Главная страница

поурочка10_кл РЯ. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс


Скачать 1.41 Mb.
НазваниеПоурочные разработки по русскому языку. 10 класс
Дата23.03.2023
Размер1.41 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлапоурочка10_кл РЯ.docx
ТипУрок
#1010254
страница24 из 27
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
Раздел 7 ТЕКСТ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕРЕРАБОТКИ ТЕКСТА

Урок 51 (28)

Что такое текст?

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Текст», полученные в 5—9 классах; познакомиться с видами пе-

реработки текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока

I. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста (текст предварительно записывается под диктовку с объяснением постановки знаков препинания).

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния. (К. Паустовский)

— Какова тема данного высказывания. (Тема истинного патриотизма объединяет все предложения в одно целое.)

— Определите главную мысль высказывания? (Бескорыстная любовь к родине.)

— Почему данное высказывание можно назвать текстом? Обоснуйте свой ответ. (Это текст, потому что предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

— Что такое текст? Дайте определение. (Текст — это несколько предложений, связанных в

целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)

2. Работа по учебнику.

— Прочитайте материал учебника на стр. 144. Назовите основные признаки текста.

— Назовите виды связи между предложениями.

II. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

1. Списать текст. Определить, как между собой связаны предложения.

1) Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. 2) В лесах попадались большие луговины и глубокие озера с огромными старыми соснами по берегам. 3)

Сосны все время тихонько шумели. (Ю. Казаков.)

Комментарий к тексту: Предложения связаны между собой цепной (последовательной) связью. В начале второго предложения повторяется мысль, которой закончилось первое предложение (...раскинулись леса...). Третье предложение продолжает развивать тему, затронутую во втором предложении (Сосны… шумели). Средство связи — повтор слов (леса — в лесах, соснами сосны).

2. Списать текст. Определить вид связи предложений 2, 3, 4 в тексте.

1) Внезапно вся сосна от корней до вершины вздрогнула и застонала. 2) Вершина сосны качнулась. 3) Дерево начало медленно клониться к дороге и вдруг рухнуло, круша соседние сосны. 4) С тяжелым гулом сосна ударилась о землю и замерла.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно, т. к. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов (Вершина качнулась... дерево начало клониться...). Средства связи — синонимы и синонимичные выражения: вершина сосны — дерево — сосна.



  1. Упр. 281 (устно).



  1. Упр. 208.

— Проанализируйте, какая связь преобладает между частями текста. Выпишите ключевые

слова.

Комментарий к тексту: В данном тексте предложения связаны параллельно. Средством связи является синтаксический параллелизм, т. е. в четырех предложениях сохраняется одинаковый синтаксический рисунок.

Ключевые слова: Россия, сверхгосударство, шестая часть света, семь морей, горы, щетина

лесов, снега, византийские купола.

III. Подведение итогов урока — Что такое текст?

— Назовите основные признаки текста.

— Какие связи предложений существуют в тексте?

Домашнее задание

1. Упр. 201, 202 (устно). 2. Выучить материал учебника на стр. 144—146.

Урок 52 Текст. Способы и средства связи между частями текста

Цели урока:

Формировать умение определять способы и средства связи между частями текста; закрепить навыки правописания.

Ход урока I. Реализация домашнего задания 1. Опрос.

— Расскажите, что такое текст, назовите основные признаки текста. Докажите, что данное высказывание является текстом (на примере дом. упр. 201).

— Дайте определение тексту. Что такое цепная (последовательная) связь?

— Что такое параллельная связь? — Какая связь преобладает между частями данного текста? (на примере домашнего упр.

202).

2. Анализ текста (запись под диктовку).

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы. Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а, уходя, не говорят: с вами жить нельзя. Они прощают и шум, и холод, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... (А. П. Чехов.)

— Можно ли назвать данное высказывание текстом? (Да. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически, высказывание композиционно завершено.)

— Определите тему высказывания. (Воспитанные люди.)

— Как в данном тексте связаны предложения? (Предложения соединены между собой параллельной связью, т. е. каждое следующее предложение строится, сохраняя последовательность расположения главных членов предложения: Воспитанные люди уважают... Они не бунтуют... Они болеют.... Средство связи — местоимение: люди — они.)

II. Повторение и углубление изученного материала 1. Упр. 284.

— Проанализируйте виды и средства связи между частями текста в отрывке из романа Л.

Толстого «Война и мир», опираясь на вопросы на стр. 147. Пример ответа:

а) Сказуемые-глаголы: унесли, были разбиты, залетали, не замечали — формы мн. ч. 3 лица. Такие формы сказуемых служат для сопоставления предложений. В данном абзаце предложения связаны параллельной связью.

б) Этот способ связи сохраняется и в следующем абзаце. Это подтверждает повтор конструкции «после каждой... после каждого...».

