Главная страница

Рисунок (С. В. Тихонов). Постановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г


Скачать 26.64 Mb.
НазваниеПостановление Пленумацк кпсс. Июнь 1983 г
АнкорРисунок (С. В. Тихонов).pdf
Дата07.02.2017
Размер26.64 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРисунок (С. В. Тихонов).pdf
ТипЗакон
#2380
страница4 из 17
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
Глава 2 Основные закономерности восприятия и построення формы предметов и применение ,
рата, а следовательно, понять и принци- пы перспективного построения рисунка на бумаге. Прямолинейные лучи света,
направленные от всех точек предмета,
собираются в точке зрачка, преломляясь,
проходят в глубину глаза и дают изобра- жение созерцаемого предмета на сетча- той оболочке. Если на пути лучей, иду- щих от предмета к глазу, поместить пер- пендикулярно их центральному лучу про- зрачное стекло, то на нем мы получаем изображение, тождественное образован- ному на сетчатой оболочке глаза.
Таким образом, принцип построения перспективного изображения сводится к следующему: от наиболее характерных конструктивных узловых точек объемно- го предмета, расположенного в простран- стве, проводят лучи-линии к точке глаза
(рис. 49); на пути этих лучей помещают изобразительную поверхность и отме- чают на ней следы-точки, образованные пересечением лучей с поверхностью; со- единив линиями соответствующие точки,
получают перспективное изображение предмета на поверхности.
Перспективное изображение отлича- ется от ортогонального и аксонометри- ческого тем, что проекция строится не параллельными лучами, а пучком лучей,
идущих в одну точку. Пучок отраженных от предметов лучей света образует «зри- тельный конус» с вершиной в зрачке глаза, называемой «точкой зрения».
Основание «зрительного конуса» состав- ляет «поле зрения». По мере удаления от глаза размер поля зрения увеличивается.
На рис. 50 показано поле зрения одного и двух глаз человека.
Особое значение при изображении предметов имеет направление оси зри- тельного конуса, называемой централь- ным лучом. Перпендикулярная этому лучу поверхность, на которой строится изображение, называется картиной или картинной плоскостью.
Так как устройство человеческого глаза дает возможность четкого восприя- тия в пучке лучей с величиной угла всего лишь 2—3,'то при рассматривании пред- мета большого размера глаз должен по- ворачиваться: центральный луч зрения движется по предмету, обегая его от края до края, а картинная поверхность, на
47. Сит уационный план с
обозначением точки
зрения 1. 2. ) и
изображение объекта с
трех точек
которой условно получается изображе- ние, перемещается вместе с центральным лучом, сохраняя перпендикулярное лучу положение. Единое впечатление от пред- мета создается в сознании как сумма всех этих отдельных впечатлений.
При ограниченных задачах учебного рисунка для получения вполне правди- вого изображения на листе бумаги вся сумма отдельных лучей приводится к одному главному, центральному лучу.

49
48. Схема получения
изображения
а - на сетчатке глаза; б - на
пластинке фотоаппарата;
в на картинной плоскости
30. Поле зрения глаза
"Зрительный" конус

51. Схема процесса видения
и условное изображение
на одну картинную
плоскость
а - вид на перспективную
ситуацию сбоку и сверху;
б - изображение на три
картины; в - условное
изображение на одну
картинную плоскость;
е схема получения точек
схода: д — показ диагоналей
куба и квадратов; е — схема
«зрительной пирамиды»

52. Схема процесса лидеиия и
условнос изображение на
одну картинную плоскость
53. Схема перспективных
изменении одних и
тел же размеров
Направление этого главного центрально- го луча должно занимать среднее поло- жение между крайними лучами, охваты- вающими в пространстве предмет или группу предметов, служащих натурой.
Множество отдельных картинных по- верхностей приводится к одной главной плоскости, перпендикулярной главному лучу. На этой общей картинной плоскос- ти, принимаемой на основе особенностей нашего зрения и восприятия, а также знания размеров и конструкции предме- та в натуре, создается его суммарное правдоподобное изображение. На рис. 51
показано, как три отдельные картинные плоскости (1,2,3), соответствующие трем лучам зрения, при рассматривании от- дельных кубов приводятся к одной общей
(плоскость /), обеспечивающей правдо- подобное изображение сразу трех кубов,
расположенных на разных уровнях. Эту же особенность поясняет рисунок, пока- зывающий восприятие колонны глазом и изображение ее на одной картинной плоскости (рис. 52).
Своеобразие зрительного восприятия накладывает свой отпечаток на изобра- жение, поэтому точный рисунок, сделан- ный на глаз, как правило, не тождест- венен фотографии или построенной по правилам перспективе, полученной с од- ной и той же точки зрения. Для построе- ния чертежа перспективы при помощи линейки и циркуля пользуются теорети- ческими положениями и практическими приемами, излагаемыми в специальных учебниках перспективы: берутся план и фасады, выбирается точка зрения, опре- деляется картинная плоскость и одним из многих графических приемов строит- ся перспективное изображение. При ри- совании перспективное построение долж- но быть проделано лишь в сознании на основании видения натуры, знания основных закономерностей перспектив- ного построения и ясного представления о пространственной форме предмета. На лист бумаги наносятся уже готовые ре- зультаты этого сложного анализа, поэто- му для практического рисования особен- но важно отчетливо представлять логику получения изображения и его принци- пиальные основы.
Сравнивая изображения одинаковых предметов, расположенных на разных расстояниях от точки зрения, легко уста- новить общую закономерность перспек- тивного построения. Так как проекция строится не параллельными лучами, а пучком лучей, сходящихся в одну точку,
можно понять, почему одинаковые по ве- личине предметы имеют на картинной плоскости разные по размерам изобра- жения в зависимости от того, ближе или

