Главная страница
Навигация по странице:

  • Георгий Гемист Плифон

  • Марсилио Фичино

  • Пико делла Мирандола

  • § 5. Н ИКОЛАЙ К УЗАНСКИЙ

  • ВОЗРОЖДЕНИЕ В XVI В.

  • Философия. Лега В.П. История философии. Ч.1.. Православный святотихоновский гуманитарный университетбогословский


    Скачать 1.39 Mb.
    НазваниеПравославный святотихоновский гуманитарный университетбогословский
    АнкорФилософия
    Дата03.10.2019
    Размер1.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛега В.П. История философии. Ч.1..pdf
    ТипКнига
    #88434
    страница35 из 37
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37
    § 4. Ф
    ЛОРЕНТИЙСКАЯ
    ПЛАТОНОВСКАЯ
    АКАДЕМИЯ
    Однако среди философов подобная трактовка христианства в эпикурейском ключе не была распространенной. Гораздо чаще фи- лософы обращали свои взоры в сторону Платона. Именно плато- низму суждено было сыграть наиболее важную роль в философии эпохи Возрождения. А ренессансный платонизм, в свою очередь, окажет большое влияние на философию и науку Нового времени.
    В этом аспекте следует упомянуть прежде всего так называемую
    Флорентийскую платоновскую академию, среди представителей которой выделяются три мыслителя: Георгий Гемист
    Плифон,
    Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола.
    Георгий Гемист Плифон
    Плифон (1355–1452) — православный священник из Констан- тинополя, участвовал в знаменитом Флорентийском униатском соборе и после окончания его работы остался в Риме, где пропо- ведовал свои взгляды, которые не разделялись Константинопо- лем. Трактат «Законы» Плифона был сожжен по приказу патри- арха, до нас дошли только некоторые отрывки из него. Плифон отличался свободомыслием, несмотря на то что был православ- ным священником и принадлежал к высшим слоям духовенства.
    Он интересовался другими религиями, античной культурой (на- звание трактата «Законы» явно навеяно платоновскими «Зако- нами»).
    В своих работах Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических. Так, кре- ационизму он предпочитает эманационное видение мира (вневре- менное, вечное порождение мира из некоего первоначала путем мистического истечения энергии Божества). Свое учение Плифон именует эллинской теологией. Вселенная не может быть сотво- рена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна; Бог всегда производит вселенную по принципу, описанному Плоти- ном, а переход от Божественного единства к многообразию земно- го мира происходит через языческих богов. В «Законах» Плифона часто упоминаются имена этих богов, хотя сам он в них не верил и считал их всего лишь удобными именами: высшего бога он час- то называет Зевсом (именно он является вневременным творцом природы и абсолютным бытием).

    § 4. Флорентийская платоновская академия
    415
    Марсилио Фичино
    Название «академия» за флорентийскими платониками укре- пилось в силу их вольного характера; это было не официальное учреждение, а кружок гуманистов, объединившихся вокруг своих лидеров, одним из которых был Марсилио Фичино, и вокруг по- читаемого ими великого античного философа Платона.
    Марсилио Фичино (1433–1499) — фигура уникальная не только в истории Возрождения, но и вообще в мировой культуре. Он был маленького роста, почти горбун, весьма некрасивый. Но влиятель- ный флорентиец Козимо Медичи проникся необыкновенной сим- патией к Марсилио за его ум и трудоспособность. Видя его интерес к платоновской философии, Медичи купил виллу рядом со своим домом и подарил ее Фичино, чтобы всегда иметь удовольствие бе- седовать с мудрым философом. А для того чтобы Фичино лучше разбирался в платоновской философии, Медичи подарил ему пол- ный кодекс всех произведений Платона на греческом языке (пода- рок не менее ценный, чем вилла, ибо существовал в единственном экземпляре).
    На этой вилле Фичино и создал многие свои шедевры. Он пе- ревел на латынь всего Платона, а также всего Плотина, трактаты
    «герметического корпуса» (т.е. работы, приписывавшиеся Гермесу
    Трисмегисту (Триждывеличавому) (вымышленному ав тору, якобы современнику Моисея, обладавшему магической мудростью богов),
    Порфирия, Прокла, Ямвлиха, Дионисия Ареопагита. Он пишет и свои работы: «О христианской религии», «Платоновская теология о бессмертии души», «О жизни», «Толкование на «Пир» Платона» и др. В частности, в первой работе Фичино высказывает мысль о том, что существует некая всеобщая религия, а все остальные ре- лигии в той или иной мере причастны ей, христианство же являет- ся ее высшим и лучшим проявлением. Благодаря покровительству
    Медичи Марсилио Фичино стал католическим священником, что, впрочем, не мешало ему произносить проповеди о божественном
    Платоне и возжигать свечи в храме перед его бюстом, настолько велика была его любовь к этому греческому философу.
    Философию Фичино рассматривал как сестру религии, а о мире учил по образцу платоников, считая его иерархически упорядочен- ным. Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять сту- пеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится по- середине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом,

