Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
Скачать 26.64 Mb.
|
Глава 1. Основные закономерности восприятия и построении формы предметов и применение их в рисовании 2. Движение. Общее понятие о движении. Виды движения. Движение, проявление работы конструкции. Изображение движения в учебном рисовании В изобразительном искусстве одной из основных задач является передача движения. Видимое глазом движение отличается богатством и разнообразием положений в пространстве, направле- ний, наклонов и поворотов тел или их частей по отношению друг к другу (рис. 35). Покой или равновесие есть лишь зафиксированный момент движе- ния. Изобразительными средствами на одном рисунке невозможно передать какое-либо движение в пространстве, проходящее в определенный промежу- ток времени с начала до конца, можно передать лишь один момент из целого ряда, составляющего движение. Поэтому требуется найти такой характерный мо- мент, который раскрывал бы возможно полнее все это движение, давал бы представление о начале и конце его. Разные жанры изобразительных ис- кусств требуют передачи различных сто- рон и видов движения. В объектах архитектурно-строитель- ной практики посредством пропорций, последовательности расположения объ- емов по вертикальным и горизонтальным направлениям, симметрии и асимметрии, цвета и фактуры, определенного ритма архитектурных форм передается ощуще- ние движения (вверх, к центру, в глуби- ну, влево, вправо), которое имеет боль- шее значение для создания художествен- ного образа сооружения или ансамбля. Так, например, на схематическом рисун- ке показан фрагмент комплекса соору- жений с главным композиционным на- правлением движения вдоль улицы, ко- торое «нарушается» перпендикулярным улице углублением двора (курдонера) с возвышающимся в глубине соору- жением. Зритель на улице поневоле переводит взгляд на новое направление. внутрь курдонера и вверх, испытывая при этом определенную смену впечатле- ний (рис. 36,а). На схематическом ри- сунке показаны примеры решения вну- треннего пространства. На рис. 36,(5 основное композиционное движение на- правлено вдоль пространства, в центр и вверх. Передача в изобразительном искус- стве различных видов движения тре- бует высокой изобразительной и общей культуры. Задача же учебного рисова- ния — дать основные простейшие поня- тия движения и научить его изобра- жать. Начинающим изучать рисунок на неподвижных или находящихся в покое телах важно определить характер на- правления тел и их частей относительно земли, т. е. вертикали и горизонтали, а также направление частей по отноше- нию друг к другу. Надо отметить, что понятие движения теснейшим обра- зом связано также с понятием тяжести: вес и расположение центра тяжести по отношению к опоре определяют устой- чивое или неустойчивое состояние пред- мета. Схематические рисунки (рис. 37) иллюстрируют простейшие виды дви- жения, которые могут быть изображе- ны: устойчивое и неустойчивое состоя- ние, движение вперед, назад, в стороны, вверх, вниз и различные повороты, воз- никающие при вращении. На рисунках простых геометрических тел показаны примеры устойчивого и неустойчивого состояния в зависимости от положения центра тяжести по от- ношению к опоре. Аморфное тело на- ходится в покое, если равнодействую- щая силы тяжести проходит через опо- ру. Куб изображен в трех положениях. В случае опоры на всю грань положение устойчивое, в случае опоры на линию ребра или точку угла — неустойчивое. Кроме того, устойчивость зависит от ряда дополнительных факторов: на- 35. Примеры движения форм в природе 36. Пространственное направление движения а - вдоль улицы, поперек и вверх: б — внутри сооружения 2. Движение, Изображение движения в учебном рисовании Глава 2. Основные закономерности восприятия и построении формы предметов и применение их в рисовании 37. Устойчивое и неустойчивое состояние центра тяжести и опоры — аморфного, куба, цилиндров, шара, камусов и полушарий З8. Примеры конструкции, устойчивость которых обеспечивается сжатием и растяжением отдельных элементов Движение. Изображение движения в учебном рисовании 39 40 Глава 2. Основные закономерности восприятия и построении формы предметов и применение их в рисовании 39. Примеры движения головы, тела 3. Пропорции. Восприятие пропорции и их изображение в рисунке 41 пример, из двух вертикально стоящих цилиндров или конусов, имеющих оди- наковые основания, тот будет устойчи- вее, высота которого меньше. При оди- наковой высоте и основании конус устойчивее цилиндра и т. п. При ма- лой площади опоры, как, например, у шара, лежащего на плоскости, вывести тело из устойчивого положения очень легко; при