Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные положения философии

  • «Путеводитель души к Богу»

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница32 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    § 14. Б
    ОНАВЕНТУРА
    Жизнь и произведения
    Бонавентура — современник Сигера Брабантского и Фомы Ак- винского. Родился в Италии в 1217 (или 1221) г., при рождении ему было дано имя Джованни Фиданца. Когда Джованни был еще ре- бенком, он очень сильно заболел, и все были уверены, что болезнь смертельна. И только мать Джованни, страстная почитательница
    Франциска Ассизского, молила дни и ночи святого Франциска, чтобы он даровал жизнь ее больному сыну. Чудо свершилось, Джо- ванни выздоровел, и после этого его стали звать Франциск Ассиз- ский Бонавентура. «Бонавентура» в переводе с латинского «благое пришествие», т.е. «благое пришествие Франциска Ассизского».
    Впоследствии его стали звать просто Бонавентура.
    Бонавентура получает первоначальное образование во францис- канском монастыре. В 1236 году едет учиться в Париж, на факуль- тет искусств. В 1243 г. становится монахом францисканского ор- дена, в 1248 г. получает степень бакалавра и начинает преподавать сам в Парижском университете. Вначале преподает Библию, по- том — «Сентенции» Петра Ломбардского (знаменитый учебник по догматическому богословию, написанный под большим влиянием
    «Точного изложения православной веры» преп. Иоанна Дамаски- на). В 1257 г. Бонавентуру избирают генералом францисканского ордена. Влияние Бонавентуры все более и
    более растет,
    он стано- вится кардиналом и
    даже помогает в
    1271
    г.
    стать папой римским
    Григорию
    X,
    который в
    1273
    г.
    назначает его кардиналом и
    епис-

    382
    Глава II. Схоластика копом
    Альбанским.
    Бонавентура приложил много усилий для объ- единения восточной и
    западной христианских церквей. Во многом благодаря его усилиям открывается в 1274 г. II Лионский собор, главной задачей которого было соединение восточной и западной церквей. Но во время работы этого собора 15 июня 1274 г. Бона- вентура заболел и умер.
    Практически сразу после смерти Бонавентура был канонизиро- ван, и до сих пор в католическом мире он один из наиболее почи- таемых святых. Как правило, наиболее выдающимся философам и богословам Средневековья в католическом мире давалась некото- рая характеристика, так вот Бонавентура был назван «серафичес- ким доктором». Среди произведений Бонавентуры, которых он на- писал достаточно много, можно выделить «Комментарии к “Сен- тенциям” Петра Ломбардского» и особенно «Путеводитель души к
    Богу». В этом произведении Бонавентура попытался соединить все возможные способы размышления о Боге. Он соединяет и мисти- цизм, и философию, и естественные науки по примеру Дионисия
    Ареопагита, учившего об иерархичности бытия.
    Основные положения философии
    Прежде чем перейти к анализу этого произведения, ознако- мимся с основными положениями философии «серафическо- го доктора» вообще. Согласно Бонавентуре, стремление к Богу и познание Бога возможно главным образом через внутренний опыт. Стремление к Богу врождено человеку и есть естественное чувство человека. Возможны два пути познания Бога: философ- ский и богословский. Философия исходит из познания вещей и затем восходит к Богу. Путь богословский, наоборот, исходит из
    Божественного откровения, и затем уже происходит нисхождение к тварному миру. Богословие ведется светом Божественного от- кровения, философию ведет естественный свет разума. Но само- стоятельность философии кажущаяся, потому что в действитель- ности каждый философ пользуется неким критерием истинности, а он есть не что иное, как Божественный свет. Поэтому сам разум может пользоваться своими истинами лишь при помощи сверхъ- естественной помощи.
    В этом и состоит заслуга христианства —в нем разум получил надлежащую опору на откровение. До христианства люди поль- зовались разумом самостоятельно, но одни опирались только на разум, как, например, египетские жрецы, другие же, подобно Со-