в) Цепная связь используется в 5, 6 абзацах.

г) Все предложения в тексте объединены общей темой боя и нарастания боевого духа. Единство темы в тексте подчеркивается при помощи слов-связок: к десяти часам; через несколько минут; в десять часов; из придвигающейся грозовой тучи; все более и более; через несколько минут, грозовая туча надвинулась.

д) В центре внимания находится «разгорающийся огонь» в душе Пьера.

е) Как меняется настроение солдат, и как пробуждается их боевой дух, показано в 5 и 6 абзацах. Этому предшествует «веселый говор и шутки» (1 абзац), во втором абзаце «все более и более разгоралось общее оживление», «на лицах этих людей вспыхивали молнии скрытого, разгорающегося огня» (3 абзац). «Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер» — боевой дух солдат проявляется с полной силой. Все части текста — предложения, абзацы — связаны не только общей темой, но и с помощью языковых средств: единством форм времени глаголов-сказуемых (всюду прошедшее время).

2. Анализ данного текста можно провести по плану (речеведческий разбор текста по А. И.

Власенкову)

  1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

  2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

  3. Выделите микротемы, составьте план.

  4. Укажите средства связи между частями текста.

  5. Определите тип речи, стиль и жанр.

  6. Укажите используемые стилистические средства. 7. Назовите особенности построения текста (его композиции).



III. Самостоятельная работа

Вариант I

Упр. 285 (выполняется задание учебника).

Данный текст взят из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Название текста «Хочется танцевать». Основная мысль текста — раскрыть внутренние переживания Наташи на первом балу. Тип связи — цепной. Смысловую связь осуществляют слова: она, ее, у ней, я, ко мне, меня, со мною.

Вариант II Упр. 287.

— Докажите, что перед вами текст.

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое и композиционное единство всех частей. Тема текста — встреча княгини с архимандритом. Предложения связаны параллельной связью. Предложения в тексте сопоставлены. Одинаковый порядок слов (Старик прыгнул... Она подняла... и т. д.), члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (говорила она, вошел архимандрит).

IV. Подведение итогов урока

— Что такое цепная (последовательная) связь?

— Что такое параллельная связь?

— Что может усиливать параллельную связь? (Стр. 146).

— Что такое синтаксический параллелизм?

Домашнее задание 1. Упр. 298 или упр. 282 на выбор.

Ответы к упр. 298:

Способ связи в тексте — параллельный, т. к.:

а) в тексте одинаковый порядок слов («в каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай»; «Роман сказал, Демьян сказал, Лука сказал» и т. д.);

б) члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами (как село солнце красное, как вечер наступил, уселись мужики, зажгли костер, за водкой сбегали и т. д.).

Для усиления связи между предложениями автор использует:

  • повтор (Роман сказал, Лука сказал; Лука кричит, Демьян кричит и др.);

  • синонимические обороты (тот путь держал = тот шел и др.) • параллелизм (пошло гулять-погуливать, пошло кричать-покрикивать и др.).



Урок 53 Абзац

Цели урока:

Обобщить и закрепить полученные в 5—9 классах знания по теме «Абзац»; совершенство-

вать навыки правописания; развивать монологическую речь учащихся.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания Проверка упр. 282, 289 (учащиеся зачитывают свои работы).



  1. Повторение и углубление изученного материала



Диктант

Иногда срывался шквал... Дом скрипел, сами собой открывались и захлопывались двери, на разные голоса пели печные трубы, и бродячие псы, ночевавшие на веранде, начинали скулить от страха.

А утром все так же ревело седое и мглистое море и вдали взлетали и окунались в воду доски, бревна и вырванные с корнем деревья. (К. Паустовский.)

— Объясните расстановку знаков препинания. Составьте схему второго предложения.

[ ], [ и ], [ ], и [ , прич. оборот, ].

— Почему в третьем предложении перед вторым союзом и не ставится запятая? (Имеется общий второстепенный член предложения: А утром... вдали взлетали...)

— Объясните указанные орфограммы в словах, приведите свои примеры: скрипел — (бродячий, стояли, ночной); вдали — (вниз (нареч.), вверх (нареч.), втайне (нареч.)); вырванные — (собранные (прич.), срезанные (прич.), списанные (прич.)).

— Докажите, что данная группа предложений является текстом.

— Какие признаки текста вам известны?

— Из скольких абзацев состоит текст? Что такое абзац?

— Что такое микротема? Сколько микротем можно выделить в данном тексте? — Что называют абзацным зачином? Что называют комментирующей частью?

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ строения абзаца (упр. 290).

2. Восстановление текста по выписанным микротемам (сжатое изложение).

Последний поклон

Текст

Микротема

Задами я пробрался к нашему дому. Мне хотелось первому встретить бабушку, и оттого я не пошел улицей.

