Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
Скачать 1.39 Mb.
|
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ Глава I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 § 1. Философия и мифология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20 § 2. Религии Древней Греции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Религия Зевса—Аполлона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Религия Деметры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 Религия Диониса. Орфики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 § 3. Семь мудрецов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27 Глава II. ДОСОКРАТОВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 § 1. Милетская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Фалес . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 Анаксимандр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Анаксимен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 § 2. Пифагор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35 § 3. Гераклит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38 § 4. Элейская школа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Ксенофан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43 Парменид . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45 Зенон Элейский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50 § 5. Эмпедокл . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 § 6. Анаксагор . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 § 7. Древнегреческий атомизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Глава III. КЛАССИЧЕСКАЯ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . 67 § 1. Софисты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 § 2. Сократ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Жизнь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Учение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77 § 3. Сократические школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Мегарская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82 Оглавление 449 Киническая школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 83 Киренаики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 § 4. Платон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Критика сенсуализма в диалоге «Теэтет» . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Учение об идеях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 92 Учение о душе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 101 Учение о государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 106 Космология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 Платонизм и христианство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 112 § 5. Аристотель . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113 Предмет философии. Классификация наук . . . . . . . . . . . . . . . . 117 Основная аксиома философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 120 Учение о четырех причинах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Физика. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Учение о душе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 140 Теория познания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 142 Этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146 Учение о государстве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 149 Глава IV. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ . . . . . . . . . . . . . 152 § 1. Общая характеристика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 § 2. Эпикур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 153 § 3. Стоицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 § 4. Античный скептицизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Скептические тропы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 166 Скептицизм и христианство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 § 5. Плотин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Жизнь и трактаты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 Подход к философии Плотина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178 Бессмертие души . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 От самопознания к познанию мира. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186 Учение о трех ипостасях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Откуда в мире зло? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205 Учение о человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 209 Плотин и христианство. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217 § 6. Поздний неоплатонизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Порфирий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Ямвлих. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Прокл и конец античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 450 Оглавление РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Глава I. ПАТРИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . 226 § 1. Понятие средневековой философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 226 § 2. Филон Александрийский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 227 § 3. Иустин Философ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 234 § 4. Татиан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 § 5. Климент Александрийский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 240 § 6. Тертуллиан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 245 § 7. Ориген . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 250 § 8. Блаж. Августин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 255 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 Отношение к античной философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 258 Вера и разум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 262 Опровержение скептицизма. Самопознание как исходный пункт философствования . . . . . . 266 Теория познания (чувственное познание) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269 Теория познания (разум) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 271 Учение о бытии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 275 Учение о времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 278 Космология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 280 Учение о человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 283 Происхождение зла. Полемика с манихеями и пелагианами. Этика Августина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Философия истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 § 9. Дионисий Ареопагит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 Проблема авторства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 302 Апофатическое и катафатическое богословие . . . . . . . . . . . . . 303 Происхождение зла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 306 § 10. Иоанн Скот Эриугена . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 309 Предмет философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Учение о «четырех природах». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 Глава II. СХОЛАСТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 §1. О понятии схоластики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 315 § 2. Беренгарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 § 3. Петр Дамиани . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 § 4. Ансельм Кентерберийский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 319 Оглавление 451 Доказательства бытия Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 Проблема универсалий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 323 § 5. Петр Абеляр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 325 § 6. Шартрская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 § 7. Бернард Клервоский. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 335 § 8. Сен-Викторская школа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 337 § 9. Арабская философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 338 Аль-Кинди . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 Аль-Фараби. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340 Ибн Сина. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 341 Аль-Газали. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 345 Ибн Рушд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 348 § 10. Католицизм в XIII веке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 352 § 11. Латинский аверроизм. Сигер Брабантский . . . . . . . . . . . . . . . 354 § 12. Альберт Великий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357 § 13. Фома Аквинский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 358 Предмет философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 359 Доказательства бытия Бога . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 362 Метафизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 366 Учение о человеке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 Гносеология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 373 Этика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375 Социальная философия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 380 § 14. Бонавентура . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 381 Основные положения философии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382 «Путеводитель души к Богу» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 384 § 15. Роджер Бэкон. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 389 § 16. Иоанн Дунс Скот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 392 § 17. Уильям Оккам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 398 РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Глава I. РАННЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 § 1. Причины возникновения Ренессанса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 404 § 2. Данте Алигьери . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 406 § 3. Ренессансный гуманизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 407 Франческо Петрарка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 408 Оглавление Лоренцо Валла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 411 § 4. Флорентийская платоновская академия . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 Георгий Гемист Плифон . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 414 Марсилио Фичино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415 Пико делла Мирандола . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 416 § 5. Николай Кузанский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 419 Глава II. ВОЗРОЖДЕНИЕ В XVI В. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 § 1. Никколо Макиавелли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425 § 2. Пьетро Помпонацци . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 427 § 3. Эразм Роттердамский . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 Жизнь и произведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 429 «Оружие христианского воина». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 432 Спор с Лютером о свободе воли. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 § 4. Мишель Монтень . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 438 § 5. Джордано Бруно . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 442 Ó÷åáíîå ïîñîáèå Ëåãà Âèêòîð Ïåòðîâè÷ Èñòîðèÿ çàïàäíîé ôèëîñîôèè ×àñòü ïåðâàÿ Àíòè÷íîñòü. Ñðåäíåâåêîâüå. Âîçðîæäåíèå 2-å èçä., äîï. è ïåðåðàá. Âåðñòêà Â. Ï. Ëåãà Êîððåêòîðû È. Ì. Öàðåíêî, Ì. Å.Çûêîâà Õóäîæíèê Å.Â. Êîìàðîâà Ïîäïèñàíî â ïå÷àòü 27.05.2009. Ôîðìàò 60õ90/16. Áóìàãà îôñåòíàÿ. Ãàðíèòóðà Íüþòîí. Óñë. ïå÷. ë. 28.5. Ïå÷àòü îôñåòíàÿ. Òèðàæ 3000 ýêç. Çàêàç ¹ Èçäàòåëüñòâî Ïðàâîñëàâíîãî Ñâÿòî-Òèõîíîâñêîãî ãóìàíèòàðíîãî óíèâåðñèòåòà. 115184, Ìîñêâà, óë. Íîâîêóçíåöêàÿ, 23á. |