тлричтн и гнн'тр*ч'нин фирмы
и н/шчгнгнне их ** рш паишш
дальше находятся они от точки зрения
(рис. 53). Размер предмета, расположен- ного ближе к зрителю, представляется ему больше, чем размер отдаленного,
потому что лучи от ближнего предмета подходят к глазу под большим углом,
чем лучи от отдаленного. Таким образом,
равные по величине предметы имеют различную величину изображения в за- висимости от их расстояния до точки зрения: чем предмет ближе, тем его изо- бражение больше и, наоборот, чем даль- ше, тем меньше.
На рис. 54 видно, как дома, деревья,
люди, машины воспринимаются умень- шающимися по мере удаления от наблю- дателя.
Действительно, ребенок, находящий- ся на переднем плане, зрительно воспри- нимается большим по размеру, чем взрослый человек вдалеке (рис. 55). Од- нако мы правильно судим о их истинном росте и не путаем взрослого с ребенком.
Бинокулярное (двумя глазами) зрение и способность глаза к аккомодации (изме- нение кривизны хрусталика при настрой- ке резкости зрения на различную глуби- ну пространства) позволяют достаточно точно чувствовать расстояние до предме- та. Сопоставление видимого размера предмета и расстояния до него помогает осознать его истинную величину. Кроме того, знание привычных пропорций и характерных признаков знакомых пред- метов также помогает избежать ошибок в определении размеров.
Естественно, что изменения размеров изображения в зависимости от расстоя- ния до предмета происходят во всех на- правлениях. Важно понять, как зритель- но изменяются размеры предметов в па- раллельных картинной плоскости на- правлениях (ширина, высота) и в пер- пендикулярном картинной плоскости направлении (глубина) (рис. 56). Если нанести на уходящие от нас линии отрез- ки одинаковой длины и построить их пер- спективное изображение, то станет ясно,
что размер изображения отрезков будет уменьшаться по мере удаления самих отрезков.
На рис. 54 линии тротуаров, окон,
карнизов зданий сходятся в одну точку, и хорошо заметно, как уменьшаются раз- меры домов и их деталей не только в вы- соту и ширину, но и в глубину. При этом чем ближе направление линии в натуре к направлению луча зрения, тем разитель- нее будет перспективное сокращение изображений равных отрезков этой ли- нии.
Чтобы сознательно, уверенно и сво- бодно применять перспективу при рисо- вании с натуры и, особенно, при рисова- нии «от себя» (по представлению), необ- ходимо ясно понимать и представлять ситуацию в пространстве, включающую:
1) изображаемый предмет, 2) зрителя
(точку зрения) и 3) картинную плос- кость (рис. 57). Понятно, что изменение взаимного положения этих составляю- щих ведет к перестройке перспективного вида изображаемых предметов. Ясное представление видов этой ситуации не только спереди, а также сбоку и сверху
а. Виды изображений
54. Кажущееся уменьшены?
размерив предмет» я
зависимсти от их
удаления от зрителя на
примере улицы
55. Изображение людей с
учетом перспективных
сокращении размеров
56. Основные перспективные
направления на
картине - высоты,
ширины и глубины
57. Схема перспективного
построения изображении
прямой линии с
расположенным на ней
карандашом
(в плане) даст основу для понимания и практического усвоения процесса пер- спективное изображения. Рассмотрим построение в перспективе прямой линии,
расположенной под произвольным углом к картинной плоскости (к. п.). Для более наглядного представления о направле- нии заданной линии на рисунке она от- мечена изображением карандаша
б). Точка пересечения (т. п.) этой линии с картинной плоскостью даст исходный пункт для построения ее изображения на картине.
Затем, строя перспективные изобра- жения ряда точек, расположенных на этой линии, мы заметим, что по мере их удаления в глубину углы между проекти- рующими их на картинную плоскость лучами и самой линией становятся все меньше и меньше. Наконец, можно себе представить, что когда точка, располо- женная на заданной линии, уйдет в бес- конечность, тогда проектирующий ее луч зрения станет параллельным самой ли- нии. Отсюда становится понятным, что проекция самой отдаленной точки дан- ной линии расположится на картинной плоскости в месте пересечения ее лучом,
идущим из точки зрения параллельно самой линии. Эта проекция самой отда- ленной точки линии называется точкой схода (т. с.) для данной линии при опре- деленном положении картинной плос- кости и точки зрения. По двум точкам:
точке пересечения самой линии с картин- ной плоскостью (т. п.) и точке схода мы можем построить направление изобра- жения линии на картинной плоскости.
Рассмотрим классический пример построения перспективного изображе- ния уходящего вдаль железнодорожного полотна. Так как точка схода изображе- ния линий на картинной плоскости по- мещается в месте пересечения картины

Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании
58. Схема перспективного
изображения
железнодорожного пути.
Зритель сбоку полотна.
картинная плоскость под
случайным углом к
полотну
59. Схема перспективного
изображении
железнодорожного пути.
Зритель в середине
полота, картинная
плоскость параллельна
шпалам
60. Схема перспективного
изображения
железнодорожного пути.
Зритель сбоку, картинная
плоскость параллельна
рельсам

61. Принципиальные схемы
перспективного
построения изображении
отдельных форм на основе
куба на наклонную
картинную плоскость
62. Изображение куба на
вергикальную плоскость

56
Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании
лучом, идущим из точки зрения парал- лельно этим линиям, ясно, что все парал- лельные в натуре между собой линии будут параллельны этому лучу и изобра- жения этих линий будут иметь на карти- не одну общую точку схода: на рисун- ке параллельные рельсы сходятся в этой одной точке. Для перспективного изображения шпал будет своя точка схода, находящаяся в месте пересече- ния картинной плоскости лучом, парал- лельным направлению шпал.
На рис. 58 картинная плоскость огра- ничена определенным размером и точка схода изображения шпал находится за пределами картины. На рис. 59 показан случай, при котором рельсы располага- ются перпендикулярно основанию кар- тинной плоскости. В этом случае точка схода изображений рельс будет нахо- диться на линии, проходящей через сере- дину картинной плоскости, перпендику- лярно ее основанию, а точка схода изо- бражений шпал, как говорят, уйдет в бес- конечность потому, что параллельная шпалам линия, проведенная через точку зрения, будет параллельна картинной плоскости и не пересечет ее. На рис. 60
мы видим, что шпалы изображены парал- лельными друг другу. В случае, когда рельсы располагаются параллельно кар- тинной плоскости, точка схода для изо- бражения шпал расположится ближе к середине картины, а изображения рельс будут параллельными.
Следует сделать вывод, что чем пер- пендикулярнее направление линий к кар- тинной плоскости, тем ближе к середине картины будет находиться точка схода их изображений. Точка схода изображе- ний, перпендикулярных к картинной плоскости, будет располагаться в ее сере- дине. По мере же уменьшения угла меж- ду линиями и картинной плоскостью точ- ка схода их изображений уходит от сере- дины картины. Когда линии располага- ются параллельно картинной плоскости,
точки схода их изображений уходят в бесконечность и линии рисуются парал- лельными между собой. Точно также все линии, проходящие в пространстве через точку зрения, изобразятся на картинной плоскости в виде точек.
Для уяснения перспективного по- строения объемных предметов класси- ческим примером может служить хорошо представляемая всеми форма куба,
имеющего равновеликие ребра и прямые углы между ними, образованные одина- ковыми гранями-квадратами.
На рис. 49 перспективного построе- ния находящегося в случайном положе- нии по отношению к картинной плоскос- ти куба показано нахождение трех точек схода для изображения трех его сторон.
Точка схода изображения круто уходя- щих от зрителя в глубину ребер куба рас- положится ближе к середине картинной плоскости, а точки схода для ребер, иду- щих под небольшим углом к картине,
уйдут за пределы картины.
Рассматривая перспективное по- строение трех пар параллельных граней куба — квадратов, можно обнаружить,
что точки схода изображений их диаго- налей располагаются на трех прямых,
соединяющих точки схода их ребер.
Точно также, проведя любые линии в плоскости этих квадратов, мы заметим,
что точки схода их изображений будут лежать на тех же прямых. На рис. 61
видно, что каждая из прямых линий образуется пересечением картинной плоскости плоскостью, идущей через точку зрения параллельно граням данно- го квадрата.
Таким образом, изображения всех линий, расположенных в какой-либо плоскости, проходящей через точку зре- ния, а следовательно, и всех линий в про- странстве, параллельных этой плоскости,
будут иметь точки схода, лежащие на ли- нии пересечения этой плоскости с кар- тиной. На основании перспективного по- строения куба, квадратов его сторон и их диагоналей можно понять перспек- тивное построение параллелепипедов, а также призм, цилиндров и т. п.
На рис. 62—66 показаны примеры построения перспективы различных гео- метрических фигур, объемных тел и простейших предметов.
Для учебного рисования с натуры и перспективного построения чертежа обычно применяется так называемая
«земная перспектива». В этой перспекти-