большой площади опоры это сделать труднее. При неустойчивом положении тела ощущение неустойчивости будет тем сильнее, чем дальше от опоры проходит равнодействующая силы тяжести. Понятие устойчивого и неустойчи- вого положения связано с понятием работы материала (рис. 38). На рисун- ках изображены различные примеры простейших конструкций в связи с работой материала на сжатие и растя- жение. В одном случае устойчивость создается за счет сжатия конструктив- ных элементов (столбы и перекрытие, арка и ее прототип из двух наклонных брусьев). В других случаях устойчивое состояние обеспечивается растяжением элементов конструкции — тросов (ван- товые конструкции). В организме живо- го человека роль жестких элементов конструкции выполняют кости, а роль гибких элементов — мышцы. Сокраще- ние мышц меняет положение костей по отношению друг к другу. Эти внутренние движения, подчиняясь законам статики и динамики, обусловливают движение от- дельных частей и всей фигуры человека в целом и определяют изменения видимого мышечного покрова и костей. В слож- ных конструктивных телах, где каждый элемент может менять свое положение по отношению к другим, общее движение неизбежно вызывает соответствующие ему внутренние изменения каждой со- ставной части. При рассмотрении челове- ческой фигуры в различных положениях этот процесс становится наиболее яс- ным (рис. 39). Все четыре показанные на рисунке положения человеческой фигуры ста- тически устойчивы, однако расположе- ние центра тяжести всей фигуры и ее частей по отношению к опоре вызывает характерные для каждого случая дви- жения конструктивных частей внутри самой фигуры. Без понимания этого не может быть создан образ общего движения человеческой фигуры. При одновременной опоре на обе ноги рав- нодействующая сила из центра тяжести проходит в пределах опоры обеих ног, при этом все части фигуры располагают- ся симметрично относительно сред- ней линии. При опоре на одну ногу перекос таза, изгиб позвоночника по- зволяют так расположить части тела, что центр тяжести проектируется на пло- щадь следка опорной ноги. Двойная опора — на ноги и ствол дерева — вы- зывает еще более сложные смещения внутри фигуры человека, связанные с расположением центра тяжести, опор и с внутренней работой мышц. Рис. 39 иллюстрирует различные примеры движения головы, меняющей свое положение по отношению к ту- ловищу,— прямое положение, наклон вперед, назад и поворот. Здесь же пока- заны различные положения зрачка гла- за при изменении направления взгляда. Приведенные примеры убеждают, что без всестороннего понимания дви- жения нельзя полноценно решить за- дачи учебного рисунка и тем более слож- ные творческие задачи архитектурно- строительной практики. 3. Пропорции. Отношение и соразмерности предметов и их частей по определенным признакам. Восприятие пропорций и их изображение в рисунке Все тела, а также их части могут быть сравнимы или соизмеримы, или, как говорят, «взяты в отношениях друг к другу» по определенному конкретному признаку. Указанная соразмерность — соотношение по определенным призна- кам предметов или в самом предмете его частей — называется пропорцио- нальными отношениями или пропор- циями. Пропорции могут рассматри- ваться по линейному размеру, по пло- 42 Глава 2. Основные эакономерности восприятия и построении формы предметов и применение их в рисовании щади, по объему, по весу, по цвету, по силе, по крепости, по освещенности и т. д. Знание пропорций и умение при- менять их во многом определяют успех задуманного дела. Например, в химии точные весовые пропорции различных веществ при соединении обусловливают возможность получения нового вещества. В строительном деле нарушение про- а порций в составе строительных материа- лов и размерах элементов конструкций может привести к разрушению соору- жения. Для успешной практической деятель- ности архитектора умение оценивать соотношение частей необходимо и поз- воляет широко и всесторонне решать архитектурно-строительные задачи. Од- на и та же конструктивная схема, взятая в различных линейных и объемных пропорциях, получает таким образом различное архитектурное выражение и производит различное эстетическое впе- чатление (рис. 40,г). При хороших, как говорят, «най- денных» пропорциях, учитывающих все- сторонние требования: функциональ- ные, экономические, конкретные усло- вия места, правильное использование материала при решении конструкции и, наконец, эстетические,— сооружение становится подлинным произведением искусства. Много специальных трудов и книг посвятили ученые, художники и ар- хитекторы общим вопросам пропорций и, в частности, пропорциям человека и