    416
    Глава I. Раннее Возрождение центром иерархии оказывается не Бог, а человек. Картина эта не пантеистическая, а скорее пенентеистическая, ибо все происходит из Бога и Бог объемлет Собою все. Качества — это некая ступень перехода от божественного единства к множественности мира, то, что дает качественное многообразие предметам мира.
    Мир находится в постоянном движении, которое присуще лишь одушевленным существам, поэтому мир — это движение души, являющейся связующим элементом мира. Душа находится везде в природе, все связано душой. Мир находится в единстве благодаря тому, что берет начало от Бога. Поскольку мир берет начало от
    Бога, он охватывается красотой; поскольку мир связывается Бо- гом, он связывается любовью; поскольку мир в конце концов со- единится с Богом, он связывается наслаждением.
    Божественную Троицу
    Фичино часто сравнивал с тремя ипос- тасями Плотина, считая, что обоснование трех ипостасей у Пло- тина — это и есть обоснование христианской Троицы. Таким об- разом, у Фичино мы видим полное слияние античной, в первую очередь неоплатонической, философии с христианством.
    Пико делла Мирандола
    Кроме
    Фичино, лидером Флорентийской платоновской акаде- мии был и Джованни Пико делла Мирандола (1463–1494). В от- личие от Фичино, обладавшего неказистой внешностью и живше- го затворнической жизнью на подаренной ему вилле, Пико делла
    Мирандола был статным красивым мужчиной, биография которо- го была под стать его внешности: легенды описывают его страст- ную романтическую любовь, похищение возлюбленной, бегство, тюрьму и т.п.
    Пико прожил бурную и недолгую жизнь. По происхождению это был богатый человек — граф Мирандолы и синьор Конкордии. Он унаследовал огромное богатство и рано проявил свою одаренность.
    Богатством он распоряжался со свойственным ему бескорыстием.
    Пико рано стал интересоваться античной и восточной филосо- фией (в том числе еврейской каббалой), заниматься языками, и древними и восточными, учился в Падуанском университете, по- бывал в Париже; заказывал для себя переводы с тех языков, кото- рых он не знал (за переводы с арабского он расплачивался арабс- кими скакунами).
    В 1486 г. Пико делла Мирандола пишет знаменитые «900 тезисов», рассылает их всем виднейшим мыслителям того времени и пред-

    § 4. Флорентийская платоновская академия
    417
    лагает им собраться в Риме, чтобы устроить диспут по предложен- ным им тезисам. Диспут должен был предваряться выступлением самого Пико. Впоследствии это несостоявшееся выступление было опубликовано под названием «Речь о достоинстве человека».
    В своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и предложил свое учение, которое претендо- вало на объединение различных философий на основе античного платонизма. Однако о готовящемся диспуте узнал папа римский, и диспут был запрещен, а тезисы осуждены. Пико делла Миран- доле угрожает арест, и он бежит во Флоренцию, где сближается с Марсилио Фичино. Здесь Пико пишет другие произведения, в частности «Гептапл» (толкование на шесть дней творения), «О су- щем и едином», «Рассуждения против астрологии», «Толкование на “Канцону о любви” Джироламо Бенивьени» и др.
    В основе философии Пико делла Мирандолы лежит неоплато- низм. Он предлагает иерархическое построение мира, но в отличие от Плотина и других неоплатоников Пико говорит на языке хрис- тианских понятий и утверждает, что мир имеет три уровня: ангель- ский, небесный и элементарный. Эти миры соподчиняются, они вечны (в том числе и материальный мир), ибо Бог, творящий его (а творит Он не из ничего, а эманатийно, в силу Своей сущности, как считал и Плотин), вечен. Сам мир прекрасен. Здесь Пико вторит многим своим современникам-гуманистам, но парадоксальным образом отрицает наличие красоты в Боге, ибо красота, по его ут- верждению, предполагает в себе некоторую асимметрию, элемент безобразного. В Боге же нет никакой асимметрии, в Нем нет ниче- го безобразного, поэтому в Нем нет и никакой красоты.
    Пико делла Мирандола не отрицает библейскую картину мира, однако считает, что в Библии даны лишь некоторые образы, ко- торые философ должен аллегорическим образом истолковать. В
    Библии дано грубое, народное описание творения мира. Иерархия уровней связывается Богом, Который находится не над иерархией, а пронизывает ее Собою. Весь мир есть то, в чем находится Бог, т.е. Бог есть все во всем; Бог — это совершенство вещей, их сущ- ность. Поэтому Пико делает вывод: вещь, избавленная от несовер- шенства, есть Бог. Если мы утверждаем, что Бог есть все во всем и в каждой индивидуальной вещи есть Бог, то, поскольку Бог есть сущность, основа бытия этой вещи, можно сказать, что каждая вещь, лишенная своей индивидуальности, своего несовершенства, и представляет собою Бога.