Дверь распахнута. Краски на двери и на крыльце почти не осталось. Лишь лоскутки ее светлели в завалах половиц и на косяках двери.

Бабушка сидела на скамье возле подслеповатого кухонного окна и сматывала нитки в клубок.

Я замер у двери.

Буря пролетела над землей! Смешались и перепутались миллионы человеческих судеб, исчезли старые и появились новые государства, фашизм, грозивший роду человеческому смертью, подох, а тут как висел настенный шкафчик из досок и на нем ситцевая занавеска в крапинку, так и висит; как стояли чугунки и синяя кружка на припечке, так и стоят, даже бабушка на привычном месте, с привычным делом в руках.

— Што ж ты стоишь, батюшко, у порога? Подойди, подойди! Перекрешшу я тебя, милого. У меня в ногу стрельнуло. Испужаюсь или обрадуюсь — и стрельнет...

Бабушка сделала попытку встать, но ее шатнуло, и она ухватилась руками за стол. Какие маленькие сделались у бабушки ручки! Кожа на них желта и блестит, что луковая шелуха. Сквозь сработанную шелуху видна каждая косточка. Я сгреб бабушку в беремя.

— Молилась, молилась за тебя, — торопливо шептала бабушка и по-птичьи тыкалась мне в грудь. Она целовала там, где сердце, и все повторяла: — Молилась, молилась.

На дряхлой щеке ее осталась и не сходила вмятина от Красной Звезды.

— Устала я, батюшко. Вся устала. Восемьдесят шестой годок…

Работы сделала иной артели впору. Тебя все ждала. Жданье крепит.

Встретить первому.

У входа в дом.

Все как прежде.

Встреча.

Встреча.



Теперь пора. Теперь скоро помру. Ты уж, батюшко, приедь похоронить-то меня... Закрой мои глазоньки...

Бабушка ослабела и только целовала мои руки, мочила их слезами. Я тоже плакал молча и просветленно.

Вскорости бабушка умерла. Мне прислали на Урал телеграмму, но меня не отпустили с производства. Начальник, где я работал, сказал:

— Мать или отца — другое дело. А бабушек да Дедушек...

Откуда знать он мог, что бабушка была для меня отцом и матерью — всем, что есть на свете дорогого для меня. Мне надо было бросить работу, продать последние штаны и сапоги да поспешить на похороны, а я не сделал этого. Случись это теперь — я бы ползком добрался от Урала до Сибири, чтобы закрыть бабушке глаза, отдать ей последний поклон.

И живет в сердце вина. Гнетущая, тихая, вечная, Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, И никогда не будет.

И некому прощать.

(В. Аста ьев.)

Сообщение о смерти ба-

бушки.

«Живет в сердце ви- на».



План работы по тексту

  1. Чтение текста.

  2. Выделение микротем и ключевых слов в данном тексте.

  3. Работа по сжатию текста.

  4. Составление сжатого пересказа.

Примечание. В целях необходимой наглядности на уроке может быть использован подготов-

ленный раздаточный материал.

IV. Подведение итогов урока

— Что такое абзац? Какова его роль в тексте? — Что такое микротема и микротекст?

Домашнее задание Оформить текст В. Астафьева «Последний поклон» в виде сжатого изложения.

Урок 54

Типы речи. Повествование

Цели урока:

Обобщить знания по теме «Типы речи. Повествование», полученные в 5-9 классах; совер-

шенствовать навыки правописания.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Собрать тетради для проверки сжатого изложения.



  1. Повторение и углубление изученного материала 1. Осложненное списывание.

— Текст списать, расставить запятые. Определить способ связи предложений. Назвать тип

речи.

Чтобы сохранить цветы купленные за неделю до праздника стебли цветов подрезают наискось острой бритвой и ставят цветы в воду комнатной температуры. Через два-три часа заворачивают букет в газету и кладут на нижнюю полку холодильника. На третий день проверяют букет снова подрезают стебли на 1—2 см часа два держат цветы в воде и опять кладут в холодильник.

Ответ:

Способ связи предложений — цепной (последовательный). Тип речи — повествование. — Какие типы речи вам известны? (Описание, рассуждение, повествование.) — К какому типу речи относятся следующие тексты? Определите на слух.

а) Пластмассовых полотенец пока нет. Ведь ткани из химических волокон плохо впитывают воду, поэтому ими нельзя вытирать руки.

Это рассуждение, т. к. в тексте объясняется, почему нет полотенец из пластмассы, раскрывается причина этого (...ткани из химического волокна плохо впитывают воду) и делается вывод (ими нельзя вытирать руки).

б) В нескольких верстах от моей деревни находится большое село Шумихино, с каменной церковью во имя преподобных Козьмы и Дамиана. Напротив этой церкви некогда красовались обширные господские хоромы, окруженные разными постройками. (И. С. Тургенев.) Тип речи — описание.

