Главная страница
Навигация по странице:

  • «Классическое» каче

  • Методология научного исследования. методология научного исследования. Постклассическая методология науки


    Скачать 361.04 Kb.
    НазваниеПостклассическая методология науки
    АнкорМетодология научного исследования
    Дата17.11.2022
    Размер361.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файламетодология научного исследования.docx
    ТипДокументы
    #794197
    страница15 из 17
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17

    «Качественные» методики конкретного юридического исследования


    Специфика социального мира, как было показано в первом разделе нашего учебного пособия, состоит в его означенности и осмысленности, знаковом опосредовании действий, их результа- тов, предметов материального мира и самих людей. Поэтому для адекватного анализа социальных явлений и процессов (включая право) необходимы такие методики, которые позволяли бы выяв- лять социальные значения и индивидуальные смыслы, приписы- ваемые действиям, их результатам, предметам, самим себе, т. е. выявлять суть социального. Классических количественных мето- дов в этом деле явно недостаточно: невозможно в килограммах или сантиметрах эксплицировать специфику правомерного пове- дения или совершения действия, квалифицируемого как правона- рушение. С точки зрения постклассической методологии специ- фика социальности (а значит — и «юридического») состоит во взаимообусловленности позиции «внешнего» наблюдателя, вы- ражающейся в структурном (или структурно-функциональном)





    230 О видах сравнительных исследований см. подробнее: Сморгунов Л. В. Сравнительная политология ... С. 49—53.

    анализе, представляющем социальные процессы и явления как интерсубъективные институты, «внутренней» позиции действу- ющего актора — участника соответствующего процесса и исто- рического и социокультурного контекста. Поэтому в конце ХХ века в рамках «гуманистической социологии», возникшей в результате антропологического поворота, достаточно активно стали развиваться методики, позволяющие зафиксировать субъ- ективную значимость социальных явлений, направленные на рас- крытие их субъективного смысла. Они и получили наименование качественных методов или методик231.

    Первоначально «качественные» методики представляли собой ситуативный анализ, производимый в терминах самих участни- ков исследуемого социального явления232. «Классическое» каче-ственноеисследованиепредполагаетописаниесоциальногообъекта в его естественном состоянии, использование пре-имущественноиндуктивнойлогики,саможеисследованиеносит исключительно открытый характер, без сформулиро-ванных заранее гипотез233. Как человек (носитель статуса субъ- екта права в юридических исследованиях) интерпретирует соци- альный мир и себя в нем, почему он совершает те или иные дей- ствия или чем мотивируется его поведение — вот главные вопро- сы «качественного» научного исследования в области права. Ос- новное внимание в такой программе должно быть направлено на то, какой смысл (замысел) придавал автор — законодатель или референтная группа относительно правовых обычаев — той или иной форме права, как она (форма права) воспринимается право- применителем, доктриной и обыденным правосознанием. По- следний аспект представляется наиболее важным, так как право действует через преломление в действиях и интериоризацию в ментальных образах широких народных масс. От того, каков об-





    231 См. подробнее: Страусс А., Кобрин Д. Основы качественного исследова- ния : Обоснованная теория, процедуры и техники. Изд. 2-е, стереотип. М., 2007 ; Честнов И. Л. Постклассическая методология в юриспруденции // Современные методы исследования в правоведении / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. Саратов, 2007. С. 87—95 ; Его же. История и методология … С. 260—271.

    232 Именно такое исследование польского крестьянина в Америке (его адап-

    тацию к новым условиям), ставшего первым примером «качественной методи- ки», осуществили в 1918—1920 годы У. Томас и Ф. Знанецкий. — Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. N.Y., 1958.

    233 Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую со- циологию. М., 1998. С. 45.

    раз нормативно-правового акта у среднестатистического челове- ка, зависит, будет ли он реально действующим актом или оста- нется «мертворожденным» текстом, «пылящимся на полке».