    418
    Глава I. Раннее Возрождение
    Большой вклад внес Пико делла Мирандола в понимание при- роды в научном смысле, ибо он был, пожалуй, первым из фило- софов, который стал утверждать, что Бог, понимаемый в неопла- тоническом смысле, создает мир сообразно некоторым математи- ческим законам. Бог, создавая мир, имел перед Собой геометрию, арифметику, алгебру и другие науки, и поэтому окружающий нас мир построен по этим же математическим законам. Впоследствии на основе этой мысли выдающиеся ученые нового времени разра- ботают концепцию математического естествознания. А одним из первых философов, высказавших эту мысль, был Пико делла Ми- рандола — мысль, которую впоследствии афористично выскажет
    Галилей: «Книга природы написана языком математики».
    Пико этого не сказал, но впервые идея возникает именно у него.
    Идею о математическом устроении вселенной Пико высказывал в полемике против астрологов, о которых он написал целую книгу
    («Рассуждения против астрологии»). Астрологи, как считал
    Пико делла Мирандола, не правы в том, что ищут некоторые вымышлен- ные причины всех явлений.
    Пико высказывается против разного рода ошибок в истолковании естественных явлений как со сторо- ны астрологов, ищущих причины всего в сочетаниях звезд, так и со стороны обыденного религиозного сознания, которое во всем старается видеть действие ангельских или демонических сил. Во всем имеется своя собственная причина, мир представляет собой цепочку взаимодействующих причин — именно в таком аспекте он возражал как против современного ему религиозного сознания, так и против астрологических воззрений, появившихся к тому времени в большом многообразии. Природа имеет каузальную (причинно- следст венную) структуру. К тому же астрология принижает челове- ка, показывая полное отсутствие у него всяческой свободы. Если все зависит от расположения звезд и планет, то свободы у человека нет, так зачем же говорить тогда о грехе и о наказании за грех?
    Человек, по мысли Пико, представляет собой четвертый мир — не ангельский, не небесный и не элементарный. Этот четвертый мир не находится ни на каком из этих уровней, человек абсолютно сво- боден и потому может поместить себя на любой из уровней этого мира. Он может стать выше ангелов и опуститься ниже животных.
    Человек пронизывает собою все миры и место в этой иерархии занимает по своей собственной воле. Он сам должен определить себя, ибо таким его создал Творец — полностью и абсолютно сво- бодным. Человек сам себя формирует, и каким он будет, зависит