2. Обобщение знаний по теме «Повествование». Чтение материала учебника на стр. 152—153.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста. Упр. 292.

— Прочитайте выразительно данный текст.

— Можно ли этот отрывок назвать текстом?

Данный отрывок можно назвать текстом, т. к.:

  • можно выделить тематическое (пожар на бензохранилище) и композиционное единство всех частей;

  • предложения связаны цепной связью;

  • обладает смысловой цельностью и относительной законченностью.

— Определите композиционные части данного текста. (Завязка — Гринька пристроился в длинный ряд автомашин и стал потихоньку двигаться... кульминация — Теперь обрыв надвигался быстро... Развязка — Гринька встал и тут же сел...)

— Что такое экспозиция? (Часть текста, предшествующая завязке. Экспозиция — Бензохранилище — целый городок, строгий, правильный, однообразный, даже красивый в своем однообразии.)

— От какого лица ведется повествование? (От лица автора.)



  1. Анализ текста с типом речи «Повествование». Упр. 294.

Тип текста — повествование. Вид связи между предложениями — параллельный. Завязка — Гоголь, прищурив глаза, долго смотрел на Лермонтова... — ... так как привык вращаться в свете. Развитие действия в абзацах 2-12 до того момента, когда Гоголь схватил Лермонтова за руку. Кульминация — Он схватил Лермонтова за руку и зашептал... Развязка — последний абзац.



  1. Задания к упр. 294 на стр. 155 выполняются по усмотрению учителя.



  1. Работа по написанию текста-повествования (учебник, стр. 155—156).



IV. Подведение итогов урока — Какие типы речи вы знаете?

— Что характерно для описания?

— В чем особенности рассуждения?

— Какой текст мы называем повествованием? — Какова композиционная особенность текстов повествовательного типа?

Домашнее задание

Подготовить пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гроза» (отъезд Тихона; последняя встреча Катерины с Борисом; встреча Кулигина с Диким; странница Феклуша у Кабанихи).

Пересказ должен быть приближенным к повествованию. Желательно заменять глаголы ска-

зал, говорил другими синонимами.

Урок 55

Описание

Цели урока:

Закрепление знаний по теме «Типы речи», обобщение изученного по теме «Описание»; со-

вершенствование речевых умений учащихся.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания 1. Пересказ одной из сцен пьесы А. Н. Островского «Гроза».



  1. Анализ сжатого изложения по рассказу В. Астафьева «Последний поклон».



  1. Беседа.

— Какие типы речи вы знаете?

— В чем особенность рассуждения?

— Какова композиционна особенность текстов повествовательного типа?

— В чем особенность рассуждения?

— Что характерно для описания?

II. Повторение и углубление изученного материала

1. Анализ текста. (Текст записывается под диктовку учителя с комментарием знаков пре-

пинания и орфограмм.)

Спавший в углу долговязый парень лет семнадцати проснулся и сел по-турецки, тараща на меня глаза. Парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и так конопат, как мне ни разу не доводилось видеть. Он был усеян веснушками разных видов и мастей: по золотистому фону размытых в сплошное поле конопушек была пущена мелкая россыпь темных точек, как будто его спрыснули дегтем сквозь чистое сито. За этой пестрядью не было видно черт его лица. Лишь потом я обнаружил, что у него прямой, с легкой горбинкой нос, высокий лоб с двумя буграми, бутылочного цвета глаза с рыжеватым отливом, который им придавали пушистые рыжие ресницы. Я просто ослеп, будто взглянул на солнце. (Ю. Нагибин.)

— Определите тип речи текста, обоснуйте свой ответ (стр. 156). (Описание внешности.)

— Какие особенности внешности героя отличает Ю. Нагибин? Какие детали в описании героя позволяют писателю сделать вывод: «Я просто ослеп, будто взглянул на солнце»?

Ю. Нагибин описывает в герое то, что невозможно было не заметить с первого взгляда: «парень был огненно, немыслимо ярко-рыж и очень конопат». Именно эти, особенности внешнего облика героя и раскрываются дальше в описании. Это прежде всего веснушки «разных видов и мастей», а затем уже глаза бутылочного цвета с рыжеватым отливом и пушистые рыжие ресницы. В тексте много слов, обозначающих золотисто-рыжий цвет: огненно, немыслимо ярко-рыж, по золотистому ону веснушек, глаза с рыжеватым отливом, рыжие ресницы.

Общий вывод: в описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявиться в том, как человек ходит, сидит, работает и т. д., в выражении его глаз, в улыбке и пр.

2. Диктант.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, присела на крошечную скамейку и начала правой рукой качать люльку, левой поправлять лучину. Я посмотрел кругом — сердце во мне заныло: не весело войти в мужицкую избу.