    § 14. Бонавентура
    383
    ломону, просили у Бога разум по своим делам, по своим молитвам получали его.
    В человеке разум и вера отличаются, в Боге же вера и разум пол- ностью совпадают. Поэтому человек не может познать Бога полно- стью, ибо его разум отличается от Божественного. Идея Бога врож- дена человеку, и в отличие от Фомы Аквинского, который говорил, что человеку врождена лишь возможность идеи Бога, Бонавентура утверждал, что сама идея Бога врождена человеку, ясно и четко, хотя и неполно. Поэтому философия может сотрудничать с верой, с религией. Философия есть этап на пути к Богу.
    Бог познаваем, согласно Бонавентуре, и существует два пути познания Бога. Первый путь исходит из того, что Бог есть исти- на, врожденная душе. Человеку явлено существование Бога, но не явлена Его сущность. Возникает вопрос, почему тогда существуют язычники — люди, верящие в Бога неправильно? На это Бонавен- тура отвечает, что даже те, которые верят в Бога неправильно, они все равно в Бога верят, верят в Его существование. Человеку врож- дена идея существования Бога, но не идея Его сущности. Бог есть истина, а человеческий разум стремится к истине и, следователь- но, любит истину. Но невозможно любить то, чего не знаешь. Если человек любит истину, то он ее уже знает, а невозможно знать то, чем ты не обладаешь. Следовательно, человек обладает идеей ис- тины, т.е. идеей Бога. На основании врожденности идеи Бога воз- можно онтологическое доказательство бытия Бога. У Бонавентуры это доказательство принимает очень простой, почти тривиальный вид: «Если Бог есть Бог, то Бог есть, но посылка настолько верна, что ее нельзя помыслить неверной. Следовательно, бытие Божие есть несомненная истина». Иначе говоря, если Бог — это действи- тельно совершенное существо, более Которого ничего нельзя по- мыслить, то Бог существует.
    Второй способ познания Бога — при помощи чувственного мира, ибо вещи несамодостаточны, они не могут существовать самостоя- тельно, для этого необходимо существование Бога. Второй способ познания Бога для Бонавентуры не столь совершенный, как пер- вый, ибо любое доказательство, идущее от внешнего мира, лишь помогает развить врожденную душе идею Бога. Поэтому второй путь приводит к первому.
    Одна из основных проблем философии для Бонавентуры — это проблема творения. Точнее, Бонавентура указывал, что для фило- софии существует только три основных проблемы: это проблема

    384
    Глава II. Схоластика творения, проблема индивидуации (существования множествен- ности вещей) и проблема иллюминации (освещение Божествен- ным светом истины человеческой души).
    Недостаток любой философии до христианства (мы рассмотрим лишь решение Бонавентурой проблемы творения) состоял в том, что философы всегда искали в творении некое начало, отличающе- еся от вещей и от небытия. У Платона таким началом были идеи и материя. Аристотель предлагает другой мир, в котором идеи су- ществуют уже в самих вещах, однако и он также считал, что мир не творится Богом, а существует вечно. Бонавентура утверждает, что не нужно верить в отдельное существование идей и вещей, пос- кольку Бог в силу Своего совершенства творит каждую вещь цели- ком, творит и идею, и материю, и форму, и их соединение, творит все Сам без каких-либо опосредованных звеньев. Бог творит мир из небытия и творит вещь сразу во всей своей сущности. Творение происходит во времени, ибо бытие творится из небытия, а фраза
    «из небытия» предполагает, что бытие возникает после небытия.
    И здесь Бонавентура советует обращаться к Платону, ведь Платон лучше объясняет сотворение мира во времени, хотя Аристотель и гораздо логичнее.
    Творение мира Богом объясняется естественным стремлением блага передаваться и распространяться. Бог есть всеобщая при- чина, поэтому все, что существует, есть следствие этой причины.
    Когда Бог творит мир из небытия, то тварный мир получается соединенным из бытия и небытия. Поэтому сотворенный мир и оказывается несовершенным и ограниченным во времени, т.е. ко- нечным. Подобную идею развивал и блаж. Августин.
    «Путеводитель души к Богу»
    В «Прологе»
    Бонавентура повествует об обстоятельствах, по- будивших его написать эту работу.
    Бонавентура решил посетить гору Альверно, на которой однажды Франциску Ассизскому было явление шестикрылого серафима. Размышляя над этим видéнием, он понял, что «под шестью крыльями серафима на самом деле сле- дует понимать шесть ступеней озарения, которые проходит душа, как бы шесть ступеней или дорог, которыми она восходит к миру через экстатические излияния христианской мудрости». Размыш- ляя далее, Бонавентура указывает, что, поскольку Бог присутствует во всем — и в материальном мире, в виде следов Бога, и в нашей душе, являющейся образом Бога, — то «в настоящем состоянии