    § 5. Николай Кузанский
    419
    не от сочетания звезд, не от воли Бога, а только от собственной свободной воли человека. Именно поэтому человек и является об- разом Божиим, но для того, чтобы стать действительно образом
    Божиим, человек должен направить свою свободную волю к Богу и достичь этого образа, стать им.
    Таким образом, в мыслях
    Пико делла Мирандолы мы видим стремление сохранить христианство, понять его с точки зрения современного интереса к человеку на новых, гуманистических по- зициях, поставить в центр мира человека, а не Бога, и внести в христианство все истины из разных философских систем. Впро- чем, Пико не отрицал наличия истинности и в других религиях, хотя и считал христианство высшей, наиболее совершенной фор- мой религии.
    § 5. Н
    ИКОЛАЙ
    К
    УЗАНСКИЙ
    Младшим современником философов-гуманистов был Нико- лай Кузанский (Николай из Кузы, городка на юге Германии). Он отличается от других философов эпохи Возрождения. Характер философских учений тех мыслителей, о которых мы уже говори- ли и которых еще будем изучать, отличался эклектизмом, поверх- ностностью, игнорированием некоторых философских проблем. В основном философов Возрождения интересуют этические вопро- сы, а онтологические и гносеологические проблемы отступают на второй план (если вообще появляются) или не включаются в круг философских проблем. Николай Кузанский поразительно отлича- ется от всех этих философов. Это действительно самобытный, ге- ниальный мыслитель. Он больше философ, чем богослов, хотя сам он считал себя богословом.
    Николай Кузанский (1401–1464) родился в христианской семье, учился в так называемой школе «братьев общей жизни». Это была полумонашеская организация, противопоставившая себя офици- альной католической Церкви, но не порывавшая с ней и не ухо- дившая в ересь мистицизма и иррационализма. «Братья общей жизни» старались возродить дух первоначального христианства, поставив себя в определенную оппозицию римо-католичеству; они хотели уйти от схоластических споров и вернуться к индивидуаль- ному религиозному переживанию Бога. Понятно, что воспитание и образование в этой общине соответствовали ее основным при- нципам, и это отчетливо проявится у ее воспитанника Николая

    420
    Глава I. Раннее Возрождение
    Кузанского (впоследствии у «братьев общей жизни» будет учиться
    Эразм Роттердамский). После окончания школы Николай Кузан- ский поступает в Гейдельбергский университет, а потом учится в
    Падуанском университете. Он изучает математику, медицину, аст- рономию, географию, юриспруденцию.
    В 1423 г. Николай Кузанский становится доктором экономичес- кого права, затем поступает в Кельнский университет, где изучает богословие. В 1426 г. он рукоположен в сан священника, с этого времени начинается его быстрое восхождение по ступеням иерар- хической лестницы католической Церкви. Он идет на службу в папскую курию; в 1437 г. его посылают в Византию на переговоры по поводу объединения Церквей. Там он знакомится с Георгием
    Гемистом Плифоном. В 1448 г. Николай
    Кузанский становится кардиналом, но активная жизнь в рамках католической Церкви не мешает его философским, богословским и естественнонауч- ным занятиям. Он интересуется географией и впервые предлагает карту Европы, занимается изучением календаря (во многом по его инициативе готовится реформа календарного исчисления), мате- матикой (вносит большой вклад в исчисление бесконечно малых величин). В 1450 г. Николай Кузанский назначен папским легатом в Германии, а в 1458 г. возвращается в Рим и становится генераль- ным викарием.
    Еще молодым (в 1440 г.) Николай Кузанский пишет свою основ- ную работу — «Об ученом незнании». Впоследствии он написал и ряд других работ: «О предположениях»; диалоги, объединенные участием в них действующего лица под именем Простец (написан- ные явно под влиянием Платона), — «Простец о мудрости», «Про- стец об уме», «Простец об опытах с весами»; некоторые богослов- ские произведения — «О сокрытом Боге», «Об искании Бога», «О
    Богосыновстве», «О даре Отца светов».
    После выхода работы «Об ученом незнании» на Николая Кузанс- кого посыпались разные обвинения. В полемику с Кузанцем вступил католический священник Венк, работа которого называлась «Неве- жественная ученость». После выхода ее в свет Николай Кузанский выпускает «Апологию ученого незнания», где пытается защитить свои взгляды. Нападки на Николая со стороны многих священно- служителей совсем не мешали его успешному продвижению по ие- рархической лестнице Римско-католической Церкви, что свидетель- ствует о специфике того времени, когда свободомыслие проникало даже в круги высокопоставленных и влиятельных людей.