Ребенок в люльке дышал тяжело и скоро.

— Прочитайте текст со знаками препинания.

— Объясните правописание -н- и -нн- в указанных словах.

— К какому типу речи можно отнести данный отрывок? (Описание интерьера.)

— Чье жилище описано в данном отрывке? (Изба лесника из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк».) — Сравните данное описание с описанием интерьера, приведенным в упр. 299.

3. Тип речи «Описание природы». Упр. 298.

Ответ к упражнению 298:

И. С. Тургенев уже в первом предложении дает общее представление о пейзаже: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Далее выделяются частные признаки этой картины: поля, небольшие леса, овраги с низким кустарником, речки с обрытыми берегами, крошечные пруды, деревеньки с низкими избенками, покривившиеся сарайчики, церкви с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами. В последнем предложении выражено отношение к развернувшейся картине: «Сердце Аркадия понемногу сжималось».

Общий вывод: при описании должно быть обеспечено единство изображения, единство взглядов на предмет, а также определенная последовательность в описании.

— К какому стилю речи относятся тексты, рассмотренные на уроке? (К художественному.)

— Описание может быть не только художественным, но и научным.

4. Работа с текстом упр. 301 — научное описание.

III. Подведение итогов урока — Какие типы речи вы знаете?

— Что характерно для описания? — Какие виды описания вы знаете?

Домашнее задание

1. Упр. 302. Сочинение-миниатюра. 2. Объяснить лексическое значение выделенных слов в упр. 310.

Урок 56

Рассуждение

Цели урока:

Обобщение знаний по теме «Типы речи. Рассуждение»; выявление отличий рассуждения от

описания и повествования.

Ход урока I. Проверка домашнего задания Проверка выполнения упр. 302.

— Выпишите из сочинения предложения с причастными и деепричастными оборотами. Какую роль в вашем сочинении-описании они выполняют?

— Зачитайте сочинение-описание.

II. Повторение и углубление изученного материала 1. Беседа.

— Какие типы речи вы знаете? Чем они отличаются друг от друга?

— Назовите основные признаки повествования, рассуждения, описания, где применяются эти типы речи?

— Как строится текст-рассуждение, и каковы основные требования к его построению?

Схема построения текста-рассуждения 1) Вступление.

  1. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  2. Аргументы (доказательства). 4) Вывод, т. е. итог, к которому пришел автор рассуждения.



2. Анализ текста. Упр. 310.

— Прочитайте отрывок из статьи С. Залтина «Читая Гоголя».

— Как вы понимаете выделенные слова и предложения?

— Определите тип и стиль речи. (Тип — рассуждение, стиль публицистический жанр — статья. Заглавие: «Автор галереи бессмертных образов», Великий Гоголь», «Бессмертный талант», «Талант на все времена».)

— Определите основной тезис данного текста. (Гоголь... был предтечей если не всех, то очень многих современных литературных направлений.)

— Какие аргументы автор использует для доказательства основного тезиса?

(Разве «Шинель» не предшествует современному реализму и даже крайнему его выражению — неореализму?

А что такое современный мистицизм в литературе? Это — «Вист» и «Портрет».

Кафке предшествовал «Нос».

Карелу Чапеку — «Ревизор».

Школе исторического романтизма в ее современном виде — «Тарас Бульба». Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время это подлинный романтизм.

Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мертвые души».

Художественному бытописанию — «Старосветские помещики» и «Коляска». («Коляска» даже как бы предугадывает тех нынешних писателей, которые строят свои произведения не вокруг человека, а вокруг вещи).

Детектив? Это — «Игроки».

Водевиль? Это — «Женитьба».

Эссе? Это — «Выбранные места из переписки с друзьями» «Театральный разъезд».

И даже научному, а в то же время и писательскому исследованию Гоголь тоже отдал дань —

вспомним его (незаконченную) «Историю Украины»).

3. Словарная работа.

Персонифицирует — олицетворяет, наделяет человеческими свойствами.

Искусство гораздо консервативнее науки — искусство связано с традицией.

Неореализм — направление в итальянском кино и литературе, возникшее после Второй мировой войны и воплощавшее идеи гуманизма, социальной справедливости, основывавшееся на стремлении дать документально точную картину мира.

Мистицизм — мистическое мировоззрение, склонность к мистике.

Водевиль — короткая комическая пьеса, обычно с пением.

Эссе — прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции на частную

тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

III. Контроль знаний. Отработка умений и навыков — Является ли этот текст рассуждением?

— Назовите основные признаки текста и этого типа речи, докажите свое мнение.

— Определите основной тезис данного текста. Какие аргументы используются для доказательства? Какой вывод?

— Какие типы речи, кроме рассуждения, используются в данном тексте?

