шпаргалки, психология. психология. Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей знаний
Скачать 210.45 Kb.
|
Выделяют общие и специальные способности. В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным областям деятельности. 22. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. К общим способностям относят, прежде всего, свойства ума, и поэтому общие способности называют общими умственными способностями. Общие способности представляют собой психологическую основу успешной по-знавательной деятельности человека. В структуре общих способностей выделяют (М.А. Холодная): • конвергентные способности обнаруживают себя в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в соответствии с условиями задачи. • креативность – способность порождать множество оригинальных идей и использовать нестандартные способы интеллектуальной деятельности в нерегламентированных условиях. • обучаемость – общая способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. • познавательные стили – психологические различия между людьми, характеризующие своеобразие присущих им способов изучения реальности. • когнитивные стили – индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации. 23. Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Человек познает и изменяет мир, он переживает то, что происходит с ним и вокруг него. Переживание этого отношения человека к окружающему и составляет сферу чувств и эмоций. Мир чувств пронизывает все стороны нашей жизни – отношения с другими, нашу деятельность, общение и познание. Эмоции – это особый класс психических процессов и состояний, которые связаны с потребностями и мотивами и которые отражают в форме непосредственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру. Эмоции можно охарактеризовать несколько особо отличительными признаками: эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту; эмоции обычно отличаются полярностью т.е. обладают положительным или отрицательным знаком. В сложных человеческих чувствах оба полюса часто образуют сложное противоречивое единство. Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, целям, установкам. Функции эмоций: приспособления; оценки; побуждения; регуля-ции; коммуникативная. 24. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Согласно взглядам С.Л. Рубинштейна настроение в отличие от других эмоциональных образований личностно. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то.... Настроение влияет на все психические процессы. Будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, оно проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера. Настроение может осознаваться как нерасчлененный общий эмоциональный фон либо как четко идентифицируемое состояние (скука, тоска, печаль, радость, восторг...). Н.Д. Левитов отмечал, что человек часто не замечает своего настроения в течение длительного времени потому, что нет причин и поводов для отклонения настроения от обычного. Эти отклонения чаще всего возникают под воздействием впечатляющих жизненных фактов. Появление сильного и устойчивого чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Аффекты - особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулирующую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Благодаря этому механизму происходит общая настройка всех органов чувств на выделение и отчетливое восприятие всевозможных признаков, наиболее значимых для субъекта. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций может накапливаться и рано или поздно может привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессии. Один из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов – стресс. Стресс – состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, которое развивается в результате угрозы или реального воздействия экстремальных факторов социального, психологического, экологического и профессионального характера. Р. Кан различает стресс как объективно испытываемую трудность и напряженность как субъективное переживание. Значениями анг-лийского слова «stress» являются: давление, нажим, напряжение, уда-рение. По динамике протекания различают два основных вида стресса: острый и затяжной (хронический). Второй вид чаще всего связан с повседневными стрессорами. Хронический стресс – это состояния психического напряжения разной выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих разнообразных отрицательных факторов. Последствия его во многих случаях могут длительное время оставаться скрытыми. Изменение поведения при стрессе является специфическим. Выделяют две наиболее общие формы изменения поведенческой активности: • Активно-эмоциональная – направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство) • Пассивно-эмоциональная – ожидание окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий). 25. Понятие воли является одним из самых древних в психологии. Его ввел Аристотель, чтобы объяснить каким образом осуществляется поведение человека. Воля выступала как особая инстанция, способная изменять ход поведения - инициировать его, останавливать, менять направление. Воля в широком смысле понимается как неограниченность желаний и действий, физическая и личностная независимость, синоним свободы как познанной необходимости. Благодаря воле человек имеет возможность становится выше интересов данного момента и направлять свою активность на объективные ценности. Волевое развитие предполагает умение выходить за пределы сложившейся ситуации на несколько шагов вперед, в будущее, предвидеть последствия своих действий или назад в прошлое, устанавливать причинно-следственные связи. Воля в узком смысле – это сознательно совершаемое человеком усилие для преодоления препятствий на пути к цели; для создания дополнительного мотива деятельности, его поддержания и усиления. Критерии воли. Воля проявляется в : • волевых действиях; • в выборе мотивов и целей; • в регуляции внутренних состояний человека, его действий и различных психических процессов; • в волевых качествах личности. Функции воли: • регуляция и саморегуляция активности. • инициация и осуществление волевого действия. • выбор действия при конфликте целей и мотивов. • регуляция различных параметров действия Механизм волевого поведения. Мотив волевого поведения заключается в изменении ценности поведения. В волевом поступке принимает участие личность в целом и исход будет зависеть от того, какой смысл для нее имеет данная конфликтная ситуация, какую позицию личность в ней занимает. Смысл действия задается высшими человеческими потребностями, которые и являются определяющими при выборе волевого действия. Переход к волевой регуляции необходим и наблюдается в тех случаях, где побуждение к действию с самого начала недостаточно или уменьшается по мере осуществления действия. Формирование нового смысла осуществляется через связь дей-ствия с новым мотивом, с новой ситуацией для человека, часто воображаемой. Волевое действие можно рассматривать как действие с двумя смыслами. Один смысл задается жизненным мотивом, другой - воображаемым мотивом. В этом случае действие