    § 5. Николай Кузанский
    421
    Основное положение книги «Об ученом незнании» и всего твор- чества Кузанца состоит в возврате к богословию ранних отцов
    Церкви. Николай Кузанский старается вернуться к духу Оригена и особенно Дионисия Ареопагита. В их философии, утверждает кардинал, заложено понимание истины и Бога.
    О Боге нельзя ничего сказать; познать Бога можно лишь на пу- тях апофатического (т.е. отрицательного) богословия. Поэтому чем больше мы познаем Бога, тем более мы убеждаемся в том, что мы
    Его не можем познать. Утверждать, что он знает Бога, может лишь полный невежда, а истинный мудрец и богослов, познавая Бога, все больше убеждается в своем собственном незнании. Поэтому истину (а Бог есть Истина) познать мы не можем. Чем больше мы познаем ее, тем больше убеждаемся в собственном незнании — именно в этом состоит основная мысль трактата. Этой идеей трак- тат начинается, ею же он и заканчивается.
    В начале книги Николай Кузанский дает определение того, что есть максимум: это «то, больше чего ничего не может быть» (4, с. 51). Но если максимум таков, то он не может быть меньше само- го себя. Если максимум становится меньше максимума, он уже не является максимумом. Поэтому максимум есть и то, меньше чего ничего не может быть, — следовательно, максимум совпадает с ми- нимумом. Но самое минимальное число — это единица; следова- тельно, максимум есть единица. Максимум есть всеобъемлющее, над всем возвышающееся; он выше всякого утверждения, о нем нельзя сказать, что он есть, он не больше есть, чем не есть. Су- ществование этого высшего единого максимума провозглашается
    Николаем Кузанским как высшая истина.
    Этот максимум и есть Бог. Исследуя максимум, Кузанский об- наруживает, что максимум включает в себя также и равенство с самим собой, и связь с самим собой. Именно таков смысл хрис- тианской Троицы. Кузанский даже дерзает утверждать, что слова
    «Единство», «Равенство» и «Связь» лучше показывают природу
    Бога, чем слова «Бог Отец», «Бог Сын» и «Бог Дух Святой». Прав- да, в скобках он добавляет, что было бы лучше, если бы богодухно- венные авторы включили эту мысль в Священное Писание.
    Познать Бога можно лишь на путях аналогий. Аналогии с чувс- твенными предметами не могут быть надежными, поскольку само чувственное достаточно шатко. Самыми надежными и несомнен- ными являются сущности более абстрактные (здесь явно видно влияние платоновской традиции), но абстрактные аналогии не

    422
    Глава I. Раннее Возрождение должны быть лишены материальной опоры, иначе их нельзя себе представить. Такими сущностями являются математические пред- меты, поэтому лучше всего приступить к познанию Бога через ма- тематические символы (т.е. знаки). Поскольку Бог есть Единство,
    Равенство и Связь, то лучше всего представить себе Бога в виде треугольника, а поскольку Бог есть максимум, то Бог есть беско- нечный треугольник. Бесконечный треугольник — это треугольник, стороны которого стремятся к бесконечности, т.е. это треугольник о трех прямых углах. Кроме того, Бог есть и бесконечная прямая линия, бесконечная окружность, и все это, собственно говоря, совпадает, ибо окружность, радиус которой стремится к бесконеч- ности, становится все менее и менее кривой. Кривизна ее прибли- жается к нулю, и бесконечная окружность совпадает с прямой.
    Поскольку окружность бесконечна, центр ее не может находить- ся в одном месте. Центр такой окружности находится везде, а гра- ница — нигде. Поскольку Бог есть бесконечная окружность, центр которой везде, то Бог есть везде, в каждой части мира Он присутс- твует весь целиком.
    Будучи бесконечностью, Бог превышает все противоположности и включает их в Себя. Но кроме абсолютного максимума есть от- носительный максимум — это мир. Будучи бесконечным, Бог бес- конечно содержится в каждой конкретной вещи, поэтому и мир является бесконечным. Мир, как и Бог, есть окружность, центр которой везде, а граница нигде.
    Николай
    Кузанский отвергает распространенную в то время аристотелевско-птолемеевскую картину замкнутой вселенной, на границе которой находится сфера неподвижных звезд, и утвержда- ет, что вселенная имеет равномерную структуру. Аргументы Кузан- ского идут от природы Бога и связи Его с миром. Поскольку связь
    Бога с миром мыслится именно таким образом, как сказано выше, то Николай Кузанский вынужден каким-то образом рассматривать и концепцию сотворения мира. Если Бог весь содержится во всем мире (и даже более того, как утверждает
    Кузанский, мир вечен, а не сотворен в определенный момент времени), то Николай Ку- занский вынужден бороться с неоплатоническим эманативизмом, чтобы избежать вывода о сотворении мира Богом по некоторой необходимости.
    Николай Кузанский не разделяет ни концепцию творения мира во времени, ни концепцию эманации. Он утверждает, что мир есть развертывание Бога — экспликация. Бог есть единство всего, Он