— Выпишите слова и обороты, которые, на ваш взгляд, особо точно и выразительно переда-

ют мысли и чувства автора.

Пример ответа:

Данное высказывание можно назвать текстом, т. к. можно выделить тематическое (чувство милосердия) и композиционное единство всех частей. Предложения связаны параллельной связью.

Текст обладает смысловой цельностью и относительной законченностью.

Этот текст является рассуждением.

Можно выделить тезис — чувство милосердие отторгнуто нашей жизнью.

Аргументы:

  • случай из жизни автора;

  • «сестра милосердия», «брат милосердия» — даже словарь дает их как «устар.», т. е. устаревшие понятия;

  • в Ленинграде... была улица Милосердия. Сочли это название отжившим, переименовали в улицу Текстилей.

Вывод: ... человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атро ируется.

В данном тексте кроме рассуждения используется повествование.

Слова и обороты, особо точно передающие мысли и чувства автора: продолжала хлестать окровавленный платок; пальто блестит от крови; отводили глаза; внимание, обостренное ожиданием помощи; «меня это не касается»; с горечью вспоминал; негодовал; нравственность состоит из конкретных вещей; изъять милосердие; чувство заросло, оглохло; чувство атро ируется.

IV. Подведение итогов урока

— Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению?

Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю милосердие?»

Урок 57 (33)

Речеведческий анализ текста

Цель урока:

Закрепить умение анализировать текст.

Ход урока I. Повторение изученного материала

Речеведческий разбор текста (по А. И. Власенкову)

  1. Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

  2. Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

  3. Выделите микротемы, составьте план.

  4. Укажите средства связи между частями текста.

  5. Определите тип речи, стиль и жанр.

  6. Укажите используемые стилистические средства. 7. Назовите особенности построения текста (его композиции).



II. Рассмотрение текста

Чистые пруды

Чистые пруды... Для иных это просто улица, бульвар, пруд, а для меня — средоточение самого прекрасного, чем было исполнено мое детство. Было время, я знал каждое дерево, каждый куст крапивы, каждую световую надпись: «Берегись трамвая!», мигающую красным на переходе. В слове «Берегись» три последние буквы не загорались, получалось красиво и загадочно: «Берег трамвая»...

Чистые пруды — это чудо первого скольжения на коньках, когда «снегурочки» становятся вдруг послушными, прямо, стройно режут широким лезвием снег, и ты будто обретаешь крылья.

Чистые пруды — это целый мир чудесных неожиданностей. Милые, скромные чудеса моего детства! Чистые пруды были для нас школой природы. Как волновала желтизна первого одуванчика! Нежности и бережности учили нас их пуховые, непрочные шарики. Мы ловили тут рыбу. И это было чудо — поймать рыбу в центре города. А плаванье на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек.

Не менее щедра была и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, желтой, красной листве берез, осин, кленов, лип. Мы набирали огромные охапки палой листвы и несли домой прекрасные, печальные букеты, и сами пропитывались их горьким запахом.

В раме Чистых прудов запечатлелся для меня и самый сильный образ моей юности. Это было в пору ожесточенных боев в Испании. Отовсюду глядело с портретов прекрасное, неистовое лицо Долорес Ибаррури, многие юноши носили пилотки с красным кантом и кисточкой, и нам казалось, будто самый воздух насыщен Испанией, ее звуками и ароматами, ее борьбой, ее гневной непримиримостью Испания была в нашем сердце.

Чистые пруды — это исток нашей юности, начало начал. (262 слова).

(По Ю. Нагибину)

Анализ текста

Текст представляет собой лирическую зарисовку — объяснение в любви родному городу, месту, где прошли детство и юность писателя (художественный стиль речи).

Описание Чистых прудов (а это небольшой район Москвы: улица, бульвар, пруд) пронизано счастливыми воспоминаниями; собственно говоря, в тексте больше раскрывается сам автор, чем город. Когда же говорится о городе, то преобладает его оценка, а не описание в узком и собственном смысле слова.

Текст прозрачен по композиции. В зачине (два первых предложения) дается общая эмоциональная оценка этого места. Оценка сугубо личная, авторская. Это уже заявка на субъективное описание. Основная часть состоит из пяти абзацев. Это мазки-воспоминания, оформленные по-разному: первый абзац дадим ему условное название «Я знал там все» — описание состояния среды, пропущенное через состояние лица (знал); второй абзац — «Чудо первого скольжения» — оценка действительности и состояния лица; третий абзац — «Целый мир чудесных неожиданностей» — опять оценка действительности и описание состояния лица; четвертый абзац — «Бульвар осенью» — описание среды, оценка действительности; пятый абзац — «Самый сильный образ юности» — после повествовательной фразы (Это было в пору ожесточенных боев в Испании) дается описание среды и лица; шестой абзац — концовка, в ней, как и в зачине, дается общая оценка Чистых прудов, но уже аналитическая, интеллектуальная.

