрителем относительно светлое место или блик, а также полусвета и полутени зависят, кроме того, еще и от местополо- жения глаза. Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении абсолютно свет- лое место, медленно уширяясь к основа- нию конуса, принимает форму треуголь- ника. При направлении параллельных лучей света, перпендикулярном оси кону- са, собственная тень занимает половину его боковой поверхности. При перемене направления лучей источника света по отношению к оси конуса образующие, по которым проходит линия собственной тени, как бы сдвигаются, уменьшая или увеличивая область тени. Когда угол на- клона луча света к оси конуса становится меньше угла наклона образующей, кони- ческая поверхность оказывается осве- щенной целиком, если свет направлен со стороны вершины конуса, и вся погру- жается в тень, если свет направлен со стороны основания. В этих случаях па- дающая тень от конуса будет тенью от круга его основания. Контраст между светом и тенью по мере уменьшения кри- визны (рис. 79), т. е. увеличения радиуса конической поверхности, также умень- шается. Рассматривая конус с различных точек зрения (рис. 80), заметим, что воспринимаемое глазом относительно светлое место и область полусветов и по- лутеней перемещаются подобно тому, как это наблюдалось на цилиндре. На поверхности шара, освещенного одним источником света, самое светлое место всегда будет располагаться вокруг точки пересечения ее лучом света, иду- щ и м через центр шара (рис. 81). Это светлое место может приближаться к точке или увеличиваться до тех или иных размеров в зависимости от кривизны по- верхности шара. От самого светлого мес- та освещенность поверхности шара будет 72 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения ф о р м ы предметов и применение их в рисовании 5. Светотень различных точек зрения, ситуация и изображения с отдельных точек зрения шаре и рисунок падающих теней от него в зависимости от воспринимающих тень поверхностей 82. Рисунок и характер падающей тени в зависимости от формы предмета, 83. Зрительное восприятие шара и светотени с различных точек зрения, ситуация и отдельные постепенно уменьшаться во всех направ- лениях, постепенно переходя в собст- венную тень. Линия собственной тени пройдет по окружности, точки которой определятся касанием лучей света к по- верхности шара. Плоскость этой окруж- ности будет перпендикулярна лучу света, идущему от источника света через центр шара. Тень от шара при одном источнике света всегда будет тенью от круга. На рис. 82 показаны изменения зри- тельного восприятия элементов светоте- ни на шаре, освещенном постоянным ис- точником света при рассматривании его с различных точек зрения. По приведен- ным примерам можно установить, что самое светлое место на форме определя- ется лучами света, падающими наиболее перпендикулярно к поверхности, следо- вательно, его расположение зависит от формы поверхности и направления лучей света. Относительно светлое место ха- рактеризуется наибольшим количеством лучей света, отраженных поверхностью предмета в глаз зрителя, следовательно, его расположение на предмете зависит не только от формы предмета и положе- ния источника света, но и от местополо- жения зрителя. Линия собственной тени определяется лучами, идущими касатель- но поверхности предмета и, следователь- но, зависит от формы предмета и направ- ления лучей света. Падающая тень обра- зуется пересечением лучей света, идущих касательно поверхости предмета, с по- верхностью, на которую падает тень, сле- довательно, рисунок падающей тени за- висит как от линии собственной тени на предмете, так и от формы поверхностей, на которые падает тень (рис. 83). Ее сила зависит от расстояния до собственной тени (причины), от поворота поверхнос- ти, воспринимающей падающую тень, и от воздействия рефлексов (рис. 84). Для более полного представления о светотени необходимо рассмотреть ее построение не только на наружных, но и на внутренних поверхностях тех же гео- метрических тел (рис. 85, 86). Принцип построения теней как на тех, так и на других одинаков, но отметим, что на вну- тренних формах, показанных на рисун- ках полых предметов, много обращенных друг к другу поверхностей, поэтому дей- ствие рефлекса может проявляться в них сильнее. Восприятие светотени зависит и от расстояния между зрителем и предметом (рис. 87). С одной стороны, это объясня- ется разрешающей способностью глаза по-разному воспринимать один и тот же предмет на разных расстояниях, с дру- гой — воздушной средой, находящейся между глазом и предметом, задерживаю- щей и рассеивающей отраженные от предмета лучи света. По мере удаления предметов от зрителя контраст между светом и тенью уменьшается, отдален- ность гасит интенсивность светов и вы- светляет тени. Это явление, называемое воздушной перспективой, позволяет воспринимать глубину пространства и передавать ее на плоскости картины. Объективные закономерности воз- никновения светотени и субъективных особенностей ее восприятия, понятые на простых геометрических телах белого цвета и матовой фактуры в определенных условиях освещения, помогают созна- тельно анализировать и изображать бо- лее сложные пластические формы разно- го цвета и фактуры, находящиеся в раз- личных условиях освещения. Эти