Главная страница

Методология научного исследования. методология научного исследования. Постклассическая методология науки


Скачать 361.04 Kb.
НазваниеПостклассическая методология науки
АнкорМетодология научного исследования
Дата17.11.2022
Размер361.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файламетодология научного исследования.docx
ТипДокументы
#794197
страница16 из 17
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17
Структура«качественного»исследования, в отличие от традиционного, может быть представлена следующей схемой: исходная рабочая гипотеза — сбор данных — их описание — их классификация — уточнение гипотезы — построение теории — итоговый документ. При этом на каждом этапе исследования происходит возврат к исходным данным. Наиболее важным, как представляется, здесь является требование соотнесения установ- ки автора, действующего субъекта и социально значимого Друго-




242 Именно так характеризует ритуал известный немецкий антрополог К. Вульф. — Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативносгь, ритуал. М., 2009. С. 117.

го (структурных ограничений), а также постоянный учет обстоя- тельств контекста: места, времени и типа культуры243. Поэтому описание выступает в данном случае основанием для концепту- ального анализа, т. е. для построения теории описываемого явле- ния. Для этого требуется обобщение сходных данных в соответ- ствующую категорию. Затем необходимо осуществить контек- стуализацию категорий: выяснить, при каких условиях они дей- ствуют. Далее следует выявить связи, зависимости между этими явлениями. Это, в свою очередь, — условие для классификации явлений. Тем самым происходит формулирование мини-теории — индуктивного обобщения отдельных явлений, концеп- туализация единичных фактов244. Эмпирическая информация об отдельных частях (сторонах) явления достраивается до целого его образа и превращается в «теорию данного явления»245. Затем, очевидно, данный отдельный случай, концептуализированный до уровня теории, сравнивается с другими аналогичными случаями.

Рассмотрим конкретные методики, используемые при прове- дении «качественного» исследования.

Во-первых, это методвключенного наблюдения. В отличие от обычного наблюдения, включенное наблюдение предполагает анализ изучаемой ситуации изнутри, с точки зрения действующе- го субъекта. Такой анализ принципиально важен, так как внеш- ний наблюдатель практически всегда лишен возможности обра- тить внимание на те детали, которые укрываются от глаз непо- священного, но являются существенными для действующего субъекта или представителя иной (относительно наблюдателя) культуры. Для выявления мотивации поведения, обнаружения смысла юридически значимых действий, позволяющих объяснить и понять произошедшее, как раз требуется эмпатия (вчувствова- ние), т. е. описание этих действий на языке субъекта. Особо важ- на такая работа по экспликации неофициальных норм регулиро-





243 Семенова В. В. Указ. соч. С. 126 и след.

244 Иногда мини-теория именуется обоснованной теорией: «Обоснованнаятеория это теория, которая индуктивно выводится из изучения феномена, кото- рый она представляет. То есть она создается, развивается и верифицируется в разных условиях путем систематического сбора и анализа данных, относящихся к изучаемому феномену. Таким образом, сбор данных, анализ и теория находятся во взаимной связи друг к другу. Нельзя начинать с теории, а затем доказывать ее. Скорее начинают с области исследования, и все, что имеет отношение к этой об- ласти, имеет шанс проявиться». Страусс А., Кобрин Д. Указ. соч. С. 21.

245 Семенова В. В. Указ. соч. С. 203—206.

вания поведения в малых группах, например в преступных сооб- ществах, для криминолога, в незападных обществах для сравни- тельно-правового исследования и т. д. Включенное наблюдение, по мнению В. А. Тишкова, является единственным отличием ан- тропологического подхода к социокультурным явлениям от, например, политологического246.

Другим достаточно интересным методом является casestudy монографический метод описания единичного случая (объекта) по возможности в максимальном количестве его взаи- мосвязей. Он рекомендуется для изучения такого явления, кото- рое не поддается количественному обобщению, но может быть эвристически ценным для анализа практически любого явления, так как позволяет обратить внимание на то, что остается за скоб- ками количественного обобщения. Так, И. Гофман на основе бе- сед с девушкой, родившейся без носа, сделал глубокий вывод о стигматизированности всех людей объективированными призна- ками (как минимум, своим внешним видом) и сформулировал чрезвычайно важную для криминологии теорию стигмы247.

Наиболее сложной проблемой в этой связи является переход от описания единичного случая к теоретическим обобщениям. Ее решение возможно с помощью методики «восхождения к тео- рии», предложенной в конце 60-х годов ХХ века Б. Глейзером и А. Страуссом248. Эта методика сводится к анализу исследуемого события на основе нескольких источников с последующей груп- пировкой разнородных данных в обобщенную категорию — аб- страктный «теоретический случай». Тем самым выдвигается ав- торская версия относительно природы данного феномена. Эта методика также крайне полезна при проведении сравнительно- правового исследования сопоставлении принципиально не- схожих (контрарных) объектов.

К разряду «качественных» методик относится и биографиче-ский метод. Он представляет собой освещение интересующего исследователя события сквозь призму истории отдельной лично- сти. При этом источником биографических данных, как правило, становятся личные документы (мемуары, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед. Особо важен этот метод для выяв-





246 Тишков В. А. Реквием по этносу : исследования по социально-культурной антропологии. М., 2003. С. 41.

247 Goffman E. Stigma. Englewood Cliffs (N. J.), 1964.

248 Glaser B., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory. Chicago, 1967.

ления мотивов юридически значимых правомерных действий или поведения правонарушителей, он позволяет дать более убеди- тельную трактовку механизма индивидуального правомерного или противоправного поведения249. Этот метод предоставляет возможность увидеть, как воспринимается социальный институт (например, правовой институт, государственный орган) изнутри, какие неформальные нормы дополняют действующие в институ- те официальные правила поведения. Одновременно с помощью этого метода можно гораздо четче, чем с помощью количествен- ных методов, изучить внутренний мир интересующего нас субъ- екта (например, представителя истории правовых учений), а так- же контекст эпохи.

Для анализа обычаев (обычного права) небезынтересна разра- ботанная Г. Гарфинкелем этнометодологическаяпрограмма, позволяющая выявить рутинные, каждодневные практики рядо- вых людей, из которых складывается общественный (и правой) порядок, в том числе тот редко осознаваемый смысл, который вкладывают люди в типичные ситуации своего жизненного мира. Для этого Г. Гарфинкель использовал провокационные стратегии, нарушающие нормальное течение «автоматического хода вещей в данном окружении». Дезорганизуя взаимодействия, по его мне- нию, можно узнать, как организованы и воспроизводятся струк- туры повседневной деятельности в обычном порядке250.

Нельзя обойти вниманием также активно разрабатываемые в психолингвистике методы семантического анализа. Значитель- ный интерес для проведения исследований в юриспруденции мо- жет представлять метод ассоциативного эксперимента. Разра- ботав шкалу значимых для данной правовой культуры ассоциа- ций и проведя такое исследование, можно получить важные данные о сохраняющихся на уровне бессознательного господ- ствующих ценностях, групповых и коллективных установках. Анализ используемых фразеологизмов также позволяет выявить господствующие стереотипы обыденного сознания, как, напри- мер, с точки зрения отношения населения к Конституции, нор-





249 Так, в 20-е годы ХХ века чикагский социолог К. Шоу изучал подростко- вую преступность, используя написанные по его просьбе автобиографические заметки правонарушителя, дополненные полицейскими и судебными документа- ми. Shaw C. R. The Jack-Roller. A Delinquent Boy’s Own Story. Chicago, 1966.

250 Garfinkel H. Studies in Ethnomethodology. Englewood Cliffs, N.Y., 1967.

Р. 37—38.

мативно-правовым актам, органам государственной власти, так и применительно к этническим, социально-групповым стерео- типам (восприятия других этносов, классов, социальных групп), для обнаружения потенциальных конфликтов в обществе.

Психолингвистика дает возможность также исследовать ин- тенцию (направленность, телеологическую функцию) юридиче- ского текста. Для этого целесообразно использовать метод ин-тент-анализа.

Еще одной весьма перспективной методикой конкретно- юридического исследования, разрабатываемой постклассиче- ской методологией, является дискурс-анализ. Сегодня это одно из наиболее популярных междисциплинарных направлений, вы- ражающих квинтэссенцию постклассической гуманитарной науки. Дискурс — это не просто особый тип разговора, при ко- тором происходит обмен доводами «за» и «против» чего-либо, но представляет собой структуру такой коммуникации и ее ар- тикуляцию в языковой практике. Тем самым дискурс-анализ со- относится с теорией аргументации, включающей как рацио- нальные логические приемы, так и нерациональные эмоцио- нальные способы убеждения аудитории, которая активно ис- пользуется для анализа юридической деятельности. Так, Р. Алекси разрабатывает дискурсивную теорию права, основ- ным содержанием которой является юридическая аргументация как рациональный дискурс251. Прикладное значение дискурс- анализа состоит в том, что с помощью методики включенного наблюдения и регистрации (протоколирования), проговаривания юридически значимых действий, например, правоприменителем можно определить тот смысл, который он (правоприменитель) вкладывает в эти действия. Важное значение имеет дискурс- анализ и для прояснения специфики обыденного правосознания, в частности выяснения механизмов формирования предубежде- ний и других социальных установок. Такой анализ примени- тельно к расизму блестяще был проведен Т. ван Дейком252. Осо- бый интерес в этой связи представляет программа критического





251 Алекси Р. Юридическая аргументация как рациональный дискурс // Рос- сийский ежегодник теории права. 1. 2008. СПб., 2009. С. 446—456.

252 Dijk T. A. van. Political Discourse and Political Cognition // Chilton P., Schaeffner C. (eds.) Politics as Text and Talk: Analytic Approaches to Political Dis- course. Amsterdam, 2002 ; Ван Дейк Т. А. Дискурс и власть. Репрезентация до- минирования в языке и коммуникации. М., 2013. С. 129—191.

дискурс-анализа, акцентирующего внимание на связи общества (включая историческое и культурное его измрение), дискурса и власти (точнее — злоупотребления властью). При этом Т. ван Дейком сформулированы критерии, позволяющие квалифици- ровать злоупотребления властью, в частности относить выска- зывания к расистским:

если представлены негативные действия только черных мо- лодых людей, а не другой молодежи или же полиции;

если негативные действия черных молодых людей акценти- рованы помощью гипербол, метафор), а действия полиции деакцентированы (например, с помощью эвфемизмов);

если действия выражены в специфических «этнических» и «ра- совых» терминах, а не в таких, как, например, «молодежь», «мало- имущие», «мужчины» и прочих более релевантных терминах;

если бунты, мародерство и насилие представлены как само- стоятельные события вне социальных причин, например как следствие частых преследований со стороны полиции или в бо- лее широком контексте бедности и дискриминации;

если газета систематически публикует расистские материалы, а значит, вероятно, следует политике негативных сообщений о меньшинствах;

если используются только или преимущественно «белые» ис- точники информации, которые обвиняют «черную» молодежь и оправдывают действия полиции253.

Другим чрезвычайно интересным направлением в социаль- ной и когнитивной психологии является методика
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17


написать администратору сайта