Главная страница
Навигация по странице:

  • Правила оформления библиографии

  • III Самостоятельная работа Оформить библиографические сведения учебников русского языка, литературы, географии и т. д. Домашнее задание

  • Урок 62 Аннотация Цели урока

  • Ход урока I. Работа по теме урока 1. Словарный диктант.

  • Либретто

  • Основные требования к аннотации

  • Разновидности аннотаций

  • II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ и редактирование

  • 2. Упр. 324, 325.

  • Домашнее задание Выполнить упр. 327 или 328. Урок 63 Рецензия Цели урока

  • Ход урока I. Проверка домашнего задания 1. Проверка упр. 327, 328.

  • II. Работа по теме урока Работа с учебником

  • Слово учителя

  • План написания рецензии

  • III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста рецензии

  • Самостоятельная работа

  • Ход урока I. Работа по теме урока 1. Объяснительный диктант.

  • 2. Стилистический анализ текста.

  • Образец стилистического анализа текста

  • поурочка10_кл РЯ. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеПоурочные разработки по русскому языку. 10 класс
    Дата23.03.2023
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапоурочка10_кл РЯ.docx
    ТипУрок
    #1010254
    страница25 из 27
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27
    Глава I. «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский) …………………………с. 5

    Глава II. Образ Петра I в поэзии М. Ю. Лермонтова ………………………………………..с. 10

    Заключение ……………………………………………………………………………………..с. 11 Библиография ………………………………………………………………………………….с. 13

    Правила оформления библиографии

    1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:

    Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. — Харьков, 1996.

    1. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:

    Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.

    1. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:

    Маркова А. К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.

    1. Если название источника содержит дополнительные сведения основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

    Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. — М., 1996.

    1. В случае выхода источника (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: / Ред: или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

    Социально-педагогические проблемы профессионального становления молодых учителей / Сост. С. Г. Вершловский. — Л., 1989.

    Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под ред. А. А. Бодалева. — Л., 1976.

    Реклама за рубежом / Ред. Б. Г. Карпова; Сост. И. С. Сидельников. — М., 1977.

    1. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника, например:

    Розанов В. В. Декаденты // Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989. — С. 211-215. Каменский Я. А. Великая дидактика // Каменский Я. А. Соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 242-446.

    Плеханов Е. В. К вопросу о роли личности в истории // Избр. филос. произв. — М., 1956. —

    Т. 2.

    1. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т. п.), например:

    Коменский Я. А. Соч.: В 2 т. М., 1982. — Т. 1. — С. 201-242.

    Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т. — М., 1980.

    1. Место издания — обязательный библиографический элемент — приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва — М.; Ленинград — Л.; Санкт-Петербург — СПб.; Петербург. — Пб.; Нижний Новгород — Н. Новгород; Ростов-на-Дону — Ростов н/Д; Лондон — L; Нью-Йорк — N.Y.; Париж — Р.

    2. Если книга ее описании два места издания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

    Гегель. Соч.: В 3 т. — М.; Л., 1934. — Т. 1. — С. 174-191.

    1. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсутствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

    2. При ссылке на тома, части, разделы, главы (в зависимости от построения источника и страницы соблюдаются следующие правила:

    а) все сведения даются арабскими цифрами;

    б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

    Том 4 — Т.4.

    Книга 2 — Кн. 2.

    Раздел 3 — Разд. 3.

    Выпуск 5 — Вып. 5. Глава 4 — Гл. 4.

    Страница 10 — С. 10.

    Страницы 200-210 — С. 200-210, например:

    Есенин С. А. Собр. соч.: В 5 т. — М., 1970. — Т. 2. — Гл. 7. — С. 51-71.

    12. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, две косые линии (//), приводится название журнала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журнала (если источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы пуска), точка, например:

    Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. — 1996. — № 3. Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. — 1977. — 19 июня.

    III Самостоятельная работа

    Оформить библиографические сведения учебников русского языка, литературы, географии и т. д.

    Домашнее задание

    Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку; а) написать реферат (для сильных учащихся); б) составить библиографию к реферату.

    Примерный список тем:

    • М. В. Ломоносов — филолог и поэт.

    • Древние риторы (Протагор, Горгий, Исократ, Сократ, Платон).

    • Особенности стиля писателя.

    • Зарождение и формирование научного стиля в России.

    • В. И. Даль — лексикограф.

    • Язык и история народа.

    • Наука о русском языке. Выдающиеся ученые-русисты. • Роль А. С. Пушкина в преобразовании русского литературного языка.