4 Виды изображений .57
63. Перспективное
построение различных
форм на основе куба
ве картинная плоскость располагается вертикально, т. е. по отвесу к центру зем- ли, и вводится понятие горизонта. Гори- зонтом называется воображаемая гори- зонтальная плоскость, находящаяся на уровне точки зрения, т. е. нашего глаза.
Линия пересечения картинной плоскос- ти с горизонтом называется линией гори- зонта.
Ограничение картинной плоскости вертикальным положением значительно упрощает и делает более доступным пер- спективное построение как рисунка с на- туры, так и чертежа, обеспечивая в то же время достаточно правдоподобное изо- бражение предметов при правильно вы- бранной точке зрения, определяемой горизонтом зрителя и нормальным для глаза углом зрения (рис. 62). Следует заметить, что при вертикальном положе- нии картины направление центрального луча зрения может значительно откло- няться от направления луча, проведен- ного из точки зрения перпендикулярно к картине, называемого главным перпен- дикуляром, который в земной перспекти-

Глава 2 Основные закономерности восприятия и построения формы предметов и применение их в рисовании
у
ве всегда горизонтален (рис. 62). Высота горизонта изменяется с перемещением нашего глаза по вертикали. Когда мы смотрим на предмет, находящийся ниже нашего горизонта, т. е. сверху вниз, про- екция находящихся в натуре на одной высоте точек будет располагаться на кар- тине тем ниже, чем ближе к нам эти точ- ки, а проекция удаленных точек располо- жится выше. Эта разница в высоте бу- дет тем больше, чем выше помещается наш горизонт по отношению к предмету.
Наоборот, когда предмет расположен вы- ше нашего горизонта и мы смотрим сни- зу вверх, проекция точек, расположен- ных ближе, поднимется вверх, а даль-

4 Виды изображении 59
64. Перспективное
построение различных
форм на основе куба
65. Перспективное
построение различных
форм на основе куба
66. Перспективное
построение различных
форм на основе куба
в — центральная перспекти
б — угловая
них — спустится вниз. Естественно, что все точки, находящиеся на уровне наше- го горизонта, спроецируются на линию горизонта.
Из рассматриваемого видно, что все горизонтальные линии, на которые мы смотрим сверху, изобразятся на рисунке идущими вверх по мере удаления, а линии, на которые мы смотрим снизу,
будут, удаляясь, спускаться вниз.
Из всего многообразия линий в прак- тике рисунка особенно важное значение имеют вертикальные и горизонтальные линии. Вертикальная линия — это отвес.
По отвесу возводятся стены зданий, вер- тикально стремятся расти деревья, по

60
отношению к вертикали определяется движение человеческой фигуры. Гори- зонтальная линия — это цоколь здания и его карнизы, пол в комнате и поверх- ность стола. Вертикальные и горизон- тальные направления являются основ- ными в окружающей нас природе, по отношению к ним определяется все мно- гообразие остальных направлений. По- этому особенно важное значение при- дается умению построить в перспективе горизонтальные и вертикальные линии.
При графическом построении пер- спективы на вертикальную картинную плоскость проекции всех вертикальных линий сохранят на картине вертикаль- ное положение и останутся параллель- ны друг другу.
В учебном рисунке с натуры также принято изображать вертикальные линии вертикальными. Это дает вполне правди- вое изображение при правильно выбран- ном горизонте зрителя и расстоянии от глаза до предмета и соответствует наше- му представлению о вертикальных лини- ях. Точки схода изображений всех гори- зонтальных линий, расположенных и вы- ше и ниже горизонта, определяются пе- ресечением картинной плоскости лучом,
идущим из точки зрения горизонтально.
Отсюда вытекает, что точки схода изо-
67. Зависимость характера
светотени от
расстояния до
света
поверхности от
расстояния до источника
света
70 Элементы светотени
образующиеся на
граненой поверхности
71. Элементы светотени,
образующиеся на
гладкой поверхности
69.
освещенности
поверхности от угла
падения лучей света

62
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


написать администратору сайта