Работая над текстом, следует обратить внимание на различные способы выражения оценки. Среди них одно из самых сильных средств общая поэтическая интонация. В прозе, как и в стихах, она создается путем упорядочивания текста. В данном тексте используется «окольцованная» композиция — общая оценка в начале, то же — в конце; анафоричное построение четырех абзацев с экспрессивным повтором тематических слов — Чистые пруды; параллельная связь между ними. Исключением является лишь один четвертый абзац, присоединяемый к предыдущему по способу цепной связи, и тоже не случайно: однообразие может наскучить. Задает интонацию именительный падеж представления в начале текста, отделенный от следующих фраз многоточием.

Оценка содержится также и в интонации восклицательных предложений; в синтаксическом строе некоторых повествовательных предложений (А плавание на старой, рассохшейся лодке, а смелые броски в холодную майскую воду, а теплота весенней земли под босой ногой — это было несметным богатством для городских мальчишек) и, понятно, в лексике. Здесь много слов оценочной семантики (самое прекрасное, красиво, загадочно, чудо, чудесные неожиданности, милые скромные чудеса и т. д.).

Примечания:

Приведенный пример анализа не означает, что это образцовый вариант речеведческого разбора. Вариантов может быть множество, и каждый из них отражает особенности, пусть небольшие в понимании текста.

План текста дан в анализе.

В целях необходимой наглядности здесь может быть использован заранее подготовленный

раздаточный материал

Домашнее задание

  1. Упр. 314. Сочинение-рассуждение на тему: «Каким я представляю себе красивого человека?»

  2. Индивидуальное задание. Познакомить учащихся с основными видами сокращения текста. Рассказать о тезисах и выписках.



Урок 58 (34)

Контрольный диктант

Цель урока:

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Диктант

Вариант I

С уверенностью можно сказать, что Чехов, более чем кто-либо, показал всю гибкость, красоту, изящество и разнообразие русского языка. Однако он никогда не прибегал к выковыванию новых, искусственных слов. Заслуга его в том и заключается, что он, не переставая, учился языку где только мог. И нельзя утверждать, что эта незримая работа давалась ему очень легко. Юношеские его рассказы далеко не свободны от южнорусских оборотов и речений, между тем как последние произведения изумительны по чистоте языка. Чеховские корректуры свидетельствуют наглядно о громадной, терпеливой обработке стиля.

У Чехова еще долго будут учиться языку русские писатели.

Язык Толстого напоминает постройку, возводимую великанами: чтобы о ней судить, нужно глядеть на нее издали. Язык Чехова — нежное и тонкое плетение, которое можно рассматривать и в лупу.

Пути русской литературы всегда были отмечены, точно придорожными маяками, внутренним сиянием отдельных личностей, душевным теплом тех праведников, без которых «несть граду стояния». В этом смысле Чехов непосредственно примыкает к скорбным и кротким обликам Гаршина и Успенского.

В смерти Чехова заключается какой-то глубокий символ настоящего литературного разброда. Точно вот ушел он, и вместе с ним исчезла последняя препона стыда — и люди разнуздались и заголились.

Конечно, здесь нет связи, а скорее совпадение. Однако я знаю многих писателей, которые раньше задумывались над тем, что бы сказал об этом Чехов. Как поглядел бы на это Чехов? (222 слова).

(А. Куприн.)

Вариант II

Едигей достал из лодки тяжелый кожаный бурдюк, наполненный водой, развязал его и выплеснул на прибрежную гальку вместе с водой золотого мекре. То была большая рыба. Могучая и красивая рыба. Она бешено заколотила золотым хвостом, изгибаясь, подпрыгивая, разметая вокруг мокрую гальку, и, широко разевая розовую пасть, обратилась к морю, пытаясь добраться до родной стихии, до прибоя. На какую-то недолгую секунду рыба вдруг замерла напряженно, затихла, пытаясь освоиться, оглядывая немигающими безупречно круглыми чистыми глазами тот мир, в котором нечаянно очутилась. Даже в суме речном предвечерье зимнего дня непривычный свет ударил в голову, и увидела рыба сияющие глаза людей, склонившихся над ней, кромку берега и неба и в очень далекой перспективе над морем различила за редкими облаками на горизонте нестерпимо яркий для нее закат угасающего солнца. Задыхаться начала. И рыба вскинулась. Заколотилась, закрутилась с новой силой, желая добраться до воды. Едигей поднял золотого мекре под жабры.

— Подставляй руки, держи, — сказал он Укубале.

Укубала приняла рыбину, как ребенка, на обе руки и прижала ее к груди.