знания помогут избежать натуралистического копирования светлых и темных пятен, представить строение формы и ее разре- зы, отобрать существенное для ее изоб- ражения, подчеркивая или ослабляя те или иные элементы светотени в зависи- мости от поставленной задачи. При изображении сложных в пласти- ческом отношении форм, например фигу- ры человека или архитектурного соору- жения, светотень должна строиться по тем же принципам, как и для геометри- ческих тел. Чтобы сознательно и уверен- но применять светотень, имеющую на этих формах сложный характер, необхо- димо внимательно рассмотреть и понять характер изгибов, образующих форму, мысленно осуществить сечения по харак- терным направлениям формы. Понима- ние этих сечений позволяет найти место элементов светотени — линии собствен- ной тени, самого светлого места, падаю- щей тени и т. д., что особенно важно при рисовании по представлению (рис. 88, 89). Все многообразие светотеневых гра- даций от самого светлого до самого тем- ного передается в рисунке тоном, являю- щимся одним из важных изобразитель- ных средств. Изобразительные материа- лы рисунка — даже самая белая бумага и самый черный карандаш — весьма ограничены в своем диапазоне, они не в состоянии показать абсолютной силы светлого и темного, существующей в при- роде. Тем не менее светотеневые впечат- ления от натуры могут быть переданы при помощи правильных тональных от- ношений, воспроизводящих отношения тонов в диапазоне, доступном изобрази- тельным материалам. При правильно взятых тональных отношениях и при верной передаче характера перехо- да одного тона в другой можно достиг- нуть в рисунке убедительной передачи формы и ощущения той или иной осве- щенности. Таким образом, в рисунке приобре- тают особое значение не абсолютная си- ла того или иного тона на бумаге, а отно- шения силы тонов между собой и их взаимное соподчинение. Главное отно- шение, которое нужно взять,— это то- нальное отношение света и тени. Это от- ношение будет самым контрастным, ему должны быть подчинены другие элемен- ты светотени: нюансы в свету и тени. Только при взаимном соподчинении этих 84. Изменение характера 86. Наблюдение рисунка и силы падающей тени светотени внутри и в зависимости от снаружи различных форм поаерхностей 85. Наблюдение рмсунка . снаружи различиных форм 74 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании отношений можно добиться цельности рисунка, наиболее полно выявить форму и пластику изображаемого предмета. Умение представить любую форму от простого геометрического тела до слож- нейшей пластики живого организма и архитектурного сооружения в различных реальных условиях освещения необхо- димо архитектору в его творческой рабо- те для предвидения того впечатления, которое будет производить на зрителя его произведение в натуре. б. Предметы, окружающие нас, имеют различную цветовую окраску и фактуру поверхности, которые влияют на их внешний вид и создают бесконечное богатство впечатлений для глаза зрите- ля. Знание влияния цвета и фактуры на зрительное восприятие и умение созна- тельно применять это при различных условиях освещения составляют одну из серьезных сторон деятельности архи- тектора, художника, скульптора. Если художнику знание цветовых и фактур- ных свойств предметов позволяет прав- диво передать их средствами живописи или графики на плоскости картины, то для архитектора, художника-приклад- ника и скульптора ясное представление и учет этих свойств материала дают возможность предвидеть, какой именно по цвету и фактуре материал необхо- димо применить, чтобы в натуре при выполнении проекта получить ожидае- мый творческий результат. Учет фактуры и цвета материала во многом предрешает успех при создании предметов прикладного искусства, ску- льптуры, а также при создании внешнего вида и внутреннего пространства отдель- ного сооружения или целого архитек- турного ансамбля. Используя эти ка- чества предметов, мастер должен рас- считывать на организацию определенно- го настроения у зрителя. От архитектора, как правило, в графическом изображении на стадии проектирования не требуется всесторон- ней передачи этих качеств, особенно фактуры. Графика архитектора может быть в достаточной мере условной. Но в процессе обучения рисунку, для того чтобы глубже познать и понять, а потом использовать в практике, необходимо ряд работ сделать с полной передачей цвета и фактуры в различных световых условиях. Возможности передачи цвета в рисунке ограничены. Одноцветный ри- сунок карандашом, углем, тушью, сан- гиной не может полностью передать всей характеристики цвета: цветового тона, его насыщенности и светлоты. Средствами одноцветного рисунка воз- можно передать лишь одну сторону цвета — его светлоту. Поэтому разные цвета, имеющие одинаковую светлоту, будут изображены на рисунке, строго говоря, одной силой тона. Однако, имея одинаковую светлоту и насыщен- ность, различные цвета могут иметь 78 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании различную броскость или заметность. Это их свойство в какой-то мере может быть передано в одноцветном рисунке. На светлых предметах светотень более контрастна, на темных светотене- вые градации сближаются (рис. 90). Светлота какого-либо цвета не может достигать светлоты белого и темноты