Методология научного исследования. методология научного исследования. Постклассическая методология науки
Скачать 361.04 Kb.
|
Конвенциональность как главный на сегодняшний день кри- терий научности вытекает из онтологической и гносеологической конвенциональности: социальные нормы, в отличие от законов природы, суть соглашения (хотя и не произвольные)141, и их по- знание всегда обусловлено историческим и социокультурным контекстом, а потому является относительным142, а также не- устранимости философского (метафизического — неверифици- руемого) компонента из научного знания. Коммуникативныйкритерий, выступающий содержанием конвенции экспертного научного сообщества, постулирует процессуальность и риториче- ские, дискурсивные приемы обоснования научной точки зрения. Отсюда вполне оправданно утверждение, что в гуманитарных науках «господствуют часто не строго определяемые логические понятия, а именно концепты, выражающие скорее интуитивно, нежели логически, схватываемые смыслы»143. Поэтому позити-вистскийэталоннаучностивпринципенеможетбытьреа- 141 Искусственность социальных норм состоит не в том, что они произволь- но сконструированы, а в том, что люди их измеряют и оценивают и, тем самым, несут за них моральную ответственность, т. е. «искусственность ни в коей мере не влечет за собой полный произвол». — Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 99. 142 Такую точку зрения активно развивает Л. А. Микешина. — См.: Мике- шина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002. С. 20 и след. ; Ее же. Конвенции как следствие коммуникативной природы познания // Субъ- ект. Познание. Деятельность. М., 2002. С. 507—533. 143 Микешина Л. А. Философия познания ... С. 23. Ниже она пишет: «…гуманитарное знание оперирует понятием “теория” в широком смысле, как некоторой концепцией, совокупностью взглядов мыслителя, некоторой системой высказываний, не связанных жесткой дедуктивной последовательностью» (С. 32). лизован в любой науке, в том числе юриспруденции. Не суще- ствует абсолютных критериев научности; они относитель- ны и зависят от исторической эпохи и социокультурных осо- бенностей того или иного социума. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что прак- тическая (фактическая) проверяемость и логика являются огра- ниченными критериями научности. Их нельзя полностью сбрасы- вать со счета, но и абсолютизировать их не стоит. Им на смену приходит (или уже пришел) конвенциональный критерий науч- ности, выражающий соглашение научного сообщества о том, что считать эпистемологическим эталоном. Этот критерий основан на научных традициях, опыте других стран, относительной практи- ческой проверяемости и логической обоснованности и гораздо более консервативен, чем, может быть, кажется. Научное сооб- щество скорее не пропустит в пантеон наук новую, экстраорди- нарную концепцию, чем даст ей право на официальное существо- вание. В то же самое время нельзя забывать и о трансцендентном (точнее — трансцендентальном) критерии научности, выражаю- щемся в конечной результативности научной деятельности — самосохранении общества. Очевидно, что наука (и юридическая в том числе) призвана оказывать воздействие на социум. Нормаль- ное функционирование, поддержание целостности социального организма (в нашем случае — приемлемого правопорядка) — по- казатель научности тех концепций, которые применяются на практике (при этом, конечно, следует иметь в виду, что этот ко- нечный результат зависит не только от научной деятельности, но и от всех иных социальных и природных факторов). Сохраняются ли в ситуации «постклассики» такие критерии научности, как объективность, универсальность, истинность, до- стоверность знания? Дабы не впадать в неумеренный радикализм и не призывать к их «сбрасыванию с корабля истории», следует еще раз заметить, что критерии классической науки наполняются другим значением, принципиально отличающимся от традицион- ного. Другими словами, можно сохранить старые названия, но в новом контексте их содержание значительно иное по сравнению с «классическим»144. 