    Урок 62

    Аннотация

    Цели урока:

    Знакомство с особенностями вида сокращения текста — аннотацией; развитие умения со-

    ставлять аннотации; совершенствование навыков правописания.

    Ход урока

    I. Работа по теме урока 1. Словарный диктант.

    Аккомпанемент, аккордеон, хоккей, оккупант, аккуратный, можжевельник, жжёный, жужжание, либретто, оперетта, коттедж, э ект, юннат, дрожжи, перрон, территория, Голландия, Филиппины, Ницца, Апеннины, авторалли, баллада, дискуссия, иллюстрация, каравелла, коммерсант, баррикада, иллюзион, каллигра ия, барокко, стеллаж, аллегория, аннотация, Россия. — Какая орфограмма объединяет слова в данном диктанте? (Двойная согласная.) — Лексическое значение каких слов вы не знаете?

    Либретто — 1. Словесный текст театрализованного музыкально вокального произведения;

    2. Краткое изложение пьесы, оперы, балета; 3. План сценария.

    Барокко — вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль XVI-XVIII веков.

    — Что означает слово аннотация? (О происхождении этого слова учащиеся узнают из учеб-

    ника, стр. 186.)

    2. Анализ текста. (Текст записан на доске без знаков препинания.)

    Это был роман псевдонима, объявившегося где-то в Южной Америке, человека пессимистичного, но с такою страстью презрения писавшего о несчастьях, что они увлекали и манили к быту тяжёлому, рискованному, заквашенному на мучительной помеси из приключений и борьбы (К. Фе-

    дин.)

    — Расставьте знаки препинания в данном тексте.

    — Какова тема высказывания?

    — Можно ли назвать высказывание аннотацией?

    Строение аннотации

    1. Библиографическое описание.

    Мертлик Р.

    Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. — М.: Республика, 1992. — 479 с.

    1. Текст аннотации.

    В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие людей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют писателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

    Рассчитана на широкий круг читателей.

    Основные требования к аннотации

    • Композиция должна быть внутренне логичной и может отличаться от композиции исходного текста.

    • Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

    • Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и ясностью.

    • Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.



    Разновидности аннотаций

    • справочная (информативная);

    • рекомендательная (с элементами оценки);

    • от издательства;

    • от автора;

    • от составителя.



    II. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

    1. Анализ и редактирование текстов аннотаций из учебника и на примере заранее подобранных книг.

    — Подумайте, какие из аннотаций представляют собой исключительно информацию о книге,

    а какие содержат элементы оценки? Кем может быть написана аннотация?

    Носов Е. И.

    Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов — М.: Дет. Лит., 1990. — 32 с.: ил. — (Книга за книгой). Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной деревни.

    Волков Н. А.

    Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. — Л.: Дет. Лит., 1971. — 64с.: ил.

    Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Западе и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если говорить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

    Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смешных, случаются каждый день

    в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

    2. Упр. 324, 325.

    III. Итоги урока

    — Что такое аннотация и зачем она нужна?

    — В чём особенность строения аннотаций? Назовите основные требования к аннотации.

    Домашнее задание

    Выполнить упр. 327 или 328.

    Урок 63

    Рецензия

    Цели урока:

    Знакомство с особенностями вида оценки текста — рецензией; развитие умения составлять аннотацию; совершенствование навыков правописания. Проверка умения создавать рецензии; выявление состояния речевых, орфографических и пунктуационных навыков.

    Ход урока

    I. Проверка домашнего задания 1. Проверка упр. 327, 328. Учащиеся зачитывают аннотации.

    2. Орфографическая разминка.

    В продолжении повести, в данном произведении, рецензируемая работа, актуальность темы, оценивая работу в целом, вместе с тем надо отметить следующее, необходимо рассматривать, наиболее интересным представляется.

    II. Работа по теме урока

    1. Работа с учебником (стр. 188). — Что такое оценка текста?

    — Что такое рецензия? — Как писать рецензию?



    1. Слово учителя:

    Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художественного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце ХVIII — начале ХIХ века (от лат. recensio — осмотр, обследование).

    Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновременно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

    Условно выделяются следующие основные виды рецензии:

    а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

    б) эссе; это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

    в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

    г) авторецензия, в которой излагается взгляд автора на своё произведение (ученики могут писать авторецензии на свои сочинения).

    Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому признаку, становится обзором.

    Наряду с усвоением теоретических вопросов читаются и разбираются рецензии писателей,

    критиков, литературоведов.