становится другим, в старой оболочке начинает жить другое действие – воображаемое. Привлечение нового мотива, включение действия в более широкую систему отношений и тем самым изменение смысла действия с целью усиления побуждения и является психологическим механизмом усилий воли человека. Становление волевого действия – это включение его в более широкий мотивационный контекст, соединение внешне нейтрального действия с мировоззрением и моралью личности. Побуждает не всякий воображаемый мотив, а лишь тот, который входит в основание личности, и та воображаемая ситуация, на которую способна эмоционально откликнуться личность. Роль личностного смысла в изменении побудительности и проявлении волевых качеств хорошо видна на примере патологии. Для достижения жизненной цели умственно отсталые дети проявляют достаточно высокую настойчивость, упорство, смелость и даже изобретательность. Но эти качества исчезают, как только ребенку предлагают выполнить действие, прями не связанное с его потребностями. Такое поведение объясняется тем, умственно отсталые дети не способны произвольно изменять смысл ситуации, для них необходимо менять саму ситуацию, чтобы побудить активность. Воля есть не только особый способ мотивации, но и ее особая форма, произвольная форма мотивации. Волевое действие — это действие на основе произвольно построенной мотивации с во6ражаемым мотивом. Переход к произвольности мотивации основан на осознании мотивов и произвольном воображении, определяемом речевым опосредованием, а главное — на действии в прошлом на основе этого воображаемого мотива. С.Л. Рубинштейн писал, что «воля, в собственном смысле слова возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним…В результате его действия определяются уже не непосредственно его влечениями как природными силами, а им самим». Развитие воли в значительной мере зависит и от развития мыш-ления, от способности человека правильно оценивать ситуацию, свои возможности, последствия своих действий и т.д., поскольку все это сказывается на изменении смысла .действий и на формировании таких качеств личности, как решительность, настойчивость, самостоятельность, и предполагает наличие внутреннего интеллектуального плана, участвующего в создании намерения. В результате развитие воли оказывается тесно связанным с развитием сознания, мышления, воображения, внимания, мотивационно-потребностной сферы личности. 26. Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент становления его создания и самосознания. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Сознание человека – это вообще не только теоретическое, познавательное, но и моральное сознание. Корнями своими оно уходит в общественное бытие личности. Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что совершается вокруг него и им самим. Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Человек не рождается с готовым самосознанием. Он даже сначала не выделяет себя из окружающего мира. Самосознание возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития. Самосознание развивается постепенно и проходит через следующие фазы (В.С. Мерлин): • сознание тождественности; • сознание Я как активного начала, как субъекта деятельности; • осознание своих индивидуальных качеств путем обобщения результатов самонаблюдения; • социально-нравственная оценка. Согласно концепции В.В. Столина самосознание имеет трехуровневую структуру и представляет собой сочетание когнитивных, аффективных и регуляторных компонентов. Соответственно этим трем уровням можно различить и единицы самосознания. На уровне органического самосознания такая единица имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания – представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свою возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный смысл, путем столкновения в поступке одних личностных качеств с другими проясняющий для личности значение ее же собственных свойств и сигнализирующий, об этом в форме эмоционально-ценностного отношения к себе. Такие традиционные нравственные категории, как совесть, долг, и такие личностные качества, как сила воли, мужество, стремление к творчеству, обнаруживаются личностью в себе самой не просто путем оценки себя как объекта, но путем осмысления себя в ситуациях, когда эти качества или их отсутствие выступают как преграды на пути ее же собственной активности или, наоборот, как условия, облегчающие ее деятельную самореализацию. И.С. Кон в психологической структуре самосознания выделяет три компонента «Я» с точки зрения их иерархической соподчиненности: 1. Активное, действующее «Я» - регулятивно-организующие принцип бытия; ему соответствуют такие психологические механизмы, как саморегуляция и самоконтроль. 2. Рефлексивное, категориальное «Я» - представления индивида о себе, оформленное в «Я-концепцию», осознанное и категоризированное. Эти функции выполняют внутренние механизмы самопознания м самооценки. 3. Невербализированное, некатегориальное и зачастую неосознавае-мое «Я-переживаемое»; эта подструктура представлена в психической жизни процессом самоощущения. Самосознание как осознание себя, своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самооценка, самоконтроль, самопринятие. Самопознание – нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Самопознание совершается: • в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения посредством сопоставления этих результатов с существующими нормативами; • при осознании отношения других ко мне, оценок другими резуль-татов моей деятельности, поступков, качеств моей личности и т.п.; • в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, которое может происходить как по ходу осуществления деятельности, так и после этого, при восстановлении событий в памяти. Результатом самопознания человека является выработка им сис-темы представлений о самом себе или «образа Я». «Образ Я» определяет отношение человека к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке человекам собственных действий, состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. 27. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности; как автономная характеристика личности; ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности, отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира. А.В. Захарова считает, что ядро самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосо-вершенствования. Оценить какое-либо проявление – значит определить свое отношение к нему, установить его значимость, меру соответствия общественно принятым нормам, критериям. Содержательная сторона оценки – одобрение или осуждение, принятие или критика, симпатия или антипатия – определяется многими факторами: социальной позицией человека, установками, интеллектуальным, нравственным развитием. мотивами, средствами и целями действия и т.д. Самооценка является условием и средством формирования таких итоговых продуктов самосознания как образ Я и Я-концепция (сложившаяся, иерархически организованная, обобщенная и устойчивая система, определяющая общее самочувствие личности) |