144 Иной точки зрения придерживается М. В. Антонов. Он полагает, что мно- гогранность права (включая позитивное право, идеальное право и социальное право) невозможно изучать одним методом или одной методологией. Отсюда он Объективностьнаучногознаниястановится интерсубъек- тивной145, ментальной конструкцией. Объективно сегодня то, что приобрело значение объективного в общественном сознании. В основе так понимаемой объективности лежит конструктивистская деятельность референтной группы по формированию ментальных (социальных) представлений и соответствующих «воображаемых сообществ» (по терминологии Б. Андерсона)146. Но будучи сфор- мированным, социальное представление (докса) существует как(или как бы) не зависимое от воли и желания отдельно взятых индивидов. Требуются серьезные усилия по изменению или лик- видации (устранению) таких правовых явлений (чаще всего — институтов), которые одновременно являются научными поняти- ями. Тем самым правовое явление (институт) существует нераз- рывно с социальным представлением о нем, зачастую приобре- тающим понятийную форму. Универсальностьв условиях постклассического науковеде- ния вытесняется контекстуальностью (как исторической, так и со- циокультурной). На статус универсального может претендовать постулирует отказ от макротеорий в пользу микро- и мезотеорий, в том числе переосмысление догматики права исходя из изменившихся исторических, преж- де всего экономических и политических, реалий нашего общества. Более того, он считает, что «методология науки предполагает разделение понятий научно- сти и истинности, где последнее обозначает логическую последовательность, непротиворечивость теории. Любое логическое умозаключение неизбежно пре- тендует на универсальность, тогда как принципы научности теории в такой пре- тензии не нуждаются — эти принципы валидны в своей области знания, но не- применимы ко всему знанию в целом». В то же время признание контекстуаль- ности критериев научности, с его точки зрения, «не исключает возможности устанавливать адекватность научных теорий, придерживаться классических путей поиска истины для тех, кто не разделяет уверенности в состоятельности дискуссий о постклассических, постмодернистских и иных “пост” реалиях научного знания». — Антонов М. В. О принципах научности и развитии право- вой теории // Стандарты научности … С. 148—153. Если критерии научности контекстуальны, исторически изменчивы, то как можно изучать значительно трансформировавшуюся правовую реальность старыми «классическими» мето- дами и насколько такое исследование будет адекватным? В этом противоречи- вость позиции молодого ученого. 145 «Наиболее распространенный смысл объективности, несомненно, тот, ко- торый отождествляет ее с интерсубъективностью», — заявляет Э. Агацци. — Агацци Э. Указ. соч. С. 102. При этом интерсубъективность он связывает с пуб- личным научным дискурсом (С. 103, 172, 173). 146 Anderson B. Imagined Communities. Reflections on the origin and spread of Nationalism. N.Y., 1991. только самая «голая» (поэтому бессодержательная) абстракция: идея необходимости нормативного регулирования общественных отношений и его восприятия в общественном сознании. Истина, о чем уже шла речь выше, трансформируется от корре- спондентской теории (соответствие знака референту) к когерентной (соответствие знака другим знакам) и к коммуникативной (значение знака как общезначимого в научном дискурсе)147 или прагматиче- ской (истинность знака — это вера в его эффективность)148. А. Я. Гуревич в 1973 году (!) писал: «Человеческие истины всегда и неизбежно антропологичны. Помещаясь в человеческих головах, владея живыми сердцами, истина, направляющая людей на те или иные поступки, не может не окрашиваться эмоциями, целевыми установками и даже эстетическими тонами. И незачем рыдать над утратой ею “химически чистой” нейтральности, кото- рой она никогда не обладала! Для того чтобы служить людям, истина, наука должны подышать их воздухом, пропитаться их стремлениями и страстями. Худо, когда наука превращается в проститутку, но слепая девственность, страшащаяся всего земно- го, — бесплодна»149. Из того, что «вещь может рассматриваться с потенциально бесконечного числа точек зрения и, таким образом, считаться обладающей бесконечным числом свойств», следует относительность истины, ее «онтологическая ангажированность» и бесконечность задачи познания реальности150. Достоверностьнаучногознаниясегодня не может быть полной, окончательной. О достоверности можно говорить лишь применительно к определенному контексту и с некоторой сте- пенью вероятности151. Граница между наукой и иными формами 147 Apel K.