    § 5. Николай Кузанский
    423
    есть бытие-возможность; Бог развертывается в некоторую акту- альность, в действительность. Мир не содержит в себе противо- положностей, а является таким, каков есть. Развертывание не есть эманация, не необходимая, превышающая Бога сила, а происходит в силу собственной воли Бога. Бог представляет Собой весь мир в свернутом виде; то, что получается в результате развертывания, уже не есть Бог.
    Нельзя обвинить Николая Кузанского в пантеизме (отождествле- нии Бога и мира), нельзя сказать, что он целиком и полностью порывает с христианством в своей онтологии. Скорее всего, его концепция, так же как и у Плотина, — панентеизм, хотя здесь сложно подобрать терминологию: не «все есть Бог» (пантеизм), а
    «все в Боге» (панентеизм), но в свернутом виде. Поскольку мир есть развертывание Бога, то мир вечен.
    Человек есть часть сотворенного Богом мира, причем часть на- иболее совершенная, потому что человек включает в себя не толь- ко материальную, телесную природу, но и духовную, умственную.
    Поэтому человек действительно целиком включает в себя все; че- ловек, по выражению античных мыслителей, есть микрокосм. Од- нако нельзя сказать, что каждый человек есть микрокосм. Говоря это, мы говорим лишь о сущности человека. Человек есть сущес- тво, пораженное грехом. Лишь один Человек включал в Себя весь мир — Иисус Христос. Воплотившись, приняв в Себя весь мир ду- ховно и материально, став совершенным Человеком, Бог показал людям путь не только к спасению, но и к совершенствованию, к человеческой сущности. Поэтому каждый человек, по выражению
    Кузанского, есть Бог, но не абсолютно.
    Весьма интересна и не совсем обычна для того времени теория познания Николая Кузанского. Человек — существо божествен- ное, поэтому он может познавать. Однако Кузанский не считает, что все познание для человека осуществляется на путях его ра- зума. Он пытается объединить платоновскую и аристотелевскую позиции, соединяя чувственный, рациональный и интеллектуаль- ный элементы познания. Понимая, с одной стороны, что исти- на нематериальна и познание истины заключается не в познании материальных предметов, а в познании Бога (и в конце концов познание истины есть познание того, что мы ничего не знаем),
    Николай, с другой стороны, утверждает, что познание конкрет- ной, ограниченной, а не абсолютной истины возможно и начина- ется с процесса чувственного восприятия. Именно оно является

    Глава I. Раннее Возрождение тем толчком, который побуждает наши органы познания к началу действия.
    После чувств вступает в силу другая способность человеческого познания — воображение, которая, не выходя за пределы чувствен- ного познания, обобщает данные, дающиеся в чувствах. Чувства и воображение — это низший уровень познания. На более высоком уровне начинает действовать рассудок, который различает и со- поставляет. Рассудок есть особая интеллектуальная деятельность, способность познания, и имеет свое собственное орудие. Рассудок не зависит от чувств, он имеет в себе идеи (или формы, говоря аристотелевским языком), которые вложены в нас при рождении
    Богом. Однако Кузанский не становится на позицию платоников, утверждавших, что знание в нас уже заложено до рождения. Зна- ние появляется в нас, когда действуют органы чувств. Тем не менее разум содержит в себе в свернутом виде все эти идеи и формы, и рассудок сопоставляет и различает идеи и данные, которые пос- тупают от воображения. Такова рассудочная деятельность нашего познания.
    Высшая ступень познавательной деятельности — интеллект, или разум, который не сопоставляет, не сравнивает, а соединяет все воедино. Рассудок, сопоставляя и сравнивая, действует на основа- нии закона исключенного третьего и закона непротиворечия. Ра- зум же действует на основании других законов — он как бы видит истину целиком, он схватывает ее во всех ее противоположностях.
    Это интуитивное схватывание истины.
    Рассудок не может познать бесконечность, а разум может. Таким образом, стремясь к бесконечности (а мы помним, что бесконеч- ность есть Бог, максимум, обнимающий собою все противополож- ности), разум видит все противоположности. В результате такой деятельности ум созерцает все как бы в одной точке, так что все есть одно и одно есть все.

    425
    Г
    Л А В А
    I I
    ВОЗРОЖДЕНИЕ В XVI В.
    1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


    написать администратору сайта