    § 14. Бонавентура
    385
    нашей природы сотворенный мир представляет собой лестницу для восхождения к Богу» (18, с. 51). Следовательно, чтобы достичь созерцания Бога, необходимо «перейти через следы, которые те- лесны, преходящи и находятся вне нас, и это выведет нас на путь к Богу. Затем следует войти в нашу душу, которая является бес- смертным образом Бога, духовна и находится внутри нас, и это значит войти в истину Божию. Наконец, мы должны возвыситься до вечного, высшей духовности и находящегося выше нас, взи- рая на Первоисток, и это значит возрадоваться в познании Бога и благоговении перед Величием Его» (18, с. 51–53). Поэтому всего существует три этапа восхождения: мир, душа, Бог.
    Эти три этапа соответствуют и тройному существованию вещей: в Боге, в материи и в уме (такое же решение вопроса об универса- лиях предлагал и Фома Аквинский). Соответствуют они и Пресвя- той Троице. В соответствии с этим и в душе существуют три нача- ла: ощущение, ум и дух. Поэтому и святые евангелисты говорят, что Бога любить надо всем сердцем, всей душой, всем разумом.
    Трем этапам соответствует три вида теологии — символическая, собственная и мистическая. Символическая повествует о Боге, су- ществующем в мире; предметом собственной является Бог, про- являющийся в нашей душе, а мистическая говорит о Боге Самом по Себе. Но каждый из этих этапов можно рассматривать двояко: и как сам по себе, и как существующий по сравнению с другим.
    Поэтому количество этапов удваивается, и получается шесть эта- пов, шесть ступеней восхождения души к Богу: мир, отношение мира и души (т.е. познание душой материального мира), душа, воздействие Бога на душу, Бог откровения и Бог как всё во всём.
    Эти шесть ступеней Бонавентура сравнивает с шестью днями тво- рения, с шестью ступенями храма Соломонова, с шестью крылья- ми серафима и т.д.
    Шести этапам соответствуют и шесть способностей души: ощу- щение, воображение, смысл, понимание, ум и последняя способ- ность, которую Бонавентура называет «светоч синдерезы», — спо- собность, которая превосходит все остальные наши способности.
    Этот термин обозначает как бы мистическое соединение с Богом, уподобление Ему.
    На первой ступени человек наблюдает мир, существующий сам по себе, и видит в нем мудрость Творца. Он видит бесконечное коли- чество вещей и понимает, что это говорит о безграничном могу- ществе Бога, бесконечности Его атрибутов. Красота вещей говорит