-O. Diskurs und Verantwortung. Frankfurt am Main, 1988 ; Haber- mas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Frankfurt am Main, 1981. Bd. 1, 2. 148 Один из наиболее радикальных вариантов критики репрезентатизма (и корреспондентской теории истины) принадлежит Р. Рорти, который вслед за У. Джеймсом и Д. Дьюи предложил заменить понятие «истина» как соответ- ствие объективному положению вещей в природе тем, во что лучше (полезнее) верить («лучшая идея, которую мы принимаем для объяснения происходяще- го»), и вообще отказаться от теории познания в пользу теории полезности. — Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton (N.J.), 1979 ; Его же. Слу- чайность, ирония и солидарность. М., 1996. 149 Гуревич А. Я. История историка. М., 2004. С. 184. 150 Агацци Э. Указ. соч. С. 270, 312, 410. 151 «Научные высказывания, — утверждает Э. Агацци, — это всегда реляти- визированные предложения, имея в виду, что они содержат лишь ограниченный перечень технических терминов, что их значения определяются конкретным культуры стирается, пролиферируется. Возможно, именно по- этому наука утратила свой привилегированный социальный ста- тус в современном мире. Такимобразом,вовторойполовинеХХвекапроизошлипринципиальноважныеизменениявэпистемологии,благо-даря которым классические критерии научности трансфор-мируются в постклассические. Можно согласиться с позицией А. П. Огурцова, что тенденции в философии конца ХХ века «привели: а) к трансформации способов существования и статуса норм (и этических, и логико-методологических), которые из все- общих, необходимо истинных и облигативных предписаний ста- ли пониматься как правдоподобные, прецедентные, используе- мые по аналогии и в той или иной степени вероятные по своему статусу способы достижения общего решения; б) к радикальному сдвигу в трактовке критериев знания: вместо поиска истины — определение правдоподобности, вместо дедуктивного вывода — логика аргументации, вместо гомогенного трансцендентального Субъекта — коммуникативное сообщество. Этот поворот в фило- софии можно назвать коммуникативным, и он связан с анализом возможностей и условий коммуникаций как внутри языкового сообщества, так и внутри научного сообщества»152. В другом ме- сте он пишет: «Коммуникативныйповоротвфилософиивообщеи в философии науки в частности привел к поискам согласован- ного дисциплинарного поля на основе “фамильного сходства” дискурсов и различных дискурсивных практик; к замещению ис- тины — правдоподобием; теоретического ядра исследователь- ских программ — убеждениями (belief), признанными научным сообществом; согласованных усилий научного сообщества — достижением консенсуса; логики научного исследования — ситу- ационными исследованиями. Научное знание предстает как раз- новидность убеждений, которые являются частью более широко- го поля убеждений данного общества. Коммуникативный поворот в философии завершается обра- щением к средствам неориторикив анализе научного знания, причем она оказывается определенным видом аргументации контекстом, в который они помещены, что они подчиняются некоторым уста- новленным для их проверки правилам и т. д.». — Агацци Э. Указ. соч. С. 128. 152 Огурцов А. П. Этос науки и поворот к коммуникативной рациональности // Философия науки: двадцатый век ... Ч. 2. С. 370. своих убеждений и отстаивания их в научных дискуссиях и спо- рах, разновидностью или “языковых игр”, или нарративов»153. Коммуникативный поворот в эпистемологии наиболее последо- вательно представлен теорией глобального дискурса К.-О. Аппеля и Ю. Хабермаса. Для них дискурсивная рациональность предстает как делиберативное интерсубъективное понимание и признание в рам- ках идеального коммуникативного сообщества154. К.