архитектуры. При обучении рисунку необходимо развить и закрепить в первую очередь чувство линейного и объемного соизмерения тел между со- бой и частей, входящих в то или другое тело, с учетом направлений в высоту, ширину и глубину. При этом следует учитывать как абсолютное соотноше- ние частей конструкции тела или ряда тел между собой, так и зрительное восприятие этих соотношений в прост- ранстве, изображение пропорций на рисунке в перспективных сокращениях. Чувство пропорций площадей, объ- емов, пространства основано главным 3. Пропорции, Восприятия пропорций и их изображене в рисунке 43 41. Пропорции головы и конечностей ребенка и взрослого человека 42. Голова — модуль пропорций животных Глава 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов применение их образом на развитии чувства линейных соразмерностей (рис. 40,а). Поэтому линейные соотношения необходимо уметь точно определять не только на прямых линиях одного направления, но и на ломаных, изогнутых линиях в раз- ных направлениях и в пространстве. Человек лучше чувствует кратные от- ношения—1:1, 1:2, 1:3, 1:4 и т.д., поэтому в практической работе при рисовании сначала следует приучиться выявлять кратные отношения линей- ных измерений, а затем, опираясь на эти простые отношения, искать более «тонкие» истинные соразмерности, на- ходя их небольшие отклонения от крат- ных («чуть-чуть» больше или «чуть- чуть» меньше целого, половины, трети и т.д.). На рис. 40,я показаны взятые в определенных пропорциях отрезки, нанесенные на линии различного харак- тера и направления. Так как обычно предмет изображает- ся не в натуральную величину, то важ- ное значение имеет умение чувствовать и передавать в рисунке подобные про- порции в разных масштабах. 43. Примеры пропорций по площадям в предметах линейным размерам и прикладною искусства Пропорции фигуры человека имеют решающее значение при определении пропорций создаваемых им вещей. Эсте- тические взгляды человека оказывают также существенное влияние на про- порции формируемого им предметного окружения. Кроме того, человеческая фигура может служить объектом для развития чувства пропорций вообще, так как хорошо знакомые формы тела человека, особенно его голова, застав- ляют рисующего требовательно отно- ситься к нахождению точных и конкрет- ных соотношений, поскольку на знако- мых привычных формах даже неиску- шенный глаз замечает незначительные отклонения в пропорциях (в сходстве, в подобии). Наиболее удобной, обще- принятой мерой, или модулем пропор- ций человеческой фигуры, может слу- жить размер головы. Этой мерой изме- ряются все другие более крупные и меньшие части человеческого тела. 4. Виды изображении 45 Различные отношения этих частей меж- ду собой придают определенный харак- тер фигуре в целом и выявляют ее индивидуальные, возрастные, половые, расовые и другие особенности. На рис. 41 показаны различия в пропор- циях головы, кисти и стопы ребенка И взрослого человека, а также зритель- ные перспективные изменения абсолют- ных пропорций при разных поворотах головы. На рис. 42 приведен пример, пока- зывающий, как различные пропорции одних и тех же конструктивных частей тела существенно влияют на создание общего облика различных животных. Мерой пропорциональности тела живот- ного тоже может служить его голова. В прикладном искусстве также боль- шую роль играют пропорции, определяе- мые по многим признакам, например в линейном измерении, в объемном пост- роении или в отношениях площади орнамента к площади фона (рис. 43). Без достаточно развитого чувства пропорций невозможна правильная пе- редача изображаемого с натуры пред- мета и тем более создание в процессе творческой работы определенного об- раза. 4. Виды изображений. Основы зрительного восприятии формы и ее изображение на плоскости параллельными лучами — ортогональ и аксонометрия; коническими лучами — перспектива Основная особенность учебного рисо- вания с натуры заключается в том, что трехмерное пространство реального мира и находящиеся в нем предметы изобра- жаются на двухмерной плоскости листа бумаги. В технической и архитектурной гра- фике самыми распространенными спосо- бами изображения объемного предмета служат ортогональный чертеж и рисунок. Ортогональное изображение пред- ставляет собой проекцию предмета на плоскость, полученную при помощи па- раллельных лучей, перпендикулярных этой плоскости. Принцип рассмотрения предмета с разных сторон лежит в основе зрительно- го изучения и процесса познания объем- ной и пространственной формы окру- жающих нас предметов. В самом деле, созерцание предметов с какой-либо одной точки никогда не дает исчерпы- вающего и полного