    При этом нельзя забывать о «структурных ограничениях», за- дающих контекст выбора поведения («произвола») актора. Под структурой постклассическая методология понимает не постули- руемую «объективную данность», а модель факторов, которые принимаются как внешние. Социальная структура — это правила поведения, воспроизводимые практиками акторов, исходящие от социально значимого Другого (авторитетной и/или официальной инстанции). Структура находится в диалогическом отношении с действиями актора: она конструируется его действиями с помо- щью механизма институционализации, а затем обеспечивает формирование социализации и идентичности (в том числе юри- дической) личности234.

    В то же время «качественное» социальное (и правовое) иссле- дование акцентирует внимание на динамике структуры, ее вос- производстве практиками, включающими социальные значения и личностные смыслы. Анализ динамического измерения право- вой системы с точки зрения постклассической методологии ори- ентирован прежде всего на экспликацию процесса и результата дискурсивной борьбы социальных групп за право официальной номинации, классификации, категоризации и квалификации не- которых социальных явлений как наиболее значимых. Далее на том, как им (так номинируемым социальным явлениям) при- писывается (аскрибируется, по терминологии Г. Харта) юриди- ческий статус — как происходит их закрепление в юридических формах235. Затем — их воспроизводстве как правоприменителя- ми, так и широкими слоями общества. Принципиально важен в этой связи анализ господствующих в соответствующей сфере юридических практик, социальных представлений о праве (ти-





    234 Связь структуры и действия (индивида) или макро- и микропозиций (или измерений) — одна из наиболее сложных и актуальных в современной соци- альной теории. Теории структурации Э. Гидденса, Г. П. Бурдье, культуры и деятельности М. Арчер, системы и жизненного мира Ю. Хабермаса или много- мерной социалогии Дж. Александера — вот далеко не полный перечень иссле- дований, в которых предпринимается попытка решения антиномии структуры и действия. — См. подробнее: Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб., 2002. С. 415—482.

    235 Приписывание юридического значения Г. Кельзен называл вменением, а

    Г. Харт аскрипцией.

    пичных юридически значимых ситуациях), личностного фоново- го знания (или юридических личностных стереотипов), персона- лизации типизаций и идеализаций, индивидуальных смыслов, которыми персонализируются господствующие значения приме- нительно к юридически значимым ситуациям в их интерпрета- ции, а также мотивации.

    Наиболее интересным и практически не исследованным в науке является изучение юридическизначимыхтипизацийиидеализаций и мотивации. Они представляют собой способы оценки ситуации как типичной на основе прошлого опыта. Ти- пизация с позиции социальной феноменологии это «пре- вращение незнакомого в знакомое», схематизация текучей и изменчивой социальности236. На основе типизированных схем возникают идеализации ожидания поведения от контраген- та(ов) по ситуации в соотнесении с собственными действиями. А. Щюц вслед за Э. Гуссерлем выделял две идеализации: «И-так- далее», представляющую собой «доверие» окружающему миру в том смысле, что известный мир останется таким же и имеющего- ся запаса знаний хватит для адекватности его восприятия и пове- дения в соответствии с ним, и «Я-могу-это-снова», позволяющую распространять положительный опыт на последующие ситуа- ции237. Кроме того, А. Щюц называет еще две идеализации, свя- занные с взаимозаменяемостью перспектив восприятия мира и поведения в нем: «взаимозаменяемость точек зрения» и «совпа- дение систем релевантностей». В первой идеализации содержится допущение, что другой, будучи на моем месте, видел бы мир в такой же перспективе, что и я; и наоборот, я видел бы вещи в его перспективе, будучи на его месте. Во второй идеализации я до- пускаю, что различия в воззрениях и истолковании мира, которые возникают из индивидуальных биографий, являются в принципе нерелевантными. Мы действуем и понимаем друг друга так, как будто мы судим о вещах на основе одинаковых критериев238. Именно положительный опыт прошлых действий или информа- ция, которой мы доверяем, являются основой последующих прак- тических действий. Это же касается не только обывателя — чело- века, не отягощенного специальными юридическими знаниями,





    236 Schuetz A., Lukman T. Strukturen der Lebenswelt. Neuwied, 1975. Bd. 1. S. 26.

    237 Ibid.

    238 Ibid. S. 74.

    навыками и умениями, но и специалистов. Р. Познер — лидер экономического анализа права США — доказывает, что основ- ным методом, используемым в правовой практике, является

    «практическое мышление». Последнее включает в себя «анекдо- ты, самоанализ, воображение, здравый смысл, сопереживание, приписывание мотивов, авторитет говорящего, метафоры, анало- гии, обычаи, память, интуицию, ожидание регулярностей»239.