-О. Аппель формулирует принципы, или правила, аргументативного дискурса, которые можно считать синонимичными критериям научности: 1) правило воздержания от применения неаргументированных вы- сказываний в ходе процесса аргументации; 2) правило контрафакти- ческой антиципации идеального аргументативного сообщества (требование выдвигать такие аргументы, которые были бы приняты коммуникативным сообществом, и требование способствовать установлению структур и правил идеального аргументативного сообщества в реальности); 3) требование признания других как равноправных участников аргументации в том случае, если они сами соблюдают правила аргументации; 4) требование прилагать необходимые усилия для расширения горизонта понимания своих аргументов другими участниками аргументации, способствуя тем самым реализации в реальном коммуникативном сообществе ос- нований общественности155. Таким образом, коммуникативный поворот, как справедливо полагает А. П. Огурцов, повлек за собой «не просто “ослабление” жесткой парадигмы доказательного знания, но и расширение спо- собов доказательства, включение в “поле доказательства” тех форм аргументации, которые не принимались в качестве доказа- тельных процедур. В область аргументированного знания оказа- лись включены те формы знания, которые не релевантны дедук- тивно выводному знанию и которые связаны с судебной практи- кой, с защитой своей позиции и критикой своих оппонентов на 153 Огурцов А. П. Философия науки XX века и историография науки: основ- ная линия и новые тенденции в их взаимоотношениях // Философия науки: два- дцатый век ... Ч. 3. С. 196. 154 К.-О. Аппель полагал, что кантовский вопрос об условиях возможности и значимости научного познания сегодня стал вопросом о возможности ин- терсубъективного взаимопонимания. — Appel K.-O. Transformation der Philoso- phie. Frankfurt am Main, 1973. Bd. 2. S. 173. 155 Appel K.-O. Die Erklaren-Verstehen-Kontroverse in transzendentalpragmati- scher Sicht. Frankfurt am Main, 1979. S. 112 und and. гражданско-политических форумах и др.»156. В то же время при- ходится признать, что коммуникативная стратегия фиксирует внимание на институционализации научного знания (оно должно пройти процедуру делиберации — всестороннего обсуждения), но не на его производстве. Тут, полагаю, уместна «прививка» со стороны социальной эпистемологии, постструктурализма или фукольдианской теории власти-знания. Подводя итог рассмотрению данного вопроса, можно конста- тировать, что в условиях постклассического науковедения карди- нально изменились (изменяются) критерии научности, в том чис- ле юридической теории. Чтобы претендовать на статус научной, юридическая теория должна учитывать многомерность права, его сконструированность референтной группой и постоянное вос- произведение ментальными образами и действиями широких народных масс, относительность, т. е. обусловленность, приме- нительно к социальному целому и другим социальным явлениям и принципиальную незавершенность, неполноту (а значит — ан- тидогматичность) нашего знания о правовой реальности157. При этом позволительно говорить об интерсубъективной, ментальной объективности знания о праве, универсальности как необходимо- сти этого знания самого по себе (как и права), о коммуникатив- ной истине этого знания, контекстуальная и вероятностная до- стоверность которого обретается в качестве общезначимости в предельно широком социально-научном дискурсе о праве. Эти выводы не плод досужих размышлений, а общепри- знанные философские (и философско-правовые) положения — основания постклассической научной картины мира. Юриди- ческая наука только в том случае преодолеет состояние мето- дологической неопределенности (можно сказать резче — кри- зиса, стагнации), если сумеет вписаться в обозначенные выше критерии и, следовательно, найти адекватный ответ на вызов постсовременности. 156 Огурцов А. П. Этос науки … С. 392. 157 Уместно процитировать воспоминание А. Я. Гуревича по этому поводу: «Перед лицом одержимых нетерпимостью и фанатизмом ортодоксов я настаи- ваю на том, что существо всякой науки, в том числе и исторической, составляют открытость, множественность точек зрения, соперничающих между собой, со- поставляющих себя друг с другом». — Гуревич А. Я. Указ. соч. С. 187. |