черного ахроматического тона, поэтому, если диапазон градации светлоты ахро- матического тона может простираться от белого до черного, то диапазон градации светлоты хроматических цве- тов ограничен более узкими рамками (рис. 90). Различные фактуры предметов одних и тех же формы и цвета от глянцевых матовых до шероховатых производят различное впечатление, обусловливая характер свето-цветовых отношений, увеличивая или уменьшая контраст между освещенной и затемненной поверхностями. Так, например, рас- сматривая форму шара в одинаковых условиях освещения (рис. 90), можно обнаружить, что на шарах с одинаковой матовой поверхностью контраст между светом, полутенями, тенью и рефлексом мягче на шаре более темного цвета; контраст между этими элементами светотени проявится сильнее на шаре более светлого цвета. При рисовании головы человека одноцветным графит- ным карандашом (рис. 93) могут быть переданы разница фактуры и цвета кожи, глаз, волос, одежды путем пра- вильно взятых локальных тональных отношений, а также соответствующих каждой фактуре закономерностей свето- тени. На формах, имеющих зеркальную поверхность (рис. 91), наблюдается нарушение привычной для матовых тел закономерности распределения свето- тени. Объясняется это тем, что зеркаль- ные поверхности, полностью отражаю- щие окружающие предметы всеми своими сторонами, могут получить отра- жение темных предметов на форме в свету и, наоборот, светлых в тени, а также могут иметь довольно много до- полнительных бликов как в свету, так и в тени. 92. Изображение стакана с 93. Передача различной Прозрачные тела позволяют видеть предметы, находящиеся за ними (рис. 92). Преломление лучей в той или иной форме прозрачного тела изменяет видимые сквозь них очертания предме- тов, а степень прозрачности и цвет прозрачных тел вносят определенные изменения в цвето-световые отношения. Схема на рис. 94 показывает общий принцип отражения (и преломления) лучей плоской и изогнутой поверхнос- тями с различной фактурой: зернистой, глянцевой и прозрачной. По этим схемам можно понять, почему формы с разными фактурами поверхности произ- водят то или иное зрительное впечатле- ние. В практике приходится часто стал- киваться с рисованием отражения предметов в зеркальных поверхностях или глади воды. Архитектору при проектировании интерьера иногда при- ходится применять зеркальные поверх- ности в расчете на тот или другой зрительный эффект, поэтому он дол- жен, хотя бы в общих чертах, представ- лять суть построения зеркальных отра- жений. Принцип построения зеркального отражения весьма прост и понятен (рис. 95, 96). Лучи света, идущие от любых точек предмета, отражаются от зеркальной поверхности и попадают в глаз зрителя. Точка зеркала, в которой отражается какой-либо луч света, будет находиться в том месте, где угол падения луча, идущего от предмета, будет равен углу отражения этого луча в глаз зрителя. Из простого геометрического пост- роения явствует, что для того чтобы найти на поверхности зеркала точки отражения каких-либо характерных лучей, т. е. те точки, в которых будут представляться находящимися точки предмета, отраженного в зеркале, сле- дует от характерных точек предмета провести перпендикулярно зеркальной поверхности линии и на них за зеркалом отложить расстояния, равные расстоя- ниям от точек предмета до зеркальной поверхности. Проведя из полученных таким образом точек за зеркальной поверхностью лучи в точку зрения, мы получим в местах пересечения этих лучей с зеркальной поверхностью нуж- ные нам точки отражения, в которых мы увидим отраженные точки предмета, так как именно в них угол падения лу- ча будет равен углу его отражения в наш глаз. М о ж н о представить себе, что, если продолжить бесконечно во всех направ- лениях зеркальную плоскость, то за ней как бы образуется второе простран- ство, расположенное симметрично дейст- вительному. Зеркальная плоскость будет служить плоскостью симметрии между этими двумя пространствами: действи- тельным пространством с реальными предметами, находящимися перед зеркалом, и мнимым пространством с отражениями предметов за зеркалом. Это представление должно помочь пониманию процесса построения зер- кальных отражений и их перспективных сокращений. Вид зеркальных отражений точно так же, как и вид самих предметов, подвержен всем перспективным сокра- щениям, но следует помнить, что в зеркальных плоскостях, расположенных наклонно, получаются непривычные для нас положения отраженного прост- ранства с необычным расположением вертикальных и горизонтальных в действительности линий. Построение перспективного изображения таких зеркальных отражений требует других точек схода, это легче понять и просле- дить в натуре. Зеркальные отражения можно наб- людать во многих случаях: в зеркалах, в стеклах витрин, в глянцевых поверх- ностях различных предметов, в глади тихой воды. Для того чтобы понять и освоить на практике принцип построения зеркаль- ных отражений, можно использовать простое плоское зеркало. Помещая зеркало в различные положения по от- ношению к какому-либо предмету и меняя точку зрения по отношению к предмету и зеркалу, можно получить самые различные комбинации построе- ния зеркальных отражений, усвоение которых достаточно для их понимания и применения в рисунке. |