    386
    Глава II. Схоластика о бесконечной красоте Бога, порядок говорит о бесконечной муд- рости Бога и т.д. Логика этих рассуждений Бонавентуры по сути совпадает с логикой доказательств бытия Бога Фомы. Бонавентура тоже делает вывод о бытии Бога и Его свойствах на основании на- блюдения за материальным миром.
    На второй ступени человек рассматривает уже не само творение, а то, каким образом мир входит в душу, т.е. как человек познаёт этот мир. Бонавентура описывает свою теорию познания во мно- гом на августинианском языке, показывая, что в окружающей сре- де возникает сначала подобие вещей, их образы, затем эти образы проникают в органы ощущений. Из внешнего органа ощущений эти образы проникают во внутренний орган, затем в воспринима- ющую способность, далее попадает в память и становится пред- метом умственного понимания. После того, как возникает в уме образ воспринятой вещи, возникает суждение, мысль о восприня- той вещи. Человек, придя к истинному высказыванию, получает от этого определенное наслаждение. «В соответствии с этим виды, вызывающие наслаждение вследствие своей красоты, приятности и благотворности, открывают, что в первом виде заключена первая красота, первая приятность и первая благотворность… Ведь если наслаждение сопряжено с соответствием друг другу и единственно лишь подобие Богу является высшим смыслом красоты, приятнос- ти и благотворности… то из этого можно явно видеть, что единс- твенно в Боге есть основное и истинное наслаждение, к поиску которого ведут нас все наслаждения» (18, с.79–81). Следовательно, и анализ чувственного познания мира и связанного с этим удо- вольствия от этого познания показывает, что истинным источни- ком и познания, и наслаждения является Бог.
    На третьей ступени Бонавентура советует человеку, совершаю- щему восхождение к Богу, войти в себя и увидеть, как душа любит себя. Но может ли душа любить себя не зная? А знать — не помня?
    Поэтому в душе существуют три способности (также от Августина): память, знание, т.е. умозрительная способность, и способность выбора, или воля. Каждая из этих способностей показывает, ка- ким образом Бог существует в нашей душе и каким образом душа является образом Бога. Например, память показывает, что в душе существуют некоторые принципы, которые человек никогда не может забыть и без которых было бы невозможно мышление. Это основные принципы наук, аксиомы, очевидные положения, кото- рые являются врожденными и очевидными для всех людей. Умоз-

    § 14. Бонавентура
    387
    рительная способность также показывает нам присутствие Бога в душе, поскольку способность мыслить основана на совершении заключений, а сами эти заключения основаны на некоторых оп- ределениях. Определения, в свою очередь, основываются на более высоких определениях и т.д. до самого высшего начала, до Сущего самого по себе и Истины самой по себе. Мысля, человек отличает ложь от истины, поскольку сама душа освещается Богом, т.е. ис- тиной. Таким образом, и умозрительная способность показывает, почему душа является образом Бога.
    Здесь же Бонавентура, анализируя познавательную способность, рассматривает место и роль философии в познании Бога. Филосо- фия также ведет человека к Богу. Философия бывает трех видов: естественная, рациональная и моральная. Естественная филосо- фия рассматривает причину бытия и поэтому ведет к Богу-Отцу, рациональная философия рассматривает законы мышления и по- этому ведет к Богу-Слову, а моральная философия рассматривает порядок жизни и поэтому ведет к благу Святого Духа. Соответс- твенно каждая из трех видов философии делится также на три вида знания. Так, естественная философия делится на метафизику, ма- тематику и физику. Метафизика исследует сущность вещей и по- этому ведет к Богу-Отцу, математика исследует числа и поэтому ведет к Богу-Слову, физика рассматривает упорядоченность мира и поэтому ведет к Святому Духу.
    Рациональная философия состоит из трех частей: грамматики, логики и риторики. Грамматика повествует о сущности слов, по- этому ведет к Богу-Отцу; логика повествует о правильности упо- требления слов, поэтому ведет к Богу-Слову; риторика повествует о том, как правильно пользоваться словами, как красиво говорить, и поэтому ведет к Святому Духу.
    И моральная философия, соответственно, делится на мораль ин- дивидуальную, семейную и социальную. Индивидуальная мораль говорит о нерожденности Бога-Отца, семейная напоминает о рож- денности Бога-Сына, а социальная мораль говорит о свободе, су- ществующей в Святом Духе. Все виды этой философии, поскольку все они основаны на истинной вере, основаны на непогрешимых правилах, поэтому они необходимо ведут к истине.
    Действие способности выбора заключается в обсуждении, суж- дении и желании. Обсуждение касается исследования того, что кажется человеку лучшим. Но узнать, что лучше, можно лишь в том случае, если у нас есть знание о сáмом лучшем, т.е. о Боге.