— Какая она упругая! — воскликнула Укубала, ощутив ее пружинистую внутреннюю силу. — А тяжелая, как полено! И как здорово пахнет морем! И красивая какая! На, Едигей, я довольна, очень довольна. Исполнилось мое желание. Отпусти ее в воду поскорей...

Едигей понес золотого мекре к морю. Войдя по колено в набегающий прибой, он дал рыбе соскользнуть вниз. На какое-то короткое мгновение, когда золотой мекре падал в воду, отразилась в густой синеве воздуха вся золотая оснастка рыбы от темени до хвоста, и, блеснув, вспарывая воду стремительным корпусом, рыба уплыла в глубину... (246 слов).

(Ч. Айтматов.)

Урок 59

Виды сокращений текста (план, тезисы, выписки)

Цели урока:

Знакомство с видами сокращений текста (план, тезисы, выписки); развитие монологической

речи учащихся.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания

Тетради с сочинением на тему «Каким я представляю себе красивого человека?» сдаются на

проверку.



  1. Знакомство с видами сокращения текста

Выступление учащегося (Какие виды сокращений текста существуют? Что такое тезисы? В

каких случаях мы делаем выписки?).



  1. Контроль знаний. Отработка умений и навыков

— Прочитайте материал учебника (стр. 176, 179) и выпишите определение понятий тезисы, выписки, план.

— Составьте план и тезисы по упр. 317. Образец выполнения упр. 317:



План

Тезисы

  1. «Роскошная» речь Толстого.



  1. «Игровая» речь Писемского.

  2. «Живописная» речь Гончарова.



  1. Речь Салтыкова,

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой.

Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, — жестом и голосом.

И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, сочными красками, с одинаковою тщательностью изображающую и широкие очертания целого и мелкие подробности частностей.

... ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве

Достоевского, Лескова. 5. Слово Толстого.

6. Мысли Толстого.

рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц.

Оно всегда было просто и поразительно... Оно было хронологично... Рассказы Толстого... текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно.

В каждом литературном произведении надо отличать три элемента. Самый главный — это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника



— Перескажите содержание текста, пользуясь сначала тезисами, а потом планом.



  1. Подведение итогов урока

— Назовите основные виды сокращения текста.

— Что такое тезисы и выписки? Когда возникает необходимость в выписках? Как нужно

оформлять выписки?

Домашнее задание Упр. 318.

Сделать выписки из статьи В. Лакшина, стараться выписывать то, что расширяет, углубляет

ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир».

Урок 60

Конспект. Тематический конспект. Реферат

Цель урока:

Познакомить учащихся с видом сокращения текста — конспектом, его разновидностью —

тематическим конспектом.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

  1. Из статьи В. Лакшина (упр. 318) зачитать выписки, которые расширяют и углубляют ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Выполнить синтаксический разбор предложения (на доске, по выбору учащегося).



  1. Словарный диктант.

Подавать апелляцию, суверенная территория, выполнить миссию, написать ре ерат, выступить в оппозиции, баллотироваться в президенты, работать над конспектом, поставить пьесу, составить план, сделать выписки, прочитать тезисы, вступить в дискуссию, получить э ект.

(30 слов.)

— Объясните лексическое значение слов оппозиция (противодействие, сопротивление), апелляция (1. Обжалование решения суда в более высокую инстанцию с целью пересмотра дела. 2. Обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.)

— Назовите из диктанта слова, которые называют виды переработки и сокращения текста (Ре ерат, конспект, план, выписки, тезисы.)

— Какие разновидности переработки текста не названы? (Аннотация.)



  1. Повторение и углубление изученного материала 1. Слово учителя:

Конспект — это последовательная фиксация информации, отобранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

2. Работа по учебнику (стр. 183—185).



  1. Контроль знаний. Отработка умений и навыков Упр. 317, 318. Составить тематический конспект о творчестве Л. Н. Толстого.



Домашнее задание

Закончить работу над конспектом (упр. 317, 318).

Урок 61

Реферат

Цель урока:

Познакомить учащихся с правилами составления реферата.

Ход урока I. Проверка домашнего задания Сдать конспекты на проверку.

II. Новая тема

  1. Работа с учебником (стр. 185).

— Используя полученные сведения, письменно ответьте на вопрос: Что такое реферат?



  1. Знакомство с основными требованиями к реферату.

Реферат (от лат. refero — сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить,

над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Этапы работы над рефератом

  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8—10 различных источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Разработка плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.



Примерная структура реферата 1. Титульный лист.

  1. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

  2. Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).

  3. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

  4. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). 6. Список литературы.



Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5—15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата

    • Актуальность темы исследования.

    • Соответствие содержания теме.

    • Глубина проработки материала.

    • Правильность и полнота использования источников.

    • Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научнопрактических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам. На следующей странице представлен образец титульного листа реферата.



Образец оглавления

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………………………….с. 3

1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


написать администратору сайта