    План написания рецензии

    1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

    2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опубликована.

    3. Укажите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

    4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произведения, мастерство автора в изображении персонажей.

    5. Ваша общая оценка прочитанного.

    6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку

    пересказом содержания.

    III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков 1. Анализ текста рецензии (упр. 330).

    Вопросы, помогающие разобрать рецензию.

    — Какую книгу рассматривает автор, когда она вышла в свет, где?

    — К какому условному виду (статья, эссе, развёрнутая аннотация, авторецензия) можно отнести эту рецензию?

    — Какую оценку даёт автор рецензии книге?

    — Как обосновывает свою оценку, как убеждает читателя?

    — Какие приёмы анализа текста использует рецензент?

    — Какие проблемы поднимает в связи с прочтением произведения?

    — Как рассказывает о своих впечатлениях?

    — Какова основная мысль рецензии?

    — Ваше мнение о рецензии и о книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?

    — Составьте план данной рецензии.



    1. Самостоятельная работа Упр. 332.



    1. Итоги урока

    — Что такое «оценка текста»?

    — Что такое рецензия?

    Домашнее задание

    Дописать рецензию, начатую в классе. Выполнить упр. 331.

    Урок 64 (29)

    Функциональные стили речи

    Цели урока: Обобщение знаний по теме «Стили речи»; совершенствование навыков правописания.

    Ход урока

    I. Работа по теме урока

    1. Объяснительный диктант.

    Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закрутился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, по дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собою солому, стрекоз и перья, поднялась к небу и затуманила солнце (А. П. Чехов.)

    — Объясните знаки препинания.

    — Определите тему текста. (Ветер, вихрь.)

    — Определите стиль речи. Назовите признаки стиля.

    Художественный стиль. Описывается картина сильного ветра с использованием изобразительно-выразительных средств. В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (ветер в степи поднял прошлогоднюю траву, закружил пыль), образность (олицетворение: ветер рванул, трава и бурьян подняли ропот, закружилась пыль).

    — Какие стили речи ещё вам известны (работа ведется по учебнику)? (Стили речи бывают разговорные и книжные. Книжные стили подразделяются на художественные, научные, о ициальные и публицистические.)

    — А как доказать принадлежность текста к тому или иному стилю? (Нужно выполнить пол-

    ный или частичный стилистический анализ.)

    2. Стилистический анализ текста.

    План стилистического анализа текста:

    • Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст.

    • Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте (непринуждённость — официальность, точность — расплывчатость названия, эмоциональность — бесстрастность, конкретность — абстрактность, субъективность — объективность, образность — отсутствие образности, подчёркнутая логичность, призывность речи).

    • Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.

    • Сделайте вывод: к какому стилю относится данный текст.



    Образец стилистического анализа текста:

    1) Зима на исходе. 2) Сонно жмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. 3) Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блестят лужи. 4) Пахнет снегом и берёзовыми почками. (По Б. Пастернаку.)

    Этот текст адресован не какому-либо определённому лицу, а любому человеку, всем желающим ознакомиться с тем, как выглядит конец зимы — наступление весны. Следовательно, это не разговорная, а книжная речь. Задача этого описания состоит в том, чтобы нарисовать картину уходящей зимы. Такая задача стоит перед автором художественного произведения, и относится отрывок к художественному стилю речи.

    В нём отражены такие черты художественной речи, как конкретность (солнечный полдень в лесу, чернеющая дорога с лужами, запах талого снега и набухающих почек), образность (олицетворение леса, описание его как живого существа).

    С этой целью в тексте используются слова в переносном значении и основанные на них изобразительные приёмы: метафоры (жмурится солнце, щурится лес), метафорические сравнения (ресницы игл, маслянисто блестят).

    Текст искусно построен: в начале описания картина лишь названа (1-е предложение), затем она конкретизируется в трёх следующих предложениях, каждое из которых состоит как бы из двух частей (второе и третье предложения сложные, четвёртое с однородными членами предложения).

    В тексте уместно использованы по характеру грамматической основы предложения: назывное (1-е), безличное (4-е); описательный порядок слов (2-е и 3-е), экспрессивные повторы, подчёркивающие существенные для описания картины детали (сонно жмурится, сонно щурится).

    В отрывке использованы глаголы настоящего времени, что способствует его живописности, изобразительности.

    Указанные особенности построения текста придают ему особую поэтическую интонацию,

    ритмичность.
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   27


    написать администратору сайта