представления, по- этому при изучении предметов и при их изображении способом ортогонального рисунка или чертежа принято рассматри- вать предмет по основным взаимно пер- пендикулярным направлениям: свер- ху — снизу, спереди — сзади и с боков. Для более сложных в конструктивном отношении форм необходимо дополни- тельно к внешнему виду уяснить харак- терные внутренние разрезы, параллель- ные основным направлениям. Именно то, что для зрительного изу- чения предмета необходимо его рассма- тривать с разных сторон, и то, что по изображениям видов этих сторон на плоскости можно составить полное пред- ставление о самом предмете, предопреде- лило широкое развитие в технической, архитектурной и изобразительной гра- фике ортогонального проецирования (рис. 44). Процесс сопоставления видов пред- мета с разных сторон и составление по ним общего объемного представления о предмете в целом способствует развитию чрезвычайно важного для архитектора так называемого объемно-пространст- венного мышления. Вместе с тем ортого- нальные изображения, в частности чер- тежи, являются основными документами для изготовления деталей и возведения целых сооружений, так как ортогональ- ный чертеж передает в принятом мас- штабе по основным направлениям истин- ные размеры предметов, а при определен- ном профессиональном навыке по этим проекциям можно составить точное представление о самом предмете. Для более наглядного изображения предмета применяется особый вид рисун- ка и чертежа — аксонометрия. Аксоно- метрическое изображение получают Глааа 2. Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их я рисовании Получение ортогонального изображения 45. Получение изображений а — изометрия; б — диамстрня; в — фронтальная г - военная 4. Виды изображений 47 46. Виды куба путем проекции предмета на плоскость параллельными лучами, наклонными под определенными углами к этой плоскости. Аксонометрический рисунок и чертеж наглядно передают пространственное построение предмета, так как одновре- менно показывают сразу три его сторо- ны: верхнюю (или нижнюю), переднюю и боковую и позволяют судить о разме- рах и объеме предмета. На рис. 45 на примере куба показаны различные виды аксонометрических изображений, полу- ченных параллельными лучами, направ- ленными под разными углами к плоскос- ти проекции. Они отличаются друг от друга направлением главных осей, по которым строятся основные стороны предмета, и размерам, откладываемым на этих осях в глубину. Аксонометрическое изображение на рис. 45,а называется изометрией, на рис. 45,6 — диаметрией, на рис. 45,в — фронтальной проекцией и на рис. 45,г — военной проекцией. Характерной осо- бенностью последней является то, что построение плана не подвергается иска- жениям, что значительно облегчает построение и использование ее в деле. Практическое построение ортого- нальных и аксонометрических проекций осуществляется с помощью лучей, прохо- дящих через характерные узловые точки формы предмета. Полученные на плос- кости проекции характерные точки сое- диняются линиями в соответствии с изо- бражаемым предметом. Ортогональные и аксонометрические проекции необходимы и для уяснения способа построения еще одного вида изо- бражения — перспективы. Человек, в силу особенностей устройства зрения, не может видеть объемные предметы так, как они изображаются в ортогональном и аксонометрическом чертежах. Для изображения на плоскости пространства и форм такими, какими мы их восприни- маем в натуре, существует способ пер- спективного построения. Наблюдая предмет с разных точек, мы замечаем, что хотя предмет и остается самим со- бой, внешний вид его для зрителя значи- тельно изменяется в зависимости от того, откуда мы на него смотрим: издалека или с близкого расстояния, сверху или снизу, прямо или сбоку. Так, поворачи- вая куб. кирпич или книгу, мы видим то одну их сторону, то две, а то и три сразу (рис. 46). При этом конфигурация от- дельных сторон и общего вида этих пред- метов приобретает зрительно разный ха- рактер и размеры. Например, приближаясь к зданию, мы ощущаем, что оно как бы растет, увеличиваясь в высоту и в ширину, кры- ша уходит вверх и становится невиди- мой, а линии карнизов все круче опуска- ются к земле. Обходя здание вокруг, мы видим, как зрительно уменьшается про- тяженность главного фасада и растет протяженность бокового, а башня, рас- положенная сзади, перемещается с одно- го фасада на другой (рис. 47). Разбирая устройство глаза или прин- ципиально сходную с ним оптическую систему фотографического аппарата (рис. 48), можно понять, как образуется изображение предмета на сетчатой обо- лочке глаза или на пластинке фотоаппа- |