    Мотивацию с позиций постклассической методологии умест- но трактовать как цель, которую действующий субъект намерен достичь определенным действием в соответствующей ситуации. В связи с этим А. Щюц выделял мотив «для-того-чтобы», отно- сящийся к проекту социального действия. Кроме того, мотивация относится и к прошлому субъекта — это мотив «потому-что», выступающий основанием для будущего предполагаемого пове- дения240. Именно мотивация преломляет потребности и интересы в поведение человека и определяется как личностными, идиосин- кразическими факторами, так и соотносимыми с ними аспектами социальной и групповой, прежде всего, идентичности.

    В юридически значимом взаимодействии люди руководству- ются индивидуальными мотивами поведения, удовлетворяют со- ответствующие потребности, соотнося их с юридическими экс- пектациями — ожиданиями адекватного поведения со стороны контрагента по взаимодействию и требованиями нормы права. При этом человек руководствуется преимущественно тремя ос- новными мотивами, которые находятся в сложном пересечении и зачастую взаимодополняют друг друга: укрепление личной соци- альной значимости (например, карьерный рост); увеличение мак- симизации полезности (личной пользы); обеспечение стабильно- сти существования (снижение нагрузки, увеличение предсказуе- мости, конформность) с учетом соотнесения с возможным, долж- ным или запрещенным поведением, сформулированным в норме права и конкретной жизненной ситуацией241. В то же время в по-





    239 Posner R. The Problems ... P. 73.

    240 Schuetz A., Lukman T. Op. cit. Bd. 1. S. 209ff., 216ff .

    241 Поведение человека, как утверждается в социальной психологии, детер- минировано как внешними факторами (в нашем случае — нормами права и рамками конкретной жизненной ситуации) так и внутренними мотивами, установками, стереотипами поведения (идеализациями и типизациями юриди- чески значимых ситуаций). О взаимовлиянии ситуации и ее интерпретации лич- ностными факторами в человеческом поведении см.: Росс Л., Нисбетт Р. Указ. соч. С. 11 и след.

    давляющем большинстве юридически значимых ситуаций чело- век не рефлексирует (калькулирует свои действия), а руковод- ствуется типизациями или стереотипами поведения, сложивши- мися на основе его личного опыта. Тем самым юридическая по- вседневность — это правовые ритуалы, «институты, воплощен- ные в людях»242, воспроизводящие правовую реальность. Прак- тики «юридической повседневности» и мотивация постепенно начинают изучаться юриспруденцией, преимущественно крими- нологией и криминалистикой применительно к деятельности по расследованию преступлений и выработке методик таковой.

    Таким образом, анализ того, кто и как именно конструирует социальные правовые представления, например об общественной опасности некоторых деяний или явлений, как они воспринима- ются населением и мотивируют их практики, — важнейшая зада- ча постклассической методологии юриспруденции.

    Представляется, что к качественным методикам следует отно- сить те из них, которые делают акцент на рефлексивности соци- альных (и правовых) явлений, будучи по своей сути интерпрета- тивными. Поэтому многие положения символического интерак- ционизма, феноменологии, понимающей социологии, этномето- дологии, психодрамы, драматургии Э. Гофмана, психолингвисти- ки, нарративной психологии, дискурс-анализа и других направ- лений гуманистической социологии и психологии образуют ин- струментарий качественных методик. Они не отменяют важность традиционных, количественных методов научного анализа, но дополняют их, акцентируя внимание на тех особенностях право- вой реальности, которые остаются без внимания со стороны клас- сической методологии.

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


    написать администратору сайта