    388
    Глава II. Схоластика
    «Желание — это прежде всего то, что в наибольшей степени дви- жет душой. Наиболее же движет душой то, что она любит; а то, что она больше всего любит, — это блаженство. Блаженством можно обладать лишь через высшее благо» (18, с. 101), т.е. через Бога.
    На четвертой ступени рассматривается не просто душа, сущес- твующая сама по себе, но душа в ее отношении к Богу, т.е. душа, преображенная Божественной благодатью.
    Бонавентура спраши- вает, почему не каждая душа может увидеть Бога в себе? Потому что большинство душ погружены в чувственный мир, а подняться душа может только при помощи благодати Божией, при помощи
    Иисуса Христа. Для этого нужно самому верить в искупительную жертву Иисуса Христа и надеяться на Его благодать. Нужно верить, надеяться и любить Бога. То есть вера, надежда и любовь — это три основных добродетели.
    На этой стадии человек обращается уже не к философии, а к
    Священному Писанию, и созерцание Бога достигается не пос- редством действий ума, а посредством опыта сердца. Душа слышит высшую гармонию, воспринимает высшее наслаждение. Наш дух выстраивается иерархически, как и весь мир, и эта иерархия со- ответствует иерархии девяти ангельских чинов. Созерцая ангелов в себе, человек видит в себе Бога. Поэтому на более высоком, т.е. четвертом этапе восхождения к Богу, следует опираться на Свя- щенное Писание, которое учит нас, как учили этому законы Мо- исея, душевному очищению, учат нас озарению, как этому учили нас пророки, и учит духовному совершенствованию, что было из- ложено в Евангелиях.
    В отношении пятой ступени Бонавентура говорит, что созерцать
    Бога можно не только в нас, но и выше нас, через свет, превосхо- дящий нашу душу. Душа созерцает Бога как бытие, существующее вне человека. Если первый способ, т.е. рассмотрение Бога в мире, является лишь притвором храма, второй способ рассмотрения Бога в душе есть святилище, то третий есть Святая Святых.
    Бога можно понимать как сущность и как Его ипостаси. Как сущность лучше всего рассмотрел Бога Иоанн
    Дамаскин, такое рассмотрение соответствует Ветхому Завету. Имя, соответству- ющее Богу при подобном способе Его постижения, есть Сущий.
    Рассмотрение Бога через Его ипостаси лучше всех было проведено
    Дионисием Ареопагитом, имя Бога при подобном способе позна- ния есть Благо, и это дается нам Новым Заветом. Для постижения
    Бога надо направить свой взор на бытие как таковое, которое есть

    389
    полная лишенность небытия. Бытие есть первое, что попадает в человеческий разум. Мыслить несуществующее невозможно, поэ- тому первый предмет человеческой мысли есть бытие. Без этого бытия, бытия Божественного, разум не может познавать. Так же, как для видения цветов нужен свет, так и для познания нужно бытие. Это бытие есть всегда благо, поскольку бытие лучше, чем небытие (своеобразная модификация онтологического доказатель- ства Бога). Поэтому Бог есть истинное бытие, и поэтому Он су- ществует, и есть истинное благо.
    И на последней, шестой ступени человек зрит Бога как Того, в
    Ком Творец и творение совпадают, как некоторую нераздельную сущность, при рассмотрении которой разум умолкает, говорит лишь сердце. Это то, что и было открыто святому Франциску Ас- сизскому, и об этом этапе говорить ничего невозможно, ибо ни разума, ни слов не существует для описания этого этапа. Для это- го нужно оставить действия разума, нужно вопрошать благодать, нужно видеть Бога, а не человека, — это есть высшая цель чело- веческой жизни, это и есть смерть. Этими идеями заканчивается
    «Путеводитель души к Богу».
    Таким образом, Бонавентура показывает, что все виды познания ведут, в конце концов, к Богу: и чувственное, и рациональное, и мистическое. Поэтому способы восхождения к Богу, изложенные в виде ступеней, следует рассматривать не столько как лестницу, взойти на следующую ступень которой невозможно, минуя преды- дущую, сколько как исследование всей полноты мира — и матери- ального, и духовного, — показывающего, что всё, на что ни обра- тит свое внимание человек, говорит о